При скрещивании растения томата с высоким стеблем и овальными плодами с карликовым растением

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 21.09.2024

Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?

У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).

нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Чтоб определить генотипы родителей, нужно помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе из каждой пары у гибрида от мамы, а второй – от папы.

У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?

Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

"Никогда такого не было, и вот опять!" Сидим до экзамена перед компьютером и в игрушки играем?! А чо?! До ЕГЭ по биологии еще целая неделя отдыха, а перед смертью все равно не надышишься! Зачем зря калории жечь и шарики за ролики в голове закручивать?!

Знаете, что мне сказали подружки-сороки, когда я их поздравила с прибавлением семейства? ЕГЭ по химии было сложным. Все выпускники обрыдались после экзамена. Половина ребят сдали пустые листы со второй частью. Но. это цветочки по сравнению с тем, что будет на ЕГЭ по биологии. Короче, нас ожидает полный ТРЭШ. Не верите? Можете и дальше сидеть за компом, заткнув уши наушниками, вместо того, чтобы взять ручку в ручку и начать решать задачи по генетике!

Короче, вы как хотите, а я - как знаю!

Сегодня будем разбирать задачи на неполное сцепление генов (т.е. на кроссинговер). Вначале - небольшой ликбез.

Неполное сцепление генов

Сцепленное наследование - это распределение в потомстве неаллельных генов, лежащих в одной хромосоме.

Закон Т. Моргана о сцепленном наследовании: гены, локализованные в одной хромосоме, занимают определенное место (локус) и наследуются сцепленно. Сила сцепления обратно пропорциональна расстоянию между генами: чем больше расстояние между генами, тем меньше сила сцепления между ними и чаще образуются рекомбинантные типы гамет.

Т. Морган показал, что сцепление может быть полным и неполным, нарушение сцепления происходит за счет кроссинговера.

Кроссинговер (от англ. сross-in-gover перекрест) - перекрест хромосом, взаимный обмен гомологичными участками хромосом, происходит в профазе-1 мейоза во время конъюгации хромосом.

Вероятность кроссинговера зависит от положения генов в хромосоме: чем ближе гены друг к другу, тем вероятность кроссинговера меньше, чем дальше они друг от друга, тем эта вероятность больше.

Расстояние между генами выражают в единицах рекомбинации, т.е. через долю скрещиваний (в процентах), приводящих к появлению новых сочетаний генов, отличных от родительских: 1 единица рекомбинации (1% кроссинговера) = 1 морганиде.

1. В F2 образуется 4 группы фенотипов, собранных попарно с примерно одинаковым числом особей (вероятностью признака).

5. Процент кроссинговера и расстояние между генами (в морганидах) определяют по доле особей с кроссоверными гаметами (число особей в меньших группах делят на общее число особей).

Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. В потомстве получилось 320 высоких с шаровидными плодами, 317 карликовых с грушевидными плодами, 25 высоких растений с грушевидными плодами и 29 карликовых растений с шаровидными плодами. При скрещивании другого гетерозиготного по обоим признакам растения с карликовым, имеющим грушевидные плоды, получилось другое расщепление: 246 высоких с грушевидными плодами, 239 карликовых растений с шаровидными плодами, 31 высокое с шаровидными плодами и 37 карликовых растений с грушевидными плодами. Составьте схему решения задачи. Объясните, почему получилось разное расщепление.

Биология с Семочкиной | Подготовка к ЕГЭ 2022

Биология с Семочкиной | Подготовка к ЕГЭ 2022

Биология с Семочкиной | Подготовка к ЕГЭ 2022 запись закреплена

КАК ПИСАТЬ ОБОСНОВАНИЕ К ЗАДАЧАМ ПО ГЕНЕТИКЕ?

С позапрошлого года задача на сцепленное наследование оценивается в 0 баллов, если отсутствует правильное объяснение и анализ результатов, даже если схема решения верна Поэтому приучайся обосновывать результаты и прописывай их "от руки", даже если очень лень

Что нужно, чтобы написать хорошее обоснование? Всего три П

⚡

1. ПОНИМАНИЕ

Не нужно знать генетику очень глубоко, но базовое понимание должно быть. Разложи по полочкам в голове, что такое ЗАКОНЫ наследования, а что такое ХАРАКТЕР наследования. Это поможет не запутаться второпях на экзамене.

📌

ПРИМЕР 1: Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получились высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп в потомстве.

Это задача на сцепленное наследование, и ты это понял Как ты понял? Увидел две крупные группы потомков и две маленькие. Почему так получилось? Просто запиши свои мысли по этому поводу. Это и есть обоснование. Ничего сверхъестественного!

❗

ОБОСНОВАНИЕ: Присутствие в потомстве двух многочисленных групп особей - 40 (44) высоких с округлыми плодами и 44 (40) карликовых с грушевидными плодами -примерно в равных долях - это результат сцепления генов: аллель А сцеплен с аллелем В, а аллель а с аллелем в. Две другие малочисленные фенотипические группы - 9(10) высоких с грушевидным плодами и 10(9) карликовых с округлыми плодами - образуются в результате кроссинговера.

⚡

2. ПРИМЕРЫ

😑

Сложно написать свое первое обоснование, ведь непонятно насколько подробно нужно объяснять. Вопрос на самом деле немного другой: насколько подробное объяснение нужно ФИПИ?

👆🏻

Чтобы ответить на него, нужно знать, как сами ФИПИшники дают обоснования к своим задачам, а для этого достаточно открыть сборник и почитать ответы. Не ленись так и делать. Читать ответы также полезно, как и самостоятельно отвечать

📌

ПРИМЕР 2: У дрозофилы гетерогаметный пол - мужской. При скрещивании белоглазой самки дрозофилы с нормальными крыльями и красноглазого самца с укороченными крыльями в потомстве получилось 16 самцов с белыми глазами и нормальными крыльями и 18 самок с красными глазами и нормальными крыльями. При скрещивании самок с красными глазами и укороченными крыльями и самцов с белыми глазами и нормальными крыльями все потомство имело красные глаза и нормальные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Ответ обоснуйте.

❗

ОБОСНОВАНИЕ ФИПИ: Ген цвета глаз расположен в Х-хромосоме, красные глаза доминантны, поскольку в первом скрещивании самцы и самки "меняются" фенотипами, а во втором все потомки получаются единообразны; ген длины крыльев расположен в аутосоме, нормальные крылья доминируют над укороченными, поскольку все потомство единообразно и имеет нормальные крылья.

⚡

3. ПРАКТИКА

Когда дело доходит до практики, многие пишут формулу скрещивания, выводят потомков и на этом останавливаются. Обоснование делают "в уме". Писать много, вроде и так все понятно, зачем еще время тратить?

❗

Это огромная ошибка, потому что обоснование - это навык, который нужно выработать.

Решай задачи и пиши обоснования. Хорошо, если у тебя есть кто-то, кто проверит работу и прокомментирует решение, укажет на мелкие неточности.

Пиши обоснование максимально подробно в первое время. Это поможет тебе еще глубже понять теоретическую основу. Потом это перестанет занимать столько времени!

❗

9 сентября начинается СПЕЦКУРС "Решение задач по генетике".

Читайте также: