При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 20.09.2024
Для определения типа наследования необходимо выяснить количество особей, получающихся при анализирующем скрещивании.
Соотношение фенотипических классов в F1, близкое к 1:1:1:1, позволяет с большой вероятностью предположить наличие независимого наследования, а присутствие в потомстве двух фенотипов в пропорции, близкой к 1:1, указывает на сцепленное наследование. Наличие небольшого количества рекомбинантов является результатом кроссинговера.
Количество таких организмов пропорционально вероятности кроссинговера между сцепленными генами и, следовательно, расстоянию между ними в хромосоме. Это расстояние измеряется в морганидах (М) и может быть определено по формуле:
x = | a + c | · 100, (2) |
n |
где x – расстояние между генами (в морганидах),
а и с – количество кроссоверных особей,
n – общее число особей.
Таким образом, одна морганида равна 1% кроссинговера.
Если число кроссоверных особей дано в процентах, то расстояние между генами равно сумме процентного состава.
У томата высокий рост доминирует над низким, гладкий эндосперм – над шероховатым. От скрещивания двух растений получено расщепление: 208 высоких растений с гладким эндоспермом, 9 – высоких с шероховатым эндоспермом, 6 – низких с гладким эндоспермом, 195 – низких с шероховатым эндоспермом. Определить вид наследования, генотип исходных растений и расстояние между генами.
- Наличие в потомстве расщепления по обоим признакам указывает на то, что в скрещивании участвовало дигетерозиготное растение.
- Соотношение особей, имеющих оба доминантных или оба рецессивных признака, близкое к 1:1, говорит о том, что одно из растений было гомозиготным по рецессиву (то есть, в данном случае, имело место анализирующее скрещивание), и что гены, кодирующие развитие обоих признаков, расположены в одной паре хромосом в цис-положении. Следовательно, генотип исходных особей: и .
Схема скрещивания
P | ♀ | АB ab | × | ♂ | ab ab |
высокий, гладкий | низкий, шероховатый | ||||
гаметы | AВ ab | ab | |||
F1 | AB ab высокий, гладкий | ab ab низкий, шероховатый |
Сцепление не является полным, так как в потомстве присутствовало небольшое количество рекомбинантов, имеющих фенотипы низких растений с гладким эндоспермом и высоких растений с шероховатым эндоспермом, которым соответствуют генотипы и .
Признаки роста и формы поверхности эндосперма у томата наследуются по типу неполного сцепления. Расстояние между генами, кодирующими эти признаки, составляет 3,5 морганид. Генотип исходных растений, соответственно: и .
Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, а окрашенные семена – над неокрашенными. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и с морщинистыми неокрашенными семенами получено следующее потомство:
- 4152 – гладких окрашенных,
- 149 – морщинистых окрашенных,
- 152 – гладких неокрашенных,
- 4166 – морщинистых неокрашенных.
Определить тип наследования (сцепленное или независимое) и расстояние между генами, кодирующими форму и окраску семян у кукурузы.
При скрещивании гетерозиготной мухи с красными глазами и нормальными крыльями и мухи с пурпурными глазами и короткими крыльями получили:
- 1109 красноглазых мух с длинными крыльями,
- 1140 красноглазых мух с короткими крыльями,
- 1122 пурпурноглазых мух с длинными крыльям,
- 1160 пурпурноглазых мух с короткими крыльями.
Сцепленно или независимо наследуются гены формы крыльев и цвета глаз у дрозофилы? Какие гены являются доминантными, а какие – рецессивными?
При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам М и N , с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу: MN : Mn : mN : mn – 47:3:3:47. Определить расстояние между генами М и N .
У томатов признак высокого роста ( А ) доминирует над карликовым ( а ), а округлая форма плода ( В ) доминирует над грушевидной ( b ). Оба гена принадлежат к одной группе сцепления. При анализирующем скрещивании получено:
- 38% высоких растений с округлыми плодами,
- 42% карликовых растений с грушевидными плодами,
- 10% высоких растений с грушевидными плодами,
- 10% карликовых растений с округлыми плодами.
Определить расстояние между генами, кодирующими рост растения и форму плодов.
При анализирующем скрещивании дигетерозиготы в потомстве произошло расщепление на четыре фенотипических класса в соотношении: 42,4% – AаBb , 6,9% – Aаbb , 7,0% – aaBb , 43,7% – aabb . Как наследуются гены? Каково расстояние между ними?
Вопрос по биологии:
1.Определите генотипы родительских растений душистого горошка, если при скрещивании растений с белыми цветками образовалось 100% растений с пурпурными цветками.
2.При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами AaBb,aaBb,Aabb,aabb в соотношении.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
Шестое здание ЕГЭ по биологии - это задачи. На людей, которые только начинают заниматься биологией или подготовкой к экзамену в частности, они наводят ужас. Очень зря. Стоит лишь разобраться, как все станет простым и легким. :-)
- Генетика , ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
- Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.
Теория
Признаки делятся на два вида: рецессивные и доминантные.
Для наглядности: представим себе признак, например, цвет шерсти у котенка. Пусть у нас есть два варианта развития событий:
Черная шерсть доминирует над белой. Вообще, в задачах всегда указывают что над чем доминирует, абитуриенты не обязаны знать все, тем более из генетики.
Черная шерсть будет тогда обозначаться заглавной буквой. Чаще всего используются A,B,C и далее по алфавиту. Белая шерсть, соответственно, маленькой буквой.
А- черная шерсть.
Если при слиянии гамет получаются комбинации: АА,Аа,аА, то это значит, что шерсть у потомков первого поколения будет черной.
Если же при слиянии гамет получится комбинация аа, то шерсть будет белой.
О том, какие гаметы у родителей, будет сказано в условии задачи.
Гаметы, или половые клетки, — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие, в частности, в половом размножении.
Зигота — диплоидная клетка , образующаяся в результате оплодотворения.
Гетерозигота — два гена, определяющие один признак,- разные (Аа )
Гомозигота — два гена, определяющие один признак,- одинаковые (АА или аа)
Дигибридное скрещивание — скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков.
Моногибридное скрещивание — скрещивание, при котором скрещиваемые организмы отличаются только одним признаком.
Анализирующее скрещивание — скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям .
Итак, как отличать эти виды скрещивания:
При моногибридном скрещивании речь идет об одном признаке: цвет, размер, форма.
При дигибридном скрещивании мы говорим о паре признаков.
При анализирующем скрещивании одна особь может быть совершенно любой, а вот у другой гаметы должны нести исключительно рецессивные признаки.
Аллели — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом.
Звучит не очень-то понятно. Разберемся:
1 ген несет 1 признак.
1 аллель несет одно значение признака (оно может быть доминантным или рецессивным).
Генотип — совокупность генов данного организма .
Фенотип — совокупность характеристик, присущих индивиду на определённой стадии развития.
В задачах часто просят указать процент особей с определенным генотипом или фенотипом или указать расщепление по генотипу или фенотипу. Если упростить определение фенотипа, то фенотип - внешнее проявление признаков из генотипа .
Кроме всяких понятий, нужно знать законы Грегора Менделя — отца генетики.
Грегор Мендель скрещивал горох с плодами, отличающимися окраской и гладкостью кожуры. Благодаря его наблюдениям и появились три закона генетики:
I. Закон единообразия гибридов первого поколения:
При моногибридном скрещивании отличающихся гомозигот все потомки первого поколения будут одинаковы по фенотипу.
II. Закон расщепления
При скрещивании потомков первого поколения наблюдается расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.
III. Закон независимого расщепления
При дигибридном скрещивании двух отличающихся гомозигот во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1.
Когда навык решения генетический задач будет получен может возникнуть вопрос: а зачем мне знать законы Менделя, если я и так прекрасно могу решить задачу и найти расщепление в частных случаях? Внимание ответ: в некоторых заданиях может потребоваться указать по какому закону произошло расщепление, но относится это скорее к заданиям развернутым ответом.
Подковавшись в теории, можно наконец-то перейти к задачам. 😉
Разбор типовых заданий №6 ЕГЭ по биологии
У нас есть две пары аллельных хромосом:
Это все гомозиготы. Можно составить лишь одну комбинацию: ab.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB2311 Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? В ответ запишите цифру.
Раз растения дигетерозиготны, то это значит, что по обоим признакам у них одна аллель доминантная, а вторая-рецессивная.
Получаем генотипы AaBb и AaBb.
Гаметы в задачах обозначаются буквой G, притом без запятых, в кружочках, указываются вначале гаметы одной особи, потом ставится точка с запятой (;), пишутся гаметы другой особи, тоже в кружочках.
Выпишем гаметы, для этого переберем все сочетания:
Гаметы у первой и второй особи получились одинаковыми, так генотип их был тоже одинаков. Значит, у нас получилось 4 разных типа гамет:
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB2406 При скрещивании особей с генотипами АаВb с АаВb (гены не сцеплены) доля (%) гетерозигот по обеим аллелям (дигетерозигот) в потомстве составит….
Составим решетку Пеннета. Для это выпишем гаметы одной особи в
Столбик - тонкая трубка цветка, которая соединяет завязь, находящуюся в ее основании, и получающее пыльцу рыльце, находящееся на ее кончике.
Найдем дигетерозиготы в таблице:
Зигота — оплодотворённая яйцеклетка.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB2420 Генотип одного из родителей будет АaBb, если при анализирующем дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков наблюдается расщепление по фенотипу в потомстве в соотношении. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Анализирующее дигибридное скрещивание, значит, у второй особи рецессивная дигомозигота: aabb.
Здесь можно обойтись без решетки Пеннета.
Поколения обозначаются буквой F.
F1: AaBb; Aabb; aaBb; aabb
Все четыре варианта фенотипов разные, так что относятся они друг к другу как 1:1:1:1.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB21264 Какова вероятность рождения здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом — болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y−хромосомой?
Если признак сцеплен с Y-хромосомой, значит, на Х-хромосоме он никак не отражается.
Женский пол гомозиготен: ХХ, а мужской гетерозиготен: ХY.
Решение задач с половыми хромосомами практически не отличается от решения задач с аутосомами.
Ген - участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), отвечающий за формирование единственного признака.
">ген и признак, которую также следует составлять и для задач про аутосомные хромосомы, если указаны признаки и это важно.
ген | признак |
Х | Здорова |
Y a | Болен |
Буква над Y обозначает, что с этой хромосомой сцеплен ген. Признаки бывают доминантными и рецессивными, они обозначаются заглавными и маленькими буквами, могут относиться как к Х-хромосоме, так и к Y-хромосоме, зависит от задачи.
F1: ХХ — девочка, здорова
ХY a — мальчик, болен
Мальчики, родившиеся у этой пары, будут 100% больны, значит 0% здоровы.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB23285 По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.
Итак, учимся анализировать подобные схемы.
Мы видим, что признак проявляется как у мужчин, так и у женщин, значит, он не сцеплен с полом.
Проявляется в каждом поколении, значит, доминантный.
Раз у одного из детей пары признак не проявился, значит, родители — гетерозиготы.
Ген - участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), отвечающий за формирование единственного признака.
F1: АА — проявляется
аа — не проявляется
3 — проявляется из 4
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB0619t Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Аа х Аа в случае неполного доминирования? Ответ запишите в виде числа.
Распишем это как задачу:
Выписываем особей, которые скрещиваются.
Получаем потомков первого поколения. Для этого запишем все возможные варианты пар гамет.
Мы выписали генотипы потомков, но вопрос про фенотипы. В условии сказано, что доминирование неполное. Это значит, что доминантный признак в гетерозиготе (Аа) не будет проявляться строго как доминантный, это будет среднее между доминантным (А) и рецессивным (а).
Проанализируем полученных потомков:
АА — проявляется только доминантный признак, это доминантная
Гомозигота — особь, дающая один сорт гамет.
Аа — генотип, который мы получили дважды. Это гетерозигота, проявится признак отличающийся и от доминантного, и от рецессивного.
аа — рецессивная гомозигота, проявится только рецессивный признак.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB0620D Сколько фенотипов у потомков может получиться при самоопылении растения душистого горошка, гетерозиготного по признаку окраски плодов, при полном доминировании этого признака? Ответ запишите в виде числа.
Запишем в виде задачи:
Гетерозиготен, т.е есть и доминантный и рецессивный аллель . Так как в условии сказано, что горошек самоопыляется, то оба генотипа будут одинаковыми.
Мы получили 3 вида генотипов, рассмотрим фенотипы.
АА – проявится доминантный признак.
Аа – проявится доминантный признак.
аа – проявится рецессивный признак.
Итого: 2 фенотипа.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание ЕВ0619D Сколько фенотипов проявится у гибридов при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с гомозиготным по рецессивным признакам растением, если признаки наследуются независимо друг от друга, а доминирование полное? В ответе запишите только соответствующее число
Дигетерозиготный – 2 признака, притом есть и доминантный и рецессивный аллели, то есть АаВв
Гомозиготный по рецессивным признакам – только рецессивные аллели, то есть аавв
Запишем решение в виде задачи.
G: АВ Ав аВ ав; ав
Определяем генотипы потомства:
F1: АаВв; Аавв; ааВв; аавв
Определим фенотипы потомства:
АаВв – проявятся оба доминантных признака.
Аавв – проявится первый доминантный признак и второй рецессивный признак.
ааВв — проявится первый рецессивный признак и второй доминантный признак.
аавв — проявятся оба рецессивных признака.
Следовательно, 4 фенотипа
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB0618D Определите вероятность (%) получения потомков с доминантным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.
Разбираемся в условии.
АА – проявится доминантный признак.
2 Аа – проявится доминантный признак.
аа – проявится рецессивный признак.
Значит, в 3 из 4 случаев проявится доминантный признак, это ¾ = 75%.
pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить
Задание EB0621 Определите соотношение фенотипов потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки мухи дрозофилы при независимом наследовании генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов
Дигетерозиготная – значит, мы имеем дело с двумя признаками, каждый из которых имеет доминантный и рецессивный аллель.
Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью с рецессивными аллелями генов.
Независимое наследование – значит, доминирование абсолютное, промежуточного признака нет. То есть, проявляется доминантный признак и при доминантной гомозиготе, и при гетерозиготе.
G: АВ, Ав, аВ, ав ; ав
F: АаВв, Аавв, ааВв, аавв
АаВв – проявляются оба доминантных признака.
Читайте также: