При скрещивании дигетерозиготного растения томата с округлыми плодами и карликового растения
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 21.09.2024
Для определения типа наследования необходимо выяснить количество особей, получающихся при анализирующем скрещивании.
Соотношение фенотипических классов в F1, близкое к 1:1:1:1, позволяет с большой вероятностью предположить наличие независимого наследования, а присутствие в потомстве двух фенотипов в пропорции, близкой к 1:1, указывает на сцепленное наследование. Наличие небольшого количества рекомбинантов является результатом кроссинговера.
Количество таких организмов пропорционально вероятности кроссинговера между сцепленными генами и, следовательно, расстоянию между ними в хромосоме. Это расстояние измеряется в морганидах (М) и может быть определено по формуле:
x = | a + c | · 100, (2) |
n |
где x – расстояние между генами (в морганидах),
а и с – количество кроссоверных особей,
n – общее число особей.
Таким образом, одна морганида равна 1% кроссинговера.
Если число кроссоверных особей дано в процентах, то расстояние между генами равно сумме процентного состава.
У томата высокий рост доминирует над низким, гладкий эндосперм – над шероховатым. От скрещивания двух растений получено расщепление: 208 высоких растений с гладким эндоспермом, 9 – высоких с шероховатым эндоспермом, 6 – низких с гладким эндоспермом, 195 – низких с шероховатым эндоспермом. Определить вид наследования, генотип исходных растений и расстояние между генами.
- Наличие в потомстве расщепления по обоим признакам указывает на то, что в скрещивании участвовало дигетерозиготное растение.
- Соотношение особей, имеющих оба доминантных или оба рецессивных признака, близкое к 1:1, говорит о том, что одно из растений было гомозиготным по рецессиву (то есть, в данном случае, имело место анализирующее скрещивание), и что гены, кодирующие развитие обоих признаков, расположены в одной паре хромосом в цис-положении. Следовательно, генотип исходных особей: и .
Схема скрещивания
P | ♀ | АB ab | × | ♂ | ab ab |
высокий, гладкий | низкий, шероховатый | ||||
гаметы | AВ ab | ab | |||
F1 | AB ab высокий, гладкий | ab ab низкий, шероховатый |
Сцепление не является полным, так как в потомстве присутствовало небольшое количество рекомбинантов, имеющих фенотипы низких растений с гладким эндоспермом и высоких растений с шероховатым эндоспермом, которым соответствуют генотипы и .
Признаки роста и формы поверхности эндосперма у томата наследуются по типу неполного сцепления. Расстояние между генами, кодирующими эти признаки, составляет 3,5 морганид. Генотип исходных растений, соответственно: и .
Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, а окрашенные семена – над неокрашенными. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и с морщинистыми неокрашенными семенами получено следующее потомство:
- 4152 – гладких окрашенных,
- 149 – морщинистых окрашенных,
- 152 – гладких неокрашенных,
- 4166 – морщинистых неокрашенных.
Определить тип наследования (сцепленное или независимое) и расстояние между генами, кодирующими форму и окраску семян у кукурузы.
При скрещивании гетерозиготной мухи с красными глазами и нормальными крыльями и мухи с пурпурными глазами и короткими крыльями получили:
- 1109 красноглазых мух с длинными крыльями,
- 1140 красноглазых мух с короткими крыльями,
- 1122 пурпурноглазых мух с длинными крыльям,
- 1160 пурпурноглазых мух с короткими крыльями.
Сцепленно или независимо наследуются гены формы крыльев и цвета глаз у дрозофилы? Какие гены являются доминантными, а какие – рецессивными?
При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам М и N , с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу: MN : Mn : mN : mn – 47:3:3:47. Определить расстояние между генами М и N .
У томатов признак высокого роста ( А ) доминирует над карликовым ( а ), а округлая форма плода ( В ) доминирует над грушевидной ( b ). Оба гена принадлежат к одной группе сцепления. При анализирующем скрещивании получено:
- 38% высоких растений с округлыми плодами,
- 42% карликовых растений с грушевидными плодами,
- 10% высоких растений с грушевидными плодами,
- 10% карликовых растений с округлыми плодами.
Определить расстояние между генами, кодирующими рост растения и форму плодов.
При анализирующем скрещивании дигетерозиготы в потомстве произошло расщепление на четыре фенотипических класса в соотношении: 42,4% – AаBb , 6,9% – Aаbb , 7,0% – aaBb , 43,7% – aabb . Как наследуются гены? Каково расстояние между ними?
При скрещивании высокорослого растения томата с округлыми плодами с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, всё потомство было единообразно и имело высокий рост и округлые плоды. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % высокорослые с округлыми плодами и 50 % карликовые с грушевидными плодами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните результаты этих скрещиваний. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?
Задание 28 № 22017
При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.
Пояснение.
Ген | Признак | Генотип |
A | Высокорослость | AA, Aa |
a | Карликовость | aa |
B | Цельная листовая пластинка | BB, Bb |
b | Расчленённая листовая пластинка | bb |
G♀: AB; ab (кроссоверные); Ab/; aB/ (гены сцеплены) ♂: 4ab
♂\♀ | AB | Ab/ | aB/ | ab |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
ген: 9 : 42 : 40 : 10
фен: 9 : 42 : 40 : 10
1. Генотипы родителей:
♀AaBb (высокорослость, цельная листовая пластина);
♂aabb (карликовость, расчленённая листовая пластинка) — т.к. в условии указано что скрещивание анализирующее.
2. Генотипы потомства:
9 AaBb (высокие, цельный лист)
42 Aabb (высокие, расчленённый лист)
40 aaBb (карлики, цельный лист)
10 aabb (карлики, расчленённый лист).
3. Преимущественно образовались две фенотипические группы: 42 Aabb (высокие, расчленённые листья) и 40aaBb (карлики, цельные листья), потому что в гаметах Ab/ и aB/ женского растения гены сцеплены.
9AaBb (высокие, цельные листья) и 10 aabb (карлики, расчленённые листья) образовались благодаря женским гаметам AB и ab, которые получились в результате кроссинговера.
Источник: ЕГЭ- 2017
Мария Губанихина 09.08.2017 15:30
Вроде как тех кого больше получается должны быть похожи на родителей. Т.е. обычно некроссоверными гаметами являются АВ и аb. Здесь все наоборот.
Наталья Евгеньевна Баштанник
"Обычно" в данных задачах нельзя говорить.
Мария Губанихина 09.08.2017 21:28
Если в задаче на сцепление признаков просят написать закон и объяснить появление 4 фенотипических классов, можно написать так "Закон сцепленного наследования признаков, сцепление которых нарушается в процессе кроссинговера"? Засчитают ли такой ответ?
Наталья Евгеньевна Баштанник
Явление сцепленного наследования было изучено Томасом Морганом и его сотрудниками и поэтому носит название закона Моргана, но обычно засчитывают.
Задание 28 № 22311
При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Пояснение.
Р АаВb высокое растение с округлыми плодами G АВ, Аb, аВ, аb | x | ааbb карликовое растение с грушевидными плодами аb |
AB | Ab | aB | ab | |
ab | AaBb | Aabb | aaBb | aabb |
АаВb – 39 высоких растений с округлыми плодами
Ааbb – 12 высоких растений с грушевидными плодами
ааВb – 14 карликовых растений с округлыми плодами
ааbb – 40 карликовых растений с грушевидными плодами
3) Гены АВ и аb сцеплены, образуются многочисленные фенотипические группы.
Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.
Задание 28 № 11501
При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков) в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Пояснение.
Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиковР. ААBВ ааbbG АB аbF 1 АаBb семена гладкие и усики;
2) 2-е скрещивание:
семена гладкие и усики × морщинистые и без усиковР. АаBb ааbbG АB/, аb/ аb/F 1 АаBb, ааbb семена гладкие и усики; семена морщинистые без усиков;
3) Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело гладкие семена и усики. Гены, определяющие гладкие семена и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1
Гость 07.05.2014 19:03
Доброго времени суток.
В условии задачи сказано, что при втором скрещивании было получено поколение 1:1. Вы в пояснение скрещиваете дигетерозиготу (при этом куда-то выкинув гаметы Ab, aB) с дигомозиготой по рецессиву. Если я не ошибаюсь, то в этом случае отношение фенотипов будет 1:1:1:1! А условие задачи удовлетворить невозможно, т.к. ни одно растение с гладкими семенами и усиками (AABB, AaBB, AABb, AaBb) не имеет только двух гамет типа AB,ab (у AaBb ещё 2 не подходящие гаметы aB, Ab).
Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии
Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."
"Никогда такого не было, и вот опять!" Сидим до экзамена перед компьютером и в игрушки играем?! А чо?! До ЕГЭ по биологии еще целая неделя отдыха, а перед смертью все равно не надышишься! Зачем зря калории жечь и шарики за ролики в голове закручивать?!
Знаете, что мне сказали подружки-сороки, когда я их поздравила с прибавлением семейства? ЕГЭ по химии было сложным. Все выпускники обрыдались после экзамена. Половина ребят сдали пустые листы со второй частью. Но. это цветочки по сравнению с тем, что будет на ЕГЭ по биологии. Короче, нас ожидает полный ТРЭШ. Не верите? Можете и дальше сидеть за компом, заткнув уши наушниками, вместо того, чтобы взять ручку в ручку и начать решать задачи по генетике!
Короче, вы как хотите, а я - как знаю!
Сегодня будем разбирать задачи на неполное сцепление генов (т.е. на кроссинговер). Вначале - небольшой ликбез.
Неполное сцепление генов
Сцепленное наследование - это распределение в потомстве неаллельных генов, лежащих в одной хромосоме.
Закон Т. Моргана о сцепленном наследовании: гены, локализованные в одной хромосоме, занимают определенное место (локус) и наследуются сцепленно. Сила сцепления обратно пропорциональна расстоянию между генами: чем больше расстояние между генами, тем меньше сила сцепления между ними и чаще образуются рекомбинантные типы гамет.
Т. Морган показал, что сцепление может быть полным и неполным, нарушение сцепления происходит за счет кроссинговера.
Кроссинговер (от англ. сross-in-gover перекрест) - перекрест хромосом, взаимный обмен гомологичными участками хромосом, происходит в профазе-1 мейоза во время конъюгации хромосом.
Вероятность кроссинговера зависит от положения генов в хромосоме: чем ближе гены друг к другу, тем вероятность кроссинговера меньше, чем дальше они друг от друга, тем эта вероятность больше.
Расстояние между генами выражают в единицах рекомбинации, т.е. через долю скрещиваний (в процентах), приводящих к появлению новых сочетаний генов, отличных от родительских: 1 единица рекомбинации (1% кроссинговера) = 1 морганиде.
1. В F2 образуется 4 группы фенотипов, собранных попарно с примерно одинаковым числом особей (вероятностью признака).
5. Процент кроссинговера и расстояние между генами (в морганидах) определяют по доле особей с кроссоверными гаметами (число особей в меньших группах делят на общее число особей).
Читайте также: