При скрещивании дигетерозиготного растения томата с округлыми плодами и карликового растения

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 21.09.2024

Для определения типа наследования необходимо выяснить количество особей, получающихся при анализирующем скрещивании.

Соотношение фенотипических классов в F1, близкое к 1:1:1:1, позволяет с большой вероятностью предположить наличие независимого наследования, а присутствие в потомстве двух фенотипов в пропорции, близкой к 1:1, указывает на сцепленное наследование. Наличие небольшого количества рекомбинантов является результатом кроссинговера.

Количество таких организмов пропорционально вероятности кроссинговера между сцепленными генами и, следовательно, расстоянию между ними в хромосоме. Это расстояние измеряется в морганидах (М) и может быть определено по формуле:

x = a + c · 100, (2)
n

где x – расстояние между генами (в морганидах),
а и с – количество кроссоверных особей,
n – общее число особей.

Таким образом, одна морганида равна 1% кроссинговера.

Если число кроссоверных особей дано в процентах, то расстояние между генами равно сумме процентного состава.

У томата высокий рост доминирует над низким, гладкий эндосперм – над шероховатым. От скрещивания двух растений получено расщепление: 208 высоких растений с гладким эндоспермом, 9 – высоких с шероховатым эндоспермом, 6 – низких с гладким эндоспермом, 195 – низких с шероховатым эндоспермом. Определить вид наследования, генотип исходных растений и расстояние между генами.

  1. Наличие в потомстве расщепления по обоим признакам указывает на то, что в скрещивании участвовало дигетерозиготное растение.
  2. Соотношение особей, имеющих оба доминантных или оба рецессивных признака, близкое к 1:1, говорит о том, что одно из растений было гомозиготным по рецессиву (то есть, в данном случае, имело место анализирующее скрещивание), и что гены, кодирующие развитие обоих признаков, расположены в одной паре хромосом в цис-положении. Следовательно, генотип исходных особей: и .

Схема скрещивания

P АB
ab
× ab
ab
высокий,
гладкий
низкий,
шероховатый
гаметы AВ ab ab
F1 AB
ab
высокий,
гладкий
ab
ab
низкий,
шероховатый

Сцепление не является полным, так как в потомстве присутствовало небольшое количество рекомбинантов, имеющих фенотипы низких растений с гладким эндоспермом и высоких растений с шероховатым эндоспермом, которым соответствуют генотипы и .

Признаки роста и формы поверхности эндосперма у томата наследуются по типу неполного сцепления. Расстояние между генами, кодирующими эти признаки, составляет 3,5 морганид. Генотип исходных растений, соответственно: и .

Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, а окрашенные семена – над неокрашенными. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и с морщинистыми неокрашенными семенами получено следующее потомство:

  • 4152 – гладких окрашенных,
  • 149 – морщинистых окрашенных,
  • 152 – гладких неокрашенных,
  • 4166 – морщинистых неокрашенных.

Определить тип наследования (сцепленное или независимое) и расстояние между генами, кодирующими форму и окраску семян у кукурузы.

При скрещивании гетерозиготной мухи с красными глазами и нормальными крыльями и мухи с пурпурными глазами и короткими крыльями получили:

  • 1109 красноглазых мух с длинными крыльями,
  • 1140 красноглазых мух с короткими крыльями,
  • 1122 пурпурноглазых мух с длинными крыльям,
  • 1160 пурпурноглазых мух с короткими крыльями.

Сцепленно или независимо наследуются гены формы крыльев и цвета глаз у дрозофилы? Какие гены являются доминантными, а какие – рецессивными?

При скрещивании самки дрозофилы, дигетерозиготной по генам М и N , с рецессивным самцом получено следующее расщепление по фенотипу: MN : Mn : mN : mn – 47:3:3:47. Определить расстояние между генами М и N .

У томатов признак высокого роста ( А ) доминирует над карликовым ( а ), а округлая форма плода ( В ) доминирует над грушевидной ( b ). Оба гена принадлежат к одной группе сцепления. При анализирующем скрещивании получено:

  • 38% высоких растений с округлыми плодами,
  • 42% карликовых растений с грушевидными плодами,
  • 10% высоких растений с грушевидными плодами,
  • 10% карликовых растений с округлыми плодами.

Определить расстояние между генами, кодирующими рост растения и форму плодов.

При анализирующем скрещивании дигетерозиготы в потомстве произошло расщепление на четыре фенотипических класса в соотношении: 42,4% – AаBb , 6,9% – Aаbb , 7,0% – aaBb , 43,7% – aabb . Как наследуются гены? Каково расстояние между ними?

При скрещивании высокорослого растения томата с округлыми плодами с карликовым растением, имеющим грушевидные плоды, всё потомство было единообразно и имело высокий рост и округлые плоды. При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами в потомстве наблюдалось появление двух фенотипических групп растений: 50 % высокорослые с округлыми плодами и 50 % карликовые с грушевидными плодами. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и гибридов в каждом случае. Объясните результаты этих скрещиваний. Как определяются в данном случае доминантные и рецессивные признаки?

Задание 28 № 22017

При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.

Пояснение.

Ген Признак Генотип
A Высокорослость AA, Aa
a Карликовость aa
B Цельная листовая пластинка BB, Bb
b Расчленённая листовая пластинка bb

G♀: AB; ab (кроссоверные); Ab/; aB/ (гены сцеплены) ♂: 4ab

♂\♀ AB Ab/ aB/ ab
ab AaBb Aabb aaBb aabb

ген: 9 : 42 : 40 : 10

фен: 9 : 42 : 40 : 10

1. Генотипы родителей:

♀AaBb (высокорослость, цельная листовая пластина);

♂aabb (карликовость, расчленённая листовая пластинка) — т.к. в условии указано что скрещивание анализирующее.

2. Генотипы потомства:

9 AaBb (высокие, цельный лист)

42 Aabb (высокие, расчленённый лист)

40 aaBb (карлики, цельный лист)

10 aabb (карлики, расчленённый лист).

3. Преимущественно образовались две фенотипические группы: 42 Aabb (высокие, расчленённые листья) и 40aaBb (карлики, цельные листья), потому что в гаметах Ab/ и aB/ женского растения гены сцеплены.

9AaBb (высокие, цельные листья) и 10 aabb (карлики, расчленённые листья) образовались благодаря женским гаметам AB и ab, которые получились в результате кроссинговера.

Источник: ЕГЭ- 2017

Мария Губанихина 09.08.2017 15:30

Вроде как тех кого больше получается должны быть похожи на родителей. Т.е. обычно некроссоверными гаметами являются АВ и аb. Здесь все наоборот.

Наталья Евгеньевна Баштанник

"Обычно" в данных задачах нельзя говорить.

Мария Губанихина 09.08.2017 21:28

Если в задаче на сцепление признаков просят написать закон и объяснить появление 4 фенотипических классов, можно написать так "Закон сцепленного наследования признаков, сцепление которых нарушается в процессе кроссинговера"? Засчитают ли такой ответ?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Явление сцепленного наследования было изучено Томасом Морганом и его сотрудниками и поэтому носит название закона Моргана, но обычно засчитывают.

Задание 28 № 22311

При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового растения (а) с грушевидными плодами (b) в потомстве получили по фенотипу: 12 высоких растений с грушевидными плодами, 39 высоких растений с округлыми плодами, 40 карликовых с грушевидными плодами, 14 карликовых с округлыми плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

Пояснение.

Р АаВb высокое растение с округлыми плодами G АВ, Аb, аВ, аb x ааbb карликовое растение с грушевидными плодами аb

AB Ab aB ab
ab AaBb Aabb aaBb aabb

АаВb – 39 высоких растений с округлыми плодами

Ааbb – 12 высоких растений с грушевидными плодами

ааВb – 14 карликовых растений с округлыми плодами

ааbb – 40 карликовых растений с грушевидными плодами

3) Гены АВ и аb сцеплены, образуются многочисленные фенотипические группы.

Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.

Задание 28 № 11501

При скре­щи­ва­нии растения го­ро­ха с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми с рас­те­ни­ем с мор­щи­ни­сты­ми семенами без уси­ков все по­ко­ле­ние было еди­но­об­раз­но и имело глад­кие семена и усики. При скре­щи­ва­нии другой пары рас­те­ний с та­ки­ми же фе­но­ти­па­ми (гороха с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми и го­ро­ха с мор­щи­ни­сты­ми семенами без усиков) в потом­стве получили по­ло­ви­ну растений с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми и по­ло­ви­ну растений с мор­щи­ни­сты­ми семенами без усиков. Со­ставь­те схему каж­до­го скрещивания. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства. Объ­яс­ни­те полученные результаты. Как опре­де­ля­ют­ся доминантные при­зна­ки в дан­ном случае?

Пояснение.

Схема ре­ше­ния задачи включает:

1) 1-е скрещивание:

семена глад­кие и усики × мор­щи­ни­стые и без усиковР. ААBВ ааbbG АB аbF 1 АаBb се­ме­на гладкие и усики;

2) 2-е скрещивание:

семена глад­кие и усики × мор­щи­ни­стые и без усиковР. АаBb ааbbG АB/, аb/ аb/F 1 АаBb, ааbb се­ме­на гладкие и усики; се­ме­на морщинистые без усиков;

3) Гены, опре­де­ля­ю­щие гладкие се­ме­на и на­ли­чие усиков, яв­ля­ют­ся доминантными, так как при 1-м скре­щи­ва­нии всё по­ко­ле­ние растений было оди­на­ко­вым и имело глад­кие семена и усики. Гены, опре­де­ля­ю­щие гладкие се­ме­на и на­ли­чие усиков (А, В), ло­ка­ли­зо­ва­ны в одной хро­мо­со­ме и на­сле­ду­ют­ся сцеплено, так как при 2-м скре­щи­ва­нии произошло рас­щеп­ле­ние по двум парам при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 1:1

Гость 07.05.2014 19:03

Доброго вре­ме­ни суток.

В усло­вии задачи сказано, что при вто­ром скрещивании было по­лу­че­но поколение 1:1. Вы в по­яс­не­ние скрещиваете ди­ге­те­ро­зи­го­ту (при этом куда-то вы­ки­нув гаметы Ab, aB) с ди­го­мо­зи­го­той по рецессиву. Если я не ошибаюсь, то в этом слу­чае отношение фе­но­ти­пов будет 1:1:1:1! А усло­вие задачи удо­вле­тво­рить невозможно, т.к. ни одно рас­те­ние с глад­ки­ми семенами и уси­ка­ми (AABB, AaBB, AABb, AaBb) не имеет толь­ко двух гамет типа AB,ab (у AaBb ещё 2 не под­хо­дя­щие гаметы aB, Ab).

Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии

Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

"Никогда такого не было, и вот опять!" Сидим до экзамена перед компьютером и в игрушки играем?! А чо?! До ЕГЭ по биологии еще целая неделя отдыха, а перед смертью все равно не надышишься! Зачем зря калории жечь и шарики за ролики в голове закручивать?!

Знаете, что мне сказали подружки-сороки, когда я их поздравила с прибавлением семейства? ЕГЭ по химии было сложным. Все выпускники обрыдались после экзамена. Половина ребят сдали пустые листы со второй частью. Но. это цветочки по сравнению с тем, что будет на ЕГЭ по биологии. Короче, нас ожидает полный ТРЭШ. Не верите? Можете и дальше сидеть за компом, заткнув уши наушниками, вместо того, чтобы взять ручку в ручку и начать решать задачи по генетике!

Короче, вы как хотите, а я - как знаю!

Сегодня будем разбирать задачи на неполное сцепление генов (т.е. на кроссинговер). Вначале - небольшой ликбез.

Неполное сцепление генов

Сцепленное наследование - это распределение в потомстве неаллельных генов, лежащих в одной хромосоме.

Закон Т. Моргана о сцепленном наследовании: гены, локализованные в одной хромосоме, занимают определенное место (локус) и наследуются сцепленно. Сила сцепления обратно пропорциональна расстоянию между генами: чем больше расстояние между генами, тем меньше сила сцепления между ними и чаще образуются рекомбинантные типы гамет.

Т. Морган показал, что сцепление может быть полным и неполным, нарушение сцепления происходит за счет кроссинговера.

Кроссинговер (от англ. сross-in-gover перекрест) - перекрест хромосом, взаимный обмен гомологичными участками хромосом, происходит в профазе-1 мейоза во время конъюгации хромосом.

Вероятность кроссинговера зависит от положения генов в хромосоме: чем ближе гены друг к другу, тем вероятность кроссинговера меньше, чем дальше они друг от друга, тем эта вероятность больше.

Расстояние между генами выражают в единицах рекомбинации, т.е. через долю скрещиваний (в процентах), приводящих к появлению новых сочетаний генов, отличных от родительских: 1 единица рекомбинации (1% кроссинговера) = 1 морганиде.

1. В F2 образуется 4 группы фенотипов, собранных попарно с примерно одинаковым числом особей (вероятностью признака).

5. Процент кроссинговера и расстояние между генами (в морганидах) определяют по доле особей с кроссоверными гаметами (число особей в меньших группах делят на общее число особей).

Читайте также: