Почему среди приведенных культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 21.09.2024
экзаменационной работы, а затем перенесите в бланкЕсли№ 1.
в качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе
ответа на бланк следует,указать только эту последовательность
пробелов и прочих символов.
развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке № 2.
Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут
учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором.они даны Для
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,
следующему. Если после выполнения всей работы у Вас
можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
A1 Факт существования сезонной линьки у животных был установлен
1) методом микрокопирования
2) методом наблюдения
3) экспериментальным методом
4) гибридологическим методом
A2 Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие? всех её структур
2) клеточная стенка
A3 Поселяясь на пнях, опята используют их для
1) получения энергии из неорганических веществ
2) защиты от болезнетворных бактерий
3) получения готовых органических веществ
4) привлечения насекомых-опылителей
A4 Какой цифрой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питательные вещества?
A5 Вставочный рост характерен для семейства
A6 Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют
1) конечности рычажного типа
2) хитиновый скелет
3) одну пару усиков
A7 У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?
A8 Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) использование орудий труда
2) естественный отбор
3) наследственная изменчивость
4) борьба за существование
A9 Из одного слоя эпителия состоят стенки
4) наружного слоя кожи
A10 Расстройство деятельности вегетативной нервной системы у человека приводит к
1) воспалительным процессам в органах дыхания
2) нарушению согласованной работы внутренних органов
3) нарушению режима питания
4) избыточному синтезу витаминов
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
A11 Какой цифрой на рисунке обозначены мышцы, сгибающие и вращающие туловище вокруг продольной оси?
A12 Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится кровь,
1) принадлежащая любому здоровому человеку
2) имеющая достаточное количество солей кальция
3) содержащая необходимую концентрацию витаминов
4) соответствующая его группе крови
A13 В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается наиболее высокое давление крови?
1) капилляр кожи
2) капилляр альвеолы
3) нижняя полая вена
4) сонная артерия
A14 В каких органоидах клеток человека образуется углекислый газ, выделяемый в процессе дыхания?
A15 Пластический обмен в организме направлен на
1) удаление продуктов распада из организма
2) сбор и использование организмом поступающей информации
3) биологическое окисление с освобождением энергии
4) синтез веществ, специфичных для данного организма
A16 К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?
A17 Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно-рефлекторной?
1) соблюдение привычного режима дня
2) отдёргивание руки от горячего предмета
3) поворот человеком головы на незнакомый звук
4) написание живописной картины художником
A18 Как правило, врачи не рекомендуют в первые дни болезни давать жаропонижающие таблетки подросткам при повышении температуры тела до 38 °С. Это связано с тем, что
1) эти таблетки препятствуют активизации защитных сил организма
2) жаропонижающие таблетки приводят к осложнениям болезни
3) эти таблетки не снижают такую температуру тела
4) такая температура считается нормальной
A19 Что следует сделать при пищевом отравлении?
1) сделать прививку
2) промыть желудок
3) положить лёд на область желудка
4) выпить обезболивающие таблетки
A20 Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то органами дыхания животного, скорее всего, будут
1) жабры 2) кожа 3) трахеи 4) лёгкие
Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у – интенсивность обмена веществ (в кВт)).
11.Известно, что семена некоторых растений (чистотел, фиалка, копытень) распространяются с помощью муравьёв. Как называют такой вид связи между организмами?
12.Сообщество, включающее совокупность живых организмов, связанных между собой и с компонентами неживой природы, называют
13.К невозобновимым природным ресурсам относят
14.Какой признак характерен для насекомоопыляемого растения экосистемы луга?
1)образует цветки до распускания листьев
2)имеет яркую окраску цветков
3)пыльники содержат много мелкой пыльцы
4)тычинки имеют длинные свисающие из цветка тычиночные нити
15.Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам
16.Предметом изучения экологии является
2)функционирование систем органов
3)влияние факторов среды на организм
4)взаимодействие частей развивающегося организма
17.Изображённый организм в пищевой цепи является
1)только производителем органических веществ
2)только потребителем органических веществ
3)потребителем и разрушителем органических веществ
4)производителем и потребителем органических веществ
18.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
Популяция | … |
Жабры | Жаберный лепесток |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
19.Какие из приведённых организмов являются потребителями органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)почвенные зелёные водоросли
Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих
от высоты над уровнем моря
Вид | Высота над уровнем моря, км | Количество эритроцитов в 1 мм 3 крови, млн | Содержание гемоглобина, % |
Горный баран-архар | 4–5 | 17,1 | |
Овца домашняя в горах | 2,6 | 11,6 | |
Овца домашняя на равнине | 10,3 | ||
Винторогий козёл | 2–3,5 | 17,1 | |
Дагестанский тур | 2–4 | 12,4 | |
Коза домашняя в горах | 2–3 | 12,5 | |
Коза домашняя на равнине | 9,9 | ||
Собака домашняя в горах | 4,5 | 20,6 | |
Собака домашняя на равнине | 14,3 |
1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются на высоту более3,5 км?
2) Какая зависимость существует между высотой, на которой может обитать животное, и количеством эритроцитов в 1 мм 3 ?
3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организмах млекопитающих?
21.Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
1)выборочная вырубка леса
2)солёность грунтовых вод
3)многообразие птиц в лесу
4)образование торфяных болот
22.Рассмотрите пищевую цепь.
Какой организм в данной цепи является производителем органических веществ?
23.Все формы взаимоотношений живых организмов в экосистеме относят к фактору
24.Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит
1)увеличение влажности среды
2)сокращение длины светового дня
3)повышение температуры воздуха
4)понижение температуры воздуха
25.Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?
1)длинные цепи питания
2)преобладание растений одного вида
3)замкнутый круговорот химических элементов
4)наличие производителей, потребителей, разрушителей
26.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?
1)образуют органические вещества из неорганических
2)питаются органическими веществами живых организмов
3)способствуют нейтрализации ядов в почве
4)разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя
27.Из названных животных в двух средах жизни обитает
28.Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов?
А. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов не влияют друг на друга.
Б. Примером нахлебничества являются отношения между акулой и рыбой-прилипало.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
29.Количество звеньев пищевой цепи ограничено
1)малым числом трофических уровней организмов
2)потерей энергии на каждом трофическом уровне
3)быстрым потреблением питательных веществ организмами
4)биомассой потребителей I порядка
30Какая из последовательностей, отражающая процесс зарастания участка леса после вырубки, составлена правильно?
1)травы →кустарники→ берёзы →ели
2)кустарники→ берёзы →ели →травы
3)берёзы →травы →ели →кустарники
4)ели→ берёзы→ кустарники→ травы
31.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1)опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса
2)ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва
3)дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса
4)лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва
32.Если некоторые растения, испытывая недостаток в поливе, сбрасывают листья, то это является проявлением
3)признака скорой гибели
4)приспособления к условиям обитания
33.К природным экосистемам, в которых будет наблюдаться максимальное видовое разнообразие земноводных, относят
4)влажные экваториальные леса
34.Какую роль в биогеоценозах играют автотрофные организмы?
1)разрушителей и потребителей органических веществ
2)только производителей органических веществ
3)потребителей органических веществ
4)только разрушителей органических веществ
35.Главным регулятором сезонных изменений в экосистемах средней полосы является
36.Какая из схем правильно отражает смену растительных сообществ?
1)болото ? пруд ? луг ? мелколиственный лес
2)пруд ? болото ? луг ? мелколиственный лес
3)мелколиственный лес ⇒ луг ⇒ болото ⇒ пруд
4)луг ⇒ мелколиственный лес ⇒ болото ⇒ пруд
37.Биотический фактор, играющий важную роль в жизни дикого кабана, –
38.К какому процессу в природе приводит увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере Земли?
1)разрушению озонового слоя
2)росту числа мутаций в популяциях животных
4)понижению планетарной температуры
41.Установите последовательность организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
42.Какая особенность строения и жизнедеятельности способствовала распространению цветковых растений по поверхности Земли?
1)размножение без участия воды
2)разнообразие побегов и корней
4)увеличение продолжительности жизни
43.На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе
44.Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит
1)понижение температуры воздуха
2)уменьшение количества кислорода в почве
3)выпадение обильных осадков
4)сокращение длины светового дня
45.Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. Стрелками в цепях питания демонстрируют переход энергии с одного уровня на другой.
Б. Цепи питания начинаются с растений или органических остатков.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
46.Наибольшим преобразующим действием на планете обладает
4)смена дня и ночи
1)живых обитателей почвы
2)все живые организмы планеты
3)растения тропических лесов
4)искусственные экосистемы, созданные человеком
48.Какая пищевая цепь составлена правильно?
1)опавшая листва → дождевой червь → скворец → пустельга
2)дождевой червь → опавшая листва → скворец → пустельга
3)скворец → опавшая листва → дождевой червь → пустельга
4)пустельга → скворец → канюк обыкновенный → дождевой червь
49.Какой из приведённых экологических факторов в наибольшей степени ограничивает численность популяции зайцев?
1)суточные колебания температуры
2)разнообразие редуцентов в экосистеме
3)количество пригодных в пищу растений
4)отстрел зайцев охотниками
50.Одно из отличий агроценоза от естественных экосистем состоит в том, что в нём
1)не происходит естественный отбор
2)осуществляется борьба за существование
3)понижается устойчивость растений к вредителям
4)число консументов превышает число продуцентов
51.Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:
растение ⇒ тундровая куропатка ⇒ … ⇒ белый медведь
52.Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц?
3)изменение окраски листьев
4)укорочение светового дня
53.Растения образуют органические вещества из неорганических, поэтому в пищевых цепях экосистемы выполняют роль
1)потребителей 1-го порядка
3)потребителей 2-го порядка
54.Симбиотические отношения формируются у
1)трутовика и берёзы
2)подберёзовика и ели
3)росянки и мухи
4)птицы и насекомого
55.Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
56.Клубеньковые бактерии играют важную роль в круговороте
57.Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов – производителей органических веществ)?
1)Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
2)Они используют энергию организма-хозяина.
3)Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
4)Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.
58.Круговорот веществ в биосфере происходит за счёт энергии
2)приливов и отливов
59.Бактерии и грибы в круговороте веществ, как правило, выполняют роль
1)производителей органических веществ
2)разрушителей органических остатков
3)потребителей первого порядка
4)потребителей второго порядка
60.Примером отношений паразит – хозяин служат отношения между
1)лишайником и берёзой
2)лягушкой и комаром
3)раком-отшельником и актинией
4)аскаридой и человеком
61.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1)растение → насекомое → лягушка → змея
2)насекомое → растение → змея → лягушка
3)лягушка → змея → растение → насекомое
4)змея → лягушка → насекомое → растение
62.Бактерии и грибы в природном сообществе играют роль
1)производителей органического вещества
2)разрушителей органического вещества
63.Какой способ добычи пищи характерен для животного, если основой его рациона являются зелёные побеги злаков и бобовых растений?
64.К какому типу отношений относят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в одном водоёме?
65.Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют
66.Все виды деятельности человека относят к факторам
67.Какие абиотические факторы являются важными для обыкновенной щуки в реке?
4)кислород и углекислый газ
ОРГАНИЗМЫ
А)божья коровка и тля
Б)росянка и муха
В)человек и аскарида
Г)собака и блоха
ТИП ОТНОШЕНИЙ
69.Выберите правильно составленную пищевую цепь.
1)листья укропа > личинка майского жука > землеройка > обыкновенный ёж
2)листья укропа > обыкновенный ёж > ястреб
3)листья укропа > гусеница бабочки махаон > большая синица > ястреб
4)листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб
70.Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это
2)концентрация кислорода в воздухе
71.К абиотическим экологическим факторам не относится
72.Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях
73.К какой группе факторов относят паразитизм, хищничество и конкуренцию?
74.Что из перечисленного является примером природного сообщества?
1)берёзы и ели в лесу
3)отдельная берёза в лесу
75.Для зайца-беляка биотическим фактором является
76.Как экологи называют водоём, заселённый разнообразными видами растений, животных и микроорганизмов?
|
77.Рассмотрите схему пищевой сети. К какой функциональной группе пищевой сети на рисунке относят золотого орла?
78.Какой признак отличает ель от сосны?
79.Роль производителей органических веществ в биогеоценозах играют
80.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?
1)злаки → полевая мышь → степной хорёк → сокол балобан
2)полевая мышь → злаки → степной хорёк → сокол балобан
3)злаки → сокол балобан → полевая мышь → степной хорёк
4)сокол балобан → злаки → полевая мышь → степной хорёк
81.Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определённой территории с одинаковыми природными условиями, называют
Роль температуры в развитии культурных растений
Культура | Температура, °С | *Сумма активных температур необходимых для развития, °С | |
Прорастание семян | Появление всходов | ||
Ячмень | 1–2 | 4–5 | 700–1300 |
Лён | 3–4 | 5–6 | 900–1300 |
Горох | 1–2 | 4–5 | 1200–1500 |
Пшеница | 1–2 | 4–5 | 1300–1700 |
Картофель | – | – | 1200–1800 |
Кукуруза | 8–10 | 10–11 | 2100–2900 |
Рис | 13–14 | 14–15 | 2000–3200 |
* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.
1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать
при низких температурах?
2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?
3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800 °С?
83.Глобальное потепление является следствием
1)захоронения радиоактивных отходов
2)загрязнения рек сточными водами промышленных предприятий
3)увеличения интенсивности излучения солнца
4)накопления парниковых газов, выделяющихся при промышленном производстве
84.Что будет способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды промышленными отходами?
1)выведение промышленных предприятий за черту города
2)установка высоких труб на промышленных предприятиях
3)внедрение современных технологий и строительство очистных сооружений
4)создание службы по наблюдению за состоянием воздуха, воды и почвы
85.Примером приспособленности организма к жизни в жарком климате служит
1)яркая окраска попугая
2)размер ушных раковин у слона
3)пятнистость в окраске у удава
86.Что является пищевым ресурсом для консументов II порядка?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.
при низких температурах?
2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по
прорастанию семян у картофеля?
3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе
Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе
составляет 1800 градусов Цельсия ?
1) ячмень, лён, горох и пшеница
2) картофель в культуре размножают клубнями, а не семенами
3) рис и кукуруза в Питере расти не будут
У меня один вопрос,как ты собираешься писать гиа по биологии,если сама не можешь решить столь простые задания,где ответы на это задание в таблице.
Другие вопросы из категории
у кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы.
2. что такое метаболизм?
3. что такое биологичесткий катализатор?
4. Что такое ферменты? Какую функцию они выполняют?
а. утрата шерстяного покрова слонами б. удлинение конечности лошади
в. появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше
2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а. превращение листьев кактуса в колючки б. возникновение теплокровности
в. утрата органов пищеварения у плоских червей
3. Какое из направлений эволюции приводит к серьёзным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а. превращение листьев кактуса в колючки б. возникновение теплокровности
в. утрата органов пищеварения у плоских червей
4. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путём:
а. ароморфоза б. дегенерации в. идиоадаптации
5. Водоросли относят к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а. мхи размножаются спорами, а водоросли нет б. у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет
в. у мхов есть органы, повысившие их организацию по сравнению с водорослями
г. разделение на низшие и высшие растения условно, потому что и мхи, и водоросли находятся на одном уровне развития
6. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации?
а. ячеистые лёгкие у рептилий б. первичная кора головного мозга у рептилий
в. голый хвост у бобра г. отсутствие конечностей у змеи
д. отсутствие корней у повилики
е. возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий
ж. молочные железы у млекопитающих з. образование ласт у моржа
и. отсутствие кровеносной системы у цепней
к. отсутствие потовых желёз у собак
7. В результате появления хлорофилла организмы перешли:
а. к автотрофному питанию б. к гетеротрофному питанию
в. к смешанному виду питания 8. Разнообразие приспособлений объясняется:
а. только влиянием условий среды на организм
б. взаимодействием генотипа и условий среды в. только особенностями генотипа
8. Биологический прогресс той или иной группы организмов достигается путями:
А. ароморфоз б. идиоадаптация в. общая дегенерация
Г. а+б д. а+б+в
9. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:
А.повышением уровня организации б. снижением уровня организации
В.расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды
Г. снижением численности и сокращением ареала
10. В состоянии биологического прогресса находится вид:
А. зубр б. гинкго в. чёрный журавль г. домовый воробей
11. Какие из перечисленных ниже видов организмов находятся в состоянии биологического регресса?
А.элодея канадская б.колорадский жук в.уссурийский тигр г. крыса серая
12. Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:
А. возникновение классов птиц б.появление большого количества семейств отряда хищных млекопитающих в. возникновение паразитических форм среди плоских червей
13. Путь эволюции, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, называется:
А.градация б. дивергенция в.конвергенция г. параллелизм
14. Из приведённых ниже пар органов не являются гомологичными:
А. органы равновесия мух (жужжальца), обеспечивающие их устойчивый полёт – крылья насекомых
Б. жабры головастиков – жабры моллюсков В. жаберные дуги рыб – слуховые косточки
15. Из перечисленных пар организмов примером конвергенции могут служить:
А.белый и бурый медведь б. сумчатый и полярный волк
В. обыкновенная лисица и песец г. крот и землеройка
обнаружено расщепление по данному признаку в отношении 1:1; в отношении 1:3? Растения с какими фенотипами нужно скрестить, чтобы получить фенотипически однородное потомство?
Задания Д C
1. Почему человеку нельзя грызть ногти и заусенцы? Укажите две причины.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Человек может заразиться паразитическими червями, так как под ногтями находится большое количество глистов.
2) В ротовой полости человека находиться большое количество болезнетворных микроорганизмов. Через заусеницы в кровь попадают болезнетворные бактерии, вызывающие инфекционные заболевания.
Влияние табакокурения на здоровье человека
связанный с данным
связанных с курением,
за последние 5 лет, %
1) Какое из заболеваний связано с курением в большей степени, чем остальные заболевания?
2) Можно ли на основании данных таблицы сделать вывод о том, что табакокурение — одна из основных причин смертности от туберкулёза (ответ поясните)?
3) Почему табакокурение способствует развитию болезней сердца?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) Нет. Согласно данным таблицы, среди умерших от туберкулеза только 3% курильщиков.
3) Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов сердечной мышцы. В результате чего она не получает необходимого кислорода и питательных веществ, что провоцирует развитие болезней сердца.
3. Почему купающийся человек, выйдя из воды, чувствует холод, особенно если подует ветер?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) С поверхности купавшегося человека испаряются капли воды. На этот процесс затрачивается тепло организма человека.
2) Ветер ускоряет процесс испарения с поверхности тела человека.
Наследование групп крови ребёнком
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа?
2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)
3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным донором?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) Возможные варианты:
Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных.
5. Укажите свойство кварцевой лампы, которое используется при лечении больных рахитом детей. Объясните его действие.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Кварцевая лампа излучает ультрафиолетовые лучи.
2) Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д, нехватка которого и является причиной рахита.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи рганизма человека
Натрий (в составе солей)
Хлор (в составе солей)
Калий (в составе солей)
1) Концентрация какого вещества максимально возрастает по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какие вещества и почему отсутствуют в составе первичной мочи здорового человека?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
3) Их отсутствие связано с особенностью фильтрации в капсулах нефронов. Крупные молекулы этих веществ задерживаются клетками нефрона. органические вещества важны для жизнедеятельности организма.
7. Кому больше нужно употреблять белки с пищей — взрослому человеку или ребёнку (из расчёта на 1 кг веса)? Почему?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) У ребенка поступающий белок идет не только на восстановление естественных потерь белковых молекул, как у взрослых, но и на рост тканей и органов всего организма.
Расстояние, которое может пройти человек по пустыне
Расстояние, км, при запасе воды
1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26°C, а запас воды у путника — 10 л?
2) Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) Соленая вода по своему химическому составу отличается от внутренней среды организма человека. В результате нарушается гомеостаз.
3) организм пытается восстановить гомеостаз, удаляя избыток поступивших солей в виде мочи, а на это требуется больше воды, чем её поступило. В результате обезвоживание нарастает еще быстрее.
9. Объясните, почему маленьких детей следует одевать теплее, чем взрослых. Приведите два объяснения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) У детей несовершенная терморегуляция, что выражается в меньшей, чем у взрослых, теплопродукции по отношению к теплоотдаче.
2) У детей тонкая кожа, малая толщина подкожного жира, более интенсивное, чем у взрослых, потоотделение. Этими особенностями обусловлена усиленная теплоотдача, приводящая к переохлаждению.
Работа сердца у тренированного человека и нетренированного человека
1) У какого человека больше изменяется частота сердечных сокращений при нагрузке?
2) На сколько см 3 изменяется объём выбрасываемой крови за одно сокращение у тренированного человека и нетренированного человека в покое и при работе?
3) За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно при физических нагрузках?
Правильный должен содержать следующие элементы:
1) Больше изменяется частота сердечных сокращений при нагрузке — у нетренированного.
2) У тренированного в покое — 70 см 3 , при работе — 120 см 3 , изменяется на 50 см 3 ; у нетренированного в покое — 60 см 3 , при работе — 70 см 3 , изменяется на 10 см 3 .
3) У тренированного сердце работает более экономно за счет выброса большего количества крови при каждом сокращении.
Частота сердечных сокращений — это пульс.
Ударный объем сердца — количество крови, выбрасываемое за 1 цикл.
11. У овцы длина кишечника примерно в 28 раз превосходит длину тела, у человека — в 6 раз, а у льва — всего в 3 раза. Чем объясняется такая разница?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Растительноядные имеют более длинный кишечник, т. к. растительная клетчатка переваривается и усваивается существенно хуже и дольше белковой пищи. Соответственно и пищеварительный процесс дольше.
2) Овца — растительноядное животное — самый длинный кишечник, человек — всеядный, лев — хищник, имеет самый короткий кишечник.
В кишечнике осуществляется окончательное переваривание принятой пищи, всасывание питательных элементов, а также удаление непереваренных веществ. Толстый отдел населяет симбиотическая микрофлора, которая у растительноядных развита наиболее хорошо. Растительноядные животные обладают достаточно длинным кишечником. Слепой и толстый отделы при этом развиты у них достаточно хорошо. Длина толстой кишки у грызунов может достигать 53% общей длины всего кишечника. У хищников он намного короче. Например, овца имеет кишечник, длина которого превышает длину тела в 29−35 раз, кабан — в 14, лошадь — в 12, а волк — в 6.
Выживание скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
Число отловленных птенцов
старше трёх месяцев (в среднем на
1) Птенцы из каких кладок не доживали до трёх месяцев и почему?
2) Какое число яиц в кладке можно считать оптимальным для дальнейшего выживания и размножения скворцов с точки зрения естественного отбора?
Правильный должен содержать следующие элементы:
1) До трех месяцев не доживали птенцы, где число яиц в кладках было 1 или 6. В первом случае (1 яйцо) — высока вероятность случайной гибели (в том числе от хищников и болезней), во втором (6 яиц) — от недостатка корма — чрезмерное усиление внутривидовой борьбы: родители пытаются выкормить всех птенцов, но в итоге все птенцы оказывются недокормленными.
2) В ходе отбора выигрывают птицы со средней плодовитостью 3−5 яиц в кладке — так как проявляется забота о потомстве, птенцы получают достаточное количество корма, при случайной гибели части потомства, другая часть успешно развивается. У скворцов с минимальной плодовитостью малая изменчивость в течение многих поколений, ослабление внутривидовой борьбы, постепенное вырождение. У скворцов с максимальной плодовитостью чрезмерное усиление внутривидовой борьбы.
13. Что такое ожог? Почему ожог паром опаснее ожога кипятком?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Ожог — это повреждение тканей в результате местного действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока или ионизирующего излучения.
2) Температура кипятка не выше 100°С. Это обстоятельство в сочетании с тем, что на пути к коже жидкости остывают, ведет к тому, что вызываемые поражения поверхностны.
Температура пара обычно 110−120 °С и выше(перегретый пар) и возможно сплошное поражение больших площадей.
Читайте также: