Почему среди приведенных культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

экзаменационной работы, а затем перенесите в бланкЕсли№ 1.

в качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе

ответа на бланк следует,указать только эту последовательность

пробелов и прочих символов.

развёрнутый ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке № 2.

Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут

учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором.они даны Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,

следующему. Если после выполнения всей работы у Вас

можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

A1 Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

A2 Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие? всех её структур

2) клеточная стенка

A3 Поселяясь на пнях, опята используют их для

1) получения энергии из неорганических веществ

2) защиты от болезнетворных бактерий

3) получения готовых органических веществ

4) привлечения насекомых-опылителей

A4 Какой цифрой обозначена часть семени фасоли, в которой сосредоточены питательные вещества?

A5 Вставочный рост характерен для семейства

A6 Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют

1) конечности рычажного типа

2) хитиновый скелет

3) одну пару усиков

A7 У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?

A8 Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) использование орудий труда

2) естественный отбор

3) наследственная изменчивость

4) борьба за существование

A9 Из одного слоя эпителия состоят стенки

4) наружного слоя кожи

A10 Расстройство деятельности вегетативной нервной системы у человека приводит к

1) воспалительным процессам в органах дыхания

2) нарушению согласованной работы внутренних органов

3) нарушению режима питания

4) избыточному синтезу витаминов

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

A11 Какой цифрой на рисунке обозначены мышцы, сгибающие и вращающие туловище вокруг продольной оси?

A12 Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится кровь,

1) принадлежащая любому здоровому человеку

2) имеющая достаточное количество солей кальция

3) содержащая необходимую концентрацию витаминов

4) соответствующая его группе крови

A13 В каком из перечисленных сосудов кровеносной системы наблюдается наиболее высокое давление крови?

1) капилляр кожи

2) капилляр альвеолы

3) нижняя полая вена

4) сонная артерия

A14 В каких органоидах клеток человека образуется углекислый газ, выделяемый в процессе дыхания?

A15 Пластический обмен в организме направлен на

1) удаление продуктов распада из организма

2) сбор и использование организмом поступающей информации

3) биологическое окисление с освобождением энергии

4) синтез веществ, специфичных для данного организма

A16 К какому цвету избирательно чувствительны колбочки сетчатки?

A17 Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно-рефлекторной?

1) соблюдение привычного режима дня

2) отдёргивание руки от горячего предмета

3) поворот человеком головы на незнакомый звук

4) написание живописной картины художником

A18 Как правило, врачи не рекомендуют в первые дни болезни давать жаропонижающие таблетки подросткам при повышении температуры тела до 38 °С. Это связано с тем, что

1) эти таблетки препятствуют активизации защитных сил организма

2) жаропонижающие таблетки приводят к осложнениям болезни

3) эти таблетки не снижают такую температуру тела

4) такая температура считается нормальной

A19 Что следует сделать при пищевом отравлении?

1) сделать прививку

2) промыть желудок

3) положить лёд на область желудка

4) выпить обезболивающие таблетки

A20 Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображённое на рисунке, то органами дыхания животного, скорее всего, будут

1) жабры 2) кожа 3) трахеи 4) лёгкие

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у – интенсивность обмена веществ (в кВт)).

11.Известно, что семена некоторых растений (чистотел, фиалка, копытень) распространяются с помощью муравьёв. Как называют такой вид связи между организмами?

12.Сообщество, включающее совокупность живых организмов, связанных между собой и с компонентами неживой природы, называют

13.К невозобновимым природным ресурсам относят

14.Какой признак характерен для насекомоопыляемого растения экосистемы луга?

1)образует цветки до распускания листьев

2)имеет яркую окраску цветков

3)пыльники содержат много мелкой пыльцы

4)тычинки имеют длинные свисающие из цветка тычиночные нити

15.Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

16.Предметом изучения экологии является

2)функционирование систем органов

3)влияние факторов среды на организм

4)взаимодействие частей развивающегося организма

17.Изображённый организм в пищевой цепи является


1)только производителем органических веществ

2)только потребителем органических веществ

3)потребителем и разрушителем органических веществ

4)производителем и потребителем органических веществ

18.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Популяция
Жабры Жаберный лепесток

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

19.Какие из приведённых организмов являются потребителями органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)почвенные зелёные водоросли

Зависимость кислородной ёмкости крови млекопитающих
от высоты над уровнем моря

Вид Высота над уровнем моря, км Количество эритроцитов в 1 мм 3 крови, млн Содержание гемоглобина, %
Горный баран-архар 4–5 17,1
Овца домашняя в горах 2,6 11,6
Овца домашняя на равнине 10,3
Винторогий козёл 2–3,5 17,1
Дагестанский тур 2–4 12,4
Коза домашняя в горах 2–3 12,5
Коза домашняя на равнине 9,9
Собака домашняя в горах 4,5 20,6
Собака домашняя на равнине 14,3

1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются на высоту более3,5 км?

2) Какая зависимость существует между высотой, на которой может обитать животное, и количеством эритроцитов в 1 мм 3 ?

3) Какую функцию выполняет гемоглобин в организмах млекопитающих?

21.Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?

1)выборочная вырубка леса

2)солёность грунтовых вод

3)многообразие птиц в лесу

4)образование торфяных болот

22.Рассмотрите пищевую цепь.


Какой организм в данной цепи является производителем органических веществ?

23.Все формы взаимоотношений живых организмов в экосистеме относят к фактору

24.Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

1)увеличение влажности среды

2)сокращение длины светового дня

3)повышение температуры воздуха

4)понижение температуры воздуха

25.Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?

1)длинные цепи питания

2)преобладание растений одного вида

3)замкнутый круговорот химических элементов

4)наличие производителей, потребителей, разрушителей

26.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?

1)образуют органические вещества из неорганических

2)питаются органическими веществами живых организмов

3)способствуют нейтрализации ядов в почве

4)разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

27.Из названных животных в двух средах жизни обитает

28.Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов?

А. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов не влияют друг на друга.

Б. Примером нахлебничества являются отношения между акулой и рыбой-прилипало.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

29.Количество звеньев пищевой цепи ограничено

1)малым числом трофических уровней организмов

2)потерей энергии на каждом трофическом уровне

3)быстрым потреблением питательных веществ организмами

4)биомассой потребителей I порядка

30Какая из последовательностей, отражающая процесс зарастания участка леса после вырубки, составлена правильно?

1)травы →кустарники→ берёзы →ели

2)кустарники→ берёзы →ели →травы

3)берёзы →травы →ели →кустарники

4)ели→ берёзы→ кустарники→ травы

31.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1)опавшая листва → дождевой червь → ёж → лиса

2)ёж → дождевой червь → лиса → опавшая листва

3)дождевой червь → опавшая листва → ёж → лиса

4)лиса → ёж → дождевой червь → опавшая листва

32.Если некоторые растения, испытывая недостаток в поливе, сбрасывают листья, то это является проявлением

3)признака скорой гибели

4)приспособления к условиям обитания

33.К природным экосистемам, в которых будет наблюдаться максимальное видовое разнообразие земноводных, относят

4)влажные экваториальные леса

34.Какую роль в биогеоценозах играют автотрофные организмы?

1)разрушителей и потребителей органических веществ

2)только производителей органических веществ

3)потребителей органических веществ

4)только разрушителей органических веществ

35.Главным регулятором сезонных изменений в экосистемах средней полосы является

36.Какая из схем правильно отражает смену растительных сообществ?

1)болото ? пруд ? луг ? мелколиственный лес

2)пруд ? болото ? луг ? мелколиственный лес

3)мелколиственный лес ⇒ луг ⇒ болото ⇒ пруд

4)луг ⇒ мелколиственный лес ⇒ болото ⇒ пруд

37.Биотический фактор, играющий важную роль в жизни дикого кабана, –

38.К какому процессу в природе приводит увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере Земли?

1)разрушению озонового слоя

2)росту числа мутаций в популяциях животных

4)понижению планетарной температуры

41.Установите последовательность организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

42.Какая особенность строения и жизнедеятельности способствовала распространению цветковых растений по поверхности Земли?

1)размножение без участия воды

2)разнообразие побегов и корней

4)увеличение продолжительности жизни

43.На Земле кислород расходуется (связывается) в ходе

44.Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит

1)понижение температуры воздуха

2)уменьшение количества кислорода в почве

3)выпадение обильных осадков

4)сокращение длины светового дня

45.Верны ли следующие суждения о цепях питания?

А. Стрелками в цепях питания демонстрируют переход энергии с одного уровня на другой.

Б. Цепи питания начинаются с растений или органических остатков.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

46.Наибольшим преобразующим действием на планете обладает

4)смена дня и ночи

1)живых обитателей почвы

2)все живые организмы планеты

3)растения тропических лесов

4)искусственные экосистемы, созданные человеком

48.Какая пищевая цепь составлена правильно?

1)опавшая листва → дождевой червь → скворец → пустельга

2)дождевой червь → опавшая листва → скворец → пустельга

3)скворец → опавшая листва → дождевой червь → пустельга

4)пустельга → скворец → канюк обыкновенный → дождевой червь

49.Какой из приведённых экологических факторов в наибольшей степени ограничивает численность популяции зайцев?

1)суточные колебания температуры

2)разнообразие редуцентов в экосистеме

3)количество пригодных в пищу растений

4)отстрел зайцев охотниками

50.Одно из отличий агроценоза от естественных экосистем состоит в том, что в нём

1)не происходит естественный отбор

2)осуществляется борьба за существование

3)понижается устойчивость растений к вредителям

4)число консументов превышает число продуцентов

51.Укажите, какой из организмов пропущен в цепи питания:

растение ⇒ тундровая куропатка ⇒ … ⇒ белый медведь

52.Какой экологический фактор служит сигналом к отлёту у насекомоядных птиц?

3)изменение окраски листьев

4)укорочение светового дня

53.Растения образуют органические вещества из неорганических, поэтому в пищевых цепях экосистемы выполняют роль

1)потребителей 1-го порядка

3)потребителей 2-го порядка

54.Симбиотические отношения формируются у

1)трутовика и берёзы

2)подберёзовика и ели

3)росянки и мухи

4)птицы и насекомого

55.Какие факторы относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

56.Клубеньковые бактерии играют важную роль в круговороте

57.Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов – производителей органических веществ)?

1)Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.

2)Они используют энергию организма-хозяина.

3)Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.

4)Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.

58.Круговорот веществ в биосфере происходит за счёт энергии

2)приливов и отливов

59.Бактерии и грибы в круговороте веществ, как правило, выполняют роль

1)производителей органических веществ

2)разрушителей органических остатков

3)потребителей первого порядка

4)потребителей второго порядка

60.Примером отношений паразит – хозяин служат отношения между

1)лишайником и берёзой

2)лягушкой и комаром

3)раком-отшельником и актинией

4)аскаридой и человеком

61.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1)растение → насекомое → лягушка → змея

2)насекомое → растение → змея → лягушка

3)лягушка → змея → растение → насекомое

4)змея → лягушка → насекомое → растение

62.Бактерии и грибы в природном сообществе играют роль

1)производителей органического вещества

2)разрушителей органического вещества

63.Какой способ добычи пищи характерен для животного, если основой его рациона являются зелёные побеги злаков и бобовых растений?

64.К какому типу отношений относят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в одном водоёме?

65.Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют

66.Все виды деятельности человека относят к факторам

67.Какие абиотические факторы являются важными для обыкновенной щуки в реке?

4)кислород и углекислый газ

ОРГАНИЗМЫ

А)божья коровка и тля

Б)росянка и муха

В)человек и аскарида

Г)собака и блоха

ТИП ОТНОШЕНИЙ

69.Выберите правильно составленную пищевую цепь.

1)листья укропа > личинка майского жука > землеройка > обыкновенный ёж

2)листья укропа > обыкновенный ёж > ястреб

3)листья укропа > гусеница бабочки махаон > большая синица > ястреб

4)листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб

70.Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это

2)концентрация кислорода в воздухе

71.К абиотическим экологическим факторам не относится

72.Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях

73.К какой группе факторов относят паразитизм, хищничество и конкуренцию?

74.Что из перечисленного является примером природного сообщества?

1)берёзы и ели в лесу

3)отдельная берёза в лесу

75.Для зайца-беляка биотическим фактором является

76.Как экологи называют водоём, заселённый разнообразными видами растений, животных и микроорганизмов?


77.Рассмотрите схему пищевой сети. К какой функциональной группе пищевой сети на рисунке относят золотого орла?

78.Какой признак отличает ель от сосны?

79.Роль производителей органических веществ в биогеоценозах играют

80.Какая из приведённых пищевых цепей составлена правильно?

1)злаки → полевая мышь → степной хорёк → сокол балобан

2)полевая мышь → злаки → степной хорёк → сокол балобан

3)злаки → сокол балобан → полевая мышь → степной хорёк

4)сокол балобан → злаки → полевая мышь → степной хорёк

81.Комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определённой территории с одинаковыми природными условиями, называют

Роль температуры в развитии культурных растений

Культура Температура, °С *Сумма активных температур необходимых для развития, °С
Прорастание семян Появление всходов
Ячмень 1–2 4–5 700–1300
Лён 3–4 5–6 900–1300
Горох 1–2 4–5 1200–1500
Пшеница 1–2 4–5 1300–1700
Картофель 1200–1800
Кукуруза 8–10 10–11 2100–2900
Рис 13–14 14–15 2000–3200

* Биологический минимум температуры, необходимой для развития определённого растения до образования семян.

1) Какое из приведённого перечня культурных растений можно высевать
при низких температурах?

2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по прорастанию семян у картофеля?

3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе составляет 1800 °С?

83.Глобальное потепление является следствием

1)захоронения радиоактивных отходов

2)загрязнения рек сточными водами промышленных предприятий

3)увеличения интенсивности излучения солнца

4)накопления парниковых газов, выделяющихся при промышленном производстве

84.Что будет способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды промышленными отходами?

1)выведение промышленных предприятий за черту города

2)установка высоких труб на промышленных предприятиях

3)внедрение современных технологий и строительство очистных сооружений

4)создание службы по наблюдению за состоянием воздуха, воды и почвы

85.Примером приспособленности организма к жизни в жарком климате служит

1)яркая окраска попугая

2)размер ушных раковин у слона

3)пятнистость в окраске у удава

86.Что является пищевым ресурсом для консументов II порядка?

Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

при низких температурах?
2) Почему среди приведённых культурных растений отсутствуют данные по
прорастанию семян у картофеля?
3) Какие из приведённых культурных растений нельзя выращивать в районе
Санкт-Петербурга, если сумма активных температур в этом регионе
составляет 1800 градусов Цельсия ?

1) ячмень, лён, горох и пшеница

2) картофель в культуре размножают клубнями, а не семенами

3) рис и кукуруза в Питере расти не будут

У меня один вопрос,как ты собираешься писать гиа по биологии,если сама не можешь решить столь простые задания,где ответы на это задание в таблице.

Другие вопросы из категории

у кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы.

2. что такое метаболизм?
3. что такое биологичесткий катализатор?
4. Что такое ферменты? Какую функцию они выполняют?

а. утрата шерстяного покрова слонами б. удлинение конечности лошади
в. появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше

2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а. превращение листьев кактуса в колючки б. возникновение теплокровности
в. утрата органов пищеварения у плоских червей

3. Какое из направлений эволюции приводит к серьёзным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а. превращение листьев кактуса в колючки б. возникновение теплокровности
в. утрата органов пищеварения у плоских червей

4. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путём:
а. ароморфоза б. дегенерации в. идиоадаптации

5. Водоросли относят к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а. мхи размножаются спорами, а водоросли нет б. у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет
в. у мхов есть органы, повысившие их организацию по сравнению с водорослями
г. разделение на низшие и высшие растения условно, потому что и мхи, и водоросли находятся на одном уровне развития

6. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации?
а. ячеистые лёгкие у рептилий б. первичная кора головного мозга у рептилий
в. голый хвост у бобра г. отсутствие конечностей у змеи
д. отсутствие корней у повилики
е. возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий
ж. молочные железы у млекопитающих з. образование ласт у моржа
и. отсутствие кровеносной системы у цепней
к. отсутствие потовых желёз у собак

7. В результате появления хлорофилла организмы перешли:
а. к автотрофному питанию б. к гетеротрофному питанию
в. к смешанному виду питания 8. Разнообразие приспособлений объясняется:
а. только влиянием условий среды на организм
б. взаимодействием генотипа и условий среды в. только особенностями генотипа

8. Биологический прогресс той или иной группы организмов достигается путями:
А. ароморфоз б. идиоадаптация в. общая дегенерация
Г. а+б д. а+б+в

9. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:
А.повышением уровня организации б. снижением уровня организации
В.расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды
Г. снижением численности и сокращением ареала

10. В состоянии биологического прогресса находится вид:
А. зубр б. гинкго в. чёрный журавль г. домовый воробей

11. Какие из перечисленных ниже видов организмов находятся в состоянии биологического регресса?
А.элодея канадская б.колорадский жук в.уссурийский тигр г. крыса серая

12. Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:
А. возникновение классов птиц б.появление большого количества семейств отряда хищных млекопитающих в. возникновение паразитических форм среди плоских червей

13. Путь эволюции, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, называется:
А.градация б. дивергенция в.конвергенция г. параллелизм

14. Из приведённых ниже пар органов не являются гомологичными:
А. органы равновесия мух (жужжальца), обеспечивающие их устойчивый полёт – крылья насекомых
Б. жабры головастиков – жабры моллюсков В. жаберные дуги рыб – слуховые косточки

15. Из перечисленных пар организмов примером конвергенции могут служить:
А.белый и бурый медведь б. сумчатый и полярный волк
В. обыкновенная лисица и песец г. крот и землеройка

обнаружено расщепление по данному признаку в отношении 1:1; в отношении 1:3? Растения с какими фенотипами нужно скрестить, чтобы получить фенотипически однородное потомство?

Задания Д C

1. По­че­му че­ло­ве­ку нель­зя грызть ногти и за­усен­цы? Ука­жи­те две при­чи­ны.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Че­ло­век может за­ра­зить­ся па­ра­зи­ти­че­ски­ми чер­вя­ми, так как под ног­тя­ми на­хо­дит­ся боль­шое ко­ли­че­ство гли­стов.

2) В ро­то­вой по­ло­сти че­ло­ве­ка на­хо­дить­ся боль­шое ко­ли­че­ство бо­лез­не­твор­ных мик­ро­ор­га­низ­мов. Через за­усе­ни­цы в кровь по­па­да­ют бо­лез­не­твор­ные бак­те­рии, вы­зы­ва­ю­щие ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния.

Вли­я­ние та­ба­ко­ку­ре­ния на здо­ро­вье че­ло­ве­ка

свя­зан­ный с дан­ным

свя­зан­ных с ку­ре­ни­ем,

за по­след­ние 5 лет, %

1) Какое из за­бо­ле­ва­ний свя­за­но с ку­ре­ни­ем в боль­шей сте­пе­ни, чем осталь­ные за­бо­ле­ва­ния?

2) Можно ли на ос­но­ва­нии дан­ных таб­ли­цы сде­лать вывод о том, что та­ба­ко­ку­ре­ние — одна из ос­нов­ных при­чин смерт­но­сти от ту­бер­кулёза (ответ по­яс­ни­те)?

3) По­че­му та­ба­ко­ку­ре­ние спо­соб­ству­ет раз­ви­тию бо­лез­ней серд­ца?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

2) Нет. Со­глас­но дан­ным таб­ли­цы, среди умер­ших от ту­бер­ку­ле­за толь­ко 3% ку­риль­щи­ков.

3) Ни­ко­тин вы­зы­ва­ет суже­ние кро­ве­нос­ных со­су­дов сер­деч­ной мышцы. В ре­зуль­та­те чего она не по­лу­ча­ет не­об­хо­ди­мо­го кис­ло­ро­да и пи­та­тель­ных ве­ществ, что про­во­ци­ру­ет раз­ви­тие бо­лез­ней серд­ца.

3. По­че­му ку­па­ю­щий­ся че­ло­век, выйдя из воды, чув­ству­ет холод, осо­бен­но если по­ду­ет ветер?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) С по­верх­но­сти ку­пав­ше­го­ся че­ло­ве­ка ис­па­ря­ют­ся капли воды. На этот про­цесс за­тра­чи­ва­ет­ся тепло ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка.

2) Ветер уско­ря­ет про­цесс ис­па­ре­ния с по­верх­но­сти тела че­ло­ве­ка.

На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

2) Воз­мож­ные ва­ри­ан­ты:

Уча­щий­ся дол­жен на­звать че­ты­ре любые ва­ри­ан­та из числа воз­мож­ных.

5. Ука­жи­те свой­ство квар­це­вой лампы, ко­то­рое ис­поль­зу­ет­ся при ле­че­нии боль­ных ра­хи­том детей. Объ­яс­ни­те его дей­ствие.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Квар­це­вая лампа из­лу­ча­ет уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи.

2) Уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи спо­соб­ству­ют вы­ра­бот­ке ви­та­ми­на Д, не­хват­ка ко­то­ро­го и яв­ля­ет­ся при­чи­ной ра­хи­та.

Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи рга­низ­ма че­ло­ве­ка

На­трий (в со­ста­ве солей)

Хлор (в со­ста­ве солей)

Калий (в со­ста­ве солей)

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства мак­си­маль­но воз­рас­та­ет по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какие ве­ще­ства и по­че­му от­сут­ству­ют в со­ста­ве пер­вич­ной мочи здо­ро­во­го че­ло­ве­ка?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

3) Их от­сут­ствие свя­за­но с осо­бен­но­стью филь­тра­ции в кап­су­лах нефро­нов. Круп­ные мо­ле­ку­лы этих ве­ществ за­дер­жи­ва­ют­ся клет­ка­ми нефро­на. ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства важны для жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма.

7. Кому боль­ше нужно упо­треб­лять белки с пищей — взрос­ло­му че­ло­ве­ку или ребёнку (из расчёта на 1 кг веса)? По­че­му?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

2) У ре­бен­ка по­сту­па­ю­щий белок идет не толь­ко на вос­ста­нов­ле­ние есте­ствен­ных по­терь бел­ко­вых мо­ле­кул, как у взрос­лых, но и на рост тка­ней и ор­га­нов всего ор­га­низ­ма.

Рас­сто­я­ние, ко­то­рое может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не

Рас­сто­я­ние, км, при за­па­се воды

1) Сколь­ко ки­ло­мет­ров может прой­ти че­ло­век по пу­сты­не, если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха со­став­ля­ет 26°C, а запас воды у пут­ни­ка — 10 л?

2) Часто в пу­сты­не пут­ни­ки на­хо­дят водоёмы с солёной водой. По­че­му по­треб­ле­ние такой воды опас­но для жизни че­ло­ве­ка?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

2) Со­ле­ная вода по сво­е­му хи­ми­че­ско­му со­ста­ву от­ли­ча­ет­ся от внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка. В ре­зуль­та­те на­ру­ша­ет­ся го­мео­стаз.

3) ор­га­низм пы­та­ет­ся вос­ста­но­вить го­мео­стаз, уда­ляя из­бы­ток по­сту­пив­ших солей в виде мочи, а на это тре­бу­ет­ся боль­ше воды, чем её по­сту­пи­ло. В ре­зуль­та­те обез­во­жи­ва­ние на­рас­та­ет еще быст­рее.

9. Объ­яс­ни­те, по­че­му ма­лень­ких детей сле­ду­ет оде­вать теп­лее, чем взрос­лых. При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) У детей не­со­вер­шен­ная тер­мо­ре­гу­ля­ция, что вы­ра­жа­ет­ся в мень­шей, чем у взрос­лых, теп­ло­про­дук­ции по от­но­ше­нию к теп­ло­от­да­че.

2) У детей тон­кая кожа, малая тол­щи­на под­кож­но­го жира, более ин­тен­сив­ное, чем у взрос­лых, по­то­от­де­ле­ние. Этими осо­бен­но­стя­ми обу­слов­ле­на уси­лен­ная теп­ло­от­да­ча, при­во­дя­щая к пе­ре­охла­жде­нию.

Ра­бо­та серд­ца у тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка

1) У ка­ко­го че­ло­ве­ка боль­ше из­ме­ня­ет­ся ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний при на­груз­ке?

2) На сколь­ко см 3 из­ме­ня­ет­ся объём вы­бра­сы­ва­е­мой крови за одно со­кра­ще­ние у тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка в покое и при ра­бо­те?

3) За счёт чего серд­це тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка ра­бо­та­ет более эко­ном­но при фи­зи­че­ских на­груз­ках?

Пра­виль­ный дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Боль­ше из­ме­ня­ет­ся ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний при на­груз­ке — у не­тре­ни­ро­ван­но­го.

2) У тре­ни­ро­ван­но­го в покое — 70 см 3 , при ра­бо­те — 120 см 3 , из­ме­ня­ет­ся на 50 см 3 ; у не­тре­ни­ро­ван­но­го в покое — 60 см 3 , при ра­бо­те — 70 см 3 , из­ме­ня­ет­ся на 10 см 3 .

3) У тре­ни­ро­ван­но­го серд­це ра­бо­та­ет более эко­ном­но за счет вы­бро­са боль­ше­го ко­ли­че­ства крови при каж­дом со­кра­ще­нии.

Ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний — это пульс.

Удар­ный объем серд­ца — ко­ли­че­ство крови, вы­бра­сы­ва­е­мое за 1 цикл.

11. У овцы длина ки­шеч­ни­ка при­мер­но в 28 раз пре­вос­хо­дит длину тела, у че­ло­ве­ка — в 6 раз, а у льва — всего в 3 раза. Чем объ­яс­ня­ет­ся такая раз­ни­ца?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Рас­ти­тель­но­яд­ные имеют более длин­ный ки­шеч­ник, т. к. рас­ти­тель­ная клет­чат­ка пе­ре­ва­ри­ва­ет­ся и усва­и­ва­ет­ся су­ще­ствен­но хуже и доль­ше бел­ко­вой пищи. Со­от­вет­ствен­но и пи­ще­ва­ри­тель­ный про­цесс доль­ше.

2) Овца — рас­ти­тель­но­яд­ное жи­вот­ное — самый длин­ный ки­шеч­ник, че­ло­век — все­яд­ный, лев — хищ­ник, имеет самый ко­рот­кий ки­шеч­ник.

В ки­шеч­ни­ке осу­ществ­ля­ет­ся окон­ча­тель­ное пе­ре­ва­ри­ва­ние при­ня­той пищи, вса­сы­ва­ние пи­та­тель­ных эле­мен­тов, а также уда­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ных ве­ществ. Тол­стый отдел на­се­ля­ет сим­био­ти­че­ская мик­ро­фло­ра, ко­то­рая у рас­ти­тель­но­яд­ных раз­ви­та наи­бо­лее хо­ро­шо. Рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные об­ла­да­ют до­ста­точ­но длин­ным ки­шеч­ни­ком. Сле­пой и тол­стый от­де­лы при этом раз­ви­ты у них до­ста­точ­но хо­ро­шо. Длина тол­стой кишки у гры­зу­нов может до­сти­гать 53% общей длины всего ки­шеч­ни­ка. У хищ­ни­ков он на­мно­го ко­ро­че. На­при­мер, овца имеет ки­шеч­ник, длина ко­то­ро­го пре­вы­ша­ет длину тела в 29−35 раз, кабан — в 14, ло­шадь — в 12, а волк — в 6.

Вы­жи­ва­ние сквор­цов в за­ви­си­мо­сти от числа яиц в клад­ке

Число от­лов­лен­ных птен­цов

стар­ше трёх ме­ся­цев (в сред­нем на

1) Птен­цы из каких кла­док не до­жи­ва­ли до трёх ме­ся­цев и по­че­му?

2) Какое число яиц в клад­ке можно счи­тать оп­ти­маль­ным для даль­ней­ше­го вы­жи­ва­ния и раз­мно­же­ния сквор­цов с точки зре­ния есте­ствен­но­го от­бо­ра?

Пра­виль­ный дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) До трех ме­ся­цев не до­жи­ва­ли птен­цы, где число яиц в клад­ках было 1 или 6. В пер­вом слу­чае (1 яйцо) — вы­со­ка ве­ро­ят­ность слу­чай­ной ги­бе­ли (в том числе от хищ­ни­ков и бо­лез­ней), во вто­ром (6 яиц) — от не­до­стат­ка корма — чрез­мер­ное уси­ле­ние внут­ри­ви­до­вой борь­бы: ро­ди­те­ли пы­та­ют­ся вы­кор­мить всех птен­цов, но в итоге все птен­цы ока­зы­вют­ся не­до­корм­лен­ны­ми.

2) В ходе от­бо­ра вы­иг­ры­ва­ют птицы со сред­ней пло­до­ви­то­стью 3−5 яиц в клад­ке — так как про­яв­ля­ет­ся за­бо­та о потом­стве, птен­цы по­лу­ча­ют до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство корма, при слу­чай­ной ги­бе­ли части потом­ства, дру­гая часть успеш­но раз­ви­ва­ет­ся. У сквор­цов с ми­ни­маль­ной пло­до­ви­то­стью малая из­мен­чи­вость в те­че­ние мно­гих по­ко­ле­ний, ослаб­ле­ние внут­ри­ви­до­вой борь­бы, по­сте­пен­ное вы­рож­де­ние. У сквор­цов с мак­си­маль­ной пло­до­ви­то­стью чрез­мер­ное уси­ле­ние внут­ри­ви­до­вой борь­бы.

13. Что такое ожог? По­че­му ожог паром опас­нее ожога ки­пят­ком?

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Ожог — это по­вре­жде­ние тка­ней в ре­зуль­та­те мест­но­го дей­ствия вы­со­кой тем­пе­ра­ту­ры, хи­ми­че­ских ве­ществ, элек­три­че­ско­го тока или иони­зи­ру­ю­ще­го из­лу­че­ния.

2) Тем­пе­ра­ту­ра ки­пят­ка не выше 100°С. Это об­сто­я­тель­ство в со­че­та­нии с тем, что на пути к коже жид­ко­сти осты­ва­ют, ведет к тому, что вы­зы­ва­е­мые по­ра­же­ния по­верх­ност­ны.

Тем­пе­ра­ту­ра пара обыч­но 110−120 °С и выше(пе­ре­гре­тый пар) и воз­мож­но сплош­ное по­ра­же­ние боль­ших пло­ща­дей.

Читайте также: