Органы вегетативного размножения картофеля

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

Какие способы размножения растений существуют в природе? Есть два основных способа: вегетативное и генеративное.

Что такое вегетативное размножение?

Вегетативное размножение — это бесполое размножение семенных растений при помощи регенерации вегетативных органов или отдельных их частей: корня, побега, листка, группой соматических клеток этих органов.

Такой тип размножения основывается на склонности растений регенерировать — восстанавливать и возобновлять органы или части тела, которые были потеряны. У растений практически безграничные возможности регенерации. Новые растения легко получаются из цветоножки, тычинки, а в некоторых случаях — даже из одной клетки.

Вегетативным способом в естественных условиях не размножаются только некоторые семенные одно- и двухлетние растения.

Такой вид размножения растений — приспособление, используемое растением для образования потомства в случае отсутствия благоприятных условий для полового размножения.

Вегетативное размножение предполагает повторение набора генов родительской формы у потомства. Этот момент является крайне важным для сохранения признаков.

Совокупность этих особей называют клоном.

Клон — популяция клеток или особей, которые образуются в результате бесполого деления из одной клетки или особи.

Серьезные видоизменения органов растений — результат усиления функции вегетативного размножения.

Виды вегетативного размножения с примерами

Специализированные побеги вегетативного размножения — это надземные и подземные столоны, корневища, клубни, луковицы и др.

Размножение корнем

Корни очень часто участвуют в процессе вегетативного размножения. Некоторые растения образуют на корнях придаточные почки, из которых появляются придаточные ростки. Среди таких растений — вишня, ольха, слива, малина, калина, осина, осот, сирень.

Новые особи появляются, когда эти ростки укореняются с последующим отделением от материнского растения.

Очень много растений размножается при помощи корневых ростков, развивающихся из придаточных почек. Эти придаточные почки закладываются на корнях — как у вишни, осины, малины, сирени, ежевики, хрена, щавеля.

В естественных условиях также можно встретить вариант вегетативного размножения при помощи корневых отсадков. К примеру, у дикого винограда, смородины, крыжовника.

Размножение корневищем

Какие растения размножаются корневищами? Размножение корневищами присуще части многолетних травянистых растений, таких как пырей, ирис, мелисса, душица, мята, тысячелистник.

Виды вегетативного размножения с примерами

Размножение столонами

Столоны — вытянутые боковые побеги растений, у которых есть удлиненные междоузлия, недоразвитые листочки и пазушные почки.

На пазушных почках формируются укороченные побеги — такие как клубни картофеля, луковички тюльпана, розеточные побеги. Они характеризуются тем, что достаточно рано отмирают.

Размножение клубнями

Клубень является видоизмененным укороченным побегом растения, отличающимся примерно округлой формой.

Клубень образуется в результате разрастания одного или нескольких междоузлий с редуцированными листьями.

Клубень стеблевого происхождения — вариант размножения картофеля и топинамбура.

Примеры вегетативного размножения с помощью мясистых корневых клубней — георгины, чистец весенний и батат.

Размножение луковицами

Луковицы — видоизменные подземные побеги растений с утолщенным коротким плоским стеблем и мясистыми бесцветными пленчатыми основами листьев.

Такие листья запасают воду и питательные вещества, а также участвуют в вегетативном размножении.

Луковицы как орган вегетативного размножения характерны для травянистых растений, принадлежащих семейству Лилейных, Амариллисовых и некоторых других. К примеру, луковицами размножаются тюльпаны, гиацинты, лилии, нарциссы.

Виды вегетативного размножения с примерами

Размножение побегами

Отделенные части побегов — вариант вегетативного размножения у таких растений как ряска, верба, элодея, традесканция.

Еще есть надземные ползучие побеги (усы), которыми активно размножаются земляника, костяника, лапчатка, ястребинка.

Также встречается вариант размножения с помощью выводковых почек (бриофиллум, очиток) или луковичек (лилия, мятлик луговой), которые образуются у некоторых растений в пазухах листьев или в соцветиях.

Размножение листьями

С помощью листьев растения в природе размножаются не так активно и часто.

К примеру, таким способом размножается сердечник луговой. На листьях этого растения, расположенных у основания побега и прилегающих к субстрату, формируются придаточные почки. Вегетативное размножения растений осуществляется в результате прорастания почек и дальнейшего укоренения новых побегов.

vegetativnoye razmnozheniye

Вегетативное размножение осуществляется за счет деления клеток вегетативных органов растений.

Известны следующие способы вегетативного размножения растений:
1) с помощью видоизмененных побегов (клубни, луковицы, корневища, усы-столоны);
2) частями вегетативных органов (стебли, листья, корни);
3) прививкой (почки).

Размножение видоизмененными побегами

Размножение растений корневищами широко используется при озеленении площадей, скверов, школьных дворов. Корневища таких растений, как ирис, ландыш, делят на части таким образом, чтобы на каждом отрезке оставалось по 2 -3 почки, и сажают в почву. Из каждой части корневища развивается растение. На следующий год оно уже может цвести. Первоначально корневищные растения дают 1—2 побега, затем их число ежегодно увеличивается (рис.1).

корневище ландыша

Рис.1 Корневище ландыша

Клубнями чаще всего размножают картофель. Если клубень большой, его делят пополам или на несколько частей, оставляя на каждой из них 1-2 глазка (рис.2).

размножение клубнями

Рис.2 Размножение клубнями

Лук, чеснок, лилии, тюльпаны, гиацинты и многие другие растения размножаются луковицами. Этот способ размножения позволяет вызывать цветение даже зимой (рис.3).

размножение-луковицами

Рис.3 Размножение тюльпана луковицами

Усами-столонами чаще всего размножают землянику. В месте соприкосновения длинных усов с землей появляются придаточные корни. Затем развивается укороченный побег. Отделив от усов молодые розетки, их рассаживают (рис.4).

размножение-столонами

Рис.4 Размножение земляники усами-столонами

Размножение частями вегетативных органов

Молодые побеги можно получить из стебля, листа, корня. Часть стебля с почками, используемую для размножения, называют черенком. Для размножения ивы, тополя, клена, винограда и других растений используют зимние (без листьев) и летние (с листьями) побеги (рис.5).

размножение-черенками

Рис.5 Размножение черенками

В приусадебном садоводстве широко применяется размножение отводками. Для этого ветку, например смородины,пригибают к земле, закрепляют и присыпают, оставляя верхушку над почвой. Укоренившийся отводок отделяют от материнского растения и высаживают в отведенном месте (рис.6)

размножение-отводками

Рис.6 Размножение отводками

Стеблевыми зелеными побегами размножают многолетние декоративные цветы (гвоздику, пеларгонию, колеус, традесканцию, фикус и т. д.). Для этого у комнатного растения отделяют молодой побег длиной 10-15 см, высаживают его в цветочный горшок с заранее подготовленной почвой (дно горшка заполняют песком на 1-2 см) и поливают (рис.7).

Вегетативное размножение растений

Рис.7 Размножение стеблевыми побегами

Бегонию и фиалки можно размножить листьями или даже их частями. А у бриофиллюма маленькие побеги-розетки уже с корнями развиваются прямо на краю листовой пластинки материнского растения (рис.8).

Размножение листьями

Рис.8 Размножение листьями

Делением куста размножают маргаритки, крыжовник, малину, смородину и др. В качестве зеленой изгороди часто высаживают шиповник, который размножают делением корня, корневыми черенками.


Формирование придаточных почек на корнях дает начало корнеотпрысковым побегам. От этих побегов отрастают придаточные корни. Со временем они обособляются и становятся самостоятельными. Даже небольшие кусочки корня (1-4 см), имеющие придаточные почки, дают начало новым надземным побегам.

Размножение прививкой

Прививка — это приживление части одного растения (привой) на укорененный сеянец другого растения (подвой). Этот способ вегетативного размножения чаще всех используют садоводы для создания новых, устойчивых к холоду и вредителям растений.с желаемыми вкусовыми качествами. Например, для создания холодостойких сортов фруктовых деревьев черенок культурного растения прививают к дичку (побегу, выращенному из семени). Холодостойкость подвоя (дичка) передается побегам, развившимся из привитой части культурного растения. Существует более 150 способов прививок. Из них наиболее часто используют прививку черенком и прививку глазком (почкой).

Прививка черенком (копулировка) производится путем пересадки черенка с почками от одного растения на косой срез такой же по толщине ветки подвоя. Плотно соединяемые части должны срастись (рис.9).

Для прививки глазком (окулировка) с культурного растения срезают почку, захватывая небольшую часть стебля (кору и древесину). На коре подвоя делают Т-образный разрез. Затем тупым концом окулировочного ножа отворачивают уголки коры и вставляют кусочек коры привоя с почкой такой же длины, как и разрез. После этого прививку обвязывают узкой полоской особой пленки, оставив почку открытой (рис.10).

размножение окулировкой

В специально оборудованных лабораториях новые растения выращивают из клеток образовательной ткани.


Вегетативное размножение — это размножение вегетативными органами (корень, стебель, лист) их частями или видоизменениями (корневище, клубень, луковица, усы-столоны). Корневищем размножаются ландыш, ирис; клубнями — картофель; луковицами — лук, чеснок, лилия; усами-столонами — клубника, земляника. Частями стебля — черенками — размножают иву, тополь, виноград; листьями размножают фиалку, бегонию, частями корня с придаточными почками — малину, шиповник. Прививка — способ приживления части одного растения с почкой на другое растение.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по биологии в 6 классе

Подготовила учитель биологии

высшей квалификационной категории

Богданова Ирина Петровна

Тема: ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

Цель и задачи занятия: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений с троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе

Планируемые результаты:

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

понимание ценностного отношения к окружающей среде;

овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;

анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок биологии, скоро весна, и я надеюсь, что и для меня, и для вас она принесет много нового.

1. Определение темы.

Ну что ж за работу! Для начала попробуем разобраться, о чем же сегодня пойдет речь на уроке. Давайте вспомним, какие процессы протекают в растениях? (дыхание, питание, рост, размножения).

А из каких частей состоит растение

Лист, стебель, побег, корень, (вегетативные органы) цветок, плод (генеративные органы).

Верно, теперь давайте обратимся еще к одной серии картинок, что объединяет их? (вегетативные органы, вегетативное размножение).

Все верно, тема нашего сегодняшнего урока – это ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

Понятие – ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – ЭТО БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЧАСТЯМИ РАСТЕНИЯ.

2. Актуализация знаний.

И прежде чем перейти к основной части нашего занятия, нам необходимо вспомнить ранее изученный материал. Для этого я предлагаю вам поработать командами. Как видите, группы у нас уже сформированы, руководители каждой группы не только следить за порядком в команде, правильностью проведения работ, а также отчитываться за результат, когда это будет необходимо.

Итак, откройте пожалуйста ЖЕЛТЫЕ конверты где находятся бланки групповой работы, достаньте их.

1) Какое размножения происходит при помощи специализированных клеток – гамет? половое, спорообразование, вегетативное, любое бесполое

2) Как называются специализированные клетки, которые образуются при бесполом размножении у мхов и папоротников?

гаметы, споры, пыльца, предростки

3) В результате, какого процесса образуется зигота?

рост, цветение, оплодотворение, спорообразование

4) Какое из указанных растений размножается с помощью спор?

кукуруза, яблоня, сосна, кукушкин лен

5) Как называется женская гамета? яйцеклетка, зооспора, спора, зигота

6) Как называется мужская гамета? спора, сперматозоид, пыльца, зигота

Давайте посмотрим на ваши ответы и проверим их. На доске закрыто имя очень интересной личности, которое послужит нам ключом к правильным ответам. Первая, вторая… команда отвечают.

Ну что же вот и имя этой личности – Мичурин Иван Владимирович! Кто-нибудь слышал это имя? … Иван Владимирович – это наш соотечественник биолог и селекционер, создатель многих сортов плодово-ягодных культур! Многие сорта, полученные Мичуриным, пользуются успехом и сегодня. А как же они были получены? Иван Владимирович изучал самые разнообразные способы размножения и испытывал их. Сегодня мы с вами постараемся последовать его примеру, но остановимся только на вегетативном размножении. Итак, ребята как вы думаете какая, же цель стоит перед нами на сегодняшнем занятии? Молодцы!

Цель сегодняшнего занятия:

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ВЕГЕТАТИВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

3. Практическая работа.

Ну что же перейдем к основной части нашей работы. Отложите в сторонку бланки групповой работы, они нам понадобятся позже. Пришла пора СИНИХ конвертов. В них находятся бланки индивидуальной работы, они же будут служить вам инструктивными картами для выполнения заданий. Подпишите их.

А теперь из ЗЕЛЕНЫХ конвертов руководители групп прочитайте технику безопасности, а вы ребята поставьте отметку в соответствующем окошке рядом с правилами техники безопасности. Это может быть ваша роспись.

- соблюдайте порядок на рабочем месте;

- при выполнении работы действуйте согласованно, не мешая друг другу;

- при работе с режущими предметами (скальпелями) необходимо соблюдать осторожность;

поставьте отметку в соответствующем окошке рядом с правилами техники безопасности. Это может быть ваша роспись.

Переходим к заданию №1 , вы выполните его под моим руководством, повторяя все действия за мной, будьте внимательны. Нужно работать скальпелем это очень опасно, поэтому я сделала заготовки.

Первый способ вегетативного размножения, который мы рассмотрим – это прививка. Прививка – это сращение частей разных растений. Применяется для размножения культурных растений. Обычно прививают черенок культурного растения (привой) на дикое растение (подвой). Мы будем использовать для прививки веточки черемухи. Следим и повторяем за мной! Берем подвой – это толстая веточка, пытаемся скальпелем расщепить ее верхнюю часть на пару сантиметров. Теперь берем привой – тонкую веточку, заостряем ее основание в виде клинышка на ту же длину. Если это удалось сделать, то вставляем заостренный привой в щель подвоя. Оставляем над местом контакта 2-3 почки, оставшуюся часть удаляем. Плотно заматываем место контакта изолентой, чтобы не осталось воздуха. Прививка готова! Теперь в своих бланках индивидуальной работы выполните задание: соедините стрелочками термины и части растения, обозначенные на рисунке. Хорошо!

Переходим к заданию №2 . Следующий способ вегетативного размножения – это листовые черенки. Поработайте с учебником. На странице 140 3-й абзац сверху посвящен листовым черенкам. Растение, с которым мы будем работать – это сансевиерия трехполосая. На странице 139 приведен рисунок, где показано как выглядят черенки этого растения. Это нарезанные части листа. Для выполнения работы также помогут рисунки в ваших бланках, но будьте внимательны, они расположены не по порядку. Вижу, что листовые черенки готовы. Теперь вам осталось выполнить задание в бланке. В уголках приведенных картинок расставьте порядковые номера от 1 до 4, восстановите правильную последовательность. Хорошо, идем дальше!

Практическое задание №3. Размножение с использованием клубней. Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. В ваших картах описан порядок действий при размножении клубней картофеля. Ознакомьтесь с ним и приступайте к работе. Выполняем задание аккуратно, но быстро! Вижу, что с заданием вы справляетесь.

Мы рассмотрели с вами несколько примеров вегетативного размножения растений. На самом деле их значительно больше, вы познакомитесь с ними прочитав учебник. Сейчас я задам вам небольшой вопрос. На ваш взгляд, какие преимущества имеются у вегетативного размножения? Чем оно лучше других известных вам способов? (Ответ: быстрое увеличение числа новых растений, быстрый рост нового растения, размножение в неблагоприятных условиях).

4. Закрепление. Ребята, вы показали хорошую работу в группах, мы можем быть довольны собой. Теперь поработаем индивидуально. Прослушайте суждения противоположные по смыслу, одно из них будет верным. Ваша задача отметить в бланке буквой верного суждения А или Б.

Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но ещё чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.
Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками.

Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают многие деревья и кустарники (тополь, иву, смородину, розы), а также многолетние декоративные (флоксы) и комнатные растения (бальзамин, колеус, пеларгонию и др.).


image-it10_8.jpg

Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25 – 30 см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место.

Для размножения растений, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки, используют корневые черенки (отрезок корня длиной 15 – 25 см). Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.


image-it10_7.jpg

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение.

У таких растений как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски . Эти растения называют корнеотпрысковыми.

image-it10_10.jpg

Со временем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями.

Некоторые виды комнатных растений — бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают листовыми черенками . Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе листьями размножается сердечник луговой.


image-it10_1.jpg

Смородину, крыжовник, калину, яблони можно размножать отводками , т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй, верхушку побега подвязать к воткнутой в землю палке.

image-it10_9.jpg

К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от материнского растения и посадить на постоянное место.

Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов — усов , в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками.

image-it10_2.jpg

Корневищами размножаются такие сорняки, как пырей, сныть, тысячелистник, подмаренник.
Они быстро расселяются и размножаются, заполняя корневищами весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках корневищ. Чтобы уничтожить сорняки, нужно тщательно выбрать из почвы все их корневища.


Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, астры многолетние.

image-it10_3.jpg

Клубнями размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, можно размножать ценные сорта частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней — это тоже вегетативное размножение побегами.

image-it10_4.jpg

Луковицами размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии. Одна луковица может образовать несколько маленьких луковичек-деток.

image-it10_6.jpg

В садоводстве прививки применяют с давних времён. Плодовые деревья — яблони, груши, сливы, вишни — часто размножают прививками. Почку-глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок — молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Корневая система дичка обладает большей мощностью, неприхотливостью к почве, морозостойкостью и другими качествами, которых нет у прививаемого культурного растения. Глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки, называют привоем , а дичок, к которому прививают, — подвоем .

Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Место прививки туго обвязывают, а срез пенька замазывают садовым варом. Если прививка сделана правильно, произойдёт срастание подвоя с привоем, и почки привоя начнут распускаться.

Для прививки почкой у основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т и отделяют кору дичка от древесины.

С культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2 – 2,5 см и вставляют её под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.

Privivka.jpg

Если прививка сделана правильно, через 2 – 3 недели подвой срастётся с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьётся побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2 – 3 года побег превратится в деревце культурного сорта.

Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещённых в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей .

Используя культуру тканей, можно получить большое количество посадочного материала в любое время года.
В специальных камерах, в которых поддерживают определённую температуру, влажность и освещённость, клетки образовательной ткани активно делятся, и из них образуются крохотные растения.


В настоящее время этот способ используют для размножения садовой гвоздики, герберы, орхидей, женьшеня и даже картофеля.
Очень важно, что получаемый посадочный материал не заражён никакими болезнетворными микроорганизмами.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Побег — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками.

Читайте также: