Натюрморт овощи и фрукты описание

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 21.09.2024

Натюрморт (с фр. nature morte - мертвая, неодушевленная натура) - художественное изображение различных предметов быта.
В XV-XVI веках натюрморт рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт сформировался в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников.
Термин nature morte (мертвая натура) появился в XVIII веке и отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, которые отдавали предпочтение "высоким" жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический). До конца XIX века натюрморт рассматривался в качестве "низшего" жанра.
Расцвет натюрмортной живописи связан с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок и появлением пленерной живописи.

Букет - разновидность цветочного натюрморта.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.
На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.
Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида - цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета - фигура треугольника - наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.
Ниша в натюрморте - символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.

Ванитас, Суета сует (от лат. - суета, тщеславие) - аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.
Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в.
Символика предметов в голландском натюрморте:
череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
хлеб - символ тела Господа, в сочетании с вином - таинство Евхаристии;
мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти;
медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Винный натюрморт - появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.

Восточный натюрморт

В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.

Гирлянда - разновидность цветочного натюрморта.
Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима.
Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.

Голландский натюрморт

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) - разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.
Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является "Накрытый стол" Николаса Гиллиса (1580-1632).
Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар.
В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Символика посуды в голландском натюрморте: стекло - символ хрупкости; фарфор - чистота; серебряная посуда - олицетворение богатства; ступка и пестик - знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка - символ греха и пьянства; разбитая посуда - символ смерти; кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;
нож - символ предательства, орудие пыток - напоминает об уязвимости человека и о его смертности - кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.

Музыкальный натюрморт - появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.

Натюрморт с животными
Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).
Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте:
белка - упорный труд, без которого невозможны земные блага;
заяц - слух, чуткость, изобилие, робость, страх;
раки или омары - мудрость, благоразумие, медлительность;
попугай - уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего;
птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка - символ бессмертия души, воскресения;
рыба - раннехристианский символ;
живая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

Натюрморт в пейзаже - изображение натюрморта на фоне пейзажа.
В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.

Натюрморт в интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Обманка, иллюзионистский натюрморт
Символика предметов в голландском натюрморте:
кубки, игральные карты или кости, шахматы - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска - является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
ключи - символизируют власть, дом;
механические или песочные часы - напоминание о быстротечности жизни.

Овощной натюрморт

Охотничий натюрморт
Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков - охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи.
Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Религиозный натюрморт, церковный натюрморт - разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой

Роскошный натюрморт - натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре.
Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).

Рыбный натюрморт
Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных.
Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Сюжетно-тематический натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.

Тональный натюрморт - монохромный натюрморт.
Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Цветочный натюрморт
Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629).
Символика цветов в голландском натюрморте:
ирисы - знак Богородицы;
белые розы - платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы - символ страстной любви и символ Богородицы;
белая лилия - символ непорочности Девы Марии;
чертополох - символ зла;
гвоздика - символ пролитой крови Христа;
мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;
анемон - помощь в болезни;
тюльпаны - символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан - ложная любовь,
красный тюльпан - страстная любовь.

Учебный натюрморт
Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Ученый натюрморт - разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п.
Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.

Символика предметов в голландском натюрморте:
книги и географические карты, глобус, писчее перо - символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии;
античная скульптура - символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма - символы общения;
музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;
музыкальная труба или горн - ассоциации со славой.

Фламандский натюрморт

Цветы, фрукты, птица картина Ф. Толстого

Картина была написана в 1834 году, гуашь. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Представляет собой натюрморт с нежным золотистым фоном, который придаёт работе некоторую декоративность, а также теплоту и даже сказочность происходящего. Картина написана очень живо. Расположение элементов делает работу энергичной, создаёт динамику.


В центре натюрморта располагается стеклянная ваза. В вазе стоят свежие цветы. Большинство цветов белого оттенка с розоватым отливом и только один — жёлтый с красноватыми пятнами. Слева и справа от вазы лежат яблоки. Одно из яблок разрезано пополам. По всей видимости, срезом яблока Толстой показал их свежесть и спелость. Справа мы также можем увидеть гроздь винограда. Перед вазой, на поверхности стола, лежит будто бы нечаянно обронённая гроздь смородины.

Помимо цветов, фруктов и ягод, художник изобразил в пространстве картины животных. Это сделало работу ещё более живой и одухотворённой. Справа от вазы, на веточке винограда сидит птица. Свои крылышки она чуть растопырила в стороны, собираясь съесть жучка, который ползёт по яблоку. На другом яблоке сидит мушка. Прямо над ней в воздухе летает насекомое, привлечённое дурманящим запахом ягод и фруктов. По правую сторону от птицы в воздухе парит бабочка, крылья которой окрашены в белые, тёмные и желтоватые цвета.


Всё это обилие расцветок смотрится гармонично, так что каждый элемент дополняет другой, ничто не вырывается из контекста и не превалирует над другими элементами и оттенками.

  1. Автор
  2. Описание натюрморта: цветы, фрукты, ягоды
  3. Описание натюрморта: животные
  4. Мои впечатления

Сочинение Цветы, фрукты, птица 5 класс

Натюрморт нарисован на желтовато-золотистом фоне. В центре картины находится прозрачная стеклянная ваза. В самой вазе, наполовину наполненной водой, стоят свежесрезанные цветы. Их нежный вид облагораживает картину, делает её более романтичной.

Вокруг вазы располагаются фрукты и ягоды. Слева от вазы находятся три яблока, причём одно из них разрезано пополам. Художник будто бы продемонстрировал зрителям, насколько спелыми, сочными и вкусными являются плоды.

Перед вазой, на переднем плане, лежат веточки смородины — красные и белые ягодки. Далее мы можем увидеть ещё одно яблоко, а за ним гроздь винограда. Художник подошёл к изображению деталей картины с тщательной проработкой. Каждый листик, каждая прожилка на листочке и даже каждый усик винограда, которые похожи на зелёные пружинки, прописаны скрупулёзно.

Данный натюрморт содержит в себе не только растения, цветы, ягоды и фрукты. Также Фёдор Толстой изобразил здесь насекомых и птицу. Это сделало картину более весёлой и жизнерадостной.

В первую очередь в глаза бросается птица. Она сидит на веточке винограда и, чуть раскрыв крылья, смотрит вниз. Если посмотреть на яблоко под птицей, то можно увидеть жучка, на которого она и нацелилась.

На яблоке в левой части картины также сидит мушка. Над ней порхает насекомое. В правой части картины — бабочка. Она настолько красивая и нежная, что похожа на лепесток цветка, который будто оторвался от бутона и начал свою собственную жизнь.

Картина тёплая и жизнерадостная. Благодаря фону, красивым цветам, спелым фруктам, забавной птичке, вызывает приятные чувства и эмоции. Работа Толстого наполнена не просто гармонией элементов, цветов и оттенков, но красотой самой жизни. Натюрморт получился живым и натуралистичным. С нами художник поделился своей любовью к природе и красоте этого мира, и, смотря на эту картину, можно насытиться этими чувствами, почувствовать настоящую любовь к природе и живописи.

Вероятно, для вас это будет неожиданно, но натюрморт в живописи, как и пейзаж, тоже сравнительно новый жанр. Ранее я рассказывала вам о том, что пейзаж является очень молодым живописным жанром, если рассматривать его как самостоятельное изображение природы, а не как фон для портрета или жанровой сценки.

Так вот, натюрморт до 15-16 века на живописных полотнах тоже выглядел как дополнение или часть композиции. Мы можем найти такие примеры натюрморта в религиозной живописи, когда гирлянда цветов украшала лик или фигуру образа.

А еще в это время у натюрморта, как ни странно, было бытовое назначение. Например, цветами или цветочными букетами украшали шкатулки, фасады шкафов и другой мебели. На фото внизу примеры картин Яна Брейгеля Старшего: 1. Аллегория земледелия и 2. Мадонна с младенцем в гирлянде цветов

натюрморт живопись

Цветочный натюрморт с гирляндами

А окончательно жанр натюрморт стал самостоятельным ближе к концу 16 века. Толчком к развитию его стало обращение к природе, а голландские живописцы того времени смогли сделать натюрморт привлекательным для восприятия.

жанр натюрморт

Разновидность жанра натюрморт

На фото внизу, пример г олландского натюрморта с цветами Яна Брейгеля младшего с надписью still-life with flowers, находится в музее искусств, штат Флорида/США . Фото не лучшего качества, так как в музеях, как правило, фотографировать со вспышкой запрещено.

натюрморт живопись

Голландский натюрморт с цветами Яна Брейгеля младшего

Если в английском still-life значения с подтекстом тихой, как бы застывшей, неподвижной жизни, то во французском словосочетании nature morte значение приобретает мрачный перевод — мертвая природа. Чувствуете разницу- мертвая природа и застывшая жизнь….. на слух — восприятие, второе безусловно выигрывает!

В этом и отличие натюрморта от пейзажной и портретной живописи, где изображаются живые объекты

Кстати, дополнительно можно посмотреть мое видео о музеях искусств штата Флорида , также мы заглянем на мастер класс к удивительному портретисту Владимиру Волегову. Уверена, что вы получите эстетическое удовольствие от просмотра видео!

А почему мы так любим натюрморты?

На фото я нахожусь в творческом процессе над натюрмортом с вином, кувшином и виноградом. Эти обычные вещи выглядят иначе на холсте ….

натюрморт живопись

Пишу натюрморт с вином, кувшином и виноградом

А еще мы любим натюрморты за то, что они украшают нашу жизнь! Согласитесь, картина с изображением фруктов или цветов всегда будет отличным подарком на любой торжественный случай, натюрмортом можно украсить любую комнату в квартире или на даче.

Ведь издавна считалось, что картины с изображением фруктов, цветов и красивой посуды – это символ достатка и стабильности!

В живописи существует множество видов натюрморта. На некоторых из них мы остановимся подробно:

1 . Цветочный натюрморт . Это признанный король в этом жанре! Пожалуй, нет в мире ни одного художника, который бы не написал цветочный натюрморт. Живописные цветочные натюрморты по композиции различаются на разновидности: букет и гирлянда .

Есть разновидности цветочных натюрмортов, например натюрморт на фоне пейзажа или интерьерный натюрморт. В принципе, здесь подразумевается окружение, пространство, в котором изображены цветочные композиции

виды натюрморта

Виды цветочного натюрморта

виды натюрморта

А согласитесь, каждому настроению и человеку можно подобрать свой натюрморт из цветов, потому что это многообразие форм, расцветок, красок и строения цветов. А еще натюрморт может быть дополнен живыми существами, бабочками, пчелками, жучками. И это придает особое очарование картине! На фото, пример моего цветочного натюрморта в интерьере у окна, который появился осенним туманным днем.

цветочный декоративный натюрморт у окна

2. Предметный натюрморт может быть составлен из различных предметов: фруктов, овощей, посуды, кухонной утвари, рыбы, забитых животных.

  • Фруктовый натюрморт. Из названия понятно, что это композиции из фруктов, но не только! Например, фруктовый натюрморт с букетом цветов принято называть цветочно-фруктовым
  • Завтраки, десерты, банкеты. Эти виды натюрморта появились в 17 веке в Голландии. Представляют собой картину с накрытым столом и различным набором кухонных, столовых предметов и еды. Что рисовали на таких натюрмортах? Вино, ветчину, хлеб, виноград, сыр, ножи, бокалы, фарфор, одним словом, предметы кухни.

виды натюрморта

Сегодня популярны винные натюрморты, например, с открытой бутылкой вина, бокалом и фруктами. Мне такие натюрморты пришлись по вкусу, можно сказать, творческий живописный натюрморт для письма маслом в выходные дни! Можно даже налить бокал вина. так писать тоже получится интересно. Об этом и о многом другом я написала в статье В чем суть живописи или красота вокруг нас

жанр натюрморт

В работе над винным натюрмортом

Причем, существует даже разновидность — роскошный натюрморт. Это картина с шикарными блюдами, традиционными для аристократической культуры, с изысканной посудой и другими предметами. Родоначальник этого вида натюрмортов нидерландский живописец Ян Давидс де Хем.

  • существуют и другие виды предметных натюрмортов: охотничий (с изображением битой дичи), овощной (понятно, что с овощами), рыбный (с трофеями рыбаков).

виды натюрморта

3. Ванитас или философский натюрморт. Эта тематика стала развиваться в 16-17 веке, в эпоху барокко, и является символическим натюрмортом, закодированным, как сказали бы сейчас. Поскольку для того, чтобы понять картину такого рода, надо было знать мифологию и религиозную символику.

Натюрморты Ванитас часто были символичной биографией художника, посредством предметов он мог рассказать о своем жизненном пути, соблазнах и страстях. А еще эта тематика напоминает зрителю о быстротечности жизни, о скором увядании красоты…

Я считаю, что этот вид натюрморта с глубоким философским смыслом и рассуждением о жизни в картинах!

натюрморт живопись

Натюрморт Vanitas в живописи

Описание натюрморта Ванитас : преимущественно использовалась темная гамма серых и коричневых тонов, традиционно изображались черепа, книги, оружие, мыльные пузыри, погасшие свечи, увядшие цветы, часы песочные и механические.

А теперь подробнее о символах, это интересно и познавательно!

  • Череп человека служил напоминанием о быстротечности нашей жизни.
  • Оружие – символ власти и могущества.
  • Мыльный пузырь намекал, что жизнь наша очень коротка.
  • Масляный светильник или свеча показывали, что время догорает очень быстро.
  • Что касается фруктов, то там более сложные подтексты. Например, подгнивающие перезрелые фрукты – это символ старения, зрелые – богатство и плодородие. Груши, яблоки и персики обозначают грехопадение, а инжир и сливы носят эротический подтекст.

значение слова натюрморт+

Примеры натюрморта с черепом

Некоторые считают, что натюрморты Ванитас несколько пессимистичны, но я думаю, что в них скрыт определенный таинственный код, и поэтому они мне кажутся особенно загадочными, аллегорическими!

И ведь неслучайно современные европейские художники возвращаются к натюрморту Ванитас. Загадочное и непонятное всегда притягивает!

В моем творчестве есть картина, современная интерпретация натюрморта — Ванитас. В картине изображена ваза с прозрачной змейкой, по кругу в воде плавает живая красная рыбка. Закрытое, замкнутое пространство в вазе — символ современного общества, а маленькая рыбка ищет выход и спасение от замкнутости…

Натюрморт ванитас в современной интерпретации

Натюрморт Ванитас в современной интерпретации

Также не стоит забывать о стилях написания натюрмортов современных художников. Внизу я привела несколько примеров картин, написанных в разных стилях, но в одном жанре живописи- Натюрморт. Обратите внимание, какие натюрморты разные не по виду, а именно по стилю!

описание натюрморта

Видео на десерт : Приглашаю вас на экскурсию в единственный музей мира французского постимпрессиониста Пьера Боннар , который находится на юге Франции

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множество других статей в интернете , сохраните ее в закладках. Она всегда будет под рукой, если вы захотите к ней вернуться!

No related posts.


Полный видео- урок по витражной живописи с использованием газеты для фона


Полный адаптированный видео-курс 2В1 по витражной живописи и техники золочения

Как выбрать картину




Меня зовут Виктория Латка, я художник и в этом разделе я хотела бы с вами поделиться своей необычной историей: как начинался мой творческий путь, как я открыла свой потенциал и продолжаю его развивать. И самое главное, что я получаю от этого!

Если Вы захотите отказаться от получения писем моей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

Ваша конфиденциальность очень важна для меня. Я хочу, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам.

С какой целью собираются данные

Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Ни при каких обстоятельствах Администрация Сайта не будет нести ответственности ни перед какой стороной за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате любого использования информации на этом Сайте или на любом другом сайте, на который имеется гиперссылка с моего cайта, возникновение зависимости, снижения продуктивности, увольнения или прерывания трудовой активности, а равно и отчисления из учебных учреждений, за любую упущенную выгоду, приостановку хозяйственной деятельности, потерю программ или данных в Ваших информационных системах или иным образом, возникшие в связи с доступом, использованием или невозможностью использования Сайта, Содержимого или какого-либо связанного интернет-сайта, или неработоспособностью, ошибкой, упущением, перебоем, дефектом, простоем в работе или задержкой в передаче, компьютерным вирусом или системным сбоем, даже если администрация будет явно поставлена в известность о возможности такого ущерба.

Натюрморт (с фр. nature morte - мертвая, неодушевленная натура) - художественное изображение различных предметов быта.
В XV-XVI веках натюрморт рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
В качестве самостоятельного жанра живописи натюрморт сформировался в XVII веке в творчестве голландских и фламандских художников.
Термин nature morte (мертвая натура) появился в XVIII веке и отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, которые отдавали предпочтение "высоким" жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический). До конца XIX века натюрморт рассматривался в качестве "низшего" жанра.
Расцвет натюрмортной живописи связан с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок и появлением пленерной живописи.

Букет - разновидность цветочного натюрморта.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.
На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.
Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида - цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета - фигура треугольника - наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.
Ниша в натюрморте - символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.

Ванитас, Суета сует (от лат. - суета, тщеславие) - аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.
Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в.
Символика предметов в голландском натюрморте:
череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
хлеб - символ тела Господа, в сочетании с вином - таинство Евхаристии;
мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти;
медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Винный натюрморт - появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.

Восточный натюрморт

В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.

Гирлянда - разновидность цветочного натюрморта.
Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима.
Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.

Голландский натюрморт

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) - разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века - изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.
Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является "Накрытый стол" Николаса Гиллиса (1580-1632).
Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар.
В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Символика посуды в голландском натюрморте: стекло - символ хрупкости; фарфор - чистота; серебряная посуда - олицетворение богатства; ступка и пестик - знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка - символ греха и пьянства; разбитая посуда - символ смерти; кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;
нож - символ предательства, орудие пыток - напоминает об уязвимости человека и о его смертности - кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.

Музыкальный натюрморт - появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.

Натюрморт с животными
Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).
Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте:
белка - упорный труд, без которого невозможны земные блага;
заяц - слух, чуткость, изобилие, робость, страх;
раки или омары - мудрость, благоразумие, медлительность;
попугай - уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего;
птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка - символ бессмертия души, воскресения;
рыба - раннехристианский символ;
живая улитка - олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

Натюрморт в пейзаже - изображение натюрморта на фоне пейзажа.
В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.

Натюрморт в интерьере - изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства - главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Обманка, иллюзионистский натюрморт
Символика предметов в голландском натюрморте:
кубки, игральные карты или кости, шахматы - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска - является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
ключи - символизируют власть, дом;
механические или песочные часы - напоминание о быстротечности жизни.

Овощной натюрморт

Охотничий натюрморт
Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков - охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи.
Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Религиозный натюрморт, церковный натюрморт - разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой

Роскошный натюрморт - натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре.
Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).

Рыбный натюрморт
Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных.
Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Сюжетно-тематический натюрморт - разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.

Тональный натюрморт - монохромный натюрморт.
Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Цветочный натюрморт
Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629).
Символика цветов в голландском натюрморте:
ирисы - знак Богородицы;
белые розы - платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы - символ страстной любви и символ Богородицы;
белая лилия - символ непорочности Девы Марии;
чертополох - символ зла;
гвоздика - символ пролитой крови Христа;
мак - аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов - лености;
анемон - помощь в болезни;
тюльпаны - символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан - ложная любовь,
красный тюльпан - страстная любовь.

Учебный натюрморт
Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Ученый натюрморт - разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п.
Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.

Символика предметов в голландском натюрморте:
книги и географические карты, глобус, писчее перо - символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок - символы живописи и поэзии;
античная скульптура - символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма - символы общения;
музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;
музыкальная труба или горн - ассоциации со славой.

Фламандский натюрморт

Читайте также: