Напишите результаты скрещивания растений гороха используя решетку пеннета
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 21.09.2024
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание
Дигибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по двум парам альтернативных признаков. К дигибридному скрещиванию предъявляются следующие требования:
1. Каждый признак должен контролироваться одним геном.
2. Гены должны находиться в разных хромосомах.
Задачи на дигибридное скрещивание требуют знания законов Менделя по наследованию признаков двух пар аллельных генов (но являющихся по отношению друг к другу неаллельными), находящимися в разных парах гомологичных хромосом, поэтому наследуемых не сцепленно.
Задача 1
У томатов красная окраска плодов доминирует над желтой, а гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Скрестили между собой гомозиготные растения томатов с красными и гладкими плодами с гомозиготным растением томатов с желтыми и опушенными плодами. Определите генотип и фенотип потомства.
Обозначим ген, отвечающий за красную окраску плодов – А
за желтую окраску плодов – а
за гладкие плоды – В
за опушенные плоды – в
Родительские организмы гомозиготные и имеют генотипы ААВВ и аавв (Рис. 1), они продуцируют гаметы одного типа.
Рис. 1. Схема скрещивания (Источник)
Растение с красными плодами образует гаметы, несущие доминантные аллели АВ, а растение с желтыми плодами образует гаметы, несущие рецессивные аллели ав. Сочетание этих гамет приводит к образованию дигетерозиготы АаВв, поскольку гены А и В доминантные, то все гибриды первого поколения будут иметь красные и гладкие плоды.
Скрестим растения с красными и гладкими плодами из поколения F1c растением, имеющим желтые и опушенные плоды (Рис. 2). Определим генотип и фенотип потомства.
Рис. 2. Схема скрещивания (Источник)
Один из родителей является дигетерозиготой, его генотип АаВв, второй родитель гомозиготен по рецессивным аллелям, его генотип – аавв. Дигетерозиготный организм продуцирует следующие типы гамет: АВ, Ав, аВ, ав; гомозиготный организм – гаметы одного типа: ав. В результате получается четыре генотипических класса: АаВв, Аавв, ааВв, аавв и четыре фенотипических класса: красные гладкие, красные опушенные, желтые гладкие, желтые опушенные.
Расщепление по каждому из признаков: по окраске плодов 1:1, по кожице плодов 1:1.
Это типичное анализирующее скрещивание, которое позволяет определять генотип особи с доминантным фенотипом. Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых накладываются друг на друга. Описанный механизм наследования при дигибридном скрещивании относится к признакам, гены которых расположены в разных парах негомологичных хромосом, то есть в одной паре хромосом располагаются гены, отвечающие за окраску плодов томата, а в другой паре хромосом располагаются гены, отвечающие за гладкость или опушенность кожицы плодов.
Задача 2
От скрещивания двух растений гороха, выросших из желтых и гладких семян, получено 264 желтых гладких, 61 желтых морщинистых, 78 зеленых гладких, 29 зеленых морщинистых семян. Определите, к какому скрещиванию относится наблюдаемое соотношение фенотипических классов.
В условии дано расщепление от скрещивания, получено четыре фенотипических класса со следующим расщеплением 9:3:3:1, и это свидетельствует о том, что были скрещены два дигетерозиготных растения, имеющих следующий генотип:АаВв и АаВв (Рис. 3).
Рис. 3 Схема скрещивания к задаче 2 (Источник)
Если построить решетку Пеннета, в которой по горизонтали и вертикали запишем гаметы, в квадратиках – зиготы, полученные при слиянии гамет, то получим четыре фенотипических класса с указанным в задаче расщеплением (Рис. 4).
Рис. 4. Решетка Пеннета к задаче 2 (Источник)
Задача 3
Неполное доминирование по одному из признаков. У растения львиный зев красная окраска цветков не полностью подавляет белую окраску, сочетание доминантного и рецессивного аллелей обуславливает розовую окраску цветов. Нормальная форма цветка доминирует над вытянутой и пилорической формой цветка (Рис. 5).
Рис. 5. Скрещивание львиного зева (Источник)
Скрестили между собой гомозиготные растения с нормальными белыми цветками и гомозиготным растением с вытянутыми красными цветками. Необходимо определить генотип и фенотип потомства.
А – красная окраска – доминантный признак
а – белая окраска – рецессивный признак
В – нормальная форма – доминантный признак
в – пилорическая форма – рецессивный признак
ааВВ – генотип белой окраски и нормальной формы цветка
ААвв – генотип красных пилорических цветков
F1– ?
Они продуцируют гаметы одного типа, в первом случае гаметы, несущие аллели аВ, во втором случае – Ав. Сочетание этих гамет приводит к возникновению дигетерозиготы, имеющий генотип АаВв – все гибриды первого поколения будут иметь розовую окраску и нормальную форму цветков (Рис. 6).
Рис. 6. Схема скрещивания к задаче 3 (Источник)
Скрестим гибриды первого поколения для определения окраски и формы цветка у поколения F2 при неполном доминировании по окраске.
Генотипы родительских организмов – АаВв и АвВв,
гибриды образуют гаметы четырех типов: АВ, Ав, аВ, ав (Рис. 7).
Рис. 7. Схема скрещивания гибридов первого поколения, задача 3 (Источник)
При анализе полученного потомства можно сказать, что у нас не получилось традиционного расщепления по фенотипу 9:3 и 3:1, так как у растений наблюдается неполное доминирование по окраске цветков (Рис. 8).
Рис. 8. Таблица Пеннета к задаче 3 (Источник)
Из 16 растений: три красных нормальных, шесть розовых нормальных, одно красное пилорическое, два розовых пилорических, три белых нормальных и одно белое пилорическое.
Заключение
Мы рассмотрели примеры решения задач на дигибридное скрещивание.
Пример решения задач на наследование некоторых признаков у человека
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью.
Задача 4
Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазового левшу, у них родилось два ребенка – голубоглазый правша и голубоглазый левша. Определить генотип матери.
Запишем условие задачи:
А – карие глаза
а – голубые глаза
В – праворукость
в – леворукость
аавв – генотип отца, он гомозиготен по рецессивным аллелям двух генов
А – ? В – ? – генотип матери имеет два доминантных гена и теоретически может иметь
генотипы: ААВВ, АаВВ, ААВв, АаВв.
F1 – аавв, ааВ – ?
При наличии генотипа ААВВ у матери не наблюдалось бы никакого расщепления в потомстве: все дети были бы кареглазыми правшами и имели бы генотип АаВв, поскольку у отца образуются гаметы одного типа ав (Рис. 9).
Рис. 9. Схема скрещивания к задаче 4 (Источник)
Два ребенка имеют голубые глаза – значит, мать гетерозиготна по цвету глаз Аа, кроме этого один из детей – левша – это говорит о том, что мать имеет рецессивный ген в, отвечающий за леворукость, то есть мать – типичная дигетерозигота. Схема скрещивания и возможные дети от этого брака представлены на Рис. 10.
Рис. 10. Схема скрещивания и возможные дети от брака (Источник)
Тригибридное скрещивание
Тригибридным называется такое скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга по трем парам альтернативных признаков.
Пример: скрещивание гороха с желтыми гладкими семенами и пурпурной окраской цветков с зелеными морщинистыми семенами и белой окраской цветков.
У тригибридных растений проявятся доминантные признаки: желтая окраска и гладкая форма семян с пурпурной окраской цветка (Рис. 11).
Рис. 11. Схема тригибридного скрещивания (Источник)
Тригибридные растения в результате независимого расщепления генов продуцируют
восемь типов гамет – женских и мужских, сочетаясь, они дадут в F264 комбинации, 27 генотипов и 8 фенотипов.
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 17 человек(а).
Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.
Решетка Пеннета является визуальным инструментом, который помогает генетикам определять возможные комбинации генов при оплодотворении. Решетка Пеннета представляет собой простую таблицу из 2x2 (или больше) ячеек. С помощью этой таблицы и знания генотипов обоих родителей ученые могут предсказать, какие комбинации генов возможны у потомков, и даже определить вероятность наследования тех или иных признаков.
Основные сведения и определения
Чтобы пропустить данный раздел и перейти непосредственно к описанию решетки Пеннета, нажмите здесь.
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Швецов 9 класс, Просвещение:
1 29. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание.
Напишите результаты скрещивания растений гороха, используя решетку Пеннета. Покажите наглядно например, с помощью цветных карандашей), что расщепление по фенотипу в потомстве составляет соотношние 9:3:3:1. А - красные цветки а - белые цветки В - длинные стебли b - короткие стебли Р генотип АаBb * AaBb фенотипF1
Ответы на вопрос
Каковы генотипы родителей и потомства, если от скрещивания красноглазой серой дрозофилы с вишневоглазой серой дрозофилы получено 75% красноглазых
1.Выбери тип(-ы) гамет, которые образует особь, гомозиготная по рецессивному гену: 1 p 2 pp 3 P 4 PP 2.Выбери три верные утверждения. (Запиши их номера в порядке возрастания). 1. Первый закон .
1.Выбери тип(-ы) гамет, которые образует особь, гомозиготная по рецессивному гену: 1 p 2 pp 3 P 4 PP 2.Выбери три верные утверждения. (Запиши их номера в порядке возрастания). 1. Первый закон .
Определите фенотип потомства, полученного при скрещивании следующим образом : а) ааВВ х ааbb б) Ааbb x Aabb; в) AaBB x AaBb; г) AABb x aabb д) AAbb x aabb; е) aaBb x aaBb; ж) AABb x AABb
Помогите с биологией нужно заполнить таблицу, как в таблице только из этих соединений(таблица во вложении)ААВВ х ААВВ ААВВ х ААВb AABB x AAbbAABB x AaBB AABB x AaBb AABB x Aabb AABB x aaBB AABB x aaBb .
Читайте также: