Как интересно посадить лук в детском саду
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 21.09.2024
Оценить 1521 0
Программное содержание.
- Знакомить детей с процессом посадки лука;
- Дать элементарные понятия о природных витаминах.
- учить правильно сажать лук, дать знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (почва, влага, тепло и свет);
- закрепить названия овощей;
- закреплять знания о луке, особенностях его внешнего строения.
- развивать логическое мышление, речь;
- воспитывать желание добиваться результата;
- любовь к растениям;
- желание ухаживать за ними;
- умение трудиться в коллективе.
Методы и приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (рассматривание луковицы, показ посадки лука, наблюдение);
- словесный (беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, художественное слово, объяснение);
Оборудование и материалы:
- луковицы, емкость с водой, лейки с водой, совки, стаканчики, фартуки, кукла бабка, фрукты и овощи.
Предварительная работа:
- наблюдение за развитием и ростом растений в группе;
- беседа о растениях;
- чтение стихотворений и загадываний загадок о растениях
- рассматривание овощей и фруктов;
- беседа о пользе овощей и фруктов;
- рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.
Ход занятия:
Воспитатель: Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться. Давайте, улыбнемся друг другу и нашим гостям, которые пришли к нам сегодня на занятие и пожелаем им доброго дня. Хочу предложить вам, ребята, сегодня посмотреть сказку. Посмотрим?
Воспитатель: Хорошо. Рассаживайтесь поудобнее, я начинаю. Жили – были дед и бабка.(появляется кукла Бабка, плачет)
Воспитатель: Бабушка, а где же дедушка? Что случилось, почему ты плачешь?
Бабка: Как мне не плакать, у меня дедушка простудился и заболел. Ой, ребята, забыла с вами поздороваться, здравствуйте, мои хорошие. Подскажите, пожалуйста, что мне с дедушкой делать, как ему помочь?
(Дети отвечают)
Бабка: мы с внучкой врача вызывали, и он сказал, что дедушке нужны витамины. А у нас в деревне аптек нет и до города далеко ехать. Где же нам взять эти самые витамины?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где можно найти витамины?
(Дети отвечают)
Бабка: Эти овощи у нас есть, мы осенью урожай собрали. За зиму что – то съели, но еще кое - что осталось. Как вы думаете, в прошлогодних овощах есть витамины?
(Дети отвечаю)
Воспитатель: Да, вы правы, есть в них витамины. Но за зиму многие овощи теряют свои полезные свойства, а для больного лучше свежие овощи.
Бабка: А где ж их взять то?
Дети: Можно посадить
Бабка: Но ведь они долго расти будут, а витамины сейчас нужны.
Воспитатель: Да, можно посадить репчатый лук, он быстро растет и дает зеленые стрелы. Вот в них очень много витаминов. Они защищают наш организм от болезней. Их надо кушать, особенно когда болеешь. Тогда поправишься, станешь сильным и здоровым.
Бабка: Ааа.. репчатый лук, он такой зеленый, овальный, упругий, внутри много семечек?
Дети: Нет. Это огурец
Бабка: Точно. А репчатый лук, он такой круглый, красный и мягкий?
Дети: Нет. Это помидор
Бабка: Тогда он такой фиолетовый, приехал к нам из южных стран?
Дети: Нет. Это баклажан
Угадайте – ка, ребятки,
Что растет у нас на грядке?
Бабка: Ох, какие вы, умнички! Да как же этот лук выглядит, напомните мне, пожалуйста.
Воспитатель: Сейчас ребята про лук расскажут стихи, и ты сразу все вспомнишь. Вот послушай, бабушка.
Лук растёт на огороде,
Он большой хитрец в природе,
В сто одёжек он одет,
Ребятишки на обед
Не хотят его срывать,
Зачем слёзы проливать!?
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!
Бабка: Какие молодцы! Вспомнила, есть у меня такой овощ. Сейчас принесу. (бабка приносит мешочек с луком – севком и отдает воспитателю) Ой, голова моя садовая, совсем забыла, у меня же тесто на пирожки стоит, да и дедушка один там лежит. Вы уж мне помогите, лук для деда посадите! (бабка убегает)
Воспитатель: Давайте, ребята, внимательно рассмотрим наши луковки. Какого они цвета? Какой формы? А почему в загадке о луке говорится, что он как дед, во сто шуб одет? Чешуйки лука гладкие и шершавые? Еще посмотрите, у лука есть донце и верхушка. А какой лук на вкус? (горький) Кто-нибудь хочет попробовать? А какой он на запах? (резкий, неприятный) Молодцы, все про лук рассказали. Хотите знать, почему, когда мы чистим лук, то плачем? Оказывается, в нем есть эфирные масла, придающие ему сильный запах и острый вкус. Они то и заставляют нас ронять слезы. Крошечные капельки сока разбрызгиваются и попадают в глаза человека. И на конец, в зеленом луке много витамина С.
(проходит игра)
Воспитатель: Ну что ж, надо выполнять просьбу бабушки посадить лук, чтобы дедушка поправился. Как вы думаете, что нужно для того чтобы вырасти лук?
(Дети отвечают)
Воспитатель: Приглашаю вас на ваши места за столом. Но перед тем как начать, надо одеть фартуки, чтобы не запачкать свою одежду. То, что нам нужно для посадки, есть у вас на столах. Что же это?
Дети отвечают. (совки для того чтобы выкопать лунки, ящик с землей, лейки с водой, стаканчики, ножницы для обрезки вершков)
Воспитатель: Ребята, ну что, вы готовы позвать Бабушку?
(Дети отвечают)
Воспитатель:(стучит в домик)
А за работу вас я угощу пирожками с луком. До свидания, мои хорошие.
(Дети и воспитатель прощаются с бабушкой)
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, что мы с вами сегодня делали? (сажали лук) Что нового узнали? Что нужно для роста луковицы? (земля, вода, свет и тепло) А почему лук нужно кушать? (потому что в нем много витамина С, чтобыне болеть)
Время проекта: февраль 2014 г
Продолжительность проекта: 3 недели.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель Шальнова Татьяна Алексеевна
Направленность работы: исследовательская.
Цель проекта:
1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
2. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
3. Познакомить с луком, показать развитие луковиц на различных этапах роста.
4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.
5. Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
Программные задачи:
1. Формировать представление о луковичных и их назначении.
2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.
3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.
4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки вместе с воспитателем.
5. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений. (свет, вода, тепло)
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету .
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов роста луковиц .
5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Оборудование:
Большие и маленькие луковицы, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.
Вос-ль: Ребята, подойдите все к столу и встаньте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.
(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)
-Верно, это лук. Но посмотрите, он разный по величине. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)
-Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.
Крупные луковицы кричали :
-Мы большие, нас хозяйки любят, в нас больше всего витаминов, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.
Мелкие не отставали:
-Мы маленькие, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества нашего зелёного пера.
Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.
-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какая же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?
Выращивание лука в воде.
Вырастили лук в воде.
Для роста растения есть свет, тепло, вода. Большие и маленькие луковицы выпустили в воду огромное количество корней, но зелёных перья не одинаковы. Делаем вывод: что даже при наличии одинаковых условий для роста (свет, вода, тепло, лук прорастает не одновременно, не зависимо от величины.
Видим, что появились корни и ростки. Через некоторое время после прорастания перо лука начинает желтеть, после срезки заново растёт слабо. Почему? Для роста растений нужна земля.
Выращивание лука в земле.
Готовим землю к посадке лука : разминаем комочки, пробуем на ощупь – теплая, прогретая.
Обрежем сухую шейку луковицы , чтобы перьям легче было прорасти.
Посадим луковицу донцем в землю.
И домик с домашними животными и бабушка - хозяюшка есть.
Не забываем поливать, помним, что для роста растения нужна вода.
Итог работы
Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой;
В процессе работы над проектом сообщила воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
У окошка лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Аннотация
Проект разработан для детей среднего возраста. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, убеждаются в том, что лук убивает болезнетворные микробы, знакомятся с видами и сортами лука, которые выращивают в нашей местности.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой учащиеся самостоятельно проводят исследовательский эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде рисунков и фотографий. Осуществляя проект воспитатели пользуются различными источниками и способами передачи информации.
Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования лука и способов его выращивания в домашних условиях, развитие знаний о луке , рассказывает о том как можно вырастить лук в домашних условиях. Специально подобранные способы выращивания лука применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку детей к изучению новых дисциплин таких как природоведение и биология.
Актуальность
Цель:
Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи:
1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.
2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.
5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
Проектная идея.
Создать в группе детского сада огород на перо.
Участники проекта: дети , родители и воспитатели
Работа с родителями.
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.
4. Предложить родителям изготовить поделки, рисунки, пособии о луке, с луком и т.д
Результат.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука.
2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.
1 ЭТАП – подготовительный .
В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике. . Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.
2 ЭТАП – исследовательский .
Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП – заключительный.
• Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
• Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки- материал по данной теме
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.
3. Составить перспективный план мероприятий
План реализации проекта.
Месяц
Неделя
Игра, беседа, наблюдение
Эксперимент
Чтение художественной литературы
Цель: знакомить детей с названием овощей и фруктов; дать детям представление об их классификации
Занятие- беседа- исследование: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Рассказывание сказки Д.Родари "Чипполино
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Ц. продолжать развивать у детей умение распознавать овощи на ощупь; развивать способность к сравниванию; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Занятие- опыт- эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Чтение художественной литературы – стихи про лук.
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.
Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы
Занятие- опыт- эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Цель: Продолжать развивать умение детей рисовать и закрашивать округлые формы;
проводить линии в разных сочетаниях;
закреплять умение набирать краску на кисть;
пополнять словарный запас детей;
развивать речь и мышление;
воспитывать отзывчивость и аккуратность.
Чтение поговорок о луке.
Цель: Познакомить детей с малыми формами фольклора.
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты по их признакам.
Беседа «Чем хорош лук?
Цель: узнать полезные свойства лука
Занятие- опыт- эксперимент: Человек и лук
Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Список используемой литературы
Программы
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011
Фотоотчёт о проделанной работе
Посадили лук весёлый
Чтобы вырос он огромный
Ведь наш лук хорош везде
И в лекарстве и в еде
Индивидуальная посадка лука, оформление стаканчика
Поливаем мы лучок,
С золотистым он бочком.
Поливаем ,поливаем,
А потом на стол несём!
Дети наблюдали как прорастает лук и зарисовывали в дневнике наблюдения.
Вверх зелёная стрела
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле –
Бородой прирос к земле.
Вода-это сила,
Вода - это слабость,
Вода - это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает
Всех она любит сила - Вода
Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг
Потому что это - лук!
Я – лук, я – Чиполлино,
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
Штрих код (№ квитанции) 62502674105901 Дата отправки 9 сентября 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались лук сажать!
Дружно, весело трудились,
Поливали – не ленились
Когда за окном тает снег, а до первой зеленой травки еще долго, так приятно увидеть на подоконнике свежую зелень! Огород на подоконнике в группе является очень интересным занятием, особенно ранней весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. И нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у ребят на глазах. Это может быть лук. Воспитатели с ребятами гр. "Ромашка" решили, что вырастить зеленые перья лука будет им по силам. Для этого они взяли землю для овощей и совочками наложили полный ящик. С интересом рассмотрели луковицы. Все ребята старательно с желанием посадили лук. Выращивание на подоконнике лука способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. У детей возникает умение радоваться красоте выращиваемых растений, гордиться результатами своего труда. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребята обогащают свой чувственный опыт, на котором и основывается их дальнейшее творчество.
Читайте также: