Экологическое испытание сортов картофеля
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 21.09.2024
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ СОШ с. Красное Липецкой области
Сортоиспытание картофеля
(учебно-опытническая работа)
Попова Ирина Александровна,
ученица 10 класса.
Туркина Елена Ивановна,
учитель биологии 1 категории
ГЛАВА 1. Обзор литературы .
1.1. Биологические особенности моркови. 4
1.3. Характеристика учебно-опытного участка………………………………………….8
1.4. Погодно-климатические условия…………………………………………9
ГЛАВА 2. Методика опыта . 9
ГЛАВА 3. Результаты опыта ………………………………………………………………..
3.1.Наблюдения за ростом и развитием опытных и контрольных растений……11.
3.2.Практические результаты……………………………………………. 12
заключение и перспективы работы…………………………………………. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …14
Место проведения: УОУ МБОУ СОШ с. Красное Липецкой области
Сроки проведения:лето-осень 2011 г. - 2012 г.
Продолжительность исследования:2года.
Площадь под опытом – 0,1г
Характеристика опытнического участка:
Севооборот: горох- картофель
Номер поля: 4
Рельеф участка: ровный
Почва: серые лесные почвы, выщелочные черноземы.
Засорённость: слабая.
Предшествующая культура: горох
Какие удобрения внесены: органические - навоз.
Актуальность проблемы: Для того чтобы подобрать наилучшие для наших климатических условий виды и сорта, которые вошли бы в коллекцию пришкольного участка, необходимо провести учебно-опытническую работу по сортоиспытанию. Практическое её значение как для школы, так и для населения местности велико. Новые сорта появляются ежегодно в большом количестве и проверка их для данной местности– необходимое условие. Поэтому мы выбрали данную тему для исследования.
Цель работы:определение наиболее высокоурожайных сортов картофеля для нашей местности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
выявить наиболее ценные по продуктивности сорта картофеля;
изучить биологические особенности этих сортов;
определить, какой сорт больше всего устойчив к болезням и повреждению вредителей;
сравнить качество продукции разных сортов картофеля, в том числе и вкусовые.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
бИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ картофеля.
Родина картофеля- Южная Америка. Здесь древние индейцы, примерно 14 тысяч лет назад, начали использовать съедобные корни диких зарослей картофеля, а потом и культивировать его.
Путь картофеля в Россию был долгим. В 1698 году Петр I прислал графу Шереметьеву из Роттердама мешок клубней для расплода.
На протяжении десятилетий картофель размножался не только клубнями, но и семенами. Одним из первых российских селекционеров - картофелеводов второй половины XIX века был Ефим Андреевич Грачев. Он создал первые отечественные сорта картофеля, которых насчитывалось около 100 сортов.
Картофель - многолетнее, травянистое, клубненосное растение, но в культуре возделывается как однолетнее, потому что жизненный цикл его, начиная с прорастания клубня и кончая образованием и формированием зрелых клубней, проходит за один вегетационный период.
Картофель относится к семейству пасленовые (Solonaceae) роду (Solanum). Размножают его вегетативным путем - клубнями, ростками и черенками.
Корневая система картофеля, выращенного из клубня мочковатая. Она представляет собой совокупность корневых систем отдельных стеблей. При посеве семенами главный корень развивается из зачаточного корешка-семени и является как бы продолжением стебля. Корневая система имеет ростковые (глазковые) или первичные корни, образующиеся в начале прорастания клубней. В среднем на один стебель приходится 20-25 корней. Ежедневный прирост корней в длину достигает 2,5 - 3 см.
Клубень представляет собой утолщенный и укороченный стебель. Он является местом отложения запасных питательных веществ. Ту часть клубня, которой он прикреплен к столону, называют основанием, а противоположную - вершиной. В пазухах чешуйчатых листочков закладываются покоящиеся почки, образующие так называемые глазки.
Почка клубня состоит из конуса нарастания с зачатками листьев, пазушных почек и зачатков корешков. В каждом глазке клубня имеется 3-5 почек. Из них при прорастании трогается в рост одна, остальные прорастают лишь при обламывании ростков. Глазки верхушечной части клубня более жизнеспособны и прорастают раньше нижних.
Молодой клубень снаружи покрыт эпидермисом, по мере роста растения он заменяется плотной, не пропускающей воздуха перидермой (покровная ткань). Наружный слой перидермы пробковеет и образует кожуру клубня, которая тем толще, чем длиннее вегетационный период.
По форме и окраске клубней сорта картофеля сильно отличаются друг от друга, различают клубни круглые, округло- овальные, удлиненно- овальные, длинные, плоские, овальные и другие.
Различают следующие типы окраски клубней: белые с различным проявлением желтизны, красные с оттенками от светло- розового до интенсивно- красного и сине- фиолетового. Мякоть клубня чаше всего белая, иногда желтоватая, и только у отдельных сортов она красная и сине- фиолетовая.
В состав клубней входят: вода 75 %, крахмал 20,45 %, сахар 0,3 % сырой протеин 2 %, жир 0,15 %, клетчатка 1% и зола 1,1%.
Стебель картофеля большей частью прямостоячий, реже отклоняющиеся в сторону, высотой 30-150 см. Окраска стеблей зелёная.
По форме стебли картофеля ребристые, трёх- или четырёхгранные, в различной степени опушённые.
Куст растения картофеля состоит из 4-5, реже 6-8 стеблей. Число стеблей в кусте зависит от сорта и определяет урожайность клубней.
Листья картофеля, появляющиеся при прорастании клубней, простые, цельнокрайние. Строение и степень рассечённости листьев - важнейшие сортовые признаки. В зависимости от числа и расположения долек в сериях различают сильную и слабую рассечённость листа.
В листьях в процессе фотосинтеза в основном образуются крахмал, сахара и белки.
Цветки у картофеля собраны в соцветия, представляющие собой расходящиеся завитки, расположенные на общем цветоносе. Цветоносы и цветоножки у отдельных сортов бывают длинные и короткие. Цветоножка сочлененная. Цветки пятерного типа. Чашечка зеленая, спайнопятилепестная, чаше-листники сросшиеся у основания.
Плод картофеля - двугнездная многосеменная сочная зеленая ягода шаровидной или овальной формы. Плоды образуются не у всех сортов. При созревании становятся беловатыми и приобретают приятный запах, напоминающий запах земляники. В ягодах содержится много ядовитого алкалоида соланина, поэтому для употребления в пищу они непригодны.
Особенности агротехники
Семена на посадку картофеля необходимо готовить с осени. Сначала их озеленяют на протяжении 15 дней на открытой площадке в затенённом месте. В процессе озеленения в клубнях образуется вещество – соланин, которое придаёт им устойчивость против гнилостных бактерий. Весной вскапывают землю глубиной 30 см. Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов проводят боронование граблями – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. В течение вегетативного периода почву рыхлят и удаляют сорняки. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.
Культура эта пропашная. Лучшие предшественники для неё – озимые, зернобобовые. Хорошо также выращивать картофель после капусты, огурцов, корнеплодов. Основные элементы возделывания картофеля следующие: 1) нарезка борозд, 2) механизированная посадка, 3) довсходовое боронование, 4) бороноокучивание всходов, 5) междурядное рыхление растений. Вместе с урожаем картофеля с 1 га почвы выносится 49,6 кг азота, 99 кг фосфора, 340 кг калия. Потери этих веществ нужно возместить внесением в почву минеральных и органических удобрений. Распространённые заболевания картофеля следующие: фитофтора, сухая и мокрая гниль. Самый опасный враг картофеля – колорадский жук. Для борьбы с ним используют такие препараты: валатон, дурсбан. А в борьбе с фитофторозом используют хлорокись меди и поликарбацин. Также для борьбы с этими заболеваниями используют химические, биологические, агротехнические методы. На огороде можно использовать отвар корней растения девясила. Большое значение имеет использование сортов, устойчивых к заболеваниям. Выведением таких сортов занимаются научно-исследовательские институты.
Характеристика учебно-опытного участка школы
Площадь нашего учебно-опытного участка составляет 0,6 гектара, а участка для проведения опыта –0,1г. Участок расположен в северо-восточной части школьного двора.Рельеф участка: ровный. Почва:серые лесные почвы, выщелочные черноземы . Засоренность: слабая.
Погодно-климатические условия
Климатический режим - умеренно-континентальный, с теплым и влажным летом, умеренно-холодной зимой, устойчивым снежным покровом и отчетливо выраженными переходными сезонами – весной и осенью. Район находится в зоне достаточного увлажнения. Среднегодовое количество осадков 603 мм. Наименьшее их количество выпадает зимой, наибольшее – летом (в июле – до 90 мм).
Почвы района характеризуются повышенной кислотностью, снижающей их плодородие.
Источниками загрязнения являются Филиал ООО "Газпромтрансгаз Москва" Донское УМГ.
глава 2. Методика ОПЫТА
Методы исследования
Источники информации
Статистические материалы, полученные в ходе опытнической работы по определению урожайности различных сортов картофеля;
Визуальный осмотр выращиваемых растений;
Специальная литература и материалы Интернета.
Оборудование.
Линейка и мерная лента;
Посадочный материал (клубни картофеля);
Объект исследования: сорта картофеля.
Описание и результаты опыта
Схема опыта.
Число делянок - 8.
Для посадки на делянках взяты следующие сорта картофеля:
Выполнение работы по закладке опыта.
Подготовка полевых этикеток -5 мая 2011 г., 10 мая 2012г.
Предпосевная обработка почвы – 6 мая 2011г, 29 апреля 2012г.
Посадка картофеля – 8 мая 2011г., 3 мая 2012г.
Фенологические наблюдения за картофелем – май – сентябрь
Сбор урожая – 4 сентября 2011г.
Учет урожая по каждой делянке отдельно.
глава 3. Результаты ОПЫТА
3.1. Наблюдения за ростом и развитием опытных и контрольных растений.
Читайте также: