В садах поспевают яблоки груши и сливы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

385 Комментировать
Автор: Лев Остроумов
Дата написания: 01-04-1927
Рубрики: Детские стихи

1. Осень

Осень. Листья золотые
тихо по ветру летят,
тучи, тучи дождевые
осенили сонный сад.

Не сидится детям в школе, —
дни ненастны, коротки:
в сад спешит с зарею Коля,
взяв лопаты и скребки.

Вслед за ним ребячья стая, —
все к садовнику Кузьме:
надо, рук не покладая,
подготовить сад к зиме.

Здесь окапывают грушу,
сыплют в яму перегной, —
второпях за ним Марфуша
в яму бух вниз головой…

Там стволы скребут скребками,
отдирают корни, мох,
чтоб червяк иль жук с усами
притаиться в них не мог.

А потом Кузьма известкой
мажет ветви и стволы:
пусть они корою жесткой
будут чисты и белы.

Миша лезет к Соне бедной:
— Дай тебе намажу нос,
чтоб жучок — пилильщик вредный —
в нем яичек не нанес.

Ну, а вечером — потеха:
лист опавший, сучья жгут.
Сколько шуток, сколько смеха,
сколько крика там и тут!

2. Снег

Белый сад! Белый сад!
Как ковры, снега лежат.
Вишня ветви свесила,
к сливам не пройти…
То-то бегать весело,
снег с вершин трясти!
Снег сгребаем к яблоням,
чтоб цвели поздней.
Крикнул Миша храбро нам:
— Эй, в снежки! Скорей!
Ляпнул Колю. Сдачи —на!
Снегом пазуха полна
Шлеп! Хлоп!
Прямо в лоб.
Ай да жаркая война!

3. Заяц

Нынче детям не до сна:
ждут, когда взойдет луна, —
пусть поможет им она
сцапать зайку-грызуна.
Каждой ночью он приходит,
между яблонями бродит,
обгрызает им кору.
Гость Кузьме не понутру:
где пройдет шалун незваный,
там, глядишь, белеют раны
на деревьях поутру.
Взял Кузьма свое ружьишко,
сплел под грушами шалаш:
— Ну, постой же ты, зайчишка, —
озорству теперь шабаш.
Детям это по душе:
ждут зайчишку в шалаше.
Светит месяц златорогий.
Враг не дремлет длинноногий:
скок да скок —
прямо в сад.
Заложил Кузьма заряд,
взвел курок, —
бом! бом!
Заяц в снег кувырком.
И кричат ребята дружно,
разваливши в миг шалаш:
— Зайка, портить сад не нужно.
Стой, попался, недруг наш!

4. Обрезка

Солнце — жарче, дни — светлей,
белый снег сошел с полей.
На вершинах тополей
гомон птичий все сильней.
Детям новая забота, —
день-денской кипит работа:
надо кроны прочищать,
ветви слабые срезать.
Все сухое,
все гнилое,
бурей сломанное злой,
наш Кузьма, старик суровый,
став на лестнице садовой,
срежет тонкою пилой.
Он ворчит и учит Колю,
вкруг собравши всех ребят:
— Вам, пострелы, дай лишь волю, —
перепортите весь сад.
Режь сучок
поперек
и к стволу как можно ближе:
коль оставишь длинный рог,
он засохнет в скорый срок,
будет гнить, — и вот
груша пропадет.
Так смотри же,
не испорть:
эта груша — первый сорт.
Вы в ведре смешайте, дети,
глину, известь и помет:
раны смазывайте этим, —
так скорее зарастет…
Скоро, скоро, на рассвете
сад весенний расцветет.

5. Сад цветет

Словно белым облаком
яблони окутаны,
затканные золотом
солнечных лучей.
Птиц веселых слышен крик,
радостно поют они,
дремлет белый вишенник,
ждет июньских дней.
Сад пора опрыскивать
жидкостями едкими,
гусениц отыскивать,
тлю уничтожать.
Миша влез на лестницу,
да не сладил с ветками, —
об землю как треснется! —
надо поднимать.
Здесь и там слышен визг:
сколько струек, сколько брызг!
Из насоса бьет фонтан,
тонкий, белый, как туман.
Плодожорка, прочь уйди!
Сад нам больше не вреди.

6. Окуриванье

Ночь тиха. Ни ветерка.
Словно зеркало река.
Спать не хочет детвора:
сад окуривать пора.
Вот народцу озорному
говорит садовник так:
— Между яблонь, на солому
сыпьте кучами табак.
Кучи эти подожгите —
разом — слушайте Кузьму.
И червяк и жук-вредитель,
все задохнутся в дыму.
Раз-два-три!
Посмотри!
Живо кучи рассыпают.
Вон мелькают
с огоньками
меж стволами
там и тут.
Машут,
пляшут,
кучи жгут,
и хохочут, и поют.
Тлеют кучи.
Дым ползучий
туча-тучей
встал — и лег;
дым послушный,
белый, душный,
вишни, груши
обволок.
Все чихают,
удирают:
— Ну, и дым!
Не удержишься под ним.

Эй, жуки, червяки!
Ваши кончились деньки.
Апчхи.

7. Поливка

Ну и зной! В саду поливка,
и с утра сегодня Сивка
возит воду из реки.
Окопав стволы лопатой,
твердый грунт рыхлят ребята:
блещут сапы и кирки.
Вот вода струею звонкой
льется в яму из бочонка, —
а кругом, кругом-то смех:
у Мишутки есть привычка —
сразу вышибить затычку
и облить водою всех.

8. Стерегут сад

Вот июль золотой:
небо сине, пышет зной.
К сроку ягоды поспели,
вишни красные зардели,
и теперь враг иной
на сады идет войной:
клювы жадные свои
навострили воробьи,
вишни сочные клюют
там и тут! там и тут!
Наш Мишутка здесь не лишний:
ставит чучело на вишне
и трещоткой воробьев
день-денской пугать готов.
Есть налетчики другие:
только дед приляжет в тень, —
хвать, воришки озорные
так и лезут на плетень.
Не боясь густых заборов,
в сад залез соседский боров,
стал он падалицу жрать,
рылом корни подрывать.
Вот в саду беготня,
суматоха, возня,
шум и крик со всех сторон, —
гостя выкинули вон.
Чтоб прогнать озорников,
не жалейте тумаков.

9. Урожай

То-то радость в самом деле!
Наконец-то дождались:
груши, яблоки поспели,
сливы соком налились.
Вот у Зины
две корзины, —
кто сбирает, кто трясет,
кто снималками с вершины
рвет румяный бергамот.
Как анисовка душиста,
как антоновка крепка!
К боровинке золотистой
так и тянется рука.
Брызжут сливы соком сладким,
сочно яблоки хрустят…
Ах, недаром мы, ребятки,
сберегли фруктовый сад.

10. Заготовки

Варят варенье:
просто загляденье.
Даже дрожат коленки,
до того душистые пенки.
Наш баловник Мишутка
озорство не забыл свое:
поймал он жирную утку,
вареньем кормит ее.
Слюнки текут у Марфуши,
замазала пенками рот…
А дальше — яблоки сушат,
готовят к зиме компот.

Вот вам мое присловье:
каждый яблочку рад, —
кушай его на здоровье
и береги свой сад.

Л. Остроумов. Фруктовый сад. Рисунки Б. Покровского. М.: Государственное издательство, 1927

Надежда Кириллова

Надежда Кириллова

Надежда Кириллова запись закреплена

А еще, в саду поспели яблоки, груши и сливы.
Правда яблок и слив не много.

Зинаида Бейда

Надежда Кириллова

Одна Чижовская. А вторая надо уточнять у мужа, не помню . Всем рекомендую сажать груши. Урожай уже третий год радует и на вкус не хуже южных, правда в этом году менее сладкие.

Юлия Волнова

🍐

Какие красивые.
Очень вкусное грушевое пюре получается!

Татьяна Овчинникова

А у нас в этом году ни яблок ни слив и с грибами плоховато, Псковщина не радует.

В саду растут яблони,груши и сливы.Яблони составляют 8/15 всех деревьев,груши 4/15 всех деревьев,а число слив равно 12.
Скольо деревьев в саду?Сколько в нем яблонь и сколько груш?

8/15+4/15=12/15
15/15-12/15=3/15
Значит, сливы составляют 3/15
3/15=12
1/15=4
Значит, всего деревьев 4х15=60
Яблонь 8х4=32
Груш 4х4=16

сливы составляют 3/15(1/5)=15/15-8/15-4/15
ВСего деревьев 1/5=12, значит в общем 60 деревьев
Яблони-8/15*60=32
Груши-4/15*60=16

1) 8/15 + 4/15 = 12/15 - яблоки и груши
2) 15/15 - 12/15 = 3/15 - 12 слив
3) 12 : 3 = 4 (д.) - 1/15
4) 4 * 8 =32 (д.) - яблок
5) 4 * 4 = 16 (д.) - груш
6) 12 + 32 + 16 = 60 (д.) - всего
И кстати делайте сами!

32 яблони
16 груш
60 дерева всего

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Дом Знаки препинания при однородных членах.

Запятая ставится, если однородные члены соединœены союзами А, НО.

К примеру: Солнце светит, но не греет. В гостях хорошо, а дома лучше.

Запятая ставится, если однородные члены соединœены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении НО).

К примеру: В саду растут и яблони, и груши.

Запятая ставится



, ,
Чугун, желœезо, сталь получают из желœезной руды.


, а
На смелого собака лает, а трусливого кусает.


, но
Гуляй, но дела не забывай.



и , и , и
В саду поспели и яблоки, и груши, и сливы.

Запятая не ставится, если однородные члены соединœены одиночными союзами И, ИЛИ, ДА (в значении И).

К примеру: В саду растут яблони и груши.



и
Недалеко от Москвы замечательные художники придумали и создали деревянную матрёшку.

Прямая речь.

Прямая речь - ϶ᴛᴏ слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь всœегда состоит из двух частей: прямая речь(П) и слова автора (А).

Слова автора обычно включают глаголы: сказал, проговорил, произнёс, подумал, спросил, воскликнул и др.

В случае если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставим двоеточие, а прямую речь пишем с большой буквы в кавычках.

В случае если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы.

Обращение и диалоᴦ.

Обращение - ϶ᴛᴏ слово или словосочетание, называющее того, к кому обращена речь. Обращение стоит в именительном падеже и выделяется интонацией.

Обращение на письме выделяется запятыми.

К примеру: Маша, давай поиграем. Сходи в лес, Ваня. Давай, Даша, почитаем.

Диалог - ϶ᴛᴏ разговор двух или нескольких лиц. Вдиалоге каждая реплика говорящего пишется с новой строки. Реплика - ϶ᴛᴏ одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого. Каждую реплику пишем с большой буквы с новой строки и перед ней ставим тире.

К примеру: - Где ты, брат Иван?

- Что ты делаешь?

- Помогаю Петру.

Сложные предложения.

Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой.

К примеру: Опустел сад, и осыпались листья. Опустел сад, осыпались листья.

Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

К примеру: После тёплых дождей в лесу пошли грибы. (повеств., невоскл., распр.)






III. основа предложения:

в предложении говорится о грибах, следовательно, грибы - ϶ᴛᴏ подлежащее;

о грибах говорится, что они пошли, следовательно, пошли – сказуемое.

IV. в предложении есть второстепенные члены, в связи с этим оно распространённое.

V. - задаю вопрос от подлежащего:

грибы (какие?) – первые - ϶ᴛᴏ определœение.

- задаю вопрос от сказуемого:

пошли (когда?) – после дождей - ϶ᴛᴏ обстоятельство времени.

пошли (где?) – в лесу - ϶ᴛᴏ обстоятельство места.

- задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

дождей (каких?) – тёплых - ϶ᴛᴏ определœение.







Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами А, НО. Например: Солнце светит, но не греет. В гостях хорошо, а дома лучше. Запятая ставится, если однородные члены соединены повторяющимися союзами И, ИЛИ, ДА (в значении НО). Например: В саду растут и яблони, и. [читать подробенее]

Если в предложении возникает перечисление чего бы то ни было (то есть появляются так называемые однородные члены предложения), это следует отметить разделительными запятыми. Перечислим важнейшие пунктуационные варианты таких предложений: Два однородных члена. [читать подробенее]

Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями 1. Распространенное определение выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова. Например: Актуальность решения вопросов. [читать подробенее]

© Copyright 2022 - Open Library - открытая библиотека учебной информации | Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0

Читайте также: