Слива божья коровка лиса тля цепь питания

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 24.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. .

В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. .

Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

Фитоценозом определяется ………… структура.

Закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи – это ……

Общая суммарная продукция фотосинтеза – это ……. ………

Средообразующие виды называются ………..

Задание 2. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

Задание 3. Прочитайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками. Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. Назовите способ питания растений и животных.

… Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

Задание 4. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, сколько трофических уровней содержит данная цепь питания. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

Задание 5. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

Злаки – кузнечики – насекомоядные птицы – змеи – ежи.

Корневые выделения зеленых растений – бактерии – мелкие животные - крот

Задание 1. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.

Задание 2. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Сок розового куста – тля – паук – насекомоядная птица – хищная птица

Б. Хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед

В. Листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

Задание 3 . Укажите, какие из перечисленных организмов относятся к продуцентам, редуцентам, консументам: норка, пшеница, гнилостные бактерии, кокосовая пальма, антилопа, черепаха, белый медведь, божья коровка, карликовая березка, василек синий.

Задание 4. Вставьте пропущенные слова.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новой форме, называют …..

Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют ……

Виды, играющие ведущую роль в организации структуры и функционирования экосистемы, называются .

Наземная экосистема, которая связана с участком однородной растительности – это…

Какая экологическая пирамида не может быть обращена кверху основанием ……

Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе, называется ……

Основная роль редуцентов в экосистемах это ….

Установите правильную последовательность пищевой цепи:

А. Мышь, еж, семена ели, лисица

Б. Ястреб, гусеница, крапива, дрозд

В. Карась, водоросль, чайка окунь

Заметили в тумане –

Известно, что у англичан

На островах всегда туман, -

Но, несмотря на это,

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

Заботятся о кошках…

И вот загадка решена.

Ответ – у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши, что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу.

На то наука есть и разум.

Задание 2. Из перечисленных организмов выберите продуцентов, консументов, редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, капуста, кактус, паразитические черви, гнилостные бактерии, полевки. Что произойдет, если в БЦ вдруг исчезнут редуценты?

Задание 3. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Перегной – дождевой червь – землеройка - горностай

Б. Сосна – жук–лубоед – дятел - сокол

В. Трава – зеленый кузнечик – лягушка – уж

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

1. В агроценозе пшеничного поля растения пшеницы и сорняков являются:

а) консументами I порядка б) консументами II порядка в) редуцентами г) продуцентами

2. Какое животное может занимать уровень консументов второго порядка?

а) заяц-беляк б) полевая мышь, в) ястреб г) мох

3. Наиболее длинные пищевые цепи формируются в

а) тундре б) широколиственном лесу в) степи г) тропическом лесу

4.В какой последовательности надо расположить звенья пищевой цепи:

а) паук б) яблоня в) тля г) синица д) ястреб

5. К какой группе относятся бактерии гниения, обитающие в почве?

а) продуцентов б) консументов I порядка в) консументов II порядка г) редуцентов

6. Какое животное может занимать уровень консументов первого порядка?

а) тигр б) олень в) лиса г) пантера

7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам; б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;

в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам; г) ни один ответ не верен.

8. Цепи питания какой экосистемы начинаются с отмерших остатков?

а) дна водоема; б) поверхностного слоя воды; в) заливного луга; г) лиственного лиса

9. На каком из трофических уровней доступно больше всего энергии?

А) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-го плорядка; г) консументы 2-го порядка

10. Длина пищевых цепей в БГЦ ограничена:

А) несъедобностью большинства продуцентов;

б) потерей большей части энергии при передаче с одного трофического уровня на другой;

в) питанием травоядных только одним видом растений;

г) более низким видовым разнообразием и биомассой жертв по сравнению с хищниками.

Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней

1) Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумента второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны

2) Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.

3) Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам, редуцентам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

4) Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?

Задание 2. Выполните тестовое задание:

1. Паразиты относятся к ….

А) продуцентам Б) консументам В) редуцентам

Г) могут быть представлены в любой из перечисленных групп

2. На каком трофическом уровне располагаются сапротрофные бактерии и грибы?

А) на первом Б) на втором В) на третьем Г) на последнем

3. Определите правильно составленную пищевую цепь.

А) листья растений – тля 0- божья коровка – паук – скворец – ястреб

Б) тля – божья коровка – листья растений – паук – скворец – ястреб

В) ястреб – скворец – паук – божья коровка – тля – листья растений

Г) листья растений – тля – паук – божья коровка – скворец – ястреб

4. Гниющий пень можно назвать ..

А) биоценозом Б) биогеоценозом В) экосистемой Г) биосферой

5. Плотоядные животные являются …..

А) продуцентами Б) консументами 1 порядка В) консументами 2 порядка Г) редуцентами

6. Какая система имеет наибольшую продуктивность?

А) степь Б) хвойный лес В) саванна Г) тропический дождевой лес

7. Какая экологическая пирамида отражает уменьшение численности организмов от продуцентов к консументам?

А) пирамида чисел Б) пирамида энергии В) пирамида видов Г) пирамида биомасс

8. Как называется цепь питания, начинающаяся с живых организмов?

А) разложения Б) дедритные В) пастбищные Г) пищевые сети

9. Установите последовательность расположения живых организмов в цепи пиания:

А) голый слизень Б) еж В) степной орел Г) капуста Д) обыкновенная лисица

10. Экосистемой не является:

А) капля воды с микроорганизмами Б) космический корабль В) лунный катер Г) биосфера

Задание рисунок 1

С помощью рисунков проследите связи в природе. Расскажите о них. Подумайте, как человек может нарушить эти связи. К каким бедам это приведёт?

Решение

На рисунке ( 1 ) изображены божья коровка и тля. Божья коровка питается тлёй. Тля поедает растениями.
На рисунке ( 2 ) пчёлы опыляют растения. Если растения не опылять, они не смогут размножаться.
На рисунке ( 3 ) синица поедает гусеницу, которая питается листьями деревьев.
Если человек нарушит эти связи, например, истребив всех божьих коровок, то спасать растения от тли будет некому, и многие виды растений исчезнут.

Помогите составить цепи питания: Надо все просто соединить и расположить по ярусам- Продуценты, Консументы 1 порядка, Консументы 2 порядка, Редуценты Лиса, Заяц, Пищуха, Мышь полевая, Трава, Гусеница, Синица, Божья Коровка, Сова, Ястреб, Береза, Тля

продуценты - трава, береза консументы - лиса заяц, пищуха, мышь полевая, гусеница, сеница, божья коровка, сова, ястреб, тля редуценты - нет цепочки можно составить на подобии таких: трава-тля(конс. 1 порядка)-божья коровка(конс 2 порядка)-синица(конс 3 порядка)- ястреб(конс 4 порядка) трава-заяц(конс 1 порядка)-сова(конс 2 порядка) береза-гусеница-синица-ястреб трава-пищуха-ястреб

1. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

2. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

Словарная работа: лесничий,

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Прежде чем начать разговор о том, кто что ест, я хотела бы рассказать историю о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном небольшом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья, всё остальное – лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное жильё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

- Подумайте, о каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе?

- Как человек нарушил эти нити?

- К какой беде это привело?

Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Существуют, наконец, и всеядные животные.

- Как называются животные, которым нужна растительная пища?

- Кто такие насекомоядные?

- На какую добычу охотятся хищные животные?

-Что едят всеядные животные?

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк.Получается цепь питания: осина – заяц - волк

Еще пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов.Цепь питания получается такая: дуб – лесная мышь – сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

- Что такое цепь питания?

- Приведи свой пример цепи питания.

- Жёлудь – белка – ястреб – это цепь питания?

- Жёлудь – мышь – лиса – это цепь питания?

- Подумайте, почему цепи питания начинаются с растений?

- Что произошло бы, если бы на Земле не осталось лягушек, змей, сов, стрекоз?

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

4. Кто как приспособлен.

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги – трудно догнать его.Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита – иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

- Как хищные животные приспособлены к добыванию пищи?

- Какие приспособления для защиты от врагов имеются у разных животных?

5. Доброе слово о хищниках.

Ещё совсем недавно люди безжалостно уничтожали хищных животных, думая, что от этого станет больше зайцев, кабанов…

Как же много хищных зверей и птиц было убито. Но вот люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

Известно также, что лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!

Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например, стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, а божья коровка – тлей. А ещё хищников охраняют потому, что они очень красивы. Беречь их – значит беречь красоту природы.

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Не меньше нужны,

Без чудовищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

И кто делает яд!

У Кошки без Мышки,

У мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Прикреплённые файлы:

Читайте также: