С неба упали три яблока наринэ абгарян описание

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Крючок
С первых строк, как рыбка, попадаешь на крючок увлекательной завязки. И кажется, что нет времени читать, нужно СРОЧНО узнать, чем всё закончилось. Можно даже сразу убежать в конец книги, игнорируя середину, и понять, что ничего не понимаешь. Откуда взялся такой финал? Чем автор угостил читателя в кульминации?
Возвращаешься в начало и пьёшь до дна каждое слово. А слова Наринэ подбирает красивые, выкладывает историю мозаичным узором. Рисунок хочется разглядывать, перечитывать, смаковать!
Герои выпуклые, осязаемые. Кого-то хочется обнять, подержать за руку, кому-то накренделять сковородочкой, чтобы руки не распускал. При линейном сюжете флешбэками подаются истории людей, приправленные ромашковой горечью, подсвеченные россыпью звёзд, щекочущие пением сверчков, постепенно раскрывая главную героиню Анатолию. Читая о прошлом Анатолии хочется взвыть, размазывая градины слёз по щекам, и шумно высмаркиваясь в салфетку.
Маленькая деревня, в которой разворачиваются события - затерянный мир в горах, требующий ежедневного тяжёлого труда, в котором пекут хлеб, заквашивают мацун, готовят мягкую, нежную брынзу и сушат авелук. Чтобы вызвать карету скорой помощи из долины, нужно послать телеграфом молнию. А в снегопад карета вообще не сможет добраться по крутой змейке дороги. Лишь упрямый почтальон раз за разом покоряет вершину. На местном кладбище молчаливые каменные кресты несут имена целых семей.
Героиня - прелесть! Пташки, букашки, насекомые тянутся к ней. Все жители деревни ценят и хвалят её. Кроме одного. Собственный муж - деспот бессердечный, который силой берёт жену, а вместо ласки раздаёт тумаки.
"За окном разлилась южная ночь, водила по подоконнику робкими лунными лучами, рассказывала нежным сверчковым стрекотом о сновидениях, что грезились миру. Анатолия лежала на подушках, прижав к груди альбом с фотографиями родных, – и плакала". И невозможно не плакать вместе с героиней.
Самыми близкими людьми стали соседи - очень пожилая пара. Муж и жена мило ворчат друг на друга, отпускают добрые шуточки. Жена собирает травы и готовит лекарства, а муж выращивает табак, делает самокрутки из рекламных листовок и рассматривает запутавшиеся в ветвях шелковицы бледные лоскутки прозрачного неба.
На фоне бедности, оглушительного одиночества, бесконечной печали пары кажутся по-своему счастливыми, не надеясь на светлое будущее. Искренние и настоящие, простодушные и отзывчивые. Пережившие землетрясение, войну и голод. Они есть друг у друга, и это главная ценность - люди. Уютного крохотного мира не касаются городская суета, щегольство и бессмысленная погоня за ненужными вещами. Здесь жених приходит к невесте с нужной в хозяйстве косой, а сватья несёт невестке свежевыпеченные кукурузные лепешки и миску садовой клубники. Разобидевшемуся покойнику пытаются передать новые туфли на тот свет. "С этими людьми невозможно даже спокойно умереть".
Предупреждение: некоторые сцены читать тёмной ночью, когда кто-то рядом спит, не рекомендуется, во избежание высокой вероятности неприлично громкого хохота!
Нотами магического реализма звучит появление царственного павлина, пышного и неуместно красивого. Жар-птица пахнет то мокрой курицей, то корицей и миндалём, проявляет характер, но всё же приживается в Маране (название деревни), благодаря заботе жителей.
Таинственную красоту умирающей деревни запечатлевает талантливая художница: колесо телеги, старческий профиль хозяина, начертанный прогнившими балками в развалинах дома, луч света в узком окне часовни.
Автор соткал полотно из судеб-ниточек, они причудливо переплетаются, и хочется каждую разглядывать, ощупывать, обдумывать. Благодаря деталям, пикантным подробностям, повесть кажется историческим событием, искусно записанным со слов очевидцев.
Когда всё уже прожито и пережито, нечего ждать от жизни, осень может оказаться приятнее весны, интимная сторона - счастьем. Ласка, бережное отношение, благодарность, нежность - воротами в земной рай. Неумелые слова любви заменит выкованный цветок, а затуманивающую сознание страсть - предупредительность и душевный комфорт.
В этой повести ружья подвешены заблаговременно, и выстреливают поочерёдно. Герои невероятно трогательные, со своими недостатками и силой духа. В забытом всеми уголке вселенной двери не запирают на замок, а праздники и поминки справляют всей деревней. Хорошим людям везёт на хороших людей. Обладающие большими возможностями не спекулируют и не берут взяток. Со смертью, хоть очень редко, но всё же можно договориться. И даже умершие продолжают играть свою роль. Вредителей гонят прочь. А с добрыми гостями случаются маленькие чудеса. Пережив тяжкие испытания, люди остаются людьми. Расколотые землетрясением стены являются символом сердца, давшего трещину, но продолжающего жить.
По-настоящему тёплая история, сложенная из множества пазлов, в которой имеют значение имена и фамилии, символы, знаки и сны. Будь то собака или павлин - все гости не случайны, детали работают на сюжет, создают объёмный, реальный мир, в котором нет ничего картонного, искусственного. Живые диалоги со смешинками и грустинками, удивительные праздничные блюда, которые хочется попробовать, атмосфера душевной гармонии и сплочённость семьи, когда во взаимоотношениях не ищут выгоду и спешат на помощь в трудной ситуации. Между детьми не делают различий - свои или чужие. Где воздух чист и свеж, а с неба падают яблоки: "одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро".
Приятным бонусом в книге в дополнение к повести идут восхитительные рассказы, колоритные, наполненные эмоциями до краёв, дающие эффект полного погружения!
Самый мощный, на мой взгляд, рассказ "Хаддум". " Эрхоме се сас. Я к тебе иду", - эти строки невозможно читать без душевного отклика. Пробирает до костей.
Рассказ "Я живу" можно с первых до последних строк разбирать на цитаты. "Или верь и живи, или отрекайся и умирай. Я живу".
Сильное послесловие заставляет мысленно возвращаться к пережитым событиям, волнующим образам. Эта книга не требует спешки, в ней нужно лелеять каждое предложение. Она о добром, о вечном, искренняя до боли, без гламура и пёстрых гирлянд, завораживающая красотой распахнутой настежь души.

© Copyright: Ирина Векка, 2019
Свидетельство о публикации №219122701473

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Мне не пришлось бы долго подыскивать подходящее слово, чтобы коротко охарактеризовать эту книгу. Книга-душа. Теплая и трогательная, грустная и веселая. Удивительно правдивая и пронзительно глубокая.


То ли дело жизнь в Маране. Здесь лечатся травами, пекут настоящий хлеб, дышат ароматом ранних яблок и живут как одна большая семья. Книга о стариках. Но сколько в ней жизни! Сколько уважения к памяти предков и преданности своей малой родине.

Для себя отметила еще такой интересный момент. Вернее, подтверждение своему глубокому убеждению: нет и не может быть строгих рамок, ограничивающих длину предложения. Все эти подсчеты слов и скрупулезное соблюдение баланса никак не могут повлиять на качество текста, если автор не понимает и не чувствует, что и зачем делает. Монолог говорливой Магтахинэ передан в книге одним предложением длиной в две страницы! Две страницы, я не ошиблась. Читается на одном дыхании. Теперь этот отрывок я точно буду приводить в качестве примера на вопрос студентов о допустимой длине предложений.

Читать всем. Рекомендую от всей души. Не лишайте себя удовольствия поймать среди огромного количества книжного мусора, наводнившего издательский рынок, глоток свежего воздуха. Живого и пьянящего, как воздух маленькой армянской деревеньки где-то высоко-высоко в горах, далеко от нашего глупого мира.

Еще несколько цитат из книги:

[note] Раз в два-три года Валинка перестирывала шерстяные одеяла и прошивала неизменный солнечный круг в сердцевине – в память о матери, о сестре, о братьях и о детях, ушедших, словно песок сквозь пальцы, в небытие, на тот край вселенной, который заперт от смертных семью огромными печатями, каждая печать – величиной с игольное ушко и тяжестью в целую гору – не разглядеть, чтобы отпереть, и не отодвинуть, чтобы пройти.

Тата говорила – ближе всех к небесам старики и дети. Старики потому, что им скоро уходить, а дети потому, что недавно пришли. Первые уже догадываются, а вторые еще не забыли, как они пахнут, небеса.

Мир маленький, а мы большие, хотя по наивности и глупости всю жизнь считаем наоборот.

Жизнь похожа на полуденный сон – недолгий, разноцветный, жаркий, – думала Хаддум. – Она звучит смехом наших детей, она изливается слезами вслед нашим умершим родным. Она пахнет океаном, пустынным ветром, кукурузными лепешками, мятным чаем – всем, что с собой нам не дано унести.

И вот что я хотела сказать — самое больное, что города умирают ровно в тот день, когда мы их покидаем – на время или навсегда, они затворяются на все засовы, захламляются – пылью и пеплом, обращаются в марево, в мираж, мы мчимся назад – блудными сыновьями и дочерьми – вприпрыжку, вприскочку, наперегонки со своим сердцем туда, где давно уже никого нет. [/note]

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга для очищения души.

А ещё что-то мне напомнило Шолом-Алейхема. Как старики ворчат и любя ругаются друг с другом.

Ну, и конечно, самый трогательный сюжет - библейский. Про позднюю радость.

А как вкусно там готовят! Захотелось поваренную книгу армянских рецептов раздобыть.

И не вспомнить, когда в последний раз у меня возникало такое тёплое и родное ощущение от прочитанного. Читая книгу, я как-будто оказалась в детстве у бабушки в деревне, вокруг родные и близкие, в доме царит гармония, любовь и уют.
Это восхитительная книга о настоящих людях с теми ценностями, о которых мы стали забывать, о чудесах и вере в лучшее.
От души советую всем читателям.

Это произведение станет классикой, войдет в курс школьной программы. Читала и понимала, что это что-то свое, самобытное, очень личное и способное пробудить в каждом человеке самое лучшее, что есть в его душе. И вместе с тем произведение перекликается с книгой "Сто лет одиночества". Вроде бы другой континент, язык, ментальность, но общие, понятные любому человеку чувства. Тут и боль об умерших родных, и вера во что-то мистическое, и сострадание, и близость человека и природы.
А еще главная героиня она такая простая, живая, а вместе с тем, если подумать, ведь она святая. И ведь таких людей так много было в то время, настрадавшихся, не знавших ничего хорошего в жизни, но сохранивших столько любви и добра в своем сердце. И так жаль, что все это уже прошлое. Эту книгу нельзя назвать легкой. Местами сердце болело от сострадания и жалости. Но она очень светлая. Её обязательно нужно прочитать!

Закончила чтение с улыбкой и слезками на глазах. Как же хорошо было черпнуть большим ковшом добра и любви из этой книги. Книга о главном:связи поколений, любви и заботе людей, которые уже ушли от нас, о взаимовыручке и взаимопомощи, подарках судьбы, о самой жизни,которая полна хороших людей. Жаль, что вымирают деревни-семьи с их вековыми обычаями и повериями, ритуалами, спорами, смехом, свадьбами, похоронами, снами и тд. Как бы хотелось оказаться там, где не страшно идти по улице, где передаются знания, где рука об руку обычные люди преодолевают страшные испытания, где столы ломятся от угощения, где живут и верят в хорошее, где семья ю, муж, жена-это незыблемо. Такие книги надо читать, чтобы не растерять в суете то важное, ради чего и живём.

Очень атмосферное произведение. Со своим ритмом, которые способен погрузить в несколько медитативное состояние. Каждая строчка будто бы пропитана какой-то стойкостью, мудростью, выверенностью до грамма, свойственными исключительно людям, живущим в горах. Воображение с легкостью рисует деревню, а которой идет речь, сердце с такой же легкостью влюбляется в персонажей и переживает вместе с ними все то, что пережили они. Оно также сильно сжимается в камень от горя, и также вырастает до размеров луны и солнца от счастья и улыбок. После прочтения тут же хочется собрать небольшой рюкзак и уехать в какой-нибудь далекий аул высоко в горах, где чуть ближе до солнца, чем в наших огромных и серых мегаполисах.

Книга легко читается. О небольшой деревне, как люди стареют и пустеет их родная земля., Интересно описывает быт деревни, культуру народа. Не понравились рассказы в конце книги. О совсем посторонних персонажах, которых в книге нет. Особенно удивили рассказы по месяцам.
Это мое первое знакомство с автором, другие книги желания прочитать нет.

а-а-а-а-х, Наринэ, Наринэ, как же умеете вы словами трогать душу. Как же ваши истории . настоящи. Хотя вот в этой книге ведь есть и мистика, и легенды, и сказка. Но во всё - верится. Всё - воспринимается. Принимается. До самого донышка.

И сейчас на глаза наворачиваются слёзы - вспоминаю финал книги. Добрые слёзы, слёзы радости, облегчения, любви и всего, что есть в душе, о чём мы просто забываем в повседневной беготне.

А уж её Три яблока - это чудо чудо чудо.

Это чудесная книга. Она действительно наполнена и, не побоюсь этого слова, напоена чудесами, хотя вначале кажется чистым бытописательством. Но постепенно чудесное даёт о себе знать и к концу становится таким же обыкновенным, реальным - природным, - как суровая каменистая земля, запах хлеба из печи и тугие косы авелука, сплетённые руками женщин в крохотном селении на макушке горы.

чтение книг Наринэ Абгарян это как купание в собственном детстве. в парном молоке, лицо бабушки в платке . То самое тесто из которого мы слеплены и вырощены.

Нежная, красивая и очень женская проза.
Ощущение после прочтения - умиротворение и всеобьемлющая любовь к миру.
Рекомендую к прочтению.

Плакала и смеялась, смеялась и плакала. Пронзительно грустная, но удивительно светлая книга, полюбившегося мне автора Наринэ Абгарян. До мурашек проникновенные истории жизни очень простых людей, бережно хранящих в своем сердце любовь и доброту к окружающим, уважение к своим предкам, нежность к своим потомкам, заботу к местам рождения, культуре и традициям.

Жизнь похожа на полуденный сон – недолгий, разноцветный, жаркий. Она звучит смехом наших детей, она изливается слезами вслед нашим умершим родным. Она пахнет океаном, пустынным ветром, кукурузными лепешками, мятным чаем – всем, что с собой нам не дано унести.

Ловили грудью воздух, ладонями — солнце, наполнялись-наливались до краев, до кончиков, до самых краинок — счастьем.
У меня есть заветная мечта - увидеть себя маленькой. Например, пятилетней. Щекастой, веснушчатой, с выгоревшими на солнце волосами цвета соломы. На берегу реки. С Белкой, путающейся под ногами.
Обнять, прижать к груди. Смолчать.

Прекрасная, душевная, теплая книга, которую хочется смаковать. Самая любимая у Абгарян.
Качество издания хорошее, обложка крепкая.

Одно из лучших творений современной прозы. Язык, образы, все построено настолько грамотно, красиво и выверено, что чтение становится настоящим праздником.

Замечательная книга и замечательный автор! Прочитала на одном дыхании. Обложка платная и листы тоже. Печать чёткая на белой бумаге
, все прекрасно видно. Замечательное издание!

Проза Наринэ Абгарян прозрачна, почти невесома. Она прохладна, как вода горного ручья, где можно утолить жажду в жаркий день."С неба упали три яблока" я бы назвала "Сто лет одиночества" по-армянски. Высокогорная деревушка Маран существует вне времени и вне пространства. На вершине мира. Внешние события жители воспринимают скорее, как отголоски. Где-то идет война. Какая ? Первая или Вторая? Или какая-то из современных? Не важно. Важно, что следом идет Голод и по Синим Столбам спускаются Ангелы, которые забирают души.
У маранцев нет возраста. Дети в Маране мудры, как старики, а старики, добры и наивны, как дети.
Наринэ Абгарян создает потрясающие психологические архетипы! Она умеет писать с юмором о грустном и с грустинкой о смешном. От некоторых сцен почему-то сжимается горло и глаза становятся мокрыми.. Ждёшь Чуда. Того самого, невероятного. И оно приходит. Это чудо - рождение ребенка.Новая страничка в пыльном домашнем альбоме, которому нет конца. и который называется Жизнь.

Книга очень понравилась! Вообще люблю этого автора. Истории, которые трогают за душу.

Если Вы сомневаетесь покупать эту книгу или нет,то мой Вам совет берите немедленно. Освободите пару вечеров для этой вкусной истории. Такой мягкой,такой домашней,но в то же время не лишенной глубины. Все в этой книге есть- и смерть,и жизнь, и любовь,и равнодушие. Вы точно не отложите эту книгу на дальнюю полку.

Вот представьте: большое, мягкое кресло, теплый плед, за окном дождь, в одной руке книга, в другой чай.
Вот такое ощущение у меня осталось после прочтения этой книги. Уют, тепло, легкая радость на душе.
В книге ярко описывается жизнь высокогорной армянской деревни Маран. Не смотря на всю боль, которую пережил каждый герой, любовь и добро всегда присутствовали в их душе. Ностальгия по детству, пирожкам бабушки, ее теплым рукам, сразу обрушивается на голову, полностью поглощая тебя.
Ну и как тут устоять? Наринэ прекрасно пишет. Ты будто идешь по каменистым улицам, чувствуешь запах местной кухни, переживаешь за каждого героя.
--------------------------
Эта история прекрасно подойдет после тяжелой книги, хоть и принесет легкую грусть.
. /5

Очень душевно!Очень жизненно!Очень трогательно! Книга потрясающая.Это тот случай , когда полностью в нее погружаешься, переносишься в маленькую горную деревушку, дышишь вместе с героями, смотришь их глазами. И после прочтения книги - душа трепещет. Автор -талантище!

Прекрасная книга!Чудесное произведение, которое я читала с большим удовольствием. Спасибо огромное автору! Несколько фотографий для ознакомления.

Очень, очень понравилось. И правда книга-притча. Этакие армянские "Сто лет одиночества", но не пародия, а самодостаточная история. Местами грустная, очень светлая, читается очень легко. Красивые подробные описания - как будто лично побывал в деревушке и видел все своими глазами.

Если все книги автора хоть немного похожи на эту, значит Абгарян - моя новая любовь!

О самом простом и о самом важном, простыми словами о простых людях с огромной душой. В этой книге хочется жить. Стиль автора такой живой, что казалось видишь все детали как в кино))

Читается на одном дыхании, но ее хочется растягивать и перечитывать строчки по несколько раз)

Абгарян для меня это "Манюня" , а это произведение открыло мне автора с другой стороны. Книга одна из тех которые переворачивают все внутри. Вроде бы о чем она? О горном селе где доживают свой век старики, а еще о жизни, добре, верности, Любви. Читала и даже слезы на глазах наворачивались. Стиль можно определить как мистический реализм, хотя, нет, я верю, что все о чем там написано было!

Книги Наринэ отзываются во мне щемящей тоской. Тоской по детству в молдавской деревне, где так же поэтично относятся к приготовлению еды из простых, выращенных собственными руками продуктов; где окружающий мир наполнен яркими красками, запахами и звуками; где старшее поколение семьи еще в полном расцвете сил, а я маленькая.
Простые истории семьи, деревни, народа - все это откликается в душах людей со всего постсоветского пространства. Все идентично - с поправкой на географию и названия мест.

Обожаю Наринэ Абгарян! Книга очень теплая, местами грустная. С любовью и юмором автор описывает таких близких и родных ей персонажей. Это просто надо читать! Понимаешь, что все у тебя хорошо, вон люди как раньше жили и выстояли, и пытались жить счастливо. Очень рекомендую, как и предыдущие книги автора ( я в восторге и от "Зулали", и от "Люди, которые всегда со мной". И еще ожидает на полке новая книга автора "Дальше жить")

Книга о том, что жизнь никогда не заканчивается.

Невероятно атмосферная и тёплая книга про затерявшуюся в горах армянскую деревню и её жителей - добрых, смешных, упрямых, самоотверженных, с огромным сердцем и необычайной силой духа!
Это простой душевнй роман о семье, связи поколений, о чуде, вере, о любви и о том, что "у каждого свой смысл жизни и своя война"
Очень рекомендую!

Каким же надо быть необыкновенным или , наоборот, чудесным в своей обыкновенности человеком, чтобы писать такие вещи!
Сначала мне в руки попалась "Манюня". После таких душевных рассказов было понятно, что плохо не будет точно. Купила ещё несколько произведений автора.
Эта книжка - какой-то плач по потерянной жизни, потерянному дому, потерянной деревне. Плач по жизни, которой так не хватает городскому человеку.
У автора огромное сердце, которое она готова отдать любому из нас в каждой строчке.
Почитайте.

Читала эту замечательную книгу и боялась наступления того момента, когда она закончится и мне придется проститься с героями, которые стали почти родными, за судьбы которых я начала переживать. Это необыкновенное произведение, до боли простое и понятное, но в то же время глубокое и мудрое, оставляющее после прочтения шлейф раздумий и размышлений. Не могла взять в руки никакую другую книгу ещё недели две, переваривала прочитанное. Это было первое произведение Н.Абгарян, которое я прочитала, после него все остальные кажутся не такими сильными, недостаточно поэтичными. но это моё субъективное мнение. Завидую всем тем, кто ещё не читал эту книгу.

Любовь бывает разная.
----------------------------------------
Первая - как лёгкий летний ветерок
Страстная - как катание на американских горках
Романтичной - как нежный запах розы
А бывает любовь тихая и спокойная, воскрешающая тебя.
Вот о такой любви история Наринэ Абгарян "С неба упали три яблока"
----------------------------------------
Удивительно атмосферная книга. Я так и представила себя на месте одной героини Настасьи, которая приехала с севера в маленькую армянскую деревушку высоко в горах и начала рисовать. Вот только я бы ходила с фотоаппаратом и все снимала бы и снимала. Но сейчас не об этом
----------------------------------------
Может ли любовь прийти в 58 лет? Как у главной героини Антонии, которая легла умирать и вдруг к ней пришли свататься.
Оказывается может, и любовь эта будет самая искренняя и желанная, такая тихая и добрая, а порой очень неожиданная.
----------------------------------------
??Как и все книги Наринэ Абгарян - эта полна внутреннего спокойствия, нежнейшей любви к людям и своей истории. Я всегда удивляюсь, как ей удаётся совместить в своих книгах "и смех, и слезы, и любовь"

Мне эта книга очень понравилась.
Автор мне тоже очень нравится.
Мне нравится ее слог и ее сюжеты. Нравится описанное ею место, люди, и вся их жизнь.

Однажды я была в горах, в такой же маленькой деревушке, где даже нет школы. Зато есть очень добрые люди, как в этой книге. Я читала страницу за страницей и оказывалась там, среди гор и старых домов. Это волшебно!

Светлая, теплая и трогательная история! Одна из тех книг, которую захочется перечитать ни один раз! Книга для тех, как прекрасно сказано в последних ее строках, кто умеет слушать и верит в добро.

Замечательное произведение, которое оставляет след в сердце и памяти. Книга, которую обязательно захочется перечитать. Окунула в ностальгию по моему деревенскому детству и оставила после себя приятное послевкусие. Рекомендую.
Само издание очень приятное, листы плотные и белые, комфортный шрифт.

Очень глубоко. Берет за самое сердце и не отпускает. Заставляет думать и думать. О чужих судьбах, о своей жизни. Книга о реальных людях. И от этого она еще больше проникает в душу. Ты проживаешь с этими людьми каждый их шаг, каждую историю, каждую жизнь.

Качество отличное, шрифт комфортный, бумага белая.

"В пятницу, сразу после полудня, когда солнце, перевалившись через высокий зенит, чинно покатилось к западному краю долины, Севоянц Анатолия легла помирать."

Так начинается одна из немногих книг, которая была прочитана мной за пару дней с большим удовольствием.

Маран - маленькая армянская деревушка, расположенная на вершине горы, почти отрезанная от долины, - неторопливо рассказывает свою историю и истории своих немногочисленных жителей. Время здесь течёт медленно и лениво, времена года сменяют друг друга, принося с собой радость или горе, робкую надежду или обречённость. Жители "деревни стариков" - по большей части своей люди добродушные, где-то наивные, свято верящие в приметы и сны, чуднЫе и чУдные, трогательные и смешные, со своими традициями и ритуалами, страхами и радостями. Умеющие радоваться мелочам, с простой мудростью относящиеся к жизни, они вызывают симпатию и не оставляют равнодушным. На протяжении всей истории хочется либо смеяться вместе с ними, радуясь за них, либо закусывать губу, сопереживая их горю.

"Раз в два-три года Валинка перестирывала шерстяные одеяла и прошивала неизменный солнечный круг в сердцевине – в память о матери, о сестре, о братьях и о детях, ушедших, словно песок сквозь пальцы, в небытие, на тот край вселенной, который заперт от смертных семью огромными печатями, каждая печать – величиной с игольное ушко и тяжестью в целую гору – не разглядеть, чтобы отпереть, и не отодвинуть, чтобы пройти."

Удивительно атмосферная книга. Герои, к которым привязываешься, переживаешь, искренне радуешься, когда случаются у них маленькие и большие радости, сочувствуешь им, когда очередное горе тихо и незаметно или громко и наотмашь бьёт каждого из них, а то и вовсе грозится предать забвению всю их крохотную деревушку. Книга о жизни, и несмотря на то, что горе и смерть идут по пятам этих милейших людей, не давая порой им ни головы поднять, ни вдохнуть спокойно, история вышла доброй, тёплой, часто - смешливой, светлой и трогающей душу.

"Скажу честно – если бы я попал в такую ситуацию, тоже бы себе места не находил. Но мужик на то и мужик, чтобы сомневаться, но не отступать."

"Голод стер отличия между богатыми и бедными, выстроил всех, словно в день Страшного суда, в одну унизительную шеренгу к краю могилы, измывался над ними с размахом, с неприкрытым удовольствием. "

Интересная подача, стиль приятный, слог лёгкий. Иногда немного длинные предложения, но к этому привыкаешь и перестаёшь терять нить повествования. Красиво и легко передана атмосфера деревенской жизни, природы, времён года и суток. Мне всегда по душе, когда не только "активную" часть умеет автор подать, но и описания и лирические отступления приятно читать, погружаясь в созданную атмосферу. Тем, кто не любит или не привычен к сценам с описанием естественных физиологических процессов, некоторые моменты могут быть не совсем приятны, но стоит себе напомнить, что всё это - реальная жизнь, такая, как она есть, и читается с пониманием и спокойно.

". ближе всех к небесам старики и дети. Старики потому, что им скоро уходить, а дети потому, что недавно пришли. Первые уже догадываются, а вторые еще не забыли, как они пахнут, небеса."

"Не береди раны, иначе никогда не научишься быть счастливым."

Присутствует в книге и мистика, так умело и аккуратно вплетенная в сюжетную линию, что воспринимаешь её как вполне имеющую место быть, и что именно так всё и было.

"Без ведома и желания Бога миг человеческого счастья в дни и недели не превратится. Он так и останется мигом - мимолетным и скоротечным. Раз тебе даровали счастье, прими его с благодарностью. Не оскорбляй благих намерений небес недоверием, будь достоин дара, которым они тебя наградили."

Очень интересно и красиво автор заканчивает свой рассказ. Имеется в виду не саму сюжетную линию (хотя и она весьма внезапно порой и то весело, то грустно поворачивается), а "финальная фраза", которую было приятно и "вкусно" прочесть и узнать почему так названа книга и три части, на которые она разделена. Цитировать не буду - пусть останется приятное для тех, кто захочет прочесть книгу.

В целом после прочтения история оставляет приятное послевкусие со светлой грустью, улыбкой на лице и каким-то особенным греющим теплом в душе.

Рекомендую любителям семейных саг, размеренного повествования и аутентичной атмосферы Богом забытых мест.

Наринэ Абгарян - С неба упали три яблока

Наринэ Абгарян - С неба упали три яблока краткое содержание

История одной маленькой деревни, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных обитателей, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа.

С неба упали три яблока - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

С неба упали три яблока - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Наринэ Абгарян

Наринэ Юриковна Абгарян

С неба упали три яблока

© Наринэ Абгарян, текст, 2014

© Александр Заварин иллюстрация на обложке, 2015

© Сона Абгарян, иллюстрации, 2015

Фото

В пятницу, сразу после полудня, когда солнце, перевалившись через высокий зенит, чинно покатилось к западному краю долины, Севоянц Анатолия легла помирать.

Оставила одежду на самом видном месте гостевой комнаты – на тяжелом, покрытом холщовой салфеткой дубовом столе (если поднять край этой салфетки, можно разглядеть два глубоких, отчетливых следа от ударов топора), водрузила на стопку смёртного конверт с деньгами – на похоронные расходы, вытащила из комода старую клеенчатую скатерть и ушла в спальню. Там она разобрала постель, разрезала клеенку пополам, постелила на простыню одну половину, легла, накрылась второй половиной, накинула сверху одеяло, сложила на груди руки, завозилась затылком, удобно устраиваясь на подушке, глубоко вздохнула и закрыла глаза. Следом сразу же встала, распахнула до упора обе створки окна, подперла их горшками с геранью – чтобы не захлопнулись, и снова легла. Теперь можно не беспокоиться, что покинувшая ее бренное тело душа будет потерянно блуждать по комнате. Освободившись, она сразу же выпорхнет в открытое окно – навстречу небесам.

Такие скрупулезные и подробные приготовления имели под собой весьма значительную и печальную причину – вот уже второй день Севоянц Анатолия истекала кровью. Обнаружив на исподнем непонятные бурые пятна, она сначала обомлела, потом внимательно рассмотрела их и, убедившись, что это действительно кровь, горько расплакалась. Но, устыдившись своего страха, одернула себя и поспешно утерла слезы краем косынки. Зачем плакать, если неизбежного не отменить. У каждого своя смерть, кому-то она отключает сердце, у кого-то, глумясь, отнимает разум, а ей, стало быть, определила уйти от потери крови.

В том, что недуг неизлечим и скоротечен, Анатолия не сомневалась. Ведь не зря он пронзил самую бесполезную и бессмысленную часть ее тела – матку. Словно намекал, что это кара, ниспосланная ей за то, что она не смогла выполнить своего главного предназначения – родить детей.

Запретив себе плакать и роптать и тем самым смирившись с неизбежным, Анатолия на удивление быстро успокоилась. Порылась в бельевом сундуке, извлекла старую простыню, разрезала ее на несколько частей, соорудила некое подобие прокладок. Но к вечеру выделения стали такими обильными, что казалось – где-то внутри у нее лопнула большая и неиссякаемая вена. Пришлось пустить в ход те малые запасы ваты, которые хранились дома. Так как вата грозилась вскорости закончиться, Анатолия распорола край одеяла, вытащила оттуда несколько клоков овечьей шерсти, тщательно ее промыла и расстелила сушиться на подоконнике. Конечно, можно было сходить к живущей по соседству Шлапканц Ясаман и попросить ваты у нее, но Анатолия не стала этого делать – вдруг не удержится, расплачется и расскажет подруге о своей смертельной болезни. Ясаман тут же всполошится, метнется к Сатеник, дабы та отправила в долину молнию за каретой скорой помощи… Разъезжать по врачам, чтобы они мучили ее болезненными и бесполезными процедурами, Анатолия не намеревалась. Решила умереть сохраняя достоинство и умиротворение, в тишине и спокойствии, в стенах дома, где она прожила свою нелегкую и напрасную жизнь.

Легла она поздно, долго разглядывала семейный альбом, лица канувших в Лету родных под скудным освещением керосиновой лампы выглядели особенно печальными и задумчивыми. Скоро увидимся, шептала Анатолия, гладя каждую карточку своими огрубевшими от тяжелого деревенского труда пальцами, скоро увидимся. Несмотря на подавленное и тревожное состояние, уснула она легко и проспала до самого утра. Проснулась от всполошенного крика петуха – птица бестолково шебаршилась в курятнике, с нетерпением дожидаясь того часа, когда ее выпустят погулять по огородным грядкам. Анатолия внимательно прислушалась к себе. Самочувствие определила как вполне сносное – если не считать ломоты в пояснице и легкого головокружения, вроде ничего и не беспокоило. Осторожно поднялась, сходила в сортир, с каким-то злым удовлетворением убедилась, что крови стало еще больше. Вернулась в дом, соорудила из клока шерсти и лоскута ткани прокладку. Если дело и дальше так пойдет, то к завтрашнему утру из нее вытечет вся кровь. Значит, еще одного восхода в ее жизни может просто не случиться.

Она постояла на веранде, впитывая каждой клеточкой бережный утренний свет. Сходила к соседке – поздороваться и узнать, как у нее дела. Ясаман затеяла большую стирку – как раз ставила на дровяную печку тяжелый чан с водой. Пока вода грелась, они поговорили о том о сем, обсудили житейские дела. Скоро поспеет шелковица, надо будет ее трясти, собирать плоды, из одной части варить сироп, другу часть сушить, а третью оставить доходить в деревянной бочке, чтобы потом пустить на тутовую самогонку. Да и за конским щавелем пора уже собираться, через неделю-другую будет поздно – на жарком июньском солнце трава быстро грубеет и делается непригодной для пищи. Анатолия ушла от подруги, когда вода в чане закипела. Теперь можно не беспокоиться, Ясаман о ней до завтрашнего утра не вспомнит. Пока постирает белье, пока накрахмалит его, подсинит, развесит сушиться на солнце, соберет, погладит. Только к позднему вечеру и управится. Так что у Анатолии будет достаточно времени, чтобы тихо отойти в мир иной.

Успокоенная этим обстоятельством, утро она провела в неспешных будничных хлопотах и лишь после полудня, когда солнце, перейдя купол неба, чинно покатилось к западному краю долины, легла помирать.

Читайте также: