Какие яблоки росли в саду царя берендея

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 24.09.2024

1. Выбери правильный ответ (справа) на вопрос и подчеркни его.

Кто был хозяином Жар – птицы?

А)Царь Далмат

Б)царь Берендей

В)царь Афрон

А) Змей-горыныч

Б) Сивка – Бурка

В) серый волк

3.Какие яблоки росли в саду царя Берендея?

А)золотые яблоки

Б)серебряные яблоки

В) румяные яблоки

4.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?

А)Елена Прекрасная

5. Вспомни, что относится к устному народному творчеству? Зачеркни лишнее слово (не относящееся к устному народному творчеству).

Песня, авторская сказка, потешка, поговорка, басня.

6. Определи зачины. Выбери нужный вариант, отметь галочкой в окошечке.

7. Выбери и подчеркни волшебные предметы.

Коромысло,волшебная палочка, коньки, скатерть – самобранка, зеркало, зонтик.

8. Объясни смысл пословицы.

Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.

Правильные ответы: 1В,2Б,3А,4Б,5-авторская сказка, басня,6А,В,7-волшебная палочка, скатерть самобранка,зеркало, 8 -тврорческое задание

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.

Старший сын говорит:

— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.

Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул. Утром царь его спрашивает:

— Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?

— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.

На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.

— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?

— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка. Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.

Позвал он сыновей и говорит им:

— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.

Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.

Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

"Ну что же, думает, взялся — делать нечего".

И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись бежит к нему серый волк:

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?

— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.

— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.

— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:

— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: "Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!" И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

— Я царя Берендея сын, Иван-царевич.

— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.

— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?

— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну, да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:

— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?

— Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.

— То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.

— Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!

Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять.

Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Иван-царевича и повели к царю Кусману.

— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.

— Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.

— Ну, прости же меня, прости, серый волк.

— То-то прости… Да уж ладно, садись мне на спину.

Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:

— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек.

Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:

— Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?

— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?

Серый волк отвечает:

— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.

Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:

— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.

А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены? Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:

— О чем задумался, Иван-царевич?

— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.

— Не печалься, я тебе помогу.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:

— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.

Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.

Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь, со страху, где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.

— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя.

Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:

— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

Иван-царевич думает: "Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены". Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:

— Давай убьем брата, добыча вся будет наша.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:

— Дома не сказывай ничего!

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.

— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.

— Ох, крепко же я спал.

— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей.

Иван – царевич и серый волк. Русская народная сказка.

Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.

Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его сонного, да как серый волк их растерзал.

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Урок чтения. 3класс

2. Обогащать и расширять словарный запас детей.

3. Развивать образное мышление, наблюдательность, устную речь.

4. Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Уч: - Что мы относим к устному народному творчеству? (песни, сказки, поговорки…)

Уч: - Из данных слов выберите нужные слова на экране: пословица, марш, считалки, докучная сказка, литературная сказка, частушки, кадриль.( пословица, считалка, док. сказка, частушки)

Уч: - Народное искусство слова – это песни и загадки, пословицы и сказки, легенды и былины.

Разгадав кроссворд, мы узнаем, как ещё называют народное творчество.

1. Кто был хозяином Жар – птицы?( царь Афрон)

3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?( Алёнушка)

5. К чему прикоснулся Иван – царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка)

6. Как звали невесту Иванушки – дурочка? (Елена)

7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые)

8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстню)

Уч: - Какое слово получилось у вас по вертикали? (фольклор)

Уч: - К фольклору относятся и сказки. А что такое сказка?(рассказ, что – нибудь волшебное, чудеса). Опираясь на задание 17 страница 55, дайте определение сказки. Дети работают в паре.

Уч: - Что такое сказка?( Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавались из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка, концовка).

Уч: - Правильно. А теперь самостоятельно выполните задание 15 на странице 55. Дети выполняют задание.

Уч: - Прочитайте мне зачины, а потом концовки.

Мы из сказки – ты нас знаешь

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – ну так что ж…

Сказку заново причтешь!

Скок – поскок, скок – поскок

Через море и лесок!

По пути нашел Жар – птицу

И красавицу девицу,

Ну, а глупого царя

Обмануть сумел не зря

Так Иванушке помог

Умный маленький конёк,

Удивляется народ, едет печка, дым идёт

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению

А сказка называется…(По щучьему велению)

А братец всё выпил до донышка.

Её перо сверкает так

Что ясно: это не пустяк!

Никто не знает, что случится

На экране репродукции русских художников к русским народным сказкам.

Задания: 1) Найдите в тексте отрывок к данной репродукции.

2) Краткий пересказ сказки.

Уч: - Чему учат нас сказки? (быть добрыми, помогать другу в беде).

- Кому кушай, а сказки слушай

Умом – разумом смекай, да на ус мотай.

Что это? (пословица)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (сказки читать полезно, в них есть какое – то поучение, мы можем многое узнать из сказок). А пословицы относятся к фольклору? (да).

Помогите мне закончить пословицы (на экране).

Что я вам загадала? (загадку)

А теперь прочитайте загадки, которые вы сочинили дома. (Дети читают классу свои загадки)


3. Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

I .Организация на урок.

2) Проверка рабочего места.

-Кто–то стучит к нам в дверь.

-Кто к нам пришел?

-Это сказочные герои.

Первый глашатай: Здравствуйте гости, дорогие!

Второй глашатай: Веселья вам да радости.

Первый глашатай: Давно мы вас ищем да поджидаем, праздник не начинаем.

Второй глашатай: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.

Второй глашатай: Что означают слова устное народное творчество?

Первый глашатай: Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? На чем ездил Емеля Дурачок?

Второй глашатай: Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинания?

Первый глашатай: Чтобы начать игру, нам надо произнести заклинания!

Первый глашатай: Команды представьтесь!

II . Основная часть урока

Ход игры 1. Представление команд

- Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу.

Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит кроссворды. Время пошло!

Кто был хозяином Жар-птицы?

Помнишь ли ты имя героини, которую хоте­ла погубить ведьма?

К чему прикоснулся Иван-царевич в конюш­не царя Кусмана?

Как звали невесту Иванушки-дурачка?

Какие яблоки росли в саду царя Берендея?

Благодаря какому предмету Елена Прекрас­ная узнала своего жениха ?


Ответы к кроссворду: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень. Народное творчество еще называют фольклор.

- Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше
видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время
пошло!

(Дети записывают: песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)

Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде.)

Труд человека кормит, а . (лень портит.)

Раз соврал - навек . (лгуном стал.)

Кто других не любит. (сам себя губит.)

Кончил дело-. (гуляй смело.)

Человек от лени болеет, а . (от труда здоровеет.)

Худо тому, кто . (добране делает никому^)

Сам потерпи, а . (другого не выдай.)

Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь - ну так что ж.

Сказку заново прочтешь!

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

" Умный маленький конек,

Всем известный. (Горбунок.)

Кто работать не хотел,

А играл и песни пел?

К братцу третьему потом

Прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребенку

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

Прямо в болото упала стрела,

А в этом болоте царевна жила,

Как звали царевну, скажи мне на ушко.

Я знаю, ты помнишь - Царевна-. (Лягушка.)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Л братец все выпил до донышка.

-Плачет. (Сестрица Аленушка.)

- Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором де­
тей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях,
дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички.
Какая команда сочинит больше интересных песенок-закличек
(за 5-7 минут).

- Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.

- Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: Сказка - это произведение, в котором изобража ется чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)

- Определите зачины и концовки:

III . Проверка домашнего задания.

- Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера.
События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно
испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

(Дети показывают сказки.)

IV . Подведение итогов

Жюри подводит итоги.

Похожие документы:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 15 Устное народное творчество для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература (1 курс, 2 семестр) Автор программы

. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2004. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. – М.: . Понятие о фольклоре. Происхождение и развитие устного народного творчества, его жанровый состав и специфика. Фольклор .

Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

. ). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4) Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого .

Задачи: Образовательные: актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества

. : -Что такое устное народное творчество? (Народная мудрость). (Слайд №7) -Почему называется устное? -Почему народное? -Почему творчество? -Что сейчас .

Читайте также: