Какие яблоки росли в саду царя берендея
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 24.09.2024
1. Выбери правильный ответ (справа) на вопрос и подчеркни его.
Кто был хозяином Жар – птицы?
А)Царь Далмат
Б)царь Берендей
В)царь Афрон
А) Змей-горыныч
Б) Сивка – Бурка
В) серый волк
3.Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
А)золотые яблоки
Б)серебряные яблоки
В) румяные яблоки
4.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
А)Елена Прекрасная
5. Вспомни, что относится к устному народному творчеству? Зачеркни лишнее слово (не относящееся к устному народному творчеству).
Песня, авторская сказка, потешка, поговорка, басня.
6. Определи зачины. Выбери нужный вариант, отметь галочкой в окошечке.
7. Выбери и подчеркни волшебные предметы.
Коромысло,волшебная палочка, коньки, скатерть – самобранка, зеркало, зонтик.
8. Объясни смысл пословицы.
Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок.
Правильные ответы: 1В,2Б,3А,4Б,5-авторская сказка, басня,6А,В,7-волшебная палочка, скатерть самобранка,зеркало, 8 -тврорческое задание
Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
Царь перестал и пить, и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул. Утром царь его спрашивает:
— Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.
Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.
Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Наутро приходит Иван-царевич к отцу.
— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка. Жар-птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.
Позвал он сыновей и говорит им:
— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.
Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.
Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.
Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?
"Ну что же, думает, взялся — делать нечего".
И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?
— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.
Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!
Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: "Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!" И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.
Царь Афрон разгневался и спрашивает:
— Я царя Берендея сын, Иван-царевич.
— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас… Ну, да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.
Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:
— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
— Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.
— То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
— Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только и гулять.
Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Иван-царевича и повели к царю Кусману.
— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.
— Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
— Ну, прости же меня, прости, серый волк.
— То-то прости… Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.
Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек.
Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
— Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?
— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.
Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.
А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены? Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.
Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван-царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
— Не печалься, я тебе помогу.
Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь, со страху, где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.
— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя.
Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.
Иван-царевич думает: "Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены". Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:
— Давай убьем брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
— Дома не сказывай ничего!
Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.
— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
— Ох, крепко же я спал.
— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей.
Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.
Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его сонного, да как серый волк их растерзал.
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.
Урок чтения. 3класс
2. Обогащать и расширять словарный запас детей.
3. Развивать образное мышление, наблюдательность, устную речь.
4. Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
Уч: - Что мы относим к устному народному творчеству? (песни, сказки, поговорки…)
Уч: - Из данных слов выберите нужные слова на экране: пословица, марш, считалки, докучная сказка, литературная сказка, частушки, кадриль.( пословица, считалка, док. сказка, частушки)
Уч: - Народное искусство слова – это песни и загадки, пословицы и сказки, легенды и былины.
Разгадав кроссворд, мы узнаем, как ещё называют народное творчество.
1. Кто был хозяином Жар – птицы?( царь Афрон)
3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?( Алёнушка)
5. К чему прикоснулся Иван – царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка)
6. Как звали невесту Иванушки – дурочка? (Елена)
7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые)
8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстню)
Уч: - Какое слово получилось у вас по вертикали? (фольклор)
Уч: - К фольклору относятся и сказки. А что такое сказка?(рассказ, что – нибудь волшебное, чудеса). Опираясь на задание 17 страница 55, дайте определение сказки. Дети работают в паре.
Уч: - Что такое сказка?( Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавались из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка, концовка).
Уч: - Правильно. А теперь самостоятельно выполните задание 15 на странице 55. Дети выполняют задание.
Уч: - Прочитайте мне зачины, а потом концовки.
Мы из сказки – ты нас знаешь
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново причтешь!
Скок – поскок, скок – поскок
Через море и лесок!
По пути нашел Жар – птицу
И красавицу девицу,
Ну, а глупого царя
Обмануть сумел не зря
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк,
Удивляется народ, едет печка, дым идёт
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению
А сказка называется…(По щучьему велению)
А братец всё выпил до донышка.
Её перо сверкает так
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
На экране репродукции русских художников к русским народным сказкам.
Задания: 1) Найдите в тексте отрывок к данной репродукции.
2) Краткий пересказ сказки.
Уч: - Чему учат нас сказки? (быть добрыми, помогать другу в беде).
- Кому кушай, а сказки слушай
Умом – разумом смекай, да на ус мотай.
Что это? (пословица)
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (сказки читать полезно, в них есть какое – то поучение, мы можем многое узнать из сказок). А пословицы относятся к фольклору? (да).
Помогите мне закончить пословицы (на экране).
Что я вам загадала? (загадку)
А теперь прочитайте загадки, которые вы сочинили дома. (Дети читают классу свои загадки)
3. Воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
I .Организация на урок.
2) Проверка рабочего места.
-Кто–то стучит к нам в дверь.
-Кто к нам пришел?
-Это сказочные герои.
Первый глашатай: Здравствуйте гости, дорогие!
Второй глашатай: Веселья вам да радости.
Первый глашатай: Давно мы вас ищем да поджидаем, праздник не начинаем.
Второй глашатай: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.
Второй глашатай: Что означают слова устное народное творчество?
Первый глашатай: Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете? На чем ездил Емеля Дурачок?
Второй глашатай: Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинания?
Первый глашатай: Чтобы начать игру, нам надо произнести заклинания!
Первый глашатай: Команды представьтесь!
II . Основная часть урока
Ход игры 1. Представление команд
- Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу.
Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит кроссворды. Время пошло!
Кто был хозяином Жар-птицы?
Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана?
Как звали невесту Иванушки-дурачка?
Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха ?
Ответы к кроссворду: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень. Народное творчество еще называют фольклор.
- Задание: вы должны за 2 минуты перечислить как можно больше
видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время
пошло!
(Дети записывают: песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.)
Я вам буду читать начало пословицы, а вы должны ее закончить. (Пословицы читаются по очереди каждой команде.)
Труд человека кормит, а . (лень портит.)
Раз соврал - навек . (лгуном стал.)
Кто других не любит. (сам себя губит.)
Кончил дело-. (гуляй смело.)
Человек от лени болеет, а . (от труда здоровеет.)
Худо тому, кто . (добране делает никому^)
Сам потерпи, а . (другого не выдай.)
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж.
Сказку заново прочтешь!
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
" Умный маленький конек,
Всем известный. (Горбунок.)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - Царевна-. (Лягушка.)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Л братец все выпил до донышка.
-Плачет. (Сестрица Аленушка.)
- Вы уже знаете, что песенки-заклички исполнялись хором де
тей, обращавшихся к силам природы с просьбой о теплых днях,
дожде, богатом урожае. Попробуйте сами сочинить заклички.
Какая команда сочинит больше интересных песенок-закличек
(за 5-7 минут).
- Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
- Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: Сказка - это произведение, в котором изобража ется чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
- Определите зачины и концовки:
III . Проверка домашнего задания.
- Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера.
События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно
испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
(Дети показывают сказки.)
IV . Подведение итогов
Жюри подводит итоги.
Похожие документы:
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 15 Устное народное творчество для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература (1 курс, 2 семестр) Автор программы
. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 2004. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество. – М.: . Понятие о фольклоре. Происхождение и развитие устного народного творчества, его жанровый состав и специфика. Фольклор .
Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
. ). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4) Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого .
Задачи: Образовательные: актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества
. : -Что такое устное народное творчество? (Народная мудрость). (Слайд №7) -Почему называется устное? -Почему народное? -Почему творчество? -Что сейчас .
Читайте также: