Как вырастить молодильные яблоки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Читая русские народные сказки, мы то и дело сталкиваемся с сюжетами, связанными с омоложением, оживлением или физическим изменением человека. Почему их так много? И какой смысл вкладывает в них народная мудрость? Помочь разобраться в этом мы попросили Надежду Константиновну РОГОЖИНУ, научного сотрудника Российского Этнографического музея.

Фольклор – явление мировой культуры. Это – самовыражение души народа, проявление его творческой природы. Так что, чем наполнена эта душа, таково и содержание фольклора. Но понять его со временем становится все сложнее: сменяются все новые и новые поколения, и люди, включенные в контекст своего времени, имеют уже совсем иное мировоззрение. Например, гордость с христианской точки зрения – "мать всех грехов", а у Максима Горького "человек – это звучит гордо!"

Кроме того, мы зачастую забываем, что каждое произведение, как правило, имеет автора. И не только многие сюжеты профессиональной литературы и поэзии заимствованы из фольклора, но, бывает, что песни, сказки и поговорки, хоть и считаются народными, на самом деле имеют литературное происхождение. Но нам это и в голову не приходит. Это происходит тогда, когда личность автора как бы полностью растворяется, и остается только красота образов и свет истины. А где истина – там Бог. Но далеко не все фольклорные произведения обретают долгую жизнь, время отделяет зерна от плевел.

Практических советов по омоложению в русском фольклоре вы не найдете, в нем речь идет о другом. Вообще в мире существует всего тридцать три сказочных сюжета. О чем они? О добре и зле, о наказании и награде. Так в чем же награда? Для христиан – это достижение Царствия Небесного.

Но традиционная культура метафорична, и надо уметь считывать заложенную в ней информацию. Так, например, дорога символизирует жизнь, испытания в пути – трудности житейские, а то, что ждет человека в конце этого пути, показывает – достиг он Царствия Небесного или нет. В русской народной сказке границы добра и зла обозначены четко и подмены понятий не бывает. Награда всегда достается доброму, хорошему, справедливому. Но сказка – очень трезвый жанр, и дорога в райские сады всегда лежит через долгие испытания, терпение и труд. И когда в сказке говорится, что “падчерица идет в злате-серебре, так и сияет” (сказка “Морозко”) или Иванушка-дурачок предстает добрым молодцем, “что ни в сказке сказать, ни пером описать”, это означает не физическое преображение, а новое, “райское” состояние души.

На конька Иван взглянул

И в котел тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже,

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился,

Бух в котел – и там сварился!

(сказка “Конек-Горбунок” П. П. Ершова)

При желании можно проследить корни этого сюжета. На Руси любили жития святых и хорошо их знали. А там, среди описаний мучений, которым подвергали первых христиан, достаточно часто встречаются упоминания о том, что их кидали в кипящие сосуды, и им это не вредило. Сказка говорит о том же, только другим языком. Котел – это образ ада, куда неизбежно приводит неуемная похоть. Понятно, что желаниям человека нет конца и удовлетворить их все невозможно. Рано или поздно все оканчивается порогом, перейдя который, человек оказывается либо “в злате-серебре”, либо “во тьме кромешной и скрежете зубовном”.

“Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой”(сказка “О молодильных яблоках и живой воде”). Молодильные яблоки – это мечта о вечной жизни. Но дело тут вовсе не в омоложении. Ведь не тот герой, кто за молодильными яблоками посылает, а тот, кто в конечном итоге добывает все: и Жар-птицу, и яблоки, и царевну.

“Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил”. (сказка “Иван-царевич и серый волк”). Этот сюжет явно перекликается с православным праздником в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”, который отмечается вскоре после Пасхи – в пятницу Светлой седмицы. История его появления связана с чудесным исцелением слепца, которое произошло в пятом веке у источника близ Константинополя. Кстати, в былинах монаха издревле символизировал ворон. Так что Иван-царевич оживает по воле Божией, просто мысль о том, что все в мире происходит по Его воле, сказка облекает в иносказательную форму.

Специальных исследований образов, связанных с продлением жизни или омоложением, в языческом фольклоре дохристианской Руси не проводилось, но я полагаю, что эти сюжеты, скорее всего, там были. Ведь культура народа не прерывается, она наследует все накопленное веками, но потом переосмысливает это наследие. Поэтому я считаю вполне корректным искать в русском фольклоре христианские корни и образы.

Иван-царевич – традиционный герой русских сказок. Некоторые исследователи связывают его с образом святого благоверного князя. А другой популярный персонаж – Иванушка-дурачок – явно напоминает блаженного, Христа ради юродивого. Действительно, почему дурак оказывается героем? Да потому, что на самом деле он самый умный, но умный не житейским умом. Он умудрен божественной премудростью, и действует не так, как подсказывает житейский опыт, а так, как Богу угодно. Поэтому в глазах окружающих он – дурак.

Часто в русских сказках сюжет завязывается вокруг исполнения той или иной заповеди. Например, послал отец своих детей вора изловить: один проспал, другой проспал, да еще и обманул. То есть, все начинается с нарушения заповеди “почитай отца твоего и мать твою”. И только тот, кто поступил по заповеди, в результате добывает и коня, и царевну, и царство.

Но фольклор всегда отражает свое время. В каком-то смысле мультфильмы – это современный фольклор. И если с этой точки зрения проанализировать хотя бы популярных “Бременских музыкантов”, на первый взгляд, воспевающих любовь и свободу, то окажется что, по большому счету, сюжетная линия строится вокруг того, что дочь нарушает заповедь Божию, бросает отца и уезжает с первым встречным. И ни раскаяния, ни расплаты за этим не следует. То есть происходит подмена понятий. Современный фольклор отличается от древнерусского, прежде всего, тем, что исходит из совершенно других категорий, и предлагает иную программу действий.

Раньше человека волновало не столько продление жизни, сколько посмертная участь души. Эта тема присутствовала в русских народных сказках и в языческие времена. С приходом Православия она была переосмыслена, и в иносказательной форме передаваясь из поколения в поколение, дошла до наших дней. Но к сожалению, современному человеку все труднее верно воспринимать и истолковвывать те образы, которые еще 150 лет назад были понятны каждому ребенку.

Омоложение: надежды не оправдались. Пока?

Говоря о культе молодости, невозможно обойти столь популярную в последнее время тему стволовых клеток. Наберите в Яндексе слово “омоложение” – и первые двенадцать найденных по этому запросу Интернет-сайтов будут посвящены волшебным перспективам применения стволовых клеток и перечислению компаний, предлагающих пройти с их помощью курс омоложения организма. Возможно ли действительно омолодить человеческий организм и существуют ли серьезные научные разработки в этой области? С этим вопросом мы обратились к академику РАН, главному редактору жрнала “Цитология”, президенту Общества клеточной биологии Николаю Николаевичу НИКОЛЬСКОМУ. Правда, он сразу предупредил, что он атеист, и спрашивать его о чем-либо, касающемся Православия, бессмысленно, но согласился поговорить о том, насколько научно обоснованны обещания вернуть человеку молодость.

Человечество всегда волновали вопросы омоложения и продления жизни, но их обсуждение происходило на разных уровнях. Каждый раз на новом витке развития науки возникали и возникают новые надежды (люди всегда надеются на чудо), которые порой используются недобросовестными людьми в корыстных целях. Но никогда не надо обещать чуда, наука – это, как правило, медленно развивающийся процесс, хотя бывают и взлеты. И всетаки большинство достижений – результат работы коллективов разных лабораторий по всему миру. Хотя порой лавры достаются кому-то одному.

Много лет назад я шел в науку как физиолог, мне хотелось заниматься тайнами мозга, но за время своей научной карьеры сменил несколько областей знаний и последние пять-шесть лет активно занимаюсь стволовыми клетками. В возможность омоложения с их помощью я не верю и не стал бы применять этот способ на себе или своих близких. А известные люди, которые с экрана телевизора рассказывают об использовании препаратов, изготовленных из стволовых клеток, и их замечательном эффекте, вызывают у меня подозрение, не вложили ли они в этот бизнес свои средства.

Безусловно, исследования стволовых клеток важны и перспективны, но возможность применять их для омоложения организма, думаю, маловероятна. Я считаю, что разговоры об этом ведутся зачастую исключительно в рекламных целях. На самом деле, основные значимые направления использования стволовых клеток: сохранение здоровья, стимуляция регулятивных процессов, восстановление поврежденных клеток и тканей.

Однако чрезмерный ажиотаж вокруг этой темы приводит к тому, что эмбриональными стволовыми клетками часто называют фетальные клетки, добытые из абортивного материала. И их предлагают использовать для омоложения организма, лечения инсультов и других заболеваний. Грубо говоря, берется клеточная смесь, иногда даже без проверки на зараженность вирусами, и вводится подкожной инъекцией в области живота. В этой смеси действительно может содержаться какой-то процент стволовых клеток, как и в костном мозге, и бывает, наблюдается положительный эффект, так как это некая стимуляция организма. Но ни с с омоложением, ни с научными перспективами в этой области она ничего общего не имеет. Более того, использование фетальных клеток из абортивного материала в большинстве стран запрещено. В том числе и у нас. Но недобросовестные люди продолжают раскручивать этот метод. В Петербурге такую инъекцию делают за 15 тысяч рублей, в Москве она стоит 15 тысяч долларов. А там, где начинают крутиться такие большие деньги, многим трудно сохранять научную добросовестность и врачебную этику.

С моей точки зрения, на данный момент развития науки никаких серьезных разработок, которые позволили бы говорить о возможности омоложения человеческого организма, не существует. Но это мое личное мнение, возможно, есть и другие.

Если у человека износился какой-либо орган, гипотетически его возможно восстановить, но это не будет омоложением организма. Можно говорить о восстановлении каких-то функций или поврежденных участков организма, но превратить семидесятилетнего человека в сорокалетнего нельзя. Для этого потребуется заменить в нем буквально все. Правда, у каждого свой биологический возраст, и определенное состояние организма может быть у одного в сорок, а у другого – в шестьдесят лет. Конечно, можно помочь человеку поддержать организм в рабочем состоянии, но вернуть утраченное, былую молодость невозможно.

И все-таки омоложение – вечная тема. Это тема надежд. И о ней говорили и будут говорить всегда, потому что здесь происходит столкновение интересов – и действительно жизненных, и политических, и морально-этических, и, как всегда, финансовых.

Старая молодость или молодая старость?

Многие думают, что Библия однозначно утверждает: старость в духовном отношении лучше молодости, молодой человек “по определению” незрелый и глупый, а старик, напротив, хорош уже в силу своего возраста. Между тем Священное Писание оценивает и молодость, и старость с точки зрения того, насколько молодой или старик смогли приобщиться Божественной истины и стать “мудрыми” – то есть не только теоретически знать, но научиться на практике соблюдать заповеди Божии. Об этом – комментарий священника Димитрия ЮРЕВИЧА, кандидата богословия, преподавателя Московской духовной академии.

То, что старость не является гарантом мудрости, отчетливо звучит во Псалме: “Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню” (Псалтирь, 117 :99–100). Соломон, вступая на царство, осознает себя “отроком малым” (3-я Книга Царств, 3 :7), однако он испрашивает у Господа не долгой жизни, не богатства или славы, не отмщения врагам, а “сердце разумное –. что-бы различать добро и зло”, чтобы праведно управлять народом Израилевым.

Именно в произведениях Соломона ценность и молодости, и старости измеряется житейской мудростью. Например: “лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь. ” (Екклесиаст, 4: 13–14). При исполнении этого условия – приобретения мудрости - Писание Ветхого Завета в качестве блага и дара Божия называет “долготу дней”, то есть достижение почтенного возраста. Поэтому к пожилым людям из народа Израилева уже закон Моисеев предписывает уважительное отношение: “пред лицом седого вставай и почти лицо старца” (Книга Левит, 19 :32). Более того, уже при Моисее вводится институт старейшин, который в различных формах существует и в последующее библейское время – собрание особых лиц в зрелом возрасте, которые являлись живыми носителями мудрости и потому принимали участие в общественных делах.

Однако ни старость, ни долгоденствие сами по себе не являются гарантом праведности человека: увы, именно в старости смогли склонить иноземные языческие жены мудрейшего Соломона к идолопоклонству (3-я Книга Царств, 11 :4).

Но это Ветхий Завет – а что же Новый? Там мы видим, что различия между молодым и старым возрастом умаляются перед верой в Иисуса Христа и даже возможной необходимостью отдать жизнь за Него. Величайший из “рожденных женами” – святой Иоанн Креститель – претерпевает мученическую кончину за истину в молодом возрасте, а “старейшины” народа Израилева вместе с первосвященниками идут арестовывать Иисуса, и вместе с книжниками – лжесвидетельствуют на Него перед Каиафой. Вместе с тем регулярная жизнь ранней Церкви, так же, как и в Ветхом Завете, среди верных своих членов отдает предпочтение достигшим зрелых лет. Именно словом “старейшина” (по-гречески – “пресвитер”) начинают называть тех, кто через особое благодатное действие “рукоположения” был удостоен апостолами служения Таин Церкви – то есть тех, кого сейчас мы привычно называем священниками.

Всем нам в детстве читали сказки наши мамы и бабушки. Думаю каждый помнит сказку про яблоки которые дают молодость. Помните?! Но что такое молодильные яблоки в сказках и есть ли они в реальности? В русских народных сказках эти яблоки необычные. Они избавляют от смертельных болезней, могут продлить жизнь и вернуть молодость. Думаете это только в сказках? Не стоит думать, что все так просто. Подобные чудеса можно встретить не только в нереальном мире писательской фантазии.

Молодильные яблоки существуют на самом деле, а чтобы убедиться в этом достаточно лишь познакомиться с результатами многолетних трудов ученого-селекционера, профессора Вигорова. Долгие годы он изучал свойства различных плодово-ягодных культур, стремясь вывести новые виды, урожай которых имел бы целебные свойства.

Начало научным изысканиям профессора Вигорова положила коллекция, собранная им в 1960 году и состоящая из яблонь семисот сортов. Вместе с группой единомышленников ученый стал изучать плоды на предмет содержания в них витаминов, микроэлементов, природных антибиотиков и других соединений, полезных для человека.

Результат слегка ошарашил профессора – лишь 5 % образцов деревьев приносили плоды, содержащие биологически активные вещества в таких дозах, которые могли бы оказать на здоровье человека по-настоящему серьезное влияние.

Но труды не были напрасны, потому что в результате долгих экспериментов были отобраны сорта, плоды которых отличались очень высоким содержанием витаминов и других полезных веществ. Тогда то и родилась у профессора Вигорова идея создать совершенно новый вид яблонь.

Успех пришел к ученому не сразу. В те годы, на которые пришлось начало его опытов, основными направлениями работы селекционеров считалось повышение урожайности, улучшение вкуса и внешнего вида плода. Поэтому в своей работе Вигорову пришлось столкнуться со многими трудностями, непониманием коллег и противостоянием бюрократов-функционеров, руководивших деятельностью научных организаций.

Стоит заметить, что все сказанное не голословное утверждение, имеется подтверждение этой теории в виде результатов неоднократных исследований.

Все перечисленные сорта характеризуются высоким содержанием в их плодах витаминов Р и С. Поэтому регулярное употребление таких яблок способствует нормализации артериального давления и оздоровлению сердечно-сосудистой системы.

На всю эту работу у профессора и его соратников ушло более 40 лет. К сожалению, довести свою деятельность до логичного конца Вигорову не удалось, он слишком рано ушел из жизни, после чего многие из его начинаний были преданы забвению.

Так что сегодня перечисленные выше сорта яблок и других культур все еще остаются большой редкостью. В питомниках и специальных селекционных центрах можно встретить лишь некоторые образцы лечебных сортов. Наиболее полной коллекцией могут похвастаться Мичуринский московский сад и Ботанический сад МГУ.

В русских народных сказках можно встретить и волшебных зверей, и зачарованные предметы, и мечту многих и многих людей – молодильные яблочки. Не стоит огорчаться, расти они могли не только в преданиях. Наши предки в иносказательной форме стремились передать свой опыт следующим поколениям. Наши бабушки знали множество рецептов приготовления вкуснейших блюд и напитков из яблок, а также, стремясь продлить молодость и красоту, придумывали косметические маски на основе этих замечательных фруктов.

Где растут молодильные яблоки

  • Где растут молодильные яблоки
  • Образ яблока в искусстве
  • В каких сказках присутствует отравленное яблоко

Расти яблоко молодильное в моем саду

Расти яблони могут на любом континенте, а их плоды действительно обладают мощным омолаживающим эффектом. Профессор Вигоров выел сорта у которых два плода могут заменить до десяти килограмм обычных яблок. К ним относятся "Ранетка Десертная", "Абрикосовое" и др.

Если хотите бросить курить, в течение трех дней ешьте яблоки и пейте зеленый чай. На четвертый день никотиновая зависимость слабеет.

Десять лет понадобилось ученым из Великобритании, чтобы прийти к такому выводу. Природный антиоксидант- полифенол эпикатехин повышает эластичность кровеносных сосудов, благотворно влияет на сердце, снижая риск развития инфаркта миокарда. Фрукты содержат много витаминов, дубильных веществ и кислот, необходимых организму. Два – три яблока в день позволяют снизить уровень холестерина в крови на пятнадцать процентов. В свою очередь это приводит к улучшению внимания, памяти. Кожа становится более упругой, улучшается цвет лица.

Яблочный сок благотворно влияет на пищеварительную систему. Если только у вас нет противопоказаний. Антиоксиданты защищают клетки организма от разрушающего воздействия свободных радикалов, то есть замедляется процесс старения.

Ученые утверждают, что выпивая в день стакан сока из плодов дикорастущих яблонь в течение шести месяцев, можно омолодить организм на десять лет.

И это еще не все полезные вещества и микроэлементы, которые содержатся в яблоках. Например, в трех яблочных семечках содержится суточная норма йода, необходимая человеку. Также в яблоках содержатся хром, цинк, магний, железо, калий и фосфор.

Считается, что даже после термической обработки яблоки сохраняют свои полезные свойства. Так что у вас есть повод включить в свое ежедневное меню огромное количество блюд, в состав которых входят яблоки. Например:
- Свежевыжатый яблочный сок.
- Разнообразные фруктовые салаты на основе яблок.
- Печеные яблоки (если соблюдаете диету, то замените сахар и мед сахарозаменитель).
- Самбуки, желе и суфле.
- Пироги с яблочной начинкой.
- Компот из яблок. И т. д.

Омолаживающие маски из яблок

Чтобы не только отлично себя чувствовать, но и прекрасно выглядеть попробуйте сделать омолаживающие маски на основе яблок.

Для нормальной кожи подойдет вечерняя яблочно-сметанная маска. Она снимает следы усталости и убирает отечность.
Понадобится одно среднее яблоко, одна столовая ложка сметаны и чайная ложка картофельного крахмала. Натрите яблоко на мелкой терке, смешайте со сметаной и крахмалом. Нанесите получившуюся массу на предварительно очищенную кожу лица на двадцать – тридцать минут. После чего смойте ее теплой водой, протрите лицо кубиком льда (лучше, если лед вы приготовите из отвара ромашки).

Очищающая яблочно-молочная маска для жирной кожи предназначена для улучшения состояния кожи, очищения и сужения пор.
В стакане молока отварите половину яблока три минуты. Вытащите и остудите дольки яблока. Измельчите. Кашицу нанесите на лицо на двадцать минут. Смойте и ополосните его разбавленным лимонным соком. Треть чайной ложки на половину стакана воды. Делать маску нужно через день в течение двух недель.

Омолаживающая яблочно-морковная маска для сухой кожи для улучшения цвета лица готовится из одного натертого на мелкой терке яблока и половины моркови с добавлением столовой ложки кефира. Оставьте маску на лице на двадцать минут. Смойте и смажьте кожу питательным кремом. Подходит для ежедневного использования.

Моченые яблоки


Как правильно приготовить моченые яблоки в кадушке, лучше всего описал русский писатель Иван Шмелев:

В канун Покрова самая большая радость – мочат антоновку. В столовую, на паркет, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоками. Пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится, и катится по паркету яблоко, большое, цвета подсолнечного масла.

Вытираем каждое яблоко холстинным полотенцем, оглядываем, поминки нет ли, родимые ямки-завитушки заливаем топленым воском. Тут же стоят кадушки, свежие, белые, из липки. Овсяная солома, парная, душистая, укладывается на дно кадушки, на нее - чтобы бочками не касались – кладутся золотистые антоновки, и опять по рядку, солома, и опять яблоки, и все заливается теплой водой на солоде. Поднимают отяжелевшие кадушки, выносят бережно. Убирают солому, подметают. Многие дни теперь будет ходить по дому яблочный дух.

Конечно, сегодня кадушки и бочки есть не у всех, но яблоки можно замачивать и в ведрах.

На 3 ведра антоновки (это самый лучший и аутентичный сорт для мочения) нужно 200 г соли и чуть более ржаной муки, а также родниковая чистая вода.

Яблоки укладываем хвостиками вверх, посыпаем солью и мукой, потом – следующий слой, и так до конца. Заливаем водой, закрываем крышкой и ставим под гнет. Храним в прохладном месте. Первые недели каждый день убираем плесень и подливаем немного воды. Яблоки будут готовы через полтора-два месяца.

Баночный и стерилизованный современный вариант моченых яблок тоже существует. Предлагаю один из возможных.

Яблоки моченые с красной смородиной

Ингредиенты:

Мелкие яблоки - 1,5 кг,
красная смородина - 500 г,
листья вишни и смородины,
600 мл воды,
1 ст. л. соли,
3 ст. л. сахара.

Приготовление:

Яблоки моем и прокалываем деревянной зубочисткой в нескольких местах. Листья смородины и вишни моем, сушим. Также поступаем со смородиной, но не снимая ее с веточек. Листья кладем на дно простерилизованной банки. Сверху – яблоки и смородину. Из воды, соли и сахара варим сироп. Заливаем горячим. Закрываем и ставим на хранение в темное прохладное место.

На Руси яблоки также перекладывали капустными листьями. Будете солить или квасить капусту – положите к ней яблок, убьете сразу двух зайцев.

Молодильные яблоки

Чего только не придумывал народ, чтобы сохранить здоровье и молодость, которая, как вы понимаете, все равно проходит, но отдалить неминуемую старость все равно можно, употребляя свежие, чистые (без химикатов) яблоки и делая из них салаты и заготовки на зиму.

Постные салаты с яблоками


Листья зеленого салата моем, рвем руками и выкладываем в большую тарелку. Из печеных и свежих яблок удаляем сердцевину и режем дольками. Сыр ломаем и крошим руками, произвольной формы. Засыпаем все орехами, обильно поливаем заправкой и сразу едим.

Варенье из райских яблок


Ингредиенты:

1 кг мелких райских яблок указанных сортов;
1.8 кг сахара;
0,5 л воды;
2 ст. л. крахмала

Приготовление:

Бланшируем в кипящей воде около 3 минут и сразу откидываем в ледяную. Варим сироп из воды и половины сахара. Охлаждаем, кладем в него яблоки и выдерживаем 12 часов.

Варим варенье в четыре приема, добавляя каждый раз 1/4 сахара из оставшейся его половины. После каждой варки даем остыть и настояться в ночь.

Перед самым окончанием варки добавляем растворенный в холодной воде крахмал и перемешиваем. Он остановит засахаривание в банках.

А завтра, в Яблочный Спас, я расскажу вам о других рецептах из яблок, подходящих для Успенского поста – от пирогов до пюре-муссов, которые придутся по душе всем домашним.

Так что не пропустите - продолжение следует!

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: