Бог научивший людей разводить виноград и делать вино

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 24.09.2024

С глубокой древности вино и виноградная лоза с гроздьями душистого винограда, источника виноградного сока, занимали в жизни человека важное место. Вино являлось не только привычным, но и самым необходимым после воды напитком для населения районов Средиземноморья и Причерноморья. Именно здесь возникло множество мифов и легенд о происхождении виноградной лозы, вина и виноделия и удивительных историй о первых винодельнях и виноделах.

Каждый народ, знакомый с виноградарством и виноделием, пытался в поэтической и часто в занимательной форме представить свою версию появления винограда и изобретения вина. Особенно разнообразны подобные толкования в мифологическом наследии народов Востока и Средиземноморья.

Египтян научил разводить виноград и делать вино сам Осирис, бог всего растительного мира, воскресающий и умирающий. В древней критской легенде приготовление вина приписывалось старейшему из богов греческого пантеона — Сатурну.

Известный древнегреческий историк Павсаний (Paus., X.38,1), описывая путешествие в землях локров в Фокиде, передал, вероятно, местный миф, согласно которому собака царя Оресфея родила кусок дерева, и, когда Оресфей закопал его в землю, из него вырос виноград. Здесь прослеживаются параллели с образами божества, произрастающего в виде растения, — Адониса, Осириса, Диониса. Часто в мифах растение происходит из крови или тела Ампелоса, Нарцисса, Гиакинфа, Аттиса.

Другой греческий миф говорит, что виноград был найден овцой, которая постоянно убегала из стада, принадлежавшего Ойносу, и возвращалась позже других в хлев. Пастух Стафилос начал следить за овцой и увидел, что она ест плоды невиданного растения. Набрав неизвестных ему ягод, пастух отнёс их своему хозяину Ойносу, который, заметив, что выжатый из ягод сок через некоторое время приобрёл другой вкус и охмеляющие свойства, принёс его в дар Дионису. Последний в награду за приношение научил Ойноса виноделию и назвал полученный напиток его именем, а найденное растение — именем пастуха.

Фактически миф передаёт самый ранний и наиболее примитивный способ переработки винограда для получения вина, и сегодня кое-где существующий в домашнем обиходе. Интересно, что Дионис вино попробовал раньше, чем ягоды винограда, и что первым сосудом для вина стал рог быка. Платон полагал, что именно Дионис даровал людям вино и внушил исступленные богослужения и пляски (Legg. II, p. 672). С этим вполне были согласны Диодор Сицилийский, Плутарх, Вакхилид, Вергилий и другие древние авторы.

Первым из афинян Дионис научил виноградарству пастуха, старца Икария2, жившего в царствование Пандиона, а потом и приобщил его к вину и виноделию (XLVII, 60-70). Отведав впервые вина, тот пустился в пляс и запел славословия в честь Эвия и Загрея. Напиток ему настолько понравился, что он принялся обучать других пастухов возделывать лозу. Однажды попытка угостить вином своих деревенских соседей закончилась для него плачевно. Отведав напитка Диониса, они посчитали себя отравленными и растерзали в безумстве Икария, и кровь его смешалась с винной влагой (XLVII, 110-129). Верный пёс охранял тело от диких животных, пока его не нашли странники и не похоронили. По ахейскому преданию, Зевс вознёс их души на небо и превратил в созвездия.

Существует легенда, связавшая виноградную лозу с именем Бахуса, который, путешествуя в Наксос, увидел удивительное растение и захотел перенести его к себе на родину. В руках божественного юноши растение начало быстро расти. Желая спасти его от зноя, он вложил росток сначала в птичью косточку, затем в львиную кость, а после в ослиную. Корни растения обвили все кости, и Бахусу пришлось высадить его вместе с ними. Лоза выросла и дала плоды, Бахус собрал первый урожай, выдавил сок и получил вино, которым он стал услаждать людей. На пьющих напиток действовал необыкновенным образом: они сначала пели, как птицы, затем становились сильными, как львы, а после опускали голову, как ослы.

Древние религиозные представления, связанные с виноделием и виноградарством, носят явные следы язычества. Большое количество связанных с вином и виноградной лозой легенд и мифов, верований и обрядов свидетельствует о сложившихся и глубоко проникших в жизнь античных народов традиций виноградарства и виноделия. В определённой степени религиозные культы способствовали распространению виноградной лозы и виноделия.

Сложная система виноградарства и виноделия, требовавшая от земледельца строгого соблюдения последовательности и сроков проведения агротехнических приёмов, всех этапов технологического процесса производства вина и мер его хранения, таинство приготовления напитка, а также бессилие и страх древних перед явлениями природы — всё это нашло выражение в возникновении обрядов и ритуалов. Древнейшая религия обожествляла силы природы, придавала огромное значение смене времён года и движению небесных светил, прежде всего луны и солнца, поэтому жертвоприношения и другие религиозные обряды в честь божеств совершались в определённые дни. Одни слились с народным земледельческим календарём, другие имели самостоятельное значение, а некоторые впоследствии стали соответствовать дням христианских святых или другим праздникам.

Такие религиозные обряды иногда сохранялись в течение длительных периодов времени, выходящих далеко за пределы истории отдельных народов и государств. Их внешняя форма могла оставаться неизменной веками, тогда как внутренний смысл подвергался частым превращениям, так что порой далеко не просто понять его суть, тайны и законы.

Поклонение различным божествам — покровителям растительного и животного мира, урожая, умирающим и воскресающим, дающим жизнь и отнимающим её, прослеживается в понтийско-средиземноморском регионе с глубочайшей древности. Во многих местных культах уже со II тысячелетия до н.э., а то и ранее, достаточно чётко прослеживаются тенденции почитания виноградной лозы и вина как священного напитка. Со временем, по мере переселения народов и развития торговых связей, эти локальные верования смешивались и объединялись, пока их не вобрал в себя и отчасти не вытеснил культ бога вина и виноградной лозы Диониса. Сохранившиеся мифы о деяниях Диониса позволяют говорить о довольно медленном и сравнительно позднем его распространении (культ Диониса появился в Греции незадолго до начала исторического периода), а также о сопротивлении местных жителей, поклонявшихся туземным божкам, покровительствующим вину и винограду, виноделам и виноградарям, которые были гораздо старше дионисийства.

Странствия Диониса, охватывающие, согласно различным мифам и легендам, многие винодельческие регионы Европы и Азии, очерчивают в пределах Фракии, Кавказа, Лидии, Индии, Ассирии, Арабии, Фригии, Европы (Греции) основные границы формирования религиозных представлений, связанных с обожествлением виноградной лозы и вина. Сбор винограда и разные фазы виноделия сопровождались праздниками в честь Диониса, которым была посвящена главным образом поздняя осень и зима. Этот бог научил все народы сбору хмельного гроздовья и полуночным празднествам (Non., XIII, 6-7). Он царил везде, где выращивали виноград, но каждый народ называл его по-своему, не меняя внутренней сущности божества:

Издавна люди употребляли вызывающие экстаз лекарственные, наркотические и психоактивные средства, к которым вполне можно причислить и вино. Правда, вино, по-видимому, действовало не столь зримо, как настои, описываемые Плинием в качестве напитков, вызывающих бред и видения, или как лекарства, упоминаемые Гезихием, при помощи которых вызывалась Геката. Впрочем, подобные состояния могла вызывать и кровь. В Аргосе, в храме Аполлона Дирадиота, раз в месяц делала предсказания целомудренная пророчица, приходившая в экстаз вследствие вкушения крови принесенного в жертву барана.

Состояние сильного опьянения и последующего тяжёлого похмелья могло показаться отравлением (и было таковым на самом деле), а неудержимые, не знающие меры натуры могли и умереть3. Видимо, на первом этапе вино могли потреблять только отдельные люди — жрецы, шаманы, колдуны и пр., которым оно не могло повредить, так как они умели вводить себя в состояние, близкое к трансу, и вино являлось хорошим подспорьем для быстрого ухода в мир предков и общения с потусторонними силами. Необычное состояние после вкушения вина считалось результатом божественного или демонического вмешательства. В силу чего вино, как и виноград, и всё, что было с ними связано, очень рано становится священным обоготворённым средством, аналогично древнеарийскому наркотическому напитку, послужившему оригиналом божественных индуистской сомы и хаомы персов.

Важно и то, что вино приносило и практическую пользу, освобождая людей на некоторое время от проблем и забот. Вину и суслу придавалась магическая сила, способная останавливать кровь и залечивать раны. Вино не только питало, но укрепляло и исцеляло. Дионис врачевал сладостным суслом давильни и вином раны своих воинственных спутниц — бассарид, а вино медового вкуса с травкой уняло скорби болящего Кадма. В одном из мифов во время индийского похода Дионис чудесным образом превратил воды Гидаспа в темно-пурпурную всеисцеляющую влагу, благодаря которой удалось вернуть зрение слепому старцу, и внезапно прозревший на радостях возвел жертвенник Вакху. От таких чудодейственных свойств вина почитание этого божественного напитка только возрастало.

Древние считали вино дионисовой кровью, ведь из растерзанных титанами внутренностей бога брызнуло на землю вино. Поэтому под возлиянием подразумевалось употребление крови Диониса. Правда, с этим был не согласен Плутарх, подчеркивавший, что не следует распылять божественное начало в ветре, реке, семени, жатве, состоянии земли и смене времен года, как это делают те, кто отождествляет Диониса с вином, а Гефеста — с огнём (Plut., De Iside. 66).

Воздействие культа Диониса на духовный мир и религиозные представления варваров в целом не выходило далее широкого использования вина в погребальных и поминальных церемониях, жертвоприношениях, а также бытового потребления. Здесь влияние античной практики винопития проявилось особенно сильно. Достаточно упомянуть типы и ассортимент столовой и парадной посуды для вина, которые в почти неизменном виде были заимствованы у греков. Ареал их распространения в регионах, населённых варварскими народами, закономерно совпадал с распространением транспортных амфор для вина — двуручных остродонных сосудов, изготовленных в античных центрах. Сложно сказать, считали ли варвары заимствованные у греков образцы всего лишь удобными сосудами для вина, или же признавали их также неотъемлемой частью божественного естества бога вина, но какой-то сакральный подтекст в их использовании, несомненно, был. Глиняные и металлические сосуды присутствуют не только в усыпальницах скифских царей и аристократии различных рангов, но и в погребениях представителей среднего сословия, главным образом IV в. до н.э. Кратеры встречаются в единичных экземплярах, а изящные металлические чаши на высоких ножках — килики использовались более широко. Они являлись признаком особых заслуг, боевой доблести, определённым символом и знаком отличия. Находки греческих сосудов для пиров — кратеров в курганах являются свидетельством захоронения скифских военачальников — начальников округов, ведь именно из такого типа сосудов номарх по кругу разливал вино отличившимся воинам4. Особо выделяется серебряная амфора с позолотой из царского погребения скифов конца V — начала IV веков до н.э., обнаруженная при раскопках Чертомлыцкого кургана. В горло амфоры вставлено ситечко для процеживания вина, а в нижней части расположены краны в виде конской и львиной голов для выливания вина.

2 Икарий — это местный Дионис Эпакрии (когда имя бога еще не было найдено), страстный демон, подземный податель изобилия, покровитель виноградарства. Почитался оргиастическим культом с человеческими жертвоприношениями, фаллическими обрядами, исступленным состоянием женщин.

4 Чаша с вином, пущенная по кругу, являлась по сути сакральной заменой чаши с кровью животного, человека или их смесью. Такое действо не только объединяло воинов кровной связью, они получали силу и мощь животного или человека, чью кровь они пили.

Просмотры

19342

Читайте также: