Антоновка поздний сорт яблок синтаксический разбор предложения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 24.09.2024

Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

  1. Разобрать предложение по членам (подлежащее а – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемое б – что о нем говорится, что он делает, сделал; определение в – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнение г – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельство д — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
  2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

– повествовательное (.),
– вопросительное (?),
– побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
2) сложное:
– сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
– сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
– бессоюзное***,
– с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

  1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
а) подлежащим – назывное (Весна.);
б) сказуемым****
– определённо-личное,
– неопределённо-личное,
– обобщённо-личное,
– безличное.

– распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
– нераспространённое (только главные члены).

– полное,
– неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

1) неосложнённое,
2) осложнённое:
– однородными членами предложения (указать какими);
– обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
– вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
– прямой речью;
– обращением.


Образец синтаксического разбора

Примечания:
а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Подлежащее – одно слово:

Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

  1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
  2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из:Многие из наспоедут в столицу.
  3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
  4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября .
  5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
  6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.


в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
-прилагательным (Я надену к а к у ю? белую рубашку.);
-местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
-порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
-причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
-существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
-существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
-притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
-наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
-глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

г) ДОПОЛНЕНИЕ

Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).

Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
— инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
— инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

Обстоятельства Вопросы Примеры
образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
причины почему? От усталости у меня кружится голова.
цели зачем? Я пришла мириться.
меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

Обстоятельства бывают выражены

наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

Сочинительные союзы*

Подчинительные союзы**
Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

Бессоюзное сложное предложение***
В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
2)интонационно
— интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
— противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
— пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
— предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
— обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

© Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Таня Масян

Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями ,деревья в этом году умирали царственно.
Это предложение сложное,союзное,сложноподчиненное,состоит из главного:деревья в этом году умирали царственно:придаточная часть: Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями. Придаточная часть относится ко всему главному предложению, отвечает на вопрос почему?отчего деревья в этом году умирали царственно? Это предложение с придаточным причины.
Грам.основа в главном предложении Деревья умирали. Деревья -подлежащее выражено сущ. во Мн.ч.И.п Умирали-сказуемое выражено глаголом изъяв.накл.прош.вр.мн.ч.
В придаточной части гр.основа:Дни перемежались.Дни -подлежащее выражено сущ.мн.ч. Перемежались-сказуемое выражено глаголом изъяв.накл прош.вр. мн.ч




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения. Из слов и словосочетаний мы составляем предложения. Сейчас узнаем, как делать синтаксический разбор простого предложения.

О чем эта статья:

7 класс, 8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Другими словами, мы разбираем предложение на кирпичики, из которых оно состоит.

Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Порядок синтаксического разбора простого предложения:

Определить, какое предложение по цели высказывания:

побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

Определить, односоставное или двусоставное предложение.

Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Мальчик послушный.)

Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

Определить, распространённое предложение или нераспространённое.

Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл.)

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или обособленные члены предложения.

Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

Определить, полное предложение или неполное.

Полное — когда все члены, которые нужны для полноты строения и значения предложения, на месте. (Я буду есть.)

Неполное — где есть пропущенные члены, которые необходимые для полноты строения. (Я — есть.)

Сделать разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются.

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые входят в состав сначала — подлежащего, затем — сказуемого.

Подчеркнуть все члены предложения.

Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Указать, чем выражено сказуемое:

простое — какой формой глагола;

составное глагольное — из чего оно состоит;

составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Если в предложении есть однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо через интонацию, либо интонацию с союзами.

Если в предложении есть обособленные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

Если в предложении есть прямая речь

Сначала отметим, что в данном предложении есть прямая речь. Укажем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. А далее можно начертить схему предложения.

Повторим, как охарактеризовать предложение:

по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);

по интонации (восклицательное или невосклицательное);

по количеству грамматических основ (простое);

по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);

по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);

по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);

по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).

Примеры синтаксического разбора простого предложения

Выполним подробный синтаксический разбор предложений, чтобы закрепить то, что мы узнали.

Пример 1

Остановись — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в повелительном наклонении.

Остановись (как?) немедленно — обстоятельство образа действия.

Предложение простое, по цели высказывания — побудительное, по интонации — восклицательное.

Пример 2

Дорога — подлежащее, выраженное существительным.

Дорога (что сделала?) вывела и исчезла — однородные простые глагольные сказуемые.

Дорога (какая?) заросшая высокой травой — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Вывела (кого?) нас — дополнение, выраженное местоимением.

Вывела (куда?) к дому — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Дому (какому?) полуразрушенному — определение, выраженное причастием.

Исчезла (где?) в зарослях — обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом.

Зарослях (каких?) густых — определение, выраженное прилагательным.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

На уроках русского языка в 7, 8, 9 классе встречаются задания по синтаксическому работу предложений. Будьте внимательными при чтении заданий — иногда в учебниках не просят подробный разбор, и можно сделать вот так:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: ученики и ученицы учатся. Распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Месяц смотрит сквозь сетку ветвей, зажигает росу на траве.


На траве - обстоятельство


Месяц(подлежащее) смотрит(сказуемое) сквозь(обстоятельство) сетку(дополнение) ветвей(дополнение) зажигает(глагол) росу(дополнение) на траве(обстоятельство).


И. п - Молодёжь Р. П - молодёжи Д. П - молодёжи В. П молодежь Т. П - молодежью П. П - о молодёжи.


Окончание! А остальные неизменяемые.


Изменяемаячастьслова, которая служит для связисловв предложении, называетсяокончанием.


Привязанность - образовано от причастия привязанный, в котором пишется нн, а оно в свою очередь пишется с нн, потому что образовано от глагола совершенного вида. Доверенность - образовано от прилагательного доверенный, в котором пишется нн, а оно в ..


Из - за суффикса, смотри на него и проверяй, все получится.


Росток отрасли заросли сращивание подросток.


Выращивать, подросла, росток, роща, росток.



И. п (кто? Что? ) Африка Р. П (кого? Чего? ) Африки Д. П (кому? Чему? ) Африке В. П (Кого? Что? ) Африку Т. П (Кем? Чем? ) Африкой П. Д (О ком? О чем? ) О Африке.


Вроде так пользуйся на здоровье. И выучить таблицу падежов.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: