Выполните задание в тетради разделите указанные растения по способам опыления 1 вишня
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 19.09.2024
Классификация плодов
1 . Рассмотрите имеющиеся у вас плоды.
2 . На основе анализа (см. с. 186 ) разделите плоды на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.
3 . Какие приспособления имеются для распространения плодов?
4 . Заполните таблицу в рабочей тетради.
Тип плода | Тип пода | |||
---|---|---|---|---|
Название плода | Сочный или сухой | Односемянный или многосемянный | Приспособления для распространения | Какие растения имеют такой плод |
5 . Сделайте выводы. Результаты изучения плодов обсудите с учащимися класса.
Решение
Сочные плоды: финики, яблоко, дыня, ежевика, апельсин, слива, томат.
Сухие плоды: грецкий орех, жёлудь, горох, земляника, подсолнечник, мак, пшеница, редис.
Односемянные: финики (ягода), слива (костянка).
Многосемянные: яблоко (яблоко), дыня (тыквина), ежевика (костянка), апельсин (гесперидий), томат (ягода).
Односемянные: жёлудь (жёлудь), подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка), грецкий орех (орех).
Многосемянные: горох (боб), земляника (многоорешек), мак (коробочка), редис (стручок).
Тип плода | Тип плода | |||
---|---|---|---|---|
Название плода | Сочный или сухой | Односемянный или многосемянный | Приспособления для распространения | Какие растения имеют такой плод |
ягода | сочный | многосемянные | Сочный околоплодник | смородина, томат, крыжовник |
яблоко | сочный | многосемянные | Сочная мякоть плода | яблоня, груша, рябина |
костяника | сочный | односемянные | Сочный и питательный плод − это приспособление растения к распространению косточек. | персик, абрикос, слива, вишня |
коробочка | сухой | многосемянные | Семена легкие, лпод коробочка, коробочка легко вскрывается, большое количество семян | мак |
боб | сухой | многосемянные | Мякоть под давлением, особое строение створок | горох, фасоль |
стручок | сухой | многосемянные | Распространение семян под действием силы тяжести, осыпание семян | капуста, редька, горчица |
зерновка | сухой | односемянные | При созревании зерна вточные чешуи высыхают и "выщелкивают" зерновку пшеницы на расстояние до полутора метров | пшеница, рожь, овёс |
семянка | сухой | односемянные | Животные употребляют в пищу; прикрепляются к шерсти и одежде: острые зубчики | подсолнечник, одуванчик, ромашка |
Вывод: Принципы, положенные в основу классификации, достаточно просты: учитывается количество семян и особенности слоев околоплодника.
По первому признаку выделяют односемянные и многосемянные плоды. Например, алыча и груша.
Классификация плодов по второму признаку предполагает также две группы: сочные и сухие.
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Опыление. Его значение в жизни растения
Цели: познакомить со способами опыления цветковых растений, раскрыть значение опыления, показать взаимосвязь опыления, оплодотворения и последующего образования семян; дать представление о различных приспособлениях растений к тому или иному типу опыления; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнению с самоопылением; дать представление о значении искусственного опыления для сельского хозяйства.
Ключевые слова и понятия: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление; ветроопыляемые растения, насекомоопыляемые растения.
Актуализация знаний
(Для проведения эстафеты учитель должен подготовить три комплекта карточек, на которых крупным шрифтом написано название соцветия и более мелко — его описание.
Класс делится на три команды (например, по рядам). Перед каждым из рядов стоит стол или стул с комплектом карточек. Учитель засекает время с помощью секундомера.
По сигналу учащиеся берут по одной карточке с названием и описанием соцветия, подбегают к доске и рисуют схему этого соцветия. Если участнику эстафеты хорошо знаком материал, он может нарисовать соцветие, прочитав только его название. Если же материал усвоен не очень хорошо, то игрок будет вынужден прочитать описание этого соцветия, потратив время. После того как ученик изобразил соцветие на доске, он подбегает к столу, кладет на него мел или передает его в руки следующему члену команды и т. д.
Учитель фиксирует время, потраченное каждой командой на выполнение задания. За каждый неверный ответ дается штраф 15—20 с. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время.)
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Вспомним, какова основная функция цветка. (Размножение, т. е. образование семян.)
Для образования семян необходимо, чтобы произошло опыление, а потом и оплодотворение.
Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Если пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика того же цветка, такой способ называют самоопылением. Если же пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка, такой способ называют перекрестным опылением. Перекрестное опыление характерно для большинства растений.
Как вы думаете, в чем преимущество перекрестного опыления? (Ответы учащихся.)
Благодаря перекрестному опылению происходит перекомби- нация признаков отцовского и материнского организмов, вследствие чего дочерние организмы приобретают большее разнообразие признаков, что повышает жизнеспособность вида в целом, так как дает им больше шансов выжить при возможных изменениях окружающей среды.
Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.
Как вы думаете, для чего растениям необходим такой способ опыления? (Ответы учащихся.)
Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.
Как вы думаете, какие приспособления могут быть у самоопыляемых растений? (Ответы учащихся.)
Обычно у таких растений тычинки длиннее пестиков, и пыльца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики. Цветки картофеля и томатов раскрываются уже опыленными.
А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? (Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Специальные приспособления к перекрестному опылению
Тычинки короче пестиков (пыльца не осыпается на пестик);
тычинки и пестики в одном цветке созревают в разное время;
однополые цветки (тычинки и пестики находятся на разных цветках);
двудомные растения (женские и мужские цветки находятся на разных особях).
При перекрестном опылении пыльца с одного цветка на другой может переноситься разными способами: с помощью ветра, воды, насекомых, птиц и даже млекопитающих.
Кто или что чаще всего принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении? (Ответы учащихся.)
Чаще всего растение опыляют насекомые или ветер. Растения, опыляемые насекомыми, называют насекомоопыляемыми.
Какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у растений? (Учащиеся высказывают предположения, учитель подводит итог.)
Приспособления растений к опылению насекомыми
Крупный яркий околоцветник, привлекающий насекомых;
крупные, заметные соцветия;
выделение нектара особыми железами — нектарниками (нектар и пыльца являются пищей для многих насекомых);
запах, привлекающий насекомых (многих насекомых могут привлекать запахи, не приятные для человека);
выросты и крючочки на оболочке пыльцы, способствующие удержанию ее на теле насекомых.
Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например, львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка. Цветок душистого табака имеет сростнолепестный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек-бражников, у которых есть специальный длинный хоботок
Цветки тропической лианы раффлезии Арнольди имеют запах тухлого мяса.
Как вы думаете, какими насекомыми опыляется это растение? (Ответы учащихся.)
Этот запах привлекает различных мух. Многие цветки приспособились к опылению ночными насекомыми, поэтому их запах усиливается ночью, как, например, у ночной фиалки.
Растения, опыляемые ветром, называют ветроопыляемыми.
Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром? (Ответы учащихся.)
Приспособления растений к опылению ветром
Растения цветут очень рано, до того как распустятся листья или одновременно с их распусканием. Это увеличивает вероятность попадания пыльцы на пестики;
околоцветник этих цветков слабо развит или вообще отсутствует;
цветки мелкие, часто бывают собраны в большие соцветия;
образуется огромное количество пыльцы, так как это увеличивает вероятность попадания ее на пестики;
пыльца мелкая, сухая, легкая;
ветроопыляемые растения растут большими группами.
Какие ветроопыляемые растения вы можете назвать? (Ответы учащихся.)
Ветроопыляемыми являются многие деревья: ольха, осина, береза, дуб, орешник. А также такие травы, как тимофеевка, рожь, кукуруза, пырей, осоки.
Кто еще может быть опылителем? (Ответы учащихся.)
В тропиках встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри и нектарницами. Эти цветки обычно не пахнут, так как у птиц обоняние развито слабо, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих цветков водянистый, зато выделяется его очень много, что и привлекает птиц-опылителей.
Кроме птиц и насекомых, в опылении растений могут участвовать также и млекопитающие, например летучие мыши.
У некоторых водных и околоводных растений, таких, как элодея, роголистник, взморник, перенос пыльцы осуществляется при помощи воды.
Для повышения урожайности некоторых растений или выведения новых сортов человек сознательно переносит пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других цветков. Опыление, которое происходит при участии человека, называют искусственным. Обычно его производят сухой мягкой кисточкой, при помощи которой снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльца пестиков других
У некоторых растений, во избежание самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки.
При выведении новых сортов, чтобы не занести на опыляемые цветки посторонней пыльцы, на них надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления было выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.
Закрепление знаний и умений
1.Прочитать параграф, знать основные термины.
2.Решить биологическую задачу.
Известно, что если в период цветения яблонь стоит холодная и дождливая погода, то урожай яблок будет крайне низким или его может не быть вообще. Объясните причину этого явления. Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить урожай яблок при условии, что в период цветения погода остается неблагоприятной.
Творческое задание. Клевер является ценным кормовым растением. После того как это растение было завезено в Австралию, местные фермеры обратили внимание на то, что при размножении он не дает семян. Необходимо объяснить, почему не образуются семена, каким образом размножается клевер при отсутствии семян и что необходимо предпринять, чтобы у растения начали созревать семена.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Найти в дополнительной литературе сведения о том, какими необычными способами может осуществляться опыление растений. Подготовить небольшой доклад на эту тему.
Рассмотрев строение цветка, доказать, что он является видоизмененным побегом.
Биология 6 Типы опыления у растений
Опыление растений
Как пчелы опыляют цветы
Опыление растений ветром
Опыление растений насекомыми1
Опыление растений птицами
Искусственное опыление винограда - Часть 1
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
Перекрестное опыление
При перекрестном опылении пыльца одного цветка переносится на рыльце пестика другого цветка. Переносчиками пыльцы при перекрестном опылении могут быть насекомые, ветер, вода (рис. 158). Насекомыми опыляются цветки яблони, сливы, вишни, мака, тюльпана и других растений.
Ветроопыляемыми являются осока, пыреи, райграс, ольха, орешник, дуб, береза. У водных растений (элодея, валлиснерия) опыление осуществляется при помощи воды (см. рис. 158).
В тропических широтах пыльцу с цветка на цветок могут переносить мелкие птицы (колибри) и летучие мыши (рис. 159, с. 178). Птицами, например, опыляются эвкалипт, акация, фуксия, алоэ и другие растения.
Перекрестное опыление в биологическом отношении более ценно. В пыльцевом зерне формируются мужские гаметы, а в завязи — женские. При их слиянии образуется зигота, из которой развивается новый организм. При перекрестном опылении зигота образуется из гамет, принадлежащих разным растениям, поэтому новый организм будет иметь признаки двух растений, а значит, и более широкий набор приспособительных признаков.
Искусственное опыление
При выведении новых сортов растений для повышения урожайности человек проводит искусственное опыление — сам переносит пыльцу с тычинок на рыльце цветка. В безветренную погоду человек опыляет ветроопыляемые культуры (кукуруза, рожь), а в холодную или сырую погоду — насекомоопыляемые растения (подсолнечник).
Приспособления цветков к опылению
Пыльца
Растения имеют определенные приспособления к опылению разными опылителями. У насекомоопыляемых растений образуется много пыльцы — она служит питанием для насекомых. Поверхность пыльцевых зерен липкая или шероховатая, поэтому хорошо прикрепляется к насекомым.
Яркий цветок
Многие растения имеют ярко окрашенные цветки, которые хорошо заметны на фоне зелени листьев. Одиночные цветки обычно крупные. Мелкие же цветки, как правило, собраны в соцветия.
Нектар
Цветки многих растений выделяют сахаристую жидкость — нектар, который также привлекает опылителей. Нектар образуется в нектарниках — специальных железках, которые располагаются в глубине цветков. Нектар потребляют бабочки, пчелы, шмели, колибри, некоторые виды попугаев и летучих мышей.
Весной и летом воздух в наших широтах наполнен цветочной пыльцой. Обычно мы этого не замечаем, так крохотны пылинки. Но стоит у человека проявиться аллергии на пыльцу, и он уже с подозрением смотрит на каждый цветок, постоянно чихает и кашляет. А чтоб заметить пыльцу, достаточно в мае понюхать какую-нибудь веточку вишни, усеянную белыми или розовыми цветками. Ваш нос станет желтым от пыльцы!
Итак, опыление — процесс, без которого невозможно половое размножение растений. В ходе опыления пыльца переносится с тычинок на рыльце пестика, который ее захватывает. Существует два вида опыления: самоопыление и перекрестное.
1. Самоопыление — перенос пыльцы с тычинок на пестики одного цветка. Это крайне невыгодный для растений вид опыления, при котором гены не обновляются, сорта вырождаются. Но вот для селекционеров самоопыление может быть значимым — выводятся чистые сорта. Распространено самоопыление у таких растений, как фиалка, ячмень, соя, помидор, нектарин. Необходимое условие для самоопыления — одновременное созревание на цветках одного растения и тычинок с пыльцой и рылец пестиков. У некоторых самоопыляющихся растений этого не происходит, и тут уж начинается суета! Нужно, чтоб ветер или насекомые перенесли пыльцу с одних цветков, на которых вызрели тычинки, на другие, где вызрели рыльца. Впрочем, есть растения, которые могут размножаться и путем самоопыления, и с помощью перекрестного опыления, например, подсолнечник или крыжовник.
2. Перекрестное опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой, где она попадает на рыльце. Транспортировать пыльцу могут ветер, насекомые или, например, вода. Такой вид опыления преобладает в природе, и недаром: он наиболее эволюционно выгоден. Резко возрастает возможность для рекомбинации генетического материала, а это в свою очередь приводит к расширению внутривидового разнообразия, появлению крепких, живучих растений.
Признаки самоопыляющихся растений
1. Цветки не выделяют нектар и не имеют запаха, — действительно, для кого стараться? Насекомые все равно им для опыления не нужны.
2. Тычинки как правило находятся выше, чем пестики, — так пыльца точно попадет на рыльца.
3. У некоторых растений пыльца созревает еще в бутоне, и самоопыление идет в нераспустившемся цветке (гусмания, горох, арахис). У фиалки удивительной, недаром так названной, весной появляются красивые некрупные цветы, в которых нет особого смысла — они не дают семян. А вот летом у фиалки семена образуются в нераскрывающихся цветках.
Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда - курсы биологии в Москве
Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком . Его важнейшие части — тычинки и пестики . В них происходят сложные процессы полового размножения — опыление и оплодотворение .
Опыление — процесс, во время которого пыльца с пыльников тычинок растения переносится на рыльце пестика.
1. При самоопылении происходит перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в одном цветке. Так опыляются овёс, пшеница, ячмень, фасоль, горох, хлопчатник.
Самоопыление чаще всего совершается до распускания цветка (в бутоне). Имеются растения, у которых цветы вообще не распускаются.
2. При перекрёстном опылении пыльца, созревшая на одном цветке, попадает на рыльце пестика другого цветка.
Такое опыление может происходить между различными цветками одного растения или разных растений. Перекрёстное опыление совершается при помощи ветра, насекомых, воды, птиц.
С помощью ветра происходит опыление у кукурузы, ржи, подорожника, тополя, дуба, крапивы и многих других растений.
Такие растения обычно растут большими группами, например, заросли крапивы, дубравы. Многие ветроопыляемые растения цветут рано весной, когда на деревьях ещё нет листьев.
У растений, цветочную пыльцу которых переносит ветер, цветки мелкие, в основном без околоцветника, часто собранные в соцветия. У таких цветков обычно длинные тычиночные нити, а пыльца сухая и лёгкая. Пыльцы образуется очень много, но большая её часть на рыльца пестиков не попадает. На рисунке изображено, как мужские цветы, собранные в серёжковидные соцветия, раскачиваются на ветру и рассеивают пыльцу.
Опыление при помощи насекомых является наиболее распространённым в природе способом опыления. Насекомые, питаясь выделяемым растениями нектаром и пыльцой, облетают много растений, чтобы обеспечить себя пищей, одновременно перенося на своём теле пыльцу от одного цветка к другому.
У насекомоопыляемых растений выработался ряд приспособлений для привлечения опылителей. Цветки многих растений крупные, с яркими околоцветниками, хорошо заметные издалека. Мелкие цветки обычно собраны в соцветия. Часто цветки имеют запах или выделяют нектар.
У некоторых растений строение цветков совпадает по размерам и форме со строением тела насекомого, которое его опыляет. Пыльца обычно устроена так, что легко прилипает к поверхности насекомого.
Весной часто в сады выставляют пчелиные ульи. Пчёлы собирают нектар и пыльцу с цветущих деревьев и опыляют их. Урожай значительно увеличивается.
Читайте также: