Выберите три предложения где описан морфологический критерий вида сосны

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Задание относится к базовому уровню сложности. За правильное выполнение получишь 2 балла.

На решение примерно отводится до 5 минут.

Для выполнения задания 15 по биологии необходимо:

  1. знать:
    • методы научного познания; основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез
    • строение и признаки биологических объектов
    • сущность биологических процессов и явлений
  2. уметь объяснять, устанавливать взаимосвязи, распознавать и описывать, выявлять отличия, а так же сравнивать (и делать выводы на основе сравнения), анализировать.

Задачи для тренировки

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия мохообразных вида сфагнум волосолистный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Мох средних размеров, пёстрый, окраска варьируется: розово-красный, розово-зелёный, зеленовато-белый. (2) Растёт на торфяных болотах и на сырых лугах. (3) Стебли в основном красного цвета, иногда желтоватого или зеленоватого. (4) Листья растения выгнуты, а на верхушке стебля — округлой или овальной формы. (5) В жизненном цикле сфагнума, как и у всех мохообраз­ных, преобладает гаметофит. (6) При наличии воды происходит оплодотворение, образуется зигота.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пустырник обыкновенный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Как показывает название этого растения, оно обитает на пустырях, оврагах, придорожных полосах и других местах с нарушенным травяным покровом. (2) Стебли прямые, четырёхгранные. (3) Цветки зигоморфные, с примыкающими к ним шиловидными прицветника; собраны в пазухах верхних листьев в многоцветковые ложные мутовки. (4) Предпочитает глинисто-песчаные, азотистые почвы. (5) Места обитания Пустырника совпадают с местами обитания растений из рода Крапива, которые по сравнению с пустырником более конкурентоспособны. (6) Пустырник сердечный распространён в Средиземноморье, Атлантической, Средней и Восточной Европе, Скандинавии, Малой Азии, Китае и других странах.

Известно, что Берёза повислая — растение, имеющее желтовато-бурую древесину, правильные цветки, собранные в серёжчатые соцветия. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию критерия данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

(1) Распространена почти по всей Европе, за исключением Пиренейского полуострова, в Северной Африке, в Передней и Центральной Азии. (2) Молодые ветви повисают вниз, что придаёт кроне берёзы очень характерный облик. (3) Почки сидячие заострённые, клейкие, покрытые черепитчато расположенными чешуями. (4) Малотребовательна к внешней среде и может расти в самых разнообразных условиях, но не переносит сильной жары и близости грунтовых вод (5) Листья очерёдные, от ромбически-яйцевидных до треугольно-яйцевидных, 3,5—7 см длины, гладкие (6) Берёза светолюбива, она легко вытесняется более долгоживущими и крупными деревьями.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Пихта сибирская. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Растёт преимущественно в кедровых, еловых, смешанных, значительно реже в лиственничных лесах и редколесьях. (2) Вечнозелёное дерево до 30 м высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной. (3) Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний, не растёт на почвах, подстилаемых вечной мерзлотой. (4) Размножается семенами, но способна и к вегетативному размножению. (5) Кора гладкая, тёмно-серая, с утолщениями (желваками), заполненными душистой прозрачной живицей. (6) Хвоя не колючая, плоская, длиной до 3 см, тёмно-зелёного цвета, блестящая.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия изображённого на рисунке животного. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

(1) Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. (2) Кожа чёрная, цвет шубы варьирует от белого до желтоватого. (3) Подошвы ног белых медведей подбиты шерстью, чтобы не скользить по льду и не мёрзнуть. (4) В зимнюю спячку, продолжительностью 50–80 дней, залегают, в основном, беременные самки. (5) Челюсти зверя чрезвычайно мощные, с хорошо развитыми, острыми клыками и резцами. (6) Обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тренировочные задания 11 класс

1. Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида сосны обык­но­вен­ной . За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

(1)Сосна обык­но­вен­ная – све­то­лю­би­вое рас­те­ние. (2)Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки. (3)Сосна растёт на пес­ча­ных поч­вах, ме­ло­вых горах. (4)У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5)На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки. (6)Пыль­ца пе­ре­но­сит­ся вет­ром и по­па­да­ет на жен­ские шишки, где про­ис­хо­дит опло­до­тво­ре­ние.

2. Из­вест­но, что крот обык­но­вен­ный — поч­вен­ное мле­ко­пи­та­ю­щее, пи­та­ю­ще­е­ся жи­вот­ной пищей. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого жи­вот­но­го. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Длина тела жи­вот­ных со­став­ля­ет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрос­лые жи­вот­ные не­ужив­чи­вы друг с дру­гом, на­па­да­ют на по­пав­ших на их уча­сток со­ро­ди­чей и могут за­грызть их на­смерть.

3) Потом­ство кро­тов рож­да­ет­ся сле­пым, голым и бес­по­мощ­ным. В это время самка вы­карм­ли­ва­ет его мо­ло­ком.

4) Гнез­до­вая ка­ме­ра рас­по­ло­же­на на глу­би­не 1,5–2 м.

5) По до­ли­нам рек крот про­ни­ка­ет к се­ве­ру до сред­ней тайги, а к югу — до ти­пич­ных сте­пей.

6) Крот пи­та­ет­ся дож­де­вы­ми чер­вя­ми, в мень­ших ко­ли­че­ствах по­еда­ет слиз­ней, на­се­ко­мых и их ли­чи­нок.

3. Из­вест­но, что обык­но­вен­ный (реч­ной) бобр — по­лу­вод­ное мле­ко­пи­та­ю­щее из от­ря­да гры­зу­нов, пи­та­ю­ще­е­ся рас­ти­тель­ной пищей. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Длина тела бобра 100-130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить по­оди­ноч­ке, се­мья­ми и ко­ло­ни­я­ми.

3) Бобр валит де­ре­вья, под­гры­зая их ство­лы ост­ры­ми и круп­ны­ми рез­ца­ми.

4) На дне за­пру­ды бобр за­па­са­ет корм на зиму: мо­ло­дые ветки.

6) К на­ча­лу XX века бобры были почти ис­треб­ле­ны, но сей­час их чис­лен­ность вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся.

4. Из­вест­но, что лось — это круп­ное рас­ти­тель­но­яд­ное мле­ко­пи­та­ю­щее, оби­та­ю­щее в лес­ной зоне Евра­зии и Се­вер­ной Аме­ри­ки.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Лось, или со­ха­тый, самый круп­ный вид оле­ней, так как весит до 600 кг, вы­со­та в холке 2,3 метра, а длина тела со­став­ля­ет 3 метра.

2) Окрас­ка зимой ко­фей­но-бурая, летом тем­нее, ноги белые с ши­ро­ки­ми ко­пы­та­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми пе­ре­дви­гать­ся по снегу и бо­ло­там.

3) Оби­та­ет в зоне та­еж­ных и сме­шан­ных лесов Евра­зии и Се­вер­ной Аме­ри­ки.

4) В За­пад­ной Ев­ро­пе ис­треб­лен в Сред­ние века, а в нашей стра­не в се­ре­ди­не XX века про­во­ди­лись ра­бо­ты по одо­маш­ни­ва­нию лосей.

5) Рога име­ют­ся толь­ко у сам­цов и от­па­да­ют в де­каб­ре, а в ап­ре­ле и мае на­чи­на­ют расти новые.

6) Зимой пи­та­ет­ся по­бе­га­ми и корой ивы, осины, ря­би­ны, сосны, а летом — тра­ва­ми.

5. Из­вест­но, что ав­стра­лий­ская ехид­на — яй­це­кла­ду­щее мле­ко­пи­та­ю­щее, до­бы­ва­ю­щее тер­ми­тов и му­ра­вьев своим длин­ным язы­ком.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Ехид­на весит до 5 кг и имеет раз­ме­ры до 50 см.

2) Ехид­ну впер­вые опи­са­ли в 1792 году, оши­боч­но при­чис­лив к му­ра­вье­дам.

3) Первую ехид­ну об­на­ру­жи­ли в му­ра­вей­ни­ке, где она своим длин­ным лип­ким язы­ком, вы­тя­ги­ва­ю­щим­ся на 18 см из узкой вы­тя­ну­той морды, ло­ви­ла му­ра­вьев.

4) Пе­ред­ние лапы ехид­ны уко­ро­че­ны, паль­цы снаб­же­ны мощ­ны­ми плос­ки­ми ког­тя­ми, при­спо­соб­лен­ны­ми для раз­ла­мы­ва­ния сте­нок тер­мит­ни­ков и рытья земли.

5) Ехид­на пе­ре­ме­ща­ет яйцо из кло­аки в вы­вод­ко­вую сумку, где име­ют­ся млеч­ные же­ле­зы без сос­ков, по­это­му де­те­ны­ши сли­зы­ва­ют мо­ло­ко с шер­сти ма­те­ри.

6) При опас­но­сти ехид­на сво­ра­чи­ва­ет­ся в шар, пряча живот и вы­став­ляя на­ру­жу ко­люч­ки.

6. Из­вест­но, что ут­ко­нос — мле­ко­пи­та­ю­щее из от­ря­да од­но­про­ход­ных, от­лич­но при­спо­соб­лен­ное к по­лу­вод­но­му об­ра­зу жизни. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Масса ут­ко­но­са со­став­ля­ет 2 кг, а длина его тела около 40 см.

2) Самцы при­мер­но на треть круп­нее самок.

3) Тело ут­ко­но­са по­кры­то шер­стью. Ли­це­вой отдел го­ло­вы вы­тя­нут в плос­кий ко­жи­стый клюв дли­ной 65 мм и ши­ри­ной 50 мм. Ко­неч­но­сти пя­ти­па­лые с пла­ва­тель­ной пе­ре­пон­кой.

4) У ехид­ны и ут­ко­но­са есть кло­ака, в ко­то­рую от­кры­ва­ют­ся ки­шеч­ник, мо­че­точ­ни­ки и по­ло­вые пути, что поз­во­ля­ет их от­не­сти к од­но­про­ход­ным.

5) После спа­ри­ва­ния самка ут­ко­но­са роет вы­вод­ко­вую нору, ко­то­рая за­кан­чи­ва­ет­ся гнез­до­вой ка­ме­рой, а вход в нее она за­ку­по­ри­ва­ет из­нут­ри не­сколь­ки­ми зем­ля­ны­ми проб­ка­ми по 15- 20 см тол­щи­ной для за­щи­ты от хищ­ни­ков.

6) Самка ут­ко­но­са обыч­но от­кла­ды­ва­ет 2 яйца. Вы­вод­ко­вой сумки у нее нет. Вы­лу­пив­ших­ся де­те­ны­шей она вскарм­ли­ва­ет мо­ло­ком.

7. Из­вест­но, что ры­жый кен­гу­ру от­но­сит­ся к се­мей­ству сум­ча­тых мле­ко­пи­та­ю­щих. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Рост самца боль­шо­го ры­же­го кен­гу­ру со­став­ля­ет 1,5 метра, а вес до 85 кг.

2) Рыжий кен­гу­ру может пры­гать на 13,5 метра в длину, 3,3 в вы­со­ту и может раз­ви­вать ско­рость до 65 км/ч.

3) Пи­та­ет­ся рыжий кен­гу­ру тра­ва­ми сте­пей и по­лу­пу­стынь, зла­ка­ми и дру­ги­ми цвет­ко­вы­ми рас­те­ни­я­ми.

4) По­доб­но дру­гим сум­ча­тым, самка кен­гу­ру рож­да­ет кро­шеч­но­го де­те­ны­ша весом 1 г и 2 см дли­ной, ко­то­рый, хва­та­ясь за шерсть ма­те­ри, за­пол­за­ет в сумку.

5) В сумке де­те­ныш хва­та­ет один из сос­ков и при­рас­та­ет к нему гу­ба­ми на 2,5 ме­ся­ца. Сил со­сать у него нет, по­это­му самка впрыс­ки­ва­ет ему мо­ло­ко в рот бла­го­да­ря со­кра­ще­нию спе­ци­аль­ных мышц жи­во­та.

6) По­взрос­лев, кен­гу­ре­нок на­чи­на­ет со­вер­шать ко­рот­кие вы­лаз­ки из сумки ма­те­ри, тут же за­пры­ги­вая об­рат­но при ма­лей­шем шо­ро­хе.

8. Из­вест­но, что пше­ни­ца — тра­вя­ни­стое од­но­лет­нее рас­те­ние — яв­ля­ет­ся ве­ду­щей зер­но­вой куль­ту­рой. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Од­но­лет­нее тра­вя­ни­стое рас­те­ние 30-150 см вы­со­той.

2) Тем­пе­ра­ту­рой, не­об­хо­ди­мой для про­рас­та­ния семян пше­ни­цы, яв­ля­ет­ся + 3 °С.

3) По дан­ным на 2012 год, пло­щадь по­се­вов пше­ни­цы в мире со­став­ля­ет 215,5 млн га — это самая боль­шая пло­щадь среди всех сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур (на вто­ром месте ку­ку­ру­за — 177,4 млн га, на тре­тьем рис — 163,2 млн га).

4) Цвет­ки пше­ни­цы мел­кие не­взрач­ные, вет­ро­опы­ля­е­мые.

5) Со­цве­тие пше­ни­цы — слож­ный колос.

6) По­лу­ча­е­мая из зерен пше­ни­цы мука ис­поль­зу­ет­ся для вы­пе­ка­ния хлеба, про­из­вод­ства ма­ка­рон­ных и кон­ди­тер­ских из­де­лий.

9. Из­вест­но, что ши­пов­ник май­ский яв­ля­ет­ся ли­сто­пад­ным ку­стар­ни­ком, не­тре­бо­ва­тель­ным к почве. Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Ши­пов­ник имеет не­сколь­ко ство­ли­ков, от­хо­дя­щих от об­ще­го ос­но­ва­ния. Все они по­кры­ты ост­ры­ми ши­па­ми, ко­то­рые за­щи­ща­ют рас­те­ние от по­еда­ния тра­во­яд­ны­ми жи­вот­ны­ми.

2) Может про­из­рас­тать на ска­ли­стых и гли­ни­стых об­ры­вах.

3) Ди­ко­рас­ту­щие ши­пов­ни­ки мо­ро­зо­устой­чи­вы и за­су­хо­устой­чи­вы.

4) Ли­стья ши­пов­ни­ка не­пар­но­пе­ри­стые, с 5-7 ли­сто­вы­ми пла­стин­ка­ми, осе­нью жел­те­ют и опа­да­ют.

5) Кор­не­вая си­сте­ма про­ни­ка­ет на глу­би­ну до 5 м.

6) Ши­пов­ник яв­ля­ет­ся пред­ком всех куль­тур­ных сор­тов роз, его масло ис­поль­зу­ет­ся в ме­ди­ци­не и пар­фю­ме­рии, плоды ши­пов­ни­ка яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком ви­та­ми­на С.

10. Из­вест­но, что кар­то­фель, или пас­лен клуб­не­нос­ный, — вид тра­вя­ни­стых рас­те­ний, важ­ней­шая про­до­воль­ствен­ная, тех­ни­че­ская и кор­мо­вая куль­ту­ра.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Кар­то­фель — тра­вя­ни­стое рас­те­ние с голым реб­ри­стым стеб­лем, не­пар­но­пе­ри­сты­ми ли­стья­ми, бе­лы­ми, ро­зо­вы­ми и фи­о­ле­то­вы­ми са­мо­опы­ля­ю­щи­ми­ся цвет­ка­ми.

2) Ро­ди­на кар­то­фе­ля — по­бе­ре­жье Чили и Перу.

3) Ев­ро­пей­цы не знали кар­то­фе­ля до 1565 года, до по­се­ще­ния Южной Аме­ри­ки ис­пан­ца­ми.

4) До конца XVII века кар­то­фель воз­де­лы­ва­ли как де­ко­ра­тив­ное рас­те­ние, бу­ке­та­ми из его цвет­ков укра­ша­ли при­чес­ки ко­ро­лев и пет­ли­цы кам­зо­лов при­двор­ных.

5) Из клуб­ней кар­то­фе­ля по­лу­ча­ют крах­мал, па­то­ку, спирт.

6) Кар­то­фель ис­поль­зу­ют и для от­кор­ма сель­ско­хо­зяй­ствен­ных жи­вот­ных.

11. Из­вест­но, что обык­но­вен­ный бе­ге­мот, или гип­по­по­там, — круп­ное полу вод­ное тра­во­яд­ное мле­ко­пи­та­ю­щее.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Масса круп­ных сам­цов до­сти­га­ет 4 тонн, длина тела 3 метра, вы­со­та в пле­чах до 1,65 м. Нозд­ри, глаза и уши не­сколь­ко при­под­ня­ты, что поз­во­ля­ет бе­ге­мо­ту ды­шать, смот­реть и слы­шать, оста­ва­ясь почти пол­но­стью под водой.

2) Ха­рак­тер­ной осо­бен­но­стью бе­ге­мо­та яв­ля­ет­ся его по­лу­вод­ный образ жизни — боль­шую часть вре­ме­ни он про­во­дит в воде, вы­хо­дя на сушу толь­ко ночью на не­сколь­ко часов для кор­меж­ки.

3) Шкура бе­ге­мо­та имеет серо-ко­рич­не­вый цвет с ро­зо­ва­тым от­тен­ком и до­сти­га­ет тол­щи­ны 4 см.

4) Общая длина пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та (же­лу­док и ки­шеч­ник) со­став­ля­ет 60 мет­ров, что поз­во­ля­ет бе­ге­мо­ту зна­чи­тель­но пол­нее усва­и­вать клет­чат­ку из рас­те­ний.

5) По­ло­вой ди­мор­физм вы­ра­жен слабо, самки мень­ше сам­цов на 10%.

6) Бе­ге­мот от­но­сит­ся к от­ря­ду пар­но­ко­пыт­ных, так как его ко­неч­но­сти имеют че­ты­ре паль­ца, каж­дый из ко­то­рых окан­чи­ва­ет­ся по­до­би­ем ко­пыт­ца.

12. Из­вест­но, что под­сол­неч­ник мас­лич­ный — важ­ней­шее пи­ще­вое, кор­мо­вое, тех­ни­че­ское рас­те­ние.

Ис­поль­зуя эти све­де­ния, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого ор­га­низ­ма.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным от­ве­там.

1) Под­сол­неч­ник яв­ля­ет­ся од­но­лет­ним тра­вя­ни­стым рас­те­ни­ем.

3) Со­цве­тие под­сол­неч­ни­ка — кор­зин­ка, плод-се­мян­ка.

4) Под­сол­неч­ное масло идет в пищу, на из­го­тов­ле­ние мар­га­ри­на, из тер­тых семян по­лу­ча­ют халву.

5) Из стеб­лей и ли­стьев под­сол­неч­ни­ка про­из­во­дят силос и сенаж — корма для тра­во­яд­ных жи­вот­ных. Так же ис­поль­зу­ют жмыхи, оста­ю­щи­е­ся после вы­жи­ма­ния масла.

6) Из под­сол­неч­ни­ка можно де­лать бу­ма­гу, мыло, ла­ко­кра­соч­ные ма­те­ри­а­лы.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Посмотрите видеоролик по теме: Вид. Критерии вида. Запишите все перечисленние критерии фида из видеоролика.

  • морфологический
  • генетический
  • физиологический
  • биохимический
  • географический
  • экологический
  • популяционный
  • биосферный
Вопрос 2

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида норки американской. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.Норка американская – источник ценного меха.

2. Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает 15– 25 см, масса тела – 1,5 кг.

3. Морда относительно длинная, заглазная область вытянутая, гребни хорошо развиты.

4. Американская норка населяет почти всю Северную Америку за исключением северо-востока и крайнего юга.

5. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочевок иногда уходит от водоёмов.

6. Спина тёмно-коричневая, нижняя челюсть животного белая.

Вопрос 3

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида мышь домовая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши.

2.Исходный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии.

3.Селится преимущественно вблизи обитания человека.

4.Ведёт ночной и сумеречный образ жизни.

5.В помёте обычно рождается от 5 до 7 детенышей.

6.В естественных условиях питается семенами.

Вопрос 4

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах.

2. Кариотип волка представлен 78 хромосомами.

3. Европейский волк – хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту.

4. Ведёт стайный образ жизни.

5. Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты.

6. При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.

Вопрос 5

Какие четыре критерия вида описаны в тексте?

Белуга – осетровая рыба, в настоящее время живёт в бассейнах Каспийского и Чёрного морей. Её средние размеры колеблются в пределах 1,5–4,5 м. Самая крупная из выловленных белуг достигала 5 м в длину и 1,5 т массы. Нерестятся эти рыбы в реках Дон, Дунай, Волга, вымётывая в среднем до 1 миллиона, а некоторые и до 2 миллионов икринок. Продолжительность жизни белуги достигает 100 лет. Белуга – хищник. Питается рыбой, моллюсками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые. (6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Пихта сибирская. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Пихта сибирская — вечнозелёное дерево, достигающее 30 метров высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной. (2)Пихта распространена в Сибири, где доходит до верховьев Алдана, а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3)Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний. (4)На севере Европейской части России, где вечная мерзлота к югу от Полярного круга отсутствует, пихта в основном достигает лишь 63–64° с. ш. (5)В Красноярском Заполярье пихта растёт в форме стлаников, выживающих за счёт вегетативного возобновления. (6)Пихта сибирская избегает заболачивания, теневынослива, очень чувствительна к дымовым газам.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гинкго двулопастный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Гинкго двулопастный — дерево высотой до 40 м и диаметром ствола до 4,5 м. (2)Крона вначале пирамидальная, с возрастом разрастается. (3)Это листопадное растение с уникальными для современных голосеменных листьями. (4)Одиночные листья развиваются быстро, но есть и растущие группой листья, развивающиеся медленно. (5)Растение двудомное, на мужских растениях в собраниях спорангиев (колосках) развивается пыльца.(6)Округлые семена несколько напоминают по виду абрикос.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бабочки Белянки капустной. Запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.

(1)Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2)На передней паре крыльев расположены тёмные пятна. (3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5)По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зелёную окраску. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Электрический угорь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Электрический угорь – единственный вид рыбы рода Electophorus, несмотря на внешнее сходство, не родственен настоящим угрям. (2)Эти рыбы населяют реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки. (3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А . ( 4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм. (5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки. (6)Но самое странное то, что, несмотря на такое грозное оружие, питается угорь в основном мелкой рыбёшкой.

Установите соответствие между признаками и критериями вида Крапивы двудомной: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. стебли прямостоячие, бороздчатые, с жёсткими жгучими волосками, высотой 15–35 см

Б. многолетнее растение с мощным корнем и длинным корневищем

В. растёт на лесных вырубках, на сорных местах, вдоль заборов

Г. цветки мелкие, однополые, с зеленоватым околоцветником

Д. распространена на почвах, богатых азотом

Е. цветение и плодоношение с июня по сентябрь

Задание 26 Про­чи­тай­те текст:

По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, раз­во­дят его в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах. Гусеницы питаются толь­ко листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы).

Какие кри­те­рия вида опи­са­ны в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.

Ответ: В тексты описаны следующие критерии вида:

Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. разделение ареала исходного вида непреодолимыми преградами

Б. различные пищевые специализации

в популяциях исходного вида

В. освоение популяциями новых территорий

Г. стабильность и неразрывность исходного ареала

Д. различные сроки размножения в популяциях исходного вида

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2)Выращивают виноград обычно на шпалере. (3)Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида — Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток до южного побережья Каспия.

(4)Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть или метёлка. (5)Плоды — шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6)Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия буроголовой синицы-гаечки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



(1) Небольшая подвижная синица, распространена в Европе и Азии. (2) Чаще встречается в хвойных лесах северных широт. (3) Питается беспозвоночными личинками, семенами растений. (4) Гнездится в апреле−мае, птенцы появляются в июле. (5) В кладке 5–9 яиц с красноватыми крапинками. (6) В местах обитания человека встречается редко, отдавая предпочтение сплошной тайге или заросшим берегам рек.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком яще­ри­цы и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му этот при­знак относят.

А) тело по­кры­то ро­го­вы­ми чешуйками

Б) низ жи­во­та светлый

В) пи­та­ет­ся насекомыми

Г) оби­та­ет в степях, лесах, полупустынях

Д) ак­тив­ный образ жизни ведёт с ап­ре­ля по сентябрь

Е) от­кла­ды­ва­ет до 12 яиц

Близкородственные, но не скре­щи­ва­ю­щи­е­ся между собой виды птиц будут отличаться, ско­рее всего, по

1) пес­ням сам­цов и брач­ным ритуалам

2) раз­ме­рам и массе тела

3) видам корма и ме­стам гнездования

4) окрас­ке самок

5) ко­ли­че­ству и форме хромосом

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой вида Дель­фин обык­но­вен­ный (дельфин-белобочка) и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му эту ха­рак­те­ри­сти­ку относят.

А) Хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб.

Б) Самцы на 6–10 см круп­нее самок.

В) Жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду обитания.

Г) Ве­ли­чи­на тела — 160–260 сантиметров.

Д) Бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 месяцев.

Е) Жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5−10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.

Установите со­от­вет­ствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.

А) оби­та­ние в по­строй­ках че­ло­ве­ка

Б) окрас­ка по­кро­вов тела

В) рас­се­ле­ние по бе­ре­гам рек

Г) пи­та­ние раз­но­об­раз­ной пищей

Д)на­ли­чие ко­неч­но­стей ко­па­тель­но­го типа

Е) раз­ви­тие сле­пой кишки

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­я­ми вида, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны.

1.Эволюционное учение объясняет:
а) особенности работы органов б) многообразие биологических видов
в) механизмы наследования г) взаимодействие организмов с условиями внешней среды
2.Первую эволюционную теорию создал:
а) Ж. Бюффон б) Ж-Б. Ламарк в) Ч. Дарвин г) К. Линней
3.Главным фактором эволюции является:
а) естественный отбор б) наследственность в) индивидуальная изменчивость г) групповая изменчивость
4.Результаты эволюции :
а) борьба с неблагоприятными условиями среды б) формирование приспособленности к условиям среды
в) многообразие видов г) изменчивость д) борьба за существование е) наследственная изменчивость
5.Элементарной единицей эволюции является:
а) особь б) порода в) популяция г) вид
6.Экологический критерий вида отражает:
а) признаки внешнего строения особей б) признаки внутреннего строения особей
в) наличие определенного ареала г) приспособленность к определенным абиотическим условиям
7.Результат микроэволюции:
а) появление изменчивости б) искусственный отбор в) образование нового вида г) образование нового рода
8.В ходе макроэволюции могут формироваться:
а) популяции б) отделы в) подвиды г) виды д) роды е) отряды
9.Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.
а) ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской
б) в озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками
в) отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью
г) у ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой
д) детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды
е) среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам

11. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной.
а) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение.
б) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки.
в) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах.
г) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге.
д) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки.
е) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.
12.Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида.
а) обитает в садах и огородах
б) раковина отсутствует
в) тело мягкое мускулистое
г) питается мягкими тканями наземных растений
д) органы чувств — две пары щупалец
е) ведет наземный образ жизни

1) морфологический
2) экологический
13.Установите соответствие между примерами гомологичных и аналогичных органов
а) плодолистики и прицветники
б) ласт кита и крыло птицы
в) колючки барбариса и выросты стебля у ежевики
г) листья и тычинки цветка
д) глаз зайца и глаз пчелы
е) крыло летучей мыши и крыло бабочки

1) гомологичные органы
2) аналогичные органы
14. Близкородственные, но не скре­щи­ва­ю­щи­е­ся между собой виды птиц будут отличаться
а) пес­ням сам­цов и брач­ным ритуалам б) раз­ме­рам и массе тела в) видам корма и ме­стам гнездования
г) окрас­ке самок д) ко­ли­че­ству и форме хромосом е) плодовитости

15. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами.
РЕЗУЛЬТАТ

ФОРМА
а) развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.
б) существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.
в) сходное строение органов зрения у хордовых животных.
г) возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.
д) отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.
е) сохранение фенотипов с крайними
отклонениями внутри одной популяции.

Читайте также: