Выберите сочетание мотивов характерное для абрамцево кудринской техники резьбы по дереву

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Поначалу все зачиналось в селе Ахтырка в доме крестьянина Василия Петровича Ворноскова, была создана мастерская по изготовлению резных деревянных изделий. В мастерской делались небольшие столярные изделия – шкафчики, шкатулки, коробочки, ларцы, долбленые ковши различных форм.
Они обильно украшались резьбой, поверхность их полировалась или покрывалась лаком. В отделке применялись разнообразные по цвету морилки. Изделия мастерской были прекрасно выполнены технически, отвечали самому изысканному вкусу тогдашних любителей искусства и бойко распродавались главным образом в Москве, через кустарный магазин Московского земства.
Год от года росла популярность мастерской, появлялись в ней новые работники, расширялся ассортимент изделий, выходивших уже и на мировой рынок.

Возникшая в период промышленного подъема мастерская В.П. Ворноскова устояла и во время последовавшего за ним жестокого экономического кризиса 1900—1903 годов.
Она сохранила не только свою производственную организацию, но и свой особый художественный характер, столь оригинальный, что позволяет ее рассматривать как заметное явление русской культуры.

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи.
Проводились занятия в Абрамцевском музее: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Обучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д), которые продавались в специально открытом магазине на Поварской улице в Москве. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела

Формы животных, ветви растений вырезаются нарочито грубо, приблизительно, мастер сознательно оставляет незаглаженным корявый след ножа, стамески. Особо надо обратить внимание на ворносковскую обработку фона. Это особая рыхлость, бархатистость, достигаемая долблением всей поверхности.

Окрашивание
С помощью различных морилок и красителей В. П. Ворносков добивается богатой цветовой гаммы. Это и большое разнообразие оттенков коричневого теплого тона, столь органичного для дерева, и темное морение под дуб, и поиски сероватых и оливковых тонировок.
Столярные, токарные вещи, объемная резьба, обрабатываемые с помощью различного цвета морилок и красителей, оставались вместе с тем изделиями из дерева.

Изделия могут быть просто прошкурены или отделанны белым вощением, но всегда остаётся главное: отделка и окрашивание лишь подчёркивают красоту и текстуру дерева, другие материалы не имитируются.

Специалистов по абрамцево-кудринской резьбе готовит, как и прежде, Абрамцевское художественно-промышленное училище – учебное заведение, традиции которого восходят еще к абрамцевским мастерским С. И. Мамонтова.
В 70-е годы на фабрике работала целая плеяда талантливых художников, имеющих специальное художественное образование: В.П. Виноградов, Л.В. Баркан, В.Г. Милорадов. Творчество каждого из них основывалось на авторском прочтении традиций абрамцево-кудринского промысла.
В конце 1990-х на фабрике работало три резчика – С.В. Морозов, В.А. Петрова, О.Н. Стрельцова и один-три расписчика.
На сегодняшний день фабрика закрыта, а отдельные мастера, владеющие искусством кудринской резьбы, работают частным образом.
И увы, в настоящее время находящейся все находится в затухающем состоянии. Все меньше людей знакомых с искусной Абрамцево-кудринской резьбой, а владеющих практическими навыками, еще меньше.
Приятного времени суток.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Абрамцево-кудринская резьба по дереву. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История зарождения резьбы Абрамцево-кудринская резьба по дереву - это художественный промысел, который зародился в окрестностях усадьбы Абрамцево в Подмосковье в конце 19 века. Ритмичный растительный орнамент можно увидеть на предметах быта того времени. Это ковши и солонки, декоративные шкатулки и вазы, большие тарелки. Помимо красивой резьбы, предметы, сделанные руками мастеров, отличаются тонировками, которые призваны подчеркнуть природную красоту древесины. Узоры покрывают всю поверхность поделки полностью, соединяя крупные детали между собой завитушками, веточками и другими растительными элементами.

Учебная мастерская Жена знаменитого мецената Саввы Мамонтова организовала в усадьбе школу грамотности для деревенских ребят из окрестных сел и деревень. Помимо уроков школьной программы, было принято решение обучить детей мастерству резчиков по дереву, чтобы они после окончания учебы могли зарабатывать на хлеб своим трудом. Так появилась мастерская, где преподавали столярное и резницкое дело. Многие ребята с радостью пошли туда учиться. Обучение было полностью бесплатным в течение трех лет.

История промысла Ученикам преподавали основы рисунка и живописи, всячески содействовали творческому подходу ребят к работе. Занятия проводились на территории музея усадьбы, в котором были собраны предметы народных промыслов. Ученики имели возможность знакомиться с экспонатами огромной коллекции. После окончания учебы им преподносили в дар верстак и инструменты для резьбы по дереву, чтобы они могли самостоятельно начать работу у себя дома.

Е.Д. Поленова ( 1850 — 1898) художник, иллюстратор, возглавила в Абрамцево ремесленную школу для крестьян, создавала орнаменты для мебели и утвари по мотивам русских народных орнаментов. ремесленная школа и столярная мастерская в Абрамцево с бесплатным трехгодичным циклом обучения. Окончив мастерскую, начинающий мастер получал верстак и набор инструментов. Год он должен был отработать в мастерской за сдельную плату, а потом уже мог творить самостоятельно, выполняя собственные заказы.

Общаясь зарабатываем в компании iWowWe. 08.07.2013 --> Смотрели: 4 (0) Прямой эфир РБК. Отзывы об компании iWow 24.04.2013 --> Смотрели: 32 (0) Вяжем пинетки крючком 2ч - видеоурок 02.02.2013 --> Смотрели: 435 (0) Пинетки крючком 1ч - видеоурок 02.02.2013 --> Смотрели: 911 (0) Красота и внешний вид: Приспособление дл 06.01.2013 --> Смотрели: 332 (0)

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба


Основой мотив орнамента абрамцево-кудринской резьбы по дереву - растительный в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла в конце XIX века. Одним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворноcков.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву — народный промысел, который появился в конце XIX века. В 1884 (по другим сведениям в 1882) году в подмосковном имении С.И.Мамонтова Абрамцево при школе грамотности, основанной женой Наперстки мецената Е.Г.Мамонтовой, была организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень, которую возглавила Е.Д.Поленова (сестра В.Д.Поленова).

Обучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д), которые продавались в специально открытом магазине на Поварской улице в Москве. Среди учеников мастерской был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино.

абрамцево-кудринская резьба, хотьковская резьба

Сначала Ворносков и работавшие с ним мастера производили изделия на токарной и столярной основе с легкой ажурной геометрической резьбой, но Ворносков искал свой собственный стиль резьбы и создал его — построенный на невысоком мягком рельефе, кружевном узоре веток и листьев, оплетающих поверхность изделия, с закруглением краев рельефа. Для выполнения такой сложной резьбы требовались более 20 видов различных стамесок. Затем готовые изделия обрабатывались морилкой разных оттенков коричневого или вишневого цвета, выпуклые части полировались, а фон оставался матовым. Ворносковская или кудринская резьба стала очень популярной, деревянные изделия с такой резьбой продавались по всей России.

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

абрамцево-кудринская резьба, хотьковская резьба

К Международной выставке в Париже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

В 1936г. путем слияния трех артелей: Кудринской, Мутовкинской и Ахтырской была образована Ахтырская артель. В 1940 году она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художественную артель. В 1960 году эта артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с Хотьковской фабрикой "Народное искусство", где продолжает развиваться абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.

Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Среди лучших мастеров — М.В.Артемьев, А.И.Гуляева, Т.В.Альхимович и др.

Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка на подготовленное изделие. Обычно это делается с помощью копирки.

абрамцево-кудринская резьба, хотьковская резьба

Далее идет снятие фасок. Чем больше их будет, тем более выпуклым и ярким будет узор. Наилучшим вариантом является фаска, снятая полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). Здесь же убираются все мелкие огрехи работы, удаляются острые ребра и углы, резьба как бы сглаживается, закругляется. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.

Последним этапом является насечка – тонкие резы на выпуклых поверхностях, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Это могут быть прожилки на листьях и лепестках, сетка на сердцевине цветка.

Эту часть работы, как и предыдущую (снятие фасок) выполняют ножом, но иногда используются самые мелкие полукруглые стамески для ногтевидных насечек.

Окончательная обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрытия. Шлифование выполняется наждачной бумагой, для тонировки используется морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (для имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрытия используется воск или лак. Интересный эффект получается при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (для их высветления) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента. Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.

Светлана Егорова

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.
В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказали профессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева.
В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.В 1922 в Кудрине была организована артель "Возрождение", которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок.
В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.
К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений - В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины.
В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий.
Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

Литература:
Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961.Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979.Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М., 1990.Мамонтова Н. Н. "Русский стиль" второй половины XIX в. и художественные промыслы // Русское искусство XIX - начала XX веков. М., 1992.Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский

Светлана Егорова

Абрамцево-кудринская резьба по дереву — народный промысел, который появился в конце XIX века. В 1884 (по другим сведениям в 1882) году в подмосковном имении С.И.Мамонтова Абрамцево при школе грамотности, основанной женой мецената Е.Г.Мамонтовой, была Шкафчик организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень. Надо отметить, что в одном из писем Мамонтовой за 1886 год сообщается, что мастерская была открыта лет 8 назад, следовательно, в 1878году. В 1885 году столярно-резчицкую мастерскую возглавила Е.Д.Поленова (сестра В.Д.Поленова). Обучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, солонки, рамки, кресла, шкафчики, столы, стулья, комоды и т.д), которые продавались сначала в московском Кустарном музее у Никитских ворот, а затем в специально открытом "Магазине русских работ" на Петровке. За девять лет работы (до 1893г.) художница выполнила более 100 проектов резных художественных изделий (см. справа шкафчик с колонкой). Заметим, что вклад Поленовой в обучение мастеров и пропаганду художественной резьбы неоспорим, хотя ее эскизы и изделия, по мнению некоторых исследователей, не всегда соответствовали той задаче, которую она перед собой ставила. Считалось, что стремясь возродить русский национальный стиль, художница воспринимала его во многом формально. По прошествии лет, однако, становится понятно, что без Поленовой новый этап развития российских художественных промыслов (в частности резьба по дереву) не был бы столь ярок и самобытен, а изделия, выполненные по ее эскизам, до сих пор поражают любителей народного творчества оригинальной, слегка тяжеловесной красотой. Кажется, что эти предметы, предназначенные для витязей, пришли к нам прямо из Наперстки русской сказки. Своей деятельностью Е.Д.Поленова оказала влияние на целый регион: ее бывшие ученики селились неподалеку в селе Хотьково, деревнях Кудрино, Артемово, Глебово, Митино, Мутовки, Быково и продолжали работать по заказам мастерской, которая становилась все более популярной. Абрамцевские изделия выполнялись по единой системе, в которой преобладала плоская трехгранновыемчатая резьба. Утолщенные части декорировались геометрическими ленточными орнаментами, тонкие филенки украшались растительными мотивами. Изделия морились в темный цвет. Огромный интерес тогдашнего общества ко всему русскому, национальному способствовал необычайному спросу на абрамцевские резные изделия.
Среди учеников мастерской был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино. Сначала Ворносков и работавшие с ним мастера производили изделия на токарной и столярной основе с легкой ажурной геометрической резьбой, но Ворносков искал свой собственный стиль резьбы и создал его — построенный на невысоком мягком рельефе, кружевном узоре веток и листьев, оплетающих поверхность изделия, с
Наперстки закруглением краев рельефа. Для выполнения такой сложной резьбы требовались более 20 видов различных стамесок. Затем готовые изделия обрабатывались морилкой разных оттенков коричневого или вишневого цвета, выпуклые части полировались, а фон оставался матовым. Ворносковская или кудринская резьба стала очень популярной, деревянные изделия с такой резьбой продавались по всей России.

Светлана Егорова

В начале XX века в окрестных селах организуются новые артели: Хотьковская (1910г.), Мутовкинская (1918г.), Кудринская — т.к. мастерская Ворноскова во время Первой Мировой войны закрылась (1921г.), Левковская (1931г.), Ахтырская (1932г.). В 1936г. путем слияния трех артелей: Кудринской, Мутовкинской и Ахтырской была образована Ахтырская артель. В 1940 году она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художественную артель. В 1960 году эта артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с Хотьковской фабрикой "Народное искусство", где продолжает развиваться абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.
Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Среди лучших мастеров — М.В.Артемьев, А.И.Гуляева, Т.В.Альхимович и др.
Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

На фотографиях( в альбоме "Русская резьба по дереву"-примеч. Егоровой С.В.) представлены наперстки с геометрической резьбой, выполненные (по всей видимости) в Хотькове (из частной коллекции).

Использованная литература:
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Рогов А.П. Кладовая радости. — М.: Просвещение, 1982.
Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
Арзуманова О.И. и др. Музей-заповедник "Абрамцево". — М.: Изобразительное искусство, 1989.
Коган Д.З. Мамонтовский кружок. — М.: Изобразительное искусство, 1970.
Белоглазова Н.М. В.Поленов и Е.Поленова в Абрамцеве. — Л.: Художник РСФСР, 1980.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.

Читайте также: