В женских шишках сосны образуются плоды микроспоры мегаспоры зигота

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (PINOPHYTA ИЛИ GYMNOSPERMAE)

Строение и размножение голосеменных (на примере сосны). Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве.

Семенные растения

шли по линии дальнейшего развития спорофита и редукции гаметофита. Для семенных растений важнейшим эволюционным приобретением является внутреннее оплодотворение. Гаметофиты этих растений резко редуцируются. Женский гаметофит и образуемые им гаметы (яйцеклетки) не покидают мегаспорангия и остаются на материнском растении (спорофите). Крайне редуцированный мужской гаметофит помещается в пыльцевом зерне. Очень важно, что процесс оплодотворения не зависит теперь от наличия капельно-жидкой водной среды.

Единицей размножения у семенных растений, как видно из названия, служат семена. Семена, в отличие от спор, имеют не только вполне сформированный зародыш будущего спорофита, но и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. Плотные оболочки предохраняют семя от неблагоприятных природных факторов, губительных для большинства спор.

Семенные растения существенно отличаются от споровых тем, что: 1) Производят семена; 2) Имеют внутреннее оплодотворение; 3) Развитие зародыша происходит внутри семязачатка.

Это главные биологические преимущества семенных растений, давшие им возможность приспособиться к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, чем бессеменные высшие растения.

Таким образом, успешным завоеванием суши семенные растения в значительной мере обязаны двум ароморфозам (морфофизиологическим прогрессивным изменениям организмов) – возникновению семени и пыльцевой трубки, определившим редукцию полового поколения (гаплоидного гаметофита) при дальнейшем совершенствовании бесполого поколения (диплоидного спорофита).

1. Структура отдела: Современных голосеменных насчитывается около 700 видов. Отдел включает шесть классов, два из которых вымерли, а из оставшихся наиболее многочисленная группа – хвойные (Pinopsida) – 50 родов, 550 видов.

Расцвет хвойных приходится на юрский период. Хвойные - вечнозеленые растения, за исключением лиственницы и метасеквойи. Из них сосны – 90 видов, наверное, самые известные.

2. Распространение : Голосеменные - очень древние растения. Остатки их ископаемых находят в слоях девонского периода палеозойской эры (350 млн.лет назад). В настоящее время, несмотря на относительно небольшое число видов, голосеменные широко распространены, особенно в северном полушарии, где они образуют большие массивы хвойных лесов, называемые тайгой. На обширных пространствах Северной Евразии и Северной Америки они образуют леса, часто представлены доминированием одного вида. Наибольшее число видов сосны, пихты, ели и лиственницы сосредоточено близ побережья Тихого океана, особенно в Китае. В южном полушарии хвойные наиболее обильны в умеренных областях Новой Зеландии, Австралии и Южной Америки.

3. Жизненные формы : Доминирует спорофит, бесполое поколение – листостебельное растение. В настоящее время голосеменные - это преимущественно деревья, кустарники, древовидные лианы и даже эпифиты с моноподиальным ветвлением. Травы были представлены лишь одним достоверно известным видом - вильямсониеллой (из беннитовых). Среди хвойных встречаются гиганты растительного мира. Например, секвойя вечнозеленая (Калифорния США) достигает 117 м в высоту при толщине ствола 11 м; мамонтово дерево - толщина ствола до 12 м и возраст до 4000 лет; болотный кипарис - толщина ствола до 16 м. Рекорд долгожительства установила сосна долговечная, найденная в Восточной Неваде (США), ее возраст приблизительно 4900 лет.

4. Корневая система : Зародышевый первичный корень превращается, как правило, в мощный стержневой и функционирует всю жизнь. Часто развиваются две формы корней: обычно удлиненные и сильно ветвисто-укороченные. Именно последние представляют собой микоризу. Корневые волоски локализованы в узкой зоне. Придаточные корни встречаются очень редко (у примитивных представителей).

5. Листья: у голосеменных сильно варьируют по числу, размерам и строению. Форма листьев может быть игловидная (можжевельник, ель, сосна, лиственница), чешуйчатая (туя, кипарис). Игольчатые листья могут быть расположены в мутовках по одному (ель) или по два- восемь (сосны), на стебле располагаются по спирали, чешуевидные - супротивно. То что мы видим у сосны, в виде пучка хвоинок, окруженных чешуевидными листьями, - укороченные побеги (брахибласты). В строении листьев наблюдается ряд приспособлений для уменьшения испарения: форма листа, толстая кутикула, погруженные устьица, которые в холодное время года запаяны смолой. Большинство голосеменных - вечнозеленые растения. Хвоя у сосны сменяется через 3-4 года (исключение – листопадная лиственница). Но у сосны остистой (Pinus longaeva) может сохранять фотосинтетическую активность до 45 лет! У хвойных мощно развита вторичная ксилема (древесина), состоящая на 90-95% из трахеид. Кора и сердцевина развиты слабо. У многих хвойных в коре, древесине и листьях есть смоляные ходы, содержащие эфирное масло, смолы, бальзамы.

Мужская шишка, имеющая эллипсовидную форму длиной 4-5 см, диаметром 3-4 см, образуется в пазухе чешуйки на месте укороченного побега и представляет собой побег с хорошо развитой осью (стержнем), на которой спирально расположены микроспорофиллы - редуцированные спороносные листья. Их можно рассматривать как гомологи тычинок покрытосеменных. На микроспорофиллах с нижней стороны формируются микроспорангии (пыльники).

Женские шишки образуются на верхушках молодых побегов, они больше по размерам и сложно устроены. На главной оси в пазухах кроющих чешуек образуются толстые чешуи с двумя семязачатками на верхней стороне. Эти чешуи называют семенными. Женская шишка - это группа метаморфизированных укороченных боковых побегов, находящихся на общей оси.

7. Споры: Голосеменные – разноспоровые растения.

а) Внутри микроспорангия на мужской шишке к осени образуется большое количество микроспороцитов - материнских клеток микроспор (2). Весной они редукционно делятся и образуют гаплоидные микроспоры (из каждой диплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидных микроспоры). Каждая микроспора одета оболочкой - спородермой, которая состоит из наружной экзины, представляющей собой особое стойкое высокомолекулярное вещество - спорополлинин и может не только выдерживать крайние температурные и химические воздействия, но и способна сохраняться миллионы лет в геологических отложениях. Очень часто эта оболочка несет специальные выросты и скульптурные утолщения. Внутренняя оболочка интина представляет тонкую пленку из целлюлозы и пектина, облегающую содержимое микроспоры. Оболочки отстают друг от друга и образуют т.о. два воздушных мешка. Количество микроспор, образующихся на одном растении, очень велико.

а) мужской гаметофит (пыльца сосны)

б) женский гаметофит (эндосперм - n)

б) Молодой семязачаток сосны состоит из нуцеллуса и одного интегумента. Нуцеллус по сути и есть семязачаток. В средней части семязачатка (нуцеллуса) обособляется одна крупная материнская клетка мегаспоры, которая (напомню) делится мейотически и образует четыре гаплоидные мегаспоры; три из них дегенерируют, а одна оставшаяся многократно делится митотически, без цитокинеза. Ядра располагаются в постенном слое, а затем происходит свободное образованияе клеток. Так образуется многоклеточный женский гаметофит (называемый у голосеменных первичным эндоспермом). Т.о. образование из мегаспоры женского гаметофита происходит на самом спорофите.

9. Антеридии:

Прорастание микроспор происходит в микроспорангии с последующим развитием редуцированного гаметофита. Покровы микроспоры остаются покровами пыльцы - мужского гаметофита. Сначала отделяются 2 проталлиальные клетки. После первого деления проталлиальные клетки оттесняются к стенке пыльцевого зерна и разрушаются. Оставшаяся клетка делится на вегетативную и антеридиальную. После созревания пыльцы микроспорангии вскрываются, и пыльца высыпается наружу. Воздушные мешки облегчают перенос пыльцы ветром. Дальнейшее развитие мужского гаметофита происходит уже после опыления на женских шишках внутри семязачатка. Таким образом, мужские гаметофиты сосны уже полностью лишены антеридиев.

10. Архегонии

В женской шишке внутри семязачатка на многоклеточном женском гаметофите из двух наружных клеток (вблизи пыльцевхода) образуются два сильно редуцированных архегония, в которых хорошо развиты лишь яйцеклетки. Над ними располагаются мелкие клетки шейки и брюшная канальцевая клетка, которая незадолго до оплодотворения разрушается.

11. Оплодотворение.

Оплодотворение может произойти только спустя 20 месяцев после образования семязачатка. Оплодотворению предшествует опыление - перенос ветром по воздуху пыльцы к семязачаткам. Оплодотворение у сосны не связано с капельножидкой средой - спермий доставляется к яйцеклетке с помощью пыльцевой трубки. При опылении пыльца попадает на семязачатки, расположенные открыто на женской шишке и прилипает к пыльцевходу благодаря клейкой жидкости выделяемой им, а затем через пыльцевход (микропиле) при испарении жидкости втягивается в пыльцевую камеру. Шишка зеленеет, чешуи срастаются, деревенеют. Пыльца же остаётся в состоянии покоя до следующего лета, когда она начинает прорастать. Экзина лопается, а интина окружает образующуюся из вегетативной клетки пыльцевого зерна пыльцевую трубку, которая доносит спермии до архегониев, где один из них сливается с яйцеклеткой. Происходит это следующим образом: после опыления чешуйки женской шишки смыкаются, зеленеют, срастаются, деревенеют, а мужской гаметофит продолжает свое развитие на мегаспорангии. При прорастании мужского гаметофита в направлении архегония вегетативная клетка развивается в пыльцевую трубку, а антеридиальная образует две клетки: клетку-ножку и сперматогенную клетку. Они перемещаются в пыльцевую трубку и по ней достигают архегония. Из ядра сперматогенной клетки непосредственно перед оплодотворением образуются мужские гаметы, лишенные жгутиков. По достижении яйцеклетки пыльцевая трубка разрушается, и один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой с остатками вегетативной клетки и клетки-ножки, отмирают.

12. Зародыш : Из оплодотворенной яйцеклетки - зиготы (2n) развивается зародыш, снабженный питающей его гаплоидной тканью женского гаметофита ( n ) (эндоспермом), окруженный покровом семязачатка (2 n) - СЕМЯ.

Зародыш сосны состоит из подвеска (образование с помощью которого зародыш прикрепляется к оболочке зародышевого мешка), корешка, гипокотиля, 3-15 семядолей и верхушечных меристем (корневой и побеговой).

13. Размножение

У растений различают два основных способа размножения - половое и бесполое. Одним из видов бесполого размножения является спорообразование. При спорообразовании из состава материнского организма выделяется специализированная клетка - спора, которая служит для размножения и расселения растений. Спора прорастает без предварительного слияния с какой-либо другой клеткой. У всех высших растений споры образуются в результате мейоза, т.е. имеют гаплоидный набор хромосом. Различают микро- и мегаспоры, развивающиеся соответственно в микро- и мегаспорангиях. У семенных растений микро- и мегаспоры утратили функцию расселения, но их образование остается необходимым этапом цикла воспроизводства. Одна из общих закономерностей, присущих размножению растений, - смена в их жизненном цикле бесполого и полового поколений, т.е. чередование поколений.

Подводя итог сказанному, следует еще раз отметить, что у сосны шишки закладываются в начале зимы, опыление происходит весной, оплодотворение — на следующий год. Созревание женских шишек и опадение семян завершается в течение следующей осени. Отсюда, жизненный цикл женской шишки сосны охватывает три вегетационных периода. Прорастание семени происходит при благоприятных условиях с наступлением весны в зоне умеренного климата.

14. Значение

1) Хвойные формируют природные ландшафты - тайгу на огромных пространствах континентов. Их значение в жизни природы и в хозяйственной деятельности человека велико.

2) Являясь важнейшим компонентом биогеоценозов, они имеют огромное водоохранное и противоэррозионное значение.

3) Хвойные растения дают основную массу строительной древесины и являются исходным материалом для многоотраслевой лесотехнической промышленности.

4) Из хвойных получают вискозу, шелк, целлюлозу, штапель, бальзамы и смолы, сосновую шерсть и камфару, спирт и уксусную кислоту, канифоль и скипидар, дубильные экстракты и т.д., а также пищевые продукты и витамины.

5) Семена некоторых араукарий, кедра, сибирской сосны содержат до 79% масла, близкого к прованскому и миндальному.

6) Для медицинской промышленности хвойные служат исходным сырьем для получения не только витаминов, но и препарата пинобина (спазмолитическое средство). Хвойные экстракты используют для лечебных ванн.

7) Многие виды хвойных используют в народной медицине для лечения туберкулеза, нервных расстройств, болезней почек, мочевого пузыря, геморроя, глухоты и как антилепрозное средство.

8) Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных - незаменимый зимний корм лосей, хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра - многие животные и птицы (как и семенами других хвойных). Шишкоягоды можжевельника - корм тетеревов. Древесина тисовых используется для изготовления дорогих поделок и в мебельной промышленности, она почти не подвержена действию насекомых.

Семя голосеменных отличается от споры тем, что состоит из множества клеток, включая: зародыш, запас питательных веществ (питательный эндосперм). Семя снаружи покрыто защитной оболочкой — семенной кожурой. Помимо этого для размножения голосеменных не нужна вода.

— Древесная жизненная форма

Папоротники имели достаточно развитую проводящую и механическую ткани, поэтому могли достигать высокого роста. Были и древесные папоротники, но они, к сожалению, вымерли. А вот почти все голосеменные — древесные высочайшие растения. Голосеменных кустарников очень мало, а трав — вообще нет.

То есть голосеменные получили ещё бОльшее развитие проводящих и механических тканей (мощный корень и большие проводящие пучки, защищённые с помощью толстой механической ткани). Ксилема представлена трахеидами.

— Наличие иголок вместо листьев

У папоротников листья были собраны в ветку — вайю. У голосеменных листья модифицировались в иголки. Иголки покрыты воском. Всё это сделано для уменьшения испарения влаги с листа (то есть с иголки). Зачем уменьшать испарение влаги? Для её сохранения. Всё-таки в холодном климате приходится несладко.

— Наличие шишек

БОТАНИКА: Голосеменные, изображение №1

Шишка — генеративный орган голосеменных. Шишка — это НЕ плод и НЕ соцветие. Шишка — это шишка. Бывают мужские и женские шишки.

Женские шишки располагаются на конце побега (ветки) и зреют постепенно. Сначала образуются молодые женские зелёные нераскрывшиеся шишки, потом они постепенно зреют и становятся коричневыми. Как только женская шишка созрела — она раскрывает свои чешуйки, готовясь к опылению.

Внутри женской шишки находится семязачаток (или семяпочка). Внутри семязачатка зреет женский гаметофит (яйцеклетки)

женская шишка

Мужские шишки зреют в основании побега (ветки). В них находятся пыльцевые мешочки, внутри которых зреют мужские гаметофиты — пылинки.

БОТАНИКА: Голосеменные, изображение №3

У голосеменных в шишках зреют семена. По циклу размножения шишки являются и спорангиями, и гаметангиями одновременно — то есть в них зреют и споры, и гаметы. Причем последовательно. Как именно — давайте разбираться.

Жизненный цикл голосеменных

общая схема жизненного цикла голосеменных

Спорогенез

1. Микроспорогенез

микроспорогенез

Микроспорогенез (созревание микроспор) начинается в мужкой шишке, а именно в пыльцевом мешочке.

Они делятся мейозом, образуя микроспоры.

2. Мегаспорогенез

Мегаспорогенез (созревания мегаспоры) начинается в зрелой женской шишке, а именно в семязачатке.

При этом 3 из 4 получившихся макроспор погибают, остаётся только 1 большая макроспора.

Итак, из спорофитов (мужская и женская шишка) мы логично получили споры (микроспоры и мегаспору).

Далее нам из спор надо каким-то образом получить гаметы — половые клетки. И мы получаем их в процессе микрогаметогенеза и мегагаметогенеза.

Гаметогенез

1. Микрогаметогенез

микрогаметогенез

Из полученных гаплоидных микроспор в результате митоза (митоз происходит со всеми микроспорами, мы же рассмотрим для удобства только одну) образуется 2 клетки: генеративная клетка и вегетативная клетка.

Генеративная клетка ещё раз делится митозом, образуя 2 спермия

Итого у нас получается 3 клетки: 1 вегетативная клетка и 2 спермия. Помимо этого дополнительно образуются воздушные мешки, и вуаля — пылинка готова! Теперь эта пылинка — мужской гаметофит с мужскими гаметами (спермиями).

В пыльцевом мешочке мужской шишки таких пылинок образуется великое множество. Вместе они формируют пыльцу.

2. Мегагаметогенез

мегагаметогенез

Из полученной мегаспоры в семязачатке зрелой женской шишки в результате множественных делений митозом получается масса гаплоидных клеток, из которых 2 клетки — являются яйцеклетками, а остальные клетки — питательный эндосперм.

Вся эта структура называется зародышевым мешком. Зародышевый мешок — это женский гаметофит.

1. Для растений, относящихся к классу Gnetopsida характерно наличие:

  1. Сосудов и трахеид
  2. Только трахеид
  3. Трахеид и древесной паренхимы

2. Семя глосеменных это:

  1. Гаметофит
  2. Спорофит
  3. Сочетание гаметофита и спорофита

3. В первичном эндосперме голосеменных набор хромосом как :

  1. в листьях
  2. в нуцеллусе
  3. в яйцеклетке

4. Larix это латинское название:

5. Женский гаметофит голосеменных это:

  1. листостебельное растение
  2. свободноживущее слоевище
  3. первичный эндосперм

6. Мутовка состоит из пяти иголочек у:

  1. Abies sibirica
  2. Pinus silvestris
  3. Uniperus communis
  4. Pinus sibirica

7. Систематическая категория, к которой относится Pinaceae:

8. Поколение, которое преобладает у голосеменных:

9. Процесс фотосинтеза у эфедры происходит в :

  1. стебле
  2. листьях
  3. укореняющихся побегах

10.К официальным относятся следующие виды голосеменных:

11.Pinus sibirica это:

  1. эфедра двухколосковая
  2. сосна сибирская
  3. пихта сибирская

12.Вид можжевельника, применяемый в официальной практике:

  1. Juniperus sabina
  2. Juniperus sibirica
  3. вJuniperus communis

13.Составная часть мужской шишки хвойных:

  1. кроющая чешуя
  2. семенная чешуя
  3. микроспорофиллы

14.Abies sibirica это:

  1. ель сибирская
  2. сосна обыкновенная
  3. можжевельник обыкновенный
  4. пихта сибирская

15.В качестве лекарственного сырья у можжевельника используют:

  1. листья
  2. молодые побеги
  3. шишкоягоды

В микроспорангиях хвойных образуется…..

17.Источниками получения камфоры являются:

18.При образовании макроспор происходит:

19.Латинское название пихты сибирской:

  1. Pinus sibirica
  2. Abies sibirica
  3. Picea obovata

1. Класс 2. Порядок 3. Семейство

  1. Cupressaceae
  2. Cupressales
  3. Pinophyta
  4. Pinopsida

1. Отдел Голосеменные относится к …

А) Низшим растениям

Б) Высшим растениям

В) Споровым растениям

Г) Водным растениям

2. К голосеменным относится …

А) Щитовник мужской

Б) Сосна обыкновенная

В) Кочедыжник женский

Г) Все ответы верны

3. Листья сосны преобразованы в …

4. Большинство видов хвойных - это …

5. У голосеменных между коркой и камбием находится …

Г) Годичные слои

6. Древесина голосеменных состоит из…

7. Листья хвойных покрыты …

8. Сосна является …

А) Обоеполым растением

Б) Раздельнополым растением

В) Женским растением

Г) Мужским растением

9. В мужских шишках сосны образуются …

10. В женских шишках сосны образуются …

11. Из микроспор формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

12. Из мегаспор сосны формируются …

Б) Пыльцевые зерна

В) Пыльцевые мешки

Тест по теме"Покрытосеменные"

А 1. Наиболее крупная систематическая категория – это

А 2. Основной систематический признак, по которому определяют сем-во покрытосеменных, - это

1) строение корневой системы

2) внутреннее строение стебля

3) строение цветка и плода

4) жилкование листьев

А 3. По количеству семядолей у зародыша определяется принадлежность цветковых растений к

А 4. Название вида образуется из двух названий

1) рода и видового эпитета

2) семейства и рода

3) класса и семейства

4) типа и класса

А 5. Чтобы определить, к какому семейству класса Двудольные относится растение, надо знать строение его

1) цветка и плода

2) листьев и стебля

3) корневой системы и листьев

4) стебля и корневой системы

А 6. Характерными признаками однодольных растений являются

1) параллельное жилкование листьев и две семядоли в семени

2) мощное развитие придаточных корней и дуговое жилкование листьев

3) развитый главный корень и сетчатое жилкование листьев

4) стержневая корневая система и одна семядоля в семени

А 7. Для двудольных растений характерны

1) мочковатая корневая система и дуговое жилкование листьев

2) стержневая корневая система и параллельное жилкование

3) стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев

4) мочковатая корневая система и сетчатое жилкование

А 8. Простые листья с цельной линейной листовой пластинкой характерны для

А 9. Сложные листья характерны для семейства

А 10. Для растений семейства Сложноцветные характерен плод

А 11. Какую роль играют растения семейства Бобовые в природе?

1) служат продуктом питания для человека

2) обогащают почву соединениями азота

3) являются полноценным кормом для скота

4) на их корнях обитают клубеньковые бактерии

А 12. У злаков листорасположение

А 13. Для сложноцветных характерно соцветие

А 14. На основании каких признаков редьку относят к семейству Крестоцветные

1) ползучие побеги – усы, цветок с околоцветником

2) соцветие сложный колос и плод зерновка

3) цветок из пяти сросшихся чашелистиков и лепестков

4) цветок из 4-х чашелистиков и лепестков, плод - стручок

А 15. К семейству Бобовые относятся

1) бобы, ячмень, овес

2) горох, соя, клевер

3) клевер, овес, люпин

4) фасоль, томат, картофель

А 16. Для растений семейства Крестоцветные характерен плод

А 17. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно сем-во, т.к. у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) сходное строение побегов

3) цветки имеют сходное строение

4) стержневая корневая система

А 18. Лилейные относятся к классу Однодольные, т.к. они имеют

1) мочковатую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

2) мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

3) стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

А 19. Растения семейства Бобовые

1) имеют плоды ягоды или коробочки

2) существуют только в виде травянистых форм

3) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника

4) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями

А 20. Большинство лилейных –

1) многолетние травянистые с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые с клубными или корнеплодами

А 21. Правильная схема

1) вид – род – сем-во – порядок – класс – отдел

2) вид – сем-во – порядок – род – класс – отдел

3) вид – отдел – класс – порядок – род – сем-во

4) вид – класс – отдел – порядок – род – сем-во

А 22. К двудольным относят

3) пастушью сумку

4) ландыш майский

А 23. К однодольным относят

1) дурман обыкновенный

2) спаржу лекарственную

3) василек синий

4) горох посевной

А 24. К одному семейству относятся

1) капуста и картофель

2) редис и томат

3) перец и клевер

А 25. К однодольным растениям не относится

4) нет верного ответа

А 26. К семейству Крестоцветные относится

А 27. К семейству Бобовые относится

А 28. Соцветие корзинка характерно для представителей семейства

А 29. Плод боб у

А 30. Лук репчатый относится к семейству

А 31. В цветке много тычинок у представителей семейства

А 32. К семейству Мотыльковые относится

А 33. К семейству сложноцветных относится

А 34. Сидячие листья с влагалищем и язычком характерны для представителей семейства

А 35. Цветки у одуванчика

1) все трубчатые

2) все язычковые

3) в центре трубчатые, по краям воронковидные

4) в центре трубчатые, по краям язычковые

А 36. Цветки без тычинок и пестиков встречаются у представителей семейства

Выберите 3 верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Растения сем. Капустные (Крестоцветные) можно узнать по следующим признакам

А) цветок четырехчленный

Б) соцветие кисть

В) цветок пятичленный

Г) соцветие корзинка

Д) плод стручок или струночек

В 2. Растения сем. Розоцветных отличаются от растений сем. Капустных наличием

А) пятичленного цветка с двойным околоцветником

Б) четырехчленного цветка с двойным околоцветником

В) плода – яблока, ягоды, костянки

Г) плода стручка или струночка

Д) разнообразных листьев: сложных, простых

Е) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

В 3. Выберите признаки класса Однодольные

А) Зародыш имеет одну семядолю

Б) Листья простые и сложные

В) Корневая система стержневая

Г) Жилкование листьев – чаще сетчатое

Д) Для стебля характерен вставочный рост

Е) Цветки трехчленные

1) чашечка из 5 сросшихся чашелистиков

2) чашечка из 4 свободных чашелистиков

4) плод стручок или стручочек

5) венчик из 5 сросшихся лепестков

6) плод коробочка или ягода

1) преобладают многолетние корневищные и луковичные растения с коротким периодом вегетации

2) травянистые многолетние, реже однолетние растения, составляющие основу лугов, степей

3) цветки трехчленного типа с ярким простым околоцветником

4) мелкие, невзрачные цветки, собранные в колоски

5) плод зерновка

6) плод ягода или коробочка

1) Стержневая корневая система

2) Параллельное или дуговое жилкование листьев

3) Сетчатое жилкование листьев

4) Развит камбий, древесина

5) Мочковатая корневая система

Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

В 7. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.

В 8. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наибольшей

5) Тимофеевка луговая

Тест по теме"Двудольные растения"

ВАРИАНТ 2

Выбери один правильный ответ:
1.У растений класса однодольных жилкование листьев обычно:
А. дуговое или параллельное Б. параллельное или сетчатое
В. сетчатое или пальчатое Г. дуговое или пальчатое
2. Назовите основные классы Покрытосеменных растений:
А. злаковые и сложноцветные Б. голосеменные и покрытосеменные
В. однодольные и двудольные Г. Лилейные и злаковые
3. Выберите из перечисленных семейство класса двудольные?
А. Покрытосеменные Б. Пасленовые В. Лилейные Г. Злаковые
4. Корневая система растений класса однодольные обычно:
А. стержневая В. Придаточная Б. мочковатая Г. корневищная
5. Среди перечисленных семейств к классу двудольные относят:
А. злаки и крестоцветные Б. сложноцветные и бобовые
В. пасленовые и лилейные Г. розоцветные и злаковые
6. У представителей какого семейства наблюдаются цветки четырех типов:
А) Бобовые Б) Розоцветные В) Пасленовые Г) Сложноцветные
7. Какой из перечисленных признаков является характерным для семей­ства крестоцветные:
А. околоцветник сростнолепестный Б. соцветие корзинка
В. соцветие кисть или початок Г. плод стручок или стручочек
8. Плод костянка характерен для растений
А. пасленовые Б.. Розоцветные Б. сложноцветные Г. бобовые
9. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства:
А. злаки Б. пасленовые В. Бобовые Г. сложноцветные
10. Плод боб характерен для:
А. фасоль, горох и соя Б. арахис, сурепка дикая В. астра, нут и мятлик Г. капуста, хрен и горчица
11. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства:
А. пасленовые В. Розоцветные Б. сложноцветные Г. Бобовые
12. Признаки класса Однодольных растений:
А) Мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
13. Среди перечисленных растений к семейству розоцветные относят:
А. шиповник и яблоня В. тополь и подсолнечник
Б. баклажан и липа Г. капуста и мандарин
14. Плод семянка характерен для растений семейства:
А. злаки Б. пасленовые В. Бобовые Г. сложноцветные
15. Среди перечисленных растений к семейству пасленовых относят:
А) кукуруза Б) картофель В) капуста Г) астра

Выбери один правильный ответ:
1. Признаки класса Двудольные растения:
А) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени одна семядоля
Б) Стержневая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля
В) Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
Г) Мочковатая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени две семядоли
2. К семейству Розоцветные относятся:
А) Акация, клевер В) Капуста, репа
Б) Яблоня, слива Г) Томат, картофель
3. Формула цветка семейства Крестоцветные:
А) Ч4Л4Т4+2П1 Б) Ч5Л3+(2)Т(9)+1П1 В) Ч5Л5Т П1 Г) Ч(5)Л(5)Т(5)П1
4. У растений какого семейства лепестки в цветке имеют названия: парус, весла, лодочка:
А) Крестоцветные Б) Пасленовые В) Бобовые Г) Сложноцветные
5. Семейство Крестоцветные по-другому называется:
А) Мотыльковые Б) Капустные В) Пасленовые Г) Астровые
6. У растений семейства Пасленовые плоды называются:
А) Ягода, коробочка Б) Стручок, стручочек В) Костянка Г) Боб
7. Растения какого семейства на корнях имеют клубеньки на корнях:
А) Капустные Б) Бобовые В) Розоцветные Г) Пасленовые
8. Белена черная и дурман обыкновенный могут вызвать смертельные отравления. Эти растения относятся к семейству:
А) Бобовые Б) Крестоцветные В) Пасленовые Г) Розоцветные
9. Среди перечисленных растений для получения масла используются
А. горчица и сурепка Б. подсолнечник В. Капуста Г. рожь
10. Среди перечисленных растений к семейству пасленовых относят:
А. помидор и кукуруза Б. картофель и белена В. баклажан и рожь
Г. горчица и капуста

11. Плод семянка характерен для растений:
А. фасоль, горох и соя Б. подсолнечник, одуванчик
В. Пшеница и мятлик Г. капуста, хрен и горчица
12. Среди перечисленных растений к семейству сложноцветных относятся:
А. шиповник и яблоня В. Одуванчик, астра
Б. малина и абрикос Г. клубника и слива
13. Плод ягода характерен для растений
А. пасленовые Б.. Розоцветные Б. сложноцветные Г. Бобовые
14. У представителей какого семейства наблюдаются трубчатые и воронковидные цветки:
А) Бобовые Б) Розоцветные В) Пасленовые Г) Сложноцветные
15. У растений класса двудольных жилкование листьев обычно:
А. дуговое или параллельное Б. параллельное или сетчатое
В. сетчатое или перистое Г. дуговое или пальчатое

Данная разработка "Голосеменные растения" поможет учащимся в подготовке к ОГЭ и проверке своих знаний по данной теме.

Работа включает в себя задания разного уровня сложности:

- Работа с рисунками;

- Работа со схемами;

- Задания части А

- Задания части Б

Содержимое разработки


адание 1. Голосеменные это-…

Подпиши название представителей:


Задание 3.Тест

1. Чем семя отличается от споры?
1) Участвует в размножении 2) Имеет зародыш и эндосперм
3) Формируется в коробочках 4) Наиболее приспособлено к переживанию неблагоприятных условий

2. Какое растение размножается семенами?
1) мох 2) плаун 3) папоротник 4) сосна

3. У какого растения листья растут в течение всей жизни?
1) Лиственницы 2) Сосны 3) Вельвичии 4) Саговника

4. Что такое трахеиды?
A. Название растения Б. Половые клетки B. Клетки древесины

5. Какой у сосны генеративный орган?
1) корень 2) ствол 3) хвоя 4) шишка

6. Благодаря чему хвойные растения переносят суровые морозы?
1) Толстой коре 2) Хвоя покрыта толстой кутикулой 3) Устьица погружена глубоко в ткань листа, что снижает испарение воды и препятствует переохлаждению 4) На зиму сбрасывают хвою

7. Оплодотворение не зависит от наличия воды у
1) мхов 2) плаунов 3) голосеменных 4) папоротников

8. Что выделяют стволы хвойных деревьев?
1) смолу 2) хитин 3) йод 4) агар-агар

9. Где происходит развитие семязачатка сосны?
1) хвое 2) стволе 3) женской шишке 4) мужской шишке

10. Хвойными называют растения из отдела голосеменных, которые: 1) все имеют жесткие иголки (хвою)

2) все имеют листья-иголки, но не обязательно жесткие;

3) имеют не только листья-иголки, но и чешуйчатые листья 4) имеют чешуйчатые листья.

11. Большинство видов хвойных – это

1) травы 2) кустарники 3) деревья 4) кустарнички

12. У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются: 1) на разных растениях — на одних мужские, на других женские 2) на одних и тех же растениях; 3) в разных местах произрастания; 4) таких шишек у сосны нет.

13. Древесина голосеменных состоит из

1) пор 2) живых клеток 3) трахеид 4) спор

14. Листья хвойных покрыты …

1) корой 2) коркой 3) камбием 4) кутикулой

15. Кедровая сибирская сосна и кедр – это:

1) разные виды растений;

2) один вид растений, имеющий разные местные названия;

4) растения относятся к разным классам голосеменных.

16. В мужских шишках сосны образуются …

1) плоды 2) микроспоры 3) мегаспоры 4) зигота

17. В женских шишках сосны образуются …

1) плоды 2) микроспоры 3) мегаспоры 4) зигота

18. Из мегаспор сосны формируются …

1) яйцеклетки 2) пыльцевые зерна 3) пыльцевые мешки 4 ) заростки


9.Представитель какого отдела царства Растения

изображён на рисунке?

1) Папоротниковидные 3) Голосеменные

2) Покрытосеменные 4) Моховидные

20. Хвойные ––более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились1) гаметы2) семена 3) придаточные корни 4) листья иголоки

21. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами 3) автотрофное питание

2) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка

22. Ель, в отличие от папоротника,

1) размножается семенами 3) размножается спорами

2) не имеет проводящих сосудов 4) в процессе оплодотворения зависит от воды

23. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, не происходит

1) оплодотворение 3) образование семян

2) размножение спорами 4) развитие зародыша из зиготы

В1. Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление ризоидов 2) образование семян в плодах

3) возникновение фотосинтеза

4) образование семян в шишках 5) формирование корневых систем

Б2. Выберите три верных утверждения. Приспособления, которые снижают испарение воды листьями, — это

1) игольчатая форма хвои
2) плотный слой кутикулы
3) зеленый цвет клеток
4) наличие проводящих тканей в листьях
5) небольшое число устьиц на кожице
6) наличие хлорофилла в клетках

Б3. Установите соответствие между особенностью размноже­ния и группой растений.

Особенность размножения: Группа растений

А. Размножаются спорами 1. Папоротники
Б. Размножаются семена­ми 2. Голосеменные

Данный тест может быть использован для проверки знаний по теме: "Отдел голосеменные растения", а также использован для подготовки к ОГЭ по биологии в 9 классе. так как содержит вопросы, соответсвующие требованиям ОГЭ.

ВложениеРазмер
trenirovochnyy_test_oge_golosemennye.docx 76.73 КБ

Предварительный просмотр:

Выберите один верный ответ.

1 . Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами 3) автотрофное питание

2) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка

2 . К отделу голосеменных относятся растения: .

1) имеющие цветки, но не образующие плодов;

2) не имеющие цветков, но образующие семена из семяпочек;

3) размножающиеся спорами, которые образуются в молодых шишках.

4) размножающиеся спорами, которые образуются в спороносных колосках

3 . К голосеменным относится …

1) щитовник мужской 2) сосна обыкновенная 3) кочедыжник женский 4) все ответы верны

4 . К голосеменным из ниже названных современных растений относятся:

1) кипарис, секвойя, тис 3) кокосовая пальма, самшит, саксаул;

2) инжир, саговая пальма, баньян 4) бук, граб, эвкалипт

5 . Голосеменные произошли от:

1) покрытосеменных 2) семенных хвощей 3) семенных плаунов 4) семенных папоротников.

6 . В отделе голосеменных хвойные имеют:

1) наибольшее число видов 3) несколько десятков видов;

2) около десятка видов из 700 видов голосеменных 4) несколько видов.

7 . У голосеменных между коркой и камбием 1) луб 2) сердцевина 3) древесина 4) годичные слои

8 . Семена в шишках сосны обыкновенной созревают через:

1) полтора года после опыления 3) несколько месяцев после опы­ления (к осени того же года);

2) два года после опыления 4) три года после опыления.

9 . Сосна является …

1) обоеполым растением 3) раздельнополым растением

2) женским растением 4) мужским растением

10 . Среди современных голосеменных имеются:

1) только деревья 3) деревья и кустарники;

2) деревья, кустарники и травы 4) деревья, кустарники, лианы и травы

11 . Семена из шишек высыпаются: 1) в конце зимы; 2) в начале зимы; 3) в конце лета; 4) в конце весны.

12 . Из микроспор формируются 1) яйцеклетки 2) пыльцевые зерна 3) пыльцевые мешки 4) заростки

13 . Отдел Голосеменные относится к …

1) низшим растениям 2) высшим растениям 3) споровым растениям 4) водным растениям

14 . Современные голосеменные растения — это:

1) только хвойные — сосны, ели, лиственницы и др.;

2) не только хвойные, но и саговниковые пальмы, эфедровые и др.;

3) только разные виды сосен , и елей;

4) папоротники, хвощи, плауны.

15 . Листья сосны преобразованы в: 1) иголки 2) хвоинки 3) колючки 4) присоски

16 . Хвойными называют растения из отдела голосеменных, которые:

1) все имеют жесткие иголки (хвою) 3) все имеют листья-иголки, но не обязательно жесткие;

2) имеют не только листья-иголки, но и чешуйчатые листья 4) имеют чешуйчатые листья.

17 . Большинство видов хвойных - это 1) травы 2) кустарники 3) деревья 4) кустарнички

18 . У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:

1) на разных растениях — на одних мужские, на других женские 3) на одних и тех же растениях;

2) в разных местах произрастания; 4) таких шишек у сосны нет.

19 . Древесина голосеменных состоит из 1) пор 2) живых клеток 3) трахеид 4) спор

20 . Листья хвойных покрыты …1) корой 2) коркой 3) камбием 4) кутикулой

21 . Кедровая сибирская сосна и кедр – это:

1) разные виды растений;

2) один вид растений, имеющий разные местные названия;

4) растения относятся к разным классам голосеменных.

22 . В мужских шишках сосны образуются …1) плоды 2) микроспоры 3) мегаспоры 4) зигота

23 . В женских шишках сосны образуются …1) плоды 2) микроспоры 3) мегаспоры 4) зигота

24 . Из мегаспор сосны формируются …

1) яйцеклетки 2) пыльцевые зерна 3) пыльцевые мешки 4) заростки

25 . Самое высокое хвойное растение:

1) сосна обыкновенная 2) туя 3) пихта 4) секвойя

26 . Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Папоротниковидные 3) Голосеменные

2) Покрытосеменные 4) Моховидные

27 . Хвойные ––более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1) гаметы 2) семена 3) придаточные корни 4) листья в форме иголок

28 . Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1) размножение семенами 3) автотрофное питание

2) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка

29 . Ель, в отличие от папоротника,

1) размножается семенами 3) размножается спорами

2) не имеет проводящих сосудов 4) в процессе оплодотворения зависит от воды

30 . У голосеменных растений, в отличие от папоротников, не происходит

1) оплодотворение 3) образование семян

2) размножение спорами 4) развитие зародыша из зиготы

31 . Растения отдела голосеменных НЕ имеют

1) семян 2) листьев 3) плодов 4) шишек

32 . Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1) Голосеменные 3) Моховидные

2) Покрытосеменные 4) Плауновидные

33 . Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, –– особенности строения: 1) семени 2) корней 3) листьев 4) цветка

34 . Какой признак объединяет голосеменные и покрытосеменные растения?

1) развитие из гаплоидных спор 3) наличие цветка

2) развитие из семени 4) принадлежность к одному классу

35 . Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) размножение зависит от воды 2) имеют проводящие ткани

3) имеют побеги с листьями 4) имеют корни

5) образуют семена 6) образуют шишки

36 . Расположите в правильном порядке события , происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление семядолей 4) появление зелёных листочков

2) разрушение семенной кожуры 5) набухание семени

3) появление корешка

37 . Установите последовательность усложнения организации организмов в процессе исторического развития органического мира на Земле. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление ризоидов 2) образование семян в плодах 3) возникновение фотосинтеза

4) образование семян в шишках 5) формирование корневых систем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст.


Тест к уроку биологии в 6 классе "Голосеменные растения"

ПреТест создан в программе Microsoft Office Excel c автоматической обработкой результатов.


Разработка урока по теме "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности"

Представляю разработку урока "Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности". Цель урока: создание условий для осмысления новой учебной информации.



Презентация по биологии на тему "Отдел Моховидные" 6 класс

Презентация разработана по теме "Отдел Моховидные" по учебнику Пономаревой И.Н.


план урока по биологии в 7 классе по теме : отдел голосеменные к учебнику Сухоруковой Л.Н.

план-конспект урока по биологии в 7 классе по теме: " Отдел Голосеменные" (ФГОС).


Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 &laq.

Читайте также: