Технология тиснения по дереву

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

1. Первое и самое простое — это подобрать нужный нам рисунок.

Минимальные требования к рисунку — хорошее качество изображения и четкость линий.

В моем случае это ангел.

2. Перенос рисунка на бумагу и подготовка необходимого инструмента для работы.

P.S. бевеллер — он же штамп для тиснения.

Необходимых бевеллеров (в моем случае) понадобится 3 шт. Один для прохождения края и два для фона.

3. Заклеиваем бумажный рисунок прозрачным скотчем (личный лайфхак). Далее переносим непосредственно сам рисунок на заранее подготовленную кожу.

Переносить можно ручкой/карандашом (тут кому как удобнее). Лично для себя отметила,что мне больше по нраву стек для лепки.

Не забываем о том, что для тиснения подходит кожа только растительного дубления! Так же чеканим не просто на досточке, а на специальной плите.

4. Проверяем и дополнительно прорабатываем рисунок после переноса.

5. После корректировки рисунка нам необходимо пройтись по линиям поворотным ножом.

Лучше это делать медленно, но аккуратно. Никогда не спешите, особенно в мелких деталях.

Вот что получилось у меня.

Как только была закончена работа с поворотным ножом, при помощи стека легонько намечаем основные черты лица.

6. Работаем с бевеллерами.

Работа над нимбом.

7. Когда у нас готов контур можно переходить к фону.

Предпочитаю сначала его проработать вокруг основных элементов рисунка, а после растягивать к краям (в данном варианте к рамке).

8. После долгого упорного труда получаем хорошую заготовку для дальнейшей работы.

Дерево – тот уникальный материал, который используется человеком на протяжении тысячелетий и, несмотря на это, не теряет своей популярности.

Ремесло по дереву Искусство Резьба По Дереву Дверь Резные Фигурки Скульптор

При помощи древесины и специализированных техник можно создавать уникальные изделия

Дерево – тот уникальный материал, который используется человеком на протяжении тысячелетий и, несмотря на это, не теряет своей популярности.

Из древесины изготавливаются самые разнообразные изделия и конструкции, причем многие из них могут быть вполне исполнены самостоятельно.

И, чтобы сделать их еще более привлекательными, необходима дополнительная декорация, которая может быть произведена путем обработки материала в определенной технике.

В данной статье мы будем говорить о том, при помощи каких способов осуществляется обработка дерева и в чем заключается суть методов.

Разновидности художественной обработки

Всего существует 2 большие группы видов обработки: художественная и декоративная. Рассмотрим обе и начнем с первого варианта.

Резьба

Резьба представляет собой метод, при котором рисунки получают путем вырезания элементов. Она может выполняться посредством нескольких техник:

Прорезной способ – наиболее простой и древний. Он исполняется с использованием электролобзика. Такой метод активно приняется для создания предметов, имитирующих стиль рококо и барокко.

Плосковыемчатый способ предполагает очерчивание контуров узора посредством образования выемок.

Контурная техника характеризуется прямолинейностью линий.

Рельефная резьба используется при создании объемный изображений и рисунков.

Инструменты по дереву Долото Ремесло Искусство


Обработка дерева: инструменты для резьбы

Точение

Точение производят на данный момент с использованием современных токарных станков.

Ранее применялись более примитивные модели, которые были созданы древними египтянами.

Наиболее актуальным такой способ обработки является при создании деталей сложной формы, с округлостями, полостями, витиеватостью и так далее.

Таким образом изготавливают: игрушки для детей, всем известные шахматы и многие другие востребованные предметы.

Мозаика

Мозаика относится к декоративно-прикладному искусству. Суть ее заключается в сборке объемного изображения посредством набора деталей из различных пород древесины. Последние могут иметь отличный друг от друга оттенок или текстуру.

Чаще всего при помощи мозаики декорируют сувениры, мебель, украшения или картины.

Существует несколько видов:

Инкрустация представляет собой украшение, которое выполняется путем декорации врезанными в поверхность элементами.

Техника интарсии предполагает различие вставок по фактуре или цвету.

Блочная мозаика характеризуется наличием пластин с идентичными узорами, которые наклеиваются на поверхность.

Выжигание

На первый взгляд, подобная ручная обработка дерева кажется весьма примитивной, однако это не совсем так. Перед мастером открываются широкие возможности.

Выжигание производят путем нанесения орнаментов, узоров и рисунков с помощью разогретого металлического шрифта.

Таким образом, можно получить самые необыкновенные изображения.


Выжигание по дереву доска для разделки

Тиснение

Художественная обработка дерева может быть произведена при помощи тиснения. Такой метод предполагает создание рельефного изображения.

Тиснение исполняется с применением пресса, который содержит заранее подготовленную форму.

Предварительно древесину пропаривают и обрабатывают раствором, содержащим соляную кислоту.

Прессование производится под высоким давлением.

Впоследствии готовое изделие обрабатывают.

Декоративная обработка

После художественных работ обязательно должны быть исполнены декоративные. Они заключаются не только в колеровке древесины, но и в защитной обработке и некоторой другой.

Основные этапы сводятся к очистке и покраске, которые в обязательном порядке не стоит игнорировать. В противном случае, незащищенный материал будет менее долговечен, уязвим к загрязнениям и биологическим поражениям.

После очистки и покраски древесина может изменить цвет, текстуру. Как правило, внешний вид становится значительно лучше, а эксплуатационные качества возрастают в разы.

Обжиг

Сначала древесину сушат и очищают. Следующим этапом станет обжиг.

Он осуществляется с применением специализированной горелки;

Держат ее под углом, передвигают вдоль древесины, не задерживаясь на определенном месте;

Затем материал обрабатывают щеткой, путем зачистки вдоль волокна.

Отбеливание

Посредством отбеливания древесине придают благородный естественный оттенок. При этом устраняются имеющиеся изъяны и переходы цвета. В результате декоративные качества материала значительно повышаются.

Дерево бревно

Ниже изображен брус, прошедший процедуру отбеливания, сверху – материал, не подвергнутый обработке

Вощение

Это – особый вид обработки, который также во многом повышает внешние качества изделий. Материал для нанесения выбирают с учетом будущего назначения предметов.

Если, допустим, это разделочная доска, то она должна оставаться экологичной и пригодной для эксплуатации и резки на ней пищевых продуктов.

Вполне безопасным материалом является воск (пчелиный). Он наносится на поверхность, которая предварительно покрывается пропиткой. Она не даст воску впитаться в древесину.

Покраска

Покраска – процедура несложная, но все же требующая соблюдения технологии.

Обратите внимание! При проведении работ, рекомендуется избегать повышенной влажности, прямых ультрафиолетовых лучей. Предварительно материал покрывают специализированными антисептиками.

Для окраски можно использовать подходящие составы, которые представлены в магазинах в широком ассортименте. Если применить масло, то естественный цвет материала будет сохранен.

В завершение изделие покрывают лаком.

Дерево, покраска, защита древесины

Морение

Морение может быть глубоким или поверхностным.

На заметку! Такой способ обработки применяют, в основном, в том случае, когда необходимо имитировать натуральный оттенок дорогостоящих пород дерева.

Затем их подвешивают для того, чтобы лишняя жидкость ушла и сушат.

Если должный эффект не был достигнут, действия повторяются.

Заключение

Художественная обработка дерева, как и декоративная – древнейшие способы работы с древесиной.С их помощью можно получить практически любые изделия с неповторимым дизайном и оттенком, которыми можно украсить ваше жилище, придав ему индивидуальность.Например, уникальныые двери в классическом стиле.

4%20%281%29

Под воздействием температуры природные полимеры, входящие в состав любого древесного сырья, размягчаются, становятся эластичней. С помощью специальной нагретой металлической формы (пуансон), под высоким давлением на древесине отпечатывается объемный рисунок, похожий на резьбу.

Первые опыты промышленного тиснения древесины зафиксированы около 1870 г. в США ( Hartford Ornamental Woodwork Company). Поэтому сегодня я бы не стал называть данную технологию новаторской.

Только около 6-ти лет назад некоторые российские деревообрабатывающие компании начали предлагать услугу по нанесению декоративных рисунков на погонажные изделия методом горячего тиснения, а также производство различных элементов декора из них.

pic 65317 1

Тиснение погонажных изделий осуществляется на тиснильных станках проходного вальцевого типа. Разогретый ролик с усилием прокатывается по поверхности изделия и оставляет на ней соответствующий рельеф.

image042

Помимо копирования резных рисунков, тиснение позволяет имитировать другие материалы. Например, на недорогую лиственную или хвойную древесину тиснением может быть нанесена более пористая и выразительная текстура дуба или ясеня.

11

Как и для резьбы, эффектность тиснения, как декоративного приема, в необходимых случаях может быть подчеркнута отделкой ( подкрашивание, полупрозрачные лаки, золочение, металлизация и т.д).

6

Более того следует отметить, что при горячем тиснении, доска проходит поверхностную термообработку на глубину 4-5мм при температуре 350 градусов. В результате чего изменяется цвет древесины, происходит т.н глянцевание, улучшается прочность верхнего слоя и снимается избыточное напряжение в дерева. Древесина после горячего тиснения не подвержена гниению и действию грибков, что позволяет применять такие изделия и для наружных работ.

Также, благодаря тому, что данный метод декорирования позволяет обходиться без химических красителей, он стал особенно популярным при внутренней отделке бань, а именно парных, где очень важна экологичность.

Декоративное тиснение древесины

Натуральная древесина состоит из природных полимеров. Поэтому она, под действием влаги и температуры, становится значительно пластичнее. На использовании этого свойства, например, основано классическое гнутье пропаренной древесины.

Горячее тиснение древесины можно использовать для получения объемных декоративных изображений как на плоских, так и на фасонных поверхностях деревянных деталей мебели и др. изделий.

tisnenie1


Первые опыты в тиснении древесины зафиксированы около 1870 г. в США ( Hartford Ornamental Woodwork Company). Но нельзя сказать, что технология горячего тиснения древесины распространена повсеместно: тиснение применяется только на отдельных зарубежных и отечественных мебельных предприятиях.

Помимо копирования резных рисунков, тиснение позволяет имитировать другие материалы. Например, на недорогую лиственную или хвойную древесину тиснением может быть нанесена более пористая и выразительная текстура дуба или ясеня.

Тиснением можно имитировать плетеные и т.п. материалы (ротанг, камыш, соломку).

tisnenie setka


Горячее тиснение может осуществляться не только по массивной древесине, но и по шпону, фанере и твердым древесно-волокнистым плитам. Хорошие результаты получаются при тиснении плит типа MDF, а также термопластичных древесно-полимерных композитов.

Тиснение плоских изделий (дверки, филенки и тп.) осуществляется в прессе при помощи рельефного пуансона. Тиснение панелей возможно и в тиснильных машин проходного вальцового типа.

Разогретый ролик с усилием прокатывается по поверхности изделия и оставляет на ней соответствующий рельеф.

elementi


В некоторых случаях операция тиснения может быть сопряжена со склеиванием ( листов шпона, бумажных пленок и т.п.) и просечкой. Например в изготовлении сидений для стульев.

При температуре более 150оС тиснение может сопровождаться некоторым изменением цвета древесины. При температурах более 200 градусов изменение окраски древесины становится интенсивным, вплоть до получения черного цвета. Легкое поверхностное горячее декоративное тиснение называется пиротипией.

Как и для резьбы, эффектность тиснения, как декоративного приема, в необходимых случаях может быть подчеркнута отделкой ( подкрашивание, полупрозрачные лаки, золочение, металлизация и т.д.).

Следует иметь ввиду, что тиснение относится к сильным декоративным приемам. Поэтому использование тисненых элементов в конкретном изделии требует хорошего вкуса и тщательной дизайнерской проработки как рисунка, так и изделия в целом. Не всегда нужно копировать старые художественные образцы и приемы: в тиснении следует искать и новые образные решения.

Дополнительная информация (ссылки):

автор Абушенко А.В., январь, 2008, доп. октябрь 2011

Как отпечать рисунок на деревянной поверхности в домашних условиях

Сегодня будет урок по применению технологии, о которой очень часто у меня спрашивают. Прямо очень-очень часто 🙂 Речь пойдет о термопереносе изображений напрямую на дерево. Подобная технология может здорово расширить творческие возможности всех, чье творчество связано с декорированием деревянных поверхностей.

Нам понадобятся:

1. Две деревянные заготовки — одна необработанная ничем, вторая покрытая акрилом.

2. Две сублимационные термонаклейки.

3. Термоскотч. Можно заменить на обычный малярный скотч.

4. Утюг и поверхность для глажки.

Теперь идем гладить. Греем утюжок, температуру выставляем 170-200 градусов, на большинстве утюгов это почти максимальная, около трех точек.

Горячий утюг ставим плашмя на наклейку, чуть придавливаем (не в полную силу, но и чтобы было какое-никакое давление), по возможности, стараемся поменьше им шевелить и засекаем время 80-90 секунд.

По истечении времени снимаем утюг и полностью остужаем заготовки. Когда все стало холодным, аккуратно отлепляем скотч с заготовок и снимаем бумагу. Первой у нас будет заготовка из необработанного дерева.

Картинка перевелась круто, я даже не ожидала. Получилось ярко и четко.

Теперь очередь заготовки, покрытой акрилом.

А вот тут нас ждет сюрприз. Бумага намертво припаялась к заготовке, видимо, к самому акрилу, так как на предыдущей заготовке ничего подобного не было, никаких клейких свойств 🙂

Не паникуем 🙂 Смело и обильно смачиваем всю конструкцию с прилипшей термобумагой. Можно прямо полить водой, можно чуть более скромно обработать заготовку мокрой губкой.

Размокшая бумага отойдет очень легко.

Удаляем все остатки бумаги и высушиваем заготовку. Картинка переведена.

Заметили еще один сюрприз? Совершенно другая цветопередача.

Сравнивая обе заготовки, мы видим, что они имеют существенные различия. На необработанном дереве картинка яркая и насыщенная, на покрытой акрилом — нежная, в пастельных тонах, можно сказать, бледная.

Необходимо обязательно учитывать это в работе, принимая решение о том, покрывать ли чем-либо дерево перед переводом рисунка.

Дополнительно скажу об эксплуатационных характеристиках — перенесенное таким образом изображение на необработанное дерево обладает абсолютной стойкостью к водным процедурам. Я мыла деревяшечки, довольно немилосердно терла их губкой для мытья посуды, использовала моющее средство. Рисунок не повредился. Краска пропитывает дерево на некоторую глубину, поэтому стереть ее можно если только наждачкой. Что касается водостойкости рисунка на покрытой акрилом заготовке — тут несколько сложнее. Сама по себе краска не смывается, то есть поливать водой можно без опасений, но неистово тереть поверхность все же не стоит — чернила не проникают в само дерево, оставаясь на слое акриловой краски. Поэтому, сотрете акрил, сотрется и картинка.

Как сделать тиснение фольгой в домашних условиях

tisnenie folgoy

Тиснение фольгой используется во многих сферах лёгкой промышленности при изготовлении сувенирной продукции, рекламных плакатов, открыток, обложек на документы, одежды и многого другого. Процедура фольгирования представляет собой покрытие любой поверхности блестящим металлизированным слоем.

Методы тиснения

Различают несколько технологий в зависимости от материала, на котором производится тиснение.

На бумажной поверхности

Тиснение на бумаге не отличается особой сложностью. Его можно делать несколькими способами:

Оба варианта тиснения фольгой в домашних условиях на бумаге работают только в том случае, если картинка была распечатана на лазерном принтере, т. е. для нанесения изображения использовалась порошковая краска.

На металле и дереве

tehnika tisneniya folgoy

Тиснение на металле и по дереву представляет собой более сложную процедуру, для которой требуется предварительное изготовление матрицы с готовым узором. На обрабатываемую поверхность накладывается лист фольги, а поверх него — свинцовая пластина для выколотки. Мастер, ударяя по рисунку через свинцовую подкладку специальным инструментом, выбивает нужный орнамент.

Чтобы сделать чеканку из металла своими руками, используют упрощённую методику, когда рисунок переносится на бумагу (можно использовать копирку или прозрачный лист), после пунктирными точками выбивается канфарником. Эта технология часто используется при изготовлении икон и портретов с имитацией золотого вкрапления.

Зная, как сделать чеканку из фольги, в качестве исходного материала можно использовать:

На поверхности ткани

Фольгирование на ткань — достаточно простой и доступный способ украсить любую вещь. Фольга легко переносится на все виды ткани. В условиях фабрик и ателье используется специальный пресс для ее тиснения, в домашних условиях — утюг. Тиснение на ткани происходит по следующей технологии:

Вещи с принтами из фольги можно стирать в тёплой воде, используя обычные стиральные порошки.

Фольгирование на кожаных изделиях требует предварительного изготовления специального штампа из металла. Чтобы сделать оттиск из фольги её необходимо положить на кожу, разогреть с помощью утюга, а когда она нагреется прижать к ней заготовку на 30−40 секунд.

Виды фольги

Используемый вид зависит от выбранного метода тиснения. Различают холодный и горячий способ.

vidy tisneniya folgoy

В домашних условиях фольга для горячего тиснения используется чаще всего. Именно её применяют при фольгировании утюгом. Она может быть разнообразных цветов, текстур и голограмм. Популярна фольга для горячего тиснения металлизированная, с имитацией золота, бронзы или серебра.

Также существует пигментный вид, он выглядит как плотная текстурная бумага и при нанесении на поверхность создаёт впечатление объёмной краски. Прозрачный вид обычно используют для создания глянцевых поверхностей.

В промышленной полиграфии также используется:

Промышленное фольгированние выполняется с помощью профессиональных прессов и термопринтеров.

Холодное тиснение не предполагает воздействия высоких температур, а нанесение рисунка производится способом вдавливания или с помощью кримпера (небольшой валик с готовым орнаментом). Такая технология проста и подходит для изготовления поделок вместе с детьми.

Для холодного тиснения подходит любой вид фольги для творчества, а также рулонная пищевая.

Как состарить дерево своими руками: 12 несложных способов

Разбираем способы состаривания деревянных поверхностей: браширование, патинирование, обжиг и другие.

Способы состаривания дерева:

Состарить дерево своими руками брашированием

Метод прост, но для него подходит не каждая порода. У ели, лиственницы, дуба, венге крупные волокна и результат получится впечатляющим. Ольха, вишня, береза, тик, напротив, непригодны для браширования из-за мелковолокнистой фактуры. Когда вы определитесь с материалом, нужно подготовить инструменты.

Вам понадобятся

Последовательность действий

Осталось нанести покрытие и подождать, пока оно высохнет. Для усиления декоративности можно покрасить изделие в два цвета. Бороздки — в светлый оттенок, выпуклый рельеф — в темный.

Использовать патинирование

Теперь расскажем, как правильно состарить дерево с помощью окрашивания.

Вам понадобятся

Инструкция по патинированию

В конце нанесите лак, дайте ему высохнуть. Должно создаться впечатление, что мебель красили много раз.

Использовать воск

Воск помогает получить эффект разрушенного верхнего слоя краски.

Вам понадобятся

Последовательность действий

Если вы довольны получившимся результатом, то третий слой можно не наносить. Если же хотите изменить цвет, то повторите всю процедуру. В самом конце покройте изделие закрепляющим лаком.

Покрыть морилкой

Защитная и красящая пропитка состаривает древесину на десятки лет. Тонировка морилкой красиво смотрится как сама по себе, так и с другими техниками. Например, с брашированием.

Вам понадобятся

Античный воск — это полностью натуральный продукт. Он содержит три вида воска: минеральный (горный), животный (пчелиный), растительный (карнауба). Подходит для обработки любой древесины. Вощение хорошо пропитывает древесину, обладает восстанавливающими и защитными свойствами.

Последовательность действий

Использовать метод сухой кисти

Метод прост и экономичен. Он подойдет для мебели, которая не отличается рельефностью.

Вам понадобится

Можно использовать старую засохшую кисточку.

Последовательность действий

Изделие после такой обработки выглядит поцарапанным. Существует второй вариант этого способа. Для него нужны два оттенка: базовый и тот, которым вы будете имитировать потертости. В этом случае нужно действовать немного иначе.

Инструкция

Расскажем, как искусственно состарить дерево для романтичного, светлого интерьера в стиле прованс и не только.

Необходимые инструменты

Последовательность действий

Соскребать липкий слой лучше всего в уголках мебели — так эффект состаренности будет более естественным.

Использовать полоскание

Вам понадобится

Последовательность действий

Сделать раствор уксуса

Раствором уксуса и металлической ваты можно быстро придать предмету благородный, состаренный вид.

Вам понадобится

Последовательность действий

Мы рекомендуем перед нанесением раствора обработать вещь черным чаем. В реакции с уксусом он дает очень насыщенные оттенки.

Когда поверхность просохнет, можно сделать еще один или два слоя с раствором. Дождитесь полного высыхания изделия и залакируйте его, чтобы придать изделию законченный вид. Вместо лакировки можно использовать вощение.

Использовать соду

Для этого способа подходят твердые породы древесины, содержащие большое количество танинов и имеющие темный цвет. Сода вытягивает из краски танины и осветляет изделие, искусственно состаривает. Вещь, которую вы хотите состарить, должна быть необработанной. Если же предмет ранее был покрашен или залакирован, предварительно отшлифуйте его. Раствор для обработки очень просто приготовить в домашних условиях.

Вам понадобятся

Последовательность действий

Процедуру можно повторить несколько раз.

Обжечь дерево

Обжиг востребован, когда хочется быстро состарить материал и под рукой есть инструменты для работы.

Вам понадобится

Инструкция для обжига без предварительной обработки

Паяльной лампой или газовой горелкой быстро обжигайте изделие. Не держите инструмент в одном месте продолжительное время, чтобы не допустить возгорания.

С брашированием

Не забывайте про защитные очки, они должны быть надеты в самом начале работы. При выполнении обоих способов конечным этапом станет нанесение лака.

Тиснение на дереве: делаем своими руками

В данной статье мы расскажем, как выполнить тиснение любой сложности на дереве. Поехали!

Для данной процедуры нам понадобится: проволока нужного диаметра (причем здесь диаметр вы поймете позже), плоскогубцы или молоточек.

Загибайте проволоку в нужные для вас формы и вбивайте в дерево молотком. Таким образом можно получить отпечатки любой сложности. Особенно интересным является экспериментирование с тиснением проволоки разных диаметров внутри одного узора.

Тиснение на дереве: делаем своими руками

Тиснение на дереве: делаем своими руками

Стоит отметить, что от того, насколько точно вы будете работать молотком, зависит качество всего тиснения. Если в вашем проекте, тиснение – завершающий этап, то советуем вам потренироваться на ненужном брусочке дерева. Ведь один неточный удар может испортить всю работу.

Тиснение на дереве: делаем своими руками

Читайте также: