Технология контурной резьбы по дереву

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Цель занятия: Изучить приемы контурной резьбы. Сделать изделие в технике контурной резьбы.

Познакомить с приемами контурной резьбы.

Показать примеры применения контурной резьбы

Рассказать о технике применения контурной резьбы

Показать на примере выполнение элементов контурной резьбы

Развить интерес к предмету резьба

Развить интерес к технике контурная резьба

Развить интерес к занятиям Коми народа

Развить образное мышление

Развить творческое мышление

Развить кропотливость и усидчивость к работе

Развить навык резьбы по дереву

Воспитать любовь к предмету резьба

Воспитать заинтересованность к изучению резьбы в целом

Воспитать активность усидчивость терпение

Воспитать уважение к народному искусству в примере резьбы по дереву

Оборудование: Для преподавателя- книги, изображения работ, наглядное пособие, сруб дерева (ольха, липа, резак для контурной резьбы (традиционный, карандаш, ластик, лист а4, ручка

Для обучаемого- сруб дерева (ольха, липа, резак для контурной резьбы (традиционный, карандаш, ластик, лист а4, ручка

План урока с расшифровкой времени:

A. Организационный момент- 2 мин

B. Постановка цели – 1 мин

C. Изложение материала соответствующего теме урока 10 мин

D. Практическая работа – 40 мин

E. Подведение итогов – 5 мин

F. Организационное завершение -2 мин

Ход занятия: - обучаемый. - преподаватель

1) Организационный момент.

Здравствуйте дорогие друзья.

2) Постановка цели.

Сегодня мы с вами постигнем интереснейший мир резьбы. Еще в давние времена этот вид ремесла был одним из промысловых. А теперь резьба стала для нас большим чем это было ранее, теперь это не только красивый вид декора, но и смысл жизни многих творческих людей. Мы вместе с ней развиваемся придумываем все новые и новые применения ее в жизни. Резьба, это как многие думают не только очаровательные растительные мотивы, но и невероятные зооморфные мотивы.

3) Изложение материала, соответствующего теме.

4) Практическая работа.

Вам следует взять резак в рабочую руку, если вы левша, значит в левую. Если вы правша, значит в правую. Главное в нашей задаче не бояться дерева. Резать ни в коем случае нельзя на себя. При работе с резаком вам необходимо соблюдать аккуратность. Не стоит делать резких движений. Движения должны быть мягкими и плавными. Острый конец резака должен быть параллельно вашему мизинцу, а тупой параллельно большому пальцу. При движениях руки следует обращать внимание на махи рукой. При вертикальном надрезе ладонь должна примыкать к дереву, а при горизонтальном надрезе ладонь должна смотреть на вас. Основной рисунок в начале следует аккуратно надрезать линейно, а только потом, чтобы придать объём изображению вам следует горизонтальным надрезом аккуратно подрезать ширину. Но не стоит углублять резьбу, иначе вы испортите работу. При работе надо держать руки так чтобы ход руки с лезвием не находил на руку страхующую, иначе вы можете пораниться. Резак инструмент очень острый, и следует помнить о технике безопасности. Приступая к работе помните, что, применяя силу не следует отвлекаться, при дезориентации возможен несчастный случай. Если вы что-то не понимаете при выполнении данной техники, обращайтесь ко мне.

5) Подведение итогов.

Друзья давайте все заканчиваем. Так ответьте мне что такое контурная резьба?

Контурная резьба – это способ вырезания резцом на деревянной поверхности. Выполняется ножом, уголком, царазиком, полукруглой стамеской.

Молодец правильно. Как вы думаете можно ли такой резьбой украшать изделия

Взяли ли вы для себя что-то новое из этого мастер класса?

6) Организационное завершение.

Всем спасибо. Все работы получились замечательные. Вы все хорошо потрудились. Мастер класс окончен.

Перед тем, как приступить к практике, рекомендуется изучить материал всего занятия, по данному пособию. Для более успешного освоения приёмов резьбы не следует отклоняться от последовательности выполнения заданий, которые определены данным пособием. Для лучшего закрепления навыков учебные упражнения по освоению технологии распределены таким образом, чтобы происходило постоянное чередование одних приёмов с другими, для полного и уверенного их выполнения.

Данное пособие содержит поэтапную технологию освоения контурной резьбы, во всех её четырёх направлениях:

1. Контурная резьба с окрашенным контуром.
2. Контурная резьба по тонированному фону.
3. Контурная резьба по чёрному лаку.
4. Контурная резьба по раскрашенному фону.

Пособие также содержит поэтапную технологию освоения контурно-гравюрной резьбы, в двух направлениях:

1. Гравюрная резьба по чёрному лаку.
2. Гравюрная резьба по тонированному фону.

Пособие также содержит технологии подготовки и окончательной отделки поверхности готовых изделий, выполняемых в различных стилях, контурной и гравюрной резьбы.

Само название говорит о том, что в технике резьбы выполняется контур, контурный рисунок. Контурная резьба служит для украшения различных предметов, изготовленных из древесины. Выполняется резьба в технике свободного контурно-графического рисунка, режущим инструментом – резцом по дереву. При этом могут применяться различные по форме и кривизне линии порезок.






Основной учебный материал.

Заготовки из древесины:

1. Заготовки дощечек из древесины липы.



Инструменты для резьбы (Набор резцов по дереву):



Инструменты для шкурения и циклевания заготовок:



Краски и красители:





Знакомство с технологией выполнения контурной резьбы.

Резьба по дереву – это очень увлекательный и интересный вид народного декоративно-прикладного искусства. Контурная резьба – одно из его направлений. Контурная резьба делится на четыре подвида, характерных по своему внешнему виду и своим технологическим особенностям исполнения.


А


Б


В


Г

1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Окраска поверхности заготовки – водной морилкой.
4. Просушка заготовки от влаги.
5. Копирование рисунка–орнамента на окрашенную поверхность заготовки.
6. Восстановление контуров рисунка–орнамента, чёрной ручкой. ( Прорисовка.)
7. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
8. Просушка лакового покрытия.
9. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.

1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Копирование рисунка–орнамента на поверхность заготовки.
4. Раскрашивание внутренних элементов рисунка–орнамента, перманентными маркерами или фломастерами.
5. Окраска поверхности заготовки вокруг рисунка–орнамента – водной морилкой.
6. Просушка заготовки от влаги.
7. Восстановление контуров рисунка–орнамента, чёрной ручкой. ( Прорисовка.)
8. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
9. Просушка лакового покрытия.
10. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.

1. Шлифовка поверхности заготовки, абразивным шлифовальным листом и циклей.
2. Очистка поверхности заготовки от пыли сухой тряпочкой.
3. Окраска поверхности заготовки – чёрной тушью, или чёрным лаком.
4. Просушка заготовки от влаги.
5. Лакирование поверхности заготовки бесцветным лаком.
6. Просушка лакового покрытия.
7. Копирование рисунка–орнамента на окрашенную поверхность заготовки, при помощи продавливания линий контуров рисунка–орнамента шариковой ручкой.(Без применения копировальной бумаги.)
8. Выполнение резьбы по контурам рисунка–орнамента.

Знакомство с технологией шлифовки и циклевания поверхности заготовок из древесины ручными способами.

Охват ручки инструмента всеми пальцами руки. Для выполнения циклеванния поверхности заготовки из древесины, инструмент плотно прижимается рабочей кромкой железки на дальнем, от тебя, крае поверхности заготовки, под углом 30 – 45 ° и продольными движениями руки (на себя), с небольшим усилием нажима, продвигается по поверхности заготовки. Вторая рука плотно удерживает заготовку. Не допускай движения инструмента в сторону удерживающей заготовку руки. Она должна находиться сбоку от продольного движения инструмента. Продвигай инструмент по поверхности заготовки – только в одном направлении: НА СЕБЯ
Для удобства в работе – поворачивай заготовку. Шлифовку проводи по плоскости заготовки только вдоль волокон древесины. Шлифовка поперёк волокон древесины – приводит к многочисленным царапинам – чёрточкам на поверхности, которые только ухудшают внешний вид изделия. Технология окраски поверхности заготовок из древесины водными красителями, ручным способом. Этот вид обработки поверхности заготовок из древесины позволяет получить окрашенную (Цветную) поверхность древесины заготовки, её имитации под ценные породы дерева, или получения цветной, раскрашенной поверхности.

Технология окраски поверхности заготовок из древесины водными красителями – очень проста. Промышленностью выпускаются различные красители в виде растворов, такие как: водные морилки по дереву, чернила, тушь и т. п. Способы их применения, обычно указываются на этикетках фирм – производителей. Окраска поверхности заготовок из древесины проводится обычной плоской кисточкой необходимого размера, из натурального ворса, или поролоновым тампоном. Окрашивание проводят равномерными, плавными движениями кисточки или тампона по поверхности заготовки вперёд и назад. Нужный оттенок цвета получают разбавлением основного раствора красителя специальным разбавителем. Для водных красителей – вода. Для спиртовых красителей – спирт, и т. д.

Здесь следует также отметить, что при окраске всей поверхности заготовки есть две особенности, на которые нужно обращать особое внимание:

1. Не следует слишком сильно увлажнять красителем заготовку из древесины во время окраски. От избытка влаги она может растрескаться или покоробиться при дальнейшей сушке.
2. Следует также обращать внимание на то обстоятельство, что торцевая часть доски впитывает гораздо больше красителя, чем её поверхность (пласть) или её продольные торцы. По причине этого, окрашиваются гораздо темнее её торцовые детали. Поэтому, когда окрашивается заготовка, содержащая торцевые детали доски – следует брать краситель для этих элементов, более разбавленный, в 4 – 6 раз, чем для общей окраски остальных деталей заготовки. Окрашивание торцовых деталей необходимо проводить очень аккуратно, тонкой кисточкой.
Продольные края заготовки окрашиваются аналогично её пластевой части.
Краситель должен равномерно окрашивать поверхность заготовки в элементах рисунка.
У красителя есть свойство постепенно протекать вдоль волокон древесины. По этой причине не следует доводить кисточку с водным красителем ближе чем на 2 мм. к контурам рисунка-орнамента. Нарушение этого правила приведёт к затёкам красителей на соседние элементы рисунка-орнамента. Это в конечном счёте полностью испортит внешний вид изделия. Во время раскрашивания элементов рисунка-орнамента, не удерживай кисточку с водным красителем более 1 секунды, на одном месте. Окрашивай поверхность заготовки быстрыми и аккуратными движениями руки. Если в каком-либо месте образовалась капля красителя – её сразу необходимо удалить. Помни, что чем больше красителя ты наносишь на поверхность заготовки, тем глубже и больше его впитается в волокна древесины. По этой причине могут образоваться тёмные пятна на поверхности заготовки. По этой же причине недопустимо проводить более одного раза красителем по одному месту заготовки. Появление тёмных пятен – испортит внешний вид изделия.

Технология копирования контурно-графических рисунков и орнаментов на заготовки из древесины.



Знакомство с инструментом.

Основной инструмент для выполнения контурной резьбы – Стамеска - уголок № 9

Техникой удержания инструмента в руке.




Формирование контурной резьбы по тонированному фону заготовки.

1. В соответствии с технологией шлифовальных работ выполни шлифовку и циклевание поверхностей заготовки столярного изделия (разделочной доски), с обеих сторон, и особенно тщательно с её торцевых краёв.
2. В соответствии с технологией окраски поверхности заготовки водным красителем окрась поверхность и торцевые детали заготовки столярного изделия – водной морилкой. Не допускай захода морилки на обратную сторону доски, а также пробелов в окраске, особенно на поверхности заготовки. После окраски, положи заготовку под сушилку.
3. После просушки заготовки столярного изделия от влаги, в соответствии с технологией копирования контурно – графических рисунков и орнаментов, необходимо скопировать на окрашенную поверхность заготовки столярного изделия один из контурно – графических рисунков, соответствующих размеру заготовки. После окончания копирования обведи повторно все контуры рисунка, шариковой ручкой, для получения чётких и ярких контуров рисунка.
4. После окраски поверхности заготовки с рисунком, окрась её поверхность бесцветным лаком.
5. После просушки лакового покрытиятвыполни прорезки контуров рисунка на доске.

Формирование контурной резьбы по чёрному лаку

1. В соответствии с технологией шлифовальных работ выполни шлифовку и циклевание поверхностей заготовки столярного изделия (разделочной доски), с обеих сторон, и особенно тщательно с её торцевых краёв.
2. После выполнения шлифовки, в соответствии с технологией окраски поверхности заготовки водным красителем окрась поверхность и торцевые детали заготовки столярного изделия, чёрной тушью. Не допускай захода красителя на обратную сторону доски, а также пробелов в окраске. После окраски, положи окрашенную заготовку под сушилку.
3. После просушки заготовки столярного изделия от влаги окрась её поверхность бесцветным лаком.
4. После просушки лакового покрытия можно приступать к копированию на окрашенную поверхность заготовки – контурно-графического рисунка.
5. После выполнения копирования контурно-графического рисунка выполни прорезки (продавленных) контуров рисунка на заготовке

Формирование контурной резьбы по раскрашенному фону заготовки

1. В соответствии с технологией шлифовальных работ выполни шлифовку и циклевание поверхностей заготовки столярного изделия (разделочной доски), с обеих сторон, и особенно тщательно с её торцевых краёв.
2. В соответствии с технологией копирования контурно – графических рисунков и орнаментов, необходимо скопировать на поверхность заготовки столярного изделия, один из контурно – графических рисунков, соответствующих размеру заготовки.
3. В соответствии с технологией окраски поверхности заготовки водным красителем, закрась фон вокруг скопированного рисунка и торцевые детали заготовки водной морилкой. Выполни раскрашивание элементов рисунка. После окраски, положи окрашенную заготовку под сушилку
4. После просушки заготовки столярного изделия покрой лаком.
5. После просушки лакового покрытия можно приступать к выполнению прорезок контуров рисунка.

Автор учебного пособия Алексей Пузырев

Вы можете оставить свои комментарии и задать вопросы автору на нашем форуме.

3. Как переносится симметричный рисунок с помощью кальки или копирки?

4. Почему с лучшей стороны заготовки прокалывают отверстия более тонким шилом, чем с обратной?

5. Как надо правильно пилить лобзиком по линии узора, чтобы он точно соответствовал рисунку?

6. Раскройте два способа выпиливания острых углов.

7. Что сделать, если произошёл не скол верхнего слоя фанеры, а выпал целый кусочек орнамента?

Л И Т Е Р А Т У Р А

Л я м и н И.В. Декоративные работы по дереву. – М., 1964. – 147 с.

Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М., 1988. – 128 с.

С а ф р о н е н к о В.М. Вторая жизнь дерева. – Мн., 1990. – 207 с.

1. Контурная резьба как вид художественной обработки древесины.

2. Материалы и инструменты.

3. Технология выполнения контурной резьбы.

I. Одним из видов декоративной обработки древесины является плосковыемчатая резьба. Фоном для неё служит плоскость украшаемого изделия, а рисунок образует различной формы выемки. К наиболее простой разновидности плосковыемчатой резьбы относится контурная резьба по древесине.

Контурная резьба по древесине – это рисунок на ровной древесной поверхности, состоящий из линий, выполненных специальными ножами и стамесками (рис. 114). Такую резьбу выполняют при изображении животных, птиц, растений, предметов быта.

Контурная резьба имеет сходство с выжиганием, только линии рисунка не выжжены, а прорезаны канавкой. Форма её зависит от вида режущего инструмента (рис. 115). В контурной резьбе узор передают углубленными линиями различной ширины, глубины и формы. Их прорезают различными режущими инструментами (рис. 116).

II. Материал для резьбы - массив или фанера берёзы, липы, ольхи, осины, тополя. Перед нанесением рисунка на лучшую сторону массива её циклюют до получения чистой и гладкой поверхности. Циклеванием выравнивают поверхности снятием тонкой стружки с помощью цикли (рис. 117). Циклевание производят равномерным движением цикли к себе вдоль волокон закреплённой заготовки. Поверхность массива называют фоном. Цвет его зависит от вида рисунка. Обычно фоновая поверхность имеет цвет массива древесины. Её красят также в чёрно-коричневые тона. Используются красный, зелёный, синий цвета. В качестве красителей используют: тушь, гуашь, акварельные краски, бейц, морилка.

Распространённый способ тонирования - морение. Морилку растворяют в горячей воде. Для сохранения художественной ценности изделий используют морилки на основе природных красителей: отвара опилок ореха, ольхи, коры дуба, яблони, ивы и др.

Морилку можно приготовить самостоятельно. Для этого кору ореха или молодых дубов кладут в посуду, заливают водой и кипятят 1. 1,5 часа. В такой раствор добавляют немного уксуса, соды или соли.

Для равномерного окрашивания краситель наносят лёгкими круговыми движениями тампоном или лоскутком ткани. Окрашенную фоновую поверхность покрывают тонким слоем масленого лака. Его наносят кистью и растирают тампоном из грубой ткани. Контурная резьба включает в себя: выполнение рисунка и перевод его на поверхность; непосредственную резьбу; отделку.

III. Есть несколько способов нанесения рисунка на фоновую поверхность. Простой из них - перевод рисунка через копировальную бумагу. Для коричневого фона используют чёрную или синюю копировальную бумагу, а для чёрного – жёлтую, красную, зелёную.

Можно наносить рисунок на поверхность по шаблону. Подготовленную заготовку прочно закрепляют на поверхности верстака. Делают это в зажимах или используют донце-упор, которое легко изготовить в школьных мастерских (рис.118). Наиболее просто контурная резьба выполняется уголковой и полукруглой стамеской (рис.119). Все линии рисунка прорезают уголковой стамеской. Полукруглой стамеской проходят те линии, что образуют внешний контур рисунка. Для избежания задиров древесины светлые участки на рисунке вырезают полукруглой стамеской не вдоль волокон, а поперёк. В этом случае светлые участки на изображении получаются чище и ровнее.

Режут фоновую поверхность ровными тонкими полосками шириной не более 2 мм. При вырезании светлых мест пользуются полукруглой или плоской стамеской. Плоской стамеской получают ровную поверхность. Незначительное изменение рисунка достигают нанесением ровного слоя канавок уголковой или полукруглой стамеской. Нужную ширину и глубину линий получают постепенным нажатием и наклоном стамески к поверхности.

Для придания изделию завершённости его покрывают бесцветным лаком. Лак равномерно наносят кистью на чистую поверхность изделия в 2-3 слоя. Масляные лаки для первоначального покрытия не используют, так как они создают желтизну.

Резьбой по древесине на производстве занимаются резчики. Они изготавливают художественные панно, декоративные изделия, украшают здания.

1. Резьба по древесине является одним из самых интересных направлений народных промыслов. Резьбой с давних времён украшали избы, покрывали наличники, карнизы, ставни, повозки, сани. Мастера резьбы вырезали рисунки и узоры на предметах домашнего быта: столах, стульях, скамьях, шкафах, сундуках, блюдах, ковшах, сахарницах и др.

2. Купола и крыши храмов и других строений издавна покрывали осиновым лемехом, от солнца и дождя со временем он становился серебристым. Такая крыша не только красива, крепка, но и долговечна.

3. Происхождение терминов: “акварель”, “гуашь” в переводе с французского –краски с клеем, разводимые в воде; краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил; “бейц”, “тушь” в переводе с немецкого – вещество для очистки поверхности металлов и древесины от окислов и жира; чёрная краска, не теряющая со временем чёрного цвета.

Резьба по дереву для начинающих

История зарождения и развития

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.

Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Резьба по дереву для начинающих

Виды резьбы

Резьбу по дереву классифицируют на следующие подтипы и направления:

  • Объемная (скульптурная). Изображение (ознаменка) полностью или частично отделяется от фона. Техника сходна с барельефами.
  • Плоскорельефная. Изображение выделяется на фоне, за счет углубления последнего.
  • Прорезная (ажурная). Относится к сквозной технике. Фон в изделиях удаляется полностью. Раньше они часто использовалась для оформления икон и картин в качестве рамок.
  • Контурная. Считается одной из самых простых техник. Часто используется новичками для практического обучения. Контурная резьба представляет собой рисунок, который образуется пересечением неглубоких линий. Если сравнивать с искусством скульптуры, то ближайший аналог этой техники анкрё или койланаглиф.
  • Геометрическая. Как и контурная, относится к простым техникам, которые под силу даже начинающим. Узор формируется из различных геометрических фигур и их переплетений. Несмотря на кажущуюся простоту, работы за счет игры света преображаются и выглядят очень красиво.
  • Рельефная. В изделии практически нет ровной плоскости. Каждый элемент рисунка с разной высотой выступает над поверхностью. Встречается два подтипа резьбы: горельефная и с низким рельефом. В первом случае изображение выступает почти на половину объема, а во втором только на пару сантиметров.
  • Восточная. Характеризуется обилием изящных орнаментов, получаемых путем пересечения прямых и изогнутых линий. В качестве дополнения в рисунках часто фигурируют цветы.
    Вышеперечисленные техники относят к основным, но ими перечень не ограничивается. Намного реже используют техники резьбы с подобранным и подушечным фоном, заоваленную резку.

Резьба по дереву для начинающих

Где может применяться

Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

Резьба по дереву для начинающих

Выбор материала для работы

При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:

Резьба по дереву для начинающих

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Резьба по дереву для начинающих

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

Резьба по дереву для начинающих

Меры предосторожности при работе

Во время вырезания по дереву всегда существует риск повреждения рук мастера, а пальцы для резчиков — основной инструмент работы. Все приспособления достаточно острые и хватит всего одного неловкого движения, чтобы порезать кожу, а то и вовсе отрезать что-нибудь важное. Поэтому не следует пренебрегать правилами безопасности, которые соблюсти не так уж и сложно:

Также не рекомендуют располагать рядом с рабочим местом нагревательные приборы, поджигать свечи, курить. Стружка легко воспламеняется, поэтому любые контакты с огнем следует ограничить.

Резьба по дереву для начинающих

Мастер-класс геометрической резьбы

Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.

Технология и последовательность геометрической резьбы

  • Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
  • Работа над композицией с использованием ножей.
  • Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.

После просушки резную поделку можно использовать по назначению.

Резьба по дереву для начинающих

Необходимые инструменты

Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:

Создание эскиза узора

Резьба по дереву для начинающих

Вырезаем узоры

Резьба по дереву для начинающих

Шлифовка и пропитка готового изделия

Резьба по дереву для начинающих

Мастер-класс формочки для печатного печенья

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Вырезаем таблички

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Резьба по дереву для начинающих

Заключение

2 Контурная резьба Это резьба углубленных линий различной формы и ширины. Служит для выполнения не строгих геометрических фигур, а свободных узоров, которые как бы рисуются на заготовке режущим инструментом.

4 –Материалом для выполнения контурной резьбы служит порода любой древесины. Лучше всего выполнять на древесине лиственных пород, а начинать учиться на древесине мягких пород: липе, ольхе, осине.

5 Инструменты для контурной резьбы.

6 А)-Нож- косяк; Б)полукруглые стамески; В)уголки – стамески.

7 Образцы украшения контурной резьбы.

9 Правила безопасной работы при выполнении контурной резьбы. 6. Следите за левой рукой, чтобы она не попадала в опасную зону действия режущего инструмента. 7. Свободные режущие инструменты располагайте на рабочем месте справа лезвием от себя. 8. Не ходите в мастерской с режущим инструментом, во время работы не отвлекайтесь, не размахивайте инструментом. 9. Закончив работу, уберите инструменты и рабочее место.

10 Контурная резьба по тонированной древесине или фанере Вырезание по тонированной древесине по технике исполнения не отличается от контурной резьбы, выполняемой по естественной текстуре древесины. Подготовленную заготовку отрезать в размере рисунка, зачистить шлифовальной шкуркой торцы и лицевую сторону, покрыть черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой. Когда заготовка высохнет, через цветную копировальную бумагу переведите рисунок. Любым режущим инструментом снимите линии рисунка до появления светлой древесины. В результате резьбы получается картина, схожая с рисунком мелом на черной доске.

11 Чеканка фона в контурной резьбе При выполнении контурной резьбы в композиции или орнамента используют растительные, стилизованные или животные мотивы. В таком случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона. Фон режут полукруглыми стамесками в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает го­товому изделию живописный вид.

Читайте также: