Почему деревья растут вверх

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Для жизни любому живому существу нужна энергия. Главным источником энергии на нашей планете является Солнце. Благодаря его лучам весной тает снег и вскрываются ото льда реки. Солнце нагревает песок и камни в пустыне так, что они обжигают ноги. Каждый день наше светило льет на поверхность Земли мощные потоки солнечной энергии.

Крона одиночного дерева, стоящего в поле или на поляне, напоминает по форме шар или пирамиду

Деревья не исключение. Для жизни в первую очередь им нужна солнечная энергия – то есть свет. Для того чтобы уловить его побольше, деревья раскидывают в стороны ветви, стараются расположить все свои листья так, чтобы на них падало как можно больше света. Часто крона одиночного дерева, стоящего в поле или на поляне, напоминает по форме шар или пирамиду. Такая форма кроны помогает дереву улавливать больше света.

В густом лесу совсем другая ситуация. Рядом растут деревья, которым тоже нужен свет. Своими кронами они могут заслонить от него соседей. Единственный способ избежать такой участи – стать повыше, первым подставить листья под солнечные лучи. Так деревья в лесу подгоняют рост друг друга. Проигравшие в этой бесшумной войне за свет начинают чахнуть и, в конечном счете, гибнут. Маленьким же растениям, которые растут у подножий деревьев-гигантов, много света не нужно. Им хватает рассеянного освещения под кронами их великорослых собратьев.

Солнечный свет в лесной чаще

Заканчивая рассказ о деревьях и солнечном свете, стоит заметить, что хлорофилл образуется у растений на свету. Именно поэтому первые весенние листья деревьев имеют нежно-зеленую окраску. В них еще мало хлорофилла. Кстати, выросшие в темноте проростки картофеля вообще лишены хлорофилла. Поэтому они такие бледные. С наступлением низких температур хлорофилл в листьях деревьев начинает разрушаться. Он исчезает, и тогда становятся заметны другие растительные пигменты – желтые или красные. Именно поэтому осенью листья краснеют и желтеют.


Конечно, если, скажем, рассматривать карликовую (например, тундровую) растительность, можно заметить, что она стелется по земле. Но это связано не с ростом, а с особенностями природных условий. Морозы и ветры делают свое дело, пригибая растения к мерзлоте. Но все же первый посыл любого зеленого существа - вперед и вверх!


Всегда тянутся в небо, но никогда не летают

Такой важнейший признак взаимодействия между всеми материальными объектами на нашей планете как гравитация не мог, разумеется, обойти стороной и деревья.

Эксперты считают, что на Земле около трех триллионов стволов. 15 миллиардов из них ежегодно подвергаются вырубке. Остальные же продолжают прочно стоять на своих корнях - хоть на плодородной земле, хоть на скалах.


Именно клетки последних (как и побегов) имеют крошечные структуры, называемые "статолиты". Это малюсенькие зерна крахмала в чехликах корневищ и стеблях. Когда ось какого-либо из вегетативных органов растения меняет свое направление, статолиты подвергаются воздействию силы тяжести. Это приводит к их немедленному перемещению и созданию давления на цитоплазму в новых областях.


В таком случае говорят о процессе гравитропизма или геотропизма. Это значит, что корень всегда стремится расти к центру земного шара, а стебель или ствол - в противоположном направлении.


Как видно некоторые растут вбок

Если посмотреть на земной шар со стороны, то они, оказывается, растут во все стороны)))))))).

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Потому дерево и растет вверх кроной и вниз корнями, что закон притяжения никуда не исчез. Помещали семена в центрифугу, типа беличьего колеса или колеса обозрения, и включали ее на постоянное вращение. И. Растения тянулись вовнутрь центрифуги, а корни - наружу.

Интересно, а если попробовать вырастить растения при гравитации, к примеру, в 5-10 раз сильнее земной. Мне кажется древесина таких деревьев будет иметь уникальные характеристики и естественно - цену.

Известно, что сокодвижение в деревьях начинается при первых весенних потеплениях, а продолжается до распускания почек. Точно установить начало выделения березового или кленового сока невозможно, здесь важен регион произрастания и погодные условия.

В средней полосе сок обычно можно собирать с середины марта. В это время активно тает снег, а почки на деревьях начинают набухать. Можно сходить в лес и шилом сделать укол на дереве, появление сока говорит о том, что сок можно собирать.

Распускание листьев на деревьях свидетельствует о том, что сезон сбора сока березы или клена завершается. Обычно при появлении первых листиков, сбор сока прекращается, а бывает это во второй половине апреля.

Все зависит от того, в какой местности вы живете.

Если вы живете в Центральной России, в Сибири, в лесиситых метах, то раздобыть сосенки для посадки не так уж и сложно.

Конечно, искать саженцы и сажать сосны лучше в теплое время года, летом.

Я как-то была в гостях в Ижевске и мы ездили в деревню, хозяйка дачи захотела, чтобы мы на память посадили на ее участке сосенки.

так вот за саженцами мы ещдили в поле.

Поле расположено недалеко от леса и лесопосдок с соснами и молодняка там было очень много.

Мы накопали четыре штуки и сразу же привезли и посадили на участке.

Если вы живете в такой местности, и у вас есть время или людские и транспортные ресурсы, то накопать такого молодняка не составит проблем, ведь он как сорняк растет и в полях, и на опушках.

Труднее будет, если надо куда-то везти саженцы.

В таком случае обратитесь в ближайший питомник, возможно, цена на такое количество саженцев сосен покажется вам привлекательной и вы просто их купите.

Любые трещины дерева лечатся. Есть мастера, так заделают, что и не видно вовсе. Так что Буратину вполне можно вылечить. А вот на счет пожара, это серьезнее. Там горит все, даже организм живой, состоящий на 80% из воды.

Так что такая опасность для него есть. Но где он должен сгореть? Волшебный театр, владельцем которого он стал в кооперации с папой Карло, вроде как несгораемый. Потому и волшебный. А больше Буратину нигде не признают. Он рассорился с властями города и обидел "сироту" Карабаса - Барабаса - человека влиятельного и злобного. Так ему и сидеть в своем театре.

Если речь о другом конце, то и там по-моему все в порядке. Его починить еще проще. Остругал палочку и поменял старую на новую.

Ниже мультик о новых приключениях Буратино. Но он там не сгорел.

Само по себе дерево кедр очень уж нежное,не всякая почва и климат подойдет.Приживается плохо,растет медленно.Хотя в природе расти может в самых неожиданных местах-на скалах например.Нужно создать все условия для посадки-подобрать почву,соблюдать оптимальную влажность-кедр любит влагу.Также важно защитить саженец от всякого рода птиц(могут клевать побеги )и грызунов-слишком уж сладкая добыча для многих зверушек.А уж когда вырастет-то вполне возможно лет через 25 порадует вас первым урожаем.

Кедровая тайга

У знакомого на даче растёт, спрашивал его как вырастил, вот рассказ:

отдыхали семьёй на юге в частном доме, хозяйка дала семя, приехав домой посадили его в ведре на балконе, зиму перезимовал в квартире, а по весне привезли на дачу и посадили в грунт, первое время вокруг ложили солому и поливали водой из дома, а потом и забыли про него, выросло отличное дерево, каждый год плодоносит, но орехи не вызревают до конца, но из них получается вкусное варение.

Вот сосны растут вертикально вверх.

Но некоторые из них однако растут косо.
Такое тоже бывает и требует своего объяснения.

Ища разгадку, можно выдвинуть гипотезу, что они поднимаются к солнцу, что, по сути, и есть ответом причины. Как же со способом нахождения верхней части? Ведь растения даже в темноте устремляются вверх.

Ученых также заинтересовало это природное явление и многие испытания показали, что, скорее всего, растение имеет своеобразный гравирецептор. Долгие исследования смогли немного подойти к данной загадке, оказывается, что растения выделяют в своих корнях и стеблях газы, например, этилен. С химии понятно, что данный газ легче воздуха, а значит, устремляется вверх, видимо другие рецепторы, это улавливают и указывают, куда расти.

Доказательством сказанного есть опыты, когда растения покрывали салициловой кислотой, которая препятствует выделению этилена, и стебло росло в других направлениях. Кажется все понятным, но загадка разгадана не полностью. Ученые так и не могут понять, как же в растениях происходит образование газов и их улавливание.

Корни растений выбирают нужное направление роста и обходят препятствия с помощью корневых волосков, расположенных на нижней части корня. Ученые смогли установить механизмы, которые определяют направляющие свойства корневых волосков.

Когда корень наталкивается на препятствие, он ведет себя так же как человек, отыскивающий дорогу в темноте. Корень "обрастает" преграду по периметру, после чего продолжает расти в прежнем направлении.

Исследователи определили, что за такое поведение ответственен белок RHD2, расположенный на кончиках корневых волосков. RHD2 способствует выработке свободных радикалов, которые стимулируют поглощение корнем кальция из почвы. Кальций, в свою очередь, стимулирует активность белка RHD2. Такой цикл реакций получил название положительной обратной связи.

Когда корень наталкивается на преграду, поглощение кальция прекращается. Соответственно, RHD2 становится неактивным. Дезактивация RHD2 запускает цепь событий, приводящих, в конце концов, к изменению направления роста корня.

и вобще: солнечный свет несет тепло, ультрафиолет, имеет давление и т.п., а растения это не камни, чувствуют


> Как на ней вообще можно повеситься?

-дерево ориентируется согласно солнцу
-дерево ориентируется согласно направлению силы тяжести.

про вширь не в курсе. Хотя многие ученые-диетологи говорят, что последнее время все больше в ширь. )))

А вот солнцу надо и человеку. Хотя бы ради выработки витамина Д и серотонина.

Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном.
(c) Чехов

у человека нет никаких "соки древесные" :-D
в теле течет только две жидкости: кровь и лимфа (прозрачная жидкость)

Другая теория "механизам" мне больше нравится: теория "наиболее устойчивого общего состояния". Однако каковы критерии устойчивости и как дерево "решает", к чему прибегнуть для достижения оной - пока не ясно.

YurikGL © (01.07.08 19:43) [102]
А ты сам то почему не падаешь? Почему, когда начинаешь заваливаться налево напрягаешь левую ногу, что бы не упасть? Как держишь равновесие?

Плюс не стал бы переходить на обсуждение участников.
Даже если на каком-то "высокоразвитом уровне логики мышления" такой переход от обсуждения особенностей роста дерева к обсуждению (в частности отсутствующих) участников в пренебрежительной манере и оправдан.

К счастью, мне этот переход не дано понять в силу общей недоразвитости.
:)

горячий воздух в воздушном шаре тоже не воздушный шар, хотя и наполняет его в "рабочем состоянии" шарика


> [127] kaif © (01.07.08 22:12)
> А у нас с Копиром действительно логика мышления ненормальная.
>

эмпирично алогичная я бы даже сказал :)

Кстати, кто-нибудь задумывался над тем, что основным строительным материалом дерева является углерод, поглощаемый из воздуха? А вовсе не "питательныве вещества из почвы". То есть дерево питается в основном воздухом.

Хотя в школе учат иначе. Тут кто-то про школу упоминал.
В школе учат одному - тому, что благодаря хлорофиллу дерево поглощает углекислый газ и производит кислород. В этом весь смысл дерева. Так же как смысл коровы в том, чтобы давать молоко.


> т.к. желудок ниразу не тело, часть тела, но не тело

> [135] kaif © (01.07.08 22:40)

какие-то "стерильные" размышления у тебя, без учета всех возможных факторов

Как инженер я привык пренебрегать рядом факторов. Особенно если величина их несоизмерима мала по сравнению с прочими фаторами. Например, я бы не стал упоминать солнечный ветер в списке возможных сил, регистрируемых растением.

Так как на фоне сила ветра обычного этот солнечный ветер растение просто не в состоянии зарегистрировать.

У меня возникла одна идея.
Мне кажется, или все же в засушливых районах растения все больше кривые и косолапые, а во влажных - с красивыми и вертикальными стволами и стеблями?

Может быть этот механизм "прямизны" сосны все же как-то связан с усвоением влаги и ее распределением по стволу?

Да нет, я в общем-то ничего особенного и не хочу сказать.
Просто интересно. Вокруг нас растут деревья и никого не волнует, как получается, что те знают, где верх, а где низ.
Зато многие интересуются тем, что было в первую микросекунду после Большого Взрыва. А некоторые еще и печалятся о том, что через семь миллиардов лет наше Солнце превратится в карлика. Не ведая, слава богу, о том, что Луна на Землю упадет гораздо раньше.

Мне интересно, что движет людьми, когда они проявляют интерес к чему-то.

на самом деле факторы неслабые и их много: климат, хим.состав почвы, влажность, деятельность животных/насекомых-паразитов, экологичная обстановка, высота над уровнем моря (выше - больше утльтафиолета) и т.п.

Потрясающая ссылка.
Целый лес жутко кривых и витиеватых сосен.
Все теории идут лесом.

Поистине ср..нь господня!
Прошу всех участников взглянуть на эти чудеса.
Позволю себе повторить ссылку:

> Если дело в давлении, то интересно попытаться интерпретировать
> то, в как ом направлении растут деревья в условиях сильных
> ветров, дующих в основном с какой-то определенной стороны.
> По ветру или против ветра?

В местах с преобладанием холодных ветров, со стороны ветра наблюдается частиченое или полное отсутствие ветвей. Такое же нарушение симметрии наблюдается и в картине годичных колец. Деревья же зачастую остаются прямыми. Вот примеры (разбил, чтобы ссылками не шло - иначе как спам фильтрует):

там еще есть. Но гравитация объемная сила, ветер поверхностная. Надо учитывать различие.

> А ко-нибудь видел "влюбленные" растения?

Я такие видел, но там обычно не один ствол, а пасынки. Потом может остаться и единственный, но в начале времен - минимум 2.

> И которых вполне устраивает их непротиворечивое научное
> мировоззорение, в котором априори не существует таких вопросов,
> как, например, почему деревья вверх растут.

Это неправда. просто ученые привыкли такие вопросы разрешать в лабораториях, а не в конференции Потрепаться на Мастаках. Это не философски безусловно. Но мне кажется, что более правильно. Результаты исследований были тут приведены неоднократно. Они еще ведутся. Так зачем клеветать?

> Куда при этом девается углерод, в школе обычно умалчивается.
> Так как для человеков, не привыкших задаваться вопросами,
> это просто не имеет никакого значения.

Скорее это характерно для людей не читавших школьных учебников, но имеющих большую склонность к философствованию на пустом месте. В учебниках показан процесс фотосинтеза и его продукты и куда они идут, например. А уж чутка дальше программы еще сильнее. В книге для школьников того же Еськова роль углерода очень хорошо описана.

§ 46. Круговорот веществ и приток солнечной энергии - основные условия существования биосферы
Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса

Круговорот углерода. Углерод — обязательный химический элемент органических веществ. Огромная роль в круговороте углерода принадлежит зеленым растениям.

Говорят, что механизм определения того, где верх, а где низ, аналогичен тому, который имеется у человека в ухе. А именно - тяжелые клеточные органеллы, такие как пластиды, или даже кристаллы щавелевоуксусной кислоты, взвешены в цитозоле и тонут вниз, оказывая давление на мембраны эндоплазматического ретикулума. Детали механизма, afaik, неизвестны. Известно, что давление может менять проницаемость этой мембраны. Конечный результат состоит в выбросе цитокининов и, возможно, ауксинов (гормоны такие), которые регулируют растяжение и рост в определенном направлении. Правда, к сожалению, у меня есть только весьма старые сведения.

По верхам покопал. Тут вот (2000 г.)
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11806421?ordinalpos=8&itool=EntrezSystem2.PEntrez.Pubmed.Pubmed_ResultsPanel.Pub med_RVDocSum
человек пишет, что есть две гипотезы. Одна - какая я описал, другая - "давление протопласта" (правда, в абстракте не описаны детали). Написано, что большинство склоняется к гипотезе статолитов, которые давят на что-нибудь.

А как насчет стелющихся растений?
Не проблема. Растение умеет определять направление действия силы тяжести. А уж куда оно потом порастет - от вида зависит, от того какие детали физиологии в тех генах записаны. У Ели корень вниз растет, а у Сосны - пости горизонтально, например. Определив направление, их корни начинают растягиваться туда, куда принято у соответствующего вида. Это может быть связано, например, с направлением, в котором клетка-статоцист начинает выбрасывать гормоны роста.

Но как дерево узнает о напряжениях? У него же нет ни рецепторов
Ну, вот видимо есть. Специальные клетки-статолиты, расположенные в верхушечных точках роста.

Рецепторы и нервная система у дерева есть.
Нервной системы у них нет. Ее отсутствие рецепторов не отменяет.

> А как насчет стелющихся растений?
А у них ствол тонкий и слабый (либо слишком гибкий), не может держаться под собственным весом.

Я бы про все так не говорил.

Дуб © (01.07.08 11:59) [28]
А капуста кстати, при слабом освещении тянется в дудочку, а при нормальном - пузаном растет.

Геотропизм в обоих случаях одинаковый. Просто помимо гравитропических реакций есть еще и другие, но то уже другая история.

Если бы тут была только генетика, то сосны на горе росли бы перпендикулярно к склону. Здесь быть совокупность генетической программы и реакции на физическую необходимость.
Да не, просто не надо путать. Есть генетически обусловленная программа, например, расти по направлению силы тяжести или перпендикулярно. Есть механизм ее реализации. Он связан с какими-то физиологическими процессами. Везде так, у нас тоже, чтоютот глаз выраз, определенные клетки должны куда нада впячиваться и выпячиваться.


> Кстати, кто-нибудь задумывался над тем, что основным строительным
> материалом дерева является углерод, поглощаемый из воздуха?
> А вовсе не "питательныве вещества из почвы". То есть дерево
> питается в основном воздухом.

ну вообще-то не только из воздуха. Но во многом прав. Фотосинтез блин: под действием солца из воды и углекислого газа растения производят органические вещества. Но нерорганика им тоже нужна. На вскидку сера, углерод (даже в почву для домашних растений добавляется уголь) и азот просто необходимы. Ну и металлы нужны, они являются катализаторами некоторых биохимических реакций. Иначе бы не процветало производтсво неорганических удобрений (силитра, меднуй купорос и т.п.)


> Хотя в школе учат иначе. Тут кто-то про школу упоминал.
>
> В школе учат одному - тому, что благодаря хлорофиллу дерево
> поглощает углекислый газ и производит кислород. В этом весь
> смысл дерева. Так же как смысл коровы в том, чтобы давать
> молоко.

Ну в школе все зависит от преподавателя и объема программы. Мы помниться в классе с углубленным изучение биологии только генетику (в смысле доминант и т.п.) месяца два мучили. Две тетради исписали, что будет если корову чернуб камолую скрестить с бычком рыжим рогатым )) И т.п.


> Куда при этом девается углерод, в школе обычно умалчивается.
> Так как для человеков, не привыкших задаваться вопросами,
> это просто не имеет никакого значения.

> Две тетради исписали, что будет если корову чернуб камолую скрестить с бычком рыжим рогатым ))

Самое интересное то, что существуют деревья, все же растущие косо.
Или криво. Даже в толпе "ходящих строем" сосен.

Это аномалии, которые только подчеркивают общую закономерность. Среди людей тоже карлики бывают или косоглазые. Да и не забывай, может, это дерево просто болело, и результат подобен ДЦБ.

т.е. в теле человека "течет" только кровь и лимфа, остальное "выделяется"
Да ну? А межклеточная жидкость? Это уж никак не кровь и почти совсем не лимфа.

И спорят до посинения о том, что это так. Когда я говорю "из воздуха при фотосинтезе" они спорят еще сильнее и настаивают, что фотосинтез, это когда растение превращает углекислый газ в кислород под действием энергии солнца. Когда я спрашиваю, а куда при этом углерод девается, они недоверчиво молчат. Но мои утверждения о том, что этот углерод они накапливают в стволе продолжают отвергать. Некоторые даже задают вопросы типа: а что, в стволе есть углерод?

Не верите, можете сами попробовать.

Речь была о школьной программе и о чем говрят в школе. А вовсе не о том. что оседаает в головах. Если кто-то переиначивает чего-то, то других это тоже мало волнует.

Что же касается школы, то я предполагаю, что есть только два пути обучения: научить удивляться и разучить удивляться. В первом случае получаются любознательные люди, вот втором - дубы.

Но почему-то так и подмывает сказать: вот если бы кайф учился в школе, то он бы тут всякие глупости не писал.

Читайте также: