Там где растет сфагнум деревья развиваются хорошо

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

1. Выберите один наиболее правильный ответ.
Клетка – это:
A. Мельчайшая частица всего живого
Б. Мельчайшая частица живого растения
B. Часть растения
Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.

2. Выберите один правильный ответ.
Тубус – это:
A. Увеличительный прибор
Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив
B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив

3. Выберите один правильный ответ.
Лупа – это:
A. Часть микроскопа
Б. Самый простой увеличительный прибор
B. Главная часть предметного столика
Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки

4. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо:
A. Посмотреть на число, указанное на окуляре Б. Посмотреть на число, указанное на объективе
B. Сложить число, указанное на объективе, с числом, указанным на окуляре
Г. Умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на объективе

6. Световой микроскоп был изобретен в:
А. XV веке Б. XVI веке
В. XVII веке Г. XX веке

8. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка
II. Целлюлоза
III. Цитоплазма
IV. Ядро
V. Вакуоль
VI. Пигменты
VII. Пластиды

A. Прочность
Б. Пора
B. Бесцветное вязкое вещество
Г. Ядрышко
Д. Красящее вещество
Е. Клеточный сок
Ж. Хлоропласты

9. Зеленую окраску листьев определяют:
А. Хлоропласты
Б. Хромопласты
В. Лейкопласты
Г. Клеточный сок

10. Хлорофилл содержится в:
А. Хлоропластах
Б. Цитоплазме
В. Клеточном соке
Г. Вакуоле

11. Существование клеток впервые обнаружил:
A. Роберт Гук
Б. Антони ван Левенгук
B. Томас Мор
Г. Чарлз Дарвин

12. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:
A. Движению цитоплазмы Б. Свободному перемещению
B. Движению пластид
Г. Движению межклеточного вещества

13. Выберите один наиболее полный ответ. Межклетники образуются в результате:
A. Разрушения клеточных оболочек
Б. Разрушения межклеточного вещества
B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга
Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества

14. Межклеточное вещество:
A. Заполняет межклетники
Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток
B. Заполняет поры клеточных оболочек
Г. Находится между клеточными оболочками соседних клеток и заполняет поры клеточных оболочек

15. Вставьте пропущенное слово.
Живые клетки питаются. растут, размножаются.

16. Хромосомы находятся в:
А. Цитоплазме
Б. Ядре
В. Вакуолях
Г. Хлоропластах

17. Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в:
А. Хромосомах
Б. Хлоропластах
В. Ядре
Г. Ядрышке

19. Выберите правильные ответы.
Молодые клетки в отличие от старых:
A. Способны делиться
Б. Содержат одну большую вакуоль
B. Содержат много мелких вакуолей
Г. Меньше по размеру

20. Вставьте пропущенные слова.
Закончите определение.
Тканью называют группу клеток. по строению и выполняющих.
21. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
I. Покровная ткань
II. Механическая ткань
III. Проводящая ткань
IV. Основная ткань
V. Образовательная

A. Клетки небольших размеров, имеющие тонкую оболочку
Б. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев
B. Придает прочность растениям
Г. Образуется в клубнях картофеля, семени фасоли Д. Клетки имеют вид трубок или сосудов

22. Наука о тканях – это:
A. Гистология
Б. Цитология
B. Зоология
Г. Физиология

23. Выберите верное утверждение.
1. Каждая клетка растительного организма имеет плотную сплошную оболочку.
2. В состав оболочки любой клетки входит целлюлоза.
3. Внутри любой клетки находится бесцветное вещество – цитоплазма.
4. В большинстве растительных клеток присутствуют полости – вакуоли, заполненные клеточным соком.
5. В состав клеточного сока входят органические вещества, в том числе сахара, вода и некоторые неорганические вещества.
6. В клеточном соке могут содержаться пигменты красящие вещества.
7. Пластиды – это мелкие клеточные тельца. Они могут быть зелеными, оранжевыми, желтыми и бесцветными.
8. Зеленые пластиды – хлоропласты. В хлоропластах находится зеленое красящее вещество – хлорофилл.
9. Между клетками находится межклеточное вещество, при его разрушении клетки разъединяются.
10. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.
11. Хромосомы передают наследственные признаки клетки.
12. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
13. Покровные ткани образованы только мертвыми клетками.
14. Клетки механических тканей имеют утолщенную оболочку.
15. Проводящие ткани имеют вид трубок или сосудов.
16. Основные ткани являются проводником воды и питательных веществ.
17. Фотосинтезирующая ткань относится к образовательной ткани.
18. Камбий относится к покровной ткани.

1. Найдите соответствие. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
I. Кокки
II. Бациллы
III. Вибрионы
IV. Спириллы

A. Палочковидные
Б. Шарообразные
B. Спиралевидные
Г. Изогнутые

2. Вставьте пропущенное слово. Закончите определение.
Бактерии – относительно просто устроенные микроорганизмы, состоящие из.

3. Число бактерий в проветриваемом помещении:
A. Не изменяется
Б. Увеличивается
B. Уменьшается

4. Наибольшее количество бактерий содержится в:
A. Воде
Б. Воздухе
B. Почве
Г. Горных породах

5. Важную роль в накоплении кислорода на земле сыграли:
A. Цианобактерии
Б. Бациллы
B. Спириллы
Г. Вибрионы

6. Вставьте пропущенное слово. Закончите предложение.
Интенсивность размножения бактерий такова, что потомство одной бактерии за 5 суток заполнило бы все океаны и моря, однако в природе этого не происходит, так как.

7. Споры бактерий служат для:
A. Размножения
Б. Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях
B. Передвижения

8. Вставьте пропущенное слово. Закончите предложение.
Сапрофитные бактерии гниения являются санитарами нашей планеты, так как.

9. Укажите взаимосвязь в симбиозе. Составьте схему симбиоза, используя приведенные слова.
Атмосферный азот
Углеводы
Азотфиксирующие
Минеральные соли
Бактерии
Клубеньки корней бобовых
Азотные соединения

11. Выберите правильное определение.
Эпидемия – это:
A. Массовое заболевание среди людей
Б. Вид болезни
B. Название бактерии
Г. Часть бактерии

12. Вставьте пропущенные слова. Закончите предложение.
Болезнетворные бактерии, поселяясь в организме человека, питаются. отравляя. вызывая.

13. Выберите наиболее полный ответ.
Грибы – это:
A. Многоклеточные организмы, состоящие из грибницы и плодового тела.
Б. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами.
B. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами.
Г. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием

14. К болезнетворным грибам относят:
А. Гриб мукор
Б. Гриб трутовик
В. Фитофтору
Г. Головню

15. К съедобным грибам относятся:
А. Сыроежка
Б. Масленок
В. Мухомор
Г. Гриб трутовик

16. Выберите правильные ответы.
Грибы сближает с животными:
A. Питаются готовыми органическими веществами
Б. Содержат в оболочках клеток хитин
B. Поглощают питательные вещества путем всасывания
Г. Накапливается в клетках гликоген

17. Выберите правильный ответ.
Плодовое тело – это:
A. Шляпка гриба
Б. Грибница
B. Ножка и шляпка гриба
Г. Ножка гриба и мицелий

18. Вставьте пропущенное слово:
Мицелий плотно оплетает корни деревьев и может проникать в ткани деревьев, образуя. или.

19. Выберите верное утверждение.
1. Бактерии – это одноклеточные организмы.
2. Бактерии бесцветны и только некоторые окрашены в пурпурный или зеленый цвет.
3. Клеточная оболочка бактерий отличается по составу и строению от растительной и животной клеток.
4. Бактерии не имеют четко выраженного ядра.
5. Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами.
6. Бактерии размножаются делением одной клетки на две.
7. Бактерии могут образовывать спору.
8. Бактерии могут разрушать сложные органические вещества.
9. Грибы питаются путем всасывания, как органических веществ, так и неорганических.
10. Грибы размножаются только спорами или вегетативно.
11. Плодовое тело гриба образовано шляпкой, ножкой и грибницей.
12. Споры шляпочных грибов образуются в пластинках или трубочках.
13. В клетках дрожжей образуется вещество способное убивать некоторые болезнетворные бактерии.
14. Грибы – головня, трутовик, спорынья, фитофтора являются паразитами.

1. К низшим растениям относят:
A. Мхи
Б. Водоросли
B. Мхи и водоросли
Г. Папоротникообразные

2. Для водорослей характерны следующие признаки:
A. Имеют листья и стебли
Б. Обитают в водоемах и цветут
B. Размножаются семенами
Г. Имеют слоевище и ризоиды

4. Выберите один наиболее точный и полный ответ.
Водоросли – это:
A. Растения, обитающие в воде
Б. Одноклеточные растения, обитающие в воде
B. Самые древние растения на Земле
Г. Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточные – слоевище

5. Выберите правильные ответы.
Хроматофор – это:
A. Название многоклеточной водоросли
Б. Название пигмента
B. Один крупный хлоропласт
Г. Чашеобразная пластида в клетке водоросли
Д. Органоиды – водоросли, содержащие пигмент

6. Выберите один правильный ответ.
Ризоиды – это:
A. Название растений
Б. Вид корня
B. Органоид клетки
Г. Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату

7. Хламидомонада получила такое название из-за того, что она:
A. Небольших размеров
Б. Имеет грушевидную форму тела
B. Имеет орган передвижения – жгутик
Г. Простейший организм, покрытый оболочкой

8. Красные водоросли обитают:
A. На мелководьях морей
Б. На больших глубинах морей
B. Во всех водоемах
Г. Во всей тоще океанов

9. Морской капустой называют:
А. Ламинарию
Б. Порфиру
В. Ульву
Г. Филлофору

10. Подберите соответствующие названия для различных форм лишайников:
I. Кустистые
II. Листовые
III. Накипные

A. Ксантория настенная
Б. Бацидия
B. Олений мох

11. Вставьте пропущенные слова.
Слоевище лишайников состоит из. и. живущих в.

12. Сходство с водорослями имеют мхи:
A. Риччия
Б. Маршанция
B. Сфагнум
Г. Кукушкин лен

13. У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
A. Сперматозоиды
Б. Яйцеклетки
B. Коробочки на длинных ножках
Г. Листья

14. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:
A. Быстро всасывает и проводит воду
Б. Не имеет ризоидов
B. Размножается спорами
Г. Не имеет стебля и листьев

15. Там, где растет сфагнум:
A. Деревья развиваются хорошо
Б. Деревья становятся угнетенными
B. Деревья расти не могут
Г. Лес заболачивается

16. Выберите правильное определение.
Торф – это:
A. Толща полуразложившихся растительных остатков
Б. Название мхов
B. Толща разложившихся папоротников
Г. Тип болота

17. Выберите наиболее полный ответ.
Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:
A. Они широко расселились по земле
Б. Размножаются спорами
B. Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются семенами

18. Вайями называют:
A. Сильно рассеченные листья папоротника
Б. Вид папоротника
B. Корень папоротника
Г. Подземные побеги

19. Становится редким и нуждается в охране:
А. Папоротник
Б. Хвощ
В. Плаун
Г. Кукушкин лен

20. Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой территории:
А. Папоротника
Б. Хвоща
В. Плауна
Г. Крапивы

21. Вставьте пропущенные слова.
Папоротник имеет подземные побеги – . от них растут. на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки – .

22. Папоротникообразные относятся к высшим споровым растениям, так как они:
A. Широко расселились по земле
Б. Имеют корень
B. Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются спорами

23. К голосеменным растениям относят:
A. Кукушкин лен и сосну
Б. Ель и хвощ
B. Пихту и лиственницу
Г. Можжевельник и плаун

24. Выберите более точный ответ.
Залежи каменного угля образовались:
A. Из отмерших древовидных папоротников
Б. Из отмерших частей мхов
B. Из большого скопления остатков растительности
Г. Из большого скопления отмерших водорослей

25. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:
A. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды
Б. Имеют стебель, корень, хвою
B. Имеют шишки
Г. Образуют семена, с помощью которых размножаются

26. К названиям растений, обозначенным цифрами, допишите характерные для них признаки, обозначенные буквами.
I. Сосна
II. Можжевельник
III. Лиственница
IV. Кедр
V. Ель

A. На укороченном побеге имеются две хвоинки
Б. На укороченном побеге имеются 3–5 хвоинок
B. Имеются шишкоягоды
Г. На зиму сбрасывает хвою
Д. Хвоинки располагаются на побеге по одной, супротивно друг другу

27. Название голосеменные получили потому, что:
A. Семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек
Б. Размножаются семенами
B. Имеют шишки
Г. Имеют хвою

28. Женские шишки в отличие от мужских:
A. Образуют семена
Б. Растут у оснований молодых побегов
B. Участвуют в размножении
Г. Зеленовато-желтые, собраны тесными группами

29. Рассеивание семян сосны и ели происходит:
А. Весной
Б. Летом
В. Зимой


Видеоурок знакомит учащихся со споровыми растениями. Рассматриваются особенности строения печёночных, зелёных и сфагновых мхов. В уроке представлена классификация мхов. Множество иллюстраций поможет учащимся лучше усвоить знания о данной группе живых организмов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Мхи. Многообразие. Строение мхов, их значение"

В отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов. Это небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Очень редко можно встретить мхи более 20 см высотой. Мхи распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Их можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах. Многие виды мхов способны переносить неблагоприятные условия в покоящемся состоянии. При наступлении благоприятных условий такие мхи переходят в активное состояние и продолжают свой рост.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.


Представителями печёночных мхов являются риччия и маршанция. Те, у кого дома есть аквариум, хорошо знают плавающее растение, зелёным ковром по­крывающее поверхность воды. Это один из печёночных мхов — риччия. Тело её состоит из вильчато разветвлён­ного слоевища. При хорошем освещении риччия быстро разрастается, образуя плотные по­душки на поверхности воды.


Маршанция — это многолетнее растение, имеющее вид зелёного лопастного листка, стелющегося по поверхности земли.


Один из самых известных листостебельных зелёных мхов — кукушкин лён, его часто можно встретить в забо­лоченных или просто во влажных местах. Это многолетнее растение, высотой до 20 см. Его прямостоячий стебель несёт узкие мелкие листья.


У кукушкина льна есть муж­ские и женские растения. На верхушках мужских растений раз­мещаются половые органы, в ко­торых развиваются подвижные по­ловые клетки (гаметы) — сперма­тозоиды.

У женских растений на верхуш­ках расположены половые органы с женской половой клеткой — яйцеклеткой.


При наличии капелек влаги гаметы сливаются и образуют зиготу.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсю­да и название мха — кукушкин лён. В коробочках разви­ваются споры. Зрелые споры высыпаются из коробочки и образуют зелёную нить. Из почек этой нити вырастают листостебельные растения мха.


Представителем белых, или сфагновых, мхов являет­ся сфагнум.

Сфагнум — растение с сильно ветвящимся стеблем. В отличие от других зелёных мхов он не имеет ризоидов. Стебель и ветви большинства видов сфагнума покрыты мелкими светло-зелёными листьями.


Каждый лист состоит из клеток двух типов. Живые, узкие, сильно вытянутые в длину клетки, в которых содержатся хлоропласты, расположены между очень крупными мёртвыми водоносными клетками. В клеточных стенках водоносных клеток есть поры. Через эти поры внутрь клеток поступает вода, которая может в них удерживаться. Из-за большого количества водоносных клеток в листьях и стебле сфагновый мох может быстро впитывать большое количество воды (в 20 — 40 раз больше своей сухой массы).


Размножается сфагнум спорами, так же как кукуш­кин лён и другие мхи. На концах верхних ветвей у него образуются маленькие коробочки, в которых созревают споры.


Обычно сфагнум растёт на верховых болотах, покры­вая поверхность почвы сплошным ковром, но он может расти и под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почвы переувлажнены. На избы­точно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пыш­ным ковром, и лес постепенно заболачивается. Сфагновый мох растёт верхней частью побегов, нижние их части отмирают. Мох образует кислоты, которые тормозят гниение отмирающих стеблей. Медленное разложение этих стеблей во влажной среде при небольшом количестве кислорода приводит к образованию полезного ископаемого – торфа, который широко используется человеком. Торф применяется как удобрение, топливо и сырьё для промышленности.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.

: мох сфагнум

Антисептические свойства, способность удерживать влагу и делать почву более рыхлой – вот за что ценят мох сфагнум. Расскажем, как можно использовать этот природный материал в комнатном цветоводстве, а также в саду и на огороде.

Сфагнум – род болотных мхов. Только в России насчитывается более 40 его видов. Не имея корней, он растет исключительно вверх, в то время как его нижняя часть постепенно отмирает, превращаясь в торф. Найти мох сфагнум можно на болотистых лесных участках, где он образует обширные мягкие ковры светло-зеленого цвета.

Полезные свойства мха сфагнума

сфагнум мох в лесу

Дачники готовы тратить немалые деньги, чтобы создать оптимальные условия для роста и размножения садово-огородных культур и декоративных растений. Но многих трат можно избежать, если иметь в запасе сфагнум. Ведь свойства этого мха действительно уникальны.

  • Впитывает влагу в 20-25 раз больше собственной массы. Клетки листа сфагнума обладают потрясающими водозапасающими свойствами. Этому мху нет равных в способности поддерживать уровень влажности.
  • Убивает бактерии. Болотный мох сфагнум содержит карболовую кислоту, благодаря чему он используется как антисептик.
  • Не гниет. Антисептические свойства позволяют сфагнуму избежать процесса гниения. В нем практически нет питательных веществ, что еще больше замедляет разложение.
  • Превращается в торф. Отмирающие части мха образуют до 2 мм болотного торфа в год.
  • Повышает кислотность почвы. Многоатомный спирт, содержащийся в сфагнуме, создает кислую среду. Это можно использовать в случае защелачивания земли на участке, а также для культур, которые любят кислую почву.
  • Улучшает воздухопроницаемость почвы. Сфагнум делает грунт более рыхлым, позволяя воздуху беспрепятственно поступать к корневой системе растений.

Варианты применения сфагнума

Мох сфагнум используется в строительстве, народной медицине, пчеловодстве, животноводстве и т.д. Но остановимся подробнее на том, почему заготовить или купить сфагнум стоит цветоводам, а также тем, у кого есть сад или огород.

Мох сфагнум в комнатном цветоводстве

сфагнум в комнатном цветоводстве

Каждый любитель комнатных растений хотя бы раз использовал сфагнум или слышал о нем. А если у вас дома растут орхидеи, скорее всего у вас есть в запасе несколько пакетиков с этим ценным природным материалом. В комнатном цветоводстве есть много вариантов использования мха.

  • Наполнитель для составных земляных смесей. Благодаря добавлению сфагнума возрастает гигроскопичность, воздухопроницаемость и кислотность грунта. Земля удерживает влагу, не будучи переувлажненной. Корневая система получает столько жидкости, сколько нужно, и при этом сохраняет способность дышать.
  • Поверхностное укрытие почвы в горшках. Это особенно актуально для влаголюбивых растений. Мох долгое время поддерживает оптимальный водный баланс почвы. Сфагнум на поверхности горшков – один из секретов тех, кто хочет обеспечить достаточное количество влаги растениям во время продолжительных отъездов из дома.
  • Стерилизация грунта. Благодаря бактерицидным и антисептическим свойствам этот мох защищает растения от патогенной микрофлоры. Его можно добавлять для стерилизации земляной смеси.
  • Дренаж. Сфагнум укладывают на дно горшка для создания дренажного слоя. Он впитывает избытки влаги после полива, а при необходимости снова отдает влагу почве. По сравнению с керамзитом, мох занимает меньший объем и экономит пространство горшка.
  • Изготовление блоков для эпифитов. Используя сфагнум, можно создавать висячие корзины, опоры и блоки для растений с воздушными корнями.
  • Укоренение черенков. Укоренять во мхе можно срезанные черенки (например, листики фиалок). А можно обвязывать растения с толстыми стеблями без нижних листьев пленкой с влажным сфагнумом (на стебле предварительно делают надрез). Этот способ применяется и для черенкования роз.
  • Увлажнение воздуха. Если растение любит влажный воздух, установите горшок в более широкое кашпо или миску, на дно которой уложите керамзит (нижний слой) и сфагнум (верхний слой). Желательно, чтобы мох был живой. Опрыскивая его утром и вечером, вы существенно повысите влажность воздуха.
  • Фильтрация жесткой воды. Поливая комнатные растения через верхний слой мха, вы очищаете жесткую водопроводную воду от солей. При этом не забывайте время от времени менять природный фильтр.
  • Маскировка оголенных стеблей. Стебли некоторых растений вытягиваются и некрасиво оголяются в нижней части. Оберните их сфагнумом, закрепив мох проволокой. Так растение будет смотреться лучше. Особенно такое обертывание полезно для цветов с воздушными конями.

Купить мох сфагнум стоит, если вы разводите следующие комнатные растения: азалия, антуриум, аспарагус, бегония, драцена, диффенбахия, монстера, орхидеи, толстянка.

Мох сфагнум для сада и огорода

сфагнум в салу и огороде

Для сада и огорода мох сфагнум используется реже, чем для комнатного цветоводства. Одна из причин заключается в том, что не все знают, какую пользу можно извлечь из этого природного материала.

    . С помощью сфагнума можно защитить нежные растения от морозов, т.к. он отлично сохраняет тепло. Также им оборачивают стволы восприимчивых к холоду деревьев.
  • Удобрение. Сфагнум сам по себе практически не содержит питательных веществ, но после отмирания образует торф.

Использовать сфагнум для обогащения почвы нужно с осторожностью. Сфагновый торф повышает кислотность почвы, а это подходит не всем культурам.

  • Декоративное решение. Используйте мох для оформления альпийских горок или обычных клумб. Это и красиво, и оригинально.
  • Мульча. Сфагнум подходит для мульчирования. Но учитывайте, что под слоем мха земля будет на несколько градусов холоднее. В то же время такая мульча сохраняет тепло земли в холод и защищает от чрезмерного нагрева в жару.

Не используйте сфагнум для мульчирования грядок с мелкоплодной или садовой земляникой (клубникой). Эти культуры сгниют под слоем мха. А вот для перца, редиса, малины и картофеля такая мульча подходит идеально.

  • Защита от гнили при хранении культур. Переложите корнеплоды и луковицы слоями сфагнума для продолжительного хранения. Так вы защитите их от плесени и гнили. К тому же рыхлая структура мха способствует циркуляции воздуха.
  • Проращивание семян. Питательная влажная среда, которую можно создать при помощи сфагнума, оптимальна для проращивания семян любых культур.

Заготовка сфагнума

мох сфагнум

Мох сфагнум можно купить в магазине, а можно собрать его самостоятельно. Для этого важно знать, как он выглядит, чем отличается от обычного мха и где вообще его искать.

Как отличить сфагнум от обычного мха

Живой сфагнум имеет бледно-зеленый цвет. Высыхая, мох становится почти белым. Он образует рыхлые, слегка пружинистые моховые подушки, из которых легко вытаскиваются отдельные пучки растений. Нижняя часть мха будет беловатой, средняя – бледно-зеленой, а верхняя – чуть более насыщенного цвета. Из-за способности менять цвет в зависимости от насыщения влагой в народе сфагнум называют белым мхом.

сфагнум белый и зеленый

Сфагнум часто путают с кукушкиным льном. Но это не одно и то же. У кукушкиного льна есть ризоиды (подобие корней), которые удерживают его на поверхности почвы, в то время как сфагнум легко достается пучками. Каждая "травинка" сфагнума имеет главный стебель и расположенные ближе к верхушке тонкие длинные боковые веточки, напоминающие листья. На самой верхушке веточки скручиваются, образуя головку. Это и есть главный отличительный признак представителей сфагновых мхов.

Где растет сфагнум

Растет сфагнум в лиственных лесах. Особенно любит он осинник в небольших ложбинках. Весной он начинает активно расти там, где после таяния снега образуются небольшие болотца.

Когда заготавливать

Заготовкой сфагнума лучше заниматься осенью. При этом не стоит делать это в слишком заболоченных местах, т.к. затем у вас уйдет слишком много времени на просушку материала. Учитывая то, что мох не имеет корней, он легко вынимается из общего зеленого ковра. Тем не менее, лучше срезайте только верхнюю часть растения.

Как простерилизовать сфагнум

Мох обладает бактерицидными свойствами, но это не значит, что в нем не могут жить насекомые. Поэтому перед использованием продезинфицируйте материал. Заварите мох кипятком и оставьте на 5 минут. Отожмите и выложите на просушку. Хранить сфагнум легче всего в сухом виде, например, в пакетах в овощном отделении холодильника. Однако есть возможность сохранить в пакетах и живой мох.

Сфагнум – действительно полезный материал. Причем запастись им можно совершенно бесплатно.

Сосновый лес по колено

Сосна цепляется за неустойчивую болотную почву

Экологические формы сосны

Жизенные формы сосны (Pinus sylvestris), произрастающей на верховых болотах. Слева направо показаны формы, растущие от центра к краю верхового болота: 1 — forma pumila, то, что выглядит на изображении как ее корень, на самом деле является погруженным в моховый покров стволом дерева, 2 — f. willkommii, 3 — f. litwinowii, 4 — f. uliginosa. Рисунок из книги С. Н. Тюремнов, 1976. Торфяные месторождения

Читайте также: