Сухой лист трепетал на ветках деревьев опадал кружился в воздухе

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

114 упр Вставить пропущенные запятые
Лес уже пожелтел, посеучнел под дыханием осени. Сухой лист трепетал на ветках, опадал ,крутился в воздухе. Он покрывал землю пёстрым мягким шаршащим ковром. Казалось, лес задумался и смотрел в бледное низкое и
хмурое небо. Тишину нарушал только треск сухой ветки под ногами пугливого зверька, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.

Лес уже пожелтел, поскучнел под дыханием осени. Сухой лист трепетал на ветках, опадал, крутился в воздухе. Он покрывал землю пёстрым, мягким, шуршащим ковром. Казалось, лес задумался и смотрел в бледное, низкое и хмурое небо. Тишину нарушал только треск сухой ветки под ногами, пугливого зверька, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.



Русский язык


19

Ответы

Сухой лист трепетал на ветках деревьев, опадал, кружился в воздухе.

Он покрыл землю пёстрым ,мягким ,шуршащим ковром.

Тишину нарушал и треск сухой ветки, и шумный полёт птицы ,и сердитый крик вороны.

________________________________________________________________
Сухой лист трепетал на ветках деревьев, опадал, кружился в воздухе.

Он покрыл землю пёстрым мягким шуршащим ковром.

Тишину нарушал и треск сухой ветки, и шумный полёт птицы, и сердитый крик вороны.

Цель: закрепить навыки правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных повторяющимися сочинительными союзами и противительными союзами; развивать умение выявлять и исправлять пунктуационные ошибки.

Оборудование: учебник, учебные тексты, схемы предложений, раздаточный материал.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Беседа с учащимися.

— Какие члены предложения называются однородными?

— Прочитайте выписанное дома предложение с однородными членами, соблюдая правильную интонацию.

1. Объяснение учителя.

(Текст записан на доске.)

Мальчик быстро разделся, сбежал вниз по крутому бережку и бросился в воду. Он раза три нырнул, потом поплыл на спине и закрыл от удовольствия глаза. Он позволял себе и лежать на спине, и брызгаться, и кувыркаться, и плавать на животе.

Найдите однородные члены в последнем предложении. Нарисуйте схему предложения.


Однородные члены связаны союзом и. Почему же между ними стоят запятые?

Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами, ставится запятая.

— Запишите предложения. Найдите в них однородные члены. Какими союзами они связаны? Объясните постановку знаков препинания.

Я ехал долго, но жилья нигде не встречал. Мальчик хотел купаться в реке, а не кататься на лодке.

Вывод. Противительные союзы а, но могут связывать однородные члены предложения. Перед этими союзами всегда ставится запятая.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

(Карточки с заданием — на каждой парте.)

— Запишите предложения, раскрывая скобки и вставляя подходящий по смыслу союз. Расставьте знаки препинания.

Этот путь короткий (очень трудный). Потоки воды размывают края оврага (роют ямы на его дне). Дождь прошёл (землю не напоил). Ветер загудел, затрещал (сорвал крышу с сарая). Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). Дети ходили в лес за грибами (за ягодами).

— Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Избегайте повторов. Используйте подходящие по смыслу союзы.

1) Мы хорошо работали. Мы весело отдыхали. 2) Я ходил не в кино. Я ходил в театр. 3) Мальчик глубоко нырнул. Мальчик дна не достал. 4) Не по словам судят о человеке. Судят по делам.

(Задание выполняется по вариантам.)

Первый вариант выписывает предложения с однородными членами, не связанными союзами, второй — предложения с однородными членами, связанными союзами.

Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей. Солнце показалось из-за туч и скрылось. Цветы издавали не резкий, а нежный запах. День был пасмурный, но тёплый. Ночь медленно течёт без звёзд, без звуков, без движенья. (А. Серафимович) Сухой лист трепетал на ветках, опадал, крутился в воздухе. И волки, и рыси, и всякие хищники водятся в тайге.

— Найдите и исправьте ошибки в расстановке знаков препинания.

На траве, на былинках, и на соломинках блестели нити осенней паутины. И на березах, и на осинах и на липах блестят золотые листья. В поле в лесу, в роще звенели птичьи голоса. Старый лес зашумел ровно, и неумолчно. Пришла весна но тепла не принесла.

сложное предложение 4 класс карточки с заданиями

Чтобы хорошо выполнить работу нужно знать:

Сложное предложение — это предложение, в котором две или более грамматических основ. Между частями сложного предложения ставится запятая.

Налетел ветер , и полетел и с деревьев разноцветные листья .

Из-за леса встало золотое солнце , послышались звонкие голоса птиц , ожила природа .

Сверкнула ослепительная молния, а затем раздался оглушительный удар грома.

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки
Вариант 1

1. Выдели однородные члены предложения и слово от которого к ним можно задать вопрос.

  • В заповеднике люди кормят тигров, рысей и оленей.
  • С наступлением холодов лягушки прячутся на дно и зарываются в ил.
  • Из окна мы увидели цветущий луг, край синего озера и кромку далёкого леса.
  • Кошка замяукала тихо и жалобно.

2. Найди и выдели предложения с однородными членами. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

  • В лесу росли сосны, дубы и берёзы.
  • Поезд летит стрелой по широким просторам.
  • Подул сильный, тёплый ветер.
  • На пристани теснилась толпа пассажиров.
  • Бабушка купила в магазине плащ, а не пальто.

В лесу росли сосны, дубы и берёзы . ( однородные подлежащие , подчеркивается одной чертой)

Подул сильный, тёплый ветер. ( однородные определения, подчеркивается волнистой линией)

Бабушка купила в магазине плащ , а не пальто . ( однородные дополнения , подчеркивается пунктирной линией)

3. Составь схемы предложений.

  • Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.
  • Миша заболел, но быстро поправился.
  • По утрам густой туман покрывал лес, скалы и ближайшие острова.
  • Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.

Миша заболел , но быстро поправился .

По утрам густой туман покрывал лес, скалы и ближайшие острова .

Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.

4. Подчеркни предложение с однородными сказуемыми, которое соответствует схеме О, О и О.

Зима. Стоит чудесный денёк. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали зёрна и повесили её на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала. К кормушке подлетели снегири, воробьи и голуби. На ветку берёзы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы.

5. Составь и запиши предложение к каждой схеме.

О, О и О. На ёлке висят красные, голубые и жёлтые шары.

О или О. Мы пойдем в кино или театр.

О, а О. Я люблю собирать ягоды, а не грибы.

6. Расставь недостающие знаки препинания.

Осенью у ежа мало добычи. Попрятались в землю черви жуки и улитки. В ясные осенние дни ёжик готовит себе норку таскает туда сухие листочки траву и мягкий мох. Зимой ёжик не охотится а спит в тёплой норке под снегом.

Осенью у ежа мало добычи. Попрятались в землю черви, жуки и улитки. В ясные осенние дни ёжик готовит себе норку, таскает туда сухие листочки, траву и мягкий мох. Зимой ёжик не охотится, а спит в тёплой норке под снегом.

7. Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.

  • Под солнечными лучами запели и забурлили ручейки.
  • Солнце выглянуло из-за туч, но скоро исчезло.
  • Свежий ветер пахнет полынью васильками и мятой.
  • Взяли с собой кота да петуха.

Свежий ветер пахнет полынью, васильками и мятой.

8. Продолжи предложения, добавляя однородные члены предложения.

  • Яркая молния на мгновение озарила _________ и __________ .
  • ______________ , ______________ , ______________ листва кружится в воздухе и ложится на землю.
  • Главными членами предложения являются ___________________ и ____________________ .

Яркая молния на мгновение озарила лес и озеро. Золотая, багряная, красная листва кружится в воздухе и ложится на землю. Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

9. Найди и подчеркни грамматические основы предложения.

  • Мы осторожно дышали на снежинки, и они превращались в чистые капли воды.
  • Справа виднелся лес, а слева мелькали огоньки деревни.

Сложные предложения. В каждом по две основы.

1. м ы дышали, они превращались

2. лес виднелся, огоньки мелькали

10. Запиши только сложные предложения. Подчеркни в них грамматические основы.

Почки раскрываются, и на каждой висит большая прозрачная капля. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Бобр осмотрел молодую осинку, обхватил передними лапами ствол и начал его грызть. Охотник подошёл к опушке, его сразу заметила болтливая сорока.

Почки раскрываются , и на каждой висит большая прозрачная капля .

Он смотрел , как взрослые пингвины купаются .

Охотник подошёл к опушке, его сразу заметила болтливая сорока .

приставки и предлоги 3 класс карточки для тренировки
Вариант 2

1. Выдели однородные члены предложения и слово от которого к ним можно задать вопрос.

  • В живом уголке ребята кормят хомяков, кроликов и попугаев.
  • Ночью заяц ходит по полям и лесам без страха.
  • На день рождения друзья подарили мне книгу о природе, карманный фонарик и маленькую золотую рыбку.
  • Мастер сделал работу быстро и качественно.

В живом уголке ребята кормят хомяков, кроликов и попугаев.

Ночью заяц ходит по полям и лесам без страха.

На день рождения друзья подарили мне книгу о природе, карманный фонарик и маленькую золотую рыбку .

Мастер сделал работу быстро и качественно .

2. Найди и запиши предложения с однородными членами. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

Грач строит гнездо из мха, соломы, тонких веточек. Грач ищет подходящие соломинки. Грачиха остаётся караулить постройку. Выстилают грачи свои гнёзда не хворостинками, а сухими пёрышками. Гнездо получается тёплым, уютным.

Грач строит гнездо из мха , соломы , тонких веточек . ( однородные дополнения , подчеркивается пунктирной линией)

Выстилают грачи свои гнёзда не хворостинками , а сухими пёрышками . ( однородные дополнения , подчеркивается пунктирной линией)

Гнездо получается тёплым, уютным. ( однородные определения, подчеркивается волнистой линией)

3. Составь схему предложений.

  • В парке росли ели, сосны, дубы и берёзы.
  • Цветы пахли не резко, а нежно.
  • По озеру плыли лебеди, утки и селезни.
  • В лесу мы видели следы зайцев, кабанов, лосей.

В парке росли ели, сосны, дубы и берёзы.

Цветы пахли не резко, а нежно .

По озеру плыли лебеди, утки и селезни.

В лесу мы видели следы зайцев, кабанов, лосей.

4. Подчеркни предложение с однородными подлежащими, которое соответствует схеме О, О и О.

Зима. Стоит чудесный денёк. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали зёрна и повесили её на берёзу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала. К кормушке подлетели снегири, воробьи и голуби. На ветку берёзы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы.

5. Составь и запиши предложение к каждой схеме.

О , О , О
О и О
О, но О

О, О, О. На ёлке висят красные, голубые, жёлтые шары.

О и О. Мы пойдем в кинотеатр и в парк.

О, но О. Мы загорали, но не купались.

6. Расставь недостающие знаки препинания.

Самое большое гнездо у орла. Он делает его из толстых веток. Самое уютное гнездо у синицы. Оно свито из пуха перьев и мха. Кукушка не вьёт гнёзда а подкладывает свои яйца в гнёзда зарянок трясогузок белой славки.

Самое большое гнездо у орла. Он делает его из толстых веток. Самое уютное гнездо у синицы. Оно свито из пуха, перьев и мха. Кукушка не вьёт гнёзда, а подкладывает свои яйца в гнёзда зарянок, трясогузок, белой славки.

7. Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.

  • Подружки набрали полные корзинки черники и лесной малины.
  • Вдоль забора папа посадил малину, а не цветы.
  • Добрая старушка угощала детей пирогами да ватрушками.
  • Ранней весной расцветают подснежники медуница мать-и-мачеха.

8. Продолжи предложения, добавляя однородные члены предложения.

  • Девочка кормила котёнка ______________ и _________________ .
  • Ёлка была украшена __________________ , _________________ ,
    ______________ игрушками.
  • __________________ , _________________ , __________________ , _________________ являются частями речи.

Девочка кормила котёнка молоком и колбаской. Ёлка была украшена бумажными, деревянными, стеклянными игрушками. Имена существительные, имена прилагательные, глагол и местоимение являются частями речи.

9. Найди и подчеркни грамматические основы предложения.

Выбежал ручеёк на широкий луг, и заблестела на утреннем солнце прозрачная вода.

На полях лежит снег, но уже показались первые проталины.

Сложные предложения. В каждом по две основы.

1. ручеёк выбежал, вода заблестела

2. снег лежит , проталины показались

10. Запиши только сложные предложения. Подчеркни в них грамматические основы.

  • На сосне в гнезде хрустнула скорлупка, и появился на свет первый черноглазый птенец.
  • Молодые дятлы ловко цепляются за стенки и вылезают из гнезда.
  • Медленно продвигаются между рядами растений сборщицы чая, за спиной у них висят огромные корзины.
  • Выручают зайца нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка.
  • Мы шли по звериной тропе сквозь тайгу, вдруг до нас донеслись удивительные звуки.

На сосне в гнезде хрустнула скорлупка , и появился на свет первый черноглазый птенец .

Медленно продвигаются между рядами растений сборщицы чая, за спиной у них висят огромные корзины .

Мы шли по звериной тропе сквозь тайгу, вдруг до нас донеслись удивительные звуки .

Читайте также: