Сосна на скале шишкин описание

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Все замыслы и идеи, воодушевлявшие его, художник гениально раскрывает в своих работах. Так, в 1891 году им написана картина, которая является классической иллюстрацией к известному стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова.

Шишкин всегда воспевал просторы русской земли и здесь зритель видит особенную красоту – зимнюю, холодную, одинокую, но от этого не менее впечатляющую.

Главным героем картины, как и стихотворения, является сосна – высокая и крепкая. Она почти полностью скрыта под снегом, который тяжелым грузом гнет ветви к земле.

Как у Лермонтова с помощью поэзии, так и у Шишкина с помощью живописи проведена аналогия между человеком и деревом. Передано вселенское одиночество, образ брошенного человека, грустного, лишенного поддержки родных, их теплых слов и общения.

Огромное дерево возвышается над темной бездной, над всем серо-синим, ледяным безмолвием. Лунный свет, не видимый зрителю, но отлично угадываемый, освещает поникшую макушку сосны и дает тень от дерева, еще раз подчеркивая его величину и могучесть.

Но, пожалуй, всматриваясь и вчитываясь в классические произведения художника Шишкина и поэта Лермонтова, зритель приходит к выводу, что все не так печально в этой истории. Ведь это только зима, она закончится, будет солнце, дальние равнины и каменные скалы покроются веселой зеленью, а само дерево оживленно зашелестит свежими и молодыми листьями.

Колоритная гамма цветов, которую использует живописец, очень ограничена. Но Шишкин гениальный мастер по использованию принципов тональности. Да, в картине нет яркого колорита, зато есть оттенки, тона, подтона и световые градации.

Они так многогранны и эффектны, что с их помощью художник великолепно передал состояние природы, образность, почти одушевленность этого снежного исполина. Как грамотно художник использует светотени, чередуя темные и светлые планы в композиции. Благодаря этому, пространство, уходящее вдаль, ощущается почти физически, чувствуется глубина обрыва и ширь горизонта.

Такое исполнение характеризует мастерство и профессионализм автора, создает его узнаваемость и определяет стиль творца.

Возле этой картины в музее всегда зритель с неизменно искренней любовью к творчеству этого первоклассного и талантливого живописца. Наверное, нет такого художника, кто более горячо любил и умел рисовать родные леса и просторы русской природы, как Иван Иванович Шишкин.

ivan-shishkin-na-severe-dikom

В силуэте дерева при желании можно рассмотреть достоинство и гордость. Сильные ветки сосны держат внушительный слой снега, а на макушке дерева находится красивая снежная шапка. На участке пасмурного неба макушка дерева сливается со снежными облаками, вокруг присутствует ощущение уныния и тоски. Могучее дерево на скале навевает на людей разные мысли. К примеру, о чём может мечтать это дерево на прочном скалистом основании? По всей вероятности, оно желает встретить родственную душу, которая тоже понимает, что такое одиночество. При внимательном рассмотрении картины нередко появляется чувство восхищения за эту несгибаемую под массой неблагоприятных обстоятельств сосну, являющуюся символом человеческого достоинства.

Картина На севере диком. Шишкин Иван. 1891 г.


Стихотворение "Сосна" художник выбрал для иллюстрации полного собрания сочинений к 50-летию со дня гибели прекрасного русского поэта , не случайно. У Шишкина в то время было похожее состояние одиночества. Он потерял жену, дочь переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови, затерявшуюся среди леденящих холодом безжизненных скал на берегу финского залива.

Душа полна обиды на судьбу, унесшую брата, сыновей жену…Неуютно дома, словно певчей птичке, угодившей в западню.

Картина Шишкина точно доносит до нас те же чувства, но посредством живописи. На скале, среди снежных просторов и темноты, возвышается сосна. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури дерево растет там, где, кажется, жизнь невозможна. Вопреки всем ураганам, сосна не сгибается под ударами стихии и верится, что ничто не сможет ее свалить или обломать.

Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженным всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево и тяжесть снега, смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным мистическим лунным светом.

Хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у его подножия. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака, серебрит снег.

Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, и возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу. Однако явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.

Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Вот она сосна совсем одинока, но красотой величава, могуча и верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее.

4 сочинения по картине

И.И. Шишкин или лесной художник (иногда его еще называли художник-лесник) родился в середине девятнадцатого века в городе Елабуге. Темные леса, утесы, озера, невообразимой красоты, поляны, словом все чем богата русская природа окружали город стеной. Все это побуждало в юном мальчике желание передать их красоту. Отец будущего художника занимался торговлей, но вместе с тем был человеком образованным и грамотным. В силу своей любознательности, он поощрял увлечения сына.

По мере взросления, он становится учеником Московского училища живописи. Занимался Шишкин с увлечением, учился хорошо. Ему легко давались любые задания, но больше всего его привлекали различные пейзажи. На последнем курсе, он в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году переехал в Петербург и поступил в Академию. Заканчивает ее блестяще, с золотой медалью и правом заграничной командировки.
Однажды, будучи на одном поэтическом вечере, Шишкин впервые слышит лирический шедевр Михаила Юрьевича Лермонтова “На севере диком стоит одиноко”. Известно то, что это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне “Сосна стоит одиноко”.

Перед нами дикий север, освещенный холодным светом, вершины скал, покрытые снегом. Видим одинокую сосну на краю утеса. И невольно звучит голос гордого одиночества, глядя на этот пейзаж, полный величественной красоты!

Если разбирать картину с точки зрения цветовой гаммы, то преобладают сине-белые краски, что не удивительно, ведь это зимний пейзаж. Несмотря на явную ночь, я вижу достаточно светлых тонов — сосну освещает луна. Также я вижу, что небо чистое, только небольшие облачка, подсвеченные луной, уходят к горизонту. В такие ночи обычно очень холодно. С другой стороны, я вижу, что снег налип на ветви большими гроздьями. Настолько большими, что ветви сосны склонились почти вдоль ствола, вероятно снег сырой и тяжелый. Может быть была оттепель? На картине нет ярко выраженного горизонта, благодаря игре со светом, бескрайние снежные поля и загадочное северное небо сливаются воедино, что придаёт особый шарм.

Я смотрю на эту сосну, и она похожа на старого генерала. Он стоит на возвышении перед своим войском. Он одинок, он устал, но никогда и ни за что этого не покажет, не сломится и не отступит, ведь на него смотрят его воины — вот такие чувства вызывает у меня эта картина.


Пример сочинения 2

Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.

Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.

О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.


Пример сочинения 3

Возможно, выбор художника пал на это произведение, благодаря знакомой его сердцу и душе – теме одиночества. Судьба тяжело поступила с ним. Его обе жены скоропостижно скончались, 3 детей умерли в младенчестве, его единственная, уже взрослая дочь, жила далеко, в другой стране. Он был совершенно один.

Картина, написана до того реалистично, что создаётся впечатление, будто это – фотография. Здесь настолько естественно прописаны все детали. Каждый штрих имеет свой смысл.

Бедная, одинокая сосна стоит на высоком холме, освещённая светом луны. Её широкие ветви-лапы проседают, от навалившегося и обволакивающего их, тяжёлого липкого снега. У неё уже нет сил, избавиться от его оков, которые сковали её, и не дают пошевелиться. Она покорно терпит и несёт своё бремя.

Луна, как бы пытается помочь, извлекая из себя, большое количество света, хочет согреть дерево. Но свет луны далёк и холоден, какое бы количество его не было. Он не может дать тепла, а только подчёркивает безысходность.

Цвета, оттенки, которыми выполнена эта работа – только холодные, от белоснежного до лилово-чёрного, как нельзя лучше передают холод, мороз и обречённость.

Эта картина, поистине, выдающееся произведение искусства. Только человек, наделённый величайшим талантом, смог создать такое творение живописи. Этим великим и был, Иван Иванович Шишкин, который подарил нам возможность наслаждаться его произведениями, и получать колоссальное удовольствие.


Пример сочинения 4

Какой прекрасный творческий союз! Один великий поэт написал строку, другой великий поэт перевёл её, а третий - не менее великий художник создал картину. Она гениальная в своей простоте. Крайний север, полярная ночь, кругом снег, обрыв и только одна сосна прижилась в этом суровом краю.

Если бы это дерево не обладало жизненной стойкостью к экстремальным природным условиям, то сосны не прижились бы на обширных российских территориях таких, как лесотундра, тайга.

Картина немного похожа на сказку. Стоит огромный снежный великан на самом краю пропасти, как доблестный страж охраняет свои владения. И будет стоять, чтобы ни случилось. Не отступит назад ни шагу. Снег на её ветках лежит толстым слоем, и они под его тяжестью опустились. Он блестит и переливается серебром в лунном свете.

Это страж надел белый маскировочный халат и почти слился с окружающей местностью. Кажется, вот сейчас он поднимет голову, расправит плечи, стряхнёт с себя весь снег. И сдаст свой пост другому стражу.

В свете последних событий можно сказать, что российские войска возвращаются в Арктику. Все тщательно замаскировались, и только часовой, закамуфлированный под сосну, занял свой пост на краю обрыва.

При написании картины художник использовал былые и синие краски всевозможных оттенков. На картине не видно линии горизонта. Темное - синее ночное небо и чёрная пропасть снежных просторов слились воедино. Но на востоке уже светает, приближается утро, ночь отступает.

Картина символизирует стойкость, умение выживать в любых природных условиях, не сгибаться под катаклизмами судьбы. Эти качества позволяют и людям взбираться на вершины и удерживаться на них.

Читайте также: