Сорта вагонки из сосны классификация

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Обыватели часто путаются в понятиях - что такое Вагонка сорт А, АВ, С? Практика показывает, что отечественный потребитель сейчас довольно требователен к качеству вагонки. По этой причине старый добрый DIN 68 126 (и тем более ГОСТ 8242-88) по факту оказываются слишком мягкими. Из-за чего нам и нашим производителям, приходится, работать по собственным техническим условиям – более строгим, нежели все существующие регуляционные документы, где нормой могут считаться дыры от выпавших сучков или синие пятна на лицевой поверхности.

Всего в среднем принято выделять 4 сорта строганных изделий. Называться они могут по-разному. В большинстве случаев фирмы производители предлагают одну категорию с самыми высокими кондициями – Экстра, Премиум, Ультра, Отборная… А также реализуют евровагонку ещё 2-3 ступеней качества: I; II; III – сорта, либо обозначают категории литерами: А; В; С.

Помимо основных сортов, классов и категорий нередко можно встретить промежуточные варианты, например, ВС или АВ. Возьмём, к примеру, вагонку категории АВ, которая по качеству представляет собой партию продукции, в которой наряду с деталями более высокого сорта А имеется также некоторое количество изделий сорта В. Зачем так делает производитель – спросите вы? Всё очень просто.

Промежуточный класс АВ выделен не для обмана клиента. Когда мошенники стремятся к незаконной выгоде – они просто продают низкосортную продукцию под видом высокосортной, за те же деньги, вплоть до того что они могут смешивать в категории А всё, что есть в наличие, в том числе изделия 3-го сорта или вообще полную выбраковку.

Перед нормальным производителем ставится задача максимально полно использовать попиленное сырьё. Дело в том, что дерево является живым и уникальным организмом, каково строение ствола – понять до распиловки не понятно, как поведёт себя нарезанная доска в процессе сушки и строжки тоже.

Более того, чем длиннее бревно подвергается распиловке, тем больше вероятность, что в готовое изделие попадёт какой-то дефект. Особенно это актуально для сучков, которые представляют собой части веток, а чем выше по стволу – тем веток больше. Именно поэтому выход вагонки длиной более 4 метров, попадающей под критерии отборного или первого сорта очень невелик. Это не говоря уже о первосортной 6-метровой вагонке, которой из 20-25 штук с одного распущенного ствола получается отобрать только 1-2 штуки. Вот почему вагонка большой длины чистой категории А так дорого стоит.

То есть сорт АВ, при достаточно приемлемом качестве, позволяет потребителю сэкономить более 20 процентов средств, получив при покупке вполне достойный материал, которым, если правильно распорядиться, можно решать весьма серьёзные задачи.

Вагонка является одним из самых распространенных обшивочных материалов в современном строительстве. При этом для наружных работ используют металл или пластмассу, а внутри обычно применяют натуральную древесину. Однако свойства натурального материала не позволяют делать одинаковые изделия, что приводит к появлению такого понятия как сорта вагонки.

Они значительно различаются по своим техническим характеристикам и имеют свои допуски и параметры.

сорта вагонки

Столовая комната, выполненная из вагонки класса “Экстра”

Виды сортов

В настоящее время классификация вагонки производится в соответствии определенными данными, такими как:

  • сучки;
  • трещины;
  • смоляные кармашки;
  • засмолки;
  • сердцевина;
  • прорость;
  • окрас;
  • гниль;
  • синева;
  • обзол;
  • червоточина;
  • дефекты производства.

Совет! Необходимо уметь различать разные сорта данного материала, чтобы избежать обмана и выбрать качественный продукт за его реальную стоимость.

Вагонка класса “А”

В данных изделиях должен полностью отсутствовать дефект производства. Единственное что допустимо, это шероховатость поверхности, но только в небольшом количестве.

Также вагонка сорта А не должна содержать:

  • обзол;
  • червоточину;
  • синеву;
  • гниль;
  • прорость.

Окраска материала не должна быть больше десяти процентов от общей площади. При этом трещины и смоляные камушки допускаются только незначительные и не сквозные. Сучки у материала не должны выпадать, а их диаметр не должен превышать 15 мм. Черные сучки могут присутствовать в древесине данного класса, только если их диаметр не больше 7 мм.

вагонка сорта а

Пример класса “А”

Вагонка класса “В”

Сорт вагонки В класса допускает присутствие значительного большего числа дефектов и повреждений. Одним из самых важных отличий этого вида является допустимость непрострожки на торце замковой части. Однако это не должно мешать сборке.

Также допускаются незначительные сколы, трещины, запилы и вмятины, но их величина не должна быть больше, чем 15 мм на 30 см погонного метра.

При этом глубина таких дефектов для данного класса должна находиться в пределах 0.5 мм, а готовое изделие может содержать:

  • засмолки;
  • сердцевины;
  • окраску;
  • прорость (на ширину не более 200 мм);
  • синева (не больше 10%).

Также изделие может иметь пластневые трещины, но без выхода в торец и не насквозь. Сучки же такая вагонка может иметь разного размера, но только при их белом окрасе. Черные и впадающие виды не должны быть больше 20 мм.

вагонка сорта с

Пример класса “В”

Вагонка класс “С”

Вагонка сорта С является самой дешевой и имеет массу допусков по качеству и дефектам производства.

Она допускает наличие:

  • засмолки;
  • смоляных кармашков;
  • прорости;
  • сердцевины;
  • окраски;
  • синевы;
  • гнили;
  • червоточины;
  • обзола.

Также данный вид изделий может содержать практически любой тип дефекта производства, но только если его размер не будет более 1\5 от общей плоскости. При этом сучки могут присутствовать в такой вагонке без ограничений.

сорт вагонки

Пример класса “С”

Вагонка класса “Экстра”

Данный вид материала часто называют вагонка 1 сорта, хотя на самом деле его можно отнести к высшему классу или элитному типу. В нем полностью отсутствуют дефекты производства и деформации пород древесины. Именно поэтому этот класс считается самым лучшим и имеет довольно большую цену.

Многие производители поставляют его в специальной вакуумной упаковке, чтобы при перевозке он не деформировался, взаимодействуя окружающей средой. Также для данного типа качества предусматривают специальные крепежные зажимы, которые обычно входят в комплект поставки.

Совет! Не стоит доверять надписям на витрине магазина, качество материала необходимо проверять собственноручно.

Область применения в соответствии с классификацией

Каждая классификация вагонки по сортам имеет свою условную область применения и вид финишной обработки.

  • Класс “Экстра” — используют на ответственных участках строения, которые должны иметь безупречный внешний вид. При этом ее крепят только на специальные зажимы, чтобы не портить внешний вид и покрывают лаком. Для ее изготовления используют элитные сорта древесины, которые обладают красивой структурой и рисунком. Многие видео уроки по строительству показывают примеры установки именно такой вагонки, поскольку с ней очень легко работать, не отвлекаясь на подгонку.

классификация вагонки по сортам

Пример класса “Экстра”

  • Класс “А” – также используется на участках, которые являются лицевыми. Такая вагонка не многим отличается от “Экстры”, поэтому довольно часто конкурирует с ней. Дело в том, что разные производители относятся к качеству своей продукции по-своему. Рассматривая некоторые фото можно увидеть, что изделия класса “А” одного производителя можно смело ставить в один ряд с классом “Экстра” другого изготовителя. Единственным их отличием порой является цена. Поэтому следует делать выбор, опираясь на внешний вид, а не на характеристики указанные в документах.
  • Класс “В” – можно назвать бюджетным. При его использовании часто приходится применять различные замазки и шпатлевки, которые бы скрывали дефекты. Именно поэтому такую вагонку приобретают только тогда, когда предполагается использование красителей, которые бы смогли скрыть все исправления и сучки. Однако если производится монтаж своими руками, то для экономии можно взять и ее. При этом придется использовать замазки в тон древесине, придавая ее приятный внешний вид и позволяя использовать цветной лак.
  • Класс “С” – считается самый последний по своим показателям качества. Ниже него идут уже дрова. Ни одни профессиональный строитель не согласится работать с ним. Это связано с тем, что его контроль качества этого материала осуществляется путем отбраковки класса “В”. Таким образом, среди него можно часто встретить изделия со значительно низшими показателями, чем требует инструкция. При этом дефекты этого материала порой сильно отнимают время при сборке, поскольку требуют частой доработки или подгонки. Некоторые недобросовестные изготовители относят к этому классу конкретный брак. Поэтому необходимо быть особенно внимательным или полностью исключить этот класс из работы, невзирая на такой параметр как цена.

вагонка 1 сорта

Сауна из вагонки

Вывод

Выбирая для работы качественную вагонку из дорогих пород дерева можно превратить помещение в настоящий дворец. Этот материал отлично подходит для любых помещений, хорошо переносит покраску или обработку лаком, имеет потрясающий внешний вид и монтируется за короткие сроки. При этом он является одним из самых экологически чистых и имеет приятный запах.

Деревянная вагонка всегда будет одним из самых достойных и востребованных материалов для отделки помещений.

Сегодня вагонка – это достаточно популярный отделочный материал. Обычно ее используют для отделки стен в квартирах и в частных домах, а также многие её применяют для отделки стен, потолка и пола в банях и саунах.


Прежде всего нужно решить, из какого именно дерева будет изготовлена вагонка. Как правило, от вида древесины зависят ее условия расположения в определенных помещениях, свойства, достоинства и недостатки. Большинство покупателей выбирают вагонку из сосны. Почему же они делают выбор в ее пользу?


Содержание

Какие помещения можно отделывать сосновой вагонкой

Вагонка – это такой материал, который пригоден для отделки многих помещений.

  1. Ее используют для оформления стен в спальных комнатах, гостиных и даже в ванных комнатах.
  2. Вагонкой отделывают комнаты (но не парную) в банях и саунах. Сосна отлично подходит для помещений с повышенной влажностью.
  3. Раньше данный материал использовали для оформления стен в вагонах, отсюда и пошло название – вагонка.









Сосновая вагонка: Преимущества и недостатки

Данный отделочный материал пользуется популярностью за счет большого количества плюсов:

  1. Вагонка имеет небольшой вес. Это позволяет легко и просто ее использовать в работе и производить ее замену.
  2. Сосна содержит в себе много смол, которые надолго сохраняют материал в презентабельном виде.
  3. Древесину сосны не нужно обрабатывать специальными средствами, защищающими ее высокой температуры и влаги, ведь она сама (без обработки) способна выдержать такие условия. Это возможно благодаря высокому содержанию смолы. Она отлично защищает дерево от воды, не дает ей задерживаться в нем.
  4. В этом дереве содержится большое количество вещества лигнина, поэтому древесина такая прочная.
  5. Покрытие из любого дерева (не только из сосны) на стене играет роль качественной шумоизоляции, а также хорошо удерживает тепло. В комнате всегда будет тихо и тепло.
  6. Благодаря тому, что сосновая вагонка мягкая, можно быстро произвести небольшие ремонтные работы: прибить гвоздь, без труда заменить отдельную панель и так далее. А, например, вагонка из лиственницы уже через 5 лет станет такой твердой, что в нее нельзя будет забить гвоздь, поэтому ею лучше отделывать наружную часть дома.
  7. По сравнению с другими, этот материал стоит намного дешевле. Его может приобрести каждый желающий. Стоимость такая низкая, потому что мест произрастания сосны очень много, рынок, можно сказать, ею переполнен.
  8. Данный отделочный материал привносит стиля в интерьер. Помещение преображается, интерьер становится уникальным. Красивая природная текстура радует глаз находящегося в помещении.


Отделка сосной бани или сауны – отличное решение! При нагревании древесина сосны выделяет приятный аромат, который благотворно воздействует на здоровье человек, в частности дыхательную и нервную системы.













Недостатки сосновой вагонки:

  1. Главным недостатком можно считать возможность появления капель и даже подтеков смолы. Поэтому не рекомендуется отделывать данным материалом парную комнату в бане и сауне. Под воздействием горячего воздуха сосновая вагонка нагревается, и разгоряченная смола начинает из нее вытекать. Человек, находящийся на данный момент в парной, может случайно прикоснуться к смоле.
  2. Как уже ранее говорилось, сосна – мягкий материал, поэтому нетрудно догадаться, что она не выдержит высоких нагрузок.


Некоторые советы перед покупкой

Прежде чем приобрести вагонку, нужно ее внимательно осмотреть. Факторы, которые говорят о высоком качестве материала:

  1. Нет никаких повреждений.
  2. Доска ровная и гладкая.
  3. Размер доски точный, без лишних сантиметров.
  4. Влажность древесины не должна превышать показатель в 17%.








Самостоятельная отделка вагонкой: Подготовка помещения

Перед тем как начать укладывать материал, нужно хорошо подготовить поверхность.


Теплоизоляция

  1. Ее необходимо выполнить, ведь так помещение будет защищено от холода. Деревянные бруски крепят на потолок и стены.
  2. На потолке их прикрепляют с помощью саморезов параллельно длинной стене, на стене – перпендикулярно по отношению к полу.
  3. Затем крепят другие бруски, промежуточные.
  4. Между брусками укладывают слой утеплителя.
  5. На потолок утеплитель крепят с помощью саморезов, а на стены – шпагатом.


Пароизоляция

Она защищает утеплитель от влаги и перепадов температурного режима. Пароизоляция – важный этап, его не следует пропускать.


В качестве материала отлично подойдет алюминиевая фольга. Она долго служит, прочная, хорошо отражает тепло.

  1. Фольгу нужно разрезать на полотна необходимого размера.
  2. Куски прикрепляют к брускам саморезами.


В случае небольшого повреждения полотна его можно устранить при помощи алюминиевой клейкой ленты.


Установка обрешётки

  1. Следует взять рейки с небольшим сечением.
  2. Прежде чем рейки уложить, их нужно обработать специальными средствами, защищающими от воспламенения и гниения.
  3. Затем нужно прикрепить бруски на рейки прошлого слоя. Лучше для этого воспользоваться шуруповертом.


Как крепить вагонку

Вагонку крепят в зависимости от места крепления.


На потолке

  1. Самую первую панель необходимо уложить так, чтобы зазор от стены до нее был не больше 1,5 сантиметра.
  2. Один ее конец закрепляют саморезом.
  3. Другой конец регулируют так, чтобы панель легла в оптимальном положении.
  4. Для того чтобы проверить положение доски можно воспользоваться рулеткой.
  5. Последующие панели устанавливают на уровне с самой первой, при чем их нужно плотно соединить друг с другом.
  6. При укладке вагонки на потолке нужно постоянно следить за уровнем их расположения. Для этого можно воспользоваться специальными инструментами.


На стене

Укладка вагонки на стене осуществляется так же, как и на потолке. Только прикреплять доски желательно кляймерами. После окончания работы нужно установить потолочные плинтусы в местах соединения стен и потолка.


Отделать помещение вагонкой своими руками проще простого, с этим справится каждый желающий. А покрытие из сосновой вагонки прослужит долго, ведь у сосны много достоинств и положительных свойств.

Славин Евгений Иосифович

Славин Евгений Иосифович

Название вагонка, произошло из места первого использования этих шпунтованных досочек. Ими обшивали в начале 19 века, внутри и снаружи вагоны РЖД. В 1950 годах, когда начался массовый демонтаж знаменитых теплушек, эти досочки поступили в гражданский оборот. С высокой степенью вероятности, именно тогда, профессиональное строительное название шпунтовка, было вытеснено словом вагонка. В беседе обывателей далеких от строительства, сложный для понимания термин шпунтовка не прижился, а вот упрощенный - вагонка, говорящий о месте, где такие досочки ранее применялись, замечательно обосновался. Такое вот интересное, не имеющее аналогий, словообразование.

Какие бывают размеры вагонки штиль и евровагонки

Размеры, вид и качество досочек регулирует с одной стороны ГОСТ 8242 – 88, а с другой стороны персональное ТУ производителя продукции. ГОСТ 8242 – 88 формирует нижний предел качества, опускаться сквозь который не рекомендуется. Производитель в праве корректировать разделение на сорта расширяя их количество. Разные бывают маркетинговые ходы. Евростандарт, Экстра - люкс и.т.д. Однако требования к ним, не должны быть ниже чем те, что проходят по ГОСТ. Выше, улучшая качество доски можно, а вот ниже нельзя категорически. Нельзя называть сорт Экстра - люкс, вагонку из ангарской сосны, если на пласти попадаются по 1 сучку на погонный метр доски – это допуски сорта Прима. А вот назвать Прима люкс, сорт, где всего один здоровый сучок на 4 – 6 метровую досочку, можно. Потому что в этом случае качество Примы люкс, будет по-честному, безусловно выше качества обычной Примы. Тогда Прима люкс займет достойное и правдивое место между Примой, где возможен 1 сучок на погонный метр, и без сучковой Экстрой.

Основной диапазон размеров вагонки выглядит следующим образом 2 м, 2.5 м, 3 м, 4 м, 5 м. 6 метровые панели встречаются в продаже, но это редкость. Бывает северная (архангельская и вологодская) сосна 6 м и ангарская сосна 6 м. А вот кедр, липа и лиственница 6 м размера редко попадаются. При покупке лучше выбирать именно ходовую длину нужной вам породы, в периоде от 2 до 5 метров. В случае ремонта, когда возникнет необходимость замены ряда досок, вам будет проще подобрать аналог, по длине и ширине.

Размерные характеристики играют роль. Чем длиннее досочка, тем она дороже. Стоимость возрастает по экспоненте в геометрической прогрессии, одновременно с длиной вагонки или евровагонки, профиль тут практически не влияет. Этот экспоненциальный рост цены, связан одновременно с снижением сортности на длинных досках и общим расходом древесины на их создание. Плюс играет роль транспортировка. Длинномерные досочки логистически, значительно дороже доставлять.

Вагонка сосновая двухметровая


Фото 1. Вагонка из ангарской сосны длиной 2,5м.

Размеры вагонки различных пород древесины

Тип древесины, ее сорт, традиционное место использования, и прогнозируемая производителем стоимость вагонки или евровагонки, совокупно влияют на размер доски.

  • Липу делают длинной от 1 до 3 м, ширина 96 мм, толщина 15 мм.
  • Кедр длинной от 2 – 4 м, ширина 110 – 145 мм, толщина 15 мм.


Ширина вагонки

  • Северная сосна (архангельская и вологодская) - имеют ширины: 96 мм, 121 мм, 145 мм.
  • Лиственница - 90 мм, 115 мм, 145 мм.
  • Ангарская сосна в ширину 85 мм, 96 мм, 115 мм, 145 мм.

Теперь на раме у нас лежит квадратный брус с обзолом, из которого строгается вагонка. От ширины его боковой плоскости и зависит максимальная ширина будущей вагонки. Доски из боковой части этого бруса служат заготовками для вагонки. Доски из центральной части бруса, включающие сердцевинную трубку, не используют. Их качество стабильно низкое.

Распил бревна


Фото 2. Распил бревна

Толщина вагонки

  • Вагонка из ангарской сосны, идет в толщине 14 мм и 15 мм.
  • Вагонка из кедра и липы, каждая по 15 мм толщиной.
  • Вагонка из сибирской лиственницы 14 мм.
  • Вагонка из северной сосны (архангельская и вологодская) толщины 12.5 мм, 13 мм, 16 мм, и 20 мм.

Толщина вагонки


Фото 3. Вагонка из ангарской сосны толщиной 15мм

Длина вагонки

Короткие досочки всегда ощутимо дешевле в диапазоне своего сорта. Такие проще подобрать по критериям допусков сортировки. По сути производственного процесса, они отходы чистовой обработки длинных досок. В длинных зачастую встречаются мертвые сучки, которые со временем могут выпасть. Их срезают путем торцевания увеличивая сортность доски.

Применение вагонки в зависимости от длины, породы и профиля

Длинна вагонки 2 – 3 метра

Вагонка из северной сосны (архангельская и вологодская), ангарской сосны, сибирской лиственницы, такой длинны, хорошо подходит для внутренней отделки небольших помещений в загородном доме или даче. Плотникам будет меньше работы с резом доски в размер. Ангарская сосна предпочтительнее, ее коэффициент радиальной, тангенциальной и объёмной усадки, значительно ниже чем северной сосны и лиственницы. Профиль доски можно штиль, но лучше или евровагонка, или карельский.

Вагонка имитация бруса карельский профиль, идеально подойдет для помещений с сильными перепадами температуры и влажности


Фото 4. Вагонка имитация бруса карельский профиль, идеально подойдет для помещений с сильными перепадами температуры и влажности

Длинна вагонки 4 – 6 метров

Профиль евровагонка и профиль штиль это вагонка для внутренних помещений. Вагонка для наружных работ имеет не только особые размерные характеристики, но и определённый профиль. Это вагонка из сосны шириной от 121 до 195 мм, имитация бруса или блок хаус, и толщиной она, от 20 до 28 мм. Такое солидное сечение, обеспечит стабильность обшивки.


Виды профилей вагонки

Вагонка Стандарт

Вагонка стандарт


Фото 5. Вагонка стандарт

Евровагонка

Евровагонка


Фото 6. Евровагонка

Вагонка Штиль

Вагонка штиль


Фото 7. Вагонка-штиль

Вагонка Блок-хаус

Профильная доска для декоративной отделки с лицевой стороной, созданной в виде полукруглого сегмента, имитирующего часть оцилиндрованного бревна. Имеет типовое для вагонки шпунтовое соединение «шип паз. На тыльной стороне вагонки блок хаус, должны быть продольные канавки, для защиты досочек от кручения. В случае если их нет, это целиком вина производителя вагонки. Приобретая вагонку без таких канавок, вы осознано несете риски по ее будущему короблению, то есть кручению -выгибанию и.т.д. У любой вагонки, любого профиля, без этих стабилизирующих канавок, вероятность коробления достаточно высокая. Это физика древесины и ничего больше.

Блок-хаус


Фото 8. Блок-хаус

Вагонка имитация бруса

Это вагонка, декоративная составляющая, которой, раскрывается в ее названии. Она в установленном виде имитирует стену из бруса. Ее внешняя часть выполнена в виде трапециобразной фигуры, как у профилированного бруса. Панели соединяются на обычный шпунтовый узел. Длинна шипа типовая 5 мм, паз - соответственно. Эти досочки великолепное решение для внутренней отделки, снаружи на фасад, их ставить не рационально. Неизбежная усадка, в агрессивной среде, наградит вашу отделку щелями.

Имитация бруса


Фото 9. Имитация бруса

Имитация бруса карельский профиль


Фото 10. Имитация бруса "карельский профиль"

Вагонка Ландхаус

С визуальной точки зрения, вагонка Ландхаус, настоящий аристократ среди профильных досочек. Его лицевая часть выполнена в виде сложных, зачастую волнообразных продольных рисунков. Такого можно достичь только, оборудовав станок, специальным комплектом дорогостоящих фрез. Разновидностей рисунка у нее великое множество, есть даже те, что имитируют резьбу по дереву. Смотрится в установленном виде вагонка Ландхаус, необычайно изысканно, стоит закономерно, столь же не дешево. Используется в основном, во внутренней отделке.

Вагонка Ланд хаус


Фото 11. Вагонка Ландхаус

Двусторонняя вагонка

Замечательное изобретение производственников и дизайнеров. У двусторонней вагонки нет тыльной стороны, она полностью симметрична по центральной оси. С обоих сторон лицевая сторона. Такое странное техническое решение, это чисто дизайнерский момент, который позволяет делать из двусторонней вагонки тонкие перегородки внутри дома. Подбирать по фактуре рисунок одной панели к другой. Можно более выигрышно расположить мелкие дефекты. В помещениях с перепадами температуры и влажности, скажем в домах с сезонным проживанием двустороннюю вагонку использовать не стоит. Отсутствие компенсационных каналов на досочках, делает их беззащитными перед короблением. По всей видимости, производственники просто махнули на функционал рукой и не стали спорить с дизайнерами, просто выполнили их просьбу.

Двусторонняя вагонка


Фото 12. Двусторонняя вагонка

Фактически точная, как реплика картины известного художника, копия Евровагонки. Там, где трапеция лицевой стороны у евровагонки идет под углом (заостренным) и переходит в шип, у Софт-лайн, край изысканно скруглен. Полочка заднего верхнего паза, такая же удлиненная, как у Евровагонки, но опять же, элегантная закруглена в фирменном стиле Софт - лайн. Все эти мягкие элементы, были выполнены фрезой, еще во время изготовления доски. Длинна шипа у нее такая же, как Евровагонки, 10 мм. На тыльной части, проделаны две параллельные компенсационные канавки.

Вагонка Софт-лайн


Фото 13. Вагонка Софт-лайн

Вагонка Американка

Вагонка Американка


Фото 14. Вагонка Американка

Срощенная вагонка

Это вагонка склеенная из коротких досочек от 0.2 до 0.8 метра. При условии технически правильной склейки, на микрошип, клеем категории D4, в хороших ваймах, она ничем не отличается от обычной вагонки. Прочность дурпластичного шва такова, что полагает возможность когезионного разрыва, (когда разрушается от нагрузки сама склеиваемая древесина), но не прогнозирует разрушения клеевого соединения. Срощенную вагонку в основном, создают с рачительно - эстетическими целями. Профиль может быть любой.

Срощенная вагонка


Фото 15. Срощенная вагонка

Сорта вагонки

Так же вагонка разделена на сорта. Перечислим их тут от высшего, по ниспадающей, к низшим. Экстра, Прима, АВ, ВС, СД. Как было сказано выше, нижнюю границу качества в каждом из сортов, контролирует ГОСТ, на верхнюю может влиять персональное ТУ (технические условия) каждого, отдельно взятого производителя. К слову, ТУ, в невидимых для не специалиста нюансах, достаточно сильно зависит от этичности и клиентоориентированности производителя. Плюс играет серьезную роль порода древесины. К примеру, сорта Экстра нет в северной (архангельской и вологодской) сосне, там градация начинается с первого сорта А (аналог сорта Прима). Сорта Экстра там нет так, как выход этого сорта из северной сосны не более 1 – 2 %. Древесина по своему макроскопическому строению, очень сучковатая. Поэтому, что бы не было путаницы, возьмем за основу сортность и типовое ТУ по ангарской сосне.


Сорт Экстра

В тех породах где он есть. Сибирская лиственница, кедр и ангарская сосна. Сорт Экстра — это безупречность лицевой стороны. На ней нет ни одного сучка. Торцевые микротрещинки возможны. В ширину не больше 0.5 мм в длину не выше 20 мм. Они не могут занимать более 5% по всей пласти.

сорт Экстра


Фото 16. Ангарская сосна в сорте ЭКСТРА

Сорт Экстра в интерьере


Фото 17. Сорт Экстра в интерьере

Первый сорт А

Сорт Прима


Фото 18. Ангарская сосна в сорте ПРИМА

Вагонка в сорте ПРИМА


Фото 19. Вагонка в сорте ПРИМА

Второй сорт В

У ангарской сосны есть сорт АВ и отдельно В. АВ значительно лучше и эстетичнее чем В, но до вагонки 2 - го сорта Прима, он все же не дотягивает. Тут мы пишем про сорт В. Количество сучков не регламентировано, их может быть сколько угодно. Разрешены все виды. Выпадающие – не допускаются. Крень очень большая редкость, но допускается, если не влияет на сборку. Сердцевина и засмолки допускаются. Разрешены смоляные кармашки не более 100 мм длинны и шириной не более 5 мм. Допускается червоточина не более 2 мм. Шероховатость и вырывы в зоне сучков допускаются, глубина не более 2 мм. Возможны торцевые микротрещины не более 2 мм в ширину, и не больше 100 мм в длину. Окраска, синева, прорость – не допускаются.

Сорт АВ


Фото 20. Ангарская сосна в сорте АВ

Отделка комнаты вагонкой в сорте АВ


Фото 21. Ангарская сосна в сорте АВ

Третий сорт С

Вагонка кедровая в сорте ВС


Фото 22. Кедр в сорте ВС смонтированный на потолок в каминном зале


Вагонка из сосны

Одним из наиболее востребованных отделочных материалов является натуральная деревянная вагонка из сосны. Она служит первоклассным покрытием для стен, потолков, дверей, лоджий, веранд, фасадов.

Хвойная вагонка из ели и сосны

Характеристики и достоинства

Сосновая древесина богата смолой и лигнином (сложным полимерным соединением). Эти компоненты придают прочную структуру, помогают дольше сохранять первоначальные свойства. Не склонна к гниению, развитию грибка. Обшивка, изготовленная из этой породы, наполняет помещение смолистым ароматом, делает внутреннюю атмосферу приятной и комфортной.

Профили и размеры вагонки

Рейки отличаются оформлением и размерами замкового соединения, наличием или отсутствием фасок и вентиляционных канавок, конфигурацией и пропорциями лицевой и тыльной сторон. Производится также обычная двусторонняя разновидность: у нее обе стороны лицевые, канавок для отвода влаги нет.

Имеет следующие характеристики:

  • Неплотную структуру. Благодаря этому легко обрабатывается: подгонку реек без проблем выполняют с помощью ручного инструмента.
  • Хорошие теплосберегающие и звукоизоляционные показатели (за счет пористости). Баня, жилые помещения, наружные стены, обшитые сосной, хорошо держат тепло и поглощают шум.
  • Декоративное разнообразие. Присущи бледно-розовый или светло-лимонный оттенки. Чтобы их зафиксировать, материал лакируют, иначе дерево быстро темнеет без всяких пропиток. Дизайнеры комбинируют разные тона при создании интерьеров.
  • Антисептические свойства. В теплом помещении выделяет летучие фитонциды, благотворно влияющие на дыхательные органы и сердечнососудистую систему.
  • Демократичная цена. Она объясняется большими площадями лесных массивов в стране.

Рейки в жарком среде выделяют слишком много эфиров, затрудняя дыхание. Поэтому баня (парилка) обшивается лиственными породами деревьев. Предбанник допустимо облицовывать изнутри доской, устойчивой к плесени.

Вагонка Экстра, Экспорт, А, В

Все более популярным отделочным материалом становится вагонка из ангарской сосны, произрастающей на территории бассейна крупнейшей сибирской реки. Таежный климат способствует формированию у древесины специфических качеств:

Ангарская сосна отличается минимальной сучковатостью и незначительным растрескиванием при высыхании, податливостью в обработке. Срез имеет приятный светло-золотистый цвет, постепенно становящийся красноватым из-за большого содержания смолы.

Сосновая обшивка

Сорта вагонки

По качеству древесины делится на 4 категории:

  • Экстра. К ней относятся идеально ровные доски без сучков, сердцевины, выбоин, трещин, отверстий.
  • Класс А. В ней не допускается наличие сердцевинной части, сквозных трещин и выбоин. Возможно незначительное число сучков, смоляных кармашков и неглубоких трещин.
  • В. Возможно присутствие сучков размером до 20 мм, трещин шириной не более 1 мм и длиной до 5 см, смоляных кармашков до 3х50 мм.
  • С. Допустимы сучки до 25 мм, несквозные трещины длиной до 5% от общей длины, наличие синеватых пятен и полос такой же длины.

Сосновая евровагонка сорта Экстра зачастую изготавливается методом сращивания, так как идеально плоскую рейку нереально вырезать из цельного массива. Дефекты материала низких классов устраняются в заводских условиях с помощью шпатлевки.

Отделка из ангарской сосны

Советы по выбору

Чаще всего при покупке возникает вопрос: какой профиль приобрести? Основными конкурентами являются классическая евровагонка и Штиль. И первый, и второй вариант имеют с внутренней стороны продольные канавки, обеспечивающие циркуляцию воздуха между рейками и основанием. Благодаря постоянной вентиляции конденсат со стен испаряется, не появляется плесень.

1. Достоинство Штиль – отсутствие разделительных углублений между ламелями после сборки. При соединении замка они плотно стыкуются между собой, образуя ровную, гладкую поверхность. Из-за такой особенности часто используют для внутренней отделки жилья в экологическом или деревенском стиле, обшивки дверных полотен, изготовления перегородок.

Большой размер ламелей (ширина 90-140 мм) особенно подходит для безукоризненной облицовки потолка. На стены можно укладывать как вертикально, так и горизонтально. Выгоден с точки зрения экономии: даже при сложной конфигурации поверхностей отходы получаются незначительными.

Фото сосновой облицовки

2. Евровагонка из сосны изготавливается по международному стандарту DIN 68126/86, выдвигающему строгие требования к размерам и геометрии. Этот тип имеет более глубокие вентиляционные пазы – они лучше отводят влагу, эффективно устраняют напряжения, возникающие при набухании, поэтому широко применяются для бани или фасадов домов. На фасадах и балконах рейки монтируют горизонтально. Для внутренней отделки укладывают по вертикали: так узкие ламели позволяют зрительно увеличить высоту помещения.

Идеальные плоскости, надежные сопряжения без малейших щелей при колебаниях влажности и температуры обеспечивает тип Экстра. Более высокая стоимость материалов объясняется тем, что в их число ламели попадают по результатам тщательного выходного контроля размеров, геометрии и шероховатости.

Баня, обшитая Софтлайн, имеет гладкие стены, благодаря скругленным фаскам. Блокхаус имитирует оцилиндрованные бревна, поэтому применяется для фасадов. Дорогая доска со сложным профилем Экстра Ландхаус подойдет для оформления элитных интерьеров. Двусторонняя хороша для изготовления перегородок, баня и другие помещения с повышенной влажностью ей обшиваться не могут из-за отсутствия компенсационных канавок.

Вагонка из ели и сосны – что лучше купить?

Оба вида устойчивы к сырости и плесени, подходят для облицовки комнат с повышенной влажностью, беседок и балконов. Стоят примерно одинаково, но все же второй вариант предпочтителен:

  • в сосне присутствует меньше сучков, чем в ели;
  • ее древесина тверже и суше;
  • интереснее рисунок и разнообразнее цветовая гамма.

Еловая евровагонка сложнее в обработке, дольше выделяет смолу – это портит внешний вид и ухудшает качественные характеристики. Если баня отделана досками из ели, есть риск обжечься смоляными каплями, выступающими на стенах.

Читайте также: