Скульптуры из дерева описание

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Дерево для скульптуры применялось самое разнообразное. По словам Павсания, в древности скульптура богов делалась из черного дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса. Кроме этих пород, скульпторы использовали также клен, самшит, дикую грушу, тую, липу, смоковницу, мирт, ель, вяз, виноградную лозу, можжевельник, ладан, пальму, тополь, дикую сливу. В выборе того или иного материала, помимо его прочности, часто играли роль и соображения культа.

За деревянной скульптурой был постоянный уход. Ее мыли и натирали воском. Нередко скульптура натиралась и эфирными маслами — для благоухания.

В России, богатой лесами, дерево было одним из любимейших пластических материалов. Любовь к дереву — это поистине первая любовь русского художника, зодчего, плотника и резчика, зародившаяся еще на заре русской культуры. Русское искусство располагает многочисленными образцами пластической обработки дерева, относящейся к различным периодам и состоящей в декоративной резьбе с изображением сюжетов. При этом имеет место и круглая скульптура. Искусство резьбы было связано не только с народным зодчеством и изготовлением разнообразнейших изделий прикладного декоративного характера, но и с церковным декоративным искусством.

Интерес к круглой скульптуре подтверждается еще и тем, что именно в эти годы Летний сад украшается многочисленной скульптурой: здесь уже в 1710 году было установлено более тридцати мраморных статуй.

В резьбе деревянных иконостасов, представляющей особый вид декоративного искусства, также появляется круглая скульптура. Одной из таких выдающихся работ является иконостас с ажурной резьбой Петропавловского собора (1722—1726 годы), выполненный резчиками И. Телегиным и Г. Ивановым по проекту архитектора и мастера резьбы И. П. Зарудного и отличающийся высоким мастерством.

В 1716 году Петром I был приглашен французский архитектор Ж. Леблон, которому Петр подчинил всех архитекторов, работавших в Петербурге. Леблон впервые учредил в Петербурге школу лепки и художественной резьбы по дубу. В это время ценные породы дерева, такие, как дуб, клен, ясень, вяз, липа, по специальному указу были взяты на учет.

В то время как созданная Леблоном школа готовила резчиков по дереву, Петром I из Франции и Германии были приглашены мастера по орнаментальной резьбе и горельефной скульптуре для украшения строящихся кораблей; работая на верфи, эти скульпторы обучали одновременно и русских мастеровых. Украшение носовых частей кораблей ведет свое начало с Древней Руси. Так известно, что во времена Ивана Грозного корабли украшались головами львов, драконов, слонов, единорогов и т. п.

С начала XVIII века корабли стали украшать главным образом традиционным грозным львом, стоящим на задних лапах. Иногда вместо льва выполняли фигуры амуров или мифологических героев.

Среди этих канонизированных изображений были исключения, так, в частности, в 1724 году был приглашен скульптор Б.-К. Растрелли, который из дуба выполнил полный портрет Петра I.

Традиционную фигуру льва продолжали изображать многие годы, затем она была заменена фигурой святого, имя которого носил корабль. Корма корабля декорировалась также гербами, вензелями, гирляндами цветов, вырезанными на дубовых досках, которые крепились на специальных болтах.

Во второй половине XIX века в России начинают строиться фрегаты, корветы, клипера, предназначенные для дальних плаваний. Морское ведомство привлекло для украшения этих судов выдающихся скульпторов, а в здании Адмиралтейства открывается специальная мастерская для лепки скульптуры и воссоздания ее в твердых древесных породах.

В наше время носовая скульптура показалась бы анахронизмом, но это не так. Норвежский судовладелец Фред Ольсен украшает свои суда скульптурой, он в 1931 году первым в современном судостроении поставил на торговый пароход скульптуру, а затем снабдил деревянной скульптурой еще 20 судов.

Для исполнения деревянной скульптуры применялись главным образом сосна, липа и дуб в виде кряжей, брусьев и досок, которые для резчиков заготовлялись плотниками. Применение этих древесных пород для скульптуры подтверждается рядом документов.

К ранним образцам деревянной круглой скульптуры XVIII века относятся также работы одного из первых русских скульпторов М. П. Павлова, выполненные им при создании Кунсткамеры, а также его деревянные статуи, исполненные для катафалка императрицы Елизаветы Петровны, установленного в Петропавловском соборе в 1752 году.

С созданием Академии художеств для преподавания резьбы по дереву из-за границы были приглашены специальные мастера — художники и профессора. Первым из них был Н. Жилле, учениками которого, в частности, были Ф. Г. Гордеев и М. И. Козловский. После Жилле был Л. Ролланд, который преподавал не только обработку дерева, но и моделирование в других скульптурных материалах.

Все это показывает, что в Академии художеств почти до конца XVIII века придавалось большое значение резьбе по дереву, и этот материал широко применялся для украшения как интерьеров зданий, так и фасадов.

Значительное влияние на развитие скульптуры из дерева оказало творчество С. Д. Эрьзи. Работы скульптора отличались самобытностью, искусство скульптора постоянно сопровождалось поисками решений проблемы материала.

В аргентинский период своего творчества (1926—1950 годы), когда скульптор пользовался твердыми экзотическими древесными породами причудливых естественных форм, главным образом квебрахо и альгарробо, художник подчинял творческую волю материалу и как бы высвобождал свою пластическую идею из объема дерева, удаляя лишь ненужное, лишнее, внесенное природой. В процессе такой работы скульптор был наполнен фантастическим видением образа через формы обрабатываемого материала.

Работы С. Т. Коненкова, А. С. Голубкиной и С. Д. Эрьзи, как и работы В. А. Ватагина, оказали большое влияние на развитие советской скульптуры в дереве.

Скульптор Джузеппе Румерио (Guiseppe Rumerio) живет и работает в небольшом итальянском городке Ортизеи. Вырезанием он начал заниматься ещё в возрасте 14 лет. Сейчас он знаменитый резчик неоднократно награжденный премиями UNIK.

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 1

Больше всего Джузеппе любит создавать животных и птиц. Его деревянные скульптуры разных размеров, есть даже в натуральную величину.

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 2

Работы Джузеппе Румерио - настоящие шедевры! Его скульптуры тщательно детализированы. Деревянные звери и птицы выглядят словно живые. Джузеппе настолько анатомически точно воспроизводит их движения, игру мускулов, переливы шерсти.

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 3

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 4

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 5

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 6

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 7

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 8

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 9

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 10

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 11

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 12

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 13

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 14

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 15

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 16

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 17

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 18

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 19

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 20

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 21

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 22

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 23

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 24

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 25

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 26

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 27

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 28

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 29

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 30

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 31

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 32

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 33

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 34

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 35

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 36

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 37

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 38

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 39

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 40

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 41

Невероятные деревянные скульптуры iuseppe umerio, фото № 43

Я восхищён талантом и мастерством Джузеппе Румерио. А Вы?

Русская скульптура из дерева, 1920-1950 годы

Художественные возможности современного русского дерева неисчерпаемы. В силу своей доступности, многообразия выразительных возможностей дерево оказалось востребованным и приверженцами традиционной скульптуры, и сторонниками формальных направлений. Но если обратиться к истории, то мы увидим, что дерево появилось в профессиональной скульптуре не так давно — в начале XX века (если не считать мастеров, которые до этого экспериментировали с материалами, и не считать церковную скульптуру, существовавшую на ремесленном уровне).

Третьяковская галерея располагает крупнейшим собранием скульптуры в дереве русских мастеров ХХ века, которое насчитывает в настоящее время более четырехсот работ.

В собрание Галереи были приобретены работы в дереве Д.М.Шаховского, М.М.Воскресенской, М.Н.Смирнова, Т.М.Соколовой, П.М.Шимеса, А.С.Цветкова, в дальнейшем — Н.И.Жилинской, А.Г.Пологовой, А.Н.Красулина. В последние годы в коллекцию поступили произведения А.Ф.Комелина, В.И.Корнеева, А.А.Константинова, И.Ф.Блюмель, Г.А.Воронова, В.А.Епихина, В.П.Буйначева и других.

Лесной человечек, Копенгаген. Автор: Thomas Dambo.


По всему миру, в том числе и в Дании на улицах городов, парков, а так же в лесных зонах можно встретить огромные скульптуры из дерева, будто сошедшие с книжных страниц. Все эти необычные творения были созданы талантливым художником Томасом Дамбо (Thomas Dambo), смастерившему за пару лет более двадцати пяти таких гигантов, которые теперь не только украшают городские площади, но и радуют прохожих, а вместе с ними и туристов, охотно позирующих на фоне троллей, животных и забавных человечков.

Ещё в детстве Томас испытывал особую любовь к творчеству. В юные годы, играя с мальчишками, он умудрялся строить внушительных размеров дома на деревьях, а, позже получив специальное образование в колледже, стал прекрасным плотником, но этого оказалось мало. Закончив обучение в школе дизайна, Томас создал более трёх тысяч уникальных скворечников , которые в мгновение ока разошлись по всему миру. В настоящее время, он собирает оригинальных персонажей, используя для их создания остатки фанеры, досок, брёвен и даже щепок. Изготавливая внушительных размеров каркас, художник тщательно подбирает мелкие детали для воспроизведения внешней оболочки, используя солидное количество пиломатериала, получая в итоге вот такие вот очаровательные произведения, радующие глаз.

Джек, Копенгаген. Автор: Thomas Dambo.

Волк. Автор: Thomas Dambo.

Бен Чиллер, Орхус. Автор: Thomas Dambo.

Тэдди Фрэндли, Копенгаген. Автор: Thomas Dambo.

Оскар под мостом, Копенгаген. Автор: Thomas Dambo.

Оскар. Автор: Thomas Dambo.

Саймон и Анин, Орхус, Дания. Автор: Thomas Dambo.

Змей Роб, Золотое побережье, Австралия. Автор: Thomas Dambo.

Кенгуру, Золотое побережье, Австралия. Автор: Thomas Dambo.

Акула, Золотое побережье, Австралия. Автор: Thomas Dambo.

Машина Вилсона, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. Автор: Thomas Dambo.

Фото на долгую память. Автор: Thomas Dambo.

Девушка. Автор: Thomas Dambo.

Деревянный человечек. Автор: Thomas Dambo.

Томас создаёт поистине прекрасные скульптуры.

За работой. Автор: Thomas Dambo.

Процесс создания. Автор: Thomas Dambo.

Большой Босс Бертель. Автор: Thomas Dambo.

Каркас для скульптуры. Автор: Thomas Dambo.

Энни Грин, Гамбург. Автор: Thomas Dambo.

Спящий Луис, Копенгаген. Автор: Thomas Dambo.

Неожиданно, правда? Автор: Thomas Dambo.

Феи, нимфы, духи, дивные существа – оживают в работах Дебры Бернье , которая создаёт сказочные скульптуры из коряг, найденных в лесах, балках и на побережье.

Читайте также: