Психогимнастика как растут деревья

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.

Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психо-эмоционального напряжения.

Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.

Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.

Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.

Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.

Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Цель: Учить детей представлять себя коллективу.

Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.

Цель: Учить детей взаимодействовать в группе сверстников, считаться с их мнением.

Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Цель: Расслабление мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.

Дети лежат на полу, закрыв глаза. Воспитатель произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.

Цель: Расслабление мышц и освоение позы покоя.

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко с напряжением пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем,

Знайте девочки и мальчики

Отдыхают наши пальчики.

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи на безопасном расстоянии. 5-8 секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на несколько секунд. В это время воспитатель гасит свечу. Дети открывают глаза и рассказывают о тех образах, которые увидели в пламени свечи.

Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка

Воспитатель произносит следующие слова, сопровождая их действиями:

- Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.

Дети передают своими движениями движения цветка.

Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.

Цель: Воспитывать уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.

Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.

Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.

Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.

Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.

Ребёнок должен с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не натолкнулся ни на один предмет. За каждое касание команда получает штрафное очко.

Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель показывает детям вырезанные из картона облака с мимическими изображениями, читает стихотворение и предлагает детям передать те же эмоции.

Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель или ребёнок исполняет роль доктора Айболита, остальные дети исполняют роль больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, жалеет её, гладит, после этого обезьянки выздоравливают. Они радуются, что у них больше ничего не болит. Дети делятся своими эмоциями, что им больше нравится: когда жалеют их или жалеть самим.

Цель: Расслабление мышц, эмоциональное равновесие, освоение позы покоя.

Сидя по-турецки, опустив голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны.

При этом мимика – глаза закрыты, мышцы лица расслаблены.

Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя

Конспект занятия

Педагог – психолог
первой квалификационной категории
Полубоярцева Л.О.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно – эстетическая.

Цель: развитие и коррекция познавательной и эмоционально – личностной сферы ребенка.

· создание возможностей для самовыражения, преодоления барьеров в общении;

· обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

· регулировка поведения в коллективе и умение владеть собой в различных ситуациях,;

· преодоление двигательного автоматизма у гипоактивных детей ;

· снятие психического напряжения .

Предполагаемый результат:

— Совершенствование навыков коммуникации в группе;

— Стабилизация эмоционального состояния детей;

— Умение владеть собой в различных ситуациях, приемы саморегуляции;

— Повышение самооценки у гипоактивных и гиперактивных детей;

— Умение детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения;

— Умение сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Оборудование: краски, лист ватмана с рисунком поляны.

Форма проведения: коррекционно – развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Количество детей 6 старшего дошкольного возраста, время проведения занятия30 мин.

Задачи по фазам занятия по психогимнастике:

Мимический этюд . Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

Игра на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: Закрепление и расширение полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции.

Психотерапевтическая игра . Цель: коррекция настроения.

Психомышечная тренеровка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия:

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми эмоционально - выразительных движений.

Светит солнышко в окошке,

Светит в нашей комнате.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Цель: развитие внимания, социального доверия друг к другу, воспитание новых способов общения.

Цель: снижение эмоционального напряжения и снятие мышечных зажимов.

Дети поднимают руки и на носочках тянуться вверх, а затем резко опускаются вниз.

Цель: снижение эмоционального напряжения

Звучит спокойная музыка, дети лежат на ковре, принимают позу покоя, ведущий произносит спокойным голосом, что они находятся на берегу моря, им хорошо, тепло, настроение хорошее, мышцы все расслаблены, они отдыхают.

7. Рефлексия занятия.

Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Мы любим друг друга!

Список используемой литературы :

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002.

2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. "Я хочу!" Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев, 1993.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1996.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001.

6. Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические упражнения.4 части. М., 1998.

Автор: Штенцель Ирина Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БДОУ "Детский сад № 329 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Конспект занятия психогимнастики в старшей группе
Тема: "Прогулка по осеннему лесу"
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия психогимнастики

в старшей группе

Цель: развитие эмоциональной и познавательно — личностной сферы

детей, с помощью психогимнастических этюдов.

развивать у детей интерес к природе и природному миру в целом;

различать и сравнивать их;

Интеграция образовательных областей по ФГОС:

Методы и приёмы:

Приемы пространственной организации:

- стоя в кругу, сидя, хаотично двигаясь;

- создание ситуации занимательности;

- использование различных психогимнастических этюдов;

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- показ презентационных картин

Оборудование: игрушка Лесовичок, домик для Лесовичка, осенние

животных и насекомых, плед, раскраска осени, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

- Ребята, здравствуйте, как я рада вас всех видеть!

Я предлагаю встать вкруг и поприветствовать друг друга.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг, и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Представляете, я сегодня в детском саду встретила старичка-лесовичка

(показывает игрушку), он такой печальный и грустный…, а знаете почему?

- Дело в том, что он заблудился и не найдёт дорогу домой!

- А вы знаете, где живет старичок-лесовичок? Ответы детей

- Он мне рассказал, что однажды ещё летом, отправился в путешествие… и

так увлёкся. что в конце, концов – заблудился! Совсем не узнаёт знакомые

места, всё изменилось вокруг: листья и трава пожелтели, стало холодно, нет

знакомых животных, тихо стало.. Вот и пришёл к нам в детский сад за

- Что будем делать? Ответы детей

- Мы сможете ему можем помочь? Ответы детей

- А как мы ему поможем? Ответы детей

- Ребята, как вы думаете, почему лесовичок не узнает свой лес, почему он так

- Т.е. лес превратился в осенний лес!?

- Ребята, а что это за дорожка? Может она и приведёт лесовичка в лес, где

прогуляться?! Ответы детей

- Лесовичка поместим в корзинку и отправляемся все вместе в лес!

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

- 1,2,3,4,5, в лес сейчас пойдём гулять!

- (мелодия ветра и шуршание листвы) Закружил нас ветер в воздухе, поднял

вместе с листвой высоко в небо, и мы летим, медленно приземляясь на

пожелтевшую траву. (имитация вместе с детьми)

- Вы чувствуете, как свеж и чист воздух в осеннем лесу? Сделаем глубокий

качаются от ветра, давайте встанем и покачаемся как эти осенние деревья

(имитация качания поднятых рук)

- Что-то стало холодно? А почему так холодно? Как вы думаете? Ответы

детей Покажите какие вы, когда вам холодно. (имитация вместе с детьми)

Да и мы же совсем раздетые!

- Давайте поскорее наденем одежду потеплее, что нужно нам надеть осенью

Ответы детей, (имитация вместе с детьми)

- Ну вот, теперь нам не холодно!(Показать)

- Пошли дальше! (имитация ходьбы под музыку весело и дружно!)

- Ребята, а осень бывает одинаковой или разной? (останавливаются возле

интерактивной доски, где изображены разные варианты картин осеннего

леса) Ответы детей

- Правильно, осень бывает разная.

- Какая бывает осень? Ответы детей

- Совершенно верно ранняя, золотая и поздняя осень.

- Я предлагаю разобраться.. где же какая осень?(подходят к мольберту)

- Ребята, как вы думаете здесь изображена какая осень и какая пора за какой

идёт… с чего начинается и чем заканчивается осенняя пора (картинные

изображениея на мольберте) Ответы детей

- Ранней осенью еще тепло. В это время в садах и огородах созревает много

овощей и фруктов, ягод и грибов. Поэтому осень называют порой урожая. Вы

хотите собрать урожай? Ответы детей

- Давайте представим какие высокие растут деревья-яблони, и на них растут

деревьям). Сорвите самое красивое яблочко (Дети поднимаются на носочки).

Понюхайте как оно пахнет (Дети вдыхают аромат)

- Посмотрите как много грибов и ягод, давайте очень аккуратно их соберём в

воображаемую корзинку. Посмотрите какие они спелые, красивые!

- А где же изображена золотая осень.

- А почему её называют золотой? Ответы детей

- Верно. Ее называют золотой, потому что в это время года очень красиво:

разноцветный ковер из листьев.

- А давайте поиграем с листочками?!

- Смотрите как много лежат опавших листьев на земле! Давайте прошуршим

ногами, приподнимая листочки! (музыка)

А ещё можно собрать из опавших листьев осенний букет!

- Ребята, из каких листьев у вас получился букет? (из листьев березы, рябины,

тополя, клёна, дуба)

- А у меня букет из листьев осины!

- А теперь устроим листопад! Соберём листья в кучку и подбросим их над

- Ну а здесь изображена поздняя осень.

- А почему эта пора называется поздней осенью? Ответы детей

- Верно. Деревья сбросили свои листья, стоят голые. Часто идут дожди, дует

сильный, резкий, холодный ветер и даже может выпасть снег.

- Давайте мы тоже подуем на листочки. Сделайте вдох, вытяните губы

трубочкой, подуйте на листочек

- Ой, ребята! Набежала туча, давайте покажем какая суровая туча…, закапал

дождь (стучат пальцами по столу), закапал дождь потихоньку, сильнее, и

еще сильнее, а теперь

дождь стал стихать и совсем прекратился (стучат

- А вот и солнышко! Покажите какое солнышко, как оно улыбается! Оно

конечно осенью греет мало, но светит ярко…. Оно светит вам в глазки, на

щёчки, на лобик, на носик!

- Ребята, а вы хотите подарить Лесовичку радостное, осеннее солнышко?

- Давайте присядем за столы и его из осенних листочков сделаем!

(прилепляем пока на мольберт)

- Ребята, с наступлением осени много хлопот появляется у зверей, поэтому их

лесовичок и не встретил. Ведь им нужно сделать запасы на зиму. (смотрим

на интерактивную доску)

– Кто из зверей делает запасы? (Белка

(лесные орешки, шишки, грибы)

(корни растений, желуди, семена)

(зимой он плавает под водой и ест корни водных

растений и припасенные с осени ветки)

- Давайте покажем белочку, прыгающую с ветки на ветку.

– А кто меняет шубку?(Заяц, белка, песец и др.) (смотрим на

- Давайте покажем какая у них стала шубка (теплая, пушистая, мягкая)

- А кто из зверей укладывается на зиму в спячку (Медведь, еж, барсук, енот)

(смотрим на интерактивную доску)

- Насекомые тоже засыпают? (Да)

- Покажем как они укладываются спать! (показываем муху)

- Ну что идем дальше по осеннему лесу?! (Имитация ходьбы с музыкой)

- А вот и домик, где живёт старичок-лесовичок! Вот и проводили мы его! А

сами заодно прогулялись по осеннему лесу и рассказали что же происходит

осенью? Мы справились? Мы не заблудились!?

- Покажите какие мы молодцы! (помещаем Лесовичка в домик и прилепляем

- Лесовичок благодарит вас, что вы его проводили до дома и он понял почему

изменился лес! И дарит вам осенние подарки!

- Если вы считаете, что вы смогли проводить Лесовичка и смоги объяснить

почему всё изменилось вокруг - тогда возьмите осенние листочки из разных

деревьев, вы можете сделать из низ разные поделки, а если вы затруднялись,

и не всё знали про осень и ещё хотите что-то узнать – возьмите раскраску с

Ритуал прощания.

- А теперь нам пора возвращаться обратно с детский сад!

Раз, два – повернись,

Три, четыре – закружись,

В детский сад дружно возвратись!

- Ну вот мы опять с вами в детском сад! И теперь можно возвращаться в свою

Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Когда малыш умеет понимать эмоции других и сам их ярко выражает, он становится чутким, проще общается со сверстниками и лучше понимает чувства окружающих.

Психогимнастика – что это и зачем нужна?

Психогимнастика – это комплекс специальных игр, этюдов и упражнений. Они развивают и корректируют разные стороны психики (познавательную, эмоционально-личностную). На занятиях дети максимально ярко изображают гнев, страх и другие эмоции. Они психически и физически проживают тревожные состояния в игре, после чего те перестают существовать в реальности. Психогимнастика дает разрядку, и детские переживания не дорастают до патологического уровня.

Дети в детском саду

Особенно полезна психогимнастика для детей дошкольного возраста. В период с 3 до 7 лет активно формируется эмоциональный интеллект. Это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, эффективно ими управлять и контролировать.

Главная цель психогимнастики – дать представление о способах выражения чувств (с помощью жестов, поз, мимики, слов), и научиться управлять своими эмоциями.

Джон Готтман про эмоциональный интеллект ребенка

По мнению автора, эмоциональное воспитание – это способность родителей правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним об этом.

Джон Готтман Эмоциональный интеллект ребенка

Книга учит обсуждать такие вопросы открыто. Прочитав ее, родители лучше понимают, как помочь ребенку справляться с трудностями. Часто после этого они становятся лучшими друзьями для своего чада.

Психогимнастика в детском саду

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) применяются разные виды психотренингов. Но психогимнастика среди них явление редкое. Хотя именно она наиболее доступна для воспитателей. Игра, которая лежит в основе психогимнастики, является основным видом деятельности дошкольников. Для проведения занятий не обязательно иметь квалификацию психолога. Достаточно подобрать подходящие игры и упражнения.

Введение психогимнастики в образовательный процесс под силу каждому воспитателю.

Психогимнастика Чистяковой

Маргарита Чистякова психогимнастика

В пособии много игр и упражнений для внимания, памяти, эмоционального интеллекта. Очень интересны этюды, совершенствующие воображение и нравственные представления детей. Материал снабжен иллюстрациями и нотами. И что, немаловажно, книгу можно найти в свободном доступе.

Игры на развитие эмоционального интеллекта

Самое главное в психогимнастике – это чуткое, внимательное отношение к ребенку. Нужно оставить место для самовыражения. Игры на развитие эмоционального интеллекта – это не сухие задачи и работа на результат. Каждая игра – маленькая жизнь.

Считается, что наибольшую пользу приносят занятия в группе. Одно занятие может состоять из 5-7 игр. Важно составить его так, чтобы за напряжением следовало расслабление. Рекомендуется включать фоном классическую детскую музыку. При выборе упражнений важно учитывать возрастные особенности детей.

Читайте также: