Проект по технологии на тему резьба по дереву

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Урок составлен по системе ФГОС.

- листы с заданиями – по кол-ву учащихся на уроке. (прил.1)

Озвучиваем тему урока. (слайд 1)

Художественная обработка древесины – один из самых древних видов народного декоративного искусства. Изготавливая из древесины многие предметы быта, люди старались сделать их красивыми, радующими глаз. Наиболее древним способом украшения изделий из древесины считается резьба по дереву. Резьбой украшали дома, посуду, мебель, корабли, музыкальные инструменты, колыбели для младенцев, из дерева вырезали игрушки, сувениры.

Мы узнали с вами тему урока и исходя из нее давайте самостоятельно попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока.

Познакомится в видами резьбы,

Изучить технологию выполнения.

Существует множество видов резьбы по дереву. С ними вы познакомитесь самостоятельно (лист с заданиями- задание1) в первом задание в котором вы попробуйте соотнести определения с изображением вида резьбы.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Мы узнали ,что существует 4 вида резьбы.

Сегодня мы с вами будем говорить только об одном из этих видов, а чтобы понять о каком именно нам помогут инструменты, которые лежат на столе. Давайте назовем их. ( выпиловочный столик, струбцина, лобзик, полотно для лобзика, ручная дрель, сверло, напильник, шкурка, надфиль.) Для какого вида резьбы нам понадобятся эти инструменты?

Совершенно верно- это ажурная резьба. (слайд 6)

А сейчас глядя на изображение давайте все вместе попробуем составить последовательность технологии выполнения ажурной резьбы.

А. нанесение шаблона.

Б. выпиливание внешнего контура.

В. проделывание отверстий.

Г. Выпиливание внутреннего контура.

Д. отделка и обработка.

Проверяем свое результат.

Мы знаем, что Перед тем как приступить к изготовлению поделки, составляется технологическая карта. И на основание тех знаний по последовательности выполнения ажурной резьбы мы можем составить технологическую карту для будущего изделия.

Давайте проверим как вы составили ваши технологические карты.

А сейчас я предлагаю вам включить свою фантазию и на изображение шара нарисовать любой орнамент для выполнения ажурной резьбы. Это и будет вашим шаблоном на следующем уроке.

Подводя итог уроку, я предлагаю вам провести самооценку и поставить себе оценку за проделанную работу на уроке.

Актуальность. Желая очень варьировать и внести новые достойные внимания проекты в уроки технологии, был разработан и внедрён последующий творческий проект из древесной породы и графического изображения, нанесенного резьба по дереву величавый устюг путём выжигания.

Ведущий – ученик старших классов – представляет участников игры, предлагает резьба по дереву в узбекистане им разные вопросы, связанные с биологией: Чем отличается дерево от травки? Какие деревья дают резину? А травки? Какое дерев. Его сумеют выполнить все ученики 5-7 классов. Отличия будут состоять только в поперечнике среза и трудности изображения.

  1. Создать и адаптировать легкий проект для учащихся резьба по дереву в экстерьере 5-7 классов.
  2. Минимизировать расходы на его изготовка.
  3. Приготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
  4. Сделать изделие, доработать его.
  5. Предоставить учителю для оценки свойства работы.

Цена проекта фактически равна нулю. Цена покрытия лаком либо резьба по дереву виды рисунки морилкой обойдётся приблизительно в 5 рублей.

Рабочее место должно быть подготовлено к уроку, на нём не должно резьба по дереву для металла быть излишних предметов и инструментов. Ученикам требуется надеть фартуки и головные уборы, пристально слушать и делать указания учителя, соблюдать технику безопасности.

  1. Полено хоть какой твёрдой породы древесной породы;
  2. Ножовка столярная;
  3. Тиски столярные;
  4. Наждачка тонкодисперсная;
  5. Лист бумаги, карандаш;
  6. Выжигатель по дереву;
  1. Морилка либо лак (прозрачные резьба по дереву в школе фото);
  2. Кисточка.
  1. Изготовка проекта.
  1. Подготавливаем бревно заблаговременно согласованного поперечника (рис. 1). Осматриваем на наличие пороков, таких как сучковатость, косослой, свилеватость, гнилость и тд. Их быть не должно.
  1. Для начала отмеряем и зажав в столярные тиски отпиливаем срез полена шириной 10-15 мм под произвольным углом. Чем резьба по дереву в узбекистан больше угол, тем большей площадью и красивее получится изделие. Рис. 2

Проект по технологии (5, 6, 7 класс) на тему: творческий проект - картина на срезе дерева

конспект урока в 5 классе на тему "Дерево дорого плодами, а человек - делами"

Данный конспект представляет собой обобщение и классификацию материалов раздела "Речь " резьба по дереву в уссурийске; в 5 классе по тексту "Соседи" (Л.Гурунц).

Урок закреплание изученного материала по теме резьба по дереву для балясин "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных учащимся. Подобные игры увлекательны детям и благоприятно влияют на развити.

Данное изделие является не обычным в изготовлении и имеет наименьшую цена.

Цели: познакомить учеников с королевством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей резьба по дереву для любимой о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.

Мозаика из срезов дерева. Технологическая карта.

Технологическая карта по теме "Мозаика из срезов дерева" познакомит вас с основами работы в данной технике. Данный материал может быть использован на занятиях по технологии, кружках изобразительного резьба по дереву для начинаю и.

Проект по технологии (5, 6, 7 класс) на тему: творческий проект - картина на срезе дерева

Технология. Творческий проект РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ 8класс

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Краткое описание: Чтобы изготовить изделие необходимо правильно выбрать древесину, для этого надо иметь понятие о структуре дерева, древесине, её свойствах и качествах. Но этого недостаточно без хорошего, качественного инструмента, который играет большую роль в резьбе по дереву. Выполнит

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение


выполнил Чуканов Иван

руководитель Красиков Евгений Васильевич

г. Горно - Алтайск

Резьба по дереву

Применение инструмента в резьбе

Возможные пороки инструмента, материала

Правила безопасной работы

Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.

Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки и многое другое. Музыкальные инструменты тоже делались из дерева. Это балалайки, свирели, жалейки, рожки, скрипки.

Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показывая природную красоту дерева и усиливая её. Резьба явилась одним из самых ранних способов украшений из древесины. Резьбой украшали избы, ограду, посуду, мебель, корабли.

Резьба выполнялась в разной технике. Из основных видов мы знаем контурную и геометрическую, рельефную и ажурную, домовую и скульптурную.

В настоящее время резьба находит своё применение в украшении дач, коттеджей, беседок, детских площадок, для приготовления деревянной утвари для кухни: хлебниц, вазочек, солонок, сухарниц, кубков, подставок, а также подсвечников, шкатулок, сувениров, служащих украшением любой квартиры или дачи.

Дерево - один из самых популярных и поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами.

Древесина достаточно тверда, прочна, упруга, легко поддаётся отделке /колется, пилится/, легко склеивается.

Но древесина имеет также и недостатки: она может коробиться, набухать, усыхать, трескаться, что ведёт к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учётом её физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева.

Физические свойства древесины - это цвет, блеск, запах, теплопроводность, разбухание и усушка, коробление, влажность, электропроводность.

Механические свойства - это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твёрдость, износостойкость.

По степени пригодности древесины для её обработки режущим инструментом, все древесные породы условно разделяются по твёрдости на три группы: очень твёрдые, твёрдые и мягкие.

Чтобы изготовить изделие нужно правильно выбрать древесину, для этого надо иметь понятие о структуре дерева, древесине, её свойствах и качествах. Но этого недостаточно без хорошего, качественного инструмента, который играет большую роль в резьбе по дереву.

Выполнить качественную резьбу без специального инструмента нельзя. Именно вопрос приобретения его кажется главным для мастера.

В резьбе по дереву применяются как обычные столярные инструменты /пилы, лобзики, рубанки, свёрла/, так и специальные: ножи-косячки, фигурные стамески, клюкарзы, церазики, уголки, рашпили, чеканы и т.д.

Стамеска - состоит из металлического полотна, посаженного на деревянную рукоятку. В зависимости от профиля полотна может быть крутой, отлогой, прямой, уголок и церазик.

Крутые или полукруглые - это стамески, профиль полотна которых составляет ½ окружности.

Отлогие или полуплоские - это стамески, профиль полотна которых составляет менее ½ окружности.

Прямые - это стамески с прямым профилем.

Уголки - это стамески, профиль полотна которых имеет вид уголков.

Церазики - это стамески маленькой ширины 1-3мм с профилем в виде части эллипса.

Клюкарза - инструмент резчика, состоящий из металлического изогнутого полотна, насаженного на деревянную ручку. Профили полотен могут быть те же, что и обычных стамесок.

Нож-косяк - инструмент резчика, состоящий из прямого полотна со скосом края, насаженного на деревянную рукоятку. Заточен со стороны скоса.

В резьбе по дереву широко применяется и вспомогательный инструмент. Это зависит от конкретного вида резьбы или изделия.

Нож является одним из основных режущих инструментов. Используется как в выполнении черновой работы /срезание древесины полным лезвием/, так и в отделке и зачистке резьбы кончиком ножа.

В зависимости от толщины полосы стали определяют и размер ножа. Желательно иметь несколько ножей разной формы и угла лезвия. Единственное условие - нож должен быть удобен в руке и заточен.

Дерево - самый доступный и любимый вид материала для изделий декоративно-прикладного творчества, в частности, для резьбы по дереву. Красота текстуры, легкость в обработке, теплота, пластические свойства ценилось и в давние времена. Для различных видов резьбы по дереву могут применяться разнообразные древесные породы: липа, осина, ольха, береза, сосна, ель, лиственница, ясень, кедр.

Адаптированная образовательная программа за период обучения предполагает освоение нескольких видов резьбы по дереву:

Актуальность

Педагогическая целесообразность Художественной резьбой по дереву человек занимался еще в далекой древности. Он считал, что дерево является посредником между человеком и солнцем, символом благополучия, здоровья, долголетия и счастья. Создавая предметы из дерева, человек старался показать природную красоту этого удивительного материала. В наше время данный вид искусства находит свое применение в украшениях дач, беседок, в изготовлении деревянной утвари для дома и кухни – салфетниц, конфетниц, кухонных наборов, хлебниц, подсвечников, шкатулок, скамеек и многого другого, служащего украшением любой квартиры или дачи. Работа с деревом может стать делом жизни человека, любимым и увлекательным занятием, которое поможет сделать необходимые которое поможет сделать необходимые вещи, украсить дом, сохранить бюджет семьи. Подросткам 10 -15 лет полезны занятия с чередованием деятельности. Занятия резьбой по дереву именно таковы, так как в процессе работы технические операции при пользовании инструментами перемежаются с поисками оригинальных декоративных форм, приёмов выполнения. В результате перемены видов деятельности на разных этапах создания изделий подросток испытывает духовное удовлетворение и радость. Работая с инструментами и деревом, обучающиеся имеют возможность развиваться как духовно, так и физически. Занятия резьбой по дереву очень увлекательны. В процессе обучения у подростков появляется уверенность в своих возможностях, развиваются навыки работы с инструментами, навыки в области графической грамоты, активизируются внимание, память, вырабатывается чувство материала, воспитывается эстетический вкус. Создание собственных произведений дает обучающимся возможность развивать творческое воображение и дизайнерские навыки. При работе с подобным материалом дети имеют возможность соприкоснуться с миром природы, осознать его значимость в своей жизни, научиться его беречь. В этом заключается важная воспитательная функция данного вида деятельности.

Основные методы работы на занятиях: словесные, наглядные, практические.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие личности ребенка, способной к творческому самовыражению через овладение основами навыков резьбы по дереву

ЗАДАЧИ:

Образовательные: сформировать систему знаний, умений, навыков по основам резьбы по дереву

· научить самостоятельно разрабатывать эскизы и выполнять по ним

· качественные изделия из дерева; познакомить с различными видами древесины, используемой при

· изготовлении изделий и ее свойствами; обучить безопасным приемам работы и правилам личной гигиены.

  • воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, а также уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
  • развивать художественный вкус и уважение к народным традициям в искусстве;
  • формировать бережное отношение к природе.
  • Развивать формировать познавательные интересы;
  • развивать техническое мышление, пространственное воображение;
  • развивать интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности, способствовать развитию внимательности и наблюдательности через освоение навыков резьбы по дереву

Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы:

Работа по данному курсу ведется с 1993 года. Он разработан с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 – 15 лет и направлен на углубление и расширение знаний по художественной обработке дерева. Как показывает практика, обучающиеся получают знания, умения и навыки не только по обработке и отделке материалов, но и учатся организовывать выставки, используя различные формы представления работ. Учатся критически относиться к своим проектам, что формирует объективную самооценку, которая необходима в жизни. Содержание теоретического обучения предусматривает знакомство обучающихся с художественной обработкой материалов, основами композиции, с народными русскими промыслами. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с литературными и иллюстративными материалами, раскрывающими историю художественных промыслов, творчество народных мастеров. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых обучающиеся создают собственные композиции художественных изделий. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного) правильного и безопасного выполнения работ, бережного отношения к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. Творческий процесс по созданию резных изделий носит воспитывающий и обучающий характер, позволяет обучающимся в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Занимаясь резьбой, обучающиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике. В программе уделяется особое внимание формированию у обучающихся общей культуры труда. Она рассчитана на овладение технологическими приемами и навыками при выполнении рабочих чертежей, прорисовки эскизов, создания изделий и их декоративного оформления художественной резьбой. Программа нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности, предусматривает приобщение обучающихся к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся.

Форма обучения – очная. Формы проведения занятий – аудиторные. Формы занятий: занятия в объединениях могут проводиться по группам или индивидуально.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • создание устойчивой мотивации к ручному труду в технике резьбы по дереву;
  • проявление необходимых качеств личности для художественно-творческой деятельности: трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность художественный вкус; стремление активно участвовать в творческих конкурсах и выставках;
  • полноценное усвоение знаний и умений, предложенных для изучения по программе;
  • проявление уважительного отношения к труду, бережного отношения к природе и народным традициям в искусстве
  • ранняя профилизация
  • стойкий интерес к познавательной деятельности;
  • самостоятельность получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • умение активно участвовать в индивидуальной и коллективной деятельности;
  • умение продуктивно использовать техническое мышление, пространственное воображение в любой деятельности.
  • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, древесины, созданием изделий из них, получением продукции.
  • Уметь: рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием.

Прогнозируемые результаты обучения по годам обучения.

К концу 1 – ого года обучения обучающиеся должны:

знать

Уметь

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами.
  • Названия и предназначение основных и вспомогательных инструментов.

·Правила и последовательность подготовки рабочего места к работе.

·Особенности основного материала - древесины и ее свойства.

·Художественные и технологические особенности геометрической (двух-трехгранно-выемчатой) резьбы.

  • Способы отделки изделий из древесины.
  • Правила выполнения эскиза
  • Правила составления композиции

· Особенности построения геометрического узора.

  • Подготовить рабочее место к работе.
  • Пользоваться основными и вспомогательными инструментами.
  • Подготовить деревянную основу под элементы геометрической резьбы.
  • Выполнять правку режущего инструмента.
  • Определять породу древесины и охарактеризовать ее свойства.
  • Выполнять элементы резьбы двугранных, трехгранных выемок, скобчатых и миндалевидных углублений.
  • Создавать несложные изделия в технике трехгранно-выемчатой резьбы
  • Выпиливать лобзиком

.· Выполнять отделку изделий из древесины:

- шлифование наждачной шкуркой.

  • Самостоятельно изготовить эскиз и изделие по этому эскизу
  • Изготавливать изделие по готовому эскизу
  • Выполнять задания по образцу.
  • Сочетать различные узоры.

· Создавать учебные проекты

К концу 2 – ого года обучения обучающиеся должны:

знать

уметь

·Технику безопасности при работе с режущими инструментами.

  • Историю развития обработки дерева. Строение дерева. Физические и механические свойства.
  • Способы обработки древесины ручным инструментом.
  • Законы композиции.
  • Приемы выполнения резьбы.

· Правила заточки и правки инструментов.

·Последовательность отделки изделий.

.·Основные законы композиции

· Обрабатывать древесину ручным инструментом:

- долбление, резание, сверление.

- соединение элементов заготовок.

·Самостоятельно разработать эскиз

·Изготовить различные изделия (шкатулка, солонка, наборы столовых досок, туалетная полка, полки под цветы и т.д.)

·Выполнять элементы резьбы и мотивы рисунка. Использовать в работе компьютерную технику.

· Исполнять по образцу декоративную резную композицию.

·Выполнять заточку и правку режущего инструмента

· Выполнять различные орнаменты

К концу 3-его года обучения обучающиеся должны:

Знать

уметь

  • Технику безопасности при работе с режущими инструментами. Технику безопасности работы на токарном станке.
  • Историю резьбы по дереву.

· Особенности плоскорельефной и рельефной резьбы.

·Рисунок волокон в зависимости от направления среза.

·Особенности композиционного построения рельефной резьбы.

  • Инструменты и приспособления для работы на токарном станке.

·Правильность крепления заготовки на токарном станке.

·Приёмы точения цилиндрических, конических и фасонных поверхностей. · Приёмы точения внутренних поверхностей.

·Способы украшения изделий резьбой, выточенных на токарном станке.

· Подготовить рабочее место к работе.

· Подготовить древесный материал для работы.

· Пользоваться инструментами для работы с рельефной резьбой и, при работе на токарном станке.

· Создавать несложные композиции рельефной и плоскорельефной резьбы. · Выполнять отделку изделия.

· Подобрать материал для работы на токарном станке.

· Устанавливать заготовку на токарном станке.

· Точить различной формы изделия.

· Выполнять отделку изделий

Диагностика результатов освоения программного материала проводится по трем уровням (высокий, средний, минимальный), по полугодиям и по двум показателям:

· Теоретические знания и владение специальной терминологией

· Практическая подготовка, включающая в себя:

- Практические умения и навыки, предусмотренные программой.

- Владение специальным оборудованием и оснащением

- Навыки соблюдения в процессе деятельности правил Т/Б

- Самостоятельность применения приемов работы

Формы и порядок подведения промежуточной и итоговой аттестации

Читайте также: