Презентация на тему обработка дерева

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Художественной обработкой древесины человек занимается с древних времен. Резные деревянные изделия несли ему и красоту, и пользу. Жилища украшались коньками на крышах, резными дверями и наличниками. Три примера художественной обработки древесины - изготовление деревянных игрушек, посуды и сувениров, чем традиционно занимались наши предки.

Огромное число дворцов и храмов, разбросанных по всей России, украшено деревянной резьбой. В качестве классического примера шедевра подобного зодчества выступает ансамбль, выстроенный на Кижах Онежского озера в 1714 году.

Производство точеной и резной деревянной посуды на Руси имело широкий размах. Ее было принято пропитывать олифой, расписывать масляными и природными красками, отделывать золотом и серебром. Хорошим примером художественной обработки изделий из древесины может послужить известная всем хохломская роспись.

Заглянем в прошлое

Выполняться вся художественная обработка древесины могла в самых разных стилях. К примеру, стилю под названием барокко присуща динамичность в виде подвижности форм, праздничный пышный декор, многочисленные изображения купидонов, цветочных венков, стилизованных птиц и животных.

Роскошно смотрелась мебель из массивной древесины, будучи украшенной мозаикой, инкрустированной костью или металлом, а также покрытой цветным лаком или имеющей утонченные резные элементы.

художественная обработка древесины

В стиле ретро выполнялись роскошные экземпляры изделий эпохи классицизма и барокко. А в наши дни появились и образцы нетрадиционных решений дизайнеров новых форм и конструкций, популярные среди молодежи.

Ныне художественная обработка древесины - творческое направление профильного труда, обучение которому ведется во многих учебных заведениях. В наши дни интерес к данной теме не иссякает. В рамках школьного курса мальчики осваивают основные приемы работы с деревом, позволяющие создавать несложные изделия. Технология художественной обработки древесины преподается в рамках профильного курса художественных вузов.

Поговорим о ручной резьбе

В деле художественной обработки древесины особое место отведено процессу ручной резьбы. Существует ее великое множество самых разных видов. Говоря о наиболее распространенных, следует упомянуть прежде всего плосковыемчатую резьбу. Далее - геометрическую, прорезную, контурную.

Характерная особенность первой разновидности (плосковыемчатой) - проделывание на ровной поверхности углублений различной формы. Геометрическая относится к одной из ее модификаций и представляет собой ряд элементов квадратной, треугольной, округлой формы. Образцом в данном случае может служить разделочная доска с повторяющимися декоративными деталями.

Контурную резьбу выполняют путем прорезания тонких двусторонних или двугранных выемок небольшой глубины по контуру определенного рисунка. К ней прибегают главным образом в процессе изображения фигурок животных, птиц, цветочных орнаментов и листьев.

художественная обработка древесины резьба по дереву

Что легче всего?

Наиболее простой вид резьбы - прорезная. Она выполняется лобзиком, которым выпиливают контуры самых разных фигур там, где сквозь прорези нужно что-то разглядеть (двери, ширмы, буфеты, оконные наличники). Фон у такого деревянного изделия отсутствует. В ряде случаев он может быть заменен яркой тканью.

Технология выполнения художественной обработки древесины (резьбы по дереву такого вида) достаточно проста: на заготовку с подготовленной заранее поверхностью (отшлифованной либо простроганной) переносится по шаблону рисунок. Возможно также использование кальки.

По контуру будущего рисунка просверливают несколько отверстий, в которые заводят пилку лобзика и аккуратно пропиливают весь контур на специальном столике, называемом выпиловочным.

Как работал мастер по дереву

Такие виды резьбы по дереву в художественной обработке древесины, как контурная, прорезная и плоская, с давних пор использовались для украшения русской мебели. Ажурной называется разновидность прорезной резьбы, имеющая рельефный рисунок. Как правило, ею украшали мебель мастера, работающие в стилях рококо и барокко.

Если выполненные в технике прорезной резьбы изделия прибивалась либо приклеивались к деревянной основе, она получала название накладной.

Классификация оборудования художественной обработки древесины всегда велась в зависимости от вида выполняемых работ. Как, например, выглядело рабочее место резчика, работающего с деревом? Это мог быть самый обычный стол со стулом либо система верстаков, оборудованных именно для данной цели.

Высота крышек их располагалась на уровне локтей мастера. Свет падал слева и спереди. На верстаках при помощи винтовых зажимов или клиньев крепились обрабатываемые изделия. В качестве режущих инструментов использовали главным образом стамески.

виды художественной обработки древесины

Инструменты для разных видов художественной обработки древесины

Стамески могут быть прямыми плоскими, с помощью которых защищают фон при выполнении рельефной либо контурной резьбы. Желобчатая пригодится для почти каждого из видов работ. Клюкарза с длинной шейкой изогнутой формы и коротким полотном применяется, если нужно вырезать углубление в труднодоступном месте. Стамеску-уголок берут для вырезания канавок. С помощью церазика наносят узенькие жилки или канавки.

Для геометрической резьбы берут плоские стамески, именуемые косяками, резаками или косячками. Они могут быть короткими либо длинными с разным углом скоса режущей кромки. Наиболее грубые разновидности работы выполняют при помощи долота.

Каждый из инструментов должен иметь качественную ручку. Лезвия обязаны быть хорошо заточены с доводкой на оселке. В случае качественно сделанного инструмента возможно получить работу высокого уровня.

Как происходит процесс

Начинают резьбу по дереву с разметки выбранного рисунка. Для этого используют линейку, угольник, транспортир, циркуль, трафареты, а также шариковые ручки или карандаши. Рисунок для геометрической резьбы представляет собой набор квадратов, прямоугольников и треугольников.

Каждое из углублений (выемок) вырезают при помощи косячка поперек волокон, а затем вдоль них. При этом косячок держат в правой руке и ставят носком лезвия с легким наклоном на размеченную черту. Лезвие врезают в древесину и проделывают линию движением на себя.

Таким образом выполняют все средние линии. Если требуется вырезать наклонную, косяк следует наклонить влево или вправо под углом от 30 до 40 градусов. Линия разметки при этом перерезаться не должна. Процесс резьбы нужно вести плавно и медленно, нажимая на косяк равномерно. Инструмент крепко зажимают в правой руке. Порой требуется его придержать левой, чтобы избежать ухода по направлению волокон. Тем, кто только начал осваивать процесс резьбы, разрешается держать инструмент обеими руками.

Процедура вырезания трехгранных выемок сводится к обработке сторон нарисованных треугольников косячком, который держат в руке вертикально. Прорезка идет от вершины к основанию. Эти приемы очень простые. Освоение их не займет много времени и позволит перейти к вырезанию прочих, гораздо более сложных фигур.

техника безопасности при художественной обработке древесины

О правилах техники безопасности при художественной обработке древесины

1. Следует помнить, что стамески относятся к опасным режущим инструментам и требуют осторожного обращения.

2. Левую руку запрещается держать рядом с режущим инструментом.

3. Слишком большие усилия при работе стамеской применять запрещается.

4. Если необходимо выполнить удар по ручке стамески, ее следует взять в левую руку, а киянку при этом в правую. Инструмент ставится на место вырубки, затем по его ручке наносятся легкие удары.

5. Храниться стамески должны в специально отведенных для этого местах (в шкафах, ящиках верстака и т. п.).

Учиться и снова учиться

Тот, кто решил добиться результатов в деле резьбы по дереву, не должен рассчитывать лишь на собственные творческие способности. Серьезное занятие художественной обработкой древесины включает в себя постоянное обучение с освоением различных ее нюансов.

Методов, позволяющих создавать замечательные резные изделия, имеется огромное количество. Примером одного из них может служить стиль "Татьянка". В основе его лежит технология выполнения растительного орнамента. Особенность появившегося в результате творческого эксперимента стиля резьбы заключается в том, что изделие обрабатывается всего один раз. Повторная доработка не допускается, да она, в принципе, и не нужна, поскольку все элементы выходят из-под резца готовыми, не требующими дополнительной обработки. Поэтому в данном случае применяются специальные инструменты.

три примера художественной обработки древесины

Рекомендуемый стиль

Использование стиля "Татьянка" экономит время по сравнению с выполнением форм при других видах художественной обработки древесины, касающихся рельефной резьбы. Инструмент в каждом конкретном случае подбирается с учетом особенностей древесной породы. Она, как известно, может быть твердой или мягкой. Каждое из приспособлений требуется хорошо заточить.

Стиль "Татьянка" относится к многослойным. Каждый из слоев обрабатывается поочередно, причем соблюдение качества важно на любом из этапов, иначе последующая работа теряет всякий смысл. Перед началом воспроизведения любой из деталей ее расположение и дизайн должны быть тщательно продуманы. Если элемент будет срезан неправильно, восстановление его невозможно.

Изделия, выполненные в этом стиле, достаточно популярны среди покупателей. Поэтому овладевший данным методом мастер без работы никогда не останется.

Другие методы работы с древесиной

Напомним еще раз, что каждая техника выполнения резьбы требует соответствующего инструмента. Например, сквозная резьба, результат которой выглядит объемным, требует использования пилы, лобзика либо стамески. Такая ажурная резьба широко используется в украшении домов - рельефная форма придает дополнительный объем.

В технике плоскорельефной резьбы предполагается фон выбранный и подушечный.

В наши дни стало модным создавать деревянные скульптуры при помощи бензопилы. Скульптурная резьба относится к наиболее сложным из всех имеющихся техник художественной обработки древесины. В то же время она весьма интересна. Обработав исходный кусок древесины с соблюдением правильных пропорций, вы можете воплотить свой замысел по превращению его в фигурку животного или человека. Объемные детали делают скульптуру необычайно живой.

художественная обработка древесины творческое направление профильного труда

Другая разновидность художественной обработки древесины - выжигание по дереву. Это также целый пласт интереснейших навыков и художественных приемов, требующий отдельного рассказа. Путем выжигания возможно получить богатое разнообразие узоров самых разных тематик.

Советы новичку

До начала сложных работ в учебных целях следует поработать над каким-либо из простых эскизов для резьбы, ознакомиться со специальной литературой, просмотреть классические схемы и зарисовки с их детальным описанием. Не помешает заглянуть и в ГОСТы по художественной обработке древесины.

Начинающим резчикам следует заняться вырезанием фигурок небольших размеров с минимальной детализацией. Для перехода к изделиям сложной формы и овладения грамотой художественной резьбы по дереву потребуются постоянные упорные тренировки.

Виды плосковыемчатой обработки

Она может быть геометрической, контурной, ногтевидной или чернолаковой. Каждая из названных техник потребует собственных эскизов и набора инструментов в виде ножа и стамески.

Процесс создания резного геометрического рисунка состоит в вырезании квадратов, ромбов, шестиугольников и т. п. подопределенными углами. Если рисунок создается при помощи круговых либо треугольных желобков, речь идет о технике контурной резьбы. В случае покрытия поверхности до начала работы черной краской или же лаком готовый рисунок будет смотреться необычайно эффектно.

Рабочее место мастера

Если вы решили работать в технике "Татьянка" либо в любой другой из приведенных выше, вам потребуется деревянная плоскость с ровной поверхностью. Это может быть верстак, стол, подоконник или даже табурет. Предпочтительнее всего стол или верстак, поскольку они тяжелые и обладают деревянной столешницей.

художественная обработка древесины включает в себя

Если стол полированный, его можно накрыть куском фанеры или чертежной доской. Это защищает инструмент от поломки в случае случайного срыва. Липовые заготовки достаточно мягкие сами по себе, принято упирать их во что-то твердое.

Рабочее место резчика по дереву требует наличия хорошего естественного освещения либо искусственного с широким спектром. Связано это с кропотливым характером труда и повышенными требованиями к точности и аккуратности. В идеале стол с лампой должны располагаться рядом с окном.

Учебная доска для рабочего процесса нуждается в постоянном увлажнении. Требуемая влажность составляет порядка 12-15%. Увлажнять доску можно заранее путем промывания ее торцов.

Материал для резьбы

Используемая для процесса резьбы древесина обязана обладать гладкой ровной поверхностью без сучков и других изъянов. Если же вы намеренно берете дерево с сучками, то в процессе работы их можно обыграть в художественном плане и составить на их основе декоративную композицию.

Отличным материалом для создания деревянных композиций (особенно в стиле "Татьянка") является липа. Эту породу древесины легко резать в любом из направлений, из-за чего она идеально подходит резчикам-новичкам. Выбирая доску, обратите внимание на ее торец. По нему можно выбрать образец плотной, однородной и не рыхлой древесины.

Лучше всего выбирать доску, выпиленную с края бревна, близко от коры. В этом случае слои размещаются полого по отношению к ее поверхности. Такую доску легко разрезать. В случае необходимости перерыва между этапами работы увлажнять учебную доску путем укутывания в мокрую ткань либо помещения во влажной пакет не стоит, так как возможно появление и размножение самых разных бактерий с последующим потемнением доски и образованием плесени.

Лучше всего хранить такие доски в помещениях, где отопление отсутствует, например, в сараях, сенях, банях, на балконах и лоджиях. Не рекомендуется хранить учебный материал в ванной, подвале, в холодильнике или на солнце.

Какой инструмент лучше?

Существует специальный инструмент для стиля "Татьянка" с параметрами, рассчитанными на работу с пластичной древесной породой. Если ваш инструмент самодельный либо заводской, он может оказаться малопригодным из-за несовпадения по размерам и прочим параметрам.

Работа с неподходящими типами резцов сильно осложняет процесс обучения резьбе и снижает его результативность. Первые несложные учебные орнаменты выполняются при помощи самого обычного ученического набора, состоящего из стамесок №6 и №17 (полукруглых среднего диаметра) и ножа-косяка. Лезвие полукруглых стамесок в поперечном сечении выглядит как часть круга. Если поместить такой инструмент торцом на доску и после этого повернуть вокруг оси, лезвие замыкает окружность, прорезая при этом древесину.

Важное качество стамески, позволяющее делать глубокие срезы, -маневренность. Нож-косяк - один из основных инструментов. Название произошло от формы лезвия с косым срезом. Размер его, как правило, подходит для руки средней величины.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Цель урока: обобщить знания учащихся, совершенствовать умения и навыки учащихся по видам художественной обработки древесины: резьбе, гравировке, инкрустации, мозаике, выжиганию, художественному выпиливанию. Выяснить знания учащихся по видам художественной обработки древесины.

Образовательные задачи: углубить знания учащихся по видам художественной обработки древесины, по породам деревьев, древесина которых больше всего подходит к определенным видам художественной обработки древесины. Совершенствовать умения учащихся по владению инструментами, применяемые для данной работы.

Развивающие задачи: развивать творческие способности учащихся при выполнении видов художественной обработки древесины. Выяснить как усвоили учащиеся виды художественной обработки древесины.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность, бережливость.

Оборудование урока: заготовки древесины, изделия, сверла, ножи-косяки, резцы, лобзики, стамески, ножовки, рашпили, долото, фанера, киянки, электровыжигатели, фанера, копировальная бумага, карандаши.

Ход урока:

I. Организация класса

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя: Древесина — это красивый, доступный, универсальный, прекрасный поделочный материал в природе, обладающий достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легкой обрабатываемостью самым несложным инструментом. Дерево прочно, упруго, легко склеивается, хорошо поддается отделке. Это — любимый и широко применяемый человеком материал на протяжении многих веков. Обилие лесов позволяло всегда иметь его под рукой, а удивительные природные качества древесины — красивая естественная текстура, теплоизоляционность, водонепроницаемость и другие ценные свойства способствовали созданию из дерева изделий разнообразных по назначению, формам, цвету и фактуре,
привлекали изобретательных мастеров, в искусных руках которых древесина превращалась в изящные изделия. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, радует человека, доставляет ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы. Качество дерева как материала нагляднее всего проявляется в процессе его обработки и декоративной отделки, в готовых изделиях из древесины

К способам отделочных работ по дереву относятся: резьба и гравировка, инкрустация, мозаика, выжигание и художественное выпиливание.

Первая группа учащихся рассказывают о резьбе по дереву и показывают презентацию по теме.

Резьба по дереву

Еще в XVII в. дома и другие деревянные постройки обильно украшали резьбой. Популярен народный промысел абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы (пр.3).

Известна всему миру семеновская матрешка (пр.4), которая неоднократно завоевывала золотые медали на выставках Парижа и стала символом России. Резьбой украшали фронтоны, крыльцо изб и наличники. (пр.5).

В XVIII в. мастера Казахстана украшали резьбой оружие дубины (соил), луки со стрелами булавы (шактар). (пр.6).

Мастера, изготовляющие юрты высоко ценятся у казахского народа, при изготовлении деревянных деталей юрты использовали резьбу. (пр 7.)

Резьба была обязательным украшением посуды из дерева: миски для кумыса, поварешки, пиалы, блюда, деревянные ящики для хранения продуктов — кебеже. (пр.8.)

Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, ореха, бука, груши, березы, дуба Предпочтение отдается липе, ее древесина одинаково хорошо режется вдоль и поперек волокон. В нашей местности традиционным материалом для выполнения резьбы является береза.

Различают следующие основные виды резьбы: плоская, глухая, плосковыемчатая (рис. 54, учебник), ажурная, рельефная и скульптурная. При плоской (глухой) резьбе на поверхности изделия образуются небольшие углубления, составляющие геометрический рисунок из различных треугольников, квадратов, многогранников, линий. Это так называемая геометрическая резьба (рис 55, учебник). (пр.9.)

Ажурная (сквозная) резьба (рис.56, учебник) — это разновидность плоской резьбы, но делается она не глухой: фон вырезается насквозь. (пр.10.) Ажурная резьба выполняется с помощью узких ножовок, лобзиков, сверл. (демонстрация инструментов).

Стамеска является подсобным инструментом для зачистки и скалывания излишней древесины.

Более сложными по исполнению видами являются рельефная и скульптурная резьба. Рельефная подразделяется на барельеф и горельеф. Этими способами чаще всего изображаются фигуры животных, птиц. Скульптурной резьбой, отличающейся от рельефной еще большей выпуклостью, вырезают головы оленей, львов, коней, птиц. В этом случае фигуры почти полностью отделяются от фона и становятся скульптурой (пр.11). Для этих видов резьбы применяют полукруглые и круглые стамески, изогнутые рашпили, обыкновенные стамески с прямым или скошенным лезвием, долота, ножи. (демонстрация инструментов).

Для различных видов резьбы применяются разные способы резания и соответствующий инструмент. Но все сводится к тому, чтобы снять с поверхности заготовки лишнюю древесину, образовать путем ее срезания рисунок и фон.

Трехгранно-выемчатую резьбу выполняют стамеской или ножом в следующей последовательности: (карточки по последовательности выполнения резьбы на столах у учащихся).

1. Накалывание: в точке пересечения лучей треугольника острый кончик ножа углубляют в древесину на 2-4 мм. При этом на вершине фигуры остается легкий, едва заметный поверхностный надрез глубиной в десятую долю миллиметра. Накалывание повторяют трижды для каждой фигуры, начиная всегда с центра. (демонстрация накалывания).

2. Подрезание. Задача подрезания состоит в том, чтобы вырезать и удалить из фигуры трехгранные кусочки древесины. Поворачивая заготовку и наклоняя инструмент в ту или иную другую сторону, направляя лезвие от верхних граней треугольника к центру, постепенно усиливая нажим, срезают треугольники, образуя такой же формы выемку. (демонстрация подрезания).

Не сложной является выполнение ажурной прорезной резьбы. Материалом могут быть тонкие дощечки, а из инструментов потребуются коловорот или дрель, мелкозубая ножовка, лобзик и стамеска. (показать инструменты). Начинают с разметки и нанесения рисунка на деревянную поверхность. Затем высверливают круглые отверстия, делают пропилы, излишки древесины вырубают стамеской.

У вас на столах карточки по технике безопасности при выполнении резьбы, при работе необходимо соблюдать технику безопасности.

Учитель: у вас на столах карточки по технике безопасности при выполнении резьбы, повторите.

Техника безопасности при выполнении резьбы:

1. нож или стамеску держат крепко зажатыми в кулаке;
2. ладонью левой руки заготовку плотно прижимают к столу, а правая рука опирается на стол или на обрабатываемую доску;
3. резак попеременно наклоняют то в одну, то в другую сторону, а заготовку поворачивают в зависимости от направления волокон древесины;
4. при трехгранно-выемчатой резьбе резание все время ведут или вдоль волокон древесины, или под углом, но не навстречу им.

Вторая группа учащихся сообщают о художественной обработке древесины гравированием, инкрустацией, маркетри, интарсией (презентация по теме).

Гравировка

(на столах у уч-ся карточки по технике безопасности, техники выполнения гравировки и сведения о гравировке).

Гравировка заключается в том, что очень тонкий верхний слой древесины или нанесенного покрытия снимается резцом и таким образом образуется рельефный рисунок. (демонстрация изделия), (пр.12).

Техника выполнения гравировки:

1. рисунок сначала наносят на лист бумаги, бумагу наклеивают на поверхность изделия;
2. контур рисунка накалывают тонкой иглой, по наколотому контуру резцом соскабливают слой лака, но только самый верхний, чтобы не обнажать светлую древесину.

Техника безопасности:

1. инструмент удерживают указательным и большим пальцами, рука опирается на средний палец.
2. соскабливание производит движениями от себя.

Инкрустация — украшение изделий, зданий узорами и изображениями из металла, дерева, мрамора, керамики, перламутра. (пр.13.) Вырезанные пластинки этих материалов в разной конфигурации врезаются в деревянную поверхность по заранее нанесенному на нее рисунку и могут образовывать орнаменты и даже целые картинки (рис.59, учебник).

Маркетри — вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по свету и текстуре), которые наклеивают на основу (деревянную мебель, панно). (пр.14). Наборным рисунком закрывают всю поверхность изделия, а заготовки выпиливают лобзиком или вырезают ножом одновременно с фоном. Остается вставить полученные куски один в другой и наклеить их на основание. Таким способом удобно делать из декоративной фанеры разных пород дерева изображения цветов и целых букетов, пейзажей, любые рисунки. (рис.60, учебник).

Разновидностью инкрустации являются интарсия, прессование, тиснение, лепка.

Интарсия — фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянных изделий (рис. 61, учебник). (пр15.)

Прессование и тиснение относятся к машинным способам отделки и стоят ближе к резьбе и гравированию по дереву. Этими способами отделывают спинки и сиденья так называемой венской гнутой мебели, стульев, кресел, детской мебели.

Третья группа учащихся сообщает о виде художественной обработки древесины пирографией (презентация по теме).

Выжигание по дереву, названное пирографией, широко распространено для декоративно-прикладного украшения мебели, детских игрушек, шкатулок, рамок для картин, сувенирных изделий. (рис.64, стр 93, учебник). (пр.18.) Выжигание основано на естественном свойстве любой древесины изменять цвет под действием высокой температуры- от светло-желтого до коричневого и почти черного. Со временем окраска не меняется, а сохраняется очень долго, веками. Легкими прикосновениями к древесине раскаленной иглой или проволокой выжигают рисунок, сделанный карандашом. Для выжигания пригодна несмолистая древесина любых пород дерева, но более насыщенный рисунок получается на светлых поверхностях.

С изобретением электровыжигателя пирография стала одним из самых простых и доступных способов художественной обработки древесины. Во всех случаях при выжигании нужно идти от более крупных элементов рисунка к более мелким. При выполнении сложного контурного рисунка штифт следует передвигать по поверхности древесины, слегка касаясь ее. Скорость передвижения во многом зависит от силы накала штифта и твердости древесины. Контурные рисунки лучше выжигать с помощью штампика. Штампик прикладывается к древесине на каком-либо участке контура. Получив выжженную черточку, нужно приподнять штампик и, передвинув его, выжигать следующую черточку, черточки должны сливаться в единую линию.

Пирографическая работа, выполненная на отдельной дощечке и помещенная на стене, вряд ли выглядит как самостоятельное художественное произведение. Пирографию применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из дерева. (демонстрация изделий) Сначала нужно сделать изделие, а затем выжечь на нем рисунок. Рисунок должен быть лаконичным и сдержанным. Украшая изделие, не следует перегружать его выжиганием. Рисунок должен не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту дерева.

Изобретение электровыжигателя сделало пирографию одним из самых простых и доступных способов художественной обработки деревянных изделий.

3. Устройство электровыжигателя (демонстрация).

Рабочий орган электровыжигателя — перо — согнутая проволока, разогреваемая электрическим током. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают нужную степень накала. На заранее нанесенном рисунке вначале ставят маленькие точки, затем проводят линии. В конце линии перо следует резко отрывать от рисунка, чтобы не испортить его. Вести перо надо без нажима.

4. Приемы выжигания: а) хватка выжигателя; б) регулирование степени накала нагревательной иглы; в)нанесение точек разного размера, тонких и толстых прямых и кривых линий различной степени насыщенности; г) перемещение нагревательной иглы( медленно, равномерно, без нажима); д) разновидности нагревательных игл, применяемых при выжигании, способ их замены. (демонстрация).

(На столах у вас карточки по приемам выжигания и по технике безопасности)

Четвертая группа учащихся рассказывают о художественной обработке древесины выпиливанием лобзиком (презентация по теме).

Выпиливание лобзиком, как и резьба по дереву — один из прикладных видов искусства (рис.65, стр.95). (пр 17).

В качестве материала для выпиливания используется чистая, без сучков клееная фанера толщиной не более 6 мм.

Перед нанесением рисунка поверхность фанеры шлифуют с двух сторон мелкозернистой шкуркой или можно пропитать верхние слои фанеры олифой. Для выпиливания применяется лобзики с пилками, деревянный станочек с винтовой струбциной, прямое шило, небольшой молоточек, напильник. Для сборки отдельных фанерок таких предметов, как полочки, настольные лампы, шкатулки потребуются коловорот со сверлами, плоскогубцы, стамеска, нож и некоторые другие инструменты.

Полотно лобзиковой пилки по дереву имеет ширину от 0,3 до 1,5 мм. Для тонкой ажурной работы, когда направление пропила приходится менять через каждые 2-3 мм, лучше выбирать пилки с узкими полотнами. При пилении твердой древесины, а также от длительной работы пилка сильно нагревается, поэтому следует периодически делать перерывы.

Качество выпиливания лобзиком зависит от умения правильно и надежно удерживать режущий инструмент в правой руке. Следует прекратить пиление в том случае, если полотно пилки хотя бы на долю миллиметра уклонилось от линии рисунка.

Важную роль играет степень натяжения пилки. Обычно пилка имеет такую длину, что один ее конец при нормальном натяжении выступает из верхнего зажимного винта на 10-15мм. При работе такая пилка будет издавать слабый звенящий звук. Слабо натянутая пилка при первом же незначительном препятствии согнется и может лопнуть. Если пилка правильно натянута, она обеспечит правильный распил. В среднем в секунду делается 5-6 движений, длина пропила составит при этом от 5 до 12 мм. При плавных поворотах линии рисунка движение надо немного замедлить, а при резких поворотах движение пилки прекратить вовсе, но продолжать движение лобзика сверху вниз и обратно до тех пор пока полотно пилки не развернется в нужном направлении. При этом плавно поворачивают заготовку на станочке левой рукой. Поворачивать по линии рисунка надо не лобзик, а фанеру.

Технология выпиливания. Начинают выпиливание с небольших внутренних замкнутых пропилов. В этих местах сверлом или шилом делают отверстия для продевания пилки. Когда все замкнутые пропилы сделаны, приступают к открытому прорезному пилению.

Заготовку все время потно прижимают ладонью левой руки к станочку, а точка пропила приходится на среднюю часть треугольного выреза в доске.
Когда на заготовке сделано уже много вырезов и фанера стала вибрировать, точку пропила перемещают в более узкую часть треугольника, а двумя пальцами, расположенными близко к пилке, прижимают детали рисунка к станочку. Когда выпиливание закончено, обратную сторону изделия зачищают шкуркой, чтобы снять образовавшиеся заусенцы.

Единственно правильное положение лобзика — перпендикулярно к плоскости заготовки. (на столах у вас карточки по приемам выпиливания и карточки по технике безопасности).

Вводный инструктаж:

Сейчас каждый ученик выбирайте определенную заготовку и выполняйте то украшение, которое желаете (резьбу, гравировку, выжигание, выпиливание лобзиком), приготовьте инструменты, приспособления. Выберите соответствующую карточку по технике безопасности и карточку по последовательности выполнения определенного вида художественной обработки древесины. и приступайте к работе.

Текущий инструктаж: индивидуальная помощь уч-ся, контроль учителя за выполнением работы, за соблюдением учащимися техники безопасности.

Заключительный инструктаж: анализ успехов и ошибок учащихся, оценка работ.

Технология обработки древесины

Сейчас лесоматериалы активно используются не только для производства мебели, но и для конструкций квартир, коттеджей, а также как декоративные элементы. Они нужны для создания музыкальных инструментов, спортивного и хозяйственного инвентаря. Конечно же, чтобы из лесоматериалов что-либо изготовить, ее нужно обработать.

Современные технологии обработки древесины предполагают три типа обработки сырья: биологический, химический и механический. В результате осуществления этих методов можно получить достаточно широкий ассортимент продукции, в основе которого лежат лесоматериалы. Техника безопасности при обработке древесины должна соблюдаться при любом из этих методов.

Биологический метод

Технология обработки древесины биологическим методом предполагает переработку древесины низкого качества, а также миллионов тон самых разных древесных и сельскохозяйственных отходов в очень ценный продукт – кормовые белковые дрожжи. Кроме этого во время такой обработки производят этиловый спирт, фурфурол и ксилит. Задачей биологического метода обработки лесоматериалов является обеспечение сельскохозяйственного производства необходимым сырьем микробиологического синтеза. Стоит отметить, что изготовление любого сырья из древесины является экологически чистым.

На каждом деревообрабатывающем, лесопильном или химическом заводе технологическая обработка древесины осуществляется строго поэтапно. На каждом этапе древесина наделяется определенными свойствами, которые отвечают конкретным требованиям рынка.

Механическая технология отделки древесины

Технология обработки древесины

Во время механической обработки лесоматериалов происходит изменение формы и объема древесины без изменения самого вещества, как при химическом методе. Большая часть древесных материалов обрабатывается таким образом, что нарушаются связи между волокнами. В основе такой обработки лежит свойство древесины делиться и осуществляется главным образом резанием. Лесоматериалы можно пилить, строгать, резать, фрезеровать. Намного реже используется обработка без нарушения связи между волокнами, к примеру, прессование или гнутье. Для реализации такой обработки мастера пользуются пластическими свойствами древесины, т. е. способностью сохранять приданную ей форму после окончания действия внешних сил.

  • при резании древесины наблюдается нарушение связи между частицами древесины в направлении реза. Подвергаемая обработке древесина делится на части с образованием либо без образования стружки. Качественный показатель – это высокая точность размеров получаемых изделий. Резание, пожалуй, самый важный технологический процесс. Так работает большинство станков, автоматических линий
  • если осуществляется раскалывание, то древесина делится по слоям, то есть вдоль волокон, а не по заданному направлению
  • в ходе обработки высоким давлением дерево меняет форму путем гнутья, изгиба или прессования. Для того, чтобы согнуть дерево его нужно предварительно пропарить, чтобы повысить пластичность. Чаще всего гнутоклееные изделия создают из фанеры или шпона. В результате прессования получаются древесно-стружечные плиты или брикеты
  • при дроблении лесоматериалы делятся на части хаотично, без соблюдения конкретной геометрии частиц, зачастую по самым слабым связям в материале. Такая обработка характерна для процесса ударного дробления, фрикционного разрушения и абразивного размола.

Химическая техника обработки древесины

Современные технологии обработки древесины

В процессе такой обработки древесина подвергается действию разнообразных химических соединений. Благодаря химической обработке работают такие производства:

  • целлюлозно-бумажное производство – изготовление бумаги и картона
  • гидролизное производство основано на процессе расщепления полисахаридов, которые содержатся в древесине, до моносахаридов. Моносахариды продают в качестве готового продукта, глюкозы и ксилозы. Однако чаще всего смеси моносахаридов подвергают биохимической переработке с получением этилового спирта и дрожжей или химической переработке с образованием фурфурола и ксилита
  • пиролиз (сухая перегонка) древесины позволяет добиться получения древесного уголя, метилового спирта, уксусной кислоты, фенольных смол, разных растворителей органического происхождения
  • канифольно-скипидарное производство, на котором получают канифоль и скипидар. Эти соединения применяются в лакокрасочной, парфюмерной и фармацевтической сферах.

Невзирая на огромное разнообразие изделий из древесины и их конструкций, технологии обработки строятся на основе таких же принципов, что и много лет назад: распиливании, строгании, сверлении, точении и шлифовании. Изменения произошли только в способах и методах обработки лесоматериалов: ручные средства производства сменили механические. Устройства, которые работают за счет электрической энергии, существенно уменьшают время, необходимое на обработку лесоматериалов, а также увеличивают производительность труда и показатели качества конечных продуктов.

Читайте также: