Посадка на участке общеобразовательного учреждения деревьев и кустарников с ядовитыми плодами

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

При озеленении дошкольных учреждений формируют функциональные зоны для развития дошкольников, где им прививают первые социальные навыки групповой игры, общения, дружбы. На гармоничное развитие малышей, кроме общеобразовательных программ и занятий, влияет среда, в которой они растут. Многофункциональность, эстетичность, безопасность уличной территории ДОУ обеспечат специалисты ландшафтного дизайна.

Ландшафтный подрядчик изучает рельеф территории (наличие люков, канав, ям, арматуры), создает план, указывает количество зон, учитывает существующие посадки. Профессионально выполненное озеленение территории детского сада благоприятствует безопасному отдыху и развитию детей.

Цель озеленения ДОУ — оптимизировать территорию детского сада для гармоничного развития детей, обеспечить безопасность игр на природе. Чтобы образовательный процесс способствовал интеллектуальному, эстетическому, физическому развитию малышей, территория дошкольного учреждения благоустраивается в соответствии с их потребностями.

  1. Согласно санитарным нормам, выделяют 7−9 м2 (в зависимости от возраста) пространства на одного ребёнка, которое в совокупности не должно превышать 15% территории участка. В беседках, террасах, под навесом — 1.5 м2 / ребёнка.
  2. Допускается озеленение 30%-50% площади детского сада.
  3. Внешний периметр участка детского сада засаживается деревьями или кустарниками полосой в 4−5 м.
  4. Зелёные ограждения допустимы высотой не менее 1.6 -1.8 метров. Деревья высаживают от сооружений на расстоянии 5 м или больше, 2 м — от коммуникаций, 10 м — от дорожек.
  5. Участок должен быть ровным, без уклонов, возвышенностей, иметь дренажную систему, отливы для воды.
  6. Чистота уличной территории детского сада должна соответствовать санитарным нормам.
  7. Спортивные зоны размещаются в светлых просторных местах с хорошим обзором.
  8. В жарком климате допустимо размещать бассейны, тентовые разборные конструкции.

Нормативные документы по обеспечению безопасности детей, предотвращению травматизма, несчастных случаев на детских площадках содержат перечень обязательных предписаний:

  • Избегать острых кромок, углов в оборудовании, снаряжении, интерьере площадок;
  • Отверстия в конструкциях должны быть достаточно широкими, без зажимов и углов, чтобы исключить застревание головы, рук, ног или одежды ребёнка;
  • Габариты конструкций должны соответствовать возрастной группе дошкольников (диаметр поручней, высота ступеней, лавок, столов, качелей);
  • Сооружения, расположенные на высоте более метра над землёй, оборудовать противоскользящим резиновым покрытием, перилами, поручнями, чтобы исключить падения;
  • Обеспечивать устойчивость, простоту, доступность к объектам для взрослых и детей;
  • Покрывать поверхность площадки в местах возможного падения (лестницы, качели, горки) смягчающим материалом с противоударными свойствами — песок, газон, настил из дерева, пластиковый, вспененный или прорезиненный материал на основе бетона или искусственная трава. Покровные материалы должны соответствовать требованиям стандартов покрытий в детских дошкольных учреждениях;
  • Не использовать неисправные конструкции (с торчащими деталями, гвоздями, острыми кромками), своевременно ремонтировать, красить, заменять детали на объектах;
  • Запрещено применять токсичные, пожароопасные, малоизученные материалы, вредные для здоровья ребенка и окружающей среды, материалы, вызывающие термический ожог при контакте с кожей;
  • Обеспечивать безопасность пространства для бега, детских игр на свежем воздухе;
  • В местах отдыха не должно быть сквозняков.

Территорию детского сада делят на зоны для отдыха, игр и спортивных занятий согласно задачам учреждения. Объекты на участках должны быть красочными и привлекательными для малышей. Различают зоны:

  1. Игровую — площадка с оборудованием для игр.
  2. Спортивную — с тренажёрами, объектами для физического развития.
  3. Прогулочную (эстетическую) — с зелёными насаждениями, клумбами, прудом, дорожками, газоном.
  4. Для отдыха — беседки, навесы, водоёмы.
  5. Вспомогательные — сезонный живой уголок (с кроликами, грызунами, рыбками), разметки для знакомства с правилами движения, велодорожки.
  6. Хозяйственную — для хранения технического, садового инвентаря.

На территории планируют аллеи, кусты, ограждения, клумбы, грядки, дорожки, тропинки, павильоны, беседки, песочницы, различные площадки с игровыми или спортивными конструкциями. Для формирования эстетического вкуса детворы формируют альпийскую горку, небольшой пруд или каменный ручей.

Это зона для игр, в которой дети проводят основное время. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учится принимать решения, задавать вопросы, отвечать на них, получает первые навыки коммуникации. Игра развивает фантазию, пробуждает интерес, провоцирует познание. Поэтому в игровых зонах размещают объекты для физического (машинки, паровозики, лесенки, горки, пенёчки) и умственного развития (счёты, палочки, кубики). Среди зелени красочно смотрятся фигуры или рисунки героев сказок.

Игры на садовой площадке развивают эстетические наклонности малышей, обогащают внутренний мир посредством наблюдений за сезонными изменениями в природе. Это место для знакомства с растениями, птицами, насекомыми. Такая площадка — уникальная возможность для первых исследований малышами природных явлений.

Площадки для подвижных игр строят в просторных, светлых местах. Здесь дети занимаются физическими упражнениями, развивают силу, ловкость, сноровку, закаляются, укрепляют здоровье. Участвуют в спортивных праздниках, соревнованиях, интерактивных играх, квестах. На спортплощадках сооружают горки, лабиринты, турники, мишени, тренажёры. Из инвентаря используют мячи, скакалки, палочки. Размеры спортивных объектов адаптируют под возраст воспитанников, предусматривают свободное пространство между снарядами для перемещений играющих ребят. В местах падений размещают травмооберегающие покрытия.

Цвета зелёной листвы и голубого неба успокаивают, снимают психическое напряжение, улучшают работу мозга, поэтому на природе целесообразно проводить развивающие занятия с детьми и отдыхать. В зоне отдыха под тенью деревьев располагают деревянные или каменные беседки, с комфортными скамейками, столиками. На солнечной стороне от беседки хорошо разместить цветочную композицию, которая займёт внимание детей. Беседки разукрашивают яркими рисунками на развивающие темы. Находкой для спокойного отдыха будет небольшой пруд в окружении газона из клевера. По периметру пруда высаживают воздушный самшит, в центре помещают скульптуру, фонтан или купальню для птиц. Хорошо смотрятся сухой ручей, водопад из вьющихся растений, искусственные водоёмы. Летом, когда вода прогревается, дети охотно играют с водой, поливают грядки.

Разместить площадку лучше недалеко от здания, в полузатенённом месте, чтобы можно было укрыться от полуденного солнца. Она должна хорошо освещаться и просматриваться из помещения. Разборные конструкции ставят ближе к хозяйственным постройкам для быстрого перемещения на плановый ремонт, покраску или замену.

Оборудование, инвентарь, конструкции детсадовского ландшафтного дизайна должны содержаться в исправном состоянии, без повреждения целостности, а составные части сборных конструкций надёжно скрепляться между собой.

Игровой комплекс предназначен для подвижных детских игр. Он располагается в зонах с демпфированным покрытием для предотвращения травм и включает горки, лесенки, башенки, канаты, верёвочные лазалки, песочницы, другие элементы. Игровая конструкция должна быть:

  • Устойчивой;
  • Прочной;
  • Без нарушения целостности, острых углов, опасных зазоров;
  • Адаптированной под соответствующий возраст, рост, физические возможности детей;
  • Содержать страхующие бортики, ограждения на высотных элементах комплекса, горках.

К спортивному инвентарю относятся лестницы, мостики, турники, пенёчки, арки, кольца, мишени, ворота, горки с препятствиями. Они устанавливаются на длительный срок, размещаются в центре относительно большой площади, покрытой травмобезопасной плиткой или песком.

На прогулочных участках дошкольных организаций размещаются беседки, которые обязательно должны иметь крышу, одну сплошную стену, скамейки для отдыха. В них укрываются от палящих солнечных лучей, дождя, ветра, играют в спокойные игры, читают, общаются, наблюдают за окружающей природой. Беседки бывают:

  • Сборные, из кирпича, дерева, пластика, поликарбоната, лозы, текстиля, камня;
  • В виде домиков, террас, навесов, павильонов;
  • Круглые, прямоугольные, угловые;
  • С лавками, столиками, ступеньками, лесенками.

Аскетизм беседок и террас нивелируют тематическими рисунками, которые гармонично сочетаются с дизайном сада, резьбой, ставнями, встроенными в стены интерактивными досками для игр. Рядом высаживают высокое дерево, дающее тень, кусты раскидистой зелени или клумбы.

Требования к качелям включают безопасность и соответствие возрастной категории воспитанников, на территории которых находится площадка. Оборудование под открытым небом регулярно проверяют на наличие поломок, ремонтируют, обновляют покрытие (красят), смазывают подвижные детали. Размещают качели в просторных местах, чтобы исключить удары и столкновения играющей детворы.

Лавочки устанавливают в местах для отдыха и спокойных игр. Удобно оборудовать зону отдыха переносными скамейками из пластика или создать стационарные сидения из дерева, слоистого камня, красного кирпича, сделав их элементами дизайна. Скамейки, лавки, пенёчки должны быть безопасными, яркими, небольшими.

  1. Обследование грунта, систем водоотведения и дренажной коммуникации.
  2. Планирование пешеходных дорожек, мест высадки насаждений.
  3. Размещение функциональных площадок (образовательных, игровых, спортивных, для отдыха), беседок, навесов.
  4. Завоз и установку оборудования.
  5. Озеленение объекта — высадка растений, обустройство клумб.
  6. Вывоз стройматериалов, мусора.
  7. Сдачу объекта согласно правилам действующего законодательства.

Учитывают характеристики почвы, расположение участка относительно сторон света, наличие и количество старых насаждений, возможность подъезда грузового транспорта на объект, размеры территории, количество детей.

На этапе проектирования подготавливают документацию о состоянии территории, находящихся на ней объектов, изучают ситуационный план с прилегающей местностью, составляют проектный план благоустройства ДОУ, проводят экспликацию всех элементов, задействованных в мероприятии по озеленению территории. Проект утверждается, а его реализация контролируется уполномоченными органами.

На этом этапе пространство разбивают на функциональные зоны — для повседневных игр, спортивных занятий, прогулок, эстетического воспитания малышей.

Завершают ландшафтные работы формированием систем освещения, полива, выравниванием рельефа, размещением вспомогательных помещений для хранения спортивного или садового инвентаря, финишной уборкой сада от строительного мусора.

Зелёные насаждения в детских садах должны занимать не менее 60% территории. Такие нормы озеленения объясняются свойствами деревьев и кустарников задерживать пыль, давать тень в жаркую погоду, создавать затишек из плотно посаженных деревьев зимой или в ветреную погоду. Важно соблюдать правила подбора растений, их взаимное влияние друг на друга, для оптимального расположения ландшафтных элементов между собой — деревьев, кустарников, клумб, водоёмов, газонов.

При выборе насаждений для озеленения детских учреждений, площадь посадки которых ограничена, стоит учесть адаптационные характеристики растений, сроки цветения, требования к содержанию — поливу, освещению, удобрениям. Посадки должны создавать гармоничную ярусность, быть совместимыми в общей композиции.

На территории детского сада желательно разместить распространённые и экзотические растения, чтобы пробудить интерес детей к изучению растительного мира, развить любовь к природе. Для озеленения подойдут клён, липа, берёза, ясень, рябина, сирень, груша, яблоня, лиственница, жасмин. Калина, арония, жимолость красиво смотрятся в дальних углах площадки. Для высадки незаменимы хвойные деревья и можжевельники, которые медленно растут, наполняют воздух целебными фитонцидами, украшают зимний сад круглогодичной зеленью. Из берёз, дубов, каштанов формируют тенистые аллеи. Крупномеры с раскидистой кроной высаживают возле беседок, с краю площадок или в центре газона. Периметр занимают средней высоты деревья и высокие кустарники. Они создают защиту от пыли и уличного шума. Невысокими кустарниками (живой изгородью) высаживают развлекательный лабиринт, разбивают пространство на зоны или формируют из них загадочные фигуры, сказочных персонажей. По краям тропинок высаживают жимолость, самшит.

Ещё один красочный элемент озеленения и садового дизайна — декоративный огород из съедобных овощей и контрастной зелени — цветной капусты, базилика, петрушки, ярких помидоров, кукурузы, подсолнухов, тыквы, мяты, зелёного лука, горошка. Высоту, размеры, планировку грядок формируют так, чтобы дети могли беспрепятственно ухаживать за ними.

Контейнерное озеленение помогает превратить окружающее пространство в праздник. Высаживают обильно цветущие петунью, гортензию, вербену. Для таких растений требуется частый полив, удобрения, подходящая почва. Их можно переносить в любое место, летом держать на улице, а зимой — в доме. В детском саду контейнерные цветники размещают на беседках, лестницах, столбах. Необычно и богато смотрится группа вазонов из цветов разных оттенков, а подвешенные к крыше они оживляют пространство гирляндами растений.

Нельзя высаживать на территории детских заведений опасные для здоровья, окружающей среды растения, колючие, ядовитые, вызывающие аллергию культуры: розы, акацию, ежевику, ландыши, бобовник, клещевину, бересклет. Нежелательно сажать тополь из-за обильного пуха, млечники, эфиросодержащие растения. При уходе за садом важно удалять сорные, токсичные растения — белладонну, дурман, белену, чертополох. Следует минимизировать посадку плодовых деревьев, чтобы исключить скопление опавших плодов и их гниение.

Высокие деревья располагают ярусом на заднем фоне ландшафтной композиции. Одиночное дерево можно разместить в центре лужайки так, чтобы не закрывать обзор игровых площадок. Кустарники высаживают вдоль забора или как разделительные элементы между дорожками. Чтобы было меньше сорняков, растения высаживают плотно, с учетом их совместимости.

Основные дорожки для детского сада покрывают асфальтом, бетоном, мостят плиткой. Расстояния между плитами (камнями) посыпают мелкой галькой. Вспомогательные тропинки формируют с помощью песка, камня, мелкой гальки или досок (редко). Гравий имеет острые края, поэтому его нельзя использовать для покрытия дорожек. Оздоровительные ортопедические дорожки для массажа стоп и профилактики плоскостопия строят из паллетных листов с отверстиями, в которые насыпают материал разной структуры — песок, гравий, опилки, гальку, шишки, палочки, каштаны.

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.

деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

В проекте генплана яслей-сада, разработанного для г. Горького (архит. Л. М. Ушакова), площадь участка равна 8300 м2 и принята из расчета 30 м2 на одно место. Для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предусмотрены групповые площадки, дифференцированные по площади в зависимости от возраста детей: от 1 года до 2 лет — 100 м2, от 2 до 3 лет — 150 м2, от 3 до 4 лет— 180 м2. Групповые площадки младших ясельных групп приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе. Групповые площадки для детей дошкольного возраста (4 до 7 лет) заменены на тематические и специализированные по видам деятельности детей, размер площадок по 220 м2. Размещение и планировка предусматривает возможность их объединения в игровое пространство для проведения праздников, спортивных развлечений и соревнований. Для данного участка принят следующий набор площадок для детей дошкольного возраста:

1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарни¬ков, которые можно применять при озеленении школьных участков в г. Москве.

На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различных по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м2 на одно место, но не менее 40 % его общей площади.

При проектировании участка яслей-сада учитывались его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определили размещение площадок и их планировочную организацию. Для разнообразия пространственной среды игровых площадок предусматривалось создание микрорельефа из грунта, вынутого при разработке котлована.

Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся.

Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)—50 %; спортивная—35 %; хозяйственный двор, проезды — 15%.

Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мощеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.

В плодовом саду школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного двора размещают теплицу или парник.

К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.

В озелененную территорию школы на 30 классов (авторы В. Машинский, Т. Гичко, О. Селяха, А. Гольтрафа) входят учебно-опытная зона с плодовым садом (площадью 1450 м2), зона отдыха (продленный день) и защитные посадки вокруг школы и спортивной зоны. Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен школы. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

На рисунке показан пример использования небольшого оврага на Территории школьного участка. Его склоны с кустарником, скальными растениями среди камней создают изолированный своеобразный микроклимат. Площадку для юных географов размещают на самой высокой точке в уединенном месте, изолировав ее деревьями и кустарниками.

Школьный центр в Кронах (Германия) рассчитан на 3000 учащихся и включает гимназию, реальное училище, среднюю школу, а также специальную школу для детей с физическими недостатками или отстающих в умственном развитии. В школьный центр включены дополнительные сооружения, предназначенные для активного отдыха населения ближайших жилых районов.

Детский музыкальный театр в Москве разместился в природном окружении. В композицию его плана заложено фойе, раскрытое через витражи в парк. В нем создан открытый дворик с небольшим амфитеатром для зрителей, где проводятся театрализованные представления на воздухе. Со стороны главных подходов посетителей встречают витрины, фрагменты декораций, малые архитектурные формы. У проспекта Вернадского размещена альпийская горка с водоемом, затем система площадок с бассейнами, фонтанами, скульптурой. В глубине парка создан павильон для игр и выставок, небольшой зеленый театр, в котором звучит музыка и идут представления.

Музыкальный театр стал составной частью большой детской зеленой зоны, протянувшейся от городского Дворца пионеров до цирка.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Территория детского сада делится на несколько зон. На территории находятся некоторые хозяйственные постройки. Здесь должна быть общая для всего садика спортивная площадка, сад, огород и цветники, за которыми также ухаживают все вместе. У каждой группы должен быть свой участок для прогулок. Территория городского детского сада рассчитывается по количеству детей, она не должна быть меньше 35 кв. м на ребенка. Территория сельского детского сада может быть и меньше, в зависимости от условий. Санитарные нормы определяются СанПиНом 2.4.1.2660-10

Все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей. Хозяйственные постройки и хозяйственная площадка, на которую приезжают машины с продуктами или мусоровозы, должна находиться на достаточном расстоянии от групповых участков. Детский сад должен быть огорожен. Забор должен быть высотой не менее полутора метров. Садик можно огородить деревянным или металлическим забором, а также живой изгородью. Растения живой изгороди не должны быть колючими или ядовитыми.

На каждом участке должна быть веранда для того, чтобы дети не находились целый день на солнцепеке. Веранда играет и организующую роль, она обозначает место, поблизости от которого должны находитья малыши. На веранде находится скамейка, поместиться на ней должны все дети. Летом занятия нередко проводятся на улице, и нужно, чтобы в них участвовать могли все. Если есть возможность мыть уличные игрушки на территории садика, то на веранде может стоять шкаф для этих игрушек.

На каждом участке должна быть песочница. Песок должен быть чистым, его необходимо менять 1-2 раза в год. После прогулки и утром воспитатель приводит песочницу в порядок - подметает скамеечки и вскапывает песок горкой.

Помимо оборудования, стоящего на спортивной площадке, должно быть и физкультурное оборудование на каждом групповом участке. Как правило, это лесенки и лианы. Могут стоять качели и небольшие карусели. Все оборудование должно быть исправно и прочно установлено. Как правило, качели и лесенки вкапывают в землю.

Групповые участки обычно не огораживают, но между ними могут быть живые изгороди. Вообще зелени следует уделять большое внимание. Она не только украшает территорию. Летом дети не должны все время находиться на солнцепеке, в то же время они не могут постоянно сидеть на веранде, поэтому тени от деревьев должно быть достаточно. Как правило, в садиках сажают лиственные деревья. Они могут располагаться аллеями, группами или по одному. Группы деревьев и одиночные посадки не должны представлять угрозы безопасности детей. Необходимо использовать деревья с мощной корневой системой, поскольку одиночное дерево при сильном ветре может упасть.

Особое внимание следует уделить цветникам, саду и огороду. В общий и групповые цветники необходимо подбирать растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они должны быть неприхотливыми, чтобы за ними могли ухаживать и дети. Что касается огорода, то там у каждой группы должна быть своя грядка, на которой выращиваются растения, предусмотренные Программой воспитания в детском саду.

Все оборудование на участках необходимо своевременно ремонтировать. На крышах веранд не должно быть протечек, на физкультурном оборудовании не должно быть сломанных металлических деталей и острых углов.

Т ерритория детского сада

Цветы, как люди, на добро щедры,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

При входе в садик детей встречает большая клумба пестрых цветов и растений. Дети, видя такую красоту, с большой радостью направляются на участок.

На территории нашего детского сада расположены спортивно-оздоровительная зона, зеленая зона для совместных игр, учебно-опытный участок, участок цветника, хозяйственные постройки, пожарный гидрант. Все перечисленные зоны территории образовательного учреждения активно используются в учебно-воспитательном процессе МАДОУ.

Учебно-опытная зона представлена зоной, где растут деревья, кустарники (живая изгородь), цветковые растения (клумба) и непосредственно учебно-опытным дошкольным участком. Зеленая зона - любимое место для совместных игр воспитанников и проведения различных мероприятий с воспитателями и педагогами МАДОУ. Эта зона пользуется успехом в любое время года. Здесь проводятся занятия по окружающему миру, мероприятия летнего и зимнего периода, познавательные экскурсии. Ежегодно на территории зеленой зоны производится подрезка кустарников, облагораживание клумбы, обрезка сухих веток деревьев, скашивание травяного покрова зоны.

Весной 2015года натерритории МАДОУ были посажены разноцветные петуньи, бархатцы и цинии. Высадка цветковых растений, на территории установка декоративных элементов, выполнены из подручных материалов (пластиковые бутылки, автомобильные шины дерева и пр.).

На участке расположен овощной сектор, в летний период на котором выращиваются тыква, морковь, укроп и петрушка. Летом воспитанники старших групп совместно с воспитателем с удовольствием проводят практические занятия, ухаживают за огородом.

Физкультурно-спортивная зона образовательного учреждения представлена гимнастической площадкой с турниками и полосой препятствий. Указанная зона используется для проведения уроков физической культуры, соревнований по легкой атлетике, эстафет, проведения тренировок, различных праздников, дней здоровья. Территория физкультурно-спортивной зоны окружена декоративными кустарниками.

В воспитательном процессе, территория детского сада активно используется в различные времена года. Проводятся трудовые работы с воспитанниками старших групп, экскурсии и практические работы на занятиях окружающего мира, занятия физической культуры, прогулки, мероприятия по формированию ЗОЖ, торжественные мероприятия. А зимой на нашем участке вырастает городок из ледяных фигур. Детей встречают сказочные герои, как Маша и Медведь, Колобок, Репа, Крокодил Гена, Трое Поросят и т.д. Дети разглядывая эти сказочные фигуры, возвращаются в мир сказок и волшебства.

Для работы на нашем детском саду сотрудникам разработаны инструкции по технике безопасности и правилам поведения во время работы на участке, во время занятий физической культурой, проведения массовых спортивных мероприятий. Правила поведения на территории МАДОУ являются обязательными для выполнения всеми участниками образовательного процесса.

С целью благоустройства территории образовательного учреждения, кроме бюджетных средств, привлекается помощь от родительского комитета.

Родительский комитет каждой группы оказал большую помощь в облагораживании дошкольного образовательного участка: поделки из дерева, подставки для растений, декоративные решетки были сделаны руками родителей наших воспитанников. Облагораживание, благоустройств детского сада - важная часть воспитательного процесса. Детский сад - это место, где дети проводят большую часть дня и оно должно быть удобным и комфортным. Именно к этому стремятся все участники образовательного процесса нашего детского сада.

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3-7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.

деревья высотой более 20 м - липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10-20 м- ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5-8 м - сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м - чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1-2 м - можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различный по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.



ДЕРЕВЬЯ ЛИСТВЕННЫЕ
ДЕРЕВЬЯ ХВОЙНЫЕ
КУСТАРНИКИ В ГРУППАХ
КУСТАРНИКИ В ЖИВОЙ ИЗГОРОДИ
ГАЗОН
НОМЕР ПО АССОРТИМЕНТУ
КОЛИЧЕСТВО, ШТ.
ЦВЕТНИКИ ИЗ ЛЕТНИКОВ
ЦВЕТНИКИ ИЗ МНОГОЛЕТНИКОВ
ДЕРЕВЬЯ ПЛОДОВЫЕ

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м на одно место, но не менее 40 % его общей площади.


1 - крупные деревья;
2 - бассейн с влаголюбивыми растениями;
3 - зооуголок;
4 - коллекция растений местной флоры;
5 - альпинарий;
б - скамьи;
7 - площадка для занятий на свежем воздухе;
8 - лестница

Ассортимент деревьев и кустарников

Деревья по периметру участка (липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз и др.)

С КОМОМ Д = 0,8 М

Деревья лиственные в группах (береза бородавчатая, рябина обыкновенная, каштан конский, черемуха Маака, ива белая, липа, клен, вяз, ясень и др.)

Деревья плодовые (яблоня, груша, слива, вишня)

То же, кроме березы

Деревья хвойные (лиственница сибирская, ель колючая, ель обыкновенная)

С комом 1 ,0 X 1 ,0 X 0 ,6

Кустарники для групп (чубушник, спирея дубраволистная, сирень, форзиция, клен гиннала, роза Ругоза, дерен белый и др.)

С комом 1, ОХ 1,0-Х 0 ,6

Кустарники для живой изгороди (пузыре-плодник, боярышник, смородина альпийская, дерен белый и красный, кизильник блестящий, акация желтая)

То же на 1 пог. м, шт.

Примечания. 1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарников, которые можно применять при озеленении школьных участков в г. Москве.

2. Колючие кустарники применять только для внешнего ряда периметральной живой изгороди.

3. Специализация малых форм определяется по согласованию с заказчиком.

4. На данном чертеже подземные коммуникации не указаны.

При проектировании участка яслей-сада учитывались его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определили размещение площадок и их планировочную организацию. Для разнообразия пространственной среды игровых площадок предусматривалось создание микрорельефа из грунта, вынутого при разработке котлована.

Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся.

Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)-50 %; спортивная-35 %; хозяйственный двор, проезды - 15 %.

Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мощеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.

В плодовом саду.школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного двора размещают теплицу или парник.

К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.

В озелененную территорию школы на 30 классов (авторы В. Машинский, Т. Гичко, О. Селяха, А. Гольтрафа) входят учебно-опытная зона с плодовым садом (площадью 1450 м), зона отдыха (продленный день) и защитные посадки вокруг школы и спортивной зоны. Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3- 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники - 5м от стен школы. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4-6 м, а на остальных участках - не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

На рисунке показан пример использования небольшого оврага на территории школьного участка. Его склоны с кустарником, скальными растениями среди камней создают изолированный своеобразный микроклимат. Площадку для юных географов размещают на самой высокой точке в уединенном месте, изолировав ее деревьями и кустарниками.


Школьный центр в Кронах (ФРГ) рассчитан на 3000 учащихся и включает гимназию, реальное училище, среднюю школу, а также специальную школу для детей с физическими недостатками или отстающих в умственном развитии. В школьный центр включены дополнительные сооружения, предназначенные для активного отдыха населения ближайших жилых районов.

Детский музыкальный театр в Москве разместился в природном окружении. В композицию его плана заложено фойе, раскрытое через витражи в парк. В нем создан открытый дворик с небольшим амфитеатром для зрителей, где проводятся театрализованные представления на воздухе. Со стороны главных подходов посетителей встречают витрины, фрагменты декораций, малые архитектурные формы. У проспекта Вернадского размещена альпийская горка с водоемом, затем система площадок с бассейнами, фонтанами, скульптурой. В глубине парка создан павильон для игр и выставок, небольшой зеленый театр, в котором звучит музыка и идут представления.


1 - Детский музыкальный театр;
2 - цирк;
3 - детский городок

Музыкальный театр стал составной частью большой детской зеленой зоны, протянувшейся от городского Дворца пионеров до цирка.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Участки школ и детских дошкольных учреждений должны иметь площадь озеленения, соответствующую показателям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые показатели озеленения участков школ и детских дошкольных учреждений

Рекомендуемый уровень озелененности участка, %

Площадь озеленения на одного ребенка, кв. м

Детские дошкольные учреждения

внутреннее озеленение школ

При размещении участка в непосредственной близости от парков и других ландшафтно-рекреационных территорий, площадь озеленения допускается сокращать на 10 %.

Со стороны господствующих ветров и возможных источников загрязнения воздушных потоков создаются ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

озеленение цветами офиса

Древесно-кустарниковые зеленые насаждения. Из лиственных деревьев на пришкольном участке рекомендуется использовать березу пушистую, вяз перистоветвистый, иву белую, конский каштан обыкновенный, клен остролистный, липу мелколистную, рябину обыкновенную. Береза – декоративное дерево, она хорошо очищает воздух и насыщает его фитонцидами. Липа ценится душистыми цветками. Рябина обладает округлой компактной формой, цветет душистыми белыми цветками, собранными в крупные соцветия. Декоративны также листья и ягоды рябины. К достоинствам клена следует отнести его быстрый рост. При подборе ассортимента декоративных растений для озеленения участка следует учитывать, что детьми лучше воспринимаются невысокие, густо расположенные растения.

Запрещается посадка деревьев и кустарников с шипами и колючками (например, барбарисов, боярышников, роз), а также ядовитых растений (тис ягодный, бузина обыкновенная, волчеягодник смертельный, др.).

озеленение цветами

При выборе лиственных кустарников для озеленения территориии предпочтение надо отдавать наиболее декоративным экземплярам с красивыми цветами. На маленьких участках озеленения красиво выглядят сочетания декоративных форм или сортов одного и того же вида кустарника. Например, эффектными могут быть ландшафтные композиции из заметно различающихся по окраске листьев растений чубушника венечного и его формы – золотистой или группы разных сортов спиреи Бумальда, окраска цветков у которых варьируется от белой до темно-гвоздично-розовой.

Хвойные деревья и кустарники (пихты – сибирская, одноцветная и бальзамическая, ель колючая, туя западная, можжевельник обыкновенный, др.) рекомендуется высаживать группами с учетом их формы и окраски хвои. Летом хвойные контрастируют с лиственными деревьями и кустарниками и выгодно оттеняют друг друга, являясь хорошим материалом для построения композиций озеленения участков на основе контрастов форм, фактурных и цветовых сочетаний. Эффектны небольшие участки озеленения, засаженные только хвойными деревьями кустарниками. Низкорослые хвойные деревья и кустарники лучше высаживать на газоне группами, рядом с камнями, перед более высокими хвойными деревьями и кустарниками.

озеленение искусственными цветами

Хвойные кустарники незаменимы в ландшафтных композициях из растений с камнями, обладают богатством силуэтов – от колонновидных до горизонтальных и стелющихся, могут иметь хвою разных фактур и оттенков – от серебристо-голубых до желтоватых и золотистых тонов, а также пеструю окраску хвои. Большим разнообразием декоративных форм обладают можжевельники обыкновенный, китайский. Следует, однако, учитывать, что использование в озеленении детских учреждений можжевельника казацкого не желательно в связи с ядовитостью хвои и плодов.

озеленение комнатные цветы

Ассортимент зеленых насаждений на участках озеленения школ и детских садов определяется с учетом функционального назначения площадок и сооружений, размещаемых на них. При помощи зеленых насаждений на участках озеленения создаются более благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Рядовые посадки используются для изоляции разных площадок и сооружений друг от друга. Кроме того, зеленые насаждения используются в качестве наглядного материала для ознакомления детей с растительным миром.

Плотность посадки деревьев и кустарников на 1 га площади участка озеленения ориентировочно следующая:

- 150-180 деревьев и 2500-3000 кустарников для озеленения детских садов;

- 100-200 деревьев и 1200-1500 кустарников для озеленения школ.

Расстояние между низкорослыми кустарниками в группе должно быть 0,8 м, между среднерослыми – 1,2-1,5 м и высокорослыми – до 2 м.

При посадках нужно учитывать расстояние до проездов, площадок, зданий, а также интенсивность роста и величину взрослых растений.

цветы для озеленения огорода

Посадка деревьев должна производиться не ближе 10 м, кустарников – 5 м от фасадов зданий. Расстояние от деревьев до края дорожек – не менее 0,75, от кустарников – не менее 0,3. Низкорослые кустарники рекомендуется высаживать от проездов на расстоянии 50 см, а высокорослые – дальше.

Цветочное оформление. Цветочные ландшафтные композиции помогают разнообразить и украсить территорию озеленения. Планировка цветников может быть регулярной и свободной.

цветы для озеленения балкона

Для создания цветников используются красивоцветущие однолетники (настурция культурная, календула лекарственная, астра однолетняя, бархатцы отклоненные, прямостоячие и тонколистные, резеда душистая, ромашка садовая, сальвия сверкающая, портулак крупноцветковый и др.), двулетники (маргаритка многолетняя, виола Витрокка, незабудка гибридная, мальва садовая). Среди многолетников к использованию на участках озеленения детских учебно-воспитательных учреждений рекомендованы следующие виды: астильба гибридная, астры альпийская, кустарниковая, новоанглийская, гелениум гибридный, рудбекия гибридная, сорта пионов, колокольчики карпатский, гарганский, скученный, персиколистный, флоксы растопыренный, метельчатый, шиловидный. В сочетании с красивоцветущими для озеленения участков применяются растения с декоративной листвой: хосты ланцетолистная, Зибольда, Форчуна, резуха кавказская, бадан толстолистный, гипсофила метельчатая и др. Однако при разработке решения цветочного оформления и озеленения участка не следует использовать слишком большое количество разнообразных видов. Необходимо также исключить из ассортимента ядовитые виды травянистых растений (аконит клобучковый, наперстянку пурпурную, безвременник осенний, ландыш майский, лютики, молочаи, борщевики).

Следует акцентировать отдельные участки озеленения территории, подчеркнуть основные направления пешеходных потоков, создавать цветочные ландшафтные композиции в зоне отдыха (альпийские горки, модульные цветники и др.).

Устройство газонов. Газоны улучшают температурно-влажностный режим на территории озеленения детских учреждений, уменьшают запыленность. На газонах могут высаживаться цветы. При использовании газонов в качестве покрытия игровых площадок необходимо применять травосмеси, выдерживающие вытаптывание (спортивные газоны).

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2010 г.

начальные школы, базовые школы, средние школы;

учебно-педагогические комплексы (ясли-сад - школа, детский сад - школа, базовая школа - колледж искусств, средняя школа - колледж искусств, гимназия - колледж искусств; лингвистическая гимназия - колледж, средняя школа - училище олимпийского резерва).

Действие настоящих Санитарных правил не распространяется на школы-интернаты* и специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты)**.

3. Требования настоящих Санитарных правил обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений.

4. Все нормативные требования по устройству и оборудованию вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждений должны соответствовать требованиям:

настоящих Санитарных правил;

других строительных норм проектирования.

* К школам-интернатам устанавливаются требования Санитарных норм правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству, содержанию и режиму детских домов и школ-интернатов для детей-сирот.

**К специальным общеобразовательным школам (школам-интернатам) устанавливаются требования Санитарных норм правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству, оборудованию, содержанию и режиму специальных учреждений образования.

Отвод земельного участка под строительство общеобразовательного учреждения, ввод в эксплуатацию зданий или отдельных помещений общеобразовательных учреждений осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Все отступления от требований настоящих Санитарных правил и строительных норм проектирования, указанных в части первой настоящего пункта, по требованиям к участку и размещению зданий, устройству, составу и площадям помещений общеобразовательных учреждений должны быть согласованы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

5. Структура общего среднего образования включает в себя три ступени: I ступень (1 – 4 классы); II ступень (5 – 9 классы); III ступень (10 – 11 классы), а в вечерних школах, классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по Типовому учебному плану вечерней школы – 10 – 12 классы.

6. Здания общеобразовательных учреждений могут проектироваться для учащихся 1 – 4 классов, для учащихся 1 – 11 классов (либо 5 – 9, 10 – 11 классов). При проектировании учебно-педагогических комплексов (ясли-сад - школа, детский сад - школа) должна быть обеспечена функционально-планировочная связь между зданиями (блоками в здании) учебных и групповых помещений с помещениями общего назначения.

7. Оптимальное число классов одного года обучения общеобразовательных учреждений в городах должно быть 2 – 3, в сельских населенных пунктах – 1 – 2.

В жилых районах городов при стесненности участков застройки могут формироваться общеобразовательные учреждения с числом классов одного года обучения более трех.

Проектная вместимость общеобразовательных учреждений должна предусматривать организацию образовательного процесса учащихся в одну смену.

В общеобразовательных учреждениях наполняемость классов не должна превышать 25 учащихся, в 1 – 4 классах общеобразовательных учреждений, классах вечерних школ, классах и учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по Типовому учебному плану вечерней школы, классах гимназий, лицеев, санаторных школ-интернатов, базовых и средних школ – колледжей искусств, гимназий – колледжей искусств, лингвистических гимназий – колледжей и средних школ – училищ олимпийского резерва – не более 20 учащихся.

8. Учащиеся сельских общеобразовательных учреждений подлежат транспортному обслуживанию, в том числе:

1 – 4 классов, проживающие на расстоянии более 2 км от общеобразовательного учреждения;

5 – 11 классов, проживающие на расстоянии более 3 км от общеобразовательного учреждения.

Предельный радиус транспортного обслуживания должен быть не более 15 км. При превышении допустимого радиуса транспортного обслуживания при общеобразовательном учреждении предусматривают интернат.

Подвоз учащихся осуществляется общественным или специально выделенным для этих целей транспортом. Место сбора учащихся должно быть оборудовано навесом, огражденным с трех сторон.

9. Работники общеобразовательных учреждений проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

10. Работники общеобразовательных учреждений (технические работники, работники плавательных бассейнов, пищеблоков, буфетов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь проходят гигиеническую подготовку перед поступлением на работу и в дальнейшем с периодичностью:

один раз в год – работники пищеблоков, буфетов;

один раз в два года – технические работники, работники плавательных бассейнов.

11. За несоблюдение требований настоящих Санитарных правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

12. Государственный санитарный надзор (далее – госсаннадзор) за соблюдением требований настоящих Санитарных правил осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К земельному УчасткУ И ТЕРРИТОРИИ

13. Земельный участок для общеобразовательного учреждения должен выделяться в соответствии с требованиями:

настоящих Санитарных правил;

ТКП 45-3.01-116-2008 (02250);

других строительных норм проектирования.

Земельный участок, на котором расположено общеобразовательное учреждение, должен быть удален от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий, которые могут служить источниками шума и загрязнения воздуха, должен иметь ровную поверхность с уклонами, обеспечивающими отвод поверхностных вод, и хорошо проветриваться.

Уровень стояния грунтовых вод земельного участка должен быть не менее 0,7 м ниже отметки спланированной поверхности территории.

Не допускается размещение общеобразовательного учреждения на территориях санитарно-защитных зон.

14. Через территорию общеобразовательного учреждения не должны проходить инженерные коммуникации (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения), не предназначенные для санитарно-технического благоустройства и электроснабжения общеобразовательного учреждения.

Расположение на территории общеобразовательного учреждения зданий и сооружений, функционально не связанных с образовательным процессом, не допускается.

15. Площадь озеленения территории общеобразовательного учреждения должна составлять 40 – 50 %. Площадь озеленения включает учебно-опытные участки (хозяйства), защитные зеленые полосы, газоны, зоны отдыха.

При размещении участка в непосредственной близости от лесных и садовых массивов площадь озеленения территории общеобразовательного учреждения может быть сокращена на 10 %.

Посадка колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами на территории общеобразовательного учреждения запрещается.

16. Посадка деревьев на территории общеобразовательного учреждения должна производиться на расстоянии не менее 10 м, а кустарников – 5 м от зданий общеобразовательных учреждений.

На территориях общеобразовательных учреждений, размещенных на территориях радиоактивного загрязнения, со стороны господствующих ветров и возможных источников загрязнения воздушных потоков предусматриваются ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых насаждений шириной не менее 10 м.

17. С учетом особенностей организации образовательного процесса на территории общеобразовательного учреждения выделяются функциональные зоны:

Функциональные зоны должны иметь удобную связь со зданием общеобразовательного учреждения и между собой.

Состав функциональных зон, их площади должны предусматриваться в соответствии со строительными нормами и правилами исходя из вместимости общеобразовательного учреждения и с учетом задания на проектирование.

На территории общеобразовательного учреждения могут предусматриваться учебно-опытный участок (хозяйство), площадка по географии, площадка для изучения правил дорожного движения.

18. Физкультурно-спортивную зону размещают, как правило, со стороны спортивного зала.

Размещение физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений не допускается.

Физкультурно-спортивная зона должна быть ограждена полосой зеленых насаждений или другим видом ограждения.

19. В зоне отдыха выделяются:

площадки для подвижных игр учащихся 1 – 4 классов исходя из возможности одновременного использования всеми учащимися данной возрастной группы;

площадки для отдыха учащихся 5 – 9 классов, в том числе площадка для подвижных игр, исходя из 50 % охвата учащихся данной возрастной группы, и площадка для отдыха остальной части учащихся.

Площадки для подвижных игр, площадки для отдыха учащихся засевают невысокой, трудно вытаптываемой травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса, лугового мятлика, подорожника).

Зоны отдыха в школах-интернатах должны иметь удобную связь со зданием для проживания воспитанников.

Физкультурно-спортивные площадки, площадки для отдыха должны быть ограждены полосой зеленых насаждений или другим видом ограждения.

20. Физкультурно-спортивные площадки и физкультурно-спортивные сооружения на территории общеобразовательного учреждения оборудуются в соотвествии с пособием П2-2000 к СНиП 2.08.02-89.

Устанавливаемое физкультурно-спортивное и игровое оборудование, спортивный инвентарь должны соответствовать техническим нормативным правовым актам, содержащим обязательные к исполнению требования (далее – ТНПА), и возрастным особенностям детей (по конструкции и размерам), быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

21. Хозяйственная зона общеобразовательного учреждения должна располагаться со стороны входа в помещения пищеблока и иметь отдельный въезд с улицы.

В хозяйственной зоне должны размещаться мусоросборники (окрашенные металлические или пластмассовые) с плотно закрывающимися крышками. Мусоросборники устанавливаются на водонепроницаемой огражденной с трех стон площадке на расстоянии не менее 25 м от окон здания общеобразовательного учреждения и входа в пищеблок.

В хозяйственной зоне общеобразовательного учреждения могут размещаться гараж, сарай, навесы для инвентаря и оборудования, овощехранилище (в сельской местности), при отсутствии централизованного отопления – котельная.

22. Подходы к зданию общеобразовательного учреждения не менее чем за 100 м, въезды и входы на территорию общеобразовательного учреждения, проезды, дорожки, в том числе к хозяйственным зданиям, дворовым уборным, должны иметь твердое покрытие или покрытие с использованием щебня.

23. В вечернее время территория общеобразовательного учреждения (на поверхности земли) должна быть освещена исходя из нормы освещенности не менее 20 люкс (далее – лк), а площадок физкультурно-спортивных, для подвижных игр – не менее 40 лк.

24. Участок общеобразовательного учреждения, размещенный на территории радиоактивного загрязнения, должен быть оборудован поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию.

гигиенические ТРЕБОВАНИЯ К ЗданиЮ

25. Общеобразовательные учреждения размещаются в 1 – 4-этажных зданиях.

Учебные помещения для учащихся 1 – 4 классов допускается размещать не выше третьего этажа.

Высота наземных этажей зданий общеобразовательных учреждений от пола до потолка должна быть не менее 3 м.

Размещать учебные помещения и помещения медицинского назначения в подвальных и цокольных этажах здания общеобразовательного учреждения не допускается.

26. Планировочное размещение здания общеобразовательного учреждения на земельном участке должно обеспечивать благоприятные условия освещения и инсоляции помещений.

Ориентация окон помещений по сторонам горизонта должна соответствовать установленной в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам.

Оптимальная ориентация горячего цеха кухни – на север.

27. При строительстве, реконструкции зданий общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены специальные устройства (пандусы, разноуровневые перила, специально оборудованные санитарные узлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения) для учащихся, имеющих ограниченные возможности в передвижении.

28. При входах в здания общеобразовательного учреждения должны предусматриваться двойные тамбуры с теплозащитой.

29. Планировочное решение учебного здания общеобразовательного учреждения должно обеспечивать классно-лабораторную систему обучения, предполагающую наличие для каждого класса собственного учебного помещения (учебный класс) и отдельных учебных кабинетов и лабораторий (далее, если не установлено иное настоящими Санитарными правилами, – учебные помещения), помещений общего назначения.

Помещения общеобразовательного учреждения должны объединяться в отдельные группы помещений по назначению:

учебные для 1 классов;

учебные для 2 – 4 классов;

учебные для 5 – 11 классов;

производственные мастерские и кабинеты обслуживающих видов труда;

физкультурно-спортивного назначения (физкультурно-оздоровительный блок);

эстетического воспитания и кружковой работы (внеурочной деятельности);

В соответствии с заданием на проектирование могут предусматриваться помещения для снятия утомления учащихся и учителей (помещение психологической разгрузки, помещения физкультурно-оздоровительного назначения и другие).

Взаимное расположение отдельных групп помещений общеобразовательного учреждения должно обеспечивать функциональную связь их между собой и соответствующими зонами территории.

30. Учебные помещения в общеобразовательных учреждениях должны быть удалены от помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

При каждом учебном кабинете, лаборатории или группе из 2 – 3 учебных кабинетов, лабораторий оборудуется помещение лаборантской.

Площадь учебных помещений должна обеспечить выделение рабочих зон учащихся (размещение ученической мебели) и педагогического работника, пространство для размещения наглядных пособий и технических средств обучения, зону для двигательной активности учащихся и должны соответствовать ТКП 45-3.02-1-2004 (02250), но не менее 2 м 2 на одного учащегося.

31. В базовых школах – колледжах искусств, средних школах – колледжах искусств, гимназиях – колледжах искусств, в общеобразовательных учреждениях при проведении факультативных занятий музыкальной, художественной, хореографической, театральной направленностей, необходимо предусматривать выделение специально оборудованных помещений для проведения уроков по музыке, изобразительному искусству, в том числе под студии. Площади и устройство указанных помещений должны соответствовать требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, специализированных учебно-спортивных учреждениях.

32. При проектировании, строительстве и реконструкции гимназий, лицеев предусматривается оборудование лекционной аудитории, размеры которой предусматриваются по вместимости в ней не более чем трех классов и из расчета не менее 1 м 2 площади на одного учащегося.

33. Санитарные узлы, оборудованные в секции (блоке или здании) учебных помещений, предусматриваются на каждом этаже раздельными для девочек и мальчиков.

Санитарные узлы не должны располагаться напротив входа в учебное помещение.

Количество санитарных приборов определяется из расчета:

1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 50 девочек;

1 унитаз и 1 умывальник на 30 мальчиков, 1 лотковый писсуар на 60 мальчиков.

Для девочек 5 – 11 классов должны быть оборудованы комнаты личной гигиены из расчета одна комната на 70 девочек.

Для работников общеобразовательного учреждения предусматриваются отдельные санитарные узлы.

34. Кроме спортивного зала (спортивных залов) в общеобразовательном учреждении в соответствии с заданием на проектирование могут предусматриваться плавательный бассейн, тренажерный зал.

Устройство спортивных залов и других спортивных сооружений должно соответствовать требованиям:

настоящих Санитарных правил;

санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству и эксплуатации спортивных сооружений;

Читайте также: