Под старой яблоней жилинский описание картины

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет музыкального и художественного образования

Кафедра изобразительного искусства и методики

Реферат:

Выполнила: студентка 5 курса

Бантюшевская Маргарита Михайловна

Проверила: Бордовская Ирина Александровна

Иркутск, 2012

Биография Дмитрия Жилинского………………………………………………..4

Новатор современной живописи………………………………………………..13

Тяжелый период в судьбе мастера……………………………………………. 17

Дмитрия Жилинского по праву можно назвать одной из центральных фигур в советском искусстве. По содержанию и художественному языку его творчество не укладывается в рамки какого - нибудь одного направления.

Скорее оно само по себе стоит у истоков целой школы и формирует самостоятельную, глубоко продуманную и разработанную в совершенстве живописно-пластическую систему. Оно несет в себе черты яркой художнической индивидуальности, интеллектуализма в лучшем смысле этого слова, серьезного и углубленного самоанализа, наконец, из недр души исходящей потребности в постоянном активном общении со зрителем.

Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов.

Биография Дмитрия Жилинского.

Жилинский Дмитрий Дмитриевич – живописец, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Репина, лауреат Государственной премии Российской Федерации, профессор действительный член Российской академии образования.
Родился 25.05.1927 г. в Сочи.
Живет и работает в Москве.
В 1944-1946 гг. учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства. В 1951 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. Учился у Н.М.Чернышева, С.А.Чуйкова, П. Д. Корина, А. М. Грицая и В. Н. Яковлева.

Авторитет Фаворского.

Творчество художника.
Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов. Бок о бок с нимначинали свою творческую биографию такие мастера, как Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Павел Никонов, Гелий Коржев и другие.

Дмитрий Жилинский пошел по своему пути. Уже в ранние годы он почувствовал, что опору ему следует искать в обращении к значительно более отдаленным по времени традициям, в великом прошлом истории мирового искусства - в живописи и пластике Ренессанса, Древней Руси. Жилинский стал, пожалуй, первым из современных советских художников, открывших для нашего искусства новые возможности развития мировой художественной традиции. В начале - середине 1960-х годов для этого требовалась глубокая убежденность в необходимости слияния классических традиций с современными и абсолютная верность художника своим творческим принципам. При этом живописец успешно избежал опасности подчинения себя величайшим авторитетам старых мастеров. Преклоняясь перед ними, он сумел сплавить законы ренессансной и средневековой стилистики с собственными языковыми, живописно-пластическими находками, как бы насытить плоть и кровь своих произведений обаянием их видения, восприятия, восхищения жизнью в разных ее проявлениях. Основные принципы художественного языка и метода Жилинского сложились к середине 1960-х годов и затем претерпевали изменения постепенно, эволюционируя вместе с мировосприятием живописца. Органично, закономерно выглядит развитие образной основы его произведений. С годами образная система произведений художника углублялась и становилась многостороннее, изобразительная манера совершенствовалась, мастерство шлифовалось. Не сразу и нелегко пришел художник к своей стилистике; вдумчиво и осознанно менял ее от этапа к этапу.

Творчество Жилинского и молодежи 70-х развивалось в одном русле. Однако у сложившегося мастера, конечно, не было того юношеского задора, с которым выступали на первых своих выставках Елена Романова , Лариса Кириллова, Ксения Нечитайло , Ольга Булгакова, Александр Ситников , непосредственная ученица Жилинского Татьяна Назаренко .

И на раннем, и на зрелом этапах творчества Жилинского волновал и волнует прежде всего образ современника. Сегодняшняя реальность с ее обширной и глубокой проблематикой - постоянная, наиважнейшая тема его размышлений в живописи. Обращение к художественным системам прошлого не уводит художника от современности, напротив, помогает особенно выпукло и ярко проникать в суть явлений или человеческую натуру. Он отбрасывает случайное, обыденное и наносное, оставляя главное и лучшее. Образно-пластические ассоциации, апелляция к мифологии вскрывают в находящемся рядом с нами человеке нечто подспудно живущее в душе, скрытое под привычной маской повседневности. Жилинский , никогда не обращаясь к историческому сюжету, к образам прошлого, создавая лишь произведения, повествующие о сегодняшнем дне, показывающие современного героя, в самом широком плане использует принципы традиционно-канонического художественного мышления. Причем и окружающую живую реальность, и законы старого искусства - будь то средневековье или Возрождение, Древняя Русь или эпоха романтизма - он постигает равно вдумчиво, целеустремленно и глубоко. Быть может, именно в этой редкостной способности сплавить нынешнее с минувшим и создать в результате цельное, совершенно современное по духу, активно вторгающееся в жизнь и художественный процесс произведение и заключается неповторимое своеобразие Жилинского, его незауряднейшая творческая индивидуальность.

Чествовование мастера в Российской академии художеств.

Новатор современной живописи.

Значительную роль в истории национальной живописной школы сыграла многолетняя преподавательская деятельность Жилинского, которую он начал в Суриковском институте сразу после его окончания в 1951 году, а с 1973 продолжил в Московском полиграфическом институте, где до 1980 года занимал пост заведующего кафедрой рисунка, живописи и композиции. У него учились такие известные ныне мастера как Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, К.В.Нечитайло, И.А.Старженецкая, А.В.Дюков и многие другие.

Искусство 1970 – 1980 гг.

Не только в России, но и на Западе Жилинский высоко оценен как блестящий портретист. Среди именитых заказчиков Европы мы видим утонченного ценителя и собирателя живописи Петера Людвига с женой, для которых знакомство с творчеством Жилинского послужило отправной точкой интереса к современному искусству России. Особые отношения связали художника с Данией, где он работал в 1993–1995 годах над серией парадных портретов членов королевской семьи и приближенных двора.

Нина в Сан-Пау. Испания. 1990

Его герои, казалось бы, совершенно спокойны. Сильные чувства их не посещают. Они погружены в себя, в свой внутренний мир. И мир этот замкнут, закрыт не только для зрителя, но и для расположенных рядом персонажей его композиций. Они лишены общения, одиноки, не видят, не воспринимают друг друга. Мягко, незаметно, но настойчиво подводит нас художник к мысли об одиночестве человека в мире. Фигуры на его картинах четко вылеплены светотенью, они как бы замкнуты в пределах обрисовывающего их контура, почти скульптурная трехмерность отделяет их от фона. Фигуры не отбрасывают тени — и это тоже выводит их из ряда жизнеподобия в иной, условный и таинственный мир. В его картинах отсутствует воздух: задачи пленэра не интересуют художника, безвоздушность делает особенно четкими изображения, приближая их не только к образцам кватроченто, но и — незаметно — к сюрреализму, где, казалось бы, все так, как в жизни, но немного сдвинуто относительно бытовой логики, все таинственно и непостижимо.
Ему не нужно, как Сальвадору Дали, пугать, ошеломлять зрителя.

Для постижения подлинного смысла его работ требуется немалое напряжение, душевное усилие, сочувствие и соучастие во внутренней работе. Нужно попытаться понять этого человека, узнать его историю, и тогда нам откроется трагический мир его души, жертвенность, ему свойственная, и несгибаемая воля, мощный, жизнеутверждающий характер. Сила его личности и его работ рождалась не благодаря, а вопреки — от умения не согнуться под давлением жизненных обстоятельств.
Эта незаурядная сила дарована художнику многими поколениями его предков. Жилинский — представитель и потомок лучших, идеалистических и действенных слоев российской интеллигенции, не провозглашавших лозунги о пользе труда для людей, а трудившихся и много сделавших для блага родной культуры. За что и были многократно караемы: в царские времена — высылками и запретами, в советские — расстрелами.
Связанный родственными узами с художниками Валентином Александровичем Серовым и Владимиром Андреевичем Фаворским, с семействами Симоновичей, Дервизов, Ефимовых, долгое время проживший вблизи Фаворского, Жилинский, как и его великие учителя и предтечи, много сил отдает не только творчеству, но и педагогической работе и просветительству.
Однако предоставим слово самому художнику:
«Польский родЖилинских известен с XVII века — об этом есть упоминание в словаре Брокгауза-Эфрона. Тогда же, в XVII столетии, Жилинские в Смоленске приняли российское подданство. Почти все мужчины этой фамилии были военными и дослужились до генеральских чинов.
Находясь в тюрьме, они распорядились поручить воспитание трех своих сыновей и дочери своему другу — Марии Арсеньевне Быковой. Они не хотели, чтобы детей воспитывали родственники-генералы, и предпочли методы педагогики, которым следовала Быкова. Прадед и прабабка умерли в тюрьме, а их дети остались на попечении Быковой.
Мария Арсеньевна Быкова была личностью незаурядной. Автор книг по педагогике, основатель и руководитель школы нового направления, истинный энтузиаст прогрессивных методов воспитания молодежи, она вызывала подозрение у власть предержащих и еще с конца XIX века находилась под надзором полиции. Ее школу в Петербурге закрыли, и она перебралась в Финляндию, основала еще одну школу, но и там ей не дали работать. Она была выслана на Кавказ (обычное по тем временам место ссылки), в захолустный посад Сочи. Ей было запрещено заниматься педагогической деятельностью. Получив небольшое наследство, Быкова купила в сорока километрах от Сочи участок земли — село Волков- ка, и поселилась там со своими воспитанниками и с сыном. (Здесь родились мой отец и я.)
Они основали коммуну, где все делалось своими руками: завели лошадей (прежде всего обрабатывались земли соседей, а потом уже свой участок), выращивали виноград, фрукты, овощи…

Дмитрий Дмитриевич Жилинский

Портрет Торосовых. 1982

Сын Быковой и молодые Жилинские неустанным трудом превратили усадьбу в цветущий сад. Позднее к ним присоединились их жены и дети. Были построены два просторных дома.
Кроме Жилинских воспитанницей Быковой стала младшая сестра Валентина Серова, рожденная его матерью (в девичестве Симонович) от второго брака с доктором Немчиновым. Надежда Васильевна Симонович-Немчинова вышла замуж за Константина Николаевича Жилинского. Это были мои дед и бабка.
Мария Арсеньевна не хотела отдавать своих воспитанников в казенные учебные заведения. Она, высокообразованная дама, выпускница Бестужевских курсов, сама заботилась об образовании своих питомцев, преподавала им литературу, музыку, иностранные языки, основы естественных наук. Молодые люди не только трудились физически — строили, обрабатывали землю, ухаживали за лошадьми, — но и ставили спектакли, устраивали литературные и музыкальные вечера. Народу на эти мероприятия собиралось так много, что это вызывало недовольство властей. Так, однажды жандармы запретили спектакль и разогнали публику. (Кажется, это была пьеса Островского.)
Репертуар этих самодеятельных спектаклей и литературных вечеров составлялся в основном из произведений русской классики. Читали стихи Некрасова, ставили пьесы Островского, Чехова… Сцена и зрительный зал размещались в большом усадебном доме. На эти вечера приглашались все желающие.
Молодежь из коммуны Быковой принимала деятельное участие в революционном движении — в 1905 году, затем — в 1917-м. На Кавказе советская власть не устанавливалась долго, и прогрессивные коммунары яростно боролись за победу справедливого строя.
Вскоре после установления этого строя новые хозяева обратили внимание на процветающую коммуну.
Хотя хозяйство было в долгах (нужно было прокормить большое количество людей, а рабочих рук было не так уж много), но два дома, рояль, библиотека, лошади, цветущий сад — все это привлекло внимание. А главное — необычный образ жизни, круг интересов — все выдавало в коммуне интеллигентов. Стерпеть это было невозможно, и в 1929 году их объявили кулаками. Раскулачивание должно было происходить пышно. Устроили показательный суд, деда, отца и дядю Колю арестовали. Всех рабочих города Сочи отпустили с работы пораньше, чтобы они могли присутствовать при мероприятии. Рояль утопили, библиотеку и дома сожгли, отца и деда приговорили к расстрелу.
Мать бросилась в Москву и довольно быстро добилась от политкаторжан, которые знали Жилинских, телеграммы, отменяющей приговор. Когда она приехала с этой радостной вестью в Новороссийск, выяснилось, что деда успели расстрелять, а отца и дядю выпустили.
Коммуна перестала существовать. Все разъехались, кроме одного из отцовских братьев (дядя Сережа),
который прожил в Волковке до самой смерти.
Переехав в Апшеронскую Краснодарского края, я пошел в школу. Здесь я ее и окончил в 1944 году. Здесь же, в Апшеронской, в 1937 году, арестовали моего отца. (Впоследствии он был расстрелян.)
В 1943 году мой восемнадцатилетний брат Василий ушел на фронт и в том же году погиб. К концу войны я готовился к окончанию школы. Поступать я хотел в Станкоинструментальный институт, чтобы стать инженером — так мне казалось правильным в военные годы. Тем временем я много рисовал и посылал свои рисунки бабушке — сначала она жила в Сталинграде, затем переехала в Новокузнецк.

Белая лошадь . 1976

Белая лошадь . 1976

Мост Компродан. 1990

Мост Компродан. 1990

Мост Компродан. 1990

Мост Компродан. 1990

Играет Святослав Рихтер . 1984

Играет Святослав Рихтер . 1984

Воскресный день. 1974

Воскресный день. 1974

Дмитрий Дмитриевич Жилинский

Семья художника Николая Михайловича Чернышева. 1969

Вечная память (1997)
ДСП, темпера
199,5х140

Город Компродон. Испания (1991)
холст, темпера
60,5х80,5

Старый дом (2005)
темпера, ДВП
84,5х99,5

Чудо (художники М.Романовская и П.Шимес) (1993-1996)
холст, масло
200х105,2

Весна Художественного театра (1988)
ДСП, темпера
166,5х351

Воскресный день. 1974
Дсп, темпера, левкас., 150 x 120
Государственная Третьяковская галерея

Студенты. В скульптурной мастерской. 1964
Холст, масло., 275 x 180
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Белая лошадь. 1976
Дсп, темпера., 108 x 59

Агавы. 1982
Оргалит, темпера., 55 x 70
Государственная Третьяковская галерея

Гимнасты СССР. 1964—1965
Оргалит, синтетические смолы, темпера, 268 х 216
Государственный Русский музей

У Черного моря. 1974
Холст, темпера., 56 x 114
Частное собрание

Лето. Семья художников Ивановых. 1976
Древесная плита, темпера, 43 х 60
Тульский областной художественный музей

Тайная вечеря. 2000
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Божья коровка. 1990
Холст, темпера, 90 х 65
Частное собрание

Мальчик и горы. 1972
Дсп, темпера, 58,5 x 137
Государственная Третьяковская галерея

Зима. 1980
Оргалит, темпера., 57 x 37
Государственная Третьяковская галерея

Нина в Сан-Пау. Испания. 1990
Оргалит, темпера., 65 x 40
Частное собрание

Ирисы. 2002
Холст, темпера, 80 х 60
Частное собрание



Адам и Ева.
1980-1986, 58х102,5. ДСП, темпера.



Портрет художника В. А. Фаворского. 1962



Времена года. 1974



Праздник



Семья художника Н. М. Чернышева. 1969



Альтист. 1972



А. А. и П. Л. Капицы. 1979



Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. 1978



Играет С Рихтер. 1984-1985



Под старой яблоней. 1969



1937 год. 1987

Dmitry Zhilinsky - Springtime of MKhAT


Весна Художественного театра. 1988

В скульптурной мастерской 1964 г.

Под старой яблоней

Dmitry Zhilinsky - Seasons


Времена года. 1974

Желтый букет (1975)

Дмитрий Дмитриевич Жилинский родился в Сочи в 1927 году 25 мая. Он происходит из семьи русских революционеров-народников. Родители его тесно общались с прогрессивными представителями художественной интеллегенции, многие из которых нередко бывали в доме Жилинских. Друзьями семьи были Валентин Серов, Владимир Дервиз. Дмитрий еще ребенком воспринял знание и любовь родителей к музыке, литературе, живописи. Все возрастающий интерес к искусству, богатые семейные традиции позволили Дмитрию уже в детстве избрать путь художника. Сразу же после школы, в 1944 году, поступил на факультет стекла Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ).

С 1946 года учится на живописном факультете Московского государственного института имени В.И.Сурикова. Преподаватели: Н.М.Чернышев, П.Д. Корин, В.Н. Яковлев, А.М. Грицай. Дмитрий Жилинский учится сразу в двух учебных заведениях, причем на отлично.

В 1951 году Дмитрий заканчивает Московский художественный институт. С 1952-1974 г.г. преподает в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1955 году Жилинский принят в члены МОССХа. 1957 год - принимает участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Октября.

В 1961 году совершает творческую (совместно с И.В.Голицыным) поездку на целину. Результатом явилось создание картины " Трактористы совхоза Новоалександровский ".

1962 - 1965 - картина "Семья. У моря" приобретена Государственной Третьяковской галереей, "Гимнасты СССР" - Государственным Русским музеем. Утвержден в области доцента в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

1966 - 1967 - триптих "На новых землях" приобретен Государственной Третьяковской галереей. Участвует в выставках ЭКСПО 67 в Монреале, "Русское искусство от скифов до наших дней" в Париже. Совершает поездку в Италию.

1968 - утвержден в должности профессора.

1973 - участие в групповой выставке произведений советских художников. Рим, Милан, Турин, Болонья (совместно с Г. М. Коржевым, В. И. Ивановым, П. П. Оссовским, Е. И. Зверьковым).

1974 - 1975 - персональные выставки произведений в Роттердаме, Риме, Милане, Болонье, Генуе. Избран членом президиума правления МОСХ РСФСР.

1974 - 1976 - заведует кафедрой рисунка и живописи Московского полиграфического института.

1978 - участвует в групповой выстывке произведений московских художников в Москве.

1979 - 1980 - избран членом правления союза художников РСФСР и союза художников СССР. Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Показывает (совместно с Н. И. Жилинской) свои произведения в Мюнхене, Аахене (ФРГ). Экспонирует ряд произведений на групповой выставке советских художников в Стокгольме.

1981 - 1983 - передвижная персональная выставка произведений в городах Сочи, Одессе, Киеве, Львове, Риге, Таллине, Архангельске.

1983 - присвоено звание заслуженного деятеля искусств СССР. Выставка (совместно с Н. И. Жилинской) в Хельсинки. Участвует в международной биеннале в Венеции.

Читайте также: