Почему в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

1). Учитель задаёт проблемный вопрос: Мы с вами переходим к изучению одного из самых своеобразных царств живой природы – царства грибов. Французский ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаяние самых талантливых ботаников. Чем же грибы заслужили такое описание? (мозговой штурм)

Ученики высказывают разные предположения по этому поводу (грибы бывают ядовитые, ими можно отравиться, грибы похожи и не похожи на растения и др.).

Учитель: Изучая оболочки грибных клеток, французский учёный Г. Бракон в 1811 году выделил неизвестное до того времени вещество и назвал его фунгином (от латинского фунгус – гриб). Затем такое же вещество было обнаружено в покрове тела насекомых и других членистоногих. Это вещество – хитин. О чём свидетельствует наличие у грибов и большей части членистоногих животных одного и того же вещества?

Ученики: это говорит о сходстве грибов и животных.

Учитель: задача урока - выделить признаки грибов, ответить на вопрос, почему грибы относятся к отдельному царству?

Учитель: Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? Какие грибы растут у вас дома? Ответы: шляпочные, дрожжи, плесневые. Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, водные, хищные, паразиты).

Учитель: Сравните грибы с другими царствами эукариот, найдите сходства и отличия. Ученики используют для работы учебник Н.И. Сонина и В.Б. Захарова для 7-го класса.

Учащиеся в итоге приходят к следующей характеристике грибов: грибы имеют сходства с растениями и с животными, но также имеют свои особые признаки.

Признаки грибов

Признаки грибов, сближающие их с растениями Признаки грибов, сближающие их с животными Характерные признаки грибов
1) Неограниченный рост.

3) Способ питания –

2) Тип питания – Гетеротрофный.

3) Запасной углевод – Гликоген.

4) Клеточная стенка состоит из хитина.

2) Мицелий состоит из гиф.

3) Клетки грибов чаще многоядерные или двуядерные.

2). Строение грибов. Учитель: Рассмотрите рисунок грибной клетки в учебник (стр. 21) и ответьте на вопрос, какие черты характеризуют клетку гриба?

Учитель: Нарисуйте шляпочный гриб и подпишите его части. На рисунке ребята должны подписать плодовое тело (воздушный мицелий), субстратный мицелий, шляпку, ножку гриба.

Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? Ответ: трубчатые и пластинчатые.

Ученики выполняют лабораторную работу “Строение плодовых тел грибов”, используя соленые или маринованные грибы (опята, грузди, маслята и др.). Ребята находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов, записывают примеры разных грибов в тетрадь.

3). Питание грибов. Учитель: В клетках грибов, даже зелёных сыроежек, отсутствуют хлоропласты. Фотосинтез, как вы знаете, у них не происходит. Как же питаются грибы?

Учащиеся говорят о том, что грибы гетеротрофы (сапротрофы и паразиты). Ребята приводят примеры грибов, разных по способу питания.

Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев?

Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство).

Учитель: Действительно, мицелий определённых видов грибов устанавливает сожительство с корнями определённых видов древесных пород – симбиоз. Корни деревьев получают от гриба воду с растворёнными солями, а гриб от деревьев – органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Гифы грибницы переплетаются с корнями деревьев, образуя микоризу (грибокорень).

Учитель: Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенку – на отрезках стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему на навозе или чурбаках деревьев нельзя выращивать белые грибы или подосиновики?

Ответ: Без микоризы белые грибы и подосиновики не растут.

4). Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?

Ученики: грибы размножаются спорами.

Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет.

Споры у шляпочных грибов образуются под шляпками в трубочках или на пластинках. Лёгкие маленькие споры образуются в огромном количестве (например, у шампиньонов до 16 млрд.) и разносятся ветром (их обнаруживают даже на высоте 20 км над землёй!), водой, насекомыми и другими животными на значительные расстояния (до 1,5 тыс. км). Стоит им попасть в подходящие условия, и они начинают прорастать, образуя новые молодые гифы.

Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?

Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы.

5). Рост грибов. Учитель: Часто на суходольных лугах встречаются луговые опенки, образующие круги – как бы хоровод. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление “нечистой силе”, называли их “ведьмины кольца”. В древности люди верили, что это места пляски ведьм и другой нечистой силы, поэтому по границе внутри кольца трава как бы вытоптана. В Скандинавии бытовало поверье, что при лунном свете траву вытаптывают эльфы – сказочные воздушные существа. В Голландии считалось, что на “ведьминых кольцах” сбивают масло черти, у коров, поевших травы с такого места, должно испортиться молоко. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии (мозговой штурм).

Ответ: От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что её нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определённое время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава. Равномерно разрастаясь от центра во все стороны со скоростью 10-15 см в год, грибница образует круг. Эти окружности хорошо заметны на открытых пространствах, а в лесу “хоровод” часто размыкается деревьями и кустарниками.

Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров.

Встретив в природе “ведьмино кольцо”, вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст.

А как быстро плодовые тела грибов увеличиваются в размере? Вот только вчера вы проходили мимо ёлки, и ничего там не было, а сегодня утром из земли уже торчит шляпка на ножке. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: “Растут, как грибы после дождя!”

Учитель: С детских лет любой человек знает, что грибы появляются после дождя. А почему?

Ответ: Дело в том, что при недостатке влаги им развиваться очень трудно, так как грибница почти на 90% состоит из воды. Грибы используют особые свойства воды. Например, её почти невозможно сжать. Именно это помогает хрупкому шампиньону пробиваться через асфальт в городском парке. Накачивая из почвы воду, гриб растёт и как домкрат поднимает асфальт. Представляете, какое сопротивление он сумел преодолеть?! Даже крупная птица глухарь не всегда может пробить плотную корку снежного наста, образующуюся за время зимней ночевки под снегом.

Учитель: Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева – у ствола, поэтому и “жмётся” гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев.

Учитель: На половицах жилых помещений в увлажнённых местах часто поселяется домовый гриб, который в течение нескольких месяцев может сделать древесину досок трухлявой. Как можно объяснить такое явление?

Ответ: Во влажных местах грибница гриба очень быстро растёт.

6). Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?

Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы – это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные “грибные сады”, они пережёвывают листья и “засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).

7). Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?

Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы.

Польза грибов для человека: 1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца; 2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре); 3) плесневые грибы служат источником антибиотиков; 4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога; 5) грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья); 6) раньше из гриба навозника делали чернила.

Отрицательное значение грибов для человека: 1) грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.); 2) грибы – возбудители заболеваний домашних животных (стригущий лишай и др.); 3) грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.); 4) грибы, разрушающие деревянные постройки человека; 5) грибами можно отравиться.

Учитель: Человек часто использует в пищу шляпочные грибы. А какие вы знаете съедобные грибы, условно съедобные, ядовитые?

Ученики работают в тетрадях, составляют схему “Группы шляпочных грибов”, используя учебник.

Учитель: Среди грибов есть виды-двойники. Что это за грибы? Как их отличить друг от друга?

Ученики находят отличия между грибами-двойниками (белый гриб и желчный, шампиньон и бледная поганка, настоящие и ложные опята, настоящие и ложные лисички).

Ребята работают, используя таблицу, рисунки учебника, муляжи грибов.

Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов:

1) Нельзя собирать грибы, которых не знаешь, так как среди них могут оказаться ядовитые.

2) Когда собираешь грибы, нельзя разрывать мох около грибов, оказавшись под лучами солнца, грибница может погибнуть.

3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы.

4) В грибах накапливаются вредные вещества, поэтому не рекомендуется собирать их у дорог, вблизи предприятий, в городах.

5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) “поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный “мусор”.

III. Закрепление нового материала.

Выполнить тест:

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:

а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.

2. Надземная часть белого гриба называется:

а) грибницей;
б) пеньком;
в) шляпкой;
г) плодовым телом.

3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым:

4) С растениями грибы сближает:

а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.

5) Грибы размножаются:

а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.

IV. Домашнее задание.

1) Учебник стр. 20-22.

2) Творческое домашнее задание:

1. Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы?

Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!

2. “Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом “злыми корчами”, “антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии.

Ответ: Отравление грибом спорыньёй.

3. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы. Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство? Ответ: Это лекарство получают из гриба пеницилла.

4. Почему опасно длительное использование антибиотиков?

Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.

5. В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему? Ответ: Среди сортов картофеля, произрастающих в Центральной Америке, много диких фитофтороустойчивых сортов, а среди культурных сортов они редки.

6. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению. Ответ: Гриб спорынья поражает ветроопыляемые культуры (злаки), самоопыляемые поражаются редко, так как аскоспоры, попадая на цветковые чешуи, своей ростовой трубкой неспособны их пробить.

Где-то в августе солнце подсушило межлесье, трава пожухла, поблёкла. Но в лесу жизнь идет своим чередом. От веточки к веточке, от кустика к кустику лес перекрылся тонкими нитями паутины. Идёшь и всё время с лица смахиваешь тонкую сетку. Смахнул рукой — ничего. Прошёл шаг-два — и опять на лицо легли невесомые нити.

Около полудня затихло щебетание птиц, перестало ощущаться еле заметное движение воздуха. Дождь сорвался неожиданно, прошумел вверху и умчался дальше, как нашкодивший мальчишка. Деревья, умытые дождём, стряхнули с себя остатки капель и вновь затихли. На небе раздвинулись шторы-облака, на землю брызнули потоки солнца, и лес вновь наполнился птичьим гомоном.

Второй слой — в середине июля. В этом месяце условия для роста грибов более благоприятны: почва уже достаточно прогрелась, чаще выпадают дожди. Продолжительность второго слоя около двух недель и больше. В это время пойдут уже в массовом количестве белые, подберёзовики, подосиновики, шампиньоны, лисички и другие.

Третий слой захватывает вторую половину августа и первую декаду сентября. Это самая лучшая грибная пора. Благодаря продолжительным тихим дождям влажность в почве устойчиво повышается, а температура воздуха начинает снижаться. Во время третьего слоя грибы родятся дружно, целыми семьями. Так, автору однажды довелось собрать на площадке длиной около 100 м и шириной метров 15 275 белых грибов. Б.П.Васильков свидетельствует, что на площади 15 м2 (это площадь небольшой комнаты) им было найдено 38 крупных белых грибов.

Три слоя появления грибов — это как правило. Отдельные виды могут идти двумя, пятью и даже семью слоями, как это происходит с маслятами в урожайные годы.

Однако собирают грибы не только во время пиков гриборождения. Их берут с той или иной долей успеха с середины апреля и до конца сезона (середина октября — начало ноября).

А когда в Крыму ходят по грибы? Крым в этом отношении нетрадиционен. Несмотря на сравнительно небольшую его территорию, однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. Характерная особенность Крымского полуострова состоит в том, что зачастую в одно и то же время в разных его районах устанавливается различная погода. Этим и объясняется тот факт, что в одном месте ещё продолжают собирать поздние — осенние грибы, а в другом уже начали поиск ранневесенних.

Как-то один грибник мне рассказал, что на Новый год решил удивить своих гостей — принёс из молодого сосняка полную сумку маслят. Жареные, ароматные грибы на новогоднем столе рядом с красавицей ёлкой!

В феврале 1984 г. после засушливой осени зачастили дожди. Установилась тёплая погода, и в сосняках и ельниках предгорной части Крыма в рост пошли рыжики, а в лиственном мелколесье и на открытых полянах было полно горной белянки и шампиньонов. Видимо, Крым одно из немногих мест в стране, где сбор грибов возможен в течение всего года.

И ещё один вопрос, который необходимо рассмотреть: в какое время суток лучше ходить по грибы? Казалось бы, это не имеет принципиального значения, здесь грибник сам себе хозяин-барин, однако люди сведущие сходятся в одном — собирать грибы лучше утром. Почему? Обратимся к авторитетным источникам.

Итак, вставайте ранним утром, спешите на первую электричку или автобус, добирайтесь к заветным вашим местам и взамен прерванного сна получите лесные рассветы, пробивающиеся сквозь ветви лучи встающего солнца, звонкие голоса птиц и полную корзину чудесных даров леса, имя которым — грибы. Ну а если полной корзины не соберёте, не огорчайтесь — следующий раз вам повезёт больше.

Однако всем известно, что в средней полосе сельские жители стараются использовать каждый погожий день для полевых работ. А вот когда зачастят дожди, тогда можно отправляться по грибы. Если на чём и может отразиться сбор грибов в сырую погоду, так это на их стойкости: они быстрее портятся. Что же касается грибов для засолки, то перед приготовлением их всё равно моют, а некоторые даже вымачивают.

ГДЕ ИСКАТЬ ГРИБЫ?

В другом конце страны, на другой широте, в Каракумах в июле 1976 г. прошли обильные дожди, и сразу появилось много грибов, особенно шампиньонов, отдельные экземпляры которых достигали 500 и более граммов. Да зачем далеко ходить за примерами, когда у нас в Крыму во многих местах можно собирать степные грибы — однобочку степную.

При выборе места поиска грибов помните, что главными факторами, влияющими на их рост, являются температура воздуха и осадки, то есть влажность почвы. У одних грибов плодовые тела появляются при относительно низких температурах и большой влажности почвы, например, сморчков и строчков. У других видов, например, у белого или подберёзовика, плодовые тела появляются при более высокой температуре.

Основное условие для обильного роста большинства видов грибов — тёплая погода, без резких колебаний температуры днём и ночью, умеренная влажность и хорошо прогретая солнцем почва. Поэтому на сырых или слишком сухих почвах грибы растут плохо или не растут вовсе. Их следует искать на границах между небольшими низинами и высотками около деревьев, а также на опушках и полянах. Грибы не любят и жаркой погоды. В это время мицелий усыхает и перестает плодоносить. Для развития грибов необходимо и наличие субстрата, то есть лесной подстилки, богатой органическими веществами. Немаловажное влияние на урожайность грибов оказывают также метеорологические условия осени прошлого года. Если осень была тёплой и дождливой, то в будущем году можно ожидать обильного урожая, так как грибница ушла в зиму хорошо развитой, больше накопила питательных веществ, необходимых для развития плодовых тел.

Если тёплые солнечные дни стоят и во второй половине лета, а дожди выпадают тоже тёплые, обильные, но ровные, без сильных ливней — грибы растут хорошо до заморозков.

Такое именно тёплое лето с ровной температурой стояло в Крыму в 1976 г., и в лесах под Севастополем был отличный урожай всех грибов и особенно белых.

Грибы не растут в слишком сырых местах, например, в оврагах, с близко стоящими грунтовыми водами, так как там почва не может быть хорошо прогрета. Также не бывает грибов в высоких, густых лесах, куда почти не проникают тучи солнца и где почва постоянно сырая и холодная.

В сухое и жаркое лето грибов больше в тени, под деревьями или на склонах между впадинами и небольшими возвышенностями, где достаточно и влаги, и тепла. Если лето влажное, грибы надо искать на сухих возвышенных местах, где влаги меньше и почва лучше прогревается. Там, где почва сильно покрыта мхом или травяной покров слишком густ, грибов бывает мало. В дождливое прохладное лето плодовые тела грибов растут дальше от ствола дерева, а в засушливое ближе.

Таким образом, задача грибника выявить грибные места, запомнить и в дальнейшем при поиске располагать свой путь так, чтобы максимально полезно использовать время. Поэтому надо хорошо знать, какие грибы от каких деревьев получают питание, и искать их в соответствующих местах. Но иногда грибы можно встретить там, где по всем канонам их не должно быть. На то они и грибы.

В каком лесу родится больше грибов? Наиболее продуктивными лесами Крыма считаются сосновые. Основные виды, произрастающие здесь,— маслята и рыжики. В лиственном лесу растут белые, подберёзовики, подосиновики, поддубовики, лисички, моховики, сыроежки.

Видовой состав грибов зависит не только от вида древесных пород, но и от их возраста и даже места произрастания. Рыжик сосновый и маслёнок настоящий чаще встречаются в молодом сосняке, а подосиновики — в молодых осинниках и реже, среди густого и старого осинового леса.

Любопытно, что только в некоторых местах леса, иногда только под определённой группой деревьев, родятся грибы с определённой, подчас оригинальной окраской шляпки. Так, например, можно встретить белые со шляпкой стального или бронзового цвета. Различный характер почвы также имеет немаловажное значение для роста и образования плодовых тел.

КАК ИСКАТЬ ГРИБЫ?

Сколько бы ни давалось советов и рекомендаций, как искать грибы, лучше всего, когда вы сами побродите, посмотрите, поищете и запомните. Пока вы не накопите собственного багажа знаний и, найдя гриб, не проведёте маленького анализа: почему он здесь растёт, а там его нет — ваш поиск будет случайным.

Часто в быту говорят: собирать грибы. Однако представьте себе: вы идёте в лес и, выйдя на поляну, собираете корзину, две или столько, сколько вам нужно. И поверьте, вся прелесть грибной охоты для вас бы пропала. Возможно, в местах, где от села к селу сотни километров леса, такое и бывает. Но в лесах, прилегающих к большим городам, в лесах, густо изрезанных дорогами и разбросанным человеческим жильём, такое исключено.

Итак, как лучше искать грибы? Поиск можно вести в два этапа: первый — предварительный поиск и второй — детальный.

Но и те же подосиновики, подберёзовики, не говоря уже о белых, в период листопада становятся невидимыми. Смотришь, а вокруг на траве сплошные желтые и багряные листья, и не сразу поймёшь — где листок, а где шляпка подосиновика.

Таким образом, чем быстрее скорость и выше травяной покров, чем меньше по размерам грибы и чем они незаметнее, тем уже просматриваемая полоса, и наоборот. Каждый грибник сам должен установить для себя, с какой скоростью в данном лесу ему необходимо продвигаться.

фото автора

фото автора

Владимирская область всегда славилась грибными местами, но в этом году надежды на грибную осень не было ни у кого. Леса повсеместно горели, все лесные ручьи, торфяные канавы, болота пересохли полностью, было такое ощущение, что воды в лесу не осталось вовсе.


Я, правда, давно заметил, что грибные и не грибные сезоны не всегда совпадают с благоприятными по человеческим понятиям сезонами. Например, может стоять теплый и дождливый август или сентябрь, в лесу землю промочит основательно, морозов нет – казалось бы, лучшие условия для грибов, а их нет или очень мало. А тут наоборот: жара, сушь, теперь еще и приличные морозы, а грибы отлично растут; видимо, так уж они запланировали и программу изменить не могут.


Не все просто и однозначно в природе – это и делает общение с ней увлекательным. Есть еще один момент в грибной обстановке этого года. От многих слышал, что грибы в этом году лучше не собирать и не употреблять в пищу, потому что они впитали в себя какие-то вредные вещества после смога. Но какие это вещества и каким образом грибы их впитали, я понять не могу, даже имея химическое образование, а научных объяснений нигде не нашел. Так что грибы собираю и ем.


Если кто расскажет и объяснит, в чем конкретно состоит опасность, готов прислушаться.

Обобщающий урок-игра по теме:

Оснащенность урока: коллекции, гербарии, комнатные растения, муляжи грибов, цветков, плодов, рисунки, таблицы, плакаты, выставка книг, портреты ученых, слайдовая презентация.

Основные положения урока:

· Прокариоты – наиболее древние одноклеточные организмы, не имеющие ограниченного мембраной ядра, играющие значительную роль в природе и жизни человека.

· Грибы – особая группа живых организмов, не способная к фотосинтезу, по типу питания делящаяся на паразитов, сапрофитов и симбионтов и имеющая большое значение в природе и жизни человека.

· Зеленые растения – единственная на Земле производительная группа, обеспечивающая атмосферный воздух кислородом, создающая огромные запасы органического вещества и аккумулирующая солнечную энергию, за счет которой развивается жизнь на Земле.

В игре принимают участие 2 команды.

Двум участникам из каждой команды раздают задания на карточках. Максимальное количество баллов за конкурс – 5.

1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники – тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условиях условий обитания).

2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники – индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнений).

Зачитываются признаки растения, учащиеся по описанию должны его назвать. Максимальное количество баллов – 3.

Описание первого растения:

  1. Оно может жить до 2000 лет.
  2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
  3. Из него делают бочки и паркет.
  4. Пушкин писал, что на нем сидит русалка.(Дуб).

Описание второго растения:

  1. Оно всегда зеленое или голубое.
  2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
  3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
  4. Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель европейская)

Исключите из цепочки предложенных слов лишнее, объяснив, почему. Количество баллов – 6 (3 за каждый ответ).

Каждая команда получает задание. На обдумывание 1 минута. 5 баллов за конкурс.

  1. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли. Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Мох кукушкин лен – двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задерживается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки и произойдет процесс оплодотворения).
  2. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия, вероятнее всего, могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?(Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема).

Каждая команда получает по два вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передаются другой команде. За правильный ответ – 2 балла.

Команда, которая первой поднимет руку, получает право ответа на вопрос. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Кто быстрее в течении 3 минут разгадает в ребусах названия грибов и растений. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Читайте также: