Отчет о посадке деревьев в школе

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

В 2010 году, после масштабных лесных пожаров, Рослесхоз предложил возобновить традицию коллективных посадок лесных культур.

Под звуки марша

Обычно это выглядит так: под звуки оркестра и выступления творческих коллективов добровольцы и чиновники высаживают сеянцы и саженцы лесных культур, как правило, хвойных, на заранее подготовленном участке, где по бумагам подтверждена необходимость искусственного лесовосстановления (на самом деле, оно не всегда целесообразно, но об этом позже).

Затем об этих посадках чаще всего забывают, и без должного ухода они погибают. На некоторых участках определить, что здесь когда-то было проведено искусственное лесовосстановление, можно только по сохранившимся информационным баннерам.

Возвращаясь к цели таких акций, нельзя не задать логичный вопрос: а можно ли считать их проявлением бережного отношения к лесным богатствам? Ведь при таком подходе о реальных результатах по воспроизводству лесов речь не идёт. Более того, в отдельных случаях для проведения показательных посадок вырубают уже существующие молодые леса.

Так, например, случилось в Иркутской области, где в сентябре прошлого года в районе села Малое Голоустное волонтёры высадили 10 000 саженцев сосны и лиственницы на месте лесного массива, пострадавшего в 2003 году от пожаров.

На фотографиях за спинами улыбающихся добровольцев отчётливо видны сваленные в кучи молодые берёзы, которые выросли на месте гари за прошедшие 16 лет. Расти бы им и дальше, если бы вместо них не решили посадить более ценные с точки зрения лесного хозяйства хвойные породы. Эта ситуация вызвала недоумение и у самих участников акции.

Мнение профессионалов

С точки зрения профессиональных лесоводов и экологов, такие акции бессмысленны, если не сказать хуже. Представители Гринписа России дали довольно резкую оценку посадки в Иркутской области, назвав её глупостью и вредительством.

Вполне прозрачная позиция по вопросу лесовосстановления у Всемирного фонда дикой природы России:

Вопреки здравому смыслу

Попытки вырастить хвойные леса искусственным способом крайне редко дают видимые результаты. Убедиться в этом можно на примере Ленинградской области, которая уже не один год лидирует среди регионов России по качеству возобновления древесных ресурсов, а по итогам 2019 года занимает первое место в рейтинге Рослесхоза по эффективности управления лесами. Неудивительно, что к области проявляют повышенный интерес общественники и экологи, которые хотят своими глазами увидеть примеры эффективного лесовосстановления в России.

Увы, по факту похвастаться региону особенно нечем. Несмотря на то, что здесь действительно каждый год высаживают очень много сеянцев, в том числе по популярной нынче технологии — с закрытой корневой системой, вырастить из них густой жизнеспособный хвойный лес не получается. В лучшем случае в местах посадок можно наблюдать смешанные леса, главным образом там, где при подготовке к посадкам не полностью уничтожили хвойный подрост. Большинство культур погибает, и на их месте насеваются пионерные лиственные породы.

С точки зрения возобновления лесов это неплохо, но такой результат плохо соотносится с объёмом финансовых вложений и физических усилий, прикладываемых для этого. Практически тот же результат можно получить и без активных действий со стороны людей, просто положившись на природу.

Представители общественных организаций и независимые специалисты уже не раз проводили проверки в лесах, расположенных в бассейне реки Смородинки. В том числе в Сосновском участковом лесничестве Приозёрского лесничества, где после масштабных сплошных рубок в еловых насаждениях под предлогом борьбы с короедом-типографом, вызвавших широкий общественный резонанс, местные лесные власти попытались компенсировать нанесённый ущерб.

Некоторые посадки носили характер празднично-показательный, с участием большого количества добровольцев и чиновников.

Одно из таких мероприятий состоялось в мае 2017 года на Всероссийском дне посадки леса. На нём присутствовали Иван Валентик, в то время возглавлявший Рослесхоз, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, главный федеральный инспектор по региону Татьяна Лукаушкина, депутаты Госдумы РФ, представители федеральных и региональных органов государственной власти.

Лесная халтура

Однако результаты обследования этой территории специалистами Гринписа в апреле 2019 года подтвердили обратное: в квартале 68 Сосновского участкового лесничества высаженные культуры погибли полностью, в квартале 63 — частично. По оценкам экологов, значительная часть оставшихся сеянцев погибнет в ближайшие годы.

С точки зрения директора FSC России Николая Шматкова, любые посадки леса не имеют смысла без последующего качественного ухода.

По следам былых акций

С уходом за саженцами ситуация ещё более печальная: если сажать леса у нас в стране хотя бы пытаются, то уход за ними в большинстве случаев выполняют только на бумаге. В том же Сосновском лесничестве сотрудники лесного отдела Гринписа обследовали шесть участков, на которых ранее было проведено искусственное лесовосстановление. Только на одном из них эксперты обнаружили следы недавнего ухода, правда, чисто символического — в виде хаотичной рубки единичных деревьев берёзы.

В некоторых случаях косвенные признаки позволили экологам предположить, что когда-то на этих участках проводили агротехнический уход. Но не более того.

Углеродная компенсация

Предприятие заключило с Федеральным агентством лесного хозяйства и правительством края соответствующее соглашение, по которому обязалось не только выполнить посадки леса, но и в течение пяти лет финансировать агротехнический и лесоводственный уход за ними. И в 2020 году такие мероприятия действительно выполнили сотрудники местных лесничеств.
Проблема углеродного следа, оставляемого промышленными предприятиями, и его снижения в последнее время получила в России достаточно широкую популярность.

Ожидания и реальность

Каким же всё-таки должен быть результат лесопосадочных акций, чтобы их можно было считать эффективными? По мнению Никиты Дебкова, это зависит от того, какую цель изначально ставят перед собой организаторы и где проводят посадки.

Часто в тожественных речах звучат слова о вкладе в возобновление лесных ресурсов, вечном наследии, сохранении национального достояния и благодарности будущих поколений. Всё это было бы логично, если бы саженцы действительно вырастали до состояния спелого леса. Учитывая, что на это уходит в среднем около 100 лет, можно было бы рассчитывать на признательность потомков. К сожалению, в нынешних реалиях речь не идёт не только о вечности, но иногда даже о нескольких годах жизни.

Посадкам — да, уходу — нет

Отсутствие достоверных сведений о судьбе высаженных сеянцев — существенный недостаток всех лесовосстановительных мероприятий. В случае с массовыми акциями это тем более нелогично — сажают лес с помпой, под выступления творческих коллективов и бравые речи чиновников, с фотоотчётами и видеосюжетами на местных телеканалах.

Логично было бы и мероприятия по уходу так же активно освещать в СМИ, чтобы люди видели, что высаженный ими лес живёт и набирает силу. А в открытых интернет-ресурсах размещать данные о местоположении участков с географическими привязками для независимого общественного мониторинга и сведения о запланированных и выполненных мероприятиях по уходу с указанием сроков, исполнителей и т. д.

Для справки

Неожиданный вывод о результатах искусственного лесовосстановления сделали британские климатологи. В статье, опубликованной в этом году в Global Change Biology, говорится, что массовые посадки леса приводят к изменениям водного баланса тех территорий, где проводят такие мероприятия. Климатолог из Кембриджского университета Лора Бентли и её коллега Дэвид Кумс обнаружили, что восстановление лесного покрова оказывает негативное влияние на местные экосистемы.

К такому выводу исследователи пришли после обследования 43 территорий бывших сельскохозяйственных угодий, природных равнин и степей, где 20-30 лет назад были высажены леса.
Всестороннее изучение роста посадок проводили на 43 территориях на всех континентах Земли, исключая Антарктиду. Учёные зафиксировали изменения водного баланса этих участков — уже в первые пять лет после высадки деревьев количество воды в реках упало на 25%, а за последующие годы снизилось на 40% от первоначального уровня.

В некоторых случаях реки вовсе пересохли. Ярче всего это проявлялось на равнинных и луговых участках, не затронутых сельским хозяйством, которые до начала высадки лесов находились в хорошем состоянии.

Исследователи сделали вывод о необходимости проводить перед посадками всестороннюю оценку их последствий и подбирать оптимальные участки местности для лесовосстановления.

Автор: Хараман Марина Николаевна

Населенный пункт: Ростовская область, Песчанокопский район, с.Песчанокопское

Оглавление

Контингент участников акции. 5

Материально-техническое обеспечение. 5

Список литературы. 22

Словарь основных понятий. 23

Введение.

"Все мы дети одного корабля по имени Земля,

значит, пересесть из него просто некуда.

Есть твердое правило:

встал поутру, умылся, привел себя в порядок

– и сразу же приведи в порядок свою планету".

Антуан де Сент-Экзюпери

Среди глобальных экологических проблем, на первое место мировое сообщество ставит изменение климата - глобальное потепление. Оно разрушает благоприятные условия, в которых развивалась наша цивилизация. Под угрозой всё, от чего зависит наша жизнь: погода, сельское хозяйство, биоразнообразие, инфраструктура.

Парниковый эффект производят накапливающиеся десятилетиями в атмосфере газы, такие как водяные пары, углекислый газ, метан, закись азота, хлорфторуглероды, которые поглощают инфракрасное тепловое излучение с поверхности Земли, нагреваемой солнечным светом. Благодаря этим газам исходящее от земли тепло не уходит в космос, а задерживается в атмосфере.

На сегодняшний день причина быстрого роста концентрации парниковых газов в атмосфере - хозяйственная деятельность человека. Среди существующих парниковых газов в изменении климата превалирующая роль отведена диоксиду углерода. Источниками выбросов которого, является промышленность, использующая сжигание угля, нефти, природного газа, а также транспортные выбросы.

По мнению экспертов, стратегия борьбы с усилением парникового эффекта должна заключаться в принятии следующих мер:

  • Сокращение использования ископаемых источников энергии: угля, нефти и газа.
  • Более эффективное использование энергии.
  • Широкое внедрение энергосберегающих технологий.
  • Широкое применение альтернативной энергетики (использование возобновляемых источников энергии).
  • Борьба с лесными пожарами, восстановление лесов.

Лес - природный поглотитель углекислого газа из атмосферы.

Приоритетный путь решения этой экологической проблемы - посадка деревьев, озеленение двора, участка, края, континента, а в целом - планеты. Увеличение зеленого покрова Земли может снизить концентрацию парниковых газов, чтобы не допустить экологической катастрофы.

Актуальность.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальнейших проблем современности.

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы он каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого воспитанника – здесь он проживает, чуть ли не половину своего детства.
Растения, которые растут на участках нашего детского сада, предоставляют дошкольникам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Новизна.

Для озеленения участка использовать посадочный материал, полученный в результате экспериментирования: самостоятельное проращивание черенков ивы и вербы.

Значимость.

С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха.

Для улучшения экологической обстановки нужно привлечь неравнодушных людей, и объединить тех, кто любит свой родной край, кто думает о нем, кто готов позаботиться об экологии.

В нашем дошкольном учреждении очень много внимания уделяют экологическому воспитанию, так как именно дошкольное детство - это начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

Одним из направлений экологического воспитания в ДОУ являются ежегодные акции. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят ответственное отношение родителей к организации мероприятий, сами в них участвуют.

Поэтому обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких, как метод проектов. Метод проектов актуален и очень эффективен.

Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Цель: вырастить саженцы вербы, ивы и внести вклад в озеленение и благоустройство территории ДОУ.

Задачи:

  • формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для озеленения и благоустройства территории детского сада;
  • осуществление трудового воспитания детей в процессе выращивания и высаживания растений;
  • пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения;
  • способствовать развитию познавательного интереса дошкольников к многообразию растительного мира;
  • трансляция опыта работы по озеленению территории.

Контингент участников акции:

В данном экологическом мероприятии участвовали старшие дошкольники, родители, педагоги ДОУ. Всего примерно 30 участников.

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации данной акции были изготовлены буклеты.

Приобретен инвентарь для трудовой деятельности (детские лопатки, грабли, ведерочки, лейки, перчатки); черенки вербы и ивы.

Содержание мероприятия

Акция проходила поэтапно.

3. Формирующий: высадка полученного материала в ходе экспериментирования – черенков деревьев. Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения, распространение буклетов.

Для проведения эксперимента - получение посадочного материала были выбраны черенки ивы и вербы, потому что являются быстро растущими деревьями, но имеют огромное значение для сельского хозяйства и играют большую роль в восполнении природных ресурсов.

ива – это отличный источник материала. Ивовые прутья используют при изготовлении плетеной мебели, корзин и других предметов быта. Простота восполнения этих ресурсов экономит силы природы и дает возможность сохранять ценные лесные насаждения.

Проведение эксперимента: проращивание черенков ивы и вербы.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Актуальность: Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. По мере роста и развития школы эта проблема остаётся актуальной для нас и в настоящее время. Работа над ней помогает в формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.

Памятка Проект озеленения Почему будет посадка ив? Ива весьма неприхотлива к почвам, быстрорастущая, способна поглощать газы от машин, имеет защитную функцию от дороги. Средняя продолжительность жизни дерева- 100 лет. Для посадки саженца ив нужно : 1) Участок посадки очистить от посторонних предметов и разровнять 2) Выкопать яму – 60х60 см и глубиной 50 см 3) Заполнить ее почвенной смесью ( плодородной землей) 4) Внести комплексные минеральные удобрения 5) Почвенную смесь в яме хорошо перемешать. 6) Посадить саженец 7) Полить 8) Закопать яму 9) Полить 10) Воткнуть палку (колышек) с этикеткой класса и привязать к нему саженец Вам понадобится: • 10 литров плодородной земли • 100 г суперфосфата • 50г калийных удобрений или золы • Колышек (палка, к которой привязать саженец) • Этикетка (на колышке, на которой написать класс, кл. руководителя, год) Сбор 450 рублей на приобретение саженца ивы С уважением школьный парламент.

Справка

— Какой опыт посадок леса у вас был? Как вы участвовали в посадках леса?

Виктория Озерина: Мы сажаем леса в Мордовии не первый год. Мы очень тесно сотрудничали с Министерством лесного хозяйства, выезжали с их представителями на посадку. Основная задача нашей команды заключалась в поиске и привлечении людей к лесовосстановлению. Первым делом мы всегда обращались в Министерство лесного хозяйства, утверждали с ним участок, на котором нам лучше всего посадить лес. Выбирали участки, пострадавшие от пожаров и вредителей.

Мы привлекали волонтеров из разных проектов, школьников с родителями, к нам присоединялись общественные организации. Наши акции по посадке леса получали достаточно большую известность в регионе благодаря фотографам, видеографам, бизнесменам.

— Как самостоятельно организовать посадку леса? Как найти информацию о правилах его посадки? Опишите шаги, которые нужно пройти, чтобы посадить лес.

Краткая инструкция по посадке леса:

1. Определить место посадки.
2. Найти посадочный материал и инвентарь.
3. Договориться с лесхозом о вспашке участка для посадки.
4. Договориться с лесхозом о поливе.
5. Найти транспорт.
6. Организовать питание для волонтеров.
7. Найти волонтеров.
8. Рассказать о своем проекте обществу.
9. Собрать команду организаторов.
10. Провести инструктаж волонтеров.
11. Прислать отчет о посадке и войти в общероссийскую команду восстановителей лесов.

На первом шаге нужно обратиться в госорганы: Министерство лесного хозяйства или лесничество. Они определяют, где может расти лес в регионе, и где его можно посадить. Далее госорган уже подскажет, что нужно делать, или даже активно включится в вашу акцию и будет работать вместе с вами.

Самое главное в вопросах организации экологических мероприятий – это действие. Под лежачий камень вода не течет. У нас есть цель посадить больше миллиона деревьев в этом году. Если у вас есть вопросы, то можете писать нам вопросы про посадки в вашем регионе. Тел.: 89653372376 — Виктория .

— Почему нужно высаживать небольшие саженцы?

Виктория Озерина: Мы высаживаем саженцы возрастом 2-3 года. Я уточняла у лесников, насколько они хорошо приживаются. Оказалось: лучше любого другого посадочного материала, потому что у них еще не сформирована корневая система большого дерева. Еще у двухлетних саженцев корни недлинные, поэтому меч Колесова справляется с посадкой и корни саженца не загибаются. Если при посадке корень загнулся, то дерево может высохнуть, если не в первый год, то через 2-3 года точно. Около 80% саженцев приживаются в местах посадки и живут там больше года.

— Есть ли какие-то чаты для активистов, которые решили самостоятельно посадить лес?

Кстати, мы ищем сейчас координаторов в Сибири, Центральном регионе и на юге России. Если вы хотите организовывать посадки леса, то заполните, пожалуйста, анкету .

— Расскажите, как проходит конкурс волонтерских посадок?

Виктория Озерина: Этот конкурс для всех, кто хочет восстанавливать леса и привлекать к этому других людей. Он проходит весной и осенью. Цель конкурса – привлечь новых активистов, чтобы люди задумались о том, как важно сохранить лес. Шесть победителей конкурса получат денежные награды. Если вы всегда мечтали посадить лес, то участвуйте в этом конкурсе.

Площадь посадок для участия в конкурсе должна быть от 1 гектара. На каждый гектар от 500 до 5000 саженцев. И еще к посадкам нужно привлечь не менее 20 человек. Подробности о конкурсе будут в группе ВК .

Виктория Озерина: В отчете должны быть указаны размеры и GPS-координаты территории восстановленного леса, а также причина, по которой на этой территории не было леса. Например, она пострадала от пожара или от ледяного дождя, или там была проведена санитарная рубка. Еще важно, чтобы в отчете были фотографии и видео. И, конечно, организатору нужно написать пост о посадке леса у себя в соцсетях. Мир сейчас вращается вокруг новостей и соцсетей, так что посты о таких добрых делах просто необходимы.

— Вопросы к победительнице прошлогоднего нашего конкурса для организаторов посадок. Диана, скажите несколько вдохновляющих слов для тех, кто хочет заняться посадками леса, но еще сомневается или не решается начать.

Участие в конкурсе для организаторов посадок дало мне поддержку и силы. Поэтому мечтайте, дерзайте. Я считаю, что главное – это искреннее желание. Если оно есть, то ваши мечты сбудутся.

Читайте также: