Какие деревья растут в риме

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

. Рим показался мне похожим на спящего медведя, точнее на кучу из аж трех спящих медведей, крепко обнимающих друг друга.

В качестве интригующего начала скажу, что весной 1996 года мы с Ильей Григорьевичем решили пожениться. Живем мы с ним в Израиле, родом он из Алма-Аты, а я из Питера, а отметить это событие мы неожиданно решили в Италии. Почему-то такая поездка казалась нам обоим особенно романтичной. И вот в начале апреля мы вылетели в Рим. Возвращаться мы должны были 13 дней спустя из Милана., посетив попутно Флоренцию, Сиену и Венецию.

Через неделю ровно после приземления я начала писать бесконечное письмо своей питерской подруге. Вот отрывки из этого письма.

. Рим показался мне похожим на спящего медведя, точнее на кучу из аж трех спящих медведей, крепко обнимающих друг друга. Ты бродишь по этим медведям, а они колышутся, чешутся и теснят один другого. Первый медведь: развалины. В Риме они всюду, куда ни плюнь, тесно перемежаются со всеми другими нормальными городскими вещами. Второй медведь: Ватикан. Ошибка думать, будто этот медведь лежит отдельно, за Тибром, в своем ватикановом логове. По всему Риму брызнуты осколки Ватикана: бесчисленные католические церкви с характерными белыми нагрудниками-фронтонами. Третий медведь: просто город как город. Этот город как город очень похож на Питер, не характером, а именно "лицом", конкретными домами, улицами и фонтанами. Неудивительно: собственно, их строили одни и те же люди. Рим более вычурный, легкомысленный, светлый в отделке (даже Тибр у них полностью "одет" в белую известку), и более богатый на изыски. Подтверждается сходство и тем, что я стала моментально в Риме ориентироваться, как правило, мне даже карта была ни к чему. Почему-то с самого начала я поняла его, как он устроен и что в нем бывает. Находясь на Виа Национале, затрудняешься поверить, что ты в Италии, а не на Большом проспекте Петроградской стороны. Два отличия, бросившиеся в глаза: во-первых, уже упоминавшиеся характерные католические церкви, а во-вторых, высота зданий: относительно ширины улицы в Риме здания примерно на этаж выше, чем в Питере. Дома чаще облезлые, но практически каждый дом - бывший роскошный дворец.

Между всеми этими медведями город суетливый, быстрый, нагло плюющий на правила уличного движения. Пешеходы и мотоциклы всех мастей перемешаны с автомобилями в единой уличной каше как полноправные участники. Наш отель - маленький, лощеный, - находился на одной из самых центральных улиц - Виа Дель Кватро Фонтан, то есть на улице Четырех Фонтанов. Узкая и длинная, она называется так потому, что в том месте, где она выше всего поднимается на гору, есть перекресток, каждый угол которого оформлен как фонтан с огромной скульптурой какого-нибудь языческого бога. Фонтаны эти, впрочем, серые и облезлые.

. Наутро, по настоятельной просьбе Ильи Григорьевича (был как раз еврейский пасхальный вечер, а И.Г. у нас известный антиклерикал), мы отправились в Ватикан. Попаслись на Тибре, полюбовались на замок Святого Ангела: безумных размеров круглое многослойное сооружение, полукрепость, полуруина, полудворец. Илюшка, по заказу своих умных сослуживцев, плюнул в Тибр. Долго тусовались на площади Святого Петра, залезли в Собор и встретили там Папу Римского (без шуток, мы его видели; даже пробовали снимать, но света не хватило - мы очень далеко стояли).

В скобках: вообще, надо сказать, с Папой в Риме некоторый перебор. Во всех сувенирных ларьках продаются зубные щетки с портретом папы, зеркальца с портретом папы, шкатулочки с портретом папы, подставки для салфеток с портретом папы, ручки шариковые с портретом папы. Слава Богу, что пепельницы хотя бы с портретом папы не нашлось, но боюсь, не потому, что ее нет в природе, а потому, что я недостаточно добросовестно искала. Пусть извинят меня те, чьи религиозные чувства я оскорбляю. Скобки закрыть.

Папу охраняет швейцарская гвардия: стройные горбоносые красавцы в полной средневековой форме, яркой, как оперение петуха.

Собор Святого Петра - гигант невероятный, но Исаакий, сделанный, как известно, по его образцу, весьма напоминает. Отделка только у прародителя более светлая, как и у всех римских строений. Потом мы пошли наверх. Это было ужасно. Высота собора 120 метров. Первый "этаж" можно проехать на лифте, окажешься на том, что в Исаакии называется галереей. Но тут есть дорога на самый верх, под самый шпиль. Это бесконечные крутые винтовые лесенки, узкие и тесные, как норы, прокопанные внутри стен громадного купола.. Я чуть не умерла, дыхалка у меня таких нагрузок не выдерживает. Тем не менее, дотащилась. Вид оправдал мои мучения. Весь Рим под ногами, даже дворцы Ватикана, закрытые для посторонних посетителей. Перед каждым дворцом - выстриженный на газоне сложный вензель или орнамент. В просвете между строениями - извилистая ложбина Тибра, прямо у глаз - стройная круглая колоннада площади Святого Петра перед собором, центральный обелиск, радиальный рисунок самой площади, стрелой убегающая к Тибру улица.

Слезши, мы отправились в Ватиканские музеи. Для этого мы долго шли вдоль скошенной наподобие юбки высоченной - метров в 20 - каменной стены, которая опоясывает Ватикан. Попав в музеи - честно скажу, мы их практически пробежали бегом. Там всего так много! Это все так ярко и роскошно! Мы прошли, например, по галерее шириной метров 7 и длиной метров 100, каждый квадратный метр стен и круто выгнутого потолка (!) которой украшен новой картиной, фреской или мозаикой, перемежающимися только золочеными рамами, обвивающими каждую фреску по контуру. Балдея и поддерживая друг друга под затылок, мы добрели до Сикстинской капеллы, которую по потолку расписал, как известно, неутомимый Микеланджело, а по главной стенке почирикал Рафаэль Санти. Там мы свернули шеи окончательно. Потом мы вышли в доступный для простых смертных кусочек ватиканских садов. Сады были тихие и ухоженные, уставленные золочеными дворцами и абстрактными скульптурами. По садам бродили толстые тихие коты.

Встала наутро я в руинах, особенно снизу. Глядя, как я с изумленным выражением перекошенного лица передвигаю ноги, Илья Григорьевич хохотал до слез. Мы слегка перебрали в километраже сгоряча накануне, однако раскаяние настигло нас поздненько: руины есть руины. Поэтому, оценив невольный каламбур, мы и отправились в римские руины.

Однако по пути, сначала, мы зашли в церковь Сан Пьетро ин Винколи, повстречаться с самой для меня поразительной статуей Микеланджело: с Моисеем. Мы прошли крутыми и темными галереями по взбегающей в гору лестнице; . Моисей был на месте. Я сняла его сама, и, хотя этот мой снимок хуже профессиональных (меня оправдывает давка возле статуи и слабая вспышка), я все же счастлива, что есть снимок, напоминающий о нашей личной встрече. Кстати, ты хоть что делай - у него рога. Никакие это не кудри, не завитки, не слушай ты этих глупых искусствоведов. У него самые настоящие упрямые рожки. Понимай, как хочешь. Мне это даже нравится - словно я всегда подсознательно понимала, что Моисей должен быть с рогами.

Колизей я нашла, уже в карту практически не заглядывая. Ну, да, Колизей. Он довольно большой. Массивный. Но по мне - ну и фиг с ним. Однако Илья Григорьевич впал в лирику, и мы долго паслись на верхней галерее, наблюдая, как какой-то член профсоюза ритмично подметает гладкие ступени сидений. Потом в проем одного из аркоподобных Колизеевых окон я удачно (это выяснилось позднее) сфотографировала Арку Тита (хотя, может быть, это была Арка Константина: я их не различаю.).

Из Колизея мы отправились собственно в Древний Рим. У Рима было 2 самых существенных холма в его истории: Капитолий и Палатин. На первом нонеча церковь и богатые музейные здания, второй еще в 16 веке перестроен в виллу, и сейчас там кое-что от этого осталось. Между этими холмами и вокруг них - развалины огромного города. Спустя 2 тысячи лет собор Максенция давит размерами, а храм Сатурна, от которого и остались-то 3 колонны, заставляет глаза подниматься вверх и выше. Я как-то даже и не представляла себе, что этот римский медведь - руины - такой большой. Город в городе, умершая голова трехголового дракона. Мы поднимались на Палатин. На Палатине у полуразрушенного фонтана растут каллы. Из фонтанной зелени вид сверху на Форум, на развалины и кусочки, на огромные выжившие арки и кусочки отделочных рельефов. С другой стороны - развалины еще чьих-то дворцов и домиков. Руины цветут лиловым цветком, который всегда встречает еврейскую Пасху в средиземноморье - он носит загадочное название "Иудины слезы": лиловые от цветов ветки без листьев спускаются по целым еще стенам и вьются внутри проемов и арок.

Илюшка украл кусок старого-старого кирпича с территории дома весталок. Может, это правда кирпич древних римов. А может, как утверждает сам Илюшка, эти куски администрация заповедника сама подбрасывает под ноги туристам, чтоб они не портили ценные развалины. Известным фактом истории Италии является поразительная судьба Колизея: он ведь не разрушился сам по себе от времени. Такая махина, как Колизей, явно не имеет никакого намерения разрушаться самостоятельно. Колизей растащили по кусочкам, к счастью, не окончательно, рачительные (римляне? уже нет; итальянцы? еще нет, давно ведь это дело началось; назову по имени полуострова:) апеннинцы на личные дачки и избенки. Ну вот, во избежание повторения неприятностей.

Мы пошли мимо цирка Массимо (от него почти ничего не осталось, но само обозначение места, которое он занимал, меня приводит в ужас - дальний край пропадает вдали и норовит слиться с горизонтом) - к Термам Каракаллы (термы - это бани, а Каракалла - человек, который их завел, Илюшка утверждает, что император, но я что-то не уверена). Они тоже сильно большие, вернее, то, что от них осталось. Там было солнечно и тихо, мы посидели на бревнышке и поразмышляли о бренности сущего.

. к фонтану Треви. Фонтан имеет форму большого полукруга, вокруг которого организована полукруглой же формы небольшая площадь. Вычурная белая скульптурная композиция подсвечена со всех сторон. Вокруг фонтана на каменных нисходящих ступенях, как в амфитеатре, расселась романтическая публика: все забито. Подсветка дна бассейна позволяет видеть тысячи монет всех валют мира: в Риме монету положено бросать не в Тибр, а почему-то именно в фонтан Треви. Я думаю, этот обычай завела мэрия: не секрет, что у них есть на зарплате специальный человек, который регулярно вычищает фонтан Треви, а деньги идут в доход властей. Ну, с меня они не разживутся: я взяла десять израильских агорот и тоже бросила в бассейн. Монетка сверкнула в прожекторах и тихо легла на дно.

. Капитолийские музеи - это потрясающих размеров собрание скульптурных портретов, среди которых можно отыскать всех своих знакомых, только без очков. Кроме портретов, там собрана вся античная скульптурная макулатура: обломки и обрезки. Ступня ноги размером с откормленного быка, мизинец отломан. Статуя без рук, без ног с подписью "победитель" (известен резонный вопрос, как же тогда выглядит побежденный). В Капитолии этот анекдот показался нам смягченным и преуменьшенным. В Капитолии у описанных победителей нет также головы и половых частей. В Капитолии мы посмотрели также на Капитолийскую волчицу - знаменитую скульптуру 5 века Н.Э. по мотивам легенды о Ромуле и Реме, правда, фигуры близнецов кто-то долепил позднее. Она (волчица) скучная.

. Боргезе - одна из богатейших княжеских вилл (этажа четыре, размером с Мраморный дворец - виллочка) Италии. Боргезе в нее столько понапихали, что это еще и один из богатейших на шедевры музеев Рима. Однако она сама, зараза, вилла, реставрируется. Ее за лесами не видать. К половине, примерно, экспозиции жаждущих все же допускают. Красиво. Вокруг виллы - парк, немного напоминающий царскосельские парки, только старше. Павильоны, беседки (все белое, а не желтое), озера, лебеди. Позеленевшие фонтаны, неведомой мне разновидности сосны с зонтообразными кронами. Множество маленьких музеев и вилл, разбросанных по большущему парку. Было пасмурно, немного осенне. Прямо к круглому фонтанчику спускались усыпанные апельсинами ветки - испортили мне ассоциацию.

. пошли на следующую тусовку: Пьяцца Навона. Там были люди, художники, столики, фонтаны и фонтанчики. Один из фонтанчиков имел морду, выпускал струю воды через рот. Морда при этом показалась нам очень похожей на Жириновского. Мы долго ржали, а потом я сделала попытку его заснять. Но вспышка не потянула, и кадр почти не воспринимаем. Синим вечером светился серебристо-белый безымянный для нас, невежд, купол в небе сквозь паутину веток.

На следующий день мы покидали вечный город. Мне кажется, что он так и не проснулся, чтобы заметить наше присутствие. Ну и ладно. Общее ощущение у меня, осевшее после Рима, весьма утилитарно: теперь я знаю, откуда ноги растут. Питер был и остается чужаком и пришлецом в России. Он отсюда, из Европы, законный кусок этой культуры, но эмигрант от рождения. Поэтому и характер у него печальный и пронзительный: он одинок.

Растительность и животный мир Италии

Сосновый лес на севере Апеннинского полуострова

На итальянских островах сохранилось очень немного леса - для них характерен пробковый дуб, культивируемый преимущественно на Сардинии и на севере Сицилии.

Закат над паданской равниной

В Паданской равнине лишь кое-где сохранились остатки изначальной растительности. Наиболее характерным растением в этом регионе, где сегодня выращивают все сорта зерна и даже рис, можно назвать серебристый тополь, который раньше разводили для производства целлюлозы. Во влажных и заболоченных низинах сразу обращают на себя внимания плантации эвкалиптов, которые были заложены в 1930-1940-е гг. с целью осушить обширные пространства и тем самым локализовать широко распространенную в былые времена в Италии малярию. На равнинных отрезках побережья, например под Равенной, в северной части Адриатического побережья, и по сей день сохранились обширные массивы пинии - итальянской сосны. Сегодня кое-кто выступает за другое использование земли, но против вырубки лесов упорно выступают активисты. Приморские раскидистые сосны служат не только хорошим укрытием от солнца - их древесина высоко ценится еще и в мебельной индустрии.

Цветущие миндальные деревья

К растительности Италии, разумеется, относятся и более привлекательные представители флоры - такие, как миндальные деревья, орешник, лимонные и апельсиновые деревья (их здесь целые плантации), смоковницы и фисташковые деревья, а также оливы (незабываемы оливковые рощи). К культивируемым растениям относятся виноград, злаковые культуры, рис и кукуруза, поля которых можно встретить в низинах Верхней Италии, а также овощные и цветочные культуры, растущие повсюду, где это только позволяют качество почвы и климатические условия. Некоторое время тому назад в Италии принялись выращивать даже финиковые пальмы. Кедр, пиния, серебристый тополь и эвкалипт - важнейший источник древесины.

Фауна

Дикие животные встречаются в Италии лишь изредка, они почти полностью истреблены или отступили в более защищенные места. Во всяком случае, только в отдаленных горных регионах - и то, если повезет, - еще можно увидеть орлов, альпийских козлов, ланей и сурков. В теплых скалистых местах пониже обычные обитатели - ящерицы и змеи, живущие достаточно привольно из-за резкого уменьшения численности их естественных врагов.

Вытянутый в длину Апеннинский полуостров является главным маршрутом для перелетных птиц, которые возвращаются из Северной и Центральной Европы на зимовку в Африку. Удручает то, что в Северной Италии все еще с большим размахом ведется ловля певчих птиц. В некоторых областях Италии более чем ощутимо присутствие несметного числа комаров. В Северной и Центральной Италии можно увидеть множество разновидностей бабочек, а вечерами, особенно летними и теплыми - услышать пение цикад. В далеких теплых местностях следует остерегаться ядовитых пауков и скорпионов. Из-за загрязнения и слишком интенсивной рыбной ловли количество рыбы в прибрежных водах сильно сократилось. И тем не менее - моллюски, морские улитки, морские ежи, лангусты, раки, кальмары, морские угри, макрель, морской язык, камбала, лещи и усачи - довольно часто встречающиеся обитатели моря. Дельфины и киты, которых раньше можно было часто увидеть в Тирренском море, теперь здесь почти не водятся, но зато их стало больше в Лигурийском море. Пресные озера и реки - место обитания угрей, форели, окуней и линя.

Охрана природы

Около 30 400 кв. км территории Италии являются природоохранными. Наряду с национальными парками существуют и другие природоохранные зоны, такие, как региональные парки (Parco regionale), естественные парки (Parco naturale), охраняемые резерваты (Riserva naturale), а также зоны болот (Zone umide). Несмотря на все эти природоохранные институты, Италия - как и прочие индустриально развитые страны Европы - сталкивается с большими экологическими проблемами. Насколько сильно индустриализация вывела природу из равновесия, говорит, к примеру, угрожающее положение Венеции или Равенны. На севере Италии загазованность, вызванная большим транспортным движением и высокой плотностью промышленных предприятий, приводит к таким серьезным экологическим проблемам, как смог, запыленность и озоновое загрязнение. Впрочем, в стране многое делается для охраны окружающей среды: в Милане, где до недавнего времени не было ни одной очистной установки, строится четыре подобных сооружения. Во многих городах Италии запрещено движение транспорта в центре.


Первое, что примечает гость по дороге из римского аэропорта к центру — могучие деревья удивительной формы: на стройной ноге взмывает ввысь невероятный зонт кроны из сосновых иголок. Знакомьтесь: рост высокий, шевелюра густая, история сакральная, а имя простое — сосна культивированная / pino domestico.

На самом деле в итальянском регионе Лацио, столица которого Рим, встречается как минимум три типа сосен: пиния или местная культивированная сосна/pino domestico, сосна морская / pino marittimo – она самая холодоустойчивая и более распространена на морском побережье Тирренского моря, поскольку прекрасно переживает соленый воздух, и сосна алеппская / pino d’Aleppo. Последняя встречается реже и севернее, но у этой сосны поздние шишки, они не открываются годами, сохраняя семена даже в пожарах.


Главная римская героиня – сосна культивированная / pino domestico или просто пиния.

Пинии первые встречают всех по пути из аэропорта в город. Именно пинию, как дерево-символ посадил Муссолини, открывая новую имперскую дорогу к морю. Теперь громадные, стройные деревья стоят как солдаты на карауле по двум сторонам бывшего Имперского проспекта, до сих пор соединяющего Рим с морем. Пинии дарят долгожданную тень на на античных руинах, они уютно расположились вдоль Форумов Императоров, украшают все римские сады и широкие проспекты.


Фото из архива Roma Sparita

Во многом это удивительное дерево похоже на другие сосны: теплолюбивое — идеальная температура 15-18 градусов — но легко переносит понижение температуры до 5 градусов, что вполне в традициях римской зимы. Дерево достигает в высоту до 30 метров, растет довольно быстро и живет до 500 лет. Многие римские пинии посажены во времена Муссолини, когда приводились в порядок все парки и морское побережье, однако некоторые деревья гораздо старше. Все они имеют свой номер и находятся на строгом учете комитетов, что следят за зелеными памятниками культуры и истории.


Сады римского папы в загородной резиденции в Кастельгандольфо

У римской пинии есть отличительная черта – ее крона. Если у морской сосны она достегает в ширину 5-6 метров, то римская пиния дарит крону до 24 метров в диаметре. Форма кроны культивированная — во время роста сосне подрезают нижние ветки и получается головокружительный зонтик, диаметр которого иногда равен высоте самого дерева.


Парк Коллег Оппио в Риме/Colle Oppio

Пинки составляют неотъемлемую часть римской картинки, появляются на фото не реже, чем известные достопримечательности и являются священными деревьями античности, но мы мало знаем о истоках происхождения: как, когда и зачем римляне привезли из Малой Азии это дерево и культивировали в местных погодных условиях, остается только предполагать.


Улица Императорских Форумов в Риме


Сады римского папы в загородной резиденции в Кастельгандольфо

Этот Священный Лес использовали для ритуалов культа весталок — самый высокий ранг жриц в античном Риме – и для ежедневного очищения, важного в античной культуре. В этом Священном Лесу было множество пиний, посвященных Добрым Ветрам (Ventis Bonis) и богу морей Нептуну, который являлся покровителем сосновых рощ. Интересно, что божественные сосновые рощи сажали сразу после городских ворот. Считается, что священные леса служили важной границей между природой и городской цивилизацией, магическим переходом из рукотворного мира человека в мир дикой природы и обратно.


Апельсиновый Сад в Риме / Giardino degli aranci

Пиния была известна еще этрускам, привезена скорее всего из Малой Азии и культивирована римлянами на италийских землях, вероятно для древесины и смолы, необходимых в строительстве морских судов. А сосновые орешки – пинолли / pinolli с успехом использовались в античности как драгоценный естественный консервант.



Сандро Боттичелли. Иллюстрации к Декамерону Боккаччо, XV век.

Вечнозеленая пиния — в античности символ вечности и бессмертия, плодовитости и семейного счастья, ее шишка под покровительством разных богов, и сегодня красуется на многих гербах как символ могущества и власти, а орешки пиноли незаменимый ингредиент итальянской кухни.


Бабушкин торт / Torta della nonna







Пиния светолюбива и засухоустойчива, к почве малотребовательна, растёт на сухих известняковых почвах и на морских песках, хотя предпочитает свежие рыхлые почвы, не выдерживает избыточного увлажнения. Выносит морозы до —18 C°, ветроустойчива.

Литература

Примечания

  1. ↑Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. Ал. А. Фёдоров. — М .: Просвещение, 1978. — Т. 4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. Под ред. И. В. Грушвицкого и С. Г. Жилина. — С. 373.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пиния" в других словарях:

ПИНИЯ — (лат.). Вид сосны, итальянский кедр, со съедобными плодами. См. пред. сл. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИНИЯ вид итальянской сосны; высокое прямое дерево с круглой кроной (шапкой) наверху. Полный … Словарь иностранных слов русского языка

Пиния — на вершине Палантинского холма рядом с Форумом. Рим, Италия. ПИНИЯ (сосна итальянская), дерево (семейство сосновые). По берегам Средиземного моря. Характерный элемент средиземноморского ландшафта; культивируется ради съедобных семян (так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

пиния — итальянская сосна, пинна Словарь русских синонимов. пиния сущ., кол во синонимов: 5 • дерево (618) • … Словарь синонимов

ПИНИЯ — (сосна итальянская), дерево (семейство сосновые). По берегам Средиземного моря. Характерный элемент средиземноморского ландшафта; культивируется ради съедобных семян (так называемых орешков пиниоли) и как декоративное растение … Современная энциклопедия

ПИНИЯ — (сосна итальянская) дерево семейства сосновых. По берегам Средиземного м., на Черноморском побережье Крыма и Кавказа. Плоды пинии (пиниоли) съедобны … Большой Энциклопедический словарь

ПИНИЯ — ПИНИЯ, пинии, жен. (от лат. pinus сосна) (бот.). Хвойное дерево зонтикообразной формы, растущее в средиземноморской области, гл. обр. в Италии, итальянская сосна. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Пиния — I ж. 1. Дерево семейства сосновых с характерной зонтиковидной кроной, красновато бурой корой и темно зеленой хвоей; итальянская сосна. 2. Древесина такого дерева. II ж. Столб газов и пепла, поднимающийся над кратером вулкана при извержении,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Пиния — I ж. 1. Дерево семейства сосновых с характерной зонтиковидной кроной, красновато бурой корой и темно зеленой хвоей; итальянская сосна. 2. Древесина такого дерева. II ж. Столб газов и пепла, поднимающийся над кратером вулкана при извержении,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пиния — и; ж. [итал. pigna] 1. Хвойное дерево с зонтикообразной кроной и съедобными плодами; итальянская сосна. 2. Столб газов и пепла над кратером извергающегося вулкана, напоминающий крону этого дерева. * * * пиния (сосна итальянская), дерево семейства … Энциклопедический словарь

пиния — italinė pušis statusas T sritis vardynas apibrėžtis Pušinių šeimos medieninis, dekoratyvinis augalas (Pinus pinea), paplitęs pietvakarių Azijoje, pietų Europoje. Jo sėklos valgomos. atitikmenys: lot. Pinus pinea angl. Italian stone pine; parasol… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)


Ещё одна характерная особенность этого хвойного дерева – съедобные семена, сходные по вкусу с кедровыми орешками и обладающие большим количеством полезного масла в своем составе. Не менее интересен гибрид итальянской и корейской сосны, который называют корейским кедром – у него более длинная хвоя и высокоценная древесина.

Сосна итальянская пиния (pinus pinea)

Итальянская сосна пиния (pinus pinea) в природе встречается на Средиземноморское побережье от Пиренейского полуострова до Малой Азии. Дерево высотой 25-30 м с маловетвистым, высоко очищенным от сучьев стволом, с довольно красивой плотной, замкнутой, зонтиковидной кроной с округлым либо полуокруглым контуром, почти плоским в зрелом возрасте.

Стволы старых деревьев красновато-серые, с длинной бороздчатой, сильно шелушащейся корой, отделяющейся крупными пластинами. Ствол часто сильно изогнут и на небольшой высоте разветвляется на несколько сильных ветвей. Кора молодых деревьев светло-серая. Молодые побеги вначале серо-зеленые или светло-желтые до желто-коричневых, голые, густо охвоенные. Почки находятся на концах побегов и покрыты светло-коричневыми чешуйками с неравномерно зазубренным краем, остро-яйцевидные, 6-12 мм длины, несмолистые. Почечные чешуйки с загнутой верхушкой, продолговатые, коричневые, по краям с серебристой бахромой.

Как видно на фото, у итальянской сосны хвоя длиной 10-15 см, шириной 1,2-2 мм, темно-зеленая, иногда сизоватая, жесткая, плотная, торчащая, шероховатая:



Хвоинки остроконечные, иногда сверху слегка закрученные, по краям слегка пильчатые, от темно- до серо-зеленых, с 12 очень тонкими продольными устичными полосками сверху и 6 устичными линиями снизу, сидят довольно слабо.

Живет более 500 лет. Порода светолюбива, засухоустойчива, нетребовательна к почвам, растет на сухих известняках и прибрежных морских песках, не выносит избыточного увлажнения. Ветроустойчива, однако постоянный ветер в одном направлении превращает форму кроны в вытянутую, но в целом не влияет на развитие дерева. Одна из особенностей – очень большие маслянистые семена, как и у кедра сибирского, которые съедобны и даже поступают в продажу как кедровые орешки, считаются деликатесом и используются для приготовления различных блюд традиционной итальянской кухни.

Древесина очень крепкая и прочная, содержит мало смолы, поэтому охотно используется для изготовления лестниц, окон, дверей, мебели. С древних времен в Риме и южной Италии пинию высаживали вдоль дорог и аллей для создания тени. Дерево исключительно декоративно своей оригинальной плоской кроной. На данный момент широко используется как красивейшее парковое дерево, наиболее эффектное при посадке отдельных деревьев или небольшими группами на открытых местах.

Ценное декоративное и "орехоносное" дерево. Широко культивируется на Южном берегу Крыма и на Кавказе, имеются крупносемянные, тонкокорые формы.

Для выращивания итальянской сосны подойдет легкая водопроницаемая компостная земля. Молодые растения требуют ежегодной пересадки, взрослые растения пересаживают по мере необходимости.

Сосна итальянская (pinus pinea) имеет несколько карликовых форм:

Pinus mugo — имеет компакную форму и растет очень медленно.

Сорт Winter Gold — карликовое растение, его хвоя желтеет на зиму.

Кедровый стланик Pinus pumila Globe – очень медленно растет.

При пересыхании почвы возможно осыпание хвои, спасти такое растение очень непросто. Перенесите его в более прохладное помещение и обеспечьте регулярный полив. Если хвоя желтее внизу, но само растение растет, то это может быть связано с недостаточным освещением, слишком обильной подкормкой, чрезмерной влажностью почвы.

Гибрид сосны итальянской и корейской (pinus koraiensis)



Гибрид сосны итальянской и корейской или кедр корейский (pinus koraiensis). Крупное красивое дерево до 40 м высотой и 1,5 м в диаметре. Кора толстая, серовато-бурая, трещиноватая. Крона ширококонусовидная, низкоопущенная, часто многовершинная. Ветви крепкие, простертые, приподнимающиеся на концах. В отличие от сосны кедровой сибирской обладает более длинной (до 20 см), реже расположенной на побегах хвоей, крупными (до 2 см) почками и более слабым опушением, сквозь которое виден зеленоватый побег. Хвоя сизовато-зеленая, по бокам с белыми устьичными линиями, по краю мелкозазубренная, 7—15 см длиной, опадает через 2—4 года. Молодые побеги густо опушены рыжими волосками.

Половая зрелость наступает с 20—30 лет, в насаждениях — с 60—120 лет. Репродуктивная способность сохраняется до глубокой старости. Живет до 500—600 лет.

Опыление происходит в июне, шишки созревают в сентябре—октябре, они яйцевидно-цилиндрические, 7—17 см длиной и 5—9 см толщиной, желтовато-коричневые, с сильно вытянутым и отогнутым назад пупком апофиза.

Падая на землю, шишки раскрываются и освобождают семена — кедровые орешки. Семена крупные, до 17 мм длиной и 12 мм толщиной, округло-клиновидные, гранистые, с очень прочной семенной кожурой. Масса 1 000 семян достигает 500 г. Семена кедра корейского примерно в два раза крупнее, чем семена кедра сибирского. Размножается кедр корейский семенами. Первые десятилетия растет медленно, а с 30—50 лет прирост заметно увеличивается.

Гибрид холодостоек, зимостоек, в молодом возрасте весьма теневынослив и даже нуждается в затенении. С 10—15 лет его потребность в освещенности значительно возрастает. Мезофит и мезотроф.

Чистых насаждений почти не образует, растет в смеси с другими хвойными и широколиственными породами, являясь доминантом первого яруса лесов среднегорья и низкогорья Сихотэ-Алиня и хребтов левобережья р. Амур.

Древесина очень высоко ценится за выровненную структуру и цвет. В переработку идут пни, сучья, кора, корни, хвоя. Ho наиболее ценный продукт — семена, идущие в пищу и как сырье, перерабатываемое на различные кондитерские изделия. Масло из кедровых орехов широко используется в пищевой промышленности, медицине, в оптическом приборостроении. Кожура семян дает краску. Декоративен, устойчив в условиях городской среды.

Cedar_of_Lebanon,_Forty_Hall,_Enfield_-_geograph.org.uk_-_708717.jpg

Всем известно такое выражение: "кедровые орехи". Многие даже пробовали эти самые орехи на вкус.
Однако, кедры как таковые, вообще в России не растут и шишек со съедобными (для людей) орехами не дают.
"Стандартный" кедр - это теплолюбивое растение, которое произрастает на берегах Средиземного моря (например в Ливане), а также в Гималаях (особый подвид). Кедров в природе осталось очень мало.
Ниже на фото вы видите кедр ливанский.

А что же это за деревья, которые нам так называемые "кедровые" орехи дают?
А это сосны. Особые разновидности сосен. Всего таких видов три.
Во-первых, это СОСНА КАЛАБРИЙСКАЯ (Калабрия - это такая область в южной Италии), которая в нашей стране не растёт. Её ареал - Средиземноморье (Испания, Италия, Португалия, и т.д.). Население тех областей, где растёт это дерево, называет его ПИНИЯ. У пинии - самые крупные и самые вкусные орехи из всех, так называемых "кедровых". В одном килограмме помещается 1500 орехов пинии.
Ниже вы видите на фото пинию (сосну Калабрийскую):

А здесь - шишка пинии, с орешками:

Kedr_korejskij_5_HQ.jpg

Второй вид орехоносных сосен - это СОСНА КОРЕЙСКАЯ. У нас в России она растёт только на Дальнем Востоке. И называют её там, МАНЬЧЖУРСКИЙ КЕДР.
В одном килограмме, помещается 2000 орехов сосны корейской (маньчжурского кедра).
Ниже на фотографиях вы видите маньчжурский кедр (сосну корейскую) и его шишки.

Kedr_korejskij_16_HQ.jpg

Кедровая_роща_г.Коряжма_(06).JPG

Третий вид орехоносных сосен - это СОСНА СИБИРСКАЯ, которую в России принято называть КЕДР СИБИРСКИЙ, или просто КЕДР. В одном килограмме помещается 4000 орешков сосны сибирской (сибирского кедра).
Ниже на фото вы видите фотографии рощи из сосны сибирской (сибирского кедра) в Архангельской области (хотя Архангельская область - это не Сибирь) и орешки сибирского кедра (сосны сибирской).

1280px-Siberian_pine_nuts-2.jpg


Таким образом, получается, что дальневосточные "кедровые" орехи, в два раза крупнее сибирских.
Но до Центральной России дальневосточные орехи как правило не доходят, поэтому под названием "кедровые орехи", москвичи и питерцы потребляют в основном орехи сибирские - более мелкие.

1280px-Иняптук_1.jpg

Между прочим, так называемый КЕДРОВЫЙ СТЛАНИК (который на самом деле есть СОСНА СТЛАНИКОВАЯ) растущий в районах с наиболее суровым климатом (север и высокогорья), тоже имеет шишки со съедобными орешками. Но там орешки совсем уж маленькие - их в килограмме набирается от 15 до 24 тысяч. Хотя для птиц и для грызунов, это конечно же очень хороший корм.
Ниже вы видите заросли кедрового стланика (сосны стланиковой).

Нигде местное население, не называет орехоносные сосны - соснами.
Либо кедры - либо пинии.
Видимо потому что они заметно отличаются от сосен "обычных".

Вот такой небольшой ликбез.
Фотографии позаимствованы преимущественно из Википедии, а также вот отсюда. Хотя, следует отметить, что некоторых сведений нет даже во всезнающей Википедии.

Древний Рим картинки

Сады Древнего Рима

При обустройстве садов Древнего Рима использовалось множество элементов , заимствованных из греческой культуры . Эллинские мотивы в Риме отличала роскошь и богатством форм .

Благоухающие цветами сады считались неотъемлемой частью обстановки дворцов правителей и знати , храмов и родовых усадеб влиятельных особ . Сады являлись местом для прогулок и отдыха хозяев дома . В тени деревьев устанавливались беседки, из расписных фонтанов лилась питьевая вода из природных источников . Богатые граждане могли позволить возведение дополнительных строений на территории сада : скульптур и храмов .

Рядом с домами рядовых граждан обязательно разбивался небольшой садик , созданный с соблюдением греческих традиций ландшафтного дизайна .

Древний Рим картинки

Великолепный парк Древнего Рима

Правила создания ландшафта в Древнем Риме отвечали традиционную укладу жизни владельцев особняка . Территория парка густо засаживалась деревьями и цветами . К виридариумому — месту для пиров и отдыха в вечернее время — вели многочисленные дорожки из камня . В садах велись оживленные разговоры, проводились пиры, назначались тайные свидания .

Уход за садом осуществляла целая команда работников , осуществляющих ежедневный полив растений . Они следили за чистотой и порядком , облагораживали зеленые насаждения , стригли деревья и кустарники . Особое влияние на обустройство садов оказывали древнеегипетские и персидские техники .

Сады Древнего Рима

Прогулка в парке Древнего Рима

Типы садов Древнего Рима

Римские сады , обычно , делились на три разновидности ;

  • ксист — отдельная терраса ;
  • амбулацион — деревья и цветы ;
  • гестацион — аллея .

Каждый парк состоял из всех трех видов .

Древний Рим картинки

Дворцовый парк Древнего Рима

Самые известные сады Древнего Рима

Сады Рима отличались великолепными формами и оформлением . С других стран завозились редкие образцы семян . Владельцы угодий гордились своими парками и демонстрировали их роскошь и неповторимость гостям . Римляне преуспели в мастерстве создания зеленых оазисов и перегнали даже древних греков , отличающихся любовью к природе .

Многие приемы обустройства садов Древнего Рима используются при создании ландшафтов и сегодня .

Сады Древнего Рима картинки

Гулянья в парке Рима

Особенностью парковых территорий Рима являлась возможность разведения зеленых насаждений на гористой местности . Даже в таких условиях римляне умудрялись создавать уникальные искусственные водоемы , где водились рыбы . Ручейки объединялись в пруды , а пруды — в водопады .

Парковые насаждения обязательно должны были гармонировать с постройками и общим видом усадьбы . В саду создавалась определенная атмосфера — развлечений или спокойного времяпровождения . Особый стиль придавали скамейки на всей протяженности дорожек , ведущих от основного здания , например , к фонтану или качелям . Иногда они образовывали лабиринт .

Сохранились легенды о самых известных садах Древнего Рима :

  • Cады Цезаря.
  • Orto Botanico . Орто Ботанико .
  • Giardino degli Aranci . Сад апельсиновых деревьев .
  • Janiculum Park . Парк Яникул .
  • Rose Garden . Розарий .
  • Gardens at Villa Aurelia . Сад виллы Аврелия .
  • Villa Doria Pamphili . Вилла Дориа Памфили .

Сады Цезаря в Древнем Риме

Древний Рим фото

Сад возле Римского Колизея

Список литературы по садам Древнего Рима
  1. Рекомендованный список книг о садах Древнего Рима :
  2. Зелинский Ф . Ф . История античной культуры , СПб , 1995 .
  3. Кнабе Д . С . Древний Рим : история и повседневность . Очерки . М ., 1986 .
  4. Лосев А . Ф . Эллинистически — римская эстетика I — II вв . н . э . М ., 1979 .
  5. История Этрусков и Древнего Рима . Авторы текста Ю . Д . Колпинский , Н . Н . Бритова . М ., 1982 .

Древний Рим картинки

Античные сады Рим

Читайте также: