Татьянка заготовки из дерева

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Буква М" L-317 (2 шт.) тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера

тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Буква Б" L-224 (2 шт.) тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера

тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Буква Ц" L-346 (2 шт.) тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера

тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Буква Ш" L-340 (2 шт.) тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера

тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Буква У" L-371 (2 шт.) тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера

тип: заготовка, вид заготовки: животные и птицы, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Козлик" L-57 тип: заготовка, вид заготовки: животные и птицы, материал: фанера

тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера ">Astra & Craft Деревянная заготовка для декорирования "Буква Ы" L-243 (2 шт.) тип: заготовка, вид заготовки: буквы и цифры, материал: фанера

а также для декупажа и декорирования трафаретами. отличный объект для реализации ваших творческих мыслей. толщина фанеры: 0 "/>

а также для декупажа и декорирования трафаретами. отличный объект для реализации ваших творческих мыслей. толщина фанеры: 0 ">Заготовка для декорирования "Love ажурное №2", 350x160 мм а также для декупажа и декорирования трафаретами. отличный объект для реализации ваших творческих мыслей. толщина фанеры: 0

История появления

История зарождения резьбы по древесине начинается с того времени, как человечество только научилось применять и обрабатывать этот материал. Связано это с тем, что на тот момент это был самый доступный и распространенный материал. Еще в далеком прошлом наши предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами, а именно:

  • водонепроницаемостью;
  • теплоизоляцией;
  • низкой плотностью;
  • разнообразным рисунком текстуры.

Тонкости резьбы по дереву

К тому же многие виды дерева очень легко заготавливать и обрабатывать. В старину практически все постройки и домашняя утварь были сделаны из этого материала. Люди с давних времен старались украсить свой быт, создавая шедевры резьбы по дереву. Причем развивался этот способ рукоделия во многих странах, что наложило отпечаток на уникальные особенности, приемы и стили.

Резьба по дереву не только украшала домашнюю посуду и постройки, но и носила в себе более глубокий идейный смысл. Первыми появились самые простые геометрические плоскорельефные работы. Украшая свой дом, умельцы рассчитывали, что таким способом они защищают его от воздействия злых духов, привлекая при этом светлые силы жизни, плодородия и долгоденствия. Кроме этого, они создавали маленькие фигурки божков, которые охраняли их домашнее хозяйство.

Региональные и авторские стили

В связи с тем, что многие регионы отличаются видами деревьев, климатом и укладом жизни, появились и соответствующие региональные стили этого прикладного искусства. Кроме того, некоторые мастера, которые являются выходцами из разных школ резьбы по дереву, добившиеся успехов в этом творчестве, создают свои новые методы. Многие из них организуют выставки и завоевывают награды и становятся известными на весь мир. Стоит отметить такие стили этого декоративно-прикладного искусства:

    Богородский метод обработки дерева — возник этот стиль в XV—XVI вв. ека. Первые художественные работы создавали простые крестьяне. Ходит легенда, что один купец купил куклу из дерева у таких умельцев, а у него ее приобрели гораздо дороже. После этого купец сделал заказ на больший объем таких поделок, и с тех пор и зародился этот стиль искусства. Более взрослому поколению хорошо известны произведения богородских умельцев. Игрушки, изображающие подвижных клюющих курочек или кузнецов, попеременно бьющих по наковальне, известны с давних времен. Таким образом, в начале прошлого века была образована Богородская фабрика этого художественного рукоделия.
  1. Абрамцево-кудринский стиль — появился благодаря мастеру Поленовой и ее школе обучения этому искусству. Сначала ученики изучали основы живописи, что и отличало этот метод от других. Чуть позже выпускник этой школы организовал в селе Кудрино свою мастерскую, работавшую над заказами Абрамцевской мастерской. После этого и произошло объединение обоих стилей. Характерными его признаками стало сочетание плоскорельефной и геометрической резьбы.

Как выбрать материалы доля резьбы

Выбор материала для изделия

Древесина для обработки должна быть обязательно ровной и гладкой. Допускается присутствие сучков, которые в процессе обработки придется обходить. Лучше всего для этого метода подходит липа, которая легко обрабатывается и особенно подойдет для начинающих резчиков. При выборе доски необходимо обратить внимание на торец, чтобы он был плотным и однородным.

Особое значение имеет и расположение волокон. Желательно, чтобы они располагались вдоль доски, так как расположение волокон под углом приведет к появлению нечистых и занозистых срезов.

А также не рекомендуется подвергать доски воздействию влаги и держать их закрытыми в пакете. Это может привести к порче поверхности и появлению на них бактерий. Лучше всего материал хранить в помещениях, где нет отопления и резких перепадов температуры.

Характеристика рабочего места

Обработка дерева

Большое внимание при использовании этого метода следует уделять оборудованию и уходу за рабочим местом. Молодому мастеру подойдет любая ровная поверхность: верстак, табуретка, стол, подоконник. Наилучшим местом будет стол или верстак, так как они обладают тяжелым весом и ровной столешницей. Неплохо подойдет чертежная доска или кусок фанеры, выложенные на любую ровную поверхность.

Доска, с которой предстоит работать мастеру, никак не крепится и находится в свободном состоянии. Обязательно рабочее место должно иметь достаточную освещенность, чтобы ни в коем случае ученику не приходилось напрягать зрение. Лучше всего, если свет будет рассеянным и не будет отсвечивать от поверхности стола. Доску необходимо периодически увлажнять, но не очень сильно, для облегчения обработки. Обычно мастера постепенно сами определяют степень и частоту увлажнения.

Инструмент для резьбы

Как оборудовать рабочее место

Стамески имеют полукруглый профиль, если ее поставить перпендикулярно доске и провернуть вокруг оси, то получится окружность. Однако самым важным инструментом для начинающего резчика является нож с косым лезвием. Именно этим инструментом и начинают пользоваться ученики. Ширина его лезвия должна быть в пределах 15—25 мм, а толщина — не более 1,5 мм.

Приступая к обучению этим творчеством, следует помнить, что художественная резьба по дереву требует постоянных тренировок, позволяющих постепенно усовершенствовать навыки создания резных изделий.

История появления

Особенности техники

Художественная резьба по дереву

Возникший в 1990 году после удачного творческого эксперимента стиль превратился в отдельную систему. Полностью изучили такое направление резьбы уже около 10 тысяч мастеров.

Шедевры резьбы по дереву

Инструмент для работы важно подбирать с учётом всех особенностей древесины, которая может быть как мягкой, так и твёрдой. Они должны быть качественно заточенными, так как в ином случае работать будет неудобно. Стиль такой резьбы относится к многослойным, поэтому он подразумевает переходы от одного этапа работы к другому. Если мастер вырежет первый декоративный слой неправильно — следующие элементы красиво и изящно оформить не получится.

Чтобы добиться шедевра резьбы по дереву, нужно внимательно рассмотреть каждый этап художественной обработки изделия. Поэтапное выполнение работы, а также равномерное расположение элементов на поверхности доски необходимо продумать как можно тщательнее. Обрезанную из-за одного неправильного движения часть восстановить не получится.

Стили резьбы по дереву

Способы работы

Авторская резьба по дереву

Резьба по дереву, в зависимости от используемой техники, в обязательном порядке должна проводиться соответствующими инструментами. Так, для сквозной резьбы, которая отличается объёмностью создаваемых изделий, применяется пила, стамеска или лобзик. Такой способ называют ажурным, он активно используется для декорирования дома.

Характерный объём придают вещам с помощью рельефной резьбы. Главное требование в этом случае — выполнение рисунка на одном уровне с общим фоном или немного выше него. Плоскорельефный вид резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон и рисунок должны располагаться на одном уровне, во втором — рисунок выполняется выше полученного фона.

Необычные работы с помощью бензопилы получили распространение в последнее время. Резьба скульптурного формата — более сложная техника, но вместе с тем интересная и необычная. Создание правильных и гармоничных пропорций из необработанного дерева помогает создать из материала необычное животное или строение. Чаще всего опытные мастера прибегают к помощи воображения, делая скульптуру более естественной.

Перед более сложным этапом работы следует потренироваться на лёгких эскизах, воспользовавшись пособиями по резьбе, в которых можно найти простые схемы и зарисовки с подробным описанием. Для начала нужно вырезать фигурки небольшого диаметра, учитывая при этом более точное оформление и детализацию. Правильная резьба нуждается в постоянном оттачивании навыков, что помогает со временем повышать качество изделий.

Плосковыемчатая обработка древесины подразделяется на следующие разновидности:

  • геометрическая;
  • нитевидная;
  • черно-лаковая;
  • контурная резьба.

Виды художественной резьбы по дереву

Чтобы выполнить работу в этой технике, необходимо предварительно подготовить простые эскизы, стамеску, код и дерево. Создание геометрических контуров и узоров на изделии подразумевает под собой вырезание ромбов, квадратов, шестиугольников под разными углами. Следует сделать углубление с помощью стамески под углом в 90°. Рядом под острым углом нужно создать красивый рисунок, используя для этого скобки на изделии из древесины.

Контурная резьба включает в себя формирование круглых желобков и треугольников посредством нанесения рисунка. Специалисты рекомендуют перед началом работы покрыть поверхность изделия лаком или краской чёрного цвета, а после вырезать запланированные рисунки.

Подготовка рабочего места

Резьба Татьянка

Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.

Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора. Если для работы используется липа — важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения.

Художественная резьба

Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру.

Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.

Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.

Доску можно увлажнить заранее, смочив её торцы. Каждая доска имеет свои параметры, поэтому определить её влажность можно лишь опытным путём.

Необходимые материалы

Всё это приводит к формированию занозистых участков на изделии, а также острых сколов. Наличие любых включений в материале всегда отрицательно влияет на обработку древесины.

Если нужно сделать перерыв между работой, не следует накрывать учебную доску мокрой тканью либо оборачивать целлофановым пакетом. Это приведёт к развитию микробов, бактерий, потемнению доски и распространению плесени. Доски лучше всего хранятся внутри помещений, где отсутствует отопление, — на балконе, в бане, сарае. Запрещено хранить учебные доски на солнце, в подвале, ванной комнате и холодильнике.

Основные инструменты

Чтобы работа проходила более качественно, следует предварительно подготовить набор инструментов для резьбы. Он должен иметь характеристики, рассчитанные для обработки пластичных пород дерева. Если использовать заводские либо самодельные приборы, они не справятся с задачей, а только повредят поверхность, так как не совпадут с ней по характеристикам.

Художественная резьба по дереву Татьянка

Если новичок будет применять для работы другие резцы по дереву, это значительно осложнит процесс обучения, а сам тип работы не поменяется. Чтобы обучиться более лёгким орнаментам на древесине, важно приобрести специальный ученический набор. В нём будут:

Стили художественной резьбы по дереву

Стамески для обучения должны быть полукруглого типа (радиусные) среднего размера. Они отличаются профилем лезвия, которое при поперечном сечении создаёт часть круга. Если разместить стамеску на древесине торцом, а после повернуть её вокруг оси, нож должен свободно прорезать поверхность, замкнув окружность.

Стамески, которые применяются в работе, должны делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы они отличались манёвренностью и хорошо подходили для неопытного мастера. Нож-косяк — это главный инструмент для резьбы. Такое название было дано ему из-за формы его лезвия, которое отличается косым срезом. Нож-косяк применяется для средней руки. От ручки до пятки он должен иметь такую длину, чтобы пятка свободно доходила до руки мастера.

В ходе двадцатилетней работы создана стройная, полная и очень эффективная система обучения и производства высокохудожественных изделий, доступная для освоения широким слоям населения.

Учебный центр Татьянка

Научно-методическая база

С 2004 года выпускается периодическое печатное издание в форме журнала.

Налажено производство уникального инструмента, также не имеющего аналогов. Более того, в России вообще нет других производств по изготовлению инструмента для резьбы по дереву.

В центре с 2005 года действуют курсы по повышению квалификации преподавателей ИЗО, труда и технологии из Москвы и регионов. Ведется интенсивная работа по внедрению технологии в средние специальные и высшие учебные заведения России.

Данная система включает в себя:

Данное учебное пособие – настольная книга и путеводитель резчика по дереву в стиле “Татьянка”. Оно адресовано в первую очередь преподавателям технологии, изобразительного искусства в школах, мастерам народных художественных промыслов – всем тем, кто хотел бы вести уроки резьбы “Татьянка”, а также любителям мастерить своими руками: мужчинам и женщинам, пенсионерам и инвалидам, детям и взрослым, – всем людям вне зависимости от их возраста и физических способностей.

Принцип строения самоучителя не “посмотрите, как можно освоить резьбу”, а “давайте вместе с нами попробуем открыть удивительный мир резьбы путем проб и ошибок”. Уроки резьбы и практические занятия изложены в самоучителе подробно, детально, шаг за шагом, с необходимыми рисунками, фотографиями и пояснениями. Автор старался предусмотреть и ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у читателя, самостоятельно постигающего азы резьбы по дереву.

Необходимо отметить, что пошагово освещается выполнение только новых элементов, а вариации уже изученных оставлены для самостоятельной работы. В пособии автором воплощен новаторский метод изложения курса резьбы. В одном издании резчику даются все сведения, необходимые для его образования: основы рисунка, построения композиции и перспективы, пластики, история искусства и традиций народных художественных промыслов как в России, так и за рубежом, не только их богатое прошлое, но и современное состояние.

Читатель, решившийся заниматься резьбой, может получить все необходимые сведения о заготовке, применении и хранении древесины, подборе и заточке инструмента. Для облегчения поиска информации материал в этих разделах сгруппирован в виде отдельных, самодостаточных, но

связанных между собой блоков.

– Профилактика негативного влияния компьютера на развитие моторно-двигательных навыков. Тестирование и обучение детей, большое время проводящих за компьютером, а также взрослых, работающих преимущественно с компьютером, в том числе программистов, позволило сделать однозначный вывод: программисты, системотехники и дети адепты компьютера имеют отклонения в развитии объемно-пространственных согласованных движений рук и мозга. Фактически такие люди не пригодны для таких профессий, как офтальмологи, хирурги, летчики, и другие профессии, где требуется развитая моторика. Те же дети и взрослые, которые совмещали освоение компьютера с занятиями по развитию моторики, этими отклонениями не страдают вообще или в значительно меньшей степени.

– Интерес к природе родного края. Темой проекта, композиции, рисунка с натуры всегда выбирается только окружающая природа. Ученик, созерцая, наблюдая ее, любуясь ею, выбирая объекты природы для создания композиции, сюжета, приобщается душой к природе, познает природные процессы, благодаря чему воспитывается исподволь более бережное отношение к природе и окружающему миру. Это очень важно. Нельзя человеку приказать, принудить любить что-то.

Помимо этого, в процессе обучения в учебных заведениях, школах могут накапливаться изделия и создаваться своеобразные музеи. Таким образом, изменяется облик заведения, появятся красивые уголки, места для визуального отдыха, что важно для неустойчивой психики детей. Нужно вернуть красоту в школы.

Разумно и реально создание минипроизводств на базе одного-трех человек или семьи, хотя есть ученики – индивидуальные мастера, чей заработок достигает 100 тыс. рублей в месяц.


Сталь для них следует выбирать из инструментальных или быстро режущие марки Р18 или Р9. Закалку инструментов из углеродистой стали можно производить в домашних условиях на газовой горелке. Из легированных и быстрорежущих сталей инструмент можно делать только холодным способом. Закалку в домашних условиях провести не удастся. После изготовления инструмент следует заточить. Угол заточки режущей кромки равен 20. Далее режущие кромки отполируйте до зеркального блеска. Режущий инструмент должен быть настолько острым, поэтому без соблюдения особых мер и правил безопасности не обойтись. Не держите левую руку по ходу движения инструмента, либо в зоне, подверженной опасности. Левшам не советуем держать правую руку на линии движения инструмента. Заготовка, на которой вырезается декоративный рисунок, должна быть жестко закреплена на рабочем столе. Во избежание порезов и ранений стоит воспользоваться таким приемом: правая рука держит пальцами режущий инструмент и направляет его движение, а указательный палец левой руки прижимает инструмент к поделке, не давая ему соскочить. Ножка стамески упирается в ладонь. Усилие руки всегда направлено по направлению режущей кромки. Рука должна опираться на стол или на дощечку. Движение инструмента должно быть непрерывным. При внезапной его остановке обязательно получится бугорок или ямка, и сгладить их будет трудно.





Допускается поворот режущего инструмента на значительный угол — это придает особый колорит декоративному рисунку. В этом случае подрезанная часть будет по-разному отражать лучи света.


Выбранный рисунок на деревянную заготовку сначала переносят с помощью копирки. Далее на отпечатке рисунка карандашом цифрами 1, 2, 3 намечают порядок выполнения отдельных элементов. Ширину инструмента подбирают чуть больше ширины выполняемого элемента. Далее следует подрезка по контуру нанесенных очертаний элементов рисунка. Ведут ее подрезным ножом. Нож движется с наклоном к плоскости резания под углом 45 — это оптимальный угол, хотя в некоторых случаях он может достигать 75. Подрезка может быть внутренней и внешней. Внутренняя ведется подрезным ножом, наклоненным в сторону еще не выполненного элемента. При внешней подрезке нож наклоняют в сторону выполняемого элемента. Глубину подрезки выбирают такой, чтобы обеспечить поворот режущего инструмента с постепенным его вхождением в глубь выполняемого элемента, например, от корешка листа к его кончику или наоборот, в зависимости от композиции рисунка. В качестве материала для полочек, подставок, рамок, шкатулок, сундучков чаще используют липу. Ее мягкая древесина легко режется острым ножом и не требует больших усилий со стороны резчика.





Излишки клея не удаляйте — после сушки резку возобновите. При покраске участки, покрытые клеем, будут светлее.

Читайте также: