Осень и листья опадают с деревьев синтаксический разбор

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Что такое фонетический разбор?

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный -> [ч'о́рный']
  • яблоко -> [йа́блака]
  • якорь -> [йа́кар']
  • ёлка -> [йо́лка]
  • солнце -> [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Звуковая характеристика букв:

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

Разбор по звукам ударных гласных

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за'мок — замо'к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа д о 'ма].
  • Новые дома [но'выэ д а ма'].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [г о 'ры] — [г а ра'];
  • он — онлайн = [ о 'н] — [ а нла'йн]
  • свид е т е льница = [св’ид’ э 'т’ и л’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе- ре -ди [фп’и р’и д’и´];
  • е -сте-стве-нно [ йи с’т’э´с’т’в’ин:а];
  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ст а -ч’к а ];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечк а;
  • богин я;
  • с песням и;
  • перемен а.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

  • в самом начале слова:
    • - единение [ йи д’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • - январский [ йи нва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [ йэ врап’ио´иднайа], Евгений [йэ] вге´ний, европеец [ йэ врап’э´йиц], епархия [йэ] па´рхия и тп).
    • своевременно [сва йи вр’э´м’ина], поезда [па йи зда´], поедим [па йи д’и´м], наезжать [на йи ж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´ йи ц], учащиеся [уч’а´щ’и йи с’а], предложениями [пр’идлажэ´н’и йи м’и], суета [су йи та´],
    • лаять [ла´ йи т’], маятник [ма´ йи тн’ик], заяц [за´ йи ц], пояс [по´ йи с], заявить [за йи в’и´т’], проявлю [пра йи в’л’у´]

    По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

    Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

    Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

    Сколько согласных звуков в русской речи?

    В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

    Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

    В нашем языке согласные бывают:

    • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
      • [б] — [б’]: б анан — б елка,
      • [в] — [в’]: в ысота — в ьюн,
      • [г] — [г’]: г ород — г ерцог,
      • [д] — [д’]: д ача — д ельфин,
      • [з] — [з’]: з вон — з ефир,
      • [к] — [к’]: к онфета — к енгуру,
      • [л] — [л’]: л одка — л юкс,
      • [м] — [м’]: м агия — м ечты,
      • [н] — [н’]: н овый — н ектар,
      • [п] — [п’]: п альма— п ёсик,
      • [р] — [р’]: р омашка — р яд,
      • [с] — [с’]: с увенир — с юрприз,
      • [т] — [т’]: т учка — т юльпан,
      • [ф] — [ф’]: ф лаг — ф евраль,
      • [х] — [х’]: х орек — х ищник.
      • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые ( ж изнь, ц икл, мы ш ь);
      • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (до ч ка, ча щ е, твое й ).

      Согласный может быть звонким — глухим , а так же сонорным и шумным.

      Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

      • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л ев, р а й , н о л ь.
      • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з а в о д , б лю д о, ж и з нь.
      • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст о пк а, ф и шк а, к о ст юм, ц ирк, за ш ить.

      Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

      Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

      Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

      Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

      Позиционное оглушение/озвончение

      В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

      • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ ш ], сне г [с’н’э´ к ], огоро д [агаро´ т ], клу б [клу´ п ];
      • перед глухими согласными: незабу дк а [н’изабу´ т ка], о бх ватить [а пх ват’и´т’], вт орник [ фт о´рн’ик], тру бк а [тру пк а].
      • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

      В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

      Мягкие согласные в русском языке

      В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

      Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

      Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

      • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: прие зж ий [пр’ийэ´ жж ий], во сш ествие [ва шш э´ств’ийэ], и зж елта [и´ жж элта], сж алиться [ жж а´л’иц:а].

      Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

      Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

      Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

      Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

      В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

      • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
      • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

      Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

      С (предлог) деревьев (сущ.) падают (глагол) желтые (прил.) листья (сущ.).

      Грамматическая основа: листья падают. Подлежащее - листья, сказуемое - падают, определение - желтые, обстоятельство - с деревьев.

      Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное.

      • Написать правильный и достоверный ответ;
      • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
      • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

      Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
      1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
      2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
      3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
      4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


      Работа закрепит умения различать указанные виды придаточных предложений, научит определять средства их связи с главным.

      Описание разработки

      1. Закрепление умений различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным.

      2. Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных ­предложениях.

      3. Составлять схемы предложений.

      4.Производить синонимическую замену сложноподчиненных предложений.

      5.Формировать умение видеть орфограмму.

      6.Развивать логическое мышление.

      П. 1. У доски: (3 человека)

      Вставить буквы, расставить знаки препинания, составить схему, определить вид придаточного.

      1) Деревья, какие мы посадили тогда возле школы, уже выросли. [ сущ . , (какие . ), . ] - прид. определительное

      2) Вскоре старший сын попросил артиста, чтобы он спел что ­(нибудь) (в)полголоса.

      [гл.], (чтобы) придат. изъяснительное

      3) Он мечтал прожить жизнь так, как его отец.

      [ гл. + так], (как) обстоятельственное образа действия.

      Делиться по-братски, преобразиться, не терпишь, расколешь, рассказывающий, комментарий.

      Осень, и листья опадают с деревьев.

      [назывн.], и [двусост.] - ССП с соед. союзом и

      3. Работа по карточкам - 4 человека.

      4. На доске заранее схемы из Д/з (упр. 11О)

      Проверка задания у доски с объяснением:

      - Глядя на эти предложения и исходя из темы урока, какой можно сделать вывод? (Мы изучили группы сложноподчиненных предложений)

      - опрос определений с использованием алгоритма (наглядность).

      III. Схематический диктант.

      1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

      [гл.], (как) - изъяснит. о

      2.Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

      [сущ . , (которые . ), . ] - определит.

      3. Известно, что слоны в диковинку у нас.

      [нар . ], (что . ) - изъяснит.

      4. Я закончу работу так, чтобы успеть к поезду.

      [гл.+ так . ], (чтобы . ) - обстоятельств. образа действия и цели.

      5. Мы расположились на отдых у того дерева, что растет у самой воды.

      [того +сущ . ], (что . ) - определит.

      6. Раз обещал помочь, держи свое слово.

      (Раз . ), [ ] - обстоятельств. условия.

      IV. Осложненное списывание (на доске)

      Если человек (не)любит смотреть на старые (фото)графии родителей, (не)ценит па мять о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит он (не)любит их.

      - Определите главную мысль.

      V. Вспомним значение обстоятельственных придаточных.

      - Как мы определяем значение придаточных обстоятельственных?

      - По схемам определить вид придаточного (наглядность)

      1. [ ], (чтобы . ) - цель

      2. (Если . ), [то …] - условие

      3. [ х ], (так как …) - причина

      4.[ х ], (когда … ) - время

      5.[ …тот + сущ . ], (где . ) - место

      6.[ …гл. + так], (как . ) - образ действия.

      VI. Работа по составлению предложений и синонимической замене предл.

      Используя СПП объяснить н и нн, используя придаточное причины

      Варенный в кастрюле картофель

      2. Записать предложения содержащие просьбу, пожелание, используя союзное слово если.

      Если бы ты выполнил мою просьбу, я была бы очень тебе признательна.

      Если тебя не затруднит, принеси мне, пожалуйста, прочитать что-нибудь из фантастики.

      - Определите вид придаточного (условия)

      -Подобная форма выражения просьбы является мягкой, некатегоричной. Отказать в просьбе, высказанной в такой форме, как правило, нельзя.

      Схема синтаксического разбора предложения (разбор под цифрой 4)

      1. Разобрать предложение по членам (подлежащее а – тот кто действует, о ком или о чем идет речь; сказуемое б – что о нем говорится, что он делает, сделал; определение в – от существительного к нему можно задать вопрос какой, чей; дополнение г – от глагола к нему можно задать вопрос косвенного падежа; обстоятельство д — от глагола к нему можно задать вопросы как? когда? почему? с какой целью? и т.п.).
      2. Разделить предложение (если предложение сложное) на части, пронумеровать части по порядку.

      III. Сделать описательный разбор (всего предложения) по следующей схеме:

      – повествовательное (.),
      – вопросительное (?),
      – побудительное (глагол стоит в повелительном наклонении, выражает просьбу, приказ).

      1) простое (одна грамматическая основа – одно подл.+ сказ),
      2) сложное:
      – сложносочинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены сочинительными союзами*),
      – сложноподчинённое (предложения с разными грамматическими основами соединены подчинительными союзами**),
      – бессоюзное***,
      – с разными видами связи (одни блоки предложения связаны сочинительным союзом, другие — подчинительным).

      1. По наличию одного или обоих главных членов (в сложном предложении каждого простого предложения):

      1) двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое).
      2) односоставное (есть только один главный член предложения) с главным членом
      а) подлежащим – назывное (Весна.);
      б) сказуемым****
      – определённо-личное,
      – неопределённо-личное,
      – обобщённо-личное,
      – безличное.

      – распространённое (кроме главных членов есть второстепенные),
      – нераспространённое (только главные члены).

      – полное,
      – неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

      1) неосложнённое,
      2) осложнённое:
      – однородными членами предложения (указать какими);
      – обособленными второстепенными членами предложения – определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);
      – вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
      – прямой речью;
      – обращением.


      Образец синтаксического разбора

      Примечания:
      а) ТИПЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО
      Подлежащее – одно слово:

      Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание:

      1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже: Пять стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены.
      2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из:Многие из наспоедут в столицу.
      3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с(только при сказуемом – во множественном числе!): Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. НО! Мать с сыном поедет отдыхать.
      4. Существительные начало, середина, конец+ существительное в родительном падеже: Стоял конец сентября .
      5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, словосочетание с метафорическим значением): Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
      6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя: Что-то неприятное было во всем его облике.


      в) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак лица или предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

      Согласованные определения согласуются с определяемым словом в формах числа, падежа. Согласованные определения выражаются:
      -прилагательным (Я надену к а к у ю? белую рубашку.);
      -местоименным прилагательным (Дай мне ч ь ю? твою руку.);
      -порядковым числительным (Принеси к а к о й? пятый том.);
      -причастием (На столе лежит к а к о е? нераспечатанное письмо.)
      Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

      Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:
      -существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы к а к и е? Чехова. На ней была юбка к а к а я? в клетку.);
      -существительным в И. п. (Я побывал на озере к а к о м? Байкал.);
      -притяжательным местоимением его, её, их (Это ч е й? его дом.)
      -наречием (Нам подали яйца к а к и е? всмятку и кофе к а к о й? по-варшавски.);
      -глаголом в форме инфинитива (У него было желание к а к о е? учиться.)
      Несогласованные определения обычно стоят после определяемого слова.

      г) ДОПОЛНЕНИЕ

      Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет (взять книгу, читать книгу, заинтересоваться книгой) и отвечает на вопросы косвенных падежей.

      Дополнения зависят от тех членов предложения, которые так или иначе связаны с глаголами (гуляю с другом; гуляющий с другом; гуляя с другом; распространение листовок — существительное распространение образовано от глагола распространять; довольный обедом — отглагольное прилагательное).

      Дополнение выражается в первую очередь существительными и словами со свойствами существительного, а также неопределенной формой глагола (инфинитивом) и неделимыми словосочетаниями.

      Прямое дополнение — это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: Егор снял полушубок.

      Косвенное дополнение — это дополнение, выраженное формой винительного падежа с предлогом, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: всматриваться в даль; не горюю о пропаже; лечат лекарствами….

      Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие:Он уговорил меня пойти на дискотеку. Запомнить:
      — инфинитив-дополнение и инфинитив-сказуемое обозначают действия разных лиц,
      — инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять и т.п.

      д) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

      Обстоятельство — второстепенный член предложения, который служит для характеристики действия или признака и указывает на способ совершения действия, время, место, причину, цель или условие протекания действия.

      Обстоятельства Вопросы Примеры
      образа действия как? каким образом? Мы пошли пешком.
      времени когда? с каких пор? до каких пор? Мы приехали вчера.
      места (где? куда? откуда?): Я побежал вперёд.
      причины почему? От усталости у меня кружится голова.
      цели зачем? Я пришла мириться.
      меры и степени в какой мере, степени? Он был очень внимателен и всё сделал совершенно правильно.
      условия при каком условии? Без звонка туда идти нельзя.
      уступки несмотря на что? Несмотря на дождь, мы всё же вышли из дома.

      Обстоятельства бывают выражены

      наречиями (для наречий эта синтаксическая функция — основная) Мы приехали утром.
      деепричастиями (в том числе с зависимыми словами — деепричастными оборотами) Он сидел, греясь на солнце.
      именами существительными (в том числе с союзами как, будто, словно, точно и др. — сравнительными оборотами) Он читал стихи с выражением, как профессиональный чтец.
      инфинитивом Я хочу пойти прогуляться
      устойчивыми нефразеологичными и фразеологичными сочетаниями Я потерял тетрадь два дня тому назад.Он бежал сломя голову, но всё равно пришёл к шапочному разбору.

      Сочинительные союзы*

      Подчинительные союзы**
      Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.
      Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:
      1) временные: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, лишь только;
      2) причинные: так как, потому что, ввиду того что, ибо (устар. / книжн.);
      3) условные: если, кабы (устар.), коли (устар.), раз;
      4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с тем чтобы;
      5) уступительные: хотя, несмотря на то что, вопреки тому что;
      6) следствия: так что;
      7) сравнительные: как, как будто, словно, будто, точно, чем, подобно тому как;
      8) изъяснительные: что, как, чтобы, ли (частица в роли союза).

      Бессоюзное сложное предложение***
      В бессоюзном сложном предложении его части связаны между собой:
      1)по смыслу (Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.);
      2)интонационно
      — интонация перечисления (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес, ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес .),
      — противопоставления (Служить бы рад — прислуживаться тошно),
      — пояснения (Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников),
      — предупреждения (Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает),
      — обусловленности (Любишь кататься — люби и саночки возить);
      3)порядком расположения частей (Наступил вечер — стало прохладно. Стало прохладно: наступил вечер),
      4)видо-временными формами глаголов-сказуемых (однородные глагольные формы, например: По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли).

      © Авторские права2022 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

      Читайте также: