Описание картины пейзаж с сосной саврасова

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Картину “Зима” написал русский художник Алексей Саврасов в конце 1870-х – начале 1880 годов.

Талант самые черные чувства обратить в пейзаж

Художник непростой судьбы, он считается родоначальником русского пейзажа. Все его творчество посвящено изображению красот родной страны.

На долю автора выпало множество страданий: он пережил трагическую смерть своих детей, его бросила жена, а все свои горести он пытался лечить традиционным средством – уходя в запой.

Его друзья по творческому цеху неоднократно пытались излечить Саврасова от порока, но так и не преуспели. В 1882 году он вынужден был оставить место преподавателя Московского училища живописи.

Картина “Зима” была написана именно в тот тяжелый период, не сохранилось даже точных данных о дате ее создания.

Сам художник так отзывался о своем творчестве: “Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь — значит пейзаж – дрянь”.

В самом деле, в его работах небо и воздух играют главенствующую роль. В “Зиме” поражает серо-бело-желтое небо, так хорошо знакомое всякому русскому человеку. Чувствуется, что наступила оттепель, в воздухе ощущается сырость и промозглость, тяжелые тучи вот-вот прольются снегом или дождем, а, может быть, смесью того и другого.

На переднем плане — бегущая вдаль извилистая дорожка со следами полозьев, слева и справа — тоненькие искривленные березки. Чуть поодаль виднеется смешанная березово-еловая рощица. Ветви деревьев гнутся под тяжестью налипшего снега после затяжной зимы.

Картина преисполнена глубины — кажется, что равнина с убегающей дорогой простирается в бесконечность. Такой эффект возникает всецело благодаря таланту художника передавать пространственные объемы, используя живописную технику перехода цвета.

Гамма картины достаточно бедная, некоторые искусствоведы полагают, что за то время, что полотно провело в запасниках, краски потускнели и поменяли свой цвет. Но выразительность пейзажа, возможно, даже выигрывает от этого.

Белый ноздреватый снег, укрывающий пеленой равнину, черные намокшие деревья и огромное бело-серо-черное небо придают картине впечатление полного запустения и покоя в ожидании прихода весны.

Работа выглядит несколько незаконченной, вероятно, художник не захотел или не смог довести свое творение до совершенства. Чувство тоски и горя, испытываемые художником, нашли свое отражение в этой картине.

Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов

Художника Алексея Саврасова справедливо называют отцом отечественного пейзажа. Он сыграл огромную роль в формировании реалистической пейзажной живописи. Вторая половина 19 века стала для него расцветом творчества и временем признания его удивительного таланта. Но лишь несколько картин мастера имели громкий успех. В целом новаторство его живописи общество оценило не сразу. Саврасов умел находить в самых неброских пейзажах удивительную лиричность и философскую глубину. Выбирая для сюжета своих работ самые скромные уголки природы, малопривлекательные погоду и время суток, он делал неброскую красоту достойной восхищения.

Картина "Пейзаж с болотом и лесистым островом" написана уже довольно зрелым мастером. Художник создал её предположительно в конце 1860-х или в начале 1870-х годов. Он вновь выбрал самый непритязательный мотив в природе средней полосы России.

Простой сюжет рассказывает нам о хмуром дне в просторах российской глубинки. Тяжелые тучи нависли над болотистой местностью. Но луговые дали обласканы солнечными лучами.

На переднем плане мы видим заболоченный ручей среди порыжевшей от стоячей воды осоки. Травинки поднялись жёсткой густой щетиной. Левый угол полотна сильно затемнён. Сюда не добираются лучи солнца из-за огромных сизо-серых туч. Далее взгляд падает на раскинувшийся луг, мокрый и холодный. Середина луга более светлая. Стоячая вода отражает бесцветное пустое небо.

В центре картины темнеет островок, густо заросший лиственными деревьями. Рядом высокое одинокое дерево чуть склонилось под ветром, подчёркивая неуютность погоды. Роща изображена почти чёрной. Такой делают зелень крон огромные шапки мрачных туч, закрывающих свет. Кажется, что над лесом только что прошёл мелкий тихий дождь.

Задний план открывает взору необъятный простор. Справа даль зеленеет в лучах выглянувшего солнца. Это пространство, пронизанное светом, до предела насыщено свежим воздухом. Небо на холсте занимает почти две трети пространства. Художник делает акцент на его динамике и грозовом величии. Ощутимое движение мрачных и холодных туч наполняет пейзаж энергией.

Настроение пейзажа грустное, но его нельзя назвать угнетающим. Печаль художника одухотворена. Участок, где на дальнем лугу сияет свет, вселяет надежду на лучшие времена и непременное счастье.

В цветовой гамме картины преобладают холодные серые и темно-зеленые оттенки. Рыжий цвет осоки и синеватые проблески неба заметно оживляют довольно тусклый пейзаж и придают гармонию звучанию красок. Блёклые оттенки левой части полотна уравновешивает нежная зелень справа. Чередование тёмных и светлых участков на полотне придает ему живость, и ощущение изменчивости погоды.

Художник стремился наполнить картину необыкновенным обаянием. Ему хотелось помочь зрителю разглядеть красоту в обыденном, совсем непрезентабельном пейзаже. Он словно убеждает нас, что красоты хватает в прозаическом и повседневном. Нужно лишь уметь видеть её.

Мне пейзаж Саврасова кажется величественным и загадочным. Сначала он вызывает пробегающую дрожь от холода. Потом – чувство любви к родной русской природе, бескрайнему раздолью, необъяснимой красоте даже хмурого дня.

8 Сухарева башня 1872 холст масло 66 х 51 см Государственный Исторический музей, Москва.jpg


Сухарева башня 1872
холст масло 66 х 51 см
Государственный Исторический музей, Москва


К концу лета. На Волге 1873
холст масло
55 х 44 см
Государственная Третьяковская галерея Москва

Рыбаки на Волге 1872 холст масло 36,7 х 66,7 см ГТГ.jpg



Рыбаки на Волге 1872
холст масло
36,7 х 66,7 см
ГТГ

Бурлаки на Волге, 1871.jpg



Бурлаки на Волге, 1871

Плоты 1868 холст масло 85 х 109 см Харьковский художественный музей.jpg



Плоты 1868
холст масло
85 х 109 см
Харьковский художественный музей

13 Пейзаж. Волга. 1874 холст масло 62 х 41.5 см Калужский областной художественный музей.jpg



Пейзаж. Волга. 1874
холст масло
62 х 41.5 см
Калужский областной художественный музей

Разлив Волги под Ярославлем 1871 холст масло 48 х 72 см ГРМ.jpg



Разлив Волги под Ярославлем 1871
холст масло
48 х 72 см
ГРМ

Волга близ Городца 1870 холст масло 25.4 х 33.5 ГТГ.jpg



Волга близ Городца 1870
холст масло 25.4 х 33.5
ГТГ

Кажется, что вот-вот на крыше сказочной избушки появится волшебный олень, и будет выбивать своей ножкой драгоценные камни.

Саврасов очень реалистично передавал состояние зимней природы, впавшей в длительную спячку. Он часто изображал свои любимые густые ели, покрытые инеем ветки которых подчёркивают хрупкую прозрачность зимнего морозного воздуха.

Зимняя романтика на полотнах Саврасова

Зимняя романтика на полотнах Саврасова

Глядя на эти чарующие зимние сюжеты, не перестаёшь удивляться, как широко можно изобразить однообразный белый цвет, который и предусматривает зима, и как реалистично можно создать на полотне морозный воздух.

Зимняя романтика на полотнах Саврасова

Некоторые картины Саврасова могут показаться мрачноватыми, однако в них везде видится просвет, пожелание счастья, солнечных дней и тепла на фоне серой, мрачной, тёмной или неказистой реальности.

Саврасов, как несомненно талантливый художник, всегда находил гармоничное композиционное строение, реалистично передавал фактуру снега и инея, умело подбирал палитру. Все его пейзажи очень живые, атмосферные и реалистичные.

Зимняя романтика на полотнах Саврасова

К сожалению, под конец своей жизни Саврасов начал сильно пить, впал в депрессию, остался без жилья, работы и средств к существованию. Он бродяжничал и скитался по ночлежкам, пытаясь хоть как-то выжить.

При этом художественный талант у живописца не пропал, поэтому он подрабатывал написанием небольших картин, большинство из которых осело в частных коллекциях.

Зимняя романтика на полотнах Саврасова

Когда сейчас встречаются новые, ранее неизвестные полотна Саврасова, чаще всего они оказываются относящимися к последним годам жизни художника.

В Китае опубликовали цены на человеческие органы, чтобы оправдать массовые трансплантации

В Китае опубликовали цены на человеческие органы, чтобы оправдать массовые трансплантации

Илия и критическая расовая теория: цикличность истории

Илия и критическая расовая теория: цикличность истории

Монахиня-художница Плаутилла Нелли: трудности на пути к величию

Монахиня-художница Плаутилла Нелли: трудности на пути к величию

Древние сказки о мудрости: Исправление проступков изменяет судьбу человека

Древние сказки о мудрости: Исправление проступков изменяет судьбу человека

Как Александр Македонский стал великим, часть 2

Как Александр Македонский стал великим, часть 2

Читайте также: