Обработка дерева в древней руси

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Истоки резьбы и росписи как открыть резьбу по дереву по дереву на Руси очень древнейшие и всходят к искусству восточных славян. Богатство лесов делало дерево самым легкодоступным, комфортным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для малыша колыбель и игрушку, для дамы - прялку и веретено, для торжественного стола - ковш и солоницу, для езды - сани и дугу. И все это крепко, комфортно, прекрасно из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.

Дерево - материал необычно универсальный и прекрасный. Снаружи изделия из него ординарны, формы цельны, декорации гармонически связаны со всем предметом, не нарушают как освоить резьбу по дереву его архитектонику. Резьба по дереву условна, и нужно отыскать определенный ритм и сочетание орнаментов, чтоб дерево оживилось, притягивало, источало тепло. Разреженность либо, напротив, плотность положенного узора определяют художественный вид всего изделия.

Быт, жилье на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении малыша клали в древесную люльку, давали древесную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в древесном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу российского человека.

Тема " резьба по дереву морская тема;резьба по дереву" встречается в большенном количестве литературы. Традиция резьбы очень старая. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде как оценить резьбу по дереву шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - список внедрения резьбы по дереву очень большой. Раздельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Наименее всего известны очень редчайшие на данный момент резные иконы. Сегодняшнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, громадно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции понятно не много. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, либо резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.

Сама природа и веками сложившиеся традиции давали подсказку резчику и живописцу форму предмета, набросок узора как порезать резьбу на дерево. Правда, в мире народных образов не все и не сходу становится ясно. Так, круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы, которые воспринимаются на данный момент как декоративный узор, в прошедшем были наделены смыслом: круг символизировал солнце, волнистые полосы - воду, борозды - поле. Но делать все это можно было только очень отлично понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Хоть какой кусок дерева неподражаем, живет собственной жизнью. Ощутить душу дерева, передать месту его энергетику и старается создатель в собственных изделиях, в особенности при работе с иконой, как можно меньше при всем этом добавляя от себя. Лебедь олицетворяла водную стихию, сразу - весну, числилась вестницей неудачи и радости. Посреди животных в особенности почитался жеребец, являвшийся как покрыть резьбу по дереву эмблемой солнца. Часто можно видеть изображения оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. Львы, наяды, русалки, единороги, сказочные чудовища встречаются в резьбе и росписи на самых различных предметах. Русская деревянная посуда также содержит в себе форму той или иной птицы, но к XVIII-XIX векам первоначальный смысл такого сближения был утрачен и, как верно заметил А. К. Чекалов как обновить резьбу на дереве, „древняя символика живет приемущественно как рабочий принцип компоновки, как наиболее отточенный, отстоявшийся веками прием организации материала". Рядом со сказочными и символическими образами в народной резьбе и росписи возникают реальные персонажи, бытовые черты того или иного времени. Например, росписи XIX века включают разнообразные повествовательные картинки, рассказывающие о труде и праздниках, показывающие обстановку жилища, орудия труда, одежду. Изображения, обычно, наивны, но достаточно достоверны. Наиболее древней и простой является геометрическая резьба, основным структурным как обновить резьбу по дереву элементом которой были выемки трехгранной формы. Ее узор состоит из повторяющихся полосок, квадратов, кругов и других фигур, между которыми не оставляется промежутков: резьбой покрывается вся поверхность изделия. Несмотря на ограниченное число мотивов, резчик, путем их варьирования, добивался большой ритмической выразительности в целом узоре. В каждом случае образовывался красивый неповторимый рисунок. Трехгранновыемчатая резьба имела широкое распространение: ею украшались солонки, прялки, швейки и многие другие предметы. Некоторые прялки имеют контурную резьбу, при которой изображение обводилось по контуру неглубокой бороздкой. Скобчатая резьба, выполнявшаяся специальной стамеской с закругленным лезвием, встречается на донцах городецких прялок.

На различных бытовых предметах можно видеть ногтевидную резьбу, которая как нарезать резьбу на дереве также наносилась специальной стамеской в виде небольшого углубления полуовальной формы. Особенно выразительна ногтевидная резьба на пряничных досках, которые изготавливали городские ремесленники. Производство пряников и пряничных досок было широко распространено, но особенно славились четыре центра: Тверь, Тула, Вязьма и Архангельск. В изготовлении всевозможной посуды - ковшей, скобкарей, мисок, ендов, ковшичков, солонок наиболее распространенной была долбленорезная техника. Из березовой, сосновой или еловой заготовок, иногда из корневища выдалбливалась основная форма, затем топором и ножом завершалась обработка. Над созданием посуды трудились резьба по дереву можжевельник большие артели мастеров, в ее производстве участвовали также крестьяне, заполнявшие этой работой свободное зимнее время. Изготовление посуды было специализированным: одни ремесленники делали ложки, другие - ковшики, третьи занимались росписью и т.д. Своей посудой с давних времен славились Тверская, Московская и Калужская губернии, также город Кириллов. В домовой резьбе Поволжья широкое распространение получили рельефы с глухим и прорезным фоном. Создаваемый ими рисунок имеет резкие, четко читающиеся грани. Пластическая выразительность присуща образцам завальной (заоваленной) резьбы, рисунок которой отличался плавно закругленными краями. В смоленском собрании такой резьбой украшены свечные ящики из Вологодской губернии резьба по дереву на бочонках. Набойные доски покрывались плоско-рельефной резьбой. Здесь все части узора находятся в плоскости доски, а фон вынут неглубоко. Набойные доски в XVII-XVIII столетиях изготавливались из дерева твердых пород: березы, клена, ореха, груши, а в XIX веке стали применять металлические детали.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Статья будет полезна при прохождении темы " Декоративная обработка древесины", для руководителей внеклассных занятий и всех, кто увлекается резьбой по дереву.

ВложениеРазмер
istoriya_rezby_po_derevu-_ot_drevney_rusi_do_nashih_dney.docx 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

История резьбы по дереву- от Древней Руси до наших дней .

Обработка древесины относится к одному из самых древних видов деятельности человека. Поначалу предметы из дерева создавались с практической целью и использовались в быту, на охоте. Но со временем, когда человек совершенствовал свое мастерство, вещи, помимо утилитарной ценности, стали приобретать и другую – эстетическую.

Имена древних мастеров затерялись в веках, но остались традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Издревле люди занимались резьбой по дереву, изготавливая домашнюю утварь, ритуальные предметы, строили без единого гвоздя дома и храмы, которые украшали затейливыми узорами. Причем делали это самыми обычными, если не сказать примитивными инструментами. Известно, например, что в Древнем Египте резная мебель украшала усыпальницы фараонов.

С XI–XVI вв. был известен такой прием, как профильное наложение тел зверей, что в совокупности превращалось в узор – сложный, своеобразный, затейливый. Сюжеты брали в основном из канонических текстов. Для этого периода характерны особенно тщательная проработка орнаментов, в которых появляются объемные цветы, включение в композицию деревянной скульптуры, реалистические черты в сочетании с обобщенностью, присущей барельефам. Востребованной становится ажурная прорезная резьба, которая покрывалась позолотой.

Объединение русских земель вокруг Москвы привело к тому, что типичные местные особенности резьбы по дереву начинают постепенно нивелироваться под влиянием художественных традиций, сложившихся в других княжествах. Образцы, изготовленные в Москве, распространялись далеко за ее пределами (их отправляли в качестве даров в храмы и монастыри), влияя тем самым на развитие и совершенствование местных особенностей деревянной резьбы.

В русском зодчестве конца XV – начала XVI в. наблюдается влияние итальянских архитектурных традиций. В резьбе по дереву появляются мотив виноградной лозы, изображения мифических существ (например, сиринов) и экзотических птиц и зверей. Естественно, что речь в этом случае идет о светской архитектуре, поскольку в церковной резьбе XVII в. присутствие подобного рода мотивов и изображений по понятным причинам было абсолютно исключено.

Первоначально художественная обработка древесины была неразрывно связана с работой плотника и столяра. Первые строили дома, вторые изготавливали мебель. И то и другое нуждалось в украшении, чем и занимались резчики по дереву и мастера-краснодеревщики. В своей работе они пользовались как обычными столярными и плотницкими инструментами (рубанком, топором и пр.), так и специфическими (клюкарзами, ножами-косяками и др.). Помимо этого, резчик должен уметь разработать композицию, выбрать материал и способы отделки предмет, что само по себе носит творческий характер.

Среди известных мастеров того времени можно назвать имена старцев Арсения, Ипполита, Клима Михайлова, Герасима Окулова, которые участвовали в декорировании большинства архитектурных объектов в Москве, Коломенском, Валдайско-Иверском монастыре и др.

Первоначально художественная обработка древесины была неразрывно связана с работой плотника и столяра. Первые строили дома, вторые изготавливали мебель. И то и другое нуждалось в украшении, чем и занимались резчики по дереву и мастера-краснодеревщики. В своей работе они пользовались как обычными столярными и плотницкими инструментами (рубанком, топором и пр.), так и специфическими (клюкарзами, ножами-косяками и др.). Помимо этого, резчик должен уметь разработать композицию, выбрать материал и способы отделки предмет, что само по себе носит творческий характер.

Среди известных мастеров того времени можно назвать имена старцев Арсения, Ипполита, Клима Михайлова, Герасима Окулова, которые участвовали в декорировании большинства архитектурных объектов в Москве, Коломенском, Валдайско-Иверском монастыре и др.

Новый период в развитии монументально-декоративной резьбы связан с петровскими реформами и относится к первой четверти XVIII в. Она испытала существенное влияние различных направлений – от роскошного барокко до изящного рококо, которые господствовали в странах Западной Европы того времени.

При этом внутреннее развитие самобытных особенностей русской резьбы продолжается, в ней выделяются 2 направления, каждое из которых имело свои черты, – светское и народное. Единой платформой для них было древнерусское искусство, развитие этих направлений не было параллельным, они соприкасались и влияли друг на друга. Но если искусство народных резчиков опиралось на крестьянский быт и отражало его особенности, то в городах, уклад которых был организован по западноевропейскому образцу, характер резьбы по дереву не мог оставаться прежним.

Начало XVIII в. ознаменовано тем, что организация работ и сам процесс их выполнения претерпевают значительные изменения.

Часть мастеров-резчиков перешли в Адмиралтейство, которое в начале XVIII в. превращается в центр декоративной резьбы по дереву. Это и понятно, поскольку шло масштабное строительство русского флота. В связи с этим в 1720 г. под Петербургом, в Охте, было основано целое поселение мастеровых людей – плотников, столяров, резчиков (более полутора тысяч), по приказу Петра I переехавших сюда с разных концов России (из Устюга, Белозерска, Архангельска и др.), в которых имелись собственные деревообрабатывающие промыслы с присущими им традициями, технологическими особенностями и правилами.

Нельзя не сказать о влиянии, которое оказали на резьбу по дереву и все русское искусство иностранные специалисты, приглашенные первым русским императором Петром I. Среди них были Конрад Оснер, Никола Пино, Конрад Ган, Мишель Фоле и др. У них были русские ученики, которым они передавали свое мастерство. Пётр I отправлял также учеников в Англию и Голландию для обучения и совершенствования.

Развитие русской художественной резьбы по дереву в этот период самым тесным образом связано со строительством новой столицы – Санкт-Петербурга. Среди выдающихся произведений этого искусства можно назвать иконостас Петропавловского собора, интерьеры Летнего дворца и др.

Долгое время преобладало мнение о том, что многие из них созданы иностранными мастерами, но исторические документы, собранные в архивах, свидетельствуют о том, что ими часто только разрабатывались проекты (а то и просто иностранцы были подрядчиками), а воплощались они силами и талантом русских умельцев.

Большое влияние на развитие декоративного деревянного декора оказали и корабельщики. Существовала традиция, согласно которой каждый корабль, спущенный на воду, воплощался в модели, которая должна была храниться в Адмиралтействе. Корабельный нос представлял собой скульптурное изображение человеческой фигуры или льва, стоящего на задних лапах. На корме чаще изображали существ, олицетворявших морскую стихию, – Нептуна, сирен в окружение дельфинов, тритонов и пр.

В орнаментах корабельной резьбы преобладали типичные для искусства XVIII в. мотивы – картуши, раковины, гирлянды тюльпанов и пр. Небольшие суда вроде яхт и ботов обычно отделывали декоративной композицией, чаще геральдического содержания. Если суда окрашивали в желтый, черный или зеленый цвета, то резьбу непременно покрывали позолотой. Корабельные резчики творили самостоятельно (в силу удаленности верфей от центра), поэтому их работы по характеру образов и декору отличались близостью к народному творчеству, о чем свидетельствуют лаконичность форм, контрастные сочетания и сама техника выполнения в дереве, которой не предшествовало изготовление моделей, например, из воска.

Из истории резьбы XIX–XX вв.

В XIX–XX вв. существующие разновидности резьбы по дереву получают свое название по местности, – богородская скульптура и игрушка, абрамцево-кудринская резьба, хотьковский промысел, резьба Нижегородской и Вятской губерний и т. д.

Окончательная отделка осуществлялась богородским ножом, следы которого (как и стамески) сохранялись на изделии, подчеркивая виртуозность мастера и выразительность работы. Еще одна характерная деталь богородской игрушки – антропоморфизм (перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы либо животных)

В 80-е гг. XIX в. на территории подмосковного имения С.И. Мамонтова в Абрамцево были открыты мастерские резьбы по дереву, которые сначала работали для удовлетворения внутренних нужд. Руководила мастерскими Е.Д. Поленова, которая создавала эскизы для резной мебели.

Отличительной чертой абрамцевской резьбы является использование орнаментов, характерных для вышивки, кружевоплетения и росписи.

В 1887 г. в мастерской стал работать резчик из села Кудрино Василий Ворносков, который использовал мотивы и технику вологодской плоскорельефной резьбы XVII–XVIII вв. В этом виде резьбы использовались изображения веток и листьев, напоминающие закругленные пальчатообразные завитки, и орнаменты с силуэтами лошадей, и птиц. В работах вологодского мастера преобладали флористические мотивы, плоский полированный орнамент, практически целиком покрывающий поверхность изделия; матовый тонированный фон, украшенный точечной чеканкой. Он ввел заоваленную технику резьбы, традиции которой продолжаются в работах современных хотьковских резчиков. Василий Ворносков оказал значительное влияние на развитие промысла, и с этого момента начинается история абрамцево-кудринской резьбы.

В 1847 г. в городе Хотьково Московской области было открыто декоративно-прикладное производство, в котором сначала изготавливали броши, пуговицы и пр. Постепенно ассортимент расширялся, и мастера стали вырезать декоративную скульптуру из кости, деревянные ларцы, пудреницы, украшенные ажурной резьбой.

Нижегородская губерния всегда славилась мастерами-резчиками. До нашего времени сохранились украшенные великолепным декором выдолбленные ковши, ложки, относящиеся к XVII–XVIII вв. В начале XX в. здесь работал Г.П. Матвеев, с именем которого связана целая эпоха в этом промысле. Он ввел особые композиционные приемы: противопоставление гладкого полированного дерева орнаментальному поясу из крупных растительных форм или геометрических фигур, при этом орнаменты имели полированную поверхность, а выбранный фон был темным, матовым того же тона или контрастным.

Для Вятской губернии характерны архитектурная резьба, изготовление долбленой деревянной посуды и ложек. Местным промыслом (производились деревянные шкатулки, полочки и пр.) в конце XIX – начале XX в. руководило губернское земство. К 1860-м гг. преобладающей становится геометрическая резьба. Ее выполняли по окрашенной и залакированной поверхности, поэтому она контрастно выделялась на более темном фоне.

Так, талант русского народа, характерные для него вкус и чувство прекрасного позволили ему создать неповторимые произведения декоративно-прикладного искусства, традиции которого живы, развиваются и совершенствуются современными мастерами-резчиками по дереву.

резьба ярославль

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

Со времени появления человека разумного, в ум и сердце людей заложено стремление к прекрасному. Это стремление вылилось в поразительное умение людей сделать из природного материала настоящее произведение искусства. Вряд ли найдется такой народ, который бы не украшал свое жилище и предметы быта. Однако, история развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе. Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

От идола и артели

шигирский идол

Самой древней находкой, вырезанной из дерева, считается Шигирский идол. Это деревянная скульптура, сделанная из лиственницы, которую специалисты относят ко времени мезолита, то есть к VIII тысячелетию до нашей эры. Предмет был найден на территории нашей страны, недалеко от Екатеринбурга, в ходе раскопок на восточном склоне Среднего Урала. Интересно, что туловище идола покрыто со всех сторон геометрической орнаментальной резьбой, а на более широких частях его вырезано что-то подобное лицу (личине). Изучив изображения, ученые выделили персонажи, которые связаны с небесным (верхним) и подземным (нижним) мирами, видимо воплощающими мир животных и мир растений, женское и мужское начало.
Постепенно, с развитием человечества, резьба по дереву утратила свой мистический и обрядовый смысл и стала способом декоративного украшения предметов быта. Появлялись новые приемы в резьбе, техника ее обогащалась использованием новых инструментов.

Начиная с XVI века, стали создаваться крупные мастерские резных дел и артели. Резьба по дереву стала повсеместным народным промыслом общегосударственного масштаба. Искусные народные мастера-резчики украшали самобытной резьбой царские дворцы, соборы и храмы, дома и усадьбы богатых и знатных людей.

Жизнь людей на Руси была неразрывно связана с деревом. Мастера использовали не только саму древесину, но также и бересту, тонкие корни сосны и ели, луб, кап, капо-корень. Эти материалы использовались в различных видах художественной обработки дерева. Например, капо-корень, который представлял из себя наросты на стволе и корнях березы, имел неправильное строение, затейливое сплетение волокон и очень высокую плотность. Эти свойства делают кап или капо-корень, похожим на карельскую березу, из которой изготавливали изящные декоративные предметы: изысканную мебель, табакерки, ларцы. Народные резчики делали из капо-корня, не поддающегося влаге, отличную посуду.

Испокон веков в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом или художественной росписью. В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой.

Домовая резьба

ажурная прорезная домовая

Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя. Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок-берегинь, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов. На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная. Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения. Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, причелин, полотенец, перил лестниц. Ажурная или пропильная резьба являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Кто бы что ни говорил, нет в деревне такого доступа к новым и современным стройматериалам. Ну, может быть, только в тех, которые находятся прямо под боком большого города. Только свистни, и за 10 км привезут и за 15 - не проблема, только чуть побольше за газель отдашь.

А если деревня стоит за 160 км. от города?

Тогда наивный хозяин частного дома внезапно обнаруживает, что единственный строительный материал, который ему доступен, называется:

И это касается всего! Будь то стройматериал или отделка. Да даже простую эмаль, лак и уж тем более новомодные пропитки достать проблема.

Но ведь как-то деревенские обходятся тем, что есть под рукой?

И очень часто эти подручные средства, пусть не такие красивые и разрекламированные, оказываются намного эффективнее того, что продаётся в строительных магазинах.

Именно с этой ситуацией я столкнулся после покупки старенького дома в деревне. А началось с того, что мне срочно нужно было перестелить доски во дворе - в Каге почти все дворы заделывают доской. Часть досок (на верхней фотографии) ещё в очень хорошем состоянии - они всегда на солнце и излишняя влага и сырость их не сильно подпортила. Но те доски, которые оказались в тени ворот и придомовых построек подгнили. И когда гружёная Лада Веста заехала во двор , покрытие стало расползаться на глазах.

Делать нечего! Пришлось снимать гнильё, ехать в соседнюю деревню на пилораму, и покупать новую обрезную доску. Цена на которую, кстати, сильно порадовала. Если в городе купить куб обрезной доски за 8500 считается невероятной удачей, а купи-продаи нежно выращивают цену до 9000, то в деревне куб стоит 5000 с доставкой.

У вас, кстати, какие цены на дерево?

Напишите в комментариях, буду признателен!

Гнилушки быстренько собрали, погрузили на прицеп и вывезли на деревенскую свалку. После чего положили лаги, обёрнутые в ленту ПИЛ (чтобы не гнили) и тут до нас дошло, что новая обрезная доска при соприкосновении с землёй за год-два станет такой же трухой.

Но ведь доски, которые были до этого во дворе пролежали почти полвека!

Да, они сгнили в тени, но другие ещё очень даже ничего!

Нужно ехать в город за пропиткой.

А это 160 км в одну сторону.

Как всегда рано утром, сосед-пастух Николай Григорьевич принес нам трёхлитровую банку парного молока. Посмотрел на нашу разруху и говорит:

-Что-то у вас всё встало.

-В город поедем за обработкой.

-Чтобы доски не гнили.

-Нальёшь стакан томатного сока, крепостью градусов так 40, покажу как сделать так, чтобы ничего сразу не гнило.

Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён. Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человеком.


Но очень часто изделия из дерева носили чисто практический характер или были культовыми предметами, которыми пользовалась практически вся семья.



По некоторым письменным источникам, которые дошли до наших дней, мы можем судить о культуре того времени, когда они были изготовлены. Ведь изготовлением этих изделий занимались ещё древние славяне, которые населяли территорию современной европейской части России. Так как изготовлением подобных предметов занимались в основном мастера, то дерево приобретало как бы вторую жизнь.


Деревянной резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Ведь в то время дерево было очень ходовым материалом. Резьба по дереву широко применялось в деревянном зодчестве того времени, подарив нам немало памятников архитектурного искусства. Мастера по дереву в Древней Руси обладали огромными знаниями в этой области искусства, отличным чувством прекрасного, богатой фантазией и чувством прекрасного. Всё это позволяло им создавать настоящие произведения искусства и среди деревянных игрушек, и среди архитектурных строений.



Весомым доказательством стали найденные в Новгороде при археологических раскопках артефакты. Особый интерес вызывает фрагмент деревянной колонны, которая относится современными учёными к 11 веку нашей эры. Она украшена по всей своей длине узором, который не повторяется по всей её длине.



Кстати, такие узоры доказывают тот факт, что развитие творчества было ещё ранее этого периода на достаточно высоком уровне у жителей той эпохи. Уже по тем предметам, которые были найдены намного позже их применения, современные учёные могут судить о развитии культуры того времени. Именно они и внесли ту недостающую часть, которая помогла современным историкам воссоздать общую картину быта той эпохи.


О деревянном убранстве можно также судить по тому, как украшали деревянные постройки ещё четыреста лет назад. Это отображено в многочисленных летописях тех лет. Они живо и ярко рассказывают о быте людей, которые жили в то время, их укладе жизни как культурном, так и религиозном. Данные памятники архитектуры того времени и предметы быта внесли много информации в копилку истории нашей страны.

Читайте также: