Можно ли вырубать деревья на собственном участке сельхозназначения

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Незаконная вырубка деревьев – экологическое преступление. Многие законопослушные владельцы земельных наделов не знают: допустимо ли, не нарушая закон, рубить деревья на своей территории. Рассмотрим с точки зрения законодательства, можно ли вырубать деревья на собственном участке, и нужно ли получать на это разрешение.

Ситуации, при которых вырубка деревьев разрешена

Деревья можно вырубать в следующих ситуациях:

Здесь вы можете узнать, как получить участок под ИЖС бесплатно, а также кто имеет на это право и какие необходимо собрать для этого документы.

  • в случае если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу;
  • при самопроизвольном падении деревьев;
  • в ситуации, когда деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и находятся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).


Следует иметь в виду, что в некоторых регионах РФ, помимо действующего Законодательства, существуют местные нормативные акты. Местные законы не находятся в противоречии с федеральным законодательством, они лишь дополняют его. Поэтому нелишним будет получение информации о возможности вырубки в местных органах управления.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны. Незаконная вырубка классифицируется не только как административное нарушение, но и как уголовное.

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести межевание земельного участка, если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Поэтому вырубка деревьев на собственном участке – не такое однозначное мероприятие. Перед тем, как выполнить рубку, необходимо посетить администрацию муниципального образования (сельсовета, горсовета и т. д.), под патронажем которой находится конкретный земельный надел, и проконсультироваться по данному вопросу, так как возможно, на вырубку потребуется получить разрешение.


Случаи, когда необходимо получение разрешения на вырубку

Ситуаций, в которых может потребоваться получение подобного разрешения, достаточно много. Например, если земля, на которой произрастает дерево, находится в муниципальной, либо федеральной собственности, либо принадлежит лесному фонду РФ. Простой пример: за пределами участка, находящегося в собственности, растет дерево, которое мешает проезду (проходу) к участку. Чтобы его спилить, необходимо выяснить, на чьей земле оно растет, провести уточнение границ земельного участка и обратиться в соответствующее ведомство для получения разрешения на вырубку.

Другой пример: в собственность приобретен земельный участок с растущим на нем лесом. Новый хозяин планирует частично или полностью вырубить деревья для организации огорода. Подобный случай довольно типичен. Такая ситуация предполагает обязательное обращение в местный муниципалитет для получения разрешения на вырубку.

Как правильно спилить дерево, чтобы не попасть под суд, расскажут в следующем видео

Получение разрешения: порядок действий

Для получения разрешения необходимо написать заявление-обращение, образец которого можно скачать в разделе Дополнительные материалы. Определенной формы у документа нет, он составляется в произвольной форме.

Стоит отметить: даже если дерево произрастает на вашем личном участке, но оно большого размера, то согласно Лесного Кодекса, без согласования с муниципалитетом удалять его нельзя. А несогласованное удаление деревьев чревато штрафами. Так, например, на территории Москвы для граждан штраф составит 3500-4000 рублей, должностные лица заплатят 50 тысяч рублей, а юридические – 300 тысяч рублей.


Рассмотрев заявление, при отсутствии противопоказаний, администрация выдаст разрешение – так называемый лесорубочный ордер (порубочный билет).

органом государственного или муниципального надзора (контроля) по результатам проверок выдаются предписания об устранении нарушений. В такой ситуации у собственника участка, зарастающего деревьями, может возникнуть вопрос – законна ли их вырубка для целевого использования земель?

Рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина:

- Чтобы вырубка деревьев на сельскохозяйственных землях не повлекла за собой негативных последствий, правообладатели таких земельных участков должны знать, что согласно ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому допускается залесенность и (или) закустаренность пашни до 15 %, сенокосов и пастбищ до 30 %.

Правообладатель земельного участка для создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель может проводить их расчистку от древесно-кустарниковой растительности с учетом установленных критериев. Тем более, растительность в виде колков, полезащитных лесополос создает на сельхозугодьях более благоприятный микроклимат, то есть выполняет мелиоративную функцию.

Культуртехническая мелиорация должна проводиться на основе проекта, разработанного с учетом экологических, санитарных и иных норм.

По вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладателями указанных земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Исключением являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий). За их состоянием и использованием действующим законодательством определен механизм надзора, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную вырубку.

Также считаем необходимым предостеречь правообладателей земель сельскохозяйственного назначения о возможном пересечении границ их участков с участками лесного фонда.

Только в 1 полугодии 2019 г Управлением Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия на 37 земельных участках сельскохозяйственного назначения, имеющих пересечение границ с участками лесного фонда. По результатам проверок на таких участках государственными инспекторами Управления не выдаются предписания о приведении их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного назначения, поскольку вырубка деревьев в таком случае может повлечь причинение ущерба лесам при установлении судом принадлежности участков к лесному фонду. А материалы контрольно-надзорных мероприятий направляются в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.


По мнению адвоката Дмитрия Ефросинина, представлявшего интересы заявителя, именно принятие Конституционным Судом жалобы его доверителя к рассмотрению привело к отмене приговора. Он также высказал надежду, что в дальнейшем будет проведена работа законодательного собрания Краснодарского края по приведению оспариваемого нормативного акта в соответствие с законодательством России.

Сегодня Конституционный Суд прекратил производство по делу, в котором оспаривалась конституционность положения закона Краснодарского края, на основании которого вырубка деревьев на собственном участке гражданина привела к привлечению его к уголовной ответственности.

В 2013 г. вступил в силу Закон Краснодарского края об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае. Часть 3 ст. 1 Закона указывает, что его действие может распространяться на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, и участках, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, на которых расположены зеленые насаждения, включенные местными администрациями поселений, городских округов в отдельный перечень древесных пород, требующих особой охраны.

Кроме того, заявитель указал, что в соответствии с п. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Формулировка оспариваемого закона о том, что его действия распространяются на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, по мнению заявителя, допускает двойное понимание. Результатами этого стали его привлечение к уголовной ответственности и наказание за действия, не являющиеся преступлением по нормам федерального законодательства России.

Одновременно с подачей жалобы в Конституционный Суд было возбуждено кассационное производство по делу заявителя, инициатором которого стал прокурор Краснодарского края.

На сегодняшнем заседании КС представитель администрации Краснодарского края сообщил, что буквально накануне, 14 марта, постановлением суда кассационной инстанции были отменены решения нижестоящих судов в отношении заявителя жалобы.

В обоснование своего решения президиум Краснодарского краевого суда, в частности, указал, что действия заявителя были направлены на благоустройство территории и устранение препятствий для производства строительных работ на принадлежащем ему на праве частной собственности земельном участке. Кассация указала, что ни ч. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края об охране зеленых насаждений, ни иные его положения не содержат уголовно-правового запрета на вырубку зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, а также согласилась с доводами защиты, ссылавшейся на п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. № 21.

В связи с этим Конституционный Суд вынес определение о прекращении производства по делу, так как допущенные в конкретном деле нарушения конституционных прав заявителя в настоящее время устранены.

На моих землях сельхоз назначения есть довольно большой участок леса. Такие сороко- двадцатилетние сосенки.
Вопрос. Могу ли я официально пользовать ( рубить) для своих нужд этот лес? Что говорит закон по этому поводу?

В соответствии со ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии со ст. 260-261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно данным положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка и неразрывно с ним связанных, не запрещено законом.

Таким образом, встает вопрос: имеет ли собственник право использовать находящиеся на его участке деревья?

Согласно положениям ст. 132, 260, 261 ГК РФ – может. Если рассматривать находящиеся на участке деревья, кустарники с точки зрения Лесного кодекса, то согласно ст. 6 леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Таким образом, действие лесного законодательства распространяется на все отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. В соответствии со ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Понятие леса, приведенное в ст. 5 ЛК РФ дает нам основание рассматривать лес как экологическую систему или как природный ресурс.

Учитывая положение ст. 6 ЛК РФ, после признания деревьев и кустарников, произрастающих на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, лесом, использование леса должно осуществляться в соответствии с категорией и целевым назначением участка, на котором он располагается, т.е. для ведения сельскохозяйственного производства, что нелогично.

В соответствии с положениями ст. 13 ЗК РФ собственник обязан защищать земельный участок от зарастания. Основываясь на положениях ГК РФ и ЗК РФ, в части отсутствия регулирования данного вопроса ЛК РФ (ст. 3 ЛК РФ) собственник земельного участка вправе использовать деревья и кустарники, не отнесенные к защитным и другим категориям лесов, в том числе произвести вырубку, раскорчевку.

При этом рубка деревьев и правила ее проведения регламентированы только лесным законодательством. Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода в сельхоз производство, нужно проводить вырубку, раскорчевку и распашку всего земельного участка без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

В соответствии со ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов, в соответствии со ст. 25 использование лесов может быть для заготовки древесины.

Право собственности на древесину как на лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством приобретают граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 ЛК РФ.

В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Таким образом, к ситуации, когда необходимо расчистить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.

В соответствии со ст. 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) в случае предоставления лесных участков на основании договоров аренды этих лесных участков.

В таком случае встает вопрос о необходимости законодательной регламентации порядка ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, мероприятий, проведение которых необходимо для восстановления продуктивности почв и возможности использования участка в соответствии с его целевым назначением.

Но и в этом случае порядок проведения оценки степени зарастания, рассмотрения заявок на включение в программу, механизм самого включения в программу, и дальнейшие мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения не разработан должным образом.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:

- расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

- проведение иных культуртехнических работ.

При этом в данном законе говориться, что мелиорация может проводиться по инициативе граждан-собственников участка, если ее проведение соответствует плану мелиорации и существующим программам по ее проведению.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

В соответствии с положениями закона (ст. 25) мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, с учетом строительных, экологических, санитарных и иных стандартов, норм и правил.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

При этом статьей 36 закона предусматривается возможность финансирования культуртехнической мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

На запросы в территориальные органы Министерства сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды были получены разъяснения, что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства, от которого ничего конкретного также не было получено.

При этом существует практика, по которой в случае вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственной организации на древесину выдается справка самой организацией о том, что древесина произрастала на землях сельскохозяйственного назначения. Такого рода справка может выдаваться и территориальным подразделением Министерства сельского хозяйства в соответствующем районе. Но юридическая природа данной справки не отражена в законодательстве.

Таким образом, в законодательстве отсутствует регламентация вопросов введения в сельскохозяйственный оборот заросшего земельного участка, проведения его расчистки, рекультивации, использования собственником делового леса, выросшего на его участке, вопросы его реализации с целью получения средств для введения в сельскохозяйственный оборот участков.

Мудрость - это когда все чаще понимаешь, что занимаешься какой-то херней…

Читайте также: