Куприн тапер описание рождественской елки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

История создания и публикации рассказа

Итак, в центре повествования мы видим Аркадия Николаевича Руднева – гостеприимного, веселого мужчину. У Руднева, пожалуй, только один глобальный недостаток – пристрастие к азартным играм.

В центре произведения Александра Куприна “Белый пудель” – нравственность, исток морали. Писатель размышляет над оптимизмом и ценностью теплых отношений между людьми, важностью дружбы. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения.

Также Куприн описывает среди центральных персонажей подвижную, активную и добрую девочку, младшую дочь Аркадия – Тиночку Рудневу. Тиночка – достаточно эмоциональная и чувственная героиня.

Далее следуют господа музыканты, среди которых фигуры:

  • Юрия Азагарова – маленького тапера, бедного и скромного, но, между тем, талантливого юношу;
  • Антона Рубинштейна – именитого композитора, знаменитого пианиста, педагога и дирижера.
  • Ирины Алексеевны – жены Аркадия, которая описана замкнутой и высокомерной дамой;
  • Лидии – старшей дочери семейства Рудневых, которая отличается красотой – столь же сильной, как и надменностью;
  • а также Татьяны – средней дочери все тех же Рудневых, которая, пожалуй, предстает самым положительным персонажем – тихой, спокойной и рассудительной девушкой.

Образ Юрия Азагарова: детали и штрихи

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

– Где вы достали этого карапуза? – Это тапер, папа, – ответила тихо Татьяна Аркадьевна. – Правда, отлично играет? – Тапер? Такой маленький? Неужели? – удивлялся Руднев …

Музыка и вечерние подработки приводят мальчика в дом к Рудневым. К счастью и везению Юрия, в этот вечер у Рудневых гостил не кто иной, как великий композитор и пианист Рубинштейн.

Антону Григорьевичу очень понравилась игра юного музыканта. Заинтересовавшись маленьким и хрупким дарованием, Рубинштейн взял Азагарова учеником. Сказался ли природный талант, или же учеба у признанного мастера, кто знает, но Юрию была предначертана судьба известного композитора.

Внешность Азагарова

Несмотря на короткую форму рассказа, Куприн помещает в текст и описание внешности маленького тапера:

Внутренний мир и качества Юрия

Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая Герой умеет играть не только польки и кадрили для танцев, но и серьезные произведения, как например, сонаты Бетховена, рапсодии Листа и т. д.

Зимний вечер в ожидании музыки

О сестринской любви и нелюбви

Кто такие Рудневы?

Пришло время описать и само семейство. Видно, раз Рудневы имели возможность приглашать на вечера музыкантов, значит, семья отличалась достатком и богатством. Это правда. Рудневы описаны гостеприимным и шумным семейством, пусть и несколько безалаберным. Обитали герои, конечно же, в Москве. Жизнь Рудневых – явно светская: постоянные визиты и гости, многочисленные родственники – издалека и отсюда, друзья, нахлебники, приживалы, слуги… Так что обители московского особняка точно не могли пожаловаться на скучную атмосферу. Наоборот, слишком уж оживленную жизнь вели наши герои!

Тапер Произведение Куприна

Ирину – хозяйку дома – видно издалека. Немудрено, ведь женщина – потомок богатого и знатного рода. Ирина Алексеевна, между тем, суету не любила. Большую часть времени героиня проводила в собственных, отведенных только ей, комнатах. Оттуда Ирину выманивали только особенно торжественные и официальные случаи. Однако героиня игнорировала не только общество, но и свою семью. Несмотря на нелюдимость, Ирина отличалась ревнивым и собственническим характером. Поводом для ревности у хозяйки дома хватало: Аркадий, хоть и был уже в летах, а все же популярностью у дам пользовался. Впрочем, барышни – не единственное увлечение главы семейства. Наряжать елку Аркадий любил, пожалуй, не меньше, чем засматриваться на красавиц.

Праздник в доме Рудневых

Итак, елки любили все представители семейства Рудневых (кроме, разве что, Ирины – но не факт). Но в этот раз что-то пошло не так. Слишком поздно занявшись вопросом музыки, Рудневы внезапно осознали, что лучшие оркестры уже расхватали. Татьяна – та самая покладистая и спокойная сестра – взялась решить эту проблему. Девушка отправила посыльного с заданием привести музыканта. Как только тот ступил за порог, тут же показались и первые визитеры. Пока гости приходили в праздничную кондицию, посыльный привел тапера. Но, о Боги! Неужели этот маленький, худенький и стеснительный мальчик умеет играть? Что ж, как бы ни было, это – единственный выход, чтобы спасти елку и вечер, ведь гости в желании танцевать уже заждались музыки.

Недетская музыка

Впрочем, от былой стеснительности не осталось и следа, как только мальчик-тапер дотронулся до фортепианных клавиш. Невероятно, но какой же прекрасной музыкой огласился вдруг дом Рудневых! Аркадия – главный ценитель музыки в доме – признал, что юноша – поистине профессионал своего дела. Однако столь юный возраст нашего героя немного смущал хозяина дома: тот волновался, что мальчик слишком переутомится. Так что, добродушный Аркадий просил Юрия – так звали малыша-тапера – играть с перерывами на отдых.

Учитель на балу

Жизнь и искусство: почему и зачем?

Композиция рассказа и ее роль в раскрытии темы

Идея и скрытые смыслы произведения

Мир – это торжество несправедливости. Однако есть в этой вселенной и лучики света. Один такой луч – в существующей любви к искусству, в необходимости искусства людям, несмотря на его антиутилитарность. Куприн пишет именно о такой справедливости. О том, что любовь к деньгам – это правда, но любовь к искусству – еще большая правда. Впрочем, этот рассказ – также гимн трудолюбию, потому что не мог ведь Азагаров так мастерски сыграть, если бы перед этим не провел годы за инструментом.

Музыка в жизни и творчестве Куприна

Тапер Произведение Куприна

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки…

Тапер, Произведение Куприна

“Тапер” краткое содержание

Семья Рудневых в доме суетилась перед рождественским праздником. Однако сильнее других переживала двенадцати летняя Тина Руднева. Девочка беспокоилась из-за того что еще не прибыл тапер. В Москве считается дом Рудневых из самых веселых и хлебосольных мест. Этот дом часто наполнен подростками, а чаще это случается в праздничные дни. Ирина Руднева редко появлялся на глаза гостям, так как у этой женщины только одни мысли о прошлом. А вот глава семьи муж Ирины по имени Аркадий Николаевич – противоположность жене. Аркадий получает удовольствие когда, прибывает в кругу гостей и праздники старается делать яркими, веселыми и пышными. Мужчина живет бестолковой жизнью, часто то закладывает имущество, то прикладывает. Деньги для Аркадия бумажки, часто балует собственных детей. Также мужчина любит делать для детей рождественскую елку. Каждый год Николаевич заказывает на праздник Рождества популярный оркестр Рябова.

Однако в этом году произошла неприятная ситуация, приглашение отправлено позднее чем в прошлые разы. Оказалось что дети проведут этот праздник без оркестра праздничное музыки. Аркадий сразу решил заказать подходящего тапера. Сестра Тины по имени Татьяна Аркадьевна находит выход. Татьяна дает горничной адрес одного тапера и посылает Дуняшу за ним. Вскоре в дом Рудневых начали сходиться приглашенные гости. Сестры переживали по поводу тапера, но вскоре возвращается горничная Дуняша с мальчиком, которому четырнадцать лет. Дуняша сказала что этот тапер – юный музыкант. Мальчик сообщил что владеет музыкальным опытом.

Сестры стали рассматривать мальчика с недоверием. Лидия с ухмылкой начали расспрашивать юного музыканта, как музыку умеет играть. Музыкант обидчиво попросил показать как умеет исполнять “Венгерскую рапсодию”. С первых нот становиться ясно, что этот мальчик талантлив. После окончания музыкального произведения раздаются восторженные аплодисменты. Потом подошел к юному музыканту Аркадий, что бы познакомиться с таким молодым талантом. Мальчика зовут Юрий Азагаров. Аркадий попросил Юру воспроизвести громкий марш. Начав играть эту мелодию, дети сразу спустились под музыку в столовую. Потом мальчик начала исполнять популярную польку. В это время музыкант заметил что в зал пришел один новый гость по имени Антон Григорьевич. Взрослые к этому человеку обращались с уважением. Праздник в разгаре и гости довольны.

Юра играл музыку одну за другой, мальчик исполнял вальс, польку, кадриль и многообразных другой музыки. Однако когда Юра исполнял музыку, перед глазами стоял образ загадочного гостя. Тут Юра увидел что при разговоре Аркадий с Антоном смотрели на мальчика. Внезапно ость подошел к Юре и попросил сыграть “Венгерскую рапсодию”. Мальчик начал играть эту мелодию с проживанием и неуверенностью, но с каждой нотой ощущал как наполняется вдохновением. Мальчик перестал замечать других и отдался музыке.

Антон Григорьевич с интересом наблюдал за тем как играл Юра, однако мужчина решил не быть до конца праздника, позвал к себе юного музыканта передает мальчику деньги и таинственно сказал, что гость ждет мальчика на улице. Мальчик в недоумении что происходит и что хочет этот загадочный человек. Юра продолжал играть до конца вечера. Потом Руднев объясняет кто такой этот загадочный гость, оказалось этот таинственный незнакомец знаменитый композитор Рубинштейн, которого заинтересовал юный музыкант. Судьба Юры меняется благодаря этой случайной встрече. Мальчик обретает опытного учителя и становится впоследствии популярным в России композитором.

Думаю этому мальчику повезло встретиться с таким знаменитым композитором и произвести на Антона впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий не говорил ни одному человеку о личном разговоре с Рубинштейном, так как эти слова стали для Юры важны и помогли найти путь в жизни.

Неожиданный рождественский подарок

  1. Глава семейства — Руднев Аркадий Николаевич, любитель балета, карточной игры и больших, шумных обществ.
  2. Его жена — Руднева Ирина Алексеевна.
  3. Дочери: старшие — Лидия и Татьяна, младшие — Тина и Катя.
  4. Сыновья — Аркадий и Дмитрий.

На улице темнеет, а Дуняши все нет. Тина забрасывает сестру тревожными вопросами. Татьяна и сама начинает беспокоиться и делится опасениями с Лидией. На тот случай, если музыкант не будет найден, она предлагает обойтись своими силами. Лидия же была особой:

  • не отличающейся тактичностью,
  • унаследовавшей от матери надменность и пренебрежительность к зависимым от ее расположения людям,
  • эмансипированной, интересующейся политикой и экономикой,
  • с модной среди молодых девушек мечтой о высших курсах,
  • любящей выражаться кратко и с сарказмом.

Юный музыкант

Юный музыкант

Татьяна, взглянув на мальчика, сразу почувствовала его смущение и очень тактично поинтересовалась, приходилось ли ему играть на вечерах и не будет ли нагрузка слишком велика. Юный тапер ответил утвердительно и попросил не беспокоиться. Было видно, что мальчик:

Тина повлекла музыканта к фортепиано

Аркадий Николаевич, понимавший и любивший музыку, услышав игру, вышел из кабинета и стоя аплодировал маленькому пианисту. Безо всякой заносчивости хозяин дома искренне благодарит мальчика за игру, узнает его имя и просит дать знать, когда устанет.

Великий композитор

К мальчику, многозначительно улыбаясь, подходит хозяин, передает ему конверт с деньгами и предлагает пройти в переднюю, одеться и поехать вместе с Антоном Григорьевичем. Маленький тапер полагает, что это делается из снисхождения к возрасту, и пытается доказать, что может играть целый вечер.

Был ли мальчик

Артур Рубинштейн

Несомненно, что Рубинштейн был одним из первых, кто стоял у истоков создания института профессионального музыкального образования в России, доступного при наличии таланта не только аристократической верхушке, но и всем слоям населения. Краткий пересказ истории свидетельствует о поддержке прогрессивного начинания и отдельными лицами высшего света.

Две­на­дца­ти­лет­няя Тиночка Руд­нева вле­тела, как раз­рыв­ная бомба, в ком­нату, где ее стар­шие сестры оде­ва­лись с помо­щью двух гор­нич­ных к сего­дняш­нему вечеру. Взвол­но­ван­ная, запы­хав­ша­яся, с раз­ле­тев­ши­мися куд­ряш­ками на лбу, вся розо­вая от быст­рого бега, она была в эту минуту похожа на хоро­шень­кого мальчишку.

- Mesdames, а где же тапер? Я спра­ши­вала у всех в доме, и никто ничего не знает. Тот гово­рит — мне не при­ка­зы­вали, тот гово­рит — это не мое дело… У нас посто­янно, посто­янно так, — горя­чи­лась Тиночка, топая каб­лу­ком о пол. — Все­гда что-нибудь пере­пу­тают, забу­дут и потом начи­нают сва­ли­вать друг на друга…

Самая стар­шая из сестер, Лидия Арка­дьевна, сто­яла перед трюмо. Повер­нув­шись боком к зер­калу и изо­гнув назад свою пре­крас­ную обна­жен­ную шею, она, слегка при­щу­ри­вая бли­зо­ру­кие глаза, зака­лы­вала в волосы чай­ную розу. Она не выно­сила ника­кого шума и отно­си­лась к “мелюзге” с холод­ным и веж­ли­вым пре­зре­нием. Взгля­нув на отра­же­ние Тины в зер­кале, она заме­тила с неудовольствием:

- Больше всего в доме бес­по­рядка дела­ешь, конечно, ты, — сколько раз я тебя про­сила, чтобы ты не вбе­гала, как сума­сшед­шая, в комнаты.

Тина насмеш­ливо при­села и пока­зала зер­калу язык. Потом она обер­ну­лась к дру­гой сестре, Татьяне Арка­дьевне, около кото­рой вози­лась на полу модистка, под­ме­ты­вая на живую нитку низ голу­бой юбки, и затараторила:

- Ну, понятно, что от нашей Несме­яны-царевны ничего, кроме настав­ле­ний, не услы­шишь. Танечка, голу­бушка, как бы ты там все это устро­ила. Меня никто не слу­ша­ется, только сме­ются, когда я говорю… Танечка, пой­дем, пожа­луй­ста, а то ведь скоро шесть часов, через час и елку будем зажигать…

Тина только в этом году была допу­щена к устрой­ству елки. Не далее как на про­шлое Рож­де­ство ее в это время запи­рали с млад­шей сест­рой Катей и с ее сверст­ни­цами в дет­скую, уве­ряя, что в зале нет ника­кой елки, а что “про­сто только при­шли поло­теры”. Поэтому понятно, что теперь, когда Тина полу­чила осо­бые при­ви­ле­гии, рав­няв­шие ее неко­то­рым обра­зом со стар­шими сест­рами, она вол­но­ва­лась больше всех, хло­по­тала и бегала за деся­те­рых, попа­да­ясь еже­ми­нутно кому-нибудь под ноги, и только уси­ли­вала общую суету, царив­шую обык­но­венно на празд­ни­ках в руд­нев­ском доме.

Семья Руд­не­вых при­над­ле­жала к одной из самых без­ала­бер­ных, госте­при­им­ных и шум­ных мос­ков­ских семей, оби­та­ю­щих испо­кон века в окрест­но­стях Пресни, Новин­ского и Конюш­ков и создав­ших когда-то Москве ее репу­та­цию хле­бо­соль­ного города. Дом Руд­не­вых — боль­шой вет­хий дом дое­ка­те­ри­нин­ской постройки, со львами на воро­тах, с широ­ким подъ­езд­ным дво­ром и с мас­сив­ными белыми колон­нами у парад­ного, — круг­лый год с утра до позд­ней ночи кишел наро­дом. При­ез­жали без вся­кого пре­ду­пре­жде­ния, “сюр­при­зом”, какие-то соседи по наров­чат­скому или инсар­скому име­нию, какие-то даль­ние род­ствен­ники, кото­рых до сих пор никто в глаза не видал и не слы­хал об их суще­ство­ва­нии, — и гостили по меся­цам. К Аркаше и Мите десят­ками ходили това­рищи, меняв­шие с годами свою обо­лочку, сна­чала гим­на­зи­стами и каде­тами, потом юнке­рами и сту­ден­тами и, нако­нец, без­усыми офи­це­рами или щего­ле­ва­тыми, пре­уве­ли­ченно серьез­ными помощ­ни­ками при­сяж­ных пове­рен­ных. Дево­чек посто­янно наве­щали подруги все­воз­мож­ных воз­рас­тов, начи­ная от Кати­ных сверст­ниц, при­во­див­ших с собою в гости своих кукол, и кон­чая при­я­тель­ни­цами Лидии, кото­рые гово­рили о Марксе и об аграр­ной системе и вме­сте с Лидией стре­ми­лись на Выс­шие жен­ские курсы. На празд­ни­ках, когда вся эта весе­лая, задор­ная моло­дежь соби­ра­лась в гро­мад­ном руд­нев­ском доме, вме­сте с нею надолго водво­ря­лась атмо­сфера какой-то общей наив­ной, поэ­ти­че­ской и шалов­ли­вой влюбленности.

Эти дни бывали днями пол­ной анар­хии, при­во­див­шей в отча­я­ние при­слугу. Все услов­ные поня­тия о вре­мени, раз­гра­ни­чен­ном, “как у людей”, чаем, зав­тра­ком, обе­дом и ужи­ном, сме­ши­ва­лись в шум­ной и бес­по­ря­доч­ной суете. В то время когда одни кон­чали обе­дать, дру­гие только что начи­нали пить утрен­ний чай, а тре­тьи целый день про­па­дали на катке в Зоо­ло­ги­че­ском саду, куда заби­рали с собой гору бутер­бро­дов. Со стола нико­гда не уби­рали, и буфет стоял откры­тым с утра до вечера. Несмотря на это, слу­ча­лось, что моло­дежь, про­го­ло­дав­шись совсем в неука­зан­ное время, после конь­ков или поездки на бала­ганы, отправ­ляла на кухню депу­та­цию к Акин­фычу с прось­бой при­го­то­вить “что-нибудь вкус­нень­кое”. Ста­рый пья­ница, но глу­бо­кий зна­ток сво­его дела, Акин­фыч сна­чала обык­но­венно долго не согла­шался и вор­чал на депу­та­цию. Тогда в ход пус­ка­лась тон­кая лесть: гово­рили, что теперь уже пере­ве­лись в Москве хоро­шие повара, что только у ста­ри­ков и сохра­ни­лось еще непри­кос­но­вен­ным ува­же­ние к свя­то­сти кули­нар­ного искус­ства и так далее. Кон­ча­лось тем, что заде­тый за живое Акин­фыч сда­вался и, про­буя на боль­шом пальце острие ножа, гово­рил с напуск­ной суровостью:

- Ладно уж, ладно… будет петь-то… Сколько вас там, галчата?

Ирина Алек­се­евна Руд­нева — хозяйка дома — почти нико­гда не выхо­дила из своих ком­нат, кроме осо­бенно тор­же­ствен­ных, офи­ци­аль­ных слу­чаев. Урож­ден­ная княжна Озно­би­шина, послед­ний отпрыск знат­ного и бога­того рода, она раз навсе­гда решила, что обще­ство ее мужа и детей слиш­ком “мес­кинно” [1] и “брютально” [2] , и потому рав­но­душно “игно­ри­ро­вала” [3] его, раз­вле­ка­ясь визи­тами к архи­ереям и под­дер­жа­нием зна­ком­ства с такими же, как она сама, ока­ме­не­лыми потом­ками родов, ухо­дя­щих в седую древ­ность. Впро­чем, мужа сво­его Ирина Алек­се­евна не уста­вала даже и теперь тайно, но мучи­тельно рев­но­вать. И она, веро­ятно, имела для этого осно­ва­ния, так как Арка­дий Нико­ла­е­вич, извест­ный всей Москве гур­ман, игрок и щед­рый покро­ви­тель балет­ного искус­ства, до сих пор еще, несмотря на свои пять­де­сят с лиш­ком лет, не утра­тил заслу­жен­ной репу­та­ции дам­ского угод­ника, поклон­ника и поко­ри­теля. Даже и теперь его можно было назвать кра­сав­цем, когда он, опоз­дав на десять минут к началу дей­ствия и обра­щая на себя общее вни­ма­ние, вхо­дил в зри­тель­ную залу Боль­шого театра — эле­гант­ный и само­уве­рен­ный, с гордо постав­лен­ной на оса­ни­стом туло­вище, поро­ди­стой, слегка седе­ю­щей головой.

Арка­дий Нико­ла­е­вич редко пока­зы­вался домой, потому что обе­дал он посто­янно в Англий­ском клубе, а по вече­рам ездил туда же играть в карты, если в театре не шел инте­рес­ный балет. В каче­стве главы дома он зани­мался исклю­чи­тельно тем, что закла­ды­вал и пере­за­кла­ды­вал то одно, то дру­гое недви­жи­мое иму­ще­ство, не загля­ды­вая в буду­щее с бес­печ­но­стью изба­ло­ван­ного судь­бой гран-сеньора. При­вык­нув с утра до вечера вра­щаться в боль­шом обще­стве, он любил, чтобы и в доме у него было шумно и ожив­ленно. Изредка ему нра­ви­лось сюр­при­зом устро­ить для своей моло­дежи неожи­дан­ное раз­вле­че­ние и самому при­нять в нем уча­стие. Это слу­ча­лось боль­шею частью на дру­гой день после круп­ного выиг­рыша в клубе.

- Моло­дые рес­пуб­ли­канцы! — гово­рил он, входя в гости­ную и сияя своим све­жим видом и оча­ро­ва­тель­ной улыб­кой. — Вы, кажется, скоро все заснете от ваших серьез­ных раз­го­во­ров. Кто хочет ехать со мной за город? Дорога пре­крас­ная: солнце, снег и моро­зец. Стра­да­ю­щих зуб­ной болью и миро­вой скор­бью прошу оста­ваться дома под над­зо­ром нашей почтен­ней­шей Олим­пи­ады Савичны…

Александр Куприн - Тапёр

В большом московском доме Рудневых весь день суета и неразбериха — сегодня рождественская ёлка. Но в этом году случился целый ряд недоразумений, из-за чего праздничный вечер грозит остаться без музыки. Горничную срочно посылают искать тапёра.

Лучшая рецензия на книгу

Из виртуальной реальности

Александр Куприн - Тапёр

28 ноября 2020 г. 09:50

Ещё одна история о рождественском чуде, которое поджидало юного тапёра в богатом московском доме. История начинается с описания семейства, краткого обзора характеров и положения в обществе. Отец привыкший жить практически в вечных праздниках, закладывая и перезакладывая свое имущество, не особо задумываясь о будущем. В семье много детей, по большей части девочки, читаешь и мороз по коже от осознания, что их положение, счастливое детство может внезапно закончится и завтра все могут оказаться на улице. Куприн лёгкими намёками даёт это понять, но пока что все счастливы. Ставится елка, все готовятся праздновать, в доме суета, толпа народу, гости все прибывают, шум и гам. В неразберихе оказывается, что на вечер нет оркестра и служанка приводит мальчика подростка, утверждающего, что отлично…

Читайте также: