Куприн тапер описание рождественской елки
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
История создания и публикации рассказа
Итак, в центре повествования мы видим Аркадия Николаевича Руднева – гостеприимного, веселого мужчину. У Руднева, пожалуй, только один глобальный недостаток – пристрастие к азартным играм.
В центре произведения Александра Куприна “Белый пудель” – нравственность, исток морали. Писатель размышляет над оптимизмом и ценностью теплых отношений между людьми, важностью дружбы. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения.
Также Куприн описывает среди центральных персонажей подвижную, активную и добрую девочку, младшую дочь Аркадия – Тиночку Рудневу. Тиночка – достаточно эмоциональная и чувственная героиня.
Далее следуют господа музыканты, среди которых фигуры:
- Юрия Азагарова – маленького тапера, бедного и скромного, но, между тем, талантливого юношу;
- Антона Рубинштейна – именитого композитора, знаменитого пианиста, педагога и дирижера.
- Ирины Алексеевны – жены Аркадия, которая описана замкнутой и высокомерной дамой;
- Лидии – старшей дочери семейства Рудневых, которая отличается красотой – столь же сильной, как и надменностью;
- а также Татьяны – средней дочери все тех же Рудневых, которая, пожалуй, предстает самым положительным персонажем – тихой, спокойной и рассудительной девушкой.
Образ Юрия Азагарова: детали и штрихи
Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…
– Где вы достали этого карапуза? – Это тапер, папа, – ответила тихо Татьяна Аркадьевна. – Правда, отлично играет? – Тапер? Такой маленький? Неужели? – удивлялся Руднев …
Музыка и вечерние подработки приводят мальчика в дом к Рудневым. К счастью и везению Юрия, в этот вечер у Рудневых гостил не кто иной, как великий композитор и пианист Рубинштейн.
Антону Григорьевичу очень понравилась игра юного музыканта. Заинтересовавшись маленьким и хрупким дарованием, Рубинштейн взял Азагарова учеником. Сказался ли природный талант, или же учеба у признанного мастера, кто знает, но Юрию была предначертана судьба известного композитора.
Внешность Азагарова
Несмотря на короткую форму рассказа, Куприн помещает в текст и описание внешности маленького тапера:
Внутренний мир и качества Юрия
Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая Герой умеет играть не только польки и кадрили для танцев, но и серьезные произведения, как например, сонаты Бетховена, рапсодии Листа и т. д.
Зимний вечер в ожидании музыки
О сестринской любви и нелюбви
Кто такие Рудневы?
Пришло время описать и само семейство. Видно, раз Рудневы имели возможность приглашать на вечера музыкантов, значит, семья отличалась достатком и богатством. Это правда. Рудневы описаны гостеприимным и шумным семейством, пусть и несколько безалаберным. Обитали герои, конечно же, в Москве. Жизнь Рудневых – явно светская: постоянные визиты и гости, многочисленные родственники – издалека и отсюда, друзья, нахлебники, приживалы, слуги… Так что обители московского особняка точно не могли пожаловаться на скучную атмосферу. Наоборот, слишком уж оживленную жизнь вели наши герои!
Ирину – хозяйку дома – видно издалека. Немудрено, ведь женщина – потомок богатого и знатного рода. Ирина Алексеевна, между тем, суету не любила. Большую часть времени героиня проводила в собственных, отведенных только ей, комнатах. Оттуда Ирину выманивали только особенно торжественные и официальные случаи. Однако героиня игнорировала не только общество, но и свою семью. Несмотря на нелюдимость, Ирина отличалась ревнивым и собственническим характером. Поводом для ревности у хозяйки дома хватало: Аркадий, хоть и был уже в летах, а все же популярностью у дам пользовался. Впрочем, барышни – не единственное увлечение главы семейства. Наряжать елку Аркадий любил, пожалуй, не меньше, чем засматриваться на красавиц.
Праздник в доме Рудневых
Итак, елки любили все представители семейства Рудневых (кроме, разве что, Ирины – но не факт). Но в этот раз что-то пошло не так. Слишком поздно занявшись вопросом музыки, Рудневы внезапно осознали, что лучшие оркестры уже расхватали. Татьяна – та самая покладистая и спокойная сестра – взялась решить эту проблему. Девушка отправила посыльного с заданием привести музыканта. Как только тот ступил за порог, тут же показались и первые визитеры. Пока гости приходили в праздничную кондицию, посыльный привел тапера. Но, о Боги! Неужели этот маленький, худенький и стеснительный мальчик умеет играть? Что ж, как бы ни было, это – единственный выход, чтобы спасти елку и вечер, ведь гости в желании танцевать уже заждались музыки.
Недетская музыка
Впрочем, от былой стеснительности не осталось и следа, как только мальчик-тапер дотронулся до фортепианных клавиш. Невероятно, но какой же прекрасной музыкой огласился вдруг дом Рудневых! Аркадия – главный ценитель музыки в доме – признал, что юноша – поистине профессионал своего дела. Однако столь юный возраст нашего героя немного смущал хозяина дома: тот волновался, что мальчик слишком переутомится. Так что, добродушный Аркадий просил Юрия – так звали малыша-тапера – играть с перерывами на отдых.
Учитель на балу
Жизнь и искусство: почему и зачем?
Композиция рассказа и ее роль в раскрытии темы
Идея и скрытые смыслы произведения
Мир – это торжество несправедливости. Однако есть в этой вселенной и лучики света. Один такой луч – в существующей любви к искусству, в необходимости искусства людям, несмотря на его антиутилитарность. Куприн пишет именно о такой справедливости. О том, что любовь к деньгам – это правда, но любовь к искусству – еще большая правда. Впрочем, этот рассказ – также гимн трудолюбию, потому что не мог ведь Азагаров так мастерски сыграть, если бы перед этим не провел годы за инструментом.
Музыка в жизни и творчестве Куприна
Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки…
“Тапер” краткое содержание
Семья Рудневых в доме суетилась перед рождественским праздником. Однако сильнее других переживала двенадцати летняя Тина Руднева. Девочка беспокоилась из-за того что еще не прибыл тапер. В Москве считается дом Рудневых из самых веселых и хлебосольных мест. Этот дом часто наполнен подростками, а чаще это случается в праздничные дни. Ирина Руднева редко появлялся на глаза гостям, так как у этой женщины только одни мысли о прошлом. А вот глава семьи муж Ирины по имени Аркадий Николаевич – противоположность жене. Аркадий получает удовольствие когда, прибывает в кругу гостей и праздники старается делать яркими, веселыми и пышными. Мужчина живет бестолковой жизнью, часто то закладывает имущество, то прикладывает. Деньги для Аркадия бумажки, часто балует собственных детей. Также мужчина любит делать для детей рождественскую елку. Каждый год Николаевич заказывает на праздник Рождества популярный оркестр Рябова.
Однако в этом году произошла неприятная ситуация, приглашение отправлено позднее чем в прошлые разы. Оказалось что дети проведут этот праздник без оркестра праздничное музыки. Аркадий сразу решил заказать подходящего тапера. Сестра Тины по имени Татьяна Аркадьевна находит выход. Татьяна дает горничной адрес одного тапера и посылает Дуняшу за ним. Вскоре в дом Рудневых начали сходиться приглашенные гости. Сестры переживали по поводу тапера, но вскоре возвращается горничная Дуняша с мальчиком, которому четырнадцать лет. Дуняша сказала что этот тапер – юный музыкант. Мальчик сообщил что владеет музыкальным опытом.
Сестры стали рассматривать мальчика с недоверием. Лидия с ухмылкой начали расспрашивать юного музыканта, как музыку умеет играть. Музыкант обидчиво попросил показать как умеет исполнять “Венгерскую рапсодию”. С первых нот становиться ясно, что этот мальчик талантлив. После окончания музыкального произведения раздаются восторженные аплодисменты. Потом подошел к юному музыканту Аркадий, что бы познакомиться с таким молодым талантом. Мальчика зовут Юрий Азагаров. Аркадий попросил Юру воспроизвести громкий марш. Начав играть эту мелодию, дети сразу спустились под музыку в столовую. Потом мальчик начала исполнять популярную польку. В это время музыкант заметил что в зал пришел один новый гость по имени Антон Григорьевич. Взрослые к этому человеку обращались с уважением. Праздник в разгаре и гости довольны.
Юра играл музыку одну за другой, мальчик исполнял вальс, польку, кадриль и многообразных другой музыки. Однако когда Юра исполнял музыку, перед глазами стоял образ загадочного гостя. Тут Юра увидел что при разговоре Аркадий с Антоном смотрели на мальчика. Внезапно ость подошел к Юре и попросил сыграть “Венгерскую рапсодию”. Мальчик начал играть эту мелодию с проживанием и неуверенностью, но с каждой нотой ощущал как наполняется вдохновением. Мальчик перестал замечать других и отдался музыке.
Антон Григорьевич с интересом наблюдал за тем как играл Юра, однако мужчина решил не быть до конца праздника, позвал к себе юного музыканта передает мальчику деньги и таинственно сказал, что гость ждет мальчика на улице. Мальчик в недоумении что происходит и что хочет этот загадочный человек. Юра продолжал играть до конца вечера. Потом Руднев объясняет кто такой этот загадочный гость, оказалось этот таинственный незнакомец знаменитый композитор Рубинштейн, которого заинтересовал юный музыкант. Судьба Юры меняется благодаря этой случайной встрече. Мальчик обретает опытного учителя и становится впоследствии популярным в России композитором.
Думаю этому мальчику повезло встретиться с таким знаменитым композитором и произвести на Антона впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий не говорил ни одному человеку о личном разговоре с Рубинштейном, так как эти слова стали для Юры важны и помогли найти путь в жизни.
Неожиданный рождественский подарок
- Глава семейства — Руднев Аркадий Николаевич, любитель балета, карточной игры и больших, шумных обществ.
- Его жена — Руднева Ирина Алексеевна.
- Дочери: старшие — Лидия и Татьяна, младшие — Тина и Катя.
- Сыновья — Аркадий и Дмитрий.
На улице темнеет, а Дуняши все нет. Тина забрасывает сестру тревожными вопросами. Татьяна и сама начинает беспокоиться и делится опасениями с Лидией. На тот случай, если музыкант не будет найден, она предлагает обойтись своими силами. Лидия же была особой:
- не отличающейся тактичностью,
- унаследовавшей от матери надменность и пренебрежительность к зависимым от ее расположения людям,
- эмансипированной, интересующейся политикой и экономикой,
- с модной среди молодых девушек мечтой о высших курсах,
- любящей выражаться кратко и с сарказмом.
Юный музыкант
Татьяна, взглянув на мальчика, сразу почувствовала его смущение и очень тактично поинтересовалась, приходилось ли ему играть на вечерах и не будет ли нагрузка слишком велика. Юный тапер ответил утвердительно и попросил не беспокоиться. Было видно, что мальчик:
Аркадий Николаевич, понимавший и любивший музыку, услышав игру, вышел из кабинета и стоя аплодировал маленькому пианисту. Безо всякой заносчивости хозяин дома искренне благодарит мальчика за игру, узнает его имя и просит дать знать, когда устанет.
Великий композитор
К мальчику, многозначительно улыбаясь, подходит хозяин, передает ему конверт с деньгами и предлагает пройти в переднюю, одеться и поехать вместе с Антоном Григорьевичем. Маленький тапер полагает, что это делается из снисхождения к возрасту, и пытается доказать, что может играть целый вечер.
Был ли мальчик
Несомненно, что Рубинштейн был одним из первых, кто стоял у истоков создания института профессионального музыкального образования в России, доступного при наличии таланта не только аристократической верхушке, но и всем слоям населения. Краткий пересказ истории свидетельствует о поддержке прогрессивного начинания и отдельными лицами высшего света.
Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру. Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку.
- Mesdames, а где же тапер? Я спрашивала у всех в доме, и никто ничего не знает. Тот говорит — мне не приказывали, тот говорит — это не мое дело… У нас постоянно, постоянно так, — горячилась Тиночка, топая каблуком о пол. — Всегда что-нибудь перепутают, забудут и потом начинают сваливать друг на друга…
Самая старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. Повернувшись боком к зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу. Она не выносила никакого шума и относилась к “мелюзге” с холодным и вежливым презрением. Взглянув на отражение Тины в зеркале, она заметила с неудовольствием:
- Больше всего в доме беспорядка делаешь, конечно, ты, — сколько раз я тебя просила, чтобы ты не вбегала, как сумасшедшая, в комнаты.
Тина насмешливо присела и показала зеркалу язык. Потом она обернулась к другой сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подметывая на живую нитку низ голубой юбки, и затараторила:
- Ну, понятно, что от нашей Несмеяны-царевны ничего, кроме наставлений, не услышишь. Танечка, голубушка, как бы ты там все это устроила. Меня никто не слушается, только смеются, когда я говорю… Танечка, пойдем, пожалуйста, а то ведь скоро шесть часов, через час и елку будем зажигать…
Тина только в этом году была допущена к устройству елки. Не далее как на прошлое Рождество ее в это время запирали с младшей сестрой Катей и с ее сверстницами в детскую, уверяя, что в зале нет никакой елки, а что “просто только пришли полотеры”. Поэтому понятно, что теперь, когда Тина получила особые привилегии, равнявшие ее некоторым образом со старшими сестрами, она волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадаясь ежеминутно кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету, царившую обыкновенно на праздниках в рудневском доме.
Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей, обитающих испокон века в окрестностях Пресни, Новинского и Конюшков и создавших когда-то Москве ее репутацию хлебосольного города. Дом Рудневых — большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и с массивными белыми колоннами у парадного, — круглый год с утра до поздней ночи кишел народом. Приезжали без всякого предупреждения, “сюрпризом”, какие-то соседи по наровчатскому или инсарскому имению, какие-то дальние родственники, которых до сих пор никто в глаза не видал и не слыхал об их существовании, — и гостили по месяцам. К Аркаше и Мите десятками ходили товарищи, менявшие с годами свою оболочку, сначала гимназистами и кадетами, потом юнкерами и студентами и, наконец, безусыми офицерами или щеголеватыми, преувеличенно серьезными помощниками присяжных поверенных. Девочек постоянно навещали подруги всевозможных возрастов, начиная от Катиных сверстниц, приводивших с собою в гости своих кукол, и кончая приятельницами Лидии, которые говорили о Марксе и об аграрной системе и вместе с Лидией стремились на Высшие женские курсы. На праздниках, когда вся эта веселая, задорная молодежь собиралась в громадном рудневском доме, вместе с нею надолго водворялась атмосфера какой-то общей наивной, поэтической и шаловливой влюбленности.
Эти дни бывали днями полной анархии, приводившей в отчаяние прислугу. Все условные понятия о времени, разграниченном, “как у людей”, чаем, завтраком, обедом и ужином, смешивались в шумной и беспорядочной суете. В то время когда одни кончали обедать, другие только что начинали пить утренний чай, а третьи целый день пропадали на катке в Зоологическом саду, куда забирали с собой гору бутербродов. Со стола никогда не убирали, и буфет стоял открытым с утра до вечера. Несмотря на это, случалось, что молодежь, проголодавшись совсем в неуказанное время, после коньков или поездки на балаганы, отправляла на кухню депутацию к Акинфычу с просьбой приготовить “что-нибудь вкусненькое”. Старый пьяница, но глубокий знаток своего дела, Акинфыч сначала обыкновенно долго не соглашался и ворчал на депутацию. Тогда в ход пускалась тонкая лесть: говорили, что теперь уже перевелись в Москве хорошие повара, что только у стариков и сохранилось еще неприкосновенным уважение к святости кулинарного искусства и так далее. Кончалось тем, что задетый за живое Акинфыч сдавался и, пробуя на большом пальце острие ножа, говорил с напускной суровостью:
- Ладно уж, ладно… будет петь-то… Сколько вас там, галчата?
Ирина Алексеевна Руднева — хозяйка дома — почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком “мескинно” [1] и “брютально” [2] , и потому равнодушно “игнорировала” [3] его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность. Впрочем, мужа своего Ирина Алексеевна не уставала даже и теперь тайно, но мучительно ревновать. И она, вероятно, имела для этого основания, так как Аркадий Николаевич, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства, до сих пор еще, несмотря на свои пятьдесят с лишком лет, не утратил заслуженной репутации дамского угодника, поклонника и покорителя. Даже и теперь его можно было назвать красавцем, когда он, опоздав на десять минут к началу действия и обращая на себя общее внимание, входил в зрительную залу Большого театра — элегантный и самоуверенный, с гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой.
Аркадий Николаевич редко показывался домой, потому что обедал он постоянно в Английском клубе, а по вечерам ездил туда же играть в карты, если в театре не шел интересный балет. В качестве главы дома он занимался исключительно тем, что закладывал и перезакладывал то одно, то другое недвижимое имущество, не заглядывая в будущее с беспечностью избалованного судьбой гран-сеньора. Привыкнув с утра до вечера вращаться в большом обществе, он любил, чтобы и в доме у него было шумно и оживленно. Изредка ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодежи неожиданное развлечение и самому принять в нем участие. Это случалось большею частью на другой день после крупного выигрыша в клубе.
- Молодые республиканцы! — говорил он, входя в гостиную и сияя своим свежим видом и очаровательной улыбкой. — Вы, кажется, скоро все заснете от ваших серьезных разговоров. Кто хочет ехать со мной за город? Дорога прекрасная: солнце, снег и морозец. Страдающих зубной болью и мировой скорбью прошу оставаться дома под надзором нашей почтеннейшей Олимпиады Савичны…
В большом московском доме Рудневых весь день суета и неразбериха — сегодня рождественская ёлка. Но в этом году случился целый ряд недоразумений, из-за чего праздничный вечер грозит остаться без музыки. Горничную срочно посылают искать тапёра.
Лучшая рецензия на книгу
Из виртуальной реальности
28 ноября 2020 г. 09:50
Ещё одна история о рождественском чуде, которое поджидало юного тапёра в богатом московском доме. История начинается с описания семейства, краткого обзора характеров и положения в обществе. Отец привыкший жить практически в вечных праздниках, закладывая и перезакладывая свое имущество, не особо задумываясь о будущем. В семье много детей, по большей части девочки, читаешь и мороз по коже от осознания, что их положение, счастливое детство может внезапно закончится и завтра все могут оказаться на улице. Куприн лёгкими намёками даёт это понять, но пока что все счастливы. Ставится елка, все готовятся праздновать, в доме суета, толпа народу, гости все прибывают, шум и гам. В неразберихе оказывается, что на вечер нет оркестра и служанка приводит мальчика подростка, утверждающего, что отлично…
Читайте также: