Кто сажает лес за рекой росли одни елки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки. Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она что-то спрятала под трухлявый пень. И улетела.

Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь и забудет, где спрятала. Он и прорастает. (85 слов.)

(По Г. Снегиреву.)

1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?

2. Что было необыкновенного в поведении сойки?

3. Кто же сажает дубки?

Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему?

Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками – полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст.

Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу.

Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.

Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото.

– Эти инструменты обязательно вылечат твои руки, – сказалотец.

(По Н. Елинсону.)

1. Про кого говорят, что у него золотые руки?

2. Как называли Алешины руки папа и мама?

3. Почему мама называла руки сына каменными?

4. Что же разбил алеша?

5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?

6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?

Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.

Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.

А мальчишка так важно мне в ответ:

– Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.

Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.

Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.

Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (86 слов.)

(По Л. Савоненковой.)

1. Кого же звали Яшкой?

2. Как добились мальчики доверия белочки?

3. Чем подкармливали они своего друга?

4. Кого еще кормили в этом парке ребята?

Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой.

Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящиков с пионами. Мыши грызут наши цветы!

Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе.

Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы.

Это живые бутоны ночью шуршали нашими бумажками. Вот тебе и мыши! (87 слов.)

(По Н. Павловой.)

1. Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне?

2. Почему шуршала бумага?

3. На что был похож шорох бумаги?

4. Как закончила писательница свой рассказ?

6. Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея?

Кто живет в дупле?

Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.

Причалил Боря к дереву. А из дупла голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла.

Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.

Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка. (87 слов.)

(По И. Недоле.)

1. О какой птице рассказал автор?

2. Какое чудо испугало Борю?

3. Кого вертишейка испугалась на этот раз?

4. Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был далеко от ее гнезда.)

В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с болота.

Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, журавли! До радостной встречи весной! (90 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)

1. Как собирались журавли к отлету?

2. Где они остановились на отдых?

3. Когда птицы снова отправились в путь?

4. Подумайте, как можно озаглавить рассказ.

6. Почему макушки деревьев кажутся черными?

Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.

Если выйти в сумерки и снегопад за околицу – такая кругом тишина, кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.

А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые ветви деревьев.

Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да попискивают, перелетаяс дерева на дерево, хлопотливые синицы.

(По Г. Скребицкому.)

1. Как падает на землю первый снег?

2. Каким становится лес после снегопада?

4. Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семенах – крылатые? Какая разница в значении этих слов?

Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но. ошибся.

Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.

Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?

Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков.

(По Д. Клещеву.)

1. Чему порадовался писатель?

2. Кто разрыл муравейник?

3. Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом от злых обидчиков?

4. Почему у рассказа такое заглавие?

5. Как по-другому можно похвалить муравьев?

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

(По С. Аксакову.)

1. Почему запрещена охота на журавлей?

2. Каков внешний вид журавля?

3. Где гнездятся журавли?

4. Чем опасен ранний журавль?

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

КНИГИ 415629 АВТОРЫ 126959 СЕРИИ 43063 ЖАНРЫ 504 ГОРОДА 1133 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16435 ТЕГИ 325972 СТАТЬИ 599

рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.

Вера посмотрела на Рыжика и сказала:

— Ты не ручной зверь, а дикий!

Только не понятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.

КАБАНЫ

Поспела у нас на огороде картошка. И стали каждую ночь приходить к нашей избушке из леса кабаны — дикие свиньи.

Отец, как стемнеет, надевал ватник и шёл на огород со сковородой.

Он бил в сковороду — пугал кабанов.

Но кабаны были очень хитрые: папа на одном конце огорода гремит сковородой, а кабаны бегут на другую сторону и там едят нашу картошку. Да не столько поедят, сколько потопчут, вомнут в землю.

Отец очень рассердился. Он взял у одного охотника ружьё и приклеил к стволу полоску белой бумаги. Это чтобы ночью было видно, куда стрелять. Но кабаны в эту ночь совсем не пришли к нам на огород. Зато на другой день они ещё больше поели картошки.

— Да, — сказал отец, — если и дальше так будет, зимой придётся без картошки сидеть!

Тогда я тоже стал думать, как прогнать кабанов.

У нас есть кошка Мурка, я с ней ребятам разные фокусы показывал.

Возьмёшь и намочишь один кусочек мяса валерьянкой, а другой керосином. Который валерьянкой пахнет, Мурка сразу съест, а от керосина она убегала во двор. Ребята очень удивлялись. А я ребятам говорил, что второй кусочек заколдованный.

И вот я решил кабанов тоже керосином прогнать.

Вечером я налил керосин в лейку и стал с лейкой ходить вокруг огорода, поливать керосином землю. Получилась керосиновая дорожка.

В эту ночь я не спал, всё ждал, когда они придут. А кабаны в эту ночь и на другой день не приходили. Они совсем испугались. С какой стороны к картошке ни подойдут — всюду пахнет керосином.

Я по следам узнал, как кабаны сразу бросились в лес — они струсили. Отцу я сказал, что наша картошка теперь заколдованная. И рассказал про керосин. Отец смеялся, потому что кабаны ружья не боятся, а керосина испугались.

КТО САЖАЕТ ЛЕС

За рекой росли одни ёлки. Но потом среди ёлок появились дубки. Ещё совсем маленькие, всего три листика торчат из земли.

А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром жёлуди прилететь? Очень они тяжёлые. Значит, кто-то их здесь сажает.

Долго не мог я угадать.

Однажды осенью шёл я с охоты, смотрю — мимо меня низко-низко пролетела сойка.

Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто? И потом полетела к реке.

Я подошёл к пню, а между корнями в яме лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок!

Сойка спрячет жёлудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастёт.

МЕДВЕДЬ

Осенью я собирала в тайге бруснику и наткнулась на мох, который почему-то рос кверху корешками. Кто-то свежей земли натаскал и посадил его так.

Смотрю, под поваленной сосной вырыта яма и вокруг много следов нахожено, как будто босой человек ходил, только с когтями.

Я сильно испугалась: ведь это же медведь из берлоги землю выгреб и сверху прикрыл мохом, хотел спрятать землю, чтобы берлогу не нашли. Побежала я скорей к дедушке и всё ему рассказала.

— Этот медведь сюда прибежал, когда тайга за рекой горела.

Страшно мне и жалко дедушку. Хотела я уже одеваться и его искать. Слышу, телега во двор приехала и остановилась.

Вошёл дедушка, ружьё повесил на стену.

— Ну, — говорит, — иди смотри медведя!

Я вышла во двор, смотрю, лежит на телеге мёртвый медведь. Большой, голова вниз свесилась, зубы оскалил.

Охотники его свалили на землю, лошадь зафыркала и хотела убежать, только её удержали. Потрогала я у медведя клыки, они все жёлтые.

Дедушка мне говорит:

— Старый медведь, однако, сплоховал, корешки с вершками спутал, вот и попался!

БЕСПОКОЙНЫЙ ХВОСТИК

Нашёл я лесной шатёр. Старые ели сучья сплели, а внизу — мягкая подстилка из жёлтых иголок. Темно в нём и душно, пахнет смолой.

Белка здесь когда-то обедала. Оставила она после себя целый ворох ощипанных шишек.

Стал я ворошить шишки. Смотрю, лежит комочек рыжей шерсти. Наверно, белку съела куница, и только кончик беличьего хвоста валяется.

Серебристый паучок обвил его паутиной, устроил себе из беличьей шерсти закуток.

Паучка я потрогал пальцем. Он испугался, быстро-быстро вскарабкался вверх и закачался на паутинке.

Поднял я хвостик и засунул в пустую гильзу. Он весь туда уместился.

Дома, когда разбирал патроны, хвостик вынул и положил себе на стол.

Беспокойный этот хвостик оказался: как посмотрю на него, тянет меня опять бродить, искать лесные шатры!

В детстве мне подарили кедровую шишку.

Я любил брать её в руки и рассматривать и всё удивлялся, какая она большая и тяжёлая — настоящий сундучок с орехами.

Через много лет попал я в Саяны и сразу отыскал кедр.

Растёт он высоко в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле пригнуть, скрючить.

А кедр вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше, весь косматый от зелёных веток.

На концах веток кедровые шишки висят: где три, а где сразу и пять. Орешки ещё не поспели, но много вокруг зверьков и птиц живёт.

Кедр их всех кормит, вот они и ждут, когда поспеют орешки.

Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, да не все — один да останется. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям лазить не умеет, а орешков ей тоже хочется.

Синицы весь день прыгают на кедре. Издалека послушаешь — весь кедр щебечет.

Осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре живёт: кедровки, бурундуки сидят на ветках. Зимой голодно, вот они и прячут кедровые орешки под камни и в землю зарывают про запас.

Урок развития связной речи. Задача урока учиться составлять план текста и правильно передавать содержание текста на письме.

ВложениеРазмер
Изложение слухового восприятия по коллективно-составленному плану "Кто сажает лес", 4 класс 24.2 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов

Тема : Изложение слухового восприятия по коллективно-составленному плану.

Цель : развитие связной речи.

Познавательные учебные действия:

Развивать у учащихся умение определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, составлять план текста, излагать текст, умение правильно строить предложения, оформлять их на письме; развивать умение видеть орфограммы.

Универсальные логические действия :

Развивать устную и письменную речь, мыслительные операции, самостоятельность учащихся.

Регулятивные учебные действия:

развивать умение ставить и сохранять учебную задачу, умение действовать по плану; развивать умение оценивать и контролировать свои действия.

Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Личностные учебные действия:

Развивать умение работать самостоятельно.

Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия, работают по плану.

Познавательные учебные действия: определяют тему, основную мысль текста, озаглавливают текст, составляют план текста .

Оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска DualBoard, презентация PowerPoint.

1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи .

- Прочитать тему урока: Изложение - …

-Изложение. Что это за вид работы? Пересказ текста (устный или письменный),

- Как понять, слухового восприятия?

Задача урока: продолжить учиться составлять план текста и правильно передавать содержание текста на письме .

- Работать предлагаю по плану.

1. Работа над содержанием.

2. Составление плана текста.

3. Лексическая и орфографическая работа.

4. Самостоятельная работа.

- Послушайте текст. Первичное чтение текста учителем.

2. Знакомство с текстом.

За рекой росли стройные ели. Но вот среди лесных красавиц появились дубки. Они были очень маленькие. Три листочка торчали из земли. Дубы рядом не растут. Ветер жёлуди не принесёт. Они тяжелы для него. Кто сажает дубки? Долго я не мог разгадать.

Раз я шел по лесу. Вдруг заметил сойку. Низко летела птица. Она подлетала то к одной ёлке, то к другой.

Сойка что-то искала. Вот она села на трухлявый пень и что-то спрятала. Птица осмотрелась по сторонам и полетела к опушке леса. Я подошёл к пню. Между корнями лежали два желудя. Сойка прятала их на зиму. Я узнал тайну. Так вот кто сажает молодые дубки около ёлок. Сойка спрячет жёлудь и забудет. А он прорастёт. (109)

-Докажите, что это текст?

Все части текста связаны с темой и основной мыслью высказывания.

-Какой это вид текста? Почему? (Текст-повествование, т.к. задача автора – сообщить о последовательности действий или событий.) Слайд 1

-Какова его тема? (Маленькие дубки в ельнике.)

-Определите основную мысль. (Кто сажает дубки?)

Вопросы и задания к тексту.

- Что удивило автора?

- Почему внимание привлекла сойка?

- Как была открыта тайна?

3. Составление плана .

- На какие части нужно разделить текст?

2. Основная часть - развитие событий.

Учебная задача – послушать текст, разделить его на части и озаглавить их.

Вторичное чтение текста.

- О чём говорится в первой части?

- Определить главную мысль части и озаглавить. Слайд 4

- О чём говорится во второй части?

- Определить главную мысль части.

- Как её озаглавить? Слайды 4, 6.

- О чём говорится в третьей части?

- Определить главную мысль части, озаглавить. Слайды 4, 6.

1. Тайна елового леса (ельника).

2. Встреча с сойкой.

3. Тайна раскрыта.

- Пересказать текст с опорой на план.

4. Словарно-орфографическая подготовка .

Лексическая работа . Слайд 5.

Е́льник — еловый лес.

Трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху.

На доске карточки с записями.

-На какие группы по написанию можно распределить слова? Доказать.

Дети распределяют карточки в группы.

-Какие орфограммы ещё встретились?

Объяснить написание окончания.

Объяснить правописание слов.

Слова для справок : что-то, жёлудь, прорастёт, торчали. Слайд 9.

- Назовите однокоренные слова (шёл, подошёл). Объяснить орфограмму.

5. Самостоятельное изложение текста .

Чтение текста учителем в третий раз.

-Какие правила нужно помнить при записи текста?

-Как избежать повторов?

- Напишите изложение от 3 лица.

Самостоятельное изложение текста учащимися.

6. Самопроверка работ по плану .

- Кто желает прочитать свой текст?

Слушание и анализ (2 работы).

План для самопроверки . Слайд 10.

1. Соответствует ли содержание текста теме?

2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?

5. Интересно и понятно ли всё изложение слушателю?

6. Проверь, не пропустил ли ты буквы.

7. Отметь и объясни (где можешь) орфограммы и знаки препинания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с учащимся 2 класса.

Методы и приёмы работы с неслышащими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи.

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения ученика 3-го класса II отделения по теме: "Звуки Ы, Ц. Фразы".

В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко.


Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.


Конспект группового занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения, проведённого в 5 классе I отделения.


В основе урока лежит заметка "Юная героиня" из "Пионерской правды" о Наташе Зайцевой из города Рославля, спасшей из пожара троих детей. На уроке используется дифференцированная работа. Большое внимани.


Прочитайте текст Г. Снегирёва. * * * У реки росли одни ёлки. Но потом среди ёлок появились дубки. Кто же принёс из дубравы жёлуди? Единожды я шёл с охоты и увидел сойку. Она слетела с дерева и что-то упрятала около пня. Это были жёлуди. Сойка прячет их для себя на зиму, а позже запамятывает. И жёлуди прорастают. Найдите имена существительные в родительном падеже и выпишите их вкупе с вопросами по образцу. Выделите окончания имён существительных в родительном падеже. Эталон. Росли (у чего?) у реки, появились (посреди чего?) . .

Читайте также: