Как посадить дерево сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Есть несколько способов уточнить эту информацию
при помощи придаточного.
Способ третий. Придаточное сравнительное.
Я рад, как
Я рад!
бывает рад
человек,
увидевший
колодец в
пустыне.
А можно ли
это с чем-то
сравнить?

Вспомним…
Группы придаточных обстоятельственных
времени
причины
образа действия
места
цели
меры и степени
следствия
сравнения
условия
уступки

Придаточные образа действия раскрывают способ совершения
действия, о котором говорится в главном предложении.
Виктор старался водить машину так, чтобы не
нарушать правила.
Он собрал прибор так, как было написано в инструкции.
Виталий хотел ответить так, чтобы ему не было
стыдно.

Придаточные образа действия относятся к словосочетанию,
в которое входит указательное слово.
Виктор старался водить машину так, чтобы не
нарушать правила.
Он собрал прибор так, как было написано в инструкции.
Виталий хотел ответить так, чтобы ему не было
стыдно.

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень
действия, которое названо в главном предложении.
Кошка ступает настолько тихо, что услышать ее шаги
почти невозможно.
Эта шутка была до того смешной, что все
расхохотались.
Спортсмен прыгнул так высоко, что сразу побил
мировой рекорд.

Придаточные меры и степени относятся к словосочетанию,
в которое входит указательное слово.
Кошка ступает настолько тихо, что услышать ее шаги
почти невозможно.
Эта шутка была до того смешной, что все
расхохотались.
Спортсмен прыгнул так высоко, что сразу побил
мировой рекорд.

Средства связи придаточных образа действия,
меры и степени
Указательные
слова
Союзы
Союзные
слова
так
что
насколько
такой
как
как
столько
чтобы
настолько
будто
словно

Кстати…
Придаточные образа действия, меры и степени
встречаются в пословицах и поговорках.
Думай так, чтобы после не передумывать.
Смейся так, чтобы и я смеялся.
Закрывайся, да так, чтобы можно открыть было.

Придаточные образа действия, меры и степени могут стоять
перед главным предложением только в том случае,
если средством связи является союзное слово.
Окружающие уважают нас
настолько, насколько мы сами
уважаем себя.
настолько
Насколько мы уважаем себя
сами, настолько уважают нас
окружающие.
настолько
,
насколько
.
насколько
,
.

Придаточные образа действия, меры
и степени
Вопросы
как? каким образом? сколько? насколько?
в какой мере? в какой степени?
Средства связи
Союзы что, как, чтобы, будто, словно.
Союзные слова насколько, как.
Указательные слова так, такой, столько,
настолько.
К чему относятся
К словосочетанию, в которое входит
указательное слово.
Место в СПП
После главного предложения, перед ним
(если средство связи – союзное слово).

Придаточные сравнительные помогают сопоставить два
действия, явления или признака.
Говорите со мной так, как вы обычно общаетесь с
людьми.
С громким звуком, как будто что-то взорвалось,
открылась дверь.
Он погрузился в эту историю, как ныряльщик
погружается в воду.

Придаточные сравнительные относятся ко всему
главному предложению.
Говорите со мной так, как вы обычно общаетесь с
людьми.
С громким звуком, как будто что-то взорвалось,
открылась дверь.
Он погрузился в эту историю, как ныряльщик
погружается в воду.

Средства связи
Союзы
как
будто
словно
точно
как бы
как будто
прямо как
точно как
как если бы
подобно тому как
всё равно что

Различайте придаточные определительные со
сравнительными оборотами!
Подсказкой может служить сказуемое или зависимые от него члены.
Скрипка пела, как соловей.
Сравнительный
оборот.
Скрипка пела, как поёт соловей
на закате дня.
Придаточное
сравнительное.
Скрипка пела, как соловей
на закате дня.
Придаточное
сравнительное
(неполное).

Кстати…
Придаточные сравнительные также могут
присоединяться при помощи сочетания чем… тем.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Чем больше науки, тем умнее руки.
Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

В CПП придаточные сравнительные могут занимать
позицию перед главным предложением, после главного
и в середине главного.
Полюбите людей так,
как любите себя.
так
Как любите себя, так
полюбите и людей.
,
как
.
хотя
,
.
Так же, как любите
себя, полюбите
людей.
так
,
как
,
.

Придаточные сравнительные
Вопросы
как? подобно чему?
Средства связи
Союзы как, будто, словно, точно, как бы, как
будто, прямо как, точно как, как если бы,
подобно тому как, всё равно что.
К чему относятся
К главному предложению в целом.
Место в СПП
Перед главным предложением, после
него, в середине него.

Цель: Формировать умения определять типы обстоятельственных предложений, выяснять общее и различия между ними.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока “Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнительными”. Цель нашего урока заключается в том, чтобы в ходе поиска прийти к выводу: что общего между этими придаточными и в чем их различие. Всем понятна цель урока? Значит, нам нужно максимально сконцентрироваться и работать в темпе, так как у нас много работы.

Словарная работа.

А сейчас проведем словарную работу. Смотрим на экран: канонада. Это слово заимствовано из французского языка. Лексическое значение – продолжительная сильная частая стрельба из многих орудий. Запишите это слово.

Повторение изученного материала.

Теперь 1-й вариант составит сложноподчиненное предложение с придаточными определительными, 2-й вариант – сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. Хорошо. Ответьте на следующие вопросы: На какие группы делятся сложноподчиненные предложения? Сколько видов придаточных обстоятельственных?

Объяснение нового материала.

Внимание на экран. Будьте внимательны. Мы с вами переходим к основному этапу урока. Вспомним цель нашего урока: что общего между придаточными образа действия, степени и сравнительными и в чем их различие.

1. Партизаны выполнили задание так, как приказал командир.
2. Немцы двигались так осторожно, что Сашка даже на миг успокоился.

  1. Найдите грамматические основы.
  2. Определите главные и придаточные предложения.
  3. На какие вопросы отвечают придаточные?
  4. Что поясняют придаточные? Какие это придаточные?
  5. При помощи чего прикрепляются придаточное к главному предложению? Придаточные образа действия и степени могут прикрепляться при помощи союзов и союзных слов. Если придаточное прикрепляется союзными словами, то оно однозначное. Если же союзами, то многозначное.
  6. Графически изобразите схемы сложноподчиненных предложений.

На экране схемы этих предложений. Проверьте, правильно ли вы выполнили.

Во втором предложении в строении словосочетания может быть не только наречие, но и имя прилагательное и имя существительное. Ребята, давайте сделаем вывод. Что общего между придаточными образа действия и степени?

Ответы учащихся.

Общее: придаточные образа действия и степени могут быть однозначными и многозначными; поясняют словосочетания ; одинаковые указательные слова являются членами предложения и не могут быть опущенными.

Отличие: придаточные образа действия и степени отвечают на разные пары вопросов и поясняют словосочетания различного строения.

Общее Различие
1. Могут быть однозначными и многозначными. 1. Отвечают на разные пары вопросов.
2. Поясняют словосочетания. 2. Поясняют словосочетания различного строения.
3. Одинаковые указательные слова являются обстоятельствами и не могут быть опущены.

Закрепление.

Выполнение упражнения 127 на странице 60. Первый вариант работает со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия. Второй вариант со сложноподчиненными предложениями с придаточными степени.

[Незнакомец не рассматривал нас так], (как рассматривали мы его).

[Загрузка пошла до того быстро], (что подводы не поспевали подвозить зерно).

Продолжение объяснения нового материала.

Внимание. Вот третье предложение.

Еще долго не умолкала победная канонада, словно война не хотела покидать русскую землю.

  1. Найдите грамматические основы предложения.
  2. Определите главное и придаточное предложения.
  3. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
  4. Что поясняет придаточное?
  5. При помощи чего прикрепляется придаточное сравнительное?

Проверяем. Итак, схема вашего предложения должна выглядеть так.

Придаточные сравнительные, ребята, прикрепляются только при помощи союзов. Ответьте на вопрос: Чем отличаются сравнительные придаточные от придаточных образа действия и степени?
На первый взгляд легко. На самом деле очень часто путают. Итак, сделаем самый главный вывод на этом уроке.

Придаточные сравнительные поясняют все главное предложение, а придаточные образа действия и степени – словосочетания. Придаточные сравнительные отвечают на один вопрос как, а придаточные образа действия и степени на пары вопросов. В сложноподчиненном предложении с придаточными сравнительными нет указательных слов, в сложноподчиненных предложениях с придаточными образа действия и степени указательные слова обязательны. Еще один одно главное отличие: в основе СПП с придаточными сравнительными лежит сравнение, а в СПП с придаточными образа действия и степени нет даже намека на сравнение.

Придаточные сравнительные Придаточные образа действия и степени
1. Как? 1. Как? Каким образом?
Как? В какой степени?
2. Поясняет все главное предложение. 2. Поясняют словосочетания: глагол + указательное слово; указательное слово + наречие, сущ., прил.
3. Нет указательных слов. 3. Указательные слова обязательны, не могут быть опущены.
4. Сравнение 4. Нет намека на сравнение.

Воспитательный момент.

Ребята, прочитайте еще раз эти три предложения и посмотрите на них с другой точки зрения. Что между ними общего?

В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы над фашистской Германией. Мы с вами должны чтить погибших и уважать память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Закрепление.

Работа по карточкам. Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите придаточные образа действия, степени и сравнительные.

  1. На войне солдаты поступали так как велел им долг.
  2. Из груди так сильно била кровь что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.
  3. Мина взорвалась так неожиданно что Сашка оказался в неглубокой воронке полной мутной водой.
  4. Засмеялся он точно сталь зазвенела.
  5. Ветер дул так сильно что стоять на ногах было невозможно.
  6. Где-то рядом грянуло так что задрожала вся улица.
  7. Это были люди настолько страшные что они были закутаны и одеялами и платками.

Проверка задания. Еще раз вернемся к выводу. Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия и степени? Ответы учащихся. На следующем уроке продолжим изучение этой темы.

Домашнее задание. Знать отличия СПП с придаточными образа действия, степени и сравнительными. Упражнение по учебнику № 130, 168.


На этом уроке мы рассмотрим особенности придаточных образа действия, меры и степени, а также придаточных сравнительных. Приведем интересные примеры из пословиц и поговорок. И научимся отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными"

· Сегодня мы продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными.

· Поговорим о придаточных образа действия, меры и степени, а также о придаточных сравнительных.

· И составим таблицы для запоминания.

Нам всегда хочется узнать подробнее о действиях, явлениях или состояниях – словом, обо всем, что происходит вокруг нас.

Раскрыть информацию в речи нам помогают в том числе и придаточные части в сложноподчиненных предложениях.

Помните – мы говорили, что придаточная часть похожа на любопытную девушку, которая постоянно уточняет: где, когда, почему, зачем что-то произошло?

Как мы можем уточнить ее?

Есть несколько способов уточнить эту информацию при помощи придаточного предложения.

Например, мы можем поставить вопрос: как? То есть, как именно?

В этом случае мы воспользовались придаточным образа действия.

В данном случае в нашем предложении появляется придаточное меры и степени.

Наконец, мы можем попросить собеседника с чем-нибудь сравнить свои чувства или свои действия.

В третьем случае мы воспользовались придаточным сравнительным.

Итак, сегодня мы будем рассматривать третью группу придаточных обстоятельственных, которая позволяет уточнить информацию, рассказать о том, как именно происходило действие.

Мы начинаем с придаточных образа действия.

Эти придаточные отвечают на вопросы, которые мы задаем себе, когда видим нечто удивительное или непонятное: как? каким образом?


Придаточные образа действия раскрывают способ совершения того действия, о котором говорится в главном предложении.

Виктор старался водить машину (как?), так чтобы не нарушать правила.

Он собрал прибор так (как?), как было написано в инструкции.

Виталий хотел ответить так (как?), чтобы ему не было стыдно.

Придаточные образа действия относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово. Если мы поясняем какое-то действие, то словосочетание также может включать глагол.

Придаточные меры и степени, в отличие от придаточных образа действия, стремятся получить более точные сведения. Поэтому они отвечают на вопросы сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, о котором говорится в главном предложении.

Кошка ступает настолько тихо (насколько?), что услышать ее шаги почти невозможно.

Эта шутка была до того смешной (насколько?), что все расхохотались.

Спортсмен прыгнул так высоко (насколько?), что сразу побил мировой рекорд.

Придаточные меры и степени, как и придаточные образа действия, относятся к словосочетанию, в которое входит указательное слово.

Придаточные образа действия, меры и степени во многом родственны друг другу. Поэтому их средства связи часто пересекаются.

Этими средствами связи могут являться союзы что, как, чтобы, будто, словно. И союзные слова насколько и как.

В главной части предложения очень часто присутствуют указательные слова так, такой, столько, настолько и так далее. Эти слова образуют с союзами и союзными словами пары.

Придаточные образа действия, меры и степени встречаются в пословицах и поговорках.

Думай так, чтобы после не передумывать.

Смейся так, чтобы и я смеялся.

Закрывайся, да так, чтобы открыть можно было.

Придаточные образа действия, меры и степени могут стоять перед главным предложением, но только в том случае, если средством связи является союзное слово. Обычно такие придаточные все же стоят после главного предложения.

Окружающие уважают нас настолько, насколько мы сами уважаем себя.

Насколько мы уважаем себя сами, настолько уважают нас окружающие.


Рассмотрим теперь придаточные сравнительные.

Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?

Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака.

Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми.

С громким звуком, как будто что-то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему он подобен?

Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду.

Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи для придаточных сравнительных являются союзы как, будто, словно, точно, как бы, как будто, прямо как, точно как, как если бы, подобно тому как, всё равно что и т. д.

С этими союзами мы уже встречались, когда говорили о сравнительных оборотах. И поэтому очень важно не путать придаточные сравнительные со сравнительными оборотами.

Подсказкой обычно служит сказуемое, которое есть в придаточном сравнительном, или члены предложения, которые зависят от сказуемого.

Скрипка пела, как соловей. Как соловей – это сравнительный оборот. То есть, обособленное обстоятельство.

Скрипка пела, как поет соловей на закате дня. Кто – соловей, что делает – поет. Есть подлежащее и сказуемое. Значит, это уже не сравнительный оборот, а придаточное сравнительное. В нем есть даже обстоятельство, которое зависит от сказуемого. Поет когда? – поет на закате дня.

Итак, чтобы отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного, нужно обратить внимание на наличие сказуемого или зависимых от него членов.

Придаточные сравнительные могут также присоединяться при помощи сочетания чем… тем. При этом чем – это союз, а тем – указательное слово.

Примеры таких придаточных мы встречаем в поэзии, пословицах и поговорках.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Чем больше науки, тем умнее руки.

Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

Придаточные сравнительные в сложноподчиненном предложении могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

Презентация на тему: " Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени Ксюша Меньших Катя Степанидина." — Транскрипт:

2 Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени Ксюша Меньших Катя Степанидина

3 Цель: Представить вид придаточного образа действия и степени и проиллюстрировать на примерах.

4 Задачи: Познакомиться с вопросами, на которые отвечают. Выяснить,какими союзами и союзными словами присоединяются к главной части предложения. Уметь находить придаточные образа действия и степени в окружающем мире, в речи..

5 Определение. Придаточные образа действия и степени называются так потому, что раскрывают образ,способ действия,а также степень признака, названных в главной части сложноподчинённого предложения.

6 Схема: Такой что Настолько чтобы Сколько как Так будто

7 С помощью придаточного образа действия и степени можно описать любое действие, например, как посадить дерево.

8 При высадке крупного саженца выкопайте лунку настолько, чтобы в ней свободно умещались нижние корни, а основание ствола находилось на уровне земли.

9 Разрыхлите вилкой почву в лунке так, чтобы она была достаточно мягкой. Расправьте корни и осторожно опустите дерево в лунку. Слегка присыпьте его землёй так, чтобы заполнилось пространство между корнями, и хорошенько расправьте их ещё раз.

10 Слегка притопчите землю вокруг ствола.Подсыпьте ещё немного земли и притопчите плотнее до такой степени, чтобы вся лунка оказалась плотно заполнена ею.

11 При необходимости вбейте в землю рядом колышек так, чтобы он находился на 30 см. глубже корней дерева. Привяжите дерево к колышку резиновым жгутом и полейте землю вокруг ствола так, чтобы она была достаточно влажной.

12 . Положите наверх слой торфа или перегноя так, чтобы он был равномерно распределён вокруг ствола. Это не даст прорасти сорнякам и предохранит от высыхания

13 Вывод : Без придаточного образа действия и степени трудно описать действие.

Читайте также: