Компенсационные посадки деревьев что это

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

5.1. Выполнение компенсационных посадок осуществляется в случае сноса:

- зеленых насаждений при производстве работ, связанных с решением вопросов местного значения за счет средств бюджета Куединского муниципального округа Пермского края и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- обгоревших зеленых насаждений до степени прекращения роста;

- зеленых насаждений с дуплами;

- зеленых насаждений, угол наклона которых превышает 45 градусов;

- зеленых насаждений с вывернутой корневой системой;

- сухостойных зеленых насаждений;

- зеленых насаждений, задевающих ветвями или стволом здание, или сооружение, разрушающих отмостку зданий, асфальтовое покрытие тротуаров и проезжей части дорог;

- зеленых насаждений с признаками поражения гнилевыми болезнями, нарушающими прочность древесины и повышающими их буреломность и ветровальность;

- зеленых насаждений с раскидистой или ассиметричной кроной с отдельными или многочисленными усохшими и сломленными крупными фрагментами кроны (вершинами, скелетными ветвями и другими), неустойчивых к сильным шквалистым ветрам.

5.2. Компенсационные посадки производятся согласно Акту комиссионного обследования зеленых насаждений.

5.3. Взамен одного снесенного дерева производится посадка трех саженцев деревьев. В случае сноса кустарника производится посадка трех саженцев кустарника.

Для посадки используются саженцы лиственных и хвойных древесных пород, по своим параметрам соответствующие требованиям стандартов, технических регламентов по предварительному согласованию с Управлением.

5.4. Не позднее 3 рабочих дней после дня выполнения компенсационных посадок заявитель обязан представить в Управление сведения о проведенных компенсационных посадках в форме письма, содержащего информацию о сроках выполнения компенсационных посадок, месте нахождения, количестве и породном составе саженцев, с приложением схемы земельного участка с отображением мест расположения компенсационных посадок.

5.5. Представитель Управления в течение 3 дней после дня получения сведений о выполнении компенсационных посадок осуществляет выезд к месту нахождения саженцев, высаженных при выполнении компенсационных посадок, и оформляет акт осмотра места нахождения, количества и породного состава саженцев (далее - Акт осмотра).

В случае выполнения компенсационных посадок не в полном объеме и/или несоответствия состояния саженцев требованиям стандартов, технических регламентов данный факт фиксируется в Акте осмотра с указанием на необходимость обеспечить выполнение компенсационных посадок в полном объеме и/или замену саженцев на соответствующие требованиям стандартов, технических регламентов в ближайший благоприятный период для посадок зеленых насаждений (апрель - июнь, сентябрь - октябрь).

5.6. По истечении года после дня составления Акта осмотра саженцы должны соответствовать требованиям стандартов, технических регламентов.

При несоответствии состояния саженцев требованиям стандартов, технических регламентов по истечении одного года после дня составления Акта осмотра заявителем должна быть обеспечена замена соответствующих саженцев в ближайший благоприятный период для посадок зеленых насаждений (апрель - июнь, сентябрь - октябрь).

5.7. Приемка работ по выполнению компенсационных посадок (далее - Приемка) осуществляется Комиссией по обследованию зеленых насаждений в течение последних двадцати дней года, следующего после дня выполнения компенсационных посадок.

Управление не позднее 3 дней до планируемого дня проведения Приемки извещает заявителя способом, позволяющим установить факт извещения, о дате проведения Приемки.

По результатам Приемки оформляется Акт о выполнении компенсационных посадок, по форме, установленной администрацией Куединского муниципального округа.

Указанный акт в течение 5 дней после дня Приемки составляется Управлением, после чего подписывается Комиссией и заявителем (его представителем) и выдается заявителю (его представителю) способом, позволяющим установить факт получения.

5.8. Ответственность за выполнение работ по компенсационным посадкам возлагается на заявителя, который проводит их самостоятельно либо с привлечением специализированной организации на договорной основе.

5.9. Контроль за проведением работ по сносу зеленых насаждений и компенсационного озеленения осуществляется специалистами Управления.

на выдачу разрешений на вырубку зеленых насаждений. Общество "Современный дом" обратилось в администрацию с заявлением о сносе зеленых насаждений в связи со строительством на территории застройки по адресу: г. Волгоград, ул. Чуркина, д. 4 (заявление от 05.06.2014 б/н, разрешение на строительство № RU 34301000554/С/12). По результатам рассмотрения заявления, на основании постановления администрации от 24.07.2013 № 633 "О вырубке зеленых насаждений", обществу "Современный дом" был разрешен снос зеленых насаждений с их последующей компенсационной высадкой в количестве 98 ед. деревьев , 2218 ед. кустарника декоративных пород на территории озеленения в пределах участка застройки объекта капитального строительства "Жилая застройка по ул. Чуркина № 4 в Советском районе г. Волгограда 1 этап строительства 1 очередь строительства. Жилой дом № 1 (тип 1)". Поскольку обязательства в части проведения мероприятий по компенсационному озеленению не были исполнены обществом "Современный дом", администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд. Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи

предусмотренной статьей 8.13 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Признавая незаконным постановление Территориальной административной комиссии Ворошиловского района городского округа – город Волгоград от 21.01.2015 № 1/1-15/33 суд первой инстанции указывает на то, что административным органом не установлен конкретный срок, до истечения которого Учреждение обязано произвести посадку деревьев. Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что административным органом был установлен конкретный срок проведения компенсационной высадки деревьев , а именно, высадка должна произойти по истечении осеннего периода, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушения от 26.12.2014г. №428, однако судом первой инстанции пришел к выводу о недостаточности доказательств свидетельствующих о совершенном правонарушении. Суд апелляционной инстанции считает данный довод несостоятельным на основании следующего. В соответствии с пунктом 2 постановления администрации Ворошиловского района Волгограда от 14.03.2014 №111 Учреждение обязано исполнить требования по компенсационному озеленению, а именно в весенне-осенний период 2014 года высадить, 38

предусмотренной статьей 8.13 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Признавая незаконным постановление Территориальной административной комиссии Ворошиловского района городского округа – город Волгоград от 21.01.2015 № 1/1-15/34 суд первой инстанции указывает на то, что административным органом не установлен конкретный срок, до истечения которого Учреждение обязано произвести посадку деревьев. Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что административным органом был установлен конкретный срок проведения компенсационной высадки деревьев , а именно, высадка должна произойти по истечении осеннего периода, что зафиксировано в протоколе об административном правонарушения от 26.12.2014г. №429, однако суд первой инстанции пришел к выводу о недостаточности доказательств свидетельствующих о совершенном правонарушении. Суд апелляционной инстанции считает данный довод несостоятельным на основании следующего. В соответствии с пунктом 2 постановления администрации Ворошиловского района Волгограда от 28.07.2014 №352 Учреждение обязано исполнить требования по компенсационному озеленению, а именно в осенний период 2014 года высадить 4

под гараж разрешается в качестве дополнительного вида разрешенного использования к основному виду. Процедура предоставления земельного участка во временное пользования не была нарушена. Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений и производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента уничтожения или повреждения зеленых насаждений. Компенсационное озеленение производится на том же земельном участке. Земельный участок был передан в аренду Петрику И.И. в . года, компенсационная высадка деревьев будет произведена в ближайшее время. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Определением Волжского городского суда от . года в качестве третьего лица по делу привлечен Петрик И.И.. Третье лицо Петрик И.И. в судебное заседание не явился; о дате и времени рассмотрения дела извещался. Представитель третьего лица - Бочарова Л.М., действующая по доверенности от . года, в судебном заседании пояснила, что Петрик И.И. обратился в администрацию городского округа- город Волжский о предоставлении земельного участка

Бутерброд

Комитеты / Экспертная оценка зеленых насаждений / Сведения об экспертах / Ответы на часто задаваемые вопросы по практике применения законодательства области в сфере охраны и использования озелененных территорий

1. Нужно ли проводить компенсационное озеленение за снос зеленых насаждений, растущих на частной территории. (например: на частной территории собственник планирует строительство магазина, жилого дома, гаража, отмежеванной территории МКД и т.д.). И получать экспертное заключение?

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, к которым относятся древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая растительность в парках, на бульварах, в скверах, садах, цветниках и на газонах, а также отдельно стоящие деревья и кустарники.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

2. В каких случаях наступает необходимость проведения экспертной оценки зеленых насаждений? (На усмотрение органа местного самоуправления? Не будет ли это являться коррупционным фактором)

Частью 1 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений и экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводятся по инициативе уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника (владельца) земельного участка, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке.

Под инициативой в данном случае подразумевается право уполномоченного органа, органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника земельного участка начать процесс экспертной оценки зеленых насаждений (проект реконструкции) для возможного дальнейшего рассмотрения вопроса о сносе зеленых насаждений (реконструкции озелененной территории).

Таким образом, нет необходимости проводить экспертную оценку, если собственник участка (уполномоченный орган, орган местного самоуправления) не предполагает в дальнейшем вырубать данные зеленые насаждения или реконструировать территорию.

Кроме того, частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений не проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 (вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан), 3ынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) 5 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур) и 6 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения) части 2 статьи 12 указанного Закона области.

3. Являются ли целевыми (на уход за высаженными насаждениями) деньги, поступившие на счет администрации при оплате денежной составляющей натурального озеленения.

В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов;

добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее соответственно - средства самообложения граждан, инициативные платежи);

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

4. Освобождается ли от ухода за зелеными насаждениями лицо, проводившее компенсационное озеленение в натуральной форме и оплатившее денежную составляющую натурального озеленения.

Данный вопрос может быть урегулирован муниципальным правовым актом – порядком проведения компенсационного озеленения.

При этом в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области и Методики расчета компенсационной стоимости при уничтожении (вырубке, сносе) и (или) повреждении зеленых насаждений и компенсационного озеленения, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 N 376, при проведении компенсационного озеленения в денежной форме, стоимость ухода за зелеными насаждениями до возраста уничтоженных или поврежденных учитывается при исчислении компенсационной стоимости зеленых насаждений и объектов озеленения на территории Нижегородской области.

5. Кто определяет нормативные требования к освещенности жилых и общественных зданий и помещений? (Например, обратилась управляющая компания о сносе дерева, которое якобы создает затенение жилого помещения.)

Нормативные требования к освещенности помещений определены санитарными нормами и правилами: СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

6. Можно ли определить в зимний период живорастущее дерево или сухое? Как в этом случае будет проводится экспертная оценка.

Если нельзя достоверно определить качество зеленого насаждения, то целесообразно считать, что оно находится в удовлетворительном состоянии и его снос влечет компенсационное озеленение. Аналогичный вопрос урегулирован постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016г. №376, согласно которому в случае невозможности определения видового состава и фактического состояния уничтоженных (вырубленных, снесенных) зеленых насаждений исчисление размера ущерба проводится по максимальной оценочной стоимости 1-й группы лиственных деревьев (особо ценные) и коэффициент поправки на текущее состояние принимается как "Ксост=1" (хорошее состояние).

7. Проводится ли экспертная оценка зеленых насаждений, расположенных на землях общего пользования (муниципальной земле), если работы по сносу и подрезке будут исполняться администрацией.

Принадлежности земельного участка к муниципальной собственности и исполнитель работ по сносу и подрезке зеленых насаждений не влияет на определение обязанности по проведению экспертной оценки и не дает оснований для ее не проведения. Случаи, когда экспертная оценка не проводится, установлены частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области".

В соответствии со статьей 3 "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" (далее - Закон области) под озелененными территориями понимаются территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов.

В соответствии со статьей 11 Закона области в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области включаются данные учета озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.

Кроме того, в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения, утвержденными Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 №376 сделано специальное исключение о том, что данные правила не распространяются только на городские леса.

9. Законно ли обязывать заявителя произвести снос и компенсацию зеленых насаждений, которые растут на землях общего пользования? Например, планируется строительство частного дома, в 3 метрах от границы земельного участка (на земле общего пользования) растут деревья. Заявитель просит их снести, в связи со строительством нового дома или какого-либо объекта.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, входящих в состав зеленого фонда.

В соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения уничтожение (вырубка, снос) и (или) повреждение зеленых насаждений производятся в соответствии с настоящими Правилами после получения заинтересованным лицом разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений, выдаваемого в порядке, установленном органами местного самоуправления, при представлении пакета документов, установленного п.2.7 Правил проведения компенсационного озеленения, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2016 №376.

10. Нужно ли разрешение для подрезки зеленых насаждений?

В соответствии со статьей 12 Закона области содержится исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационное озеленение не проводится, в частности при санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке.

Отмечаем, что в соответствии с Законом области под санитарной рубкой понимается вырубка (снос) больных зеленых насаждений (их частей), не подлежащих лечению и оздоровлению.

Под рубкой ухода понимается вырубка (снос) зеленых насаждений с целью прореживания озелененных территорий от неперспективного самосева, кронирование (обрезка) с целью формирования эстетического вида крон отдельных деревьев и кустарников;

Таким образом, компенсационное озеленение при обрезке с целью формирования эстетического вида крон отдельных деревьев и кустарников не проводится.

Вопрос выдачи разрешения в данном случае может быть урегулирован муниципальным нормативным правовым актом, поскольку в соответствии с п 8 ст. 11.1 Закона области, при осуществлении санитарных рубок, разрешение на это также выдается органом местного самоуправления.

11. Необходимо ли проведение экспертной оценки зеленых насаждений и компенсационного озеленения за снос зеленых насаждений на частной территории (например, при строительстве магазина, или на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома)?

Частью 4 статьи 111 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" предусмотрено, что экспертная оценка зеленых насаждений не проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 (вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан), 3ынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) 5 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур) и 6 (вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения) части 2 статьи 12 указанного Закона области.

В соответствии со статьей 12 Закона области проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона области "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" компенсационное озеленение не проводится при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

При этом следует отметить, что в соответствии с Правилами проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства области от 21 июня 2016 г. № 376, данные Правила обязательны для исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

12. Разъясните порядок оформления сноса деревьев, находящихся в удовлетворительном состоянии и произрастающих на территории общего пользования.

В соответствии со статьей 12 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области" проведение компенсационного озеленения является обязательным во всех случаях уничтожения (вырубки, сноса) или повреждения зеленых насаждений, за исключением случаев, установленных в части 2 указанной статьи Закона, а именно при:

1) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой в соответствии с проектом реконструкции озелененной территории, утвержденным в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом;

2) вырубке (сносе) аварийных деревьев, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан;

3) вынужденной вырубке (сносе) зеленых насаждений при ликвидации аварий и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) санитарных рубках и рубках ухода, проводимых в установленном порядке;

5) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, сельскохозяйственного использования, организации лесопитомников и питомников плодовых, ягодных, декоративных культур;

6) вырубке (сносе) зеленых насаждений, производимой на земельных участках, предоставленных для организации мест погребения, а также при содержании мест погребения.

Таким образом, вопрос о сносе зеленых насаждений, "находящихся в удовлетворительном состоянии", не подпадает под вышеуказанные исключительные основания для вырубки (сноса) без проведения компенсационного озеленения.

Для того, чтобы снести зеленое насаждение, заявитель обращается к лицу, имеющему опыт работы в сфере охраны и использования зеленых насаждений не менее 3 лет и высшее образование по одному из следующих направлений (специальностей) обучения: ландшафтная архитектура, архитектура, лесное дело, лесное и лесопарковое хозяйство, биология, садово-парковое и ландшафтное строительство, экология и природопользование, география, почвоведение, агрономия, агроном-эколог, инженер-эколог (эксперт).

Список экспертов, к которым можно обратиться за экспертной оценкой зеленых насаждений, также находится на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но носит исключительно ознакомительный характер, поскольку не является обязательным к использованию. Заявитель может обратиться и к иному лицу, сведения о котором отсутствуют на сайте Законодательного Собрания, но которое соответствует требованиям об опыте работы и образовании (направлении специальности).

После проведения экспертной оценки, эксперт составляет экспертное заключение об экспертной оценке зеленых насаждений, которое размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Экспертная оценка зеленых насаждений".

По истечении 10 рабочих дней со дня опубликования экспертного заключения на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" эксперт направляет экспертное заключение в орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке, и инициатору экспертной оценки.

На основании экспертного заключения орган местного самоуправления принимает решение (выдает разрешение) о вырубке (сносе) зеленых насаждений.

Вопросы компенсационного озеленения также решатся органом местного самоуправления на основании Правил проведения компенсационного озеленения и определения компенсационной стоимости зеленых насаждений в Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства области от 21 июня 2016 г. № 376, а также соответствующего муниципального правового акта.

В Алматы вырубили 11 тысяч деревьев ради строительства торгово-развлекательного центра без проведения общественных слушаний. Управление зелёной экономики города подало в суд на застройщика. Однако владелец участка уверяет, что вместо деревьев были кустарники.

Informburo.kz выяснил, чем отличается дерево от кустарника, можно ли сносить без разрешения компетентных органов зелёные насаждения и какое наказание грозит лицам, нарушающим законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Чем отличается куст от дерева

По словам директора Ботанического сада Алматы Гульнары Ситпаевой, куст от дерева отличается по нескольким признакам:

  • количество стволов;
  • высота;
  • возраст;
  • размер корня;
  • применение человеком.

"Количество стволов – основной отличительный признак между деревьями и кустарниками. Из одного корня в кустарнике произрастает несколько стволов, а в дереве из одного корня вырастает лишь один ствол", – поясняет Гульнара Ситпаева.

Возраст дерева во много раз превышает возраст кустарника, так же, как и высота, добавляет научный сотрудник Ботсада Велта Масалова . Корень дерева мощнее, чем у кустарника. Последние используются как изгородь, источник плодов или лекарственное сырьё. Дерево кроме вышеперечисленных достоинств является источником ценного материала – древесины.

"Обычно специалистам не сложно отличить дерево от кустарника. Хотя бывает, что можно и спутать их: например, кустарник и дерево четвёртой величины (ростом до семи метров). Ведь бывают и кустарники по пять-шесть метров в высоту. А некоторые деревья при этом могут иметь два-три ствола, хотя почти всегда видно главный из них", – говорит Велта Масалова .

И деревья, и кустарники относятся к зелёным насаждениям. А понятия "поросль" в законодательстве нет. Вырубившие зелёные насаждения на месте будущего ТРЦ в Алматы заявили, что деревьев на участке не было, а только кустарники и поросль. К зелёным насаждениям относятся кустарники, а также:

  • лесные культуры;
  • сеянцы;
  • саженцы;
  • молодняк естественного происхождения;
  • подрост;
  • самосев на площадях, предназначенных для воспроизводства лесов.

При строительстве объекта их можно вырубать только с разрешения местных исполнительных органов.

В каких случаях разрешается вырубать зелёные насаждения

Министерство национальной экономики разработало Правила вырубки деревьев и кустарников. В них чётко прописано, в каких случаях разрешается вырубать их:

  • при проведении строительно-монтажных работ (необходимо разрешение);
  • при обслуживании объектов инженерного благоустройства, реконструкции и устройстве инженерных сетей, подземных и надземных коммуникаций;
  • при ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе на объектах инженерного благоустройства;
  • при благоустройстве территории существующих объектов и необходимости улучшения качественного и видового состава деревьев;
  • при санитарной вырубке деревьев, создающих угрозу здоровью и жизни людей, а также влекущих ущерб имуществу физического и юридического лица;
  • при произрастании насаждений на землях общего пользования.

Исключения могут прописать местные маслихаты в Правилах содержания и защиты деревьев и кустарников. Например, в мегаполисе можно вырубать деревья без разрешения:

  • на территориях индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства;
  • на дачных участках.

"Если это индивидуальный жилой дом или личное подсобное хозяйство, то разрешения на вырубку не требуется. Если же строится ТРЦ, то разрешение обязательно", – подчёркивает юрист Вадим Ни.

Если на участке растут деревья ценных и редких пород, то правила действуют те же: пересадить зелёные насаждения, либо произвести компенсационную посадку 1:5.

Как подать заявление на снос деревьев

Чтобы получить разрешение на вырубку зелёного насаждения, нужно подать заявление на снос через портал электронного правительства Egov.kz, рассказывает юрист Вадим Ни. Заявку могут подавать:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

"Эта услуга бесплатная. С момента подачи заявки госорганы должны оказать услугу в течение 10 рабочих дней", – сообщается на сайте Egov.kz.

К заявлению нужно приложить следующие электронные документы:

  • копия правоустанавливающего документа на земельный участок;
  • заключение комплексной вневедомственной экспертизы;
  • материалы инвентаризации и лесопатологического обследования зелёных насаждений, растущих на участке;
  • план компенсационной посадки деревьев;
  • гарантийное письмо по компенсационной посадке деревьев с указанием даты завершения высадки саженцев;
  • договор с организацией на компенсационное озеленение.

Госорганы в течение двух рабочих дней с момента получения документов проверяют полноту представленных документов. Ответ даётся либо в виде разрешения на вырубку, либо в виде отказа с мотивированными основаниями.

Какие могут быть основания для отказа

В управлении зелёной экономики Алматы перечислили пять причин отказа в разрешении на вырубку деревьев.

Первая – если документы или данные в них оказались недостоверными.

"Допустим, если в графе "имя заявителя" указано наименование несуществующей компании или чужого человека, то такие данные считаются недостоверными", – пояснили в управлении.

Вторая – несоответствие представленных материалов, объектов, данных и сведений, приложенных к заявке. Например, если информация о расположении дерева в разных документах будет противоречивой.

Третья – из-за отрицательного ответа госорганов на запрос о согласовании заявки. Например, отрицательное заключение экспертизы. В комиссию входят представители управления зелёной экономики, ДЧС и специалисты-дендрологи.

Четвёртая – если в отношении заявителя (юридического лица, индивидуального предпринимателя) есть вступившее в силу решение суда о приостановлении или запрещении деятельности.

Пятая – если в отношении заявителя есть решение суда, лишающее его права получать определённые госуслуги.

Как производится вырубка деревьев

За каждым участком в городе закреплены организации, занимающиеся озеленением и вырубкой. Только они имеют право производить вырубку зелёных насаждений, если власти примут положительное решение по заявке.

Факт санитарной или вынужденной вырубки деревьев актирует служба спасения ДЧС с уведомлением госорганов.

Вырубку производят только при предоставлении гарантийного письма о компенсационной посадке взамен вырубленных деревьев.

Сколько деревьев нужно посадить взамен снесённых

Компенсационная посадка производится за счёт того, кто подавал заявку на снос. За одно вырубленное дерево придётся возместить пять. К примеру, если заявитель срубит 11 тысяч деревьев, то ему нужно посадить 55 тысяч саженцев.

Если деревья пересаживаются, тогда компенсационная посадка не производится. Но если пересадка привела к гибели деревьев, то заявителю придётся проводить компенсационную посадку. Её производят организации, которые занимаются озеленением, уходом и содержанием зелёных насаждений.

Если саженцы погибли, придётся произвести повторную посадку. В течение двух лет обязателен дальнейший уход за саженцами.

В октябре 2019 года президент Казахстана на совещании в Алматы изменить соотношение в компенсационной посадке деревьев. Сейчас вместо одного вырубленного дерева высаживают пять, а президент настаивал, чтобы сажали 80.

"Я поручаю Правительству увеличить компенсационную посадку до 80. Нам нужно плотно заняться озеленением. Есть вопиющие факты вырубки яблоневых садов. Это варварство, это недопустимо и должно быть наказуемо. Это происходит из-за попустительства госорганов", – сказал Касым-Жомарт Токаев .

Однако до сих пор поручение главы государства не выполнено.

Какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку зелёных насаждений

В Административном кодексе РК в статье 381-1 указано, что за вырубку деревьев и кустарников с ущербом до 100 МРП (1 МРП в 2020 году – 2 651 тенге), не входящих в лесной фонд, грозит штраф:

  • физическим лицам – 10 МРП (26 510 тенге в 2020 году);
  • должностным лицам, малым и некоммерческим предприятиям – 30 МРП (79 530 тенге);
  • средним предприятиям – 40 МРП (106 040 тенге);
  • крупным предприятиям – 100 МРП (265 100 тенге).

За вырубку деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с ущербом до 100 МРП грозит штраф:

  • физическим лицам – 20 МРП (53 020 тенге);
  • должностным лицам, малым и некоммерческим предприятиям – 40 МРП (106 040 тенге);
  • средним предприятиям – 50 МРП (132 550 тенге);
  • крупным предприятиям – 200 МРП (530 200 тенге).

За вырубку деревьев и кустарников, произрастающих на особо охраняемых природных территориях, с ущербом до 100 МРП грозит штраф:

  • физическим лицам – 30 МРП (79 530 тенге);
  • должностным лицам, малым и некоммерческим предприятиям – 70 МРП (185 570 тенге);
  • средним предприятиям – 90 МРП (238 590 тенге);
  • крупным предприятиям – 500 МРП (1 325 500 тенге).

Статья 340 Уголовного кодекса РК за незаконную вырубку деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд, с ущербом на сумму более 100 МРП предусматривает:

  • штраф в 120 МРП (318 120 тенге);
  • исправительные или общественные работы – 120 часов;
  • арест на срок до 30 суток с конфискацией имущества.

За незаконную вырубку деревьев и кустарников, входящих в лесной фонд, с ущербом более 100 МРП предусматривает:

  • штраф до 160 МРП (424 160 тенге);
  • исправительные или общественные работы – 160 часов;
  • арест на срок до 40 суток с конфискацией имущества.

Если преступление совершено повторно, с использованием служебного положения, с причинением крупного ущерба или на особо охраняемых природных территориях, то предусмотрено:

  • штраф до 200 МРП (530 200 тенге);
  • исправительные или общественные работы – до 200 часов;
  • арест на срок до 50 суток с конфискацией имущества или лишением права заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Если преступление совершено группой лиц, то наказание предусматривает

лишение свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества. За вырубку редких пород деревьев и кустарников, нарушители могут получить:

Компенсационное озеленение. Преимущества для коммерческих компаний. Экология, Дерево, Озеленение, Кислород, Город, Люди, Длиннопост

Тема экологии и защиты окружающей среды стала одной из центральных тем общественной повестки дня.

В настоящее время масштабы воздействия на природу стали превышать ее восстановительный потенциал. Сегодня мы не можем обойтись без добычи и переработки полезных ископаемых: нефть и газ остро необходимы человечеству как источники топлива для двигателей всех видов транспорта, для отопительных систем, как важнейшее химическое сырьё для создания органических материалов. Стремительно растут темпы строительства промышленных предприятий, дорог, магистралей, жилых комплексов.

Рост промышленности, с экологической точки зрения, является основным источником нарушения и загрязнения всех элементов биосферы. И первостепенной задачей каждой промышленной компании является эквивалентная компенсация воздействия на окружающую среду.

Это новое современное направление корпоративной социальной ответственности и привилегия мировых лидеров промышленного производства. Рациональное природопользование является компромиссом между необходимостью действий для обеспечения хозяйственной деятельности и соответствующим состоянием окружающей природной среды.

Практика коммерческих компаний по компенсационному воздействию на экологию.

В России с каждым годом все активнее развивается практика компенсационного воздействия на экологию среди крупнейших коммерческих компаний.

Стремление компаний к экологической компенсации становится своеобразной национальной идеей.

Охрана окружающей среды в нашей стране – вопрос государственного уровня. Подписанный Президентом Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии,- яркое тому подтверждение.

Уже сегодня на всех уровнях власти разрабатываются и утверждаются планы основных мероприятий по его проведению. Это значит, что в течение ближайших лет будет проводиться огромное количество мероприятий, стимулирующих бережное отношение к окружающей среде, будет более интенсивно вестись поиск новых инновационных способов компенсации нанесенного ущерба экологии за последние десятилетия.

Ежегодно международные и российские компании сажают миллионы деревьев и получают возможность рекламировать свою экологическую деятельность, строить на ней маркетинговую стратегию по продвижению бренда.

Решать экологические задачи выгодно.

Какие преимущества у предприятий ориентированных на решение экологических задач и осуществляющих программы компенсационного озеленения?

1. Улучшение деловой репутации.

В условиях глобализации, формирования информационного общества с весьма насыщенным и высоко конкурентным рынком, особое значение приобретают инструменты и методы управления отношениями предприятия с внешней средой.

2. Возможности для повышения эффективности маркетинга и рекламы, привлечение внимания СМИ через создание актуальных, интересных и значимых информационных поводов.

Значительно возросла заинтересованность общества в получении экологической информации. Причина очевидна - забота о собственном здоровье. От экологических проблем невозможно отвернуться даже на бытовом уровне. Информация о глобальных проблемах мирового масштаба востребована гораздо реже, она не так привлекательна, здесь все еще действует психология "моя хата с краю". Самыми популярными темами в СМИ сейчас стали экология и здоровье, экология и безопасность - то, что может коснуться каждого человека непосредственно и в любой момент.

3. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной привлекательности.

В современном мире развитие бизнеса напрямую зависит от экологических показателей: чем выше они у компании, присутствующей на рынке, тем выше рейтинг компании.

Кроме того, международные и российские кредитные институты, под давлением общественности, постепенно выдвигают более строгие экологические требования.

4. Активизация инновационной деятельности, повышение мотивации к внедрению инноваций.

Инновации – это движущая сила любой компании. Особенно сегодня, когда сложность и многообразие конкурентного давления являются объективным фактором, обуславливающим необходимость постоянного повышения инновационной активности предприятия.

5. Создание условий для экологически безопасной жизнедеятельности сотрудников и населения на прилегающих территориях в регионах деятельности предприятий.

Проводимые на предприятиях акции компенсационного озеленения, приобщающие сотрудников и членов их семей к "зеленому волонтерству", как нельзя лучше способствуют вовлечению населения в процесс сохранения природного наследия нашей страны и показывают, что каждый из нас может внести свой вклад в озеленение своего города.

6. Отсутствие и снижение экологических штрафов

В последнее время со стороны государства нарастает прессинг, стимулирующий компании двигаться в сторону повышения экологической безопасности.

Помимо штрафов, начиная с 2020 года, компании будут обязаны использовать в рамках своей инвестиционной деятельности технологии, признанные одними из лучших в сфере защиты окружающей среды.

Многие предприятия начинают заранее готовиться к предстоящим изменениям: проводят постепенную модернизацию своих производств, особое внимание уделяя развитию экологических программ и активно взаимодействуя с экологическими организациями, реализующими акции компенсационного озеленения.

8. Уменьшение экологических рисков

В городах создается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка и зеленые насаждения играют огромную роль в нейтрализации и ослаблении негативных воздействий на людей промышленных зон города. Высаживаемые на городских улицах и в скверах зеленые насаждения помимо декоративно-планировочной и рекреационной выполняют очень важную защитную и санитарно-гигиеническую роль.

Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода. Один гектар хвойных деревьев задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных – около 100 тонн.

Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом. Высаженные между источниками шума и жилыми домами деревья снижают уровень шума на 5–10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии.

Практика показала, что достаточно эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются полосы зеленых насаждений, эффективность которых может варьироваться в довольно широких пределах – от 7% до 35%.

Крупные лесопарковые клинья могут быть активными проводниками чистого воздуха в центральные районы городов.

9. Рост доверия к компании со стороны потребителей и акционеров.

В последние годы крупные корпорации все чаще подвергаются новой и новой критике за наносимый, в результате своей деятельности, урон для окружающей среды, за усугубление социального неравенства и другие экономические проблемы.

Устойчивое развитие компании в долгосрочной перспективе невозможно без создания доверия со стороны акционеров, инвесторов, контрагентов, сотрудников и компании в целом. Борьба с климатическими изменениями объединила народы, правительства и бизнес по всему миру.

О преимуществах заинтересованных сторон

Предотвращение и сокращение воздействия на окружающую среду способно приводить к существенным экономическим эффектам. Это не просто выгодно, а необходимо всем, начиная от населения, проживающего вблизи промышленных предприятий, и заканчивая международной общественностью.

От того, как мы сегодня относимся к природным ресурсам, зависит уровень жизни наших детей, внуков и правнуков. Каким воздухом они будут дышать, какую воду будут пить, будет ли у них возможность увидеть бескрайние просторы лесов, фауну и флору во всем их великолепии – все это зависит от нас сегодня. Только при ответственном отношении к окружающей среде, не экономя на вложении в экологические программы, можно сохранить природу и передать ее богатство и красоту последующим поколениям.

Читайте также: