Какое дерево сажали в древней руси при постройке нового дома

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Деревья в мифологии восточных славян занимают одно из почетнейших мест: одни от недугов лечат, другие — от проделок лешего спасают, третьи — оберегают дом и скотину от напастей. Перед деревьями испытывали благоговейный трепет, старались лишний раз не беспокоить, не рвать ветки и не обдирать кору, а также не взбираться по стволу, чтобы обозреть окрестности или собрать урожай.

В дереве восточные славяне видели своеобразную лестницу, где корни являлись олицетворением подземного царства, ствол — символом реального мира, а крона была обиталищем духов. И независимо от того, злые или добрые духи поселились в кроне, русские верили, что вряд ли божества обрадуются неожиданному вторжению залезшего по стволу человека. Не хочешь разгневать богов? Не рискуй! Относиться к священному дереву непочтительно — трясти, залезать на него, обрывать листья, рубить щепу — означало навлечь проклятье не только на себя, но и на всех живущих вблизи.

О том, что нельзя прятаться во время грозы под одиночным деревом, каждый знает с детства. Сегодня все объясняется физикой. Наши же предки верили, что в одинокое дерево языческий Перун (а затем и христианский Илья-пророк) мечет огненные стрелы в желании истребить всю нечисть, прячущуюся в ветках и листве. Гарантии меткого попадания никто дать не мог, а потому не исключалось, что огненная стрела поразит не демонов, а неразумного человечишку, взобравшегося на ветки или удобно расположившегося у корней.

Деревья выступали не только как олицетворение души умершего, но и как символ новой жизни. Неслучайно при рождении ребенка перед домом сажали деревце: для мальчика — мужское (дуб, ясень или клен), а для девочки — женское (чаще березу или липу). Именные деревья становились своеобразными оберегами, за их ростом пристально следили, чтобы спрогнозировать судьбу того, в честь кого они высажены. А чтобы защитить дитя от невзгод и бед, оберегали не только его самого, но и именное дерево. Верили, что любое повреждение негативно отразится на благополучии сына или дочери.

Издавна народная медицина использовала силу целебных деревьев. Например, от зубной боли отлично помогала рябина. Как пишет Татьяна Агапкина, на Брянщине считали, что для исцеления от недуга достаточно было помолиться на коленях перед деревом, поцеловать ствол и пообещать не приносить рябине вреда: не взбираться по стволу, не рвать и не есть ягоды, не ломать и не рубить веток. К тем же, кто нарушал обещание, зубная боль возвращалась с удвоенной силой. Запрет не причинять вреда рябине действовал для всех без исключения. Зная об этом, наши предки не вредили дереву, в противном случае даже у здоровых начинались проблемы с зубами.

Обходительности требовало и другое дерево — яблоня. Она вместе с яблоками олицетворяла в славянской мифологии мать и дитя, а потому взбираться по дереву для сбора урожая, трясти ствол или рубить яблоню строжайше запрещалось. Более того, в Полесье и ряде других регионов Руси действовал запрет на поедание яблок до Преображения, дабы не уподобляться изгнанным из Рая Адаму и Еве. По другой версии, запрет рвать и есть яблоки раньше срока объяснялся верой в то, что после Преображения Бог раздает умершим деткам яблоки. Но те, чьи матери съели хотя бы одно яблочко до Спаса, угощение не получали.

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

Наши предки, жившие в гармонии с природой, заметили влияние многих растений на свою жизнь. Некоторым деревьям славяне приписывали магические способности, верили, что посаженное около дома дерево защит жилище и семью.

Калина

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

У славян калина считалась символом праздника Коляды. Возле зарослей этого растения не пасли скот. Вырубать калинник строго запрещалось обычаями.

Белые цветы олицетворяли невинность и беззащитность. Опущенные вниз побеги связывались с девичьей кручиной. Красные же ягоды, согласно преданиям, символизировали кровь девушек, которые ценой собственной жизни спасли общину от врагов. Молодые девушки увлекали злодеев в чащу и на болота, откуда те уже не могли выбраться.

Считалось, что калина защитит от порчи и сглаза. Созревшие ягоды предки клали на подоконник. Веточки и гроздья развешивали по углам. В настое ягод купали новорожденного. Согласно поверью, ребенок которого качали в люльке из калины, вырастал певучим. Бусы из калины развивали интуицию, помогали в принятии верного решения.

Если девушка ждала откуда-то своего милого, а от того не было вестей, она сажала в своем дворе куст калины. Вскоре долгожданный парень возвращался или подавал весточку. Сорванный и приложенный к груди цветок утешал и смягчал душевные муки и страдания.

Калину сажали на кладбище. Историк Н. Костомаров писал, что калина на могиле является символом любви, независимо от того, какая это любовь – супружеская, материнская или сыновья, привязанность ли к родине. Пламенеющие гроздья над усыпальницей как бы говорят о том, что здесь покоится сердце, умевшее любить.

При озеленении двора куст калины следует посадить возле ворот или калитки. Здесь магическое растение будет оберегать границы вашего жилища от негатива. Рядом с кустом не сажают другие деревья. Для проявления своей силы калине нужно пространство, она не должна задыхаться в тени и окружении иных насаждений.

Береза

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

Береза – самое распространенное дерево в русских сказках, былинах и песнях. Она воистину является символом Руси. Многие поверья связаны с этим деревом. Когда в доме рождалась девочка, во дворе сажали молодую березку. Деревце становилось покровителем новорожденной, было связано с ней энергетически, давало силу и защиту.

Если в доме кто-то заболевал, его омывали, а воду выплескивали под березу. Дерево брало на себя болезнь, и человек выздоравливал. Банными вениками до сих пор выгоняют из тела всю хворь.

В строящемся доме, в передних углах, ставили березовые ветки, чтобы дом был крепким, а его жильцы – здоровыми. Некоторые славяне связывали березы с душами невинно убиенных девушек. Они полагали, что в искривленных или в растущих одиноко березках скрываются девичьи души.

Также считалось, что в ветвях берез могут прятаться духи. Поэтому деревце следует сажать не во дворе, а за воротами. Там оно принесет хозяевам дома пользу, станет защищать дом, не подпуская к нему беды и напасти.

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

Согласно поверьям, клен способен дать любому человеку покой и умиротворение, разрешить любую ссору в семье. Поэтому очень полезно гулять всей семьей под кленами. Дом, рядом с которым растет дерево, будет процветать. Его жители сохранят крепкое здоровье на долгие годы, будут удачливы. Клен забирает на себя разрушающую энергию, порождаемую гневом и яростью. Он снимает стресс и успокаивает.

Славяне считали, что клен – это человек, которого боги превратили в дерево. Недаром его листья напоминают ладони. Клен не рубили на дрова и не делали из него гробов. Одно время существовало поверье, что в ветвях клена живут добрые духи. Посадить клен можно в непосредственной близости от дома. У него мягкая положительная энергетика, благотворно влияющая на людей.

Орешник или лещина

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

Славяне связывали лещину с богом Велесом. Она считалась одним из самых магических деревьев. Даже молния не била в куст. Пастухи при приближении грозы прикрепляли к одежде кусочек коры. По поверьям, съев орехи или отведав мясо животного, питавшегося лещиной, человек прибавлял себе мудрости, мог решить любую проблему.

Славяне ходили к орешнику за советом. Но прежде всего, лещина считалась оберегом от злых чар. Для защиты было достаточно очертить круг веткой орешника. Западные славяне хранили спокойный сон ребенка, обходя его кроватку с подожженным прутиком.

Считалось, что грызуны и змеи боятся этого растения. Хозяева стучали ветками орешника по стенам домов и амбаров, чтобы изгнать крыс и мышей. По примете, если найдешь в одной скорлупе два орешка, нужно один съесть, а второй бросить через левое плечо, загадав желание. Вскоре оно исполнится.

Чтобы обезопасить себя от нечистой силы, прутья лещины втыкали в землю вокруг жилища. Посадив во дворе куст орешника, вы получите сильную защиту. Однако следует учитывать, что лещина, являясь символом справедливости и неподкупности, поможет только тем людям, которые не носят за пазухой камень. На помощь и защиту может рассчитывать искренний и открытый человек, не желающий никому зла.

Рябина

5 деревьев-оберегов, которые наши предки всегда сажали возле своих домов

Рябина традиционно считается женским деревом. Славяне верили, что магия рябины дает женщине привлекательность, делает ее желанной, продлевает молодость. Деревце уменьшает девичьи страдания от неразделенной любви. Поэтому представительницы прекрасного пола украшали себя рябиновыми бусами.

Рекомендовалось сажать рябину молодоженам, так как дерево хранит семейный союз и супружескую любовь. Спелые гроздья клали на окна для отражения дурного глаза. Считалось, что человек, пролезший через ветви рябины, оставлял на них все недуги, беды и напасти. Тот, кто срубит или умышленно сломает рябину, наживет неприятности.

Посадите дерево возле окна или у крыльца. Здесь оно наиболее эффективно защитит дом от сглаза и порчи. У темной энергии не будет шанса проникнуть в жилище. Если вы выбираете деревья и кустарники для озеленения двора, прислушайтесь к советам предков. Деревья-обереги не только украсят участок, но и защитят вас от злых сил и наделят здоровьем.

ypzliyeg_1200_773.jpg

Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись жрецам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными обрядами…

Определение центра


Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства.

Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Укладка первого венца

Укладка матицы

Прорубание окон и дверей

Покрытие дома

Окончание строительства


И вот, наконец-то, можно было начинать справлять новоселье. В старые времена человек менял не только дом, но и целое пространство, а в этом пространстве важно было всё: видно ли горизонт, восход и закат, чтобы дорога просматривалась, да и водица рядом была, чтобы сосед хороший был, удобно и лошади и скотинке приходилось. А уж сам дом - центр этого пространства, самое священное место, проверялось ещё много раз. А вдруг при строительстве материал не тот попался, плотникам не угодили, да они "злое" бревно подложили, человек с недобрым взглядом прошёл и сглазил, не поселилась ли нечисть от чьей-нибудь зависти?

Ритуальные действия входа в дом начинались за неделю. Испытывая безопасность жилья, на первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны и тем самым показывают хозяину, "доброе" ли место. И только на седьмой день поселялись в дом люди. Давно приметили, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать. Первый входящий забирает на себя всё зло, которое может присутствовать на новом месте, или становиться жертвой за срубленные для строительства деревья. И если в семье были "уставшие от жизни" старики, они-то и входили первыми. Если не было стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, а позже стали приглашать аптекаря-немца или доктора-немца, которые к таким порядкам относились как к игре. Хотя, в некоторых местах ограничивались лишь запуском в доме петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

Огромной очистительной силой обладает хлеб, зёрна и, особенно, квашня (деревянная кадка для теста). Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним - хозяйка с курицей, далее шла молодёжь. Вселение семьи сопровождалось обрядом перенесения огня из старого жилья и переселения Домового из старого подпечья (запечья) в новое. Домового зазывали и приглашали: "Домовой! Домовой! Пойдём со мной!". Или же хозяин, стоя в воротах и кланяясь на три стороны, возглашал: "Батюшка Домовой и Матушка Домовая, Батюшка Дворовой и Матушка Дворовая со всеми семейством, пойдёмте к нам на новое жилище с нами жить!". Домового переносили с жаром из печи на "хлебной лопате", с горшком каши или в валенке. Затем хозяйка отрезала от каравая хлеба первый ломоть и клала его "под печку" приветствую Домового.



Никогда не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. Ещё в конце ХIХ века крестьяне показывали учёным-этнографам большую сосну, выросшую якобы из косы загубленной девушки; а что, если в дереве поселилась человеческая душа? Верным признаком этого в Белоруссии считали издаваемый деревом скрип: в скрипучих деревьях, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, наверняка будет наказан: поплатится здоровьем, а то и жизнью.

Если первые три дерева, намеченные к рубке, по какой-либо причине оказывались непригодными, то в этот день лучше не браться за дело: не будет добра.

Так поступали на глазах исследователей африканские дровосеки; отголоски подобных же верований сохранились и в украинском обычае оставлять на земле хлеб-соль и денежку при начале сбора лекарственных трав.

Но вот брёвна благополучно выбраны и привезены к месту строительства. Всякое ли место годилось для возведения дома?

Читайте также: