Какие деревья растут возле школы

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Деревья и кустарники пришкольного участка

Деревья и кустарники пришкольного участка

Актуализация:

Цель: создать гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка

Проблемный вопрос: Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы, и какую роль они играют в жизни человека?

Задачи:

Распределиться на творческие группы. Сходить на экскурсию и выяснить, какие деревья и кустарники растут на пришкольном участке. Собрать коллекцию листьев и сделать фотографии. Собрать информацию о деревьях и кустарниках в библиотеке, интернете. Сделать гербарий. Принять активное участие в улучшении состоянии пришкольного участка.

Планирование:

Распределиться на группы Определить цели и задачи каждой группы. Сходить на экскурсию и по атласу определителю составить список изучаемых объектов. Собрать коллекцию листьев. Найти и отобрать (с помощью учителя, родителей) необходимый материал об изучаемых объектах. Засушить листья и оформить гербарий. Принять активное участие в улучшении состояния пришкольного участка.

Экскурсия:

Сирень

Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем найдём!

Возле нашей школы растёт маленький дубок. Он был посажен выпускниками нашей школы в 2007 году. И вот растёт уже 6 лет, напоминая о наших учениках. Это редкое дерево для нашей местности. Дуб растёт медленно, сначала (до 80 лет) — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Светолюбив. Плодоносить начинает с 15—60 лет. Плод — односемянный жёлудь. Из древесины дуба изготавливают прочную и долговечную мебель. Он обладает лечебными свойствами. Применяют как вяжущее средство в виде водного отвара для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зева, глотки, а также для примочек при лечении ожогов. Дуб - дерево сильное и мощное. Получить от дуба частичку его силы и здоровья может любой человек. Для этого: а) надо чаще гулять в дубовых рощах; ) по возможности использовать предметы из дуба в своем обиходе; в) никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи.

Рядом со школой растёт две больших липы. Родина восточная часть Северной Америки. Дерево до 40 м высотой с темной, почти черной корой. Обильное цветение приходится на вторую половину июля. Липы благоухают во время цветения и "гудят" от многочисленных пчел. Липа дает самый обильный по сравнению с другими медоносами взяток. И липовый мед издавна считается одним из лучших. Растет сравнительно медленно, хорошо переносит засуху, морозостойка.

Над ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным медом лечит. (липа)

Рябина

Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют.

Очень много возле школы растёт рябин - целая аллея! Рябина — евроазиатское дерево или крупный кустарник. Особенно красива рябина осенью, когда одевается в багряный цвет и завораживает своими многочисленными плодами. Рябина обыкновенная — дерево высотой 4—15 м. Кора гладкая, иногда растрескивающаяся. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также мочёная и маринованная. Плоды рябины использовались в народной медицине, как кровоостанавливающее,, желчегонное, потогонное, слабительное и как средство от головной боли.

Преимущественно листопадные растения. Высота деревьев иногда достигает 40 м, при диаметре ствола 2 м, некоторые виды растут в виде кустарника. Кора бурая, у молодых деревьев гладкая, позже толстая и грубая. Листья цельные, редко просто зубчатые, заострённые. Осенью перед листопадом пластинка листьев окрашивается в светло-жёлтый цвет или буреет, опадают листья раньше, чем у многих других деревьев. Плод сплющенный, перепончатое крыло. Продолжительность жизни 80—120 лет, доживают до 400 лет. Дрова обладают высокой теплотворной способностью, так же как и уголь.

Зрелая семянка на просвет

Сирень

Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы .

Все мы знаем кустарниковое растение, красиво цветущее в мае, — речь идет о сирени. Как красиво возле нашей школы во время цветения! А аромат благоухающих цветов разносится по всей округе. Но, вероятно, не многие знают о том, что, кроме эстетического удовлетворения, это растение способно принести человеку и здоровье, особенно людям, страдающим ревматизмом и отложениями солей в суставах. Настойка из сирени — это проверенное средство против лихорадки и малярии. Сирень зимостойка, вынослива к перепадам температур.

Берёза

Берёза принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см. Кора у большей части берёз белая. . У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным,— 100—120 лет. . С давних лет берёза была образом России. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма. Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. . Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев.

Загадка: Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой.

Черёмуха декоративная:

Есть у нас на территории и декоративная черёмуха. Дерево до 17 м высотой. Ствол покрыт очень нарядной, красновато- оранжевой корой, гладкой, блестящей. Весной они светло-зеленые, летом - темно-зеленые, осенью - интенсивно желтые или желтовато-красные. Плоды мелкие, до 5 см в диаметре, округлые, черные, очень горькие, несъедобные, служат лакомством для птиц. Растет быстро, легко размножается семенами. Рекомендуется для создания аллей.

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.

Ранетка

Из всех видов яблонь ранетки наиболее неприхотливы. Это очень долговечные яблони. По урожайности с ними не сравнятся ни полу культурные сорта, ни крупноплодные. Созревают плоды в начале сентября месяца, срок лежкости у них до полутора месяцев. Плоды прекрасно подходят как для приготовления соков и компотов, так и для употребления в свежем виде.

Школьный сад – простое решение озеленения территории - фото

- В зависимости от школы и от ее потребностей, вернее ее учеников, учителей и родителей, зависит функция сада.

Где-то нужно место для прогулок, где-то для отдыха, где-то нет площадок для активного отдыха (здесь я не имею ввиду стандартный набор малых архитектурных форм, а нечто иное, что будет будоражить фантазию учеников и развивать мышление), кто-то хочет иметь огород, как с практической точки зрения, так и как часть образовательного процесса, кому-то нужно место для проведения уроков на открытом воздухе, кто-то из учителей вышел за рамки школы и в своей деятельности хочет быть не только теоретиком, но и практиком, и в этом случае сад может этому способствовать.

Перечислять функции и задачи можно долго, все зависит от запроса, потребностей и, конечно, возможностей. И при этом нет одинаковых школ, то есть невозможно создать один проект и его растиражировать так, чтоб он работал на разных людей.

Анастасия Сорокина

По моему опыту мне довольно часто попадаются сады, не только школьные, но и детсадовские, где учителя/воспитатели хотят привить детям любовь к природе, к своему труду, да и вообще показать банально откуда берется клубника и как растет огурец или лук (условно), что если сорвать цветок, то в этом году его можно уже не увидеть.

- Вспомним советские времена и сравним с тем, что сейчас, - что изменилось в школьном саду.

- Времена изменились, потребности изменились, темп жизни настолько быстрый, школьники настолько загружены, не только уроками, но и информационным потоком, что даже иной раз и на улицу не выходят, не говоря уже о том, чтобы что-то там разглядеть или сделать.

У меня есть в памяти образ советского школьного сада, но думаю, что скорее он был утилитарный, заполненный плодовыми насаждениями, сиренью и повсеместно используемыми многолетними растениями. И кстати, это очень интересная тема для опроса и, опять же, для анализа. А каким помнят школьные сады наши родители, бабушки и дедушки?

- Расскажите о Вашем опыте работы со школами по озеленению. Как часто обращаются, в чем главные проблемы, как их можно решать.

Обращаются, к сожалению, редко или после первого разговора, когда описываю перечень необходимой информации и документации, пропадают.

И в этой школе, к моему огромному сожалению, нет осознания того, что надо что-то менять, их и так все устраивает, либо изначально руководство в этом не заинтересовано. И это самый худший, на мой взгляд, объект, где никто ничего не хочет.

А вот другой пример, когда у школы есть желание поменять то, что уже приелось, некрасиво и существующие растения уже не выглядят презентабельно, болеют и т.д. И в таком случае, когда уже есть какие-то насаждения проект с нуля не нужен, а нужна реконструкция.

- Самые лучшие растения для школьного сада - это?

Но если говорить обобщенно, то это НЕ колючие растения, НЕ ядовитые, БЕЗ ягод или со съедобными, НЕ лекарственные растения.

К примеру, был у меня объект, территория детского сада, где была высажена изгородь из кизильника блестящего. Да, он практически универсален и очень часто используется в городе, да и вообще в озеленении. Но воспитатели жаловались, что дети едят ягоды! За всеми не уследишь, поэтому я бы не рекомендовала его к посадке в детских учреждениях.

- Примерная схема разбивки участка (на словах) – какие растения, где разместить.

- Во-первых, мы закрываем периметр. Нет, не для того, чтобы спрятаться, а чтобы уменьшить уровень шума, пыли и создать фон для посадок переднего плана.

Причем, в зависимости от выбранной стилистики, это не обязательно должна быть ровная монопосадка растений одного вида. Это могут быть крупномерные деревья, плавно переходящие в высокие кустарники. То есть, чтобы получилась некая волна. Это могут быть липы, ели, сосны, облепиха (оговорка: она колючая, но для фона, к которому нет доступа у детей, подойдет), лещина, клены, рябины, ивы, березы…Если обобщенно, то деревья нашей полосы, то, что растет повсеместно. НО. Обязательно нужно учитывать световой режим, состав и вид почв, а также водный режим.

К примеру, если посадить клен в низину, где постоянно скапливается вода, то корневая система у него может сгнить или же он будет постоянно болеть или повреждаться вредителями. Другой пример: оживленная трасса, где постоянно пыль и выхлопы, а вы сажаете сосну, которая от оседающей пыли просто погибнет.

Для среднего яруса, перед деревьями можно посадить высокие кустарники (до 3-5 м): пузыреплодник калинолистный, дерен сибирский и отпрысковый, ирга, декоративные яблони кустовой формы, сирени.

В нижний ярус (до 2 м высотой) подойдут рябинник, спиреи, гортензии, смородина, форзиция.

На переднем плане могут располагаться цветники или просто группы из многолетних растений.

Хочу заметить, что это не обязательно должно быть 4-5 ярусов, их может быть и 2, а можно и смиксовать. Где-то плотный массив из 3-4 ярусов, а затем он уходит в один, например, средний ярус. Вариаций много!

Для создания более комфортной среды и построения композиции (если позволяет пространство) можно размещать группы из растений у дорожно-тропиночной сети, на пути следования (эффект прохождения через заросли), делать акцентную композицию на газоне ( не 1 куст, а композиция или группа), посадить солитер (эффектный, яркий, декоративный или с ярко выраженной структурой ветвей кустарник или дерево) на повороте дорожки.

В парадной зоне, зоне входа и массового скопления людей, как правило, размещают цветники или миксбордеры (цветник с использованием древесных растений), подобрав растения так, чтобы они были максимально декоративны в период интенсивного использования указанной зоны.

И опять же…они не обязательно должны там быть, это не панацея.

- Ландшафтные хитрости – истории из жизни.

- В первую очередь, если речь идет о проектной работе, то работать с тем, что есть!

Очень часто мне встречаются примеры, когда клиенты, покупая лесной участок, изначально теневой, хотят там лужайку и газон, или узкие длинные участки, и хотят их увеличить, расширить.

На лесных участках хозяева часто не замечает того покрова, который там уже есть, он сформирован природой. Так вот первая хитрость заключается в том, чтоб его рассмотреть, использовать, а может даже и приумножить. И никакого газона в лесу. Только на открытых пространствах!

Третья хитрость! У меня есть некоторые объекты, владельцы которых не готовы в виду ограниченного бюджета закупать большое количество многолетних растений-наполнителей. И иногда можно использовать те растения, которые уже есть на участке, как сорняки. Но, если мы объединим их в группу, в лужайку, то получим необходимый эффект.

- С точки зрения ухода – каким должен быть школьный сад и какие работы могут выполнять сами ребята, а когда надо приглашать специалиста.

- В школьном саду не должно быть точечных посадок на газоне, чтобы не тратить время на обкос каждого экземпляра.

Самый подходящий вариант - это плотная посадка и компоновка растений в массивы или группы, чтобы там вообще не нужно было косить. Уплотненная посадка конечно увеличивает количество посадочного материала на момент закладки сада, но нужна для более быстрого разрастания и закрытия поверхности почвы. Таким образом мы минимизируем количество сорняков в посадках и соответственно избавляемся от прополки.

Примыкания к дорожкам, площадкам, малым архитектурным формам должны быть сделаны так, чтобы покос осуществлялся одним проходом газонокосилки и не требовал дополнительной, ручной, обработки. То есть эти примыкания могут иметь бордюр вровень с газоном или борт, оформлены уголком или аналогами, соответствующими стилистике.

Это, пожалуй, основные и важные моменты, которые часто отсутствуют на школьных территориях.

Рассмотрю 2 варианта участия детей в уходе за садом, если:

1) Дети умеют пользоваться инструментом, на практических занятиях их обучают правильной обрезке, показывают различия между декоративными и сорными растениями и т.д.

В этом случае они могут без привлечения специалиста обрезать деревья, кустарники, пропалывать цветники при необходимости, обрезать многолетние растения на зиму или весной.

2) Дети редко или разово (например, на субботник) выходят в сад и им дают только локальную работу.

По факту это получается только сгребание листвы или вычесывание газона. Без навыков и знаний дети могут в весенний или осенний период провести тотальную обрезку многолетних растений (отмершей части).

школьный сад

Все остальные работы должны выполняться специалистом.

Специалист при любых вариантах нужен для обрезки крупномерных деревьев, для формирования правильной кроны лиственных деревьев, анализа состояния насаждений, формирующей (в первые годы после посадки, если материал не сформирован в питомнике) обрезке кустарников в живой изгороди или в блоках.

Мне видится идеальным сотрудничество специалистов ландшафтной отрасли со школой в виде проведения уроков для учеников, где можно обучать и рассказывать как о самой профессии, так и о правильном уходе за существующим садом, посадке растений и т.д.

Буквально недавно у меня был опыт проведения урока в рамках профориентации с учениками 8 класса. Ребята слушали весь урок внимательно и даже по его окончании задали несколько вопросов. Это была в основном теоретическая часть, которую обязательно нужно закреплять на практике!

- Какой инвентарь нужен для школьного сада (удобрения).

На данный момент это тема достаточно спорная и мнений по этому поводу много. Потому что некоторый опад не всегда здоровый, а если говорить о городе, то еще и с содержанием вредных веществ, пыли и т.д. Но в школьных садах ситуация, как правило, получше, чем у оживленных трасс.

Недавно я ходила на субботник в школу к детям. Так как меня там уже знают, то моим инструментом стал секатор. Что я могу сказать… Это не инструмент для работы, он затуплен, срезы рвет, и работа с ним занимает в разы больше времени.

Я считаю, что в школах должен быть качественный инструмент: секаторы, грабли, метлы, сучкорезы, садовые пилы, садовые ножницы (при необходимости).

Помимо того, что через сады мы прививаем у детей любовь к природе и прекрасному, мы можем научить их и обращаться правильно с инструментом в школе. Я думаю, это важно! Когда ребенок дорожит не только своим имуществом, расположенным в пределах его дома, но и казенным.

И здесь хочу добавить, как аргумент, экономическую составляющую. Какие затраты несет школа при покупке некачественного инструмента и как часто должна его покупать по сравнению с качественным, который служит дольше?

Из опыта…секатор из сетевого супермаркета (в пределах 100 рублей) при работе в коттеджном поселке, при больших объемах, сломался за 1 рабочий день. Профессиональный секатор, да он в 30 раз дороже, служит мне уже 3-й год!

- Есть ли программы по школьным садам и конкурсы?

- Насколько мне известно есть!

Однажды я даже была членом жюри по оценке цветников, сделанных детьми из однолетних растений. Лицей имени Веры Волошиной в Наро-Фоминском районе, территорией которого я занимаюсь уже около двух лет, ежегодно отправляет свои работы, проекты, связанные с пришкольной территорией, на конкурсы.

Также есть сейчас фонды, которые помогают школам в реализации их проектов. Но главным условием участия в любых конкурсах и программах конечно на первом месте стоит желание школы изменить свой уклад и свою территорию к лучшему!

(Автор текста и фото: Анастасия Сорокина, профессиональный ландшафтный дизайнер).

Гармоничное и полноценное развитие школьника – основная задача коллектива учебного заведения. Пути решения этой задачи многообразны. Один из них открывается перед учащимся с первого шага на пришкольный двор, яркий, запоминающийся образ которого создает позитивное настроение и мощный стимул к получению знаний.

Благоустройство территории школы – это комплекс мероприятий по созданию и организации зон и сооружений вокруг основного здания, имеющих определенные функции.

Цели и задачи озеленения

Цель мероприятий по благоустройству территории школы – обеспечение безопасного и комфортного пребывания учащихся в периоды между уроками.

Задачи благоустройства школьного участка:

  • расширение функциональных возможностей используемого участка;
  • обеспечение безопасности учащихся и работников учебного учреждения;
  • усиление стимула для проведения учебных и спортивных занятий на открытом воздухе;
  • улучшение экологической атмосферы района за счет озеленительных мероприятий на участке.

Проект по благоустройству территории школы

Архитектурно-планировочная схема благоустройства – комплекс взаимосвязанных зданий и сооружений, выполняющих определенные функции. План благоустройства территории школы разрабатывается на стадии проектирования.

Современные учебные заведения возводятся с соблюдением нормативной документации, в которой установлены все требования, предъявляемые к работе по благоустройству территории школы:

План мероприятий по благоустройству территории школы

Функциональное зонирование – главный аспект при разработке проекта благоустройства. Но как быть школам, чья зеленая зона давно уже освоена, но требует обновления? Эта задача может быть решена без привлечения услуг специалистов по благоустройству и озеленению.

На педагогическом совете или общешкольном собрании принимается решение о планируемом озеленении территории школы. В ходе обсуждения создается инициативная группа из представителей педагогического коллектива и родителей, которая определяет список предварительных мероприятий.

  • Подготовить ситуационный план участка. План представляет собой схему расположения всех функциональных зон и объектов, имеющихся на школьном участке на текущий момент. Особо стоит выделить те зоны, которых не коснутся дальнейшие мероприятия по благоустройству территории школы.
  • Произвести ревизию зеленых насаждений, оценить их состояние. Составить дендроплан посадок. Нанести на него существующие посадки с указанием, какие их них будут оставлены, что переместить или удалить.
  • Составить список необходимой литературы по теме озеленения территории школы. Изучению темы ландшафтного проектирования можно посвятить внеклассные уроки среди учеников разных возрастных групп.
  • Классным руководителям донести информацию до родителей учеников о возможном их участии в благоустройстве и озеленении.
  • Объявить конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы среди учащихся старших и средних классов.
  • Помимо сформированного коллектива из родителей учащихся, которые будут принимать участие в реализации плана благоустройства, желательно заручиться поддержкой спонсоров и деловых партнеров школы.

Реализация плана благоустройства территории школы

Для воплощения такой серьезной задачи, как озеленение территории школы, требуется ознакомиться с основными нормативами проектирования объектов благоустройства для школьных учреждений.

Площадь школьного двора зависит от количества учебных классов. По действующим нормативам на каждого учащегося приходится от 16 до 50 кв. м, в отдельных климатических районах допускается уменьшение этой нормы на 20–40 %, но не более.

Процент озеленения территории школы должен быть в пределах 40–50 % от общей площади участка. В площадь озеленения включаются те зоны, которые не имеют искусственных покрытий. Общая площадь озеленения может быть уменьшена на 10 % для районов, граничащих с лесными массивами и парковыми зонами.

Деревья на участке следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, кустарники – не менее 5 м. Непосредственно перед основным школьным зданием высокие деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м от стен, чтобы избежать чрезмерного затенения окон.

Здание школы на участке является его планировочным центром. Для проведения мероприятий по благоустройству территории школы требуется произвести ее четкое разграничение на функциональные зоны.

Функциональные зоны, на которые можно разбить школьный двор:

  • многофункциональная зона (учебно-опытная, спортивные площадки, площадки для мероприятий);
  • рекреационная зона (дополнительные спортивные площадки, места для отдыха и прогулок);
  • хозяйственная зона;
  • буферная зона (зона отделения территории школы от окружающей инфраструктуры).

Работа по благоустройству территории школы

По итогам объявленного конкурса среди школьников выявляются лидеры, чьи идеи стоит использовать в работе. Конкурс на лучший проект по благоустройству территории школы можно провести на более масштабном уровне: районном или городском по согласованию с руководящими органами. Дети попробуют свои силы в дизайне, применят полученные на уроках знания в работе с программами по графическому дизайну.

В результате утверждается окончательная программа по благоустройству территории школы с календарным планом работ и утвержденной сметой расходов. Программу следует согласовать с вышестоящими органами управления образованием.

Лучшее время для начала работ по воплощению плана благоустройства территории школы – периоды ее наименьшей загруженности. Это могут быть периоды осенних или весенних каникул. Работы по озеленению желательно также проводить в межсезонье – благоприятное время для приживаемости растений.

Благоустройство и озеленение территории школы: особенности

Прежде, чем начинать работы по озеленению, необходимо проинспектировать все деревья на школьном участке и вырубить те из них, которые необходимо вырубить или подрезать. Это необходимо для обеспечения безопасности школьников. И вырубка, и подрезка осуществляется на основании специального разрешения – порубочного билета. Он выдается по заявлению, подписанному директором школы. В заявлении следует указать цель – санитарная рубка зеленых насаждений.

Порубочные билеты выдают уполномоченные организации исполнительных органов государственной власти, например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды или комитет по благоустройству. С недавних пор оформить порубочный билет можно через МФЦ.

Кроме заявления для его оформления также потребуется:

  • подробный подеревный дендроплан с указанием точного размещения деревьев и кустарников на школьном участке;
  • ассортиментная ведомость – перечень всех расположенных на участке зеленых насаждений;
  • перечетная ведомость – список деревьев и кустарников, подлежащих вырубке и подрезке.

После того, как санитарные работы по вырубке и подрезке проведены, приступают к работам по озеленению.

Основная задача озеленения – создание природного и эстетического микроклимата, защита от ветра, пыли и солнечных лучей. Важной функцией озеленения является образовательная, дети познают окружающую их природу непосредственно в месте обучения. Дополнительно работа по благоустройству территории школы способствует этическому и трудовому воспитанию школьников.

Озеленение территории следует проводить по принятому ландшафтному проекту (дендроплану). Определение состава растительного ассортимента для озеленения и благоустройства территорий школ зависит от ряда условий:

  • климатических характеристик региона;
  • географического расположения по сторонам света;
  • особенностей грунта и гидрологической обстановки;
  • совместимости с растениями, уже имеющимися на участке;
  • материальных ресурсов и пр.

Вновь создаваемые объекты ландшафтного дизайна должны иметь гармоничное распределение и соответствовать своему назначению в каждой из функциональных зон.

Перед зданием школы , как правило, расположены площадки для отдыха младших классов и площадка для торжественных мероприятий. Они должны хорошо просматриваться по всему периметру, поэтому огораживать эту территорию посадкой высокорослых растений или деревьев с густой кроной не рекомендуется. Для этих мест применяются газоны, невысокие древесно-кустарниковые композиции. Для посадки подойдут кизильник, самшит, спирея.

Дорожки между площадками можно обустраивать в виде аллей, обрамленных деревьями с пирамидальными или колонновидными кронами, например, лиственницей, елью, березой.

На спортивных площадках дети проводят достаточно много времени, поэтому рядом с ними следует организовать зоны затенения для отдыха во время активных мероприятий. Эта задача решается посадкой нескольких высокорослых деревьев на расстоянии не ближе 10 м от площадки. Сама площадка может быть огорожена посадками живой изгороди из растений без колючек, такими как жимолость, актинидия, лимонник китайский.

Зону отдыха стоит оформить мягкими газонными посадками в сочетании с кустарниковыми группами. В этой зоне можно устроить цветники и газоны с декоративным мульчированием природными материалами.

Учебно-опытные участки следует огораживать от остальных зон с целью ограничения к ним доступа. Эту функцию может выполнить изгородь из вьющихся кустарников на опорах или бордюрные среднерослые кустарниковые посадки.

Хозяйственная зона отделяется от остальных зон бордюром из высокорослых кустарников или живой изгородью на шпалерах или опорах.

В буферной зоне следует обустраивать участки плотных кустарниковых посадок, которые выполняют роль шумопоглощающего и ветрозащитного барьера, например, из бархата амурского, конского каштана или рябинника.

Нельзя высаживать на пришкольном участке растения-аллергены, а также деревья и кустарники с несъедобными плодами. Стоит избегать растений с большим содержанием эфирных масел, чтобы предотвратить возникновение аллергических реакций у детей.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

  • уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;
  • подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;
  • высадка сезонных растений.

Важно

Периодическое обновление объектов озеленения территории школы благоприятно сказывается на поддержании эмоционального и экологического климата. Эти мероприятия можно совмещать с практическими уроками по труду или естествознанию как дополнительный дисциплинирующий и образовательный элемент школьного воспитания.

Грамотно организованные ландшафтные группы, удобное размещение малых архитектурных форм на пришкольном участке улучшают его микроклимат, санитарно-гигиенические и эстетические условия. Удачно вписанный в инфраструктуру района школьный участок с обновленным озеленением украсит город и повысит ценность территории в плане общего озеленения района.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Деревья и кустарники пришкольного участка

Деревья и кустарники пришкольного участка

Актуализация:

Цель: создать гербарий деревьев и кустарников пришкольного участка

Проблемный вопрос: Какие деревья и кустарники растут возле нашей школы, и какую роль они играют в жизни человека?

Задачи:

Распределиться на творческие группы. Сходить на экскурсию и выяснить, какие деревья и кустарники растут на пришкольном участке. Собрать коллекцию листьев и сделать фотографии. Собрать информацию о деревьях и кустарниках в библиотеке, интернете. Сделать гербарий. Принять активное участие в улучшении состоянии пришкольного участка.

Планирование:

Распределиться на группы Определить цели и задачи каждой группы. Сходить на экскурсию и по атласу определителю составить список изучаемых объектов. Собрать коллекцию листьев. Найти и отобрать (с помощью учителя, родителей) необходимый материал об изучаемых объектах. Засушить листья и оформить гербарий. Принять активное участие в улучшении состояния пришкольного участка.

Экскурсия:

Сирень

Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем найдём!

Возле нашей школы растёт маленький дубок. Он был посажен выпускниками нашей школы в 2007 году. И вот растёт уже 6 лет, напоминая о наших учениках. Это редкое дерево для нашей местности. Дуб растёт медленно, сначала (до 80 лет) — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Светолюбив. Плодоносить начинает с 15—60 лет. Плод — односемянный жёлудь. Из древесины дуба изготавливают прочную и долговечную мебель. Он обладает лечебными свойствами. Применяют как вяжущее средство в виде водного отвара для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зева, глотки, а также для примочек при лечении ожогов. Дуб - дерево сильное и мощное. Получить от дуба частичку его силы и здоровья может любой человек. Для этого: а) надо чаще гулять в дубовых рощах; ) по возможности использовать предметы из дуба в своем обиходе; в) никогда нельзя ломать или рубить дуб для потехи.

Рядом со школой растёт две больших липы. Родина восточная часть Северной Америки. Дерево до 40 м высотой с темной, почти черной корой. Обильное цветение приходится на вторую половину июля. Липы благоухают во время цветения и "гудят" от многочисленных пчел. Липа дает самый обильный по сравнению с другими медоносами взяток. И липовый мед издавна считается одним из лучших. Растет сравнительно медленно, хорошо переносит засуху, морозостойка.

Над ее густой листвой В зной гудит пчелиный рой. А зимою всех от гриппа Вкусным медом лечит. (липа)

Рябина

Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют.

Очень много возле школы растёт рябин - целая аллея! Рябина — евроазиатское дерево или крупный кустарник. Особенно красива рябина осенью, когда одевается в багряный цвет и завораживает своими многочисленными плодами. Рябина обыкновенная — дерево высотой 4—15 м. Кора гладкая, иногда растрескивающаяся. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также мочёная и маринованная. Плоды рябины использовались в народной медицине, как кровоостанавливающее,, желчегонное, потогонное, слабительное и как средство от головной боли.

Преимущественно листопадные растения. Высота деревьев иногда достигает 40 м, при диаметре ствола 2 м, некоторые виды растут в виде кустарника. Кора бурая, у молодых деревьев гладкая, позже толстая и грубая. Листья цельные, редко просто зубчатые, заострённые. Осенью перед листопадом пластинка листьев окрашивается в светло-жёлтый цвет или буреет, опадают листья раньше, чем у многих других деревьев. Плод сплющенный, перепончатое крыло. Продолжительность жизни 80—120 лет, доживают до 400 лет. Дрова обладают высокой теплотворной способностью, так же как и уголь.

Зрелая семянка на просвет

Сирень

Куста чудесней нет, Он славит день весенний, Пахуч и нежен цвет Красавицы .

Все мы знаем кустарниковое растение, красиво цветущее в мае, — речь идет о сирени. Как красиво возле нашей школы во время цветения! А аромат благоухающих цветов разносится по всей округе. Но, вероятно, не многие знают о том, что, кроме эстетического удовлетворения, это растение способно принести человеку и здоровье, особенно людям, страдающим ревматизмом и отложениями солей в суставах. Настойка из сирени — это проверенное средство против лихорадки и малярии. Сирень зимостойка, вынослива к перепадам температур.

Берёза

Берёза принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см. Кора у большей части берёз белая. . У старых деревьев нижняя часть ствола нередко покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами. Продолжительность жизни берёзы, по разным данным,— 100—120 лет. . С давних лет берёза была образом России. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма. Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков. . Берёзу традиционно использовали в лечебных целях: настои из берёзовых почек и листьев.

Загадка: Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой.

Черёмуха декоративная:

Есть у нас на территории и декоративная черёмуха. Дерево до 17 м высотой. Ствол покрыт очень нарядной, красновато- оранжевой корой, гладкой, блестящей. Весной они светло-зеленые, летом - темно-зеленые, осенью - интенсивно желтые или желтовато-красные. Плоды мелкие, до 5 см в диаметре, округлые, черные, очень горькие, несъедобные, служат лакомством для птиц. Растет быстро, легко размножается семенами. Рекомендуется для создания аллей.

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна.

Ранетка

Из всех видов яблонь ранетки наиболее неприхотливы. Это очень долговечные яблони. По урожайности с ними не сравнятся ни полу культурные сорта, ни крупноплодные. Созревают плоды в начале сентября месяца, срок лежкости у них до полутора месяцев. Плоды прекрасно подходят как для приготовления соков и компотов, так и для употребления в свежем виде.

Читайте также: