Какая птица распространяет плоды кедровой сосны

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира предполагает формирование экологически грамотной модели поведения. В этом мне помогают нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-КВН. Такие уроки требуют тщательной подготовки учителя и учащихся. Вместе с детьми мы листаем страницы художественной литературы, энциклопедии, отыскивая интересный материал для урока, делаем экологические знаки, составляем отчет о проделанной работе. Соблюдение на практике ценностей экологической этики и приводит к формированию экологической культуры.

Оценить 743 0

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ КРО

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Коррекционно-развивающие : развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, развивать логическое мышление, внимательность, смекалку; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе, воспитывать чувство взаимопомощи, интерес к предмету, расширять кругозор.

Наглядность и оборудование:

Организационный момент. Мотивация урока.

Будет, думаю, оно увлекательным.

По природе родной будем шагать

Наблюдать, анализировать, рассуждать. (Слайд 1)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Давайте составим план-маршрут путешествия. Для этого разгадаем

1.Короткое название ледяной зоны.

2.Природная зона, которая тянется вдоль берегов Северного Ледовитого

океана, южнее арктических пустынь.

3.Хвойный лес, который занимает большую часть лесной зоны.

4.Характерный признак этой зоны- сплошной травянистый растительный

5.Эту природную зону отличает жаркое продолжительное лето и прохладная

короткая зима. Слайд 2

3. Актуализация знаний.

-Как изменяется природа нашей страны? (изменяется с севера на юг)

-Перед вами план-маршрут нашего урока. Первая остановка – Арктика

Черноморское побережье Кавказа

–Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. После выполненной работы – зеленый (правильно), красный (ошибки).

4.Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

-И нас встречает Полярник. У него для вас задание. (Слайд 4)

-Каким океаном омывается наша страна с севера?

-Что вы можете сказать о зиме и лете на Крайнем Севере?

-Что вы можете сказать о растительности Крайнего Севера? Какие животные обитают? Как животные приспосабливаются к условиям жизни в этом крае?

-Покажите на карте зону Крайнего Севера?

(Дети получают карточки с заданием. Работают парами)

Выбрать растения тундры

Морошка, ежевика, брусника, голубика, ива, карликовая береза, полярная ива, береза, лиственница, ясень, ягель.

-В чем приспособленность этих растений?

Выбрать животных тундры

Северный олень, лиса, белая сова, песец, тундровые куропатки, лемминги, волк, куница, лось.

-Как связаны между собой обитатели этой зоны?(Слайд 5)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Встреча с Лесником.(Слайд 6)

- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный).

- Какое особое отличие есть у лиственницы?(Сбрасывает иголки)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

- Какое дерево является символом России?(Береза)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка – летяга)

- Плодами какого дерева являются желуди?(Плоды дуба)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

-Сейчас я бы хотела знать, на сколько хорошо вы знаете животный мир различных природных зон. Я показываю иллюстрацию животного, а вы отвечаете по плану:

- Как называется животное?

- В какой природной зоне живёт?

- Чем питается?

1. Верблюд (пустыня).

2. Белка (лесная зона.)

3. Северный олень (тундра)

4. Суслик (степь).

5. Дельфины (субтропическая зона, Черноморское побережье Кавказа).

6. Белый медведь (арктическая пустыня).

-Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете растительный мир природных зон. Я показываю иллюстрацию растения, а вы должны определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне произрастает?

Ягель (тундра)

Берёза, ель (лесная)

Верблюжья колючка (пустыня)

Ковыль (степь)

Полярный мак (арктическая пустыня)

Магнолии (Черное море)

- Докажите, что лес: Слайд 7

защитник воздуха, водоемов, почв

место для отдыха человека

Лес дом для растений, животных, грибов

источник древесины

Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните

В порядок мысли приведите

И к работе приступите.

-Наше путешествие продолжается. Определи природную зону.

- Каждый учащийся получает карточку с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону.

1.До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь) Слайд 8

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)Слайд 9

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление. По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но оно быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи.(Лесная зона)

Учащиеся зачитывают описание природной зоны, называют её.

- Для того чтобы перейти к следующей природной зоне (Черноморское побережье Кавказа), необходимо выполнить следующее задание. Отгадайте на слух, звуки какой природной зоны вы сейчас слышите?

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.

3. Показать важность рационального использования и охраны лесов.

4. Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

5. Познакомить с редкими растениями и животными леса.

6. Развивать познавательный интерес.

7. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Учитель. О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученики. В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

Учитель. Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2–3 цепи питания в лесной зоне.

2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:


тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница, ель;

смешанный лес – пихта, сосна, береза, ольха, лиственница, ель, кедровая сосна;

широколиственный лес – липа, дуб, клен.)

Учитель предлагает классу решить кроссворд и прочитать ключевые слова:

Вопросы к кроссворду:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.


III. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

После чтения статьи учитель открывает на доске схему:



1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

7) Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.

Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учащиеся заполняют схему:



Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

· растения – женьшень, венерин башмачок;

· жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

· птицы – филин, утка-мандаринка;

· звери – зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Учитель. О каких правилах поведения в лесу рассказывает это стихотворение?

Ученики. Нельзя разорять птичьи гнезда, ловить зверей, топтать траву, загрязнять реки.

Учитель. На следующей страничке урока мы выясним, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу?

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

IV. Закрепление.

Учитель. Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.

При составлении урока были использованы материалы:

Тема: Лес и человек.

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока.

Организационный момент . ( Звучит аудиозапись звуков леса.)

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

3. Проверка знаний и умений.

-Прежде чем перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

- Какое дерево является символом России? (Берёза.)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

-Какой бывает лес? Соотнесите названия деревьев и лес, в котором они произрастают (Слайд 2.):

4. Работа над новой темой.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его самостоятельное чтение по карточкам.

- Так чем же является лес для человека? Приготовьте в тетради таблицу для заполнения (Слайд 3.):

(Далее работа построена следующим образом:

чтение строчек стихотворения на слайде презентации,

вывод- заполнение пункта в таблице).

- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

-Значит, лес для человека- это источник топлива. ( Слайд 6.)

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины. ( Слайд 7.)

- В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 8.)

- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

- Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов. (Слайд 10.)

- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.) (Слайд 11.)

- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Слайд 12.)

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Приготовьте для заполнения таблицу (Слайд 13.) :

5. Самостоятельная работа

- Вам предстоит самостоятельно выяснить какие экологические проблемы

Работа по карточкам:

Карточка №1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал- и вон убежал.

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (Слайд 15.)

Карточка №2:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе? (Слайд 16.)

Карточка №3:

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?( Слайд 15.)

(После самостоятельной работы подвести итог и заполнить таблицу (Слайд 17.).

6. Продолжение работы над новой темой.

- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

( О незаконной охоте- браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;

- растения - женьшень, венерин башмачок;

- птицы - филин, утка-мандаринка;

- звери - зубр, амурский тигр.

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесённых в Красную книгу)

- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Впрочем, сами они о себе лучше расскажут.

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

( Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют. )

- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема- это значит, что вы будете искать пути её решения.

- А теперь вновь обратимся к строчкам из стихотворения (Слайд 19).

8. Домашнее задание.

- К следующему уроку прочитайте в учебнике стр.70-75 и выполните творческие задания в тетради на стр.23-24 .


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

Дом для растений, животных, грибов Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну


Слайд 11


Слайд 12

место отдыха аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20


Полный текст материала Лес и человек, 4 класс, УМК "Школа России" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Для повышения эффективности экологического образования дошкольников я использую разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.

Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.

Обобщая все выше представленное,можно сформулировать следующие основные выводы:

игры экологическогосодержания помогают ребенку:

а) увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы;

б) осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.

Я задаю вопрос, бросаю мяч, поймавший отвечает.

- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

- Узнайте дерево по описанию: "Высокое, стройное, с желтовато-красной корой, ветви только на вершине" (Сосна).

-Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки).

- Какое дерево является символом России? (береза).

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны (кедровка).

-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа).

Ответивших зрителей на вопросы я приглашаю на игру.

1.Комментарий:данная словесная игра развивает у детей мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Развивает внимание и быстроту реакции в выполнении движений.

Условия игры:на столе разложены карточки с изображениями обитателей луга: растение, гусеница, птица, пшеница, мышь, хищная птица, кузнечик, насекомые и личинки, крот. Ваша задача как можно больше составить пищевых цепочек луга.

Комментарий: данная игра закрепляет знания детей об обитателях луга и пищевых связях на лугу, побуждает ребенка быть активным, реагировать на игровую ситуацию.

- Что бы произошло с остальными объектами леса если бы исчезли…

• ушли из леса зайцы;

• в лес не приходил бы человек.

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Условия игры: участникам игры раздаются силуэты разных видов деревьев.

Задание: каждому участнику игры правильно дорисовать на дереве листья, плоды. Презентовать свою работу через поэтическое слово.

Комментарий: данная игра способствует развитию у детей наблюдательности, зрительной памяти, развитию творческих способностей к рисованию. Развитие коммуникативных способностей.

Дуб, береза, ель, сосна, кустарник, садовое дерево.

Пока участники готовятся мы, коллеги,поиграем в игру: "Угадай по форме"

Попробуйте угадать названия растений по графической форме листовых пластинок.

(округлая, овальная, продолговатая, линейная).

А также,по форме основания листовых пластинок: (клиновидная, округлая, сердцевидная).

Комментарий: данная игра закрепляет знания детей о форме листа, развивает наблюдательность, внимание, пополняет словарный запас для составления описательного рассказа.

И снова я с вами, на этот раз я предлагаю вам немного заострить свое внимание.

(лист, помидор, морковь, гриб, яблоко, бабочка, вишня, грабли, груша, лейка, цветок, божья коровка).

Комментарий: данная игра развивает внимательность, наблюдательность, остроту зрения.

Комментарий: данная методика позволяет использовать элементы фольклора в качестве экологического воспитания развивает у детей чувство юмора.

Читайте также: