Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.

Не выдержав, отец опять взглянул назад.

Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.

Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.

Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.

Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.

Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.

Проверочный тест по ССП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В6, В12)

1. Найдите сложносочинённое предложение.

Двести шагов, и мы в безопасности.

Хотелось домой, где холодно и снег.

Я верил: что-то должно произойти.

Исследования доказывают наличие жизни не только на суше, но и на воде.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.

Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.

Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.

Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

В это время прогремел выстрел и из окна донеслись крики.

Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.

Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.

Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.

Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Горькой струёй сквозящую печаль донесло до меня – так может пахнуть только увядающее дерево, и я уловил неслышное движение, заметил искрой светящийся в воздухе берёзовый листок.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

И,(1)когда бы я ни открыл глаза,(2) ты была всегда возле меня,(3) и ночник горел в комнате,(4) и ты глядела на меня своими запавшими очами,(5) будто из тьмы.

Итоговый тест по СПП. 1 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

Никогда этот человек, обещавший столь многого добиться в жизни, не был самим собой.

В лесу еле слышно раздавался звон бубенчиков, и по дороге медленно катила тройка.

В кустах послышался какой-то шорох, который и спугнул куропаток.

Устав от беготни, ребятишки, притихшие и посерьёзневшие, уселись на печке, а бабушка начала рассказывать им сказки.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

В том краю(1) где желтеет крапива(2) и сухой плетень(3) приютились к вербам сиротливо(4) избы деревень.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

Известно, что слоны в диковинку у нас.

В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

Старший сын попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь вполголоса.

Я остался ночевать у них, чтобы не попасть под надвигающуюся бурю.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением места.

Дом, где я родился и вырос, навсегда будет мил моему сердцу.

Где река Москва впадает в Оку, вырос красивый город Коломна.

Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно бросали капли в челнок и на траву.

6. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения.

Цветок был до такой степени необычен, словно его привезли из какой-то экзотической страны.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.

Несмотря на то, что действие началось, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шёл по ковру коридора.

Он решил, что не оставит её, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.

Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

Ей даже стало холодно от радости и захотелось, чтобы эта ночь тянулась без конца, чтобы без конца неторопливо постукивала по корням телега, чтобы всё дремучей, разбойничей делался лес.

Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который, со своей стороны, был тоже несколько смущён, хотя старался этого не показать.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни,(7) я всегда помню руки твои в работе.

Итоговый тест по СПП. 2 ВАРИАНТ.

(подготовка к ГИА, задания В7, В9, В12, В14)

1. Укажите сложноподчинённое предложение.

Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатства.

Эта железяка блестела на солнце, как золото.

Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго ходил по чердаку.

2. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

Солнце(1)как будто запоздало в это утро(2) и(3) когда оно выглянуло из-за домов(4) и церквей(5) застало всех в страшной суматохе.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем.

Запятые ставятся между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений.

Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложноподчинённого предложения.

Запятыми выделяются вводное слово и обособленное обстоятельство.

Запятыми выделяется вводное слово и разделяются части сложносочинённого предложения.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

Я рождён, чтоб целый мир был зритель торжества иль гибели моей.

День такой яркий, что даже рыбья чешуя за версту сверкает серебряными искрами.

Всем известно, что Пушкин лучше всего писал осенью.

Взгляните на церковь, что находится от нас по правую руку.

5. Укажите СПП с обстоятельственным значением образа действия и степени.

Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушует море.

Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой.

Больной всё сделал так, как велел ему доктор.

Как только ушли миноносцы, мы стали ставить палатки и собирать дрова.

6. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения.

Хотя ещё на ветках не высохли капли дождя, птицы уже завели свои призывные песни.

7. Укажите количество грамматических основ в предложении

Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца.

8. Укажите СПП с несколькими придаточными.

Казак мой был очень удивлён, когда, проснувшись, увидал меня совсем одетого.

И, опьянённый этим ветром, я пошёл к обрыву, чтобы ещё раз взглянуть на море.

В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев

кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном чёрном платье, закрытом до шеи.

9. Укажите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья.

На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минуточку.

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Химическая очистка стоков не была предусмотрена совсем,(1) и они разбавлялись ценнейшей байкальской водой,(2) а в озеро уходила смесь из ядов,(3) которая оказывает губительное влияние на всё живое,(4) обитающее в этом водоёме.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

Будет дождик – будут и грибки.

За станцией, дрожа и покрывая свист метели, оглушительно загудел гудок.

Старожилы говорят, что в этих местах давно не было такого засушливого лета.

Всё было мокро, всё таяло, с домов капали капели, с тротуаров сбрасывали липкий, мокрый снег.

Пожар, несмотря на принятые меры, усилился и, кажется, уничтожил треть построек.

Цели воспитания во все времена одинаковы: пробудить у растущего человека любопытство ко всему.

Везде: на склонах гор, на ветвях деревьев – лежал снег.

2. Какое из объяснений постановки тире в предложении является правильным?

В лесу зацвела сосна, ель, можжевельник, на болотах – голубика, клюква, брусника.

Это сложное бессоюзное предложение, между частями которого ставится тире.

Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения – неполное предложение с пропущенным сказуемым, которое легко восстанавливается из первой части предложения.

Это тире между подлежащим и сказуемым.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых), помимо союзной, соединяются также и бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Земля наша справедлива ко всем,(1) хоть маленькой радостью наделяет она всякую сущую душу,(2) всякое растение,(3) всякую тварь,(4) и самая бесценная,(5) бескорыстно дарованная радость – сама жизнь.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

С крыш свесились сосульки (…) началась капель.

точка с запятой

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Когда приходит к вам в дом кто-нибудь, кого дворовые вороны никогда ещё не видели, они начинают тревожно каркать: птицы вас хотят предупредить о возможной опасности, потому что по собственному опыту знают, что всякий новый человек – это какое-нибудь беспокойство.

Контрольный тест по бессоюзным сложным предложениям. 9 класс.

(подготовка к ГИА, задания В12, В13)

1. Среди предложенных укажите сложные бессоюзные предложения.

Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

Лунный блик серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

То слишком морозит, то моросит дождь.

Оглянулся – командира рядом не было.

Я считаю, что счастье – это дар судьбы.

Был сентябрь, желтели магнолии, на сухих виноградниках весь день лаяли привязанные у шалашей собаки.

2. Какое из объяснений постановки двоеточия в предложении является правильным?

Предметы теряли свою форму: всё слилось в однородную массу.

Это сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого раскрывает причину того, о чём говорится в первой части.

Это предложение с обобщающим членом при однородных членах.

Это сложное бессоюзное предложение со значением противопоставления.

Это сложное бессоюзное предложение со значением перечисления.

3. Среди предложений текста найдите сложное(-ые) предложение(-я), части которого(-ых) соединяются только бессоюзной связью. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

4. В данном предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Во всём,(1) что наполняет комнату,(2) чувствуется нечто давно отжившее,(3) все вещи источают тот странный запах,(4) который дают цветы,(5) высушенные временем.

5. Какой знак нужно поставить в бессоюзном сложном предложении на месте пропуска?

Таланты истинны на критику не злятся (…) их повредить она не может красоты.

точка с запятой

6. Укажите количество грамматических основ в предложении.

Я с любопытством вслушивался в разговоры солдат и офицеров и внимательно всматривался в выражения их физиономий, но решительно ни в ком я не мог заметить и тени того беспокойства, которое испытывал сам: шуточки, смех и рассказы выражали общую беззаботность и равнодушие к предстоящей опасности.

Контрольный диктант с заданием в рамках ГИА в 9 классе.

Запишите текст под диктовку, нумеруя каждое предложение.

1) Я погасил костёр и пошёл вниз по реке. 2) С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. 3) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк реки, то река уходила торжественным поворотом в леса.

4) У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. 5) На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне морёные дубы.

6) В одном месте открылся косогор, а в зарослях клёнов видна старенькая часовня с заржавленным куполом.

7) На закате я вышел к просёлочной дороге. 8) Она шла вдоль берега. 9) Снова на реке появились заросшие травой плоты. 10) Издали они казались островами. 11) Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело.

12) Я осторожно перешёл на плот, нагнулся и увидел обыкновенную бутылку, внутри было сложенное письмо. 13) Я вытащил его, но прочесть не смог. 14) Оно написано было бледным карандашом, а сумерки быстро сгущались. 15) Мне надо было торопиться. 16) Из зарослей тянуло запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым пламенем облако.

(По К. Паустовскому)

Задание к тексту контрольного диктанта по ССП в 9 классе (раздаточный материал).

(подготовка к ГИА, задания А4, В1 – В4, В12).

созданная с помощью красок

красивая, достойная кисти художника

2. Замените указанное в вашем варианте слово стилистически нейтральным синонимом.

валявшиеся (предложение 5)

вытащил (предложение 13)

Из 1-2 предложений выпишите слово с безударной непроверяемой гласной в корне.

Из 16 предложения выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

Из 9 предложения выпишите слова с неизменяемыми приставками.

Из 7-11 предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Читайте также: