Интерактивная технология дерево знаний для дошкольников

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Слайд № 2

Счастливый случай нас собрал

Вот в эти стены, в этот зал.

Интерактивные технологии обучения

Не дадут скучать и унывать,

Затеют спор веселый, шумный,

Помогут новое узнать.

В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дошкольное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.

Слайд № 3

Давайте же, определим понятия.

Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, воспитанников друг с другом.

Слайд № 4

Интерактивные технологии используемые в работе
с детьми 3-7 лет.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Форма проведения: путешествие е в страну Знаний. Количество 12 человек.

Демонстрационный материал:

1. Поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шарик;
2. Схема поезда с тремя вагонами;
3. Макет реки (таз наполненный водой)
4. Тарелка с очищенными дольками чеснока;
5. Дерево;
6. Детский микрофон;

Раздаточный материал:

Предметы для проведения опытов:

1. Трубочки для коктейлей – 12 штук;
2. Прозрачные одноразовые стаканы – 12 штук;
3. Воздушные шары – 12 штук;
4. Полиэтиленовые пакеты – 12 штук;
5. Кораблики – деревянная щепка с бумажным парусом);
6. 6 тазов с водой;
7. Пол листа бумаги;

Методические указания

1 часть. Вхождение в тему. Раздача символов (желающие 12 человек)

Игровая технология

Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие на подносе на столе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Ответы детей)

Информационно-коммуникативная технология

Воспитатель: Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?

Слайд № 5

Воспитатель: воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке (с ярким игрушечным микрофоном)

- На что был похож Пузырь?

- Как вы думаете, что было у него внутри?

- Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти Соломинку и Лапоть?

- Почему лопнул Пузырь?

Обобщение: Пузырь исчез, потому, что из него вышел весь воздух.

Воспитатель: я в начале нашего путешествия говорила, что нам нужно украсить наш поезд. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.

- Кто знает, как доказать что воздух существует? (с помощью опытов)

Возьмите воздушные шары и обозначьте:

- красными воздушными шарами – уверенность в своих знаниях;

- зелеными – свои колебания, сомнения в умении провести опыты.

2 часть. Экспериментальная деятельность

Слайд № 6

Воспитатель: я предлагаю вам разделиться в пары, чтобы пара состояла из шаров одинакового цвета, но разного знака (садятся за столы парами)

- Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?

Дети : воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.

Дети: пузыри на поверхности воды и др.

Воспитатель : как же можно обнаружить воздух?

Дети: пары выдвигают гипотезу – с помощью опытов.

Обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы.

ЗАДАНИЕ 1. Создать поток воздуха у лица

Опыт № 1 – взять листок бумаги, сделать веер и помахать им около лица

Вопрос : что ощущаете? (легкий ветерок, прохладу – ответы в парах). Какой можно сделать вывод? – ответы в парах

Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем)

ЗАДАНИЕ 2. Увидеть воздух, которым мы выдыхаем

Опыт № 2 – взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой

Опыт № 3 – надуть воздушный шарик (2-3 вдоха)

Вопрос : Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Вспомните строение человека, где расположен воздух, как дышит человек. Какой можно сделать вывод – ответы в парах

Вывод: воздух находится внутри тела в легких, его объем можно измерить

ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что воздух прозрачный

Вопрос : можно ли увидеть через воздух-невидимку все, что находится вокруг нас? Какой можно, сделать вывод – ответы в парах

Вывод : воздух прозрачный, невидимый, через него можно видеть, все, что нас окружает

Слайд № 7

Воспитатель: давайте встанем в круг и я буду вам бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.

- Нужен ли воздух людям и животным? (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)

- Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? Если купить в магазине рыбок для аквариума, поместить их в банку, которую плотно закрыть крышкой, что может произойти? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)

- А человек может долго находиться под водой без маски водолаза? Почему? (нет не может, т.к. ему не хватает воздуха) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?

Воспитатель: мы с вами выяснили, что нос нужен для дыхания и не только. Что еще умеет определять нос? (определять запахи)

Воспитатель: закройте глаза, зажмите нос (в это время перед детьми проносят тарелку с дольками свеженарезанного чеснока)

Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока? Какой можно сделать вывод?

Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем его.

3 часть. Физкультурная пауза

Воспитатель: я приглашаю вас на морской берег, здесь всегда свежо, часто дует ветер. Как вы думаете, чем может пахнуть море?

Слайд № 8

Воспитатель: можно ли назвать воздух помощником человека? (ответы)

Дети делятся на 2 группы по принципу: 1 группа - воздушные шары с восклицательными знаками, вторая группа – с вопросительными.

Воспитатель: я сейчас вам раздам картинки транспорта в конвертах

1 группа (с вопросительными знаками) – выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе и поместите их на дерево с синим символом.

2 группа (с восклицательными знаками) – с помощью бензина и тоже поместите на дерево с коричневым символом.

Воспитатель: посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся картинки транспорта? (ответы в группах)

- Как вы думаете, из чего можно сделать кораблик, парус? (ответы детей)

Воспитатель В таз с водой нужно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха.

(дети работают в парах, дуют на парус по очереди, договариваясь о совместным действиях, чтобы кораблик двигался быстрее, нужно дуть в одном направлении)

Воспитатель : объясните, почему плывет кораблик? Какой можно сделать вывод? (ответы в парах).

Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.

Слайд № 9

1 этап:

Вывод: в любом деле нужно трудолюбие.

Воспитатель: послушайте, я расскажу вам историю.

Дети на уроке труда в школе делали кораблики-оригами. У всех работа получилась аккуратная. Только Вовин кораблик учительница не смогла представить на выставке.

Воспитатель: объясните, почему? (ответы детей)

2 этап:

Воспитатель: подумайте и скажите, что нужно было сделать Вове, чтобы его кораблик взяли на выставку? (ответы детей)

3 этап: давайте выберем правильный вариант ответа. (делать кораблик того же цвета, что все остальные дети, края не обрывать, а стричь ножницами, сгибать аккуратно, не мять, и т.д)

4 этап: вспомните пословицу и сделайте вывод: что вспоминая эту пословицу дети будут трудиться, и выполнять свою работу только на хорошо.

6 часть. Проработка содержания темы.

Воспитатель: я уду задавать вопросы, а вы отвечайте полным ответом.

- Расскажите нашим гостям – сказочным героям – Лаптю, Соломинке и Пузырю, что вы узнали нового о воздухе?

- Посмотрите на нашу схему поезда, что вы видите? Давайте отметим флажком первую остановку в стране Знаний.

- Что вы узнали на этой остановке? (воздух невидимый, легкий, он всюду вокруг нас и в воде, воздух необходим для человека, животных, рыб, воздух помогает двигаться транспорту)

- Как можно назвать остановку в стране Знаний? (воздушная)

7 часть. Рефлексия деятельности детей

Воспитатель: я хочу вас поблагодарить за активное участие, любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.

Воспитатель: Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе? Если да, то украсьте вагоны синими воздушными шарами. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать о свойствах воздуха, прикрепите к вагонам синие шары. Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным, увлекательным и познавательным. Спасибо

Литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект занятия для воспитанников подготовительной группы " Волшебное дерево знаний" был составлен мной с учетом возрастных особенностей детей. Это занятие является обобщающим на этапе окончания подготовительной группы и направлено на выявление знаний перед школой и умением находить контакт друг с другом, работая в подгруппах.

Оценить 186 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 211 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

Выполнила: Бачурина О.И.,

воспитатель МБДОУ №211,

Форма организации: работа по подгруппам.

- выявление полученных знаний, представлений, умений, развитие навыков совместной деятельности.

- обобщать знания, умения и навыки, полученные ранее, проверить способность детей применять свои знания на практике;

- развивать логическое мышление, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- воспитывать навыки партнерского взаимодействия.

Предварительная работа: составление рассказов по сюжетным картинкам, составление задач по выражениям, беседы о правилах безопасности, экскурсия в пожарную часть.

Методы и приемы: словесные, игровые, практические, наглядные.

Реализация видов детской деятельности: коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная, конструирование.

Вводная часть.

Дети с воспитателем становятся в круг.

В.: «Встали, дети, в дружный круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Скажем тихо – доброе утро, потом громче – доброе утро! А к нам в гости сегодня пришел необычный герой. А чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку. Готовы?

Знают взрослые и дети,

Что упал с другой планеты –

Детям маленький дружок.

- Молодцы, ребята! ( Воспитатель открывает платочек, под которым спрятан Лунтик) Действительно к нам в гости пришел Лунтик. Посмотрите на это необычное дерево, под которым сидит наш гость.

В.: «А у наших у ворот

Чудо – дерево растет!

Чудо, чудо, расчудесное!

Что же там на нем растет?

Не яблоки, не цветочки,

( Дети рассаживаются по подгруппам, 3 группы по 4 человека, отличительный знак – эмблема.)

Основная часть.

-Ребята, что изображено на мешочках? ( Цифры. )

-Как вы думаете, задание под какой цифрой мы начнем выполнять сначала?

( Один.) Почему? А за каждое выполненное задание я буду давать каждой подгруппе по 1 букве. Когда вы их все соберете, то поможете нашему герою узнать важное слово. Начнем?

-Первый мешочек снимаю и задание читаю:

-Второй мешочек снимаю и задание читаю:

-Третий мешочек снимаю и задание читаю:

Музыкальная физминутка.

-Четвертый мешочек снимаю и задание читаю:

-Пятый мешочек снимаю и задание читаю:

-Шестой мешочек снимаю и задание читаю:

- Ребята, вы молодцы и справились со всеми заданиями , которые вам приготовил Лунтик. За 6 заданий каждая подгруппа получила 6 букв. Давайте из них составим это важное слово и назовем его Лунтику. Какие слова получились у каждой подгруппы? (Дружба.) Давайте хором их произнесем! Молодцы! Ребята, скажите пожалуйста, а почему это слово является важным, как вы думаете?

Заключительная часть.

-Ребята, отгадаем друзей Лунтика? Для этого нам надо разгадать загадки. Вы готовы? ( После разгадывания загадки о каждом герое по очереди открываются буквы, под которыми они прячутся.)

1. Вот пчела, ну так пчела,

Очень добрая она,

И готовит, убирает,

2. Имя взял у кузнеца,

А цвет у огурца.

Сидеть он просто не привык,

По травинкам прыг да прыг!

3. В прошлом был он генерал,

И красавец и удал.

Он спасал когда-то мир,

Помнит то его мундир.

4. Рано утром он встает

Два ведерка он берет,

Собирает туда мед.

5. Это что за девочка,

Ходит в платье красном,

Косы вверх, как стрелочки,

( Божья коровка Мила )

6. Ворчливый и стихи он пишет,

И паутины он плетет,

А Лунтика не понаслышке знает,

От паутин своих всегда освобождает.

Сюрпризный момент:

- Веселый Лунтик, озорной,

С Луны пришел он к нам домой,

Все время веселится.

Дарит радость всем вокруг,

Лунтик – самый лучший друг!

- Лунтик приготовил для вас подарки. Это цветные мелки для того, чтобы вы с друзьями рисовали на асфальте веселые картинки. Давайте скажем ему спасибо и до свидания!

Виды и использование интерактивных технологий в дошкольном образовании

Обучение в ДОУ является составной частью развития ребенка. Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети получают большую часть необходимого жизненного опыта, который станет базой для построения их модели поведения в будущем. И наиболее важным моментом является умение проявить коммуникационные способности. В таком случае незаменимыми будут интерактивные технологии обучения.

Виды интерактивных и активных методов обучения

Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой штурм и многие другие. Сегодня же мы обратим особое внимание на два последних активных коммуникационных метода обучения.


Деловая игра

Мозговой штурм — это активная методика обучения, при которой дети взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед тем, как приступить к дискуссии, ребятишкам дается время на обдумывание ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос, предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к новой: ее используют даже в международных компаниях, поскольку вместе проблему решить гораздо легче.


Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Не так давно возникла насущная потребность внедрять инновации в официальный воспитательный процесс, для чего было принято ФГОС и ответственность за него. Цель таких перемен — сделать детей максимально готовыми к взрослой жизни, социализировать наших чад и минимизировать риски возможного девиантного поведения. И, естественно, такие перемены коснулись также интерактивных методик.

Подробнее об интерактивных методах обучения дошкольников

Организация интерактивного дошкольного занятия будет гораздо более продуктивной, если все смогут поучаствовать в нем, каждый автор внесет свой маленький вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из уст взрослых, но и своих сверстников, а это, в свою очередь, учит толерантности, порождает начальный интерес принятие чужой позиции и другого мнения.

Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ

Дебаты — пожалуй, один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Обратите внимание! Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек зрения, выбрать самые интересные высказывания.

  • Постановка проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у воспитательницы заболел котенок.
  • Поочередно дети предлагают лечить его, кормить витаминами, завести к доктору, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть шарфик и т. д.
  • Дети определяют, что подходит и чем болен котенок.

Дебаты как интерактивное занятие это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет большое значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных деток.


Обратите внимание! Во время дебатов дети учатся не только вести беседу, задавать правильные вопросы, отвечать на них, но также и говорить четко, уверенно, не боясь публики, осуждения и коллектива.

Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ. Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной.

Важно! Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбрать обобщающие карточки (игрушки, цветы, человек конкретной профессии и т. д.), а для старшего возраста можно выбрать карточку с более узким спектром (санки, чашка, ракета и т. д.).

Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:

  1. Создать условно нерешаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного ответа, т. е. есть место фантазии.
  2. Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А листья — это ответы.
  3. Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют/наклеивают/пишут на листьях дерева эти варианты.


Дерево решений в ДОУ

Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном процессе, которые сегодня существуют, используются в практике воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.

Внедрение модели интерактивного образования

Занятия, на которых используются интерактивные технологии образования, должны быть четко структурированные.

Обратите внимание! Воспитателю отводится роль практически наблюдателя, поэтому он должен продумать, как сделать урок интересным, полезным.

Структура занятия интерактивного обучения

Очень эффективным является использование схемы активного занятия в ДОУ, описанной ниже. Такая структура урока позволит добиться не только результативности обучения новому материалу, но и сплоченности группы. Выглядит структура таким образом:

  1. Знакомство с заданием
  2. Разбивка на группы.
  3. Начало интерактивной игры и сам процесс.
  4. Заключительный этап.

Роль учителя

Роль воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы следить за происходящим, а если это нужно — регулировать течение игры. Необходимо обеспечить максимальное взаимодействие, педагогический контроль, предупреждать конфликты, подсказывать правила.

Работа в парах или группах

Знакомство с заданием: как правило, на этом этапе ребенок уже заинтересован в активном участии, так как хочет узнать, что же это такое. Тем не менее, следует обозначить не только цель интерактивной игры, но и рассказать все правила. Роль воспитателя на этом этапе очень важна, поскольку от его умения относить информацию деткам, будет зависеть выполнение намеченного плана.


Разбивка на группы

Как добиться максимального эффекта

Работа в коллективе ДОУ с детворой может проходить как в парах (готовят совместный проект), так и в группах по несколько человек (играют в ассоциации), а может быть для всего коллектива (деловая игра или дерево решений).

Начало интерактивной игры и сам ее процесс:


  • Заключительный этап. В любой игре есть победители и проигравшие. Главное — донести ребенку то, что опыт, полученный в процессе игры, — бесценен. Ребенок начинает познавать мир и социализироваться, осознавать, что не всегда будет побеждать, а выиграть есть шанс у каждого. Роль воспитателя тут сводится к оценке эмоций каждого ребенка, и если есть те, кто расстроен, — поддержке.

Важно! Все предложенные интерактивные образовательные технологии являются активом в руках воспитателя ДОУ. Добиться максимального эффекта можно только если использовать все их по назначению, по возрасту и придерживаться правил игры.

Интерактивные методы обучения

Дошкольное обучение детей

Основные условия проведения занятия в ДОУ и интерактивные методы обучения

  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство , третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование проблемных ситуаций — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

Показуха — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на команды, каждая из которых загадывает слово и, используя невербальные средства, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

Перевоплощение — интерактивные методы обучения, когда предлагается детям поделиться на команды и представить себя на месте какого-то предмета (книги, ручки, стола, куклы и тому подобное) и презентовать себя с точки зрения выбранной роли.

Сказка наоборот — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому.

Коллаж — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и дорисовать на листе бумаги свою картину (например, фигуру неправильной формы) всеми подручными материалами и рассказать о ней 2-3 предложениями.

Реклама — метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

Читайте также: